Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 10 октября 2007 г. N КА-А40/10361-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 3 октября 2007 г.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 от 20.09.2006 N 57-14/255 в части доначисления налога на добавленную стоимость в размере 709359 руб. по материалам камеральной налоговой проверки по НДС за март 2006 г.
Решением от 30.03.2007 Арбитражного суда г. Москвы, оставленным без изменения постановлением от 22.06.2007 Девятого арбитражного апелляционного суда, заявление удовлетворено, поскольку имеющимися в деле документами подтверждается оказание Обществом услуг за пределами территории Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебных актов проверена в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Межрегиональной инспекции ФНС России N 6, в которой налоговый орган ссылался на отсутствие договоров аренды изотермических вагонов.
Общество в возражениях на кассационную жалобу и в заседании суда кассационной инстанции возражало против кассационной жалобы по мотивам, изложенным в судебных актах.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что услуги по аренде (предоставление в пользование) изотермических вагонов ОАО "РЖД (арендодатель) оказывало иностранным железным дорогам (арендаторам), не осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации (АО "Литовские железные дороги", АО "Национальная компания "Казакстан темир жолы", государственной администрации железнодорожного транспорта Украины, государственно-акционерной железнодорожной компании "Железные дороги Узбекистана").
На основании подпункта 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются операций по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Правила определения места реализации работ (услуг) установлены статьей 148 НК РФ, в соответствии с подпунктом 4 п. 1 которой при сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств, местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
Следовательно, если местом нахождения покупателя не является территория Российской Федерации, то местом реализации этих услуг территория Российской Федерации не признается, и объекта налогообложения не возникает.
Согласно п. 1 Соглашения об использовании и техническом обслуживании изотермических вагонов и взаиморасчетах, связанных с перевозками в них грузов между государствами - участниками Содружества, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской республикой, заключенному 10.12.94, железнодорожные администрации государств - участников Содружества, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики в целях обеспечения перевозок скоропортящихся грузов в межгосударственных сообщениях согласились использовать в межгосударственном сообщении изотермические вагоны всех типов, находящиеся в собственности государств - участников настоящего Соглашения, удовлетворяющие требованиям единых положений Правил технической эксплуатации железных дорог и другой действующей нормативно-технической документации, имеющие обозначение государства - собственника в соответствии с "Соглашением о принципах совместного использования грузовых вагонов в межгосударственном сообщении" от 20 октября 1992 года.
В соответствии с п. 1.1 Правил расчетов за перевозки скоропортящихся грузов и пользование парком изотермических вагонов государств-участников Соглашения (Приложение 2 к данному Соглашению) перевозки грузов в межгосударственном и международном сообщениях в неарендованных железнодорожными администрациями-пользовательницами изотермических вагонах, производятся при условии участия в перевозке железнодорожной администрации-собственницы вагонов. Перевозки грузов без участия железнодорожной администрации-собственницы вагонов производятся на условиях аренды изотермических вагонов железнодорожными администрациями-пользовательницами.
Таким образом, аренда используется в случае, если железнодорожная администрация-собственница вагона не участвует в перевозке груза в межгосударственном сообщении.
В этом случае Правилами предусмотрено заключение между железнодорожными администрациями отдельного договора аренды в письменной форме, что следует из п. 3.3 Правил и п. 1.5 Служебной Инструкции к Правилам расчетов за перевозки скоропортящихся грузов и пользование парком изотермических вагонов государств-участников Соглашения (письмо МПС России от 11.01.96 N С-367).
Правовое регулирование пользования изотермическими вагонами регулируется п. 1.1, 3.1, 3.2 Правил, которое осуществляется в случае участия в международной перевозке железнодорожной администрации-собственницы вагонов. При этом начисление платежей по ставке, установленной Правилами, за пользование вагонами осуществляется железнодорожной администрацией-пользовательницей железнодорожной администрации-собственнице на основании перевозочных документов за перевозку грузов, и не требуется оформления отдельного договора в письменной форме, поскольку все существенные условия данного вида арендного договора определены непосредственно в названных Правилах и перевозочных документах.
Дорожными ведомостями подтверждается пересечение вагонами границ Российской Федерации, о чем свидетельствуют соответствующие отметки.
При наличии указанного международного Соглашения у суда в силу ч. 4 ст. 13 АПК РФ отсутствуют законные основания руководствоваться регулирующими порядок заключения договоров аренды нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, на которые ссылается налоговый орган.
Инспекция ссылается на Положение о порядке сдачи в аренду железными дорогами грузовых вагонов, утвержденное МПС России от 01.02.99 N ЦВ-636, распоряжение ОАО "РЖД" от 29.06.2005 N 976р "Об утверждении ставок арендной платы за пользование грузовыми вагонами ОАО "РЖД", постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.02.2003 N Ф08-212/2003, которыми регулируется порядок сдачи в аренду грузовых, а не изотермических вагонов, не распространяющийся на международную перевозку грузов.
При таких обстоятельствах оснований к отмене судебных актов не имеется.
Суд кассационной инстанции учитывает также сложившуюся судебно-арбитражную практику (постановления Федерального арбитражного суда Московского округа по делам Арбитражного суда г. Москвы N А40-54546/05-126-485, А40-60435/05-151-96, А40-10254/06-151-48, А40-17432/06-114-117, А40-25465/06-140-195, А40-17440/06-118-168, А40-10173/06-112-101, А40-29687/06-87-152, А40-17434/06-116-142, А40-58230/06-108-304, А40-41813/06-14-209, А40-55106/06-87-274, А40-49727/06-108-226, А40-67433/06-143-242).
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 284-287, 289 АПК РФ, постановил:
решение от 30.03.2007 по делу N А40-558/07-142-5 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 22.06.2006 N 09АП-7597/2007 Девятого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегиональной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам N 6 без удовлетворения.
Взыскать с Межрегиональной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам N 6 ФНС России в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в размере 1000 (одна тысяча) руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 октября 2007 г. N КА-А40/10361-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании