Нормативные документы, регулирующие образовательную деятельность (В.В.Елшина, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 12, март 1999 г.)

Организация деятельности


Нормативные документы, регулирующие образовательную деятельность:

1. Закон Российской Федерации от 10.07.92 г. N 3266-1 "Об образовании".

2. Федеральный закон от 13.01.96 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (с изменениями от 16.11.97 г.).

3. Федеральный закон от 12.01.96 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изменениями от 26.11.98 г.), принятый Государственной Думой 8 декабря 1995 г.

Рассмотрим особенности организации деятельности ведения бухгалтерского учета и налогообложения негосударственных образовательных учреждений.

Согласно ст.11.1 новой редакции Закона Российской Федерации "Об образовании" негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.

Согласно ст.2 Федерального закона от 12.01.96 г. N 7-ФЗ некоммерческой является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, а также иных целей, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету (ст.3), вести бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст.32).

Негосударственное образовательное учреждение имеет право осуществлять платную образовательную деятельность, которая регулируется договором, определяющим уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение. Платная образовательная деятельность такого учреждения не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении (ст.46 новой редакции Федерального закона "Об образовании").

Кроме того, образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом. К предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:

реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества;

торговля покупными товарами, оборудованием;

оказание посреднических услуг;

долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

Деятельность образовательного учреждения по реализации согласно его уставу производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении.


Аудиторские проверки в образовательных учреждениях


Образовательные организации и учреждения в большинстве своем не подлежат обязательному аудиту, но они имеют право проводить аудиторские проверки по собственной инициативе. Инициатива может исходить либо от руководителя организации, либо от его учредителей. Однако образовательные учреждения редко пользуются услугами аудиторов по проведению таких проверок. Это происходит по разным причинам, в том числе и из-за того, что организация не знает, как правильно отразить затраты по таким проверкам. В п.п."и" п.2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость ...(утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 5.08.92 г. N 552, с изменениями и дополнениями) установлено, что оплата аудиторских услуг включается в себестоимость. К аудиторским услугам, в частности, относятся осуществление независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований организаций.


В Положении о составе затрат нет условий, при которых в себестоимость включаются только обязательные аудиторские проверки. Следовательно, включение в себестоимость оплаты аудиторских услуг возможно при проведении как обязательного аудита, так и проверки по инициативе самой организации (в этом случае договор на проведение аудиторской проверки заключается с организацией в лице ее руководителя). Если же проверка проводится по инициативе одного из учредителей, то эти затраты в себестоимость не включаются (в этом случае договор заключается с тем учредителем, по инициативе которого проводится проверка).


Применение контрольно-кассовых машин


Согласно Закону Российской Федерации от 18.06.93 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" "денежные расчеты с населением при оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями с обязательным применением контрольно-кассовых машин". Вместе с тем в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" образовательная деятельность не относится к предпринимательской и образовательные учреждения в части непредпринимательской деятельности независимо от их организационно-правовых форм освобождены от уплаты всех видов налогов и, следовательно, не подпадают под действие законодательства о применении контрольно-кассовых машин. В то же время образовательное учреждение в своей предпринимательской деятельности приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства Российской Федерации в области предпринимательской деятельности, в том числе и законодательства о применении контрольно-кассовых машин (письмо Госналогслужбы России от 6.06.96 г. N 16-5-14/288 "О применении контрольно-кассовых машин").


Особенности бухгалтерского учета


Бухгалтерский учет в негосударственных образовательных учреждениях ведется в соответствии со следующими нормативными актами:

1. Федеральный закон от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

2. Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 26.12.94 г. N 170 (действовало до 1.01.99 г.).

3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 г. N 34н (вступило в силу с 1.01.99 г.).

4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденный приказом Минфина СССР от 1.11.91 г. N 56, и др.

Согласно письму Госналогслужбы России от 25.04.96 г. N НП-4-02/40н "О представлении бухгалтерской отчетности, расчетов по налогам и другим платежам в бюджет некоммерческими организациями" некоммерческие организации составляют бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке по типовым формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации, и представляют ее в налоговые органы по месту своего нахождения.

Как уже отмечалось, негосударственное образовательное учреждение может осуществлять как образовательную, так и прочую предпринимательскую деятельность. Бухгалтерский учет по этим видам деятельности следует вести раздельно. Особенности бухгалтерского учета отражаются в учетной политике организации.

Для учета целевых доходов и целевых расходов в Плане счетов предусмотрен счет 96 "Целевые финансирование и поступления", однако с учетом того, что платная образовательная деятельность образовательного учреждения не рассматривается как предпринимательская только в том случае, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении, организация каждый отчетный период должна определять разницу между поступившими доходами и относящимися к ним расходами. Поскольку доходы негосударственного образовательного учреждения в основном состоят из оплаты оказанных услуг, их следует отражать бухгалтерскими проводками:

Д-т 50 (51), К-т 76 - на сумму всех поступивших средств по каждому обучающемуся

Д-т 76, К-т 96 - на сумму средств, относящихся к отчетному периоду, или к этапу обучения.

На практике часто делают прямую проводку: Д-т 50 (51), К-т 96, и вся сумма поступивших средств относится на счет 96. В этом случае, если оплата поступила вперед за несколько этапов обучения, а расходы списываются по конкретному этапу, может возникнуть сумма превышения доходов над расходами, что можно расценить как предпринимательскую деятельность.

На наш взгляд, для учета поступающих средств на обеспечение образовательного процесса и произведенных расходов можно использовать как альтернативную следующую схему бухгалтерских проводок, которая предусматривает использование счета 36 "Выполненные этапы по незавершенным работам", на котором отражается калькуляционная (сметная) стоимость (на примере образовательного учреждения, у которого курс обучения специалистов составляет более 1 года с разбивкой по этапам):

1. Д-т 50 (51), К-т 64 - на всю сумму средств, поступивших на образовательный процесс от каждого обучающегося

2. Д-т 20, К-т 02, 13, 26, 60 и др. - на сумму производимых затрат

3. Д-т 36, К-т 46 - на сумму средств, поступивших по одному этапу, если этот этап заканчивается в конкретном отчетном периоде по сметной стоимости

4. Д-т 46, К-т 20 - на сумму затрат по одному этапу

5. Д-т 46, К-т 80 - на сумму превышения доходов над расходами

6. Д-т 62, К-т 36 - на сметную стоимость образовательного процесса по окончании всего курса обучения

7. Д-т 64, К-т 62 - погашаются поступившие авансы.

Для использования указанной схемы необходимо на основании сметы определять сумму средств, которая должна поступить за каждый конкретный этап обучения по каждому обучающемуся.

Для отражения предпринимательской деятельности образовательных учреждений (торговля покупными товарами, оборудованием, оказание посреднических услуг и др.) можно использовать обычную схему бухгалтерских проводок: Д-т 62, К-т 46; Д-т 46, К-т 20; Д-т 46, К-т 80.

Иногда образовательная деятельность негосударственных образовательных организаций тесно связана с другими видами деятельности, например с предоставлением услуг по международному туризму. В этом случае вести раздельный учет по каждому виду деятельности бывает очень сложно и организации относят все доходы и расходы к образовательной деятельности.

На наш взгляд, здесь совершается по меньшей мере две ошибки: во-первых, предоставление услуг по международному туризму является лицензируемым видом деятельности (согласно Федеральному закону от 24.11.96 г. N 132-ФЗ), и отсутствие лицензии может повлечь за собой соответствующие санкции; во-вторых, распространение льгот, относящихся к образовательной деятельности, на другой вид деятельности, что также может вызвать негативные последствия. О каких льготах может идти речь? В первую очередь это льгота по НДС: для образовательных учреждений от НДС освобождаются услуги в сфере образования (п.п."л" п.12 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 г. N 39). А по туристской деятельности под действие льготы попадает только стоимость туристско-экскурсионных путевок (п.п."у" п.12 Инструкции).

Есть еще один момент в деятельности негосударственного образовательного учреждения, на который следует обратить внимание: соблюдение контрольных нормативов, которые утверждаются при выдаче лицензии. К ним относятся:

1) нормативы по общей площади на одного обучающегося;

2) доля преподавателей с учеными степенями и званиями по направлениям образовательного процесса;

3) обеспеченность учебно-методической литературой;

4) отношение доли средств, направленных на нужды образования ко всем доходам образовательного учреждения и др.

На наш взгляд, в отчетности негосударственного образовательного учреждения должно найти отражение фактическое значение утвержденных показателей, так как согласно п.2 ст.26 Закона от 22.08.96 г, N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" "Контроль за соблюдением высшим учебным заведением условий образовательной деятельности, предусмотренных лицензией, обеспечивает федеральный (центральный) орган управления высшим профессиональным образованием. В случае нарушения этих условий лицензия подлежит изъятию" (письмом Минобразования России от 11.06.98 г. N 33 "О работе с Рекомендациями об инспектировании в системе Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации" Министерству общего и профессионального образования Российской Федерации поручено в порядке инспекционного контроля осуществлять инспектирование образовательных учреждений по вопросам соблюдения образовательными учреждениями нормативов, указанных в лицензии, и др.).


Учет основных средств


В бухгалтерском учете негосударственных образовательных учреждений нередко встречается ошибка, связанная с отражением стоимости приобретаемых основных средств, особенно если учет ведется с использованием счета 96, т.е. имеет место единовременное списание стоимости основных средств следующими проводками: Д-т 01, К-т 08 (с последующим начислением износа), Д-т 96, К-т 87. На наш взгляд, последняя проводка может быть признана правомерной при целевом финансировании капитальных вложений. При отсутствии такого финансирования следует руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету и отчетности, которым предусмотрено, что "стоимость основных средств погашается путем начисления износа и списания на издержки в течение нормативного срока их полезного использования" и отражать операции по приобретению основных средств стандартными проводками: Д-т 08, К-т 60 и др.; Д-т 01, К-т 08.

Часто в бухгалтерском учете возникает ошибка при отражении операций по приобретению и оприходованию методической литературы. Ошибка заключается в том, что приобретаемая литература не отражается в составе основных средств.

В соответствии с п.36 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 20.07.98 г. N 33н, затраты, связанные с приобретением изданий (книг, брошюр, журналов и т.п.) для использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для управления организации, отражаются по кредиту счетов учета денежных средств в корреспонденции со счетом учета общехозяйственных расходов (Д-т 26, К-т 50 (51). При принятии указанных экземпляров изданий к бухгалтерскому учету на сумму произведенных затрат увеличивается стоимость библиотечного фонда и производится запись по дебету счета учета основных средств и кредиту счета учета добавочного капитала (Д-т 01, К-т 87). Следует отметить, что согласно п.48 Методических указаний, амортизация по приобретенным изданиям не начисляется.


Порядок исчисления и уплаты налогов


В соответствии со ст.40 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части их уставной непредпринимательской деятельности освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю.

Однако согласно ст.23 Закона РСФСР от 10.10.91 г. N 1734-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" не допускаются внесение изменений в налоговую систему и предоставление налоговых льгот, не предусмотренные налоговым законодательством РСФСР. В соответствии со ст.1 и п.1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 10.07.92 г. N 3255-1 "О некоторых вопросах налогового законодательства Российской Федерации" федеральные налоги (в том числе размеры их ставок и налоговые льготы) устанавливаются только законодательными актами Российской Федерации в форме законов и постановлений по вопросам налогообложения; изменение режима налогообложения по указанным налогам осуществляется путем внесения изменений и дополнений в действующий законодательный акт Российской Федерации по конкретному налогу.

Следовательно, льгота по налогообложению образовательным учреждениям может быть предоставлена лишь при условии внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство (письмо Госналогслужбы России от 28.03.97 г. N СШ-4-07/14н "Об уплате налога на пользователей автомобильных дорог образовательными учреждениями". Согласно письму Минюста России от 16.04.97 г. N 07-02-492-97 настоящее письмо не нуждается в регистрации в Минюсте России).

Письмом Госналогслужбы России от 25.04.96 г. N НП-4-02/40н "О представлении бухгалтерской отчетности, расчетов по налогам и другим платежам в бюджет некоммерческими организациями" определено, что согласно налоговому законодательству расчеты по налогам и другим платежам в бюджет в налоговые органы представляются предприятиями и организациями - плательщиками этих налогов. Обязанности налогоплательщика возникают при наличии у него объекта налогообложения и по основаниям, установленным законодательными актами. Некоммерческие организации представляют в налоговые органы расчеты по тем налогам и платежам в бюджет, по которым у них имеется объект налогообложения.


Налог на прибыль


Согласно п.10 ст.2 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями) "бюджетные учреждения и другие некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами".

В соответствии с п.п."г" п.1 ст.6 данного Закона негосударственным образовательным учреждениям предоставляются следующие льготы по налогу на прибыль: "При исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы..., направленные государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, получившими лицензии в установленном порядке, непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (включая оплату труда) в данном образовательном учреждении". Причем согласно п.7 ст.6 указанная льгота предоставляется без каких-либо ограничений. Льгота распространяется как на суммы превышения доходов над расходами, так и на уставную предпринимательскую деятельность образовательного учреждения.

Кроме того, образовательные учреждения могут пользоваться и другими льготами, предусмотренными в Законе. Например, п.2 ст.6 предусмотрено, что "ставки налога на прибыль предприятий понижаются на 50 процентов, если от общего числа их работников инвалиды составляют не менее 50 процентов. При определении права на получение указанной льготы в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера".


Налог на добавленную стоимость


При осуществлении образовательными учреждениями предпринимательской деятельности, в частности при сдаче в аренду основных фондов и иного имущества, торговле покупными товарами, оборудованием, при посреднических услугах, долевом участии в деятельности других учреждений (в том числе образовательных), предприятий и организаций налог на добавленную стоимость уплачивается в установленном порядке, согласно п.п."а" п.1 ст.2 Закона Российской Федерации от 6.12.91 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями). Вместе с тем в соответствии с п.п."л" п.12 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с изменениями) от уплаты НДС освобождаются услуги в сфере образования, связанные с учебно-производственным и воспитательным процессом; услуги по обучению детей и подростков в кружках, секциях, студиях; услуги, оказываемые детям и подросткам с использованием спортивных сооружений.

Под услугами в сфере образования следует понимать услуги, оказываемые образовательными учреждениями в части их уставной непредпринимательской деятельности независимо от их организационно-правовых форм - государственные, муниципальные, негосударственные (частные, общественные и религиозные). Указанная льгота предоставляется при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности, выданной в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании".

Товары (работы, услуги), производимые и реализуемые учебными предприятиями образовательных учреждений (включая учебно-производственные мастерские), освобождаются от налога на добавленную стоимость только в том случае, если доход, полученный от этой деятельности, направлен в данное образовательное учреждение и (или) непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса в этом образовательном учреждении. Суммы налога, уплаченные поставщикам за сырье, материалы, топливо, работы, услуги, использованные для их изготовления (выполнения), относятся на издержки производства.

При предоставлении льготы по услугам, оказываемым детям и подросткам с использованием спортивных сооружений, от налога освобождается плата за занятия физической культурой и спортом в учебных группах и командах по видам спорта, общей физической подготовкой, лечебной гимнастикой, плаванием, оздоровительным бегом и т.п.


Налог на имущество


Согласно п.п."г" п.5 инструкции Госналогслужбы России от 8.06.95 г. N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" данным налогом не облагается имущество, используемое исключительно для нужд образования и культуры, т.е. имущество учреждений и организаций, деятельность которых отвечает целям образования.

Следует отметить, что в составе имущества образовательного учреждения может числиться имущество, не используемое исключительно для нужд образования, например имущество студенческих столовых и др. На него льгота по указанному налогу не распространяется.


Налоги в дорожные фонды


Образовательные учреждения уплачивают налог с владельцев транспортных средств, налог на приобретение автотранспортных средств, а также налог на пользователей автомобильных дорог в общеустановленном порядке, т.е. по Закону Российской Федерации от 18.10.91 г. N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (с изменениями) льготы для образовательных учреждений не предусмотрены. По первым двум налогам объект налогообложения не вызывает разночтений. А вот при определении объекта обложения налогом на пользователей автомобильных дорог постоянно возникают вопросы.

Согласно п.16 инструкции Госналогслужбы России от 15.05.95 г. N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" объектом налогообложения является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг). Однако что считать выручкой от реализации в образовательных организациях, инструкция не уточняет. Этот вопрос разъясняется в нескольких письмах.

1. Письмо Госналогслужбы России от 29.01.96 г. N 07-2-06/99 "О налоге на пользователей автомобильных дорог" определяет что "оказание платных услуг образовательными учреждениями является предпринимательской деятельностью, и доходы, полученные от этих услуг, облагаются налогом на пользователей автомобильных дорог".

2. Письмо Госналогслужбы России от 3.04.96 г. N ВН-8-07/238 "О налоге на пользователей автомобильных дорог" устанавливает, что "оказание платных услуг образовательными учреждениями, а также получение доходов от сдачи в аренду имущества является предпринимательской деятельностью".

3. Письмо Госналогслужбы России от 28.03.97 г. N СШ-4-07/14н "Об уплате налога на пользователей автомобильных дорог образовательными учреждениями" четко устанавливает: "У образовательных учреждений выручкой от реализации работ и услуг является вся сумма выполненных платных работ и предоставленных платных услуг".

4. Письмо Госналогинспекции по г. Москве от 29.01.98 г. N 30-08/2497 "О налоге на пользователей автомобильных дорог, на содержание жилфонда и объектов социально-культурной сферы" определяет, что "у образовательных учреждений в объект обложения налогом на пользователей автомобильных дорог включается выручка от реализации продукции (работ, услуг), в том числе образовательных, вне зависимости от того, относится ли такая реализация к предпринимательской деятельности или нет".

Если первые три письма предлагают определять объект налогообложения исходя только из объема предоставленных платных услуг, то в последнем письме объект налогообложения установлен в размере всего полученного дохода от оказания образовательных услуг.


Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы


Согласно инструкции ГНИ по г. Москве от 31.03.94 г. N 4 "О порядке исчисления и уплаты налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы" "плательщиками налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы являются расположенные на территории города Москвы предприятия, организации, учреждения, являющиеся юридическими лицами на основании законодательства Российской Федерации, осуществляющие предпринимательскую деятельность...". "Бюджетные и другие некоммерческие организации уплачивают налог в том случае, если они имеют доходы от реализации продукции (работ, услуг)" (п.6.7).

Следовательно, при начислении указанного налога можно рассматривать только платную образовательную деятельность образовательных учреждений и их уставную предпринимательскую деятельность.

В соответствии со ст.45, 46, 47 новой редакции Закона Российской Федерации "Об образовании" платная образовательная деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений при реинвестировании доходов в данное образовательное учреждение не относится к предпринимательской. Платная образовательная деятельность негосударственных образовательных учреждений не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса.

Письмом Госналогинспекции по г. Москве от 29.01.98 г. N 30-08/2497 "О налоге на пользователей автомобильных дорог, на содержание жилфонда и объектов социально-культурной сферы" рекомендовано: "В случаях неполного реинвестирования дохода, полученного от платной образовательной деятельности, в данное образовательное учреждение деятельность будет являться предпринимательской и доход, полученный от этой деятельности, будет облагаться налогом на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы".

Согласно п.4 Инструкции от уплаты налога освобождаются предприятия, организации и учреждения, получающие дотацию на покрытие убытков от основной деятельности из бюджета города Москвы.


Сбор на нужды образовательных учреждений


Согласно п.3 инструкции Госналогинспекции по г. Москве от 31.03.94 г. N 3 "О порядке исчисления и уплаты сбора на нужды образовательных учреждений, взимаемого с юридических лиц" "от уплаты сбора освобождаются: - государственные и муниципальные образовательные учреждения, а также негосударственные образовательные учреждения, получившие в установленном порядке лицензии на право осуществления образовательной деятельности, в части расходов на оплату труда, связанных с уставной образовательной деятельностью...".


Налог на рекламу


Часто образовательные учреждения, используя свой статус некоммерческих организаций, размещают объявления в средствах массовой информации, не начисляя и не уплачивая налог на рекламу, так как считают, что эти объявления не носят рекламного характера. Однако в объявлениях содержатся сведения о месте расположения организации, видах услуг, в том числе платных, оказываемых образовательными организациями, и т.д.

Согласно п.п."з" ст.21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на рекламу уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию.

Инструкция Госналогинспекции по г. Москве от 21.12.92 г. N 1 "О порядке исчисления и уплаты налога на рекламу в городе Москве" устанавливает, что рекламой считается любая форма публичного представления товаров, работ, услуг через средства распространения информации. К рекламным услугам не относится изготовление и распространение:

информационных вывесок о режиме работы и правилах обслуживания потребителей, размещаемых в помещениях, используемых для реализации товаров, включая витрины;

объявлений и извещений об изменении местонахождения организаций, номеров телефонов, телефаксов, телетайпов.

Следовательно, затраты на размещение объявлений о платных услугах, оказываемых образовательными организациями, относятся к затратам на рекламу и облагаются налогом на рекламу.


Льготы для предприятий, расположенных на территории Московской области


Для предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Московской области Законом Московской области от 28.07.97 г. N 39/97-03 "О льготном налогообложении в Московской области" (принят решением Московской областной Думы 9.07.97 г. N 4/141) (с изменениями) введен ряд налоговых льгот и условия их применения.

Налогоплательщиками для целей настоящего Закона признаются коммерческие и некоммерческие организации, их филиалы и представительства (далее - организации), а также физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги и сборы в областной бюджет и внебюджетные фонды Московской области.

Согласно п.4 ст.5 Закона "сумма льгот по каждому налогу, которые будут введены в соответствии с Законом, не может уменьшать сумму налога, исчисленную без учета данных льгот, более чем на 50 процентов".

Статья 11 Закона устанавливает дополнительные условия предоставления налоговых льгот. К ним относятся:

а) направление средств, высвобождаемых вследствие снижения налоговых платежей на цели, указанные в Законе;

б) выпуск (реализация) указанной в Законе продукции (работ, услуг), выполнение государственного заказа Московской области;

в) другие требования, установленные Думой при принятии Закона.

Льготы налогоплательщикам, направляющим высвобождающиеся средства на финансирование мероприятий по социально-экономическому развитию области или на инвестиционную деятельность, предоставляются в пределах объема средств, направленных на перечисленные цели.

И еще одно условие: в случае нецелевого использования льгот, платежи налогов взыскиваются в областной бюджет в полном размере.

Статьей 24 Закона образовательным учреждениям независимо от их организационно-правовых форм, имеющим доход от реализации продукции собственного производства и оказания платных дополнительных образовательных услуг (для государственных и муниципальных образовательных учреждений), платных образовательных услуг (для негосударственных образовательных учреждений), а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц, предоставляются следующие налоговые льготы:

а) освобождение от уплаты налога на прибыль, полученную в результате реализации предусмотренной уставом продукции собственного производства и оказания платных дополнительных образовательных услуг (для государственных и муниципальных образовательных учреждений), платных образовательных услуг (для негосударственных образовательных учреждений), а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц в части платежей, зачисляемых в областной бюджет;

б) уменьшение суммы налога на пользователей автомобильных дорог в части средств, зачисляемых в областной дорожный фонд, на 50%;

в) освобождение от уплаты налога на приобретение автотранспортных средств, зачисляемого в территориальный дорожный фонд Московской области, при приобретении автотранспортных средств за счет доходов, полученных от реализации предусмотренной уставом продукции собственного производства и оказания платных дополнительных образовательных услуг (для государственных и муниципальных образовательных учреждений), платных образовательных услуг (для негосударственных образовательных учреждений), а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц. Данная льгота не распространяется на приобретение легковых автомобилей.

Дополнительные средства, полученные в результате применения налоговых льгот, направляются на:

развитие учебной и научной деятельности;

развитие материально-технической базы, включая текущий и капитальный ремонт;

организацию учебных и рабочих мест для подростков;

улучшение материального положения учащихся, студентов, преподавателей и обслуживающего персонала образовательных учреждений, в том числе увеличение фонда оплаты труда;

улучшение питания учащихся и студентов;

обеспечение медицинской помощью;

обеспечение детского оздоровительного отдыха;

санаторно-курортное лечение;

оплату проезда на городском пассажирском, железнодорожном транспорте пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов;

обеспечение лекарственными препаратами;

развитие физической культуры и спорта в образовательных учреждениях.


В.В. Елшина

ООО "Аудиторская служба "СТЕК"

Контактные телефоны:

(095) 953-17-21, 951-18-49



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.