Какие сведения на сайте компании могут привести к налоговым претензиям, а какие - помогут защититься
Интернет-сайт - визитная карточка большинства компаний. При этом сведения, размещенные на веб-страницах, нередко выступают доказательством в налоговых спорах. В частности, вкладка на сайте "Наши работы" поможет избежать доначисления налога на имущество. Напротив, раздел "Фотогалерея" косвенно подтвердит занижение выручки.
В целом, если организация не уклоняется от уплаты налогов и своевременно представляет отчетность, максимально подробная информация на ее сайте будет только полезна.
Так, в одном из дел, изучив распечатки интернет-сайта компании, ФАС Поволжского округа согласился, что организация ведет реальную деятельность и не создана с целью занижения сумм налогов (постановление от 05.10.06 N А12-35362/05).
Однако сама по себе информация с интернет-сайта компании не является подтверждением наличия или отсутствия вины налогоплательщика. Такие доводы организация может приводить лишь в совокупности с иными доказательствами.
Подробная история на сайте о деятельности компании в разделе "О нас" может противоречить сведениям, представленным в "нулевой" отчетности
В разделах на сайте компании под названием типа "О нас", "О компании" представлена, как правило, вся история организации начиная с момента ее основания. Причем в качестве повышения имиджа многие организации стремятся рассказать о себе как можно более подробно. Однако в налоговом плане такая откровенность зачастую может быть небезопасной.
Примечание. Откровенная "биография" компании на ее сайте в налоговом плане небезопасна.
Предположим, с целью привлечения клиентов организация в своей "биографии" указала, что осуществляет экспортные поставки уже в течение 10 лет. При этом с каждым годом стоимость и объемы поставок по контрактам с зарубежными покупателями только увеличиваются и составляют большую часть всей реализации.
Обнаружив такой факт, налоговики, вероятнее всего, проанализируют тенденцию доходов по экспортным операциям. Если выяснится, что такие суммы составляют лишь незначительную долю всех доходов организации, то у контролеров неизбежно возникнут претензии. Хуже, если окажется, что в период осуществления якобы успешных экспортных поставок компания представляла "нулевую" отчетность.
Адрес, указанный на сайте в разделе "Контакты", подтверждает фактическое место нахождения компании
Зачастую компании располагаются не по юридическому адресу, указанному в их учредительных документах. В этом случае есть риск, что организация своевременно не получит почтовую корреспонденцию, направленную налоговым органом (акты проверок, требования об уплате налогов и сборов или о представлении документов).
Примечание. Адрес компании, указанный на ее сайте в разделе "Контакты", может подтвердить, что при отправлении корреспонденции налоговики должны были знать о фактическом месте нахождения организации.
Однако если сведения о фактическом месте расположения содержатся на сайте компании, есть шансы доказать, что налоговики знали, по какому адресу направлять корреспонденцию, но не сделали этого.
Так, большинство арбитров указывают, что если контролерам, наряду с юридическим адресом компании, известно ее фактическое местонахождение, то направлять документы инспекторы должны именно туда (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 04.03.08 N Ф08-995/08-338А, оставлено в силе определениями ВАС РФ от 12.08.08 N 5436/08 и от 28.04.08 N 5436/08). Таким образом, сделав скриншот страницы, где указаны контакты компании, удастся доказать факт игнорирования налоговиками сведений о ее фактическом месте нахождения (см. врезку на с. 80).
Справка. Суды принимают скриншот в качестве доказательства в налоговых спорах
Скриншот - это снимок экрана, содержащий фотографию интернет-страницы*(1). Практика показывает, что правильно оформленный скриншот в налоговых спорах поможет подтвердить, в частности:
- благонадежность компании и ее контрагента (постановления ФАС Уральского от 25.08.10 N А47-7911/2009 и Волго-Вятского от 27.04.11 N А82-12456/2010 округов);
- правомерность учета отдельных затрат в составе налоговых расходов (постановления ФАС Московского от 03.10.12 N А40-112441/11-90-469 и Западно-Сибирского от 28.06.12 N А03-18522/2011 округов).
Кроме того, ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 07.03.07 N А82-2320/2006-27 отметил, что фактический адрес компания может указать на фирменном бланке. Так, многие компании на сайте размещают различные внутренние документы или образцы, оформленные на фирменных бланках (письма контрагентам, заявления). То есть при необходимости налоговики могут найти фактический адрес организации в разделе "Образцы документов", "Внутренние формы документов" и т.п.
Фотографии строящегося производственного помещения, размещенные на сайте компании, помогут избежать доначисления налога на имущество
Спор по вопросу начисления налога на имущество по объектам незавершенного строительства сводится на практике к установлению факта использования таких объектов в деятельности компании.
Так, по мнению Минфина России, налог на имущество по объекту недвижимости начисляется независимо от факта государственной регистрации прав на него. Главное, что здание фактически используется налогоплательщиком в производственной деятельности и его стоимость окончательно сформирована по данным бухгалтерского учета (письмо от 22.06.11 N 03-03-06/1/370). Суды соглашаются с таким подходом (к примеру, постановления ФАС Московского от 25.04.12 N А41-22413/10 и Северо-Кавказского от 20.03.12 N А53-21781/2010 округов).
Таким образом, фотография со стройплощадки, размещенная на сайте компании, может стать одним из доказательств, свидетельствующих о том, что объект находится в стадии строительства и фактически не используется в предпринимательской деятельности. Как правило, такие фото выкладываются на сайте о во вкладках типа "Развитие", "О нас", "Новости" и т.п.
Практика показывает, что суды принимают такие доказательства в качестве надлежащих. Так, ФАС Уральского округа в постановлении от 22.02.12 N Ф09-257/12 отметил, что фотографии реконструируемого недвижимого объекта, наряду с актами по форме N КС-2, подтверждают, что оснований для начисления налога на имущество по спорному объекту нет.
Изображения выполненных работ во вкладке "Галерея" помогут доказать реальность сделок и правомерность учета соответствующих расходов
В качестве рекламы и повышения имиджа многие компании размещают на своих сайтах примеры выполненных работ. Например, снимки возведенного здания, отремонтированного помещения или изготовленных образцов продукции.
Для контрагента проверяемой компании такие фотографии будут полезны, ведь с их помощью партнер сможет дополнительно подтвердить факт реальности сделки и соответственно правомерность своих расходов (постановления ФАС Северо-Западного от 08.11.12 N А21-10329/2011 и от 04.04.12 N А21-3883/2011 и Уральского от 20.12.11 N Ф09-8354/11 округов).
Но для самой компании возникают риски, связанные в основном с занижением налоговой выручки. Особенно если при проверке у организации не окажется актов выполненных работ по ремонту и реконструкции помещения заказчика, в то время как на сайте будут размещены фотографии спорного объекта, по которому завершены все строительные работы.
Другой пример - компания в разделе "Галерея" выложила фотографии технически сложного и дорогостоящего объекта, который она якобы с легкостью изготавливает для каждого желающего клиента. Если при проверке налоговики не обнаружат в учете компании доходов от реализации такой продукции, а также оборудования, предназначенного для ее производства, то, вероятнее всего, у проверяющих возникнут подозрения о занижении выручки.
Фотоотчет с конференции убедит контролеров в правомерности осуществления командировочных расходов и затрат на организацию семинаров и конференции
В целом суды и официальные органы не возражают против учета расходов компании на командировки и организацию различного рода конференций. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 30.06.08 N КА-А40/4968-08 указал, что компания правомерно учла затраты на командировку работников для участия в международной конференции в налоговых расходах (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). Ведь в рамках этого мероприятия работники получили полезную информацию о новых и эффективных способах осуществления производственной деятельности организации.
А по мнению Минфина России, расходы на участие сотрудника в образовательном семинаре компания вправе учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 23 п. 1 и п. 3 ст. 264 НК РФ, письмо от 28.02.07 N 03-03-06/1/137).
Однако споры в отношении таких расходов в основном случаются из-за их недостаточного документального оформления. Так, помимо первичных документов, полученных от организации-организатора, и отчета работника, фактическое участие последнего в семинаре компания может подтвердить фотографиями события, на которых запечатлены его участники, в том числе и работник компании.
Причем суды принимают в качестве доказательства фотоотчет, размещенный как на сайте организации-участника (постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.09.09 N А56-12088/2009), так и на интернет-странице организатора конференции (постановление ФАС Московского округа от 04.04.11 N КА-А40/2332-11-П). Аналогичными доводами может руководствоваться компания и в том случае, если она сама выступает организатором подобных мероприятий.
Еще одним подтверждением участия работника в оплачиваемом семинаре может быть аудио- или видеозапись его выступления, размещенная на сайте компании. Однако, как подчеркнул ФАС Уральского округа в постановлении от 19.05.09 N Ф09-3055/09-С3, таких доказательств недостаточно, если невозможно точно идентифицировать лицо, речь которого записана. То есть до начала выступления работник должен представиться, называя свою фамилию и должность в компании.
Перечисление наименований партнеров на сайте в разделе "Наши контрагенты" может как подтвердить наличие взаимозависимости, так и доказать ее отсутствие
С целью повышения имиджа некоторые компании указывают в соответствующем разделе сайта наименования своих основных контрагентов. Это может или доказать факт взаимозависимости сторон, или опровергнуть его.
В частности, ФАС Московского округа в постановлении от 19.01.06, 13.01.06 N КА-А40/13573-05 подтвердил отсутствие взаимозависимости между дилерами техники. Ведь, согласно распечатке с официального сайта компании концепция ее деятельности предполагает использование независимых дилеров. А при отсутствии взаимозависимости налоговики не смогут признать сделку контролируемой, пересчитать цены, изначально установленные сторонами сделки (ст. 105.14 НК РФ).
Напротив, о взаимозависимости компаний может быть прямо указано на их сайтах (постановления ФАС Московского округа от 26.08.11 N КА-А40/8250-11 и от 25.01.11 N КА-А40/16951-10). Так, в одном из споров на сайте организации было прямо указано, что она и ее контрагенты входят в единый холдинг или группу компаний, находятся по одному адресу и имеют единый телефон колл-центра и орган исполнительной власти (постановление ФАС Московского округа от 19.09.12 N А40-136050/11-99-581). В этом случае организации нужно быть готовой к ценовому контролю, осуществляемому в рамках правил трансфертного ценообразования.
Изображение торговых и складских помещений докажет правильность расчета показателей для применения ЕНВД
Многие торговые или производственные компании на своем сайте проводят виртуальный "тур" для посетителей - размещают фотографии своих торговых, производственных и складских помещений.
В первую очередь такие изображения, наряду с поэтажными планами помещений, могут сыграть на руку плательщикам ЕНВД. Ведь порядок и правомерность применения этого режима зависит в том числе от наличия или отсутствия торгового зала, его площади, наличия подсобных и складских помещений (подп. 6 и 7 п. 2 и п. 3 ст. 346.29 НК РФ).
Так, в постановлении от 20.04.10 N А32-14823/2009-12/89 ФАС Северо-Кавказского округа принял фотоснимок торгового зала в качестве подтверждения фактически используемой площади магазина и согласился с доводом компании, что площадь торгового зала при расчете ЕНВД рассчитана верно.
Примечание. Фотографии торгового зала наряду с поэтажным планом подтвердят правомерность применения и правильность расчета ЕНВД.
Аналогичные выводы сделал ФАС Поволжского округа в постановлении от 25.08.09 N А12-468/2009, указав, что факт отделения площадей для хранения товаров от торгового зала подтверждается фотоснимками торговых залов и подсобных помещений.
Меню корпоративной столовой избавит компанию от претензий контролеров, связанных с предоставлением бесплатного питания работникам
Предоставление бесплатного питания сотрудникам компании или обедов по сниженным ценам, по мнению Минфина России, облагается НДФЛ (письма от 25.10.11 N 03-04-06/6-285 и от 31.03.11 N 03-03-06/4/26). А на стоимость обедов начисляются НДС (письмо Минфина России от 27.08.12 N 03-07-11/325) и страховые взносы (п. 4 письма Минздравсоцразвития России от 05.08.10 N 2519-19)*(2).
Но зачастую стоимость продуктов питания в корпоративной столовой устанавливается без применения льгот - один уровень цен как для работников, так и для иных посетителей. В этом случае помочь избежать претензии контролеров может информация о меню корпоративной столовой, размещенная на сайте компании с указанием цен.
Таким образом, поскольку компания не предоставляет бесплатного питания своим сотрудникам, а оказывает отдельные платные услуги общепита, она не обязана начислять страховые взносы и удерживать НДФЛ с таких сумм.
Несоответствие окладов, указанных в описании вакансии на сайте компании, реальным выплатам может привести к доначислению страховых взносов
Многие организации в разделе "Вакансии" на своем сайте размещают информацию о незанятых должностях, указывая, наряду с требованиями к кандидатам, и размер оплаты труда. По мнению контролеров, если кандидатам предлагается вознаграждение, существенно превышающее фактическую зарплату, то это свидетельствует о факте неофициальных выплат.
Однако суды поддерживают налогоплательщиков. Например, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 13.05.10 N А56-32859/2009 отметил, что нельзя определять доход работников исключительно на основании их личных показаний и рекламных объявлений, без наличия других, бесспорно свидетельствующих об этом документальных подтверждений. А в постановлении от 26.01.09 N А56-4256/2008 суд этого же округа отметил, что в описании вакансий, как правило, указывается максимальная зарплата. При этом фактический размер вознаграждения зависит от многих факторов и окончательно устанавливается работодателем применительно к квалификации, стажу работы, а также условиям труда конкретного работника. К такому же выводу пришел и ФАС Уральского округа в постановлении от 08.04.09 N Ф09-1768/09-С3.
Следовательно, только на основании информации о вакансиях, размещенных на сайте компании, налоговики не вправе однозначно утверждать, что работодатель выплачивает зарплату "в конверте".
Прайс-лист товаров и услуг поможет избежать ценового контроля и подтвердит обоснованность размера расходов на оплату услуг исполнителя
По общему правилу цена сделки сравнивается с рыночной ценой на аналогичные товары, работы и услуги (ст. 105.7 НК РФ). Разместив на своем сайте прайс-лист на товары, работы и услуги, компания может продемонстрировать контролерам, что применяемые ею цены едины для всех контрагентов, то есть, по сути, являются рыночными.
Кроме того, информация о ценах на услуги контрагентов, размещенная на их сайте, подтвердит обоснованность размера произведенных расходов компании. В частности, разрешая спор о величине компенсации расходов на услуги представителя, ФАС Московского округа в постановлении от 16.02.12 N А40-48569/08-14-170 указал, что сумма понесенных организацией расходов соответствует прайс-листу юридической компании, размещенному на сайте последней.
Вместе с тем фактические расходы компании могут существенно превышать цены на услуги, указанные на сайте исполнителя. Это может быть связано с тем, что в представленных распечатках с сайта указана минимальная стоимость соответствующих услуг. В действительности же цены зависят от вида и сложности оказываемой услуги, объема и времени, затраченного на выполнение работ.
Таким образом, даже если расходы, понесенные компанией на оплату услуг исполнителя, превысят цены, указанные на его сайте, такие затраты при наличии надлежащего документального оформления являются обоснованными (постановления ФАС Северо-Западного округа от 29.06.12 N А56-58882/2010 и от 17.12.08 N А56-18864/2007).
Размещенный на сайте компании баннер подтверждает факт осуществления рекламных расходов
Многие компании рекламируют свои товары и услуги через интернет, в том числе размещая баннеры как на своих сайтах, так и на сайтах сторонних организаций. Минфин России в письме от 29.01.07 N 03-03-06/1/41 отмечает, что такие затраты компания вправе учесть в составе расходов на рекламу в полном объеме (п. 4 ст. 264 НК РФ).
При этом рекламные расходы заказчик может подтвердить не только договором с рекламным агентом, актами выполненных работ и первичными документами, но и скриншотами интернет-страниц, на которых размещены такие рекламные баннеры, а также фотографии рекламных вывесок. Таким способом факт оказания рекламных услуг был подтвержден в делах, рассмотренных в постановлениях ФАС Поволжского от 13.05.08 N А65-26012/2007 и Волго-Вятского от 19.09.06 N А79-1054/2006 округов.
А в постановлении от 27.07.11 N КА-А40/7332-11 ФАС Московского округа, напротив, указал, что скриншоты страниц, на которых якобы размещены рекламные баннеры компании, изготовлены посредством использования специальных компьютерных программ. То есть фактически компания не размещала рекламу в интернете. А следовательно, налогоплательщик не вправе был учитывать спорные суммы в налоговых расходах.
Примечание. Если налоговики докажут, что скриншот сайта, на котором размещен баннер компании, сфальсифицирован, они снимут налоговые расходы на рекламу.
Р.М. Лахман,
эксперт журнала "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер", N 3, февраль 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) О том, как оформить скриншот, см. также в статье "Правильно оформленный скриншот является надлежащим доказательством в суде" // РНК, 2012, N 23, с. 62.
*(2) О порядке налогообложения при предоставлении работникам бесплатного питания см. также в статье "Как выгоднее организовать и оформить предоставление работникам бесплатного питания" // Российский налоговый курьер, 2012, N 19, с. 50.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99