• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия решений. Реорганизация ООО в форме преобразования

Реорганизация ООО в форме преобразования

Суть реорганизации в форме преобразования состоит в прекращении общества с ограниченной ответственностью и образовании на его основе юридического лица другой организационно-правовой формы. При преобразовании общества в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией (п. 5 ст. 58 ГК РФ).

Общество с ограниченной ответственностью вправе преобразоваться в акционерное общество (как публичное, так и непубличное), хозяйственное товарищество или производственный кооператив (п. 2 ст. 92 ГК РФ, п. 1 ст. 56 Закона об ООО).

Внимание

С 1 сентября 2014 года в связи с вступлением в силу Федерального закона N 99-ФЗ от 05.05.2014 (далее - Закон N 99-ФЗ) допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если ГК РФ или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм (абзацы второй, третий п. 1 ст. 57 ГК РФ).

Процедуру преобразования ООО в юридическое лицо другой организационно-правовой формы можно подразделить на следующие этапы:


1. Решение о реорганизации принимается единогласно общим собранием участников ООО или единственным участником общества (п. 1 ст. 57 ГК РФ, пп. 11 п. 2 ст. 33, п. 8 ст. 37, ст. 39 Закона об ООО).

Помимо решения о преобразовании общества общим собранием должны быть приняты решения:

- о порядке и об условиях преобразования;

- о порядке обмена долей участников общества на акции акционерного общества, доли участников общества с дополнительной ответственностью, доли или вклады в складочный капитал хозяйственного товарищества или паи членов производственного кооператива;

- об утверждении устава создаваемого в результате преобразования юридического лица.


Проведению общего собрания предшествует подготовка к его созыву. Порядок созыва общего собрания участников общества предусмотрен п. 1 ст. 36 Закона об ООО.

С 01.09.2014 после вступления в силу Закона N 99-ФЗ от 05.05.2014 остается недостаточно урегулированным вопрос о необходимости составлять передаточный акт при реорганизации ООО в форме преобразования. В соответствии с этим федеральным законом из п. 5 ст. 58 ГК РФ исключено упоминание о передаточном акте как основании перехода прав и обязанностей реорганизуемого в форме преобразования юридического лица к его правопреемнику. Однако ст. 59 ГК РФ указывает на необходимость составления этого документа независимо от формы реорганизации.

Указание на необходимость подготовки, утверждения и представления в регистрирующий орган передаточного акта осталось и в других федеральных законах:

п.п. 2, 4 ст. 56 Закона об ООО;

пп. "д" п. 1 ст. 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о госрегистрации).

Как разъяснил Верховный Суд РФ по смыслу положений ст. 58 ГК РФ составление передаточного акта не требуется при реорганизации в форме слияния и присоединения (см. п. 26 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25), однако вопрос о передаточном акте при реорганизации в форме преобразования остался без внимания.

При реорганизации общества необходимо проведение инвентаризации имущества и обязательств (п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н), а также принимая во внимание, что ООО вправе самостоятельно разрабатывать применяемые им формы первичных учетных документов (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"), по результатам проведения инвентаризации может составляться итоговый документ (сводная инвентаризационная опись, акт инвентаризации и т.п.), включающий перечень всех прав и обязанностей (имущества и обязательств) реорганизуемого ООО, который по содержанию будет по существу аналогичен передаточному акту.


2. В течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации необходимо в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации с приложением решения о реорганизации (п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 1 ст. 13.1 Закона о госрегистрации).

В соответствии с п. 5 ст. 58 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ к отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, правила ст. 60 ГК РФ не применяются.

Однако как разъяснил Верховный Суд РФ, исключением из правила, установленного п. 5 ст. 58 ГК РФ, является обязанность уведомить уполномоченный государственный орган о начале реорганизации, в том числе в форме преобразования (п. 27 Постановления от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", см. также письмо ФНС России от 29.07.2015 N ЕД-3-14/2874@).


Ранее законодательство накладывало на реорганизуемые общества также обязанность сообщить о принятом решении в налоговые органы по месту своего нахождения по форме N С-09-4 (утв. приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@). Но Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ норма, содержащая соответствующую обязанность (пп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ), была признана утратившей силу с 24 августа 2013 года.

С 1 января 2015 г. также отменена обязанность общества сообщить о реорганизации в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего нахождения*(1).


3. Будущие участники (акционеры) юридического лица, создаваемого в результате преобразования, принимают решение об избрании его органов в соответствии с требованиями федеральных законов о таких юридических лицах и поручают соответствующему органу осуществить действия, связанные с государственной регистрацией юридического лица, создаваемого в результате преобразования (п. 3 ст. 56 Закона об ООО).


4. Для государственной регистрации вновь возникающего юридического лица, создаваемого при реорганизации, в регистрирующий орган по месту нахождения реорганизуемого общества представляются документы, предусмотренные ст. 14 Закона о госрегистрации.

Регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган документов (п. 4 ст. 15 Закона о госрегистрации).

Реорганизация в форме преобразования считается завершенной, а преобразованное общество - прекратившим свою деятельность, с момента государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации(п. 4 ст. 57 ГК РФ, п. 1 ст. 16 Закона о госрегистрации).


5. В процессе преобразования общества с ограниченной ответственностью в акционерное общество происходит обмен долей участников общества на акции акционерного общества в порядке, определенном в решении общего собрания участников ООО (п. 2 ст. 56 Закона об ООО). Поэтому необходимо осуществить выпуск (эмиссию) акций акционерного общества в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг". Государственная регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг осуществляется Банком России (ст. 20 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ).

Процедура эмиссии акций регламентируется Стандартами эмиссии ценных бумаг, порядком государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утв. положением Банка России от 11.08.2014 N 428-П.), согласно п. 50.4 которых размещение акций между участниками бывшего ООО производится в день государственной регистрации акционерного общества.


6. Вступительная бухгалтерская отчетность организации, возникшей в результате реорганизации в форме преобразования, составляется путем переноса показателей заключительной бухгалтерской отчетности организации, реорганизуемой в форме преобразования, с учетом особенностей, предусмотренных в п. 44 Методических указаний.


В случаях прекращения ООО в результате реорганизации снятие его с учета в налоговых органах осуществляется налоговым органом самостоятельно, без участия налогоплательщика, на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 84 НК РФ).


До 01.09.2014 при реорганизации в форме преобразования необходимо было совершить ряд действий, связанных с уведомлением кредиторов. В соответствии с п. 5 ст. 58 ГК РФ в редакции федерального закона N 99-ФЗ от 05.05.2014 к отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, правила ст. 60 ГК РФ не применяются (за исключением правила об уведомлении регистрирующего органа).

Это означает, что при реорганизации в форме преобразования ООО не требуется опубликовывать в "Вестнике государственной регистрации" сообщения о реорганизации, а также уведомлять кредиторов о начале реорганизации в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления в регистрирующий орган. Закон об ООО и Закон о госрегистрации в силу п. 4 ст. 3 Закона N 99-ФЗ применяются с 01.09.2014 в части, не противоречащей положениям ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ.

В связи с реорганизацией общества в форме преобразования его кредиторы с 01.09.2014 не вправе требовать досрочного исполнения обязательств общества либо, при невозможности досрочного исполнения, прекращения таких обязательств и возмещения связанных с этим убытков (п. 5 ст. 58, п. 2 ст. 60 ГК РФ).


________________

*(1) Федеральным законом от 28.06.2014 N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" была признана утратившей силу ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Корпоративное право" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам организации деятельности юридических лиц (АО и ООО)


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на октябрь 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Корпоративное право


При подготовке "Энциклопедии решений. Корпоративное право" использованы авторские материалы, предоставленные Л. Барковой, С. Борисовой, Е. Дмитриевой, П. Ериным, О. Ефимовой, А. Кузьминой, В. Павленко, В. Пенкиным, И. Разумовой, Е. Титовой, В. Тихонравовой, С. Широковым и др.