Истребование налоговым органом документов и информации у третьих лиц (встречные проверки)
Одним из мероприятий налогового контроля, предусмотренного главой 14 НК РФ, является истребование налоговым органом документов (информации) о налогоплательщике или информации о конкретных сделках у контрагентов или иных лиц. Порядок их истребования установлен статьей 93.1 НК РФ.
В отношении истребования документов и сведений у третьих лиц нередко используется термин "встречная проверка". В НК РФ такое понятие в настоящее время отсутствует. До 1 января 2007 г. понятие встречной проверки было закреплено абз. 2 ст. 87 НК РФ. Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ вместо данной нормы была введена новая ст. 93.1 "Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках". Однако этот привычный для всех термин используется и в настоящее время.
Истребовать документы и информацию, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), у контрагента или у иных лиц, располагающих такими документами (информацией), налоговый орган вправе только в ходе проведения налоговых проверок, а также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 1 ст. 93.1 НК РФ).
При проведении камеральной налоговой проверки расчета финансового результата инвестиционного товарищества, налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц участника договора инвестиционного товарищества налоговый орган вправе истребовать у участника договора инвестиционного товарищества - управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета, только сведения за проверяемый период, перечень которых определен п. 1.1 ст. 93.1 НК РФ.
Вне рамок проведения налоговых проверок налоговый орган вправе истребовать только документы (информацию) относительно конкретной сделки у ее участников или у иных лиц, располагающих такими документами (информацией), и только в случае, если возникает обоснованная необходимость (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).
Исчерпывающий перечень лиц, понимаемых под "иными лицами", ст. 93.1 НК РФ не определен. Поэтому истребовать документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика или конкретной сделки, налоговый орган вправе у любого лица, располагающего ими, в том числе у физических лиц, являющихся сотрудниками налогоплательщика (письмо ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309, вопрос 12).
Кроме того суды подтверждают правомерность истребования документов (информации) у последующих организаций по цепочке сделок, связанных с первичной сделкой (у контрагентов второго, третьего и последующего звена), указывая, что положения ст. ст. 82, 93, 93.1 и 89 НК РФ не содержат такого запрета и оснований для ограничения истребования документов только первым контрагентом проверяемого налогоплательщика (см. постановления АС Западно-Сибирского округа от 28.03.2016 N Ф04-658/16 (определением ВС РФ от 31.05.2016 N 304-КГ16-7359 отказано в передаче жалобы для рассмотрения СК по экономическим спорам ВС РФ), АС Московского округа от 07.10.2014 N Ф05-9674/14 (определением ВС РФ от 20.02.2015 N 305-КГ14-728 отказано в передаче жалобы для рассмотрения СК по экономическим спорам ВС РФ)).
Перечень истребуемых документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, законодателем также не ограничен.
Согласно официальным разъяснениям, к таким документам относятся любые документы, содержащие необходимую для целей налогового контроля информацию, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика, а также информацию относительно конкретной сделки.
Информация о налогоплательщике включает, в частности, информацию о наименовании налогоплательщика, месте нахождения, ИНН, КПП, руководителе организации, уполномоченных представителях, о деятельности налогоплательщика, его статусе.
Информация о конкретной сделке может включать, в частности, информацию о сторонах этой сделки, ее предмете, об условиях совершения сделки (письма Минфина России от 30.09.2014 N ЕД-4-2/19869, от 19.05.2010 N 03-02-07/1-243, от 11.10.2007 N 03-02-07/1-438, ФНС России от 30.09.2014 N ЕД-4-2/19869).
НК РФ не установлены ограничения количества требований о представлении документов (информации), которые могут быть направлены налоговым органом в соответствии со ст. 93.1 НК РФ (письмо Минфина России от 18.12.2015 N 03-02-08/74563).
Кроме того, указание в норме п. 2 ст. 93.1 НК РФ на возможность получения документов (информации) относительно конкретной сделки не может быть истолковано как получение документов (информации) только относительно одной сделки. Полномочия инспекции в части объема информации и количества сделок, по которым возможно истребование документов (сведений), этой нормой не ограничены. К такому выводу в последнее время приходят суды, признавая законным истребование документов (информации) по нескольким различным сделкам в одном требовании (см. постановления АС Дальневосточного округа от 28.10.2014 N Ф03-4735/14, АС Восточно-Сибирского округа от 07.05.2015 N Ф02-1857/15, Второго ААС от 05.04.2016 N 02АП-1203/16, Седьмого ААС от 05.09.2014 N 07АП-7539/14).
При этом в силу прямой нормы п. п. 2 и 5 ст. 93 и п. 5 ст. 93 НК РФ в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать документы, представленные ранее в ходе камеральных и выездных проверок, а также документы, представленные в виде заверенных копий в ходе проведения налогового мониторинга. Исключение составляют случаи, поименованные в п. 5 ст. 93 НК РФ. Такое ограничение действует в отношении документов, представляемых в налоговые органы после 1 января 2011 года (п. 8 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ).
Процедура истребования документов (информации) у контрагентов проверяемого налогоплательщика и иных лиц регламентируется п.п. 3, 4 ст. 93.1 НК РФ и Порядком взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов (далее - Порядок), утвержденным приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@. Кроме того, в своей работе налоговые органы руководствуются Рекомендациями по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками, направленными письмом ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837@.
Налоговый орган, проводящий мероприятия налогового контроля, производит истребование документов и информации у контрагентов проверяемого лица (иных лиц) не самостоятельно, а через налоговый орган, в котором этот контрагент (иное лицо) состоит на налоговом учете.
Налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
В поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.
В течение пяти рабочих дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Требование о представлении документов (информации) направляется контрагенту (иному лицу) в том же порядке, что и проверяемому налогоплательщику (п.п. 3, 4 ст. 93.1 НК РФ и п. п. 3-4 Порядка).
Таким образом, лицо, у которого истребуются эти документы, получает информацию, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении истребуемых документов, а также сведения, позволяющие идентифицировать конкретную сделку, из требования о представлении документов.
Формы поручения об истребовании документов (информации) и требования о представлении документов (информации) утверждены приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.
Если контрагент проверяемого налогоплательщика (иное лицо, располагающее документами, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика), состоит на учете в налоговом органе, проводящем мероприятия налогового контроля, то необходимость оформления поручения об истребовании документов (информации) отсутствует. В таком случае требование о представлении документов (информации) направляется контрагенту самим налоговым органом, проводящим мероприятия налогового контроля (п. 5 Порядка, письма Минфина России от 09.12.2014 N 03-02-07/2/63185 и ФНС России от 16.12.2014 N ЕД-4-2/26018@).
Исполнить требование о представлении документов (информации) о контрагенте налогоплательщик обязан в течение пяти дней со дня его получения или в тот же срок сообщить, что не располагает истребуемыми документами (информацией). По ходатайству налогоплательщика этот срок может быть продлен налоговым органом в случае невозможности исполнения требования в установленный срок (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).
Возмещение расходов, понесенных налогоплательщиком в связи с представлением в налоговый орган истребуемых документов, НК РФ не предусмотрено (письмо Минфина России от 10.05.2012 N 03-02-07/1-116).
Налоговая ответственность за непредставление документов и информации, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в настоящее время разграничена (п. 6 ст. 93.1 НК РФ):
- отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ;
- неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации влечет ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ*(2).
Такой же порядок истребования документов (информации) применяется налоговыми органами при необходимости получения:
- документов (информации), касающихся участников консолидированной группы налогоплательщиков (п. 8 ст. 93.1 НК РФ), в том числе при проведении камеральных и выездных проверок (п. 11. ст. 88, ст. 89.1 НК РФ).
- у участников контролируемых сделок документов (информации), касающихся сделок, проверяемых ФНС России в рамках проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (п. 7 ст. 105.17 НК РФ).
_____________________________
*(1) Ранее вне рамок проведения налоговых проверок налоговые органы были вправе истребовать только информацию относительно конкретной сделки. Право истребовать в этом случае не только информацию, но и документы предоставлено налоговым органам с 30 июля 2013 года изменениями, внесенными в п. 2 ст. 93.1 НК РФ Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ.
*(2) До 1 января 2014 года ответственность наступала только по ст. 129.1 НК РФ за отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки. Соответствующие изменения внесены в п. 6 ст. 93.1 НК РФ Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ.
Темы
Мероприятия налогового контроля в ходе проведения камеральной налоговой проверки
Мероприятия налогового контроля в ходе проведения выездной налоговой проверки
См. также
Какой налоговый орган вправе запрашивать информацию в порядке ст. 93.1 НК РФ
Требование налогового органа о предоставлении документов (информации)
Способы направления налоговым органом требования о предоставлении документов (информации)
Сроки представления в налоговый орган документов (информации) по встречной проверке
Способы предоставления истребуемых налоговым органом документов
Заверение копий истребуемых налоговым органом документов
Повторное истребование документов налоговым органом
В каких случаях налоговая инспекция имеет право требовать оригиналы документов
Хранение первичных документов, учетных регистров и бухгалтерской отчетности
Энциклопедия судебной практики
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах