Рейтинг спорных ситуаций, связанных с представлением отчетности в налоговые органы
Как показали результаты исследования, чаще всего у налогоплательщиков не принимают отчетность, когда декларация подана по устаревшей форме или у лица, представляющего отчетность в инспекцию, отсутствуют документы, подтверждающие его личность, а также в случаях отсутствия в декларациях подписи налогоплательщика, заверенной печатью.
Налоговики нередко отказывают организациям в принятии отчетности по самым разным основаниям. Независимо от причины отказа инспекторы на местах могут оштрафовать организацию, если отчетность будет представлена позже установленного срока (см. врезку на с. 66).
Кстати. Санкции за непредставление декларации
В случаях, когда налоговый орган отказывается принимать декларацию, и это связано с устранимыми недочетами, налогоплательщик имеет право внести соответствующие изменения и сдать исправленную декларацию. Однако на практике большинство деклараций представляется в последний день сдачи и на внесение изменений уже времени не остается. В итоге к налогоплательщику могут применить определенные санкции.
Блокировка счетов. Налоговики вправе приостановить операции налогоплательщика по его счетам в банке и переводы его электронных денежных средств, если декларация не будет представлена в инспекцию в течение 10 дней по истечении установленного на то срока (ст. 76 НК РФ).
Штраф за несвоевременное представление декларации. По статье 119 НК РФ основанием для привлечения к ответственности является непредставление налоговой декларации в срок по месту своего учета. Штраф для организаций при этом составит от 5 до 30% от неуплаченной суммы налога за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не менее 1000 руб. Отметим, что по статье 119 НК РФ налоговики вправе оштрафовать только за несвоевременное представление налоговых деклараций.
Штраф за непредставление декларации в электронном виде. По статье 119.1 НК РФ могут оштрафовать организацию за несоблюдение порядка представления декларации в электронной форме. Если численность компании превышает 100 человек, штраф составит 200 руб.
Редакция РНК подготовила рейтинг самых проблемных моментов, которые возникают при представлении отчетности в налоговый орган. Для анализа мы выбрали 13 самых распространенных ситуаций, которые чаще всего встречаются на практике. Далее мы обратились к аудиторам, налоговым консультантам и непосредственно к специализированным специалистам по передаче отчетности в электронном виде с просьбой проранжировать предложенные ситуации по популярности отказов на практике. При этом 13 баллов (из 13 возможных) присвоено самому часто встречаемому нарушению налогоплательщика при представлении отчетности, а 1 - самому редкому.
Одновременно мы опубликовали опрос на сайте www.rnk.ru, тем самым предложив пользователям поделиться своей практикой, указав, из-за каких недочетов в декларациях инспекторы им отказали в приеме отчетности. Результаты балльной оценки экспертов и пользователей представлены в гистограмме на с. 69.
"Гистограмма"
1. Декларация представлена в инспекцию по устаревшей форме
Оказалось, что самый распространенный спор с налоговыми органами, связанный с порядком представления декларации, касается формы такого документа, которую компания обязана соблюдать при сдаче отчетности в инспекцию.
На практике зачастую случается так, что форма декларации изменяется незадолго до срока ее сдачи, указала Татьяна Дерменева, директор налогового департамента компании "Эрнст энд Янг". Налоговые органы требуют от налогоплательщиков сдавать отчетность по новым формам, а от тех, кто уже сдал по старой форме, - пересдать. Ведь новая форма налоговой декларации применяется с момента официального опубликования соответствующего приказа о ее утверждении (письмо ФНС России от 20.01.10 N МН-22-3/33@). Инспекторы подчеркивают, что обязанность налогового органа принять декларацию возникает, если только она составлена по установленной форме. Такое правило закреплено в пункте 4 статьи 80 НК РФ. Иначе обязанность налогоплательщика по представлению отчетности считается неисполненной (письмо УФНС России по г. Москве от 06.06.05 N 09-10/39710).
Минфин России также придерживается мнения о том, что налоговый орган вправе отказать в приеме декларации, поданной по устаревшей форме. В таком случае отчетность считается не представленной в установленном порядке (письмо от 07.11.08 N 03-02-07/1-456).
Однако большинство судов поддерживают компании. Арбитры указывают, что если отчетность поступила в инспекцию в срок, то устаревшая форма декларации не является основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности (постановления ФАС Московского от 14.01.11 N А40-3130/10-116-35 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 11.05.11 N ВАС-5875/11), Поволжского от 04.05.10 N А55-18971/2009, от 23.10.09 N А40-90529/08-109-415, Дальневосточного от 07.04.09 N А59-3907/2008, Северо-Западного от 17.07.09 N А56-32078/2008, Северо-Кавказского от 28.07.09 N А32-10925/2008-46/164, Центрального от 25.02.09 N А62-2398/2008 округов и Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.09.10 N А40-3130/10-116-35 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 11.05.11 N ВАС-5875/11), определение ВАС РФ от 25.08.08 N 10513/08).
Как пояснила Татьяна Дерменева, налоговое законодательство не предусматривает ответственности за представление декларации в установленный срок, но по форме, утвержденной ранее. При этом налоговые органы не вправе отказать налогоплательщику в приеме такой декларации. Также некоторые суды отдельно отмечали, что подача декларации на бланке старого образца не влияет на правильность исчисления налога, подлежащего уплате в бюджет (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.08.08 N А32-13070/2007-14/250 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 25.11.08 N ВАС-15627/08)). Ведь декларация, составленная по старой форме, в свое время была утверждена уполномоченным на это органом и полностью соответствует определению понятия "налоговая декларация", которое дано в статье 80 НК РФ. Следовательно, содержит все необходимые реквизиты и сведения. Поэтому налоговики не вправе не принять декларацию, составленную не по установленной форме (постановление ФАС Московского округа от 26.06.08 N А40-43726/07-108-250).
2. У представителя налогоплательщика, подающего налоговую отчетность, отсутствуют документы, которые подтверждают его личность и полномочия
Такая проблема при сдаче отчетности - вторая по популярности. Несмотря на то что в НК РФ нет нормы, оправдывающей отказ инспекторов в приеме декларации, если у представителя налогоплательщика нет документов, подтверждающих его личность и полномочия, на практике такое встречается очень часто. Так, согласно подпункту 2 пункта 133 Административного регламента ФНС России по исполнению государственной функции по бесплатному информированию налогоплательщиков (утв. приказом Минфина России от 18.01.08 N 9н, далее - Административный регламент ФНС России) декларация не принимается у представителя налогоплательщика, если у него отсутствуют документы, подтверждающие личность и полномочия на представление отчетности.
"Инспекторы на местах однозначно не примут налоговую декларацию у лица, которое не сможет подтвердить свои полномочия на ее подачу по причине отсутствия доверенности либо документов, удостоверяющих личность, - указал Сергей Соловьев, аудитор ООО "Аудиторская компания "Мариллион", - ведь подача налоговой отчетности является юридическим действием, полномочия на совершение которого должны надлежащим образом подтверждаться".
"Данное требование налогового органа является, на мой взгляд, не формальностью, а в определенной степени способом защиты прав налогоплательщика от несанкционированных действий третьих лиц", - подчеркнул Сергей Соловьев.
Как отметила Наталья Никитина, эксперт по налоговой отчетности системы "Контур-Экстерн", в случае представления декларации по ТКС проверка полномочий подписи представителя налогоплательщика осуществляется на основании информационного ресурса доверенностей. В сообщении о доверенности, направляемом одновременно с каждой декларацией, в обязательном порядке указываются паспортные данные уполномоченного представителя. При проверке декларации идет сверка данных налогоплательщика в сертификате, которым подписан электронный документ, и в сообщении о доверенности. При отсутствии или несоответствии всех необходимых данных непременно последует отказ в приеме декларации на уровне оператора связи. Соответственно декларация с такими нарушениями не поступит в налоговый орган.
3. В декларации на бумажном носителе отсутствует подпись и печать налогоплательщика
Бумажные формы деклараций предусматривают проставление печати организации. Кроме того, в Административном регламенте ФНС России сказано, что декларации, представленные на бумажном носителе, при отсутствии печати не принимаются. Соответственно налоговики откажут в принятии отчетности, в которой не проставлена подпись руководителя или печать. Также есть решение суда, в котором арбитры приняли сторону контролеров, указав, что налоговый орган обязан отказать в принятии декларации ввиду отсутствия на ней подписи руководителя организации, заверенной печатью (постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.12.10 N А56-12204/2010). При этом судьи подчеркнули, что если в декларации не проставлена подпись и печать налогоплательщика, то она не подлежит учету инспекцией, так как не отвечает требованиям пункта 5 статьи 80 НК РФ.
Даже если подпись налогоплательщика отсутствует только на одном из листов декларации, налоговики также могут отказать в ее приеме. Однако арбитры в данном случае принимают сторону налогоплательщиков, указывая на незначительность такого нарушения (постановление ФАС Дальневосточного округа от 23.05.07, 16.05.07 N А04-80/07-5/10).
Как пояснил Антон Хоменко, налоговый консультант, отсутствие подписи на одной из страниц декларации может говорить о том, что руководитель просто пропустил эту страницу при подписании документа, или о том, что данная страница была заменена на другую. Поэтому степень значительности данного недочета зависит от конкретной ситуации. А вот отсутствие печати в декларации - вопрос неоднозначный. В российской деловой практике принято заверять подписи должностных лиц печатями организаций, которые они представляют. Этот обычай настолько силен, что даже индивидуальные предприниматели, которые могут обходиться без печати (письмо УФНС России по г. Москве от 28.02.06 N 28-10/15239), предпочитают такую печать сделать, так как их контрагенты желают видеть ее оттиск на общих документах. Поэтому налоговики, вероятнее всего, откажут в принятии декларации без проставления печати.
Однако финансовое ведомство более лояльно в этом вопросе. Например, в случае возникновения проблем с приемом деклараций из-за отсутствия на них печатей Минфин России рекомендует дать необходимые пояснения в местную инспекцию. В одном из своих разъяснений чиновники рассматривали ситуацию с потерей печати (письмо Минфина России от 31.01.11 N 03-02-07/1-26).
4. Декларация была отправлена в инспекцию по ТКС, но по техническим причинам не поступила в инспекцию
Налоговики не вправе отказать в принятии декларации, представленной организацией по ТКС по установленному формату (абз. 2 п. 4 ст. 80 НК РФ). При этом контролеры обязаны передать компании квитанцию о приеме декларации в электронном виде. Приказом МНС России от 02.04.02 N БГ-3-32/169 утвержден Порядок представления отчетности в электронном виде. Пункт 5 Порядка разъясняет, что под датой представления декларации в электронном виде является дата ее отправки, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи.
Отметим, если дата отправки декларации зафиксирована оператором в пределах установленного срока, то налогоплательщик считается своевременно исполнившим свою обязанность по представлению в инспекцию отчетности. Соответственно оснований для привлечения к ответственности по статье 119 НК РФ в данном случае не имеется.
Как указал Антон Хоменко, отправляя декларацию в электронном виде, компании справедливо считают, что для доказательства отправки декларации в налоговые органы необходимо иметь только подтверждение оператора связи. В то же время, если оператор по каким-то причинам не выполнил обязанность по передаче декларации в налоговые органы, компанию оштрафуют за непредставление декларации. Большинство судов занимают сторону налогоплательщика.
Так, в постановлении от 26.04.11 N А27-11908/2010 ФАС Западно-Сибирского округа пришел к выводу, что технические ошибки при передаче электронных файлов не влияют на факт исполнения налогоплательщиком обязанности по представлению деклараций. В указанном деле компания представила декларацию по ТКС в установленные сроки. Налоговики не приняли отчетность по причине неоткрытия полученного электронного файла и в дальнейшем оштрафовали компанию за несвоевременное представление декларации. Однако, имея на руках квитанцию о приеме, а также подтверждение спецоператора, налогоплательщик смог отстоять свою позицию в суде. Аналогичная позиция выражена в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 15.01.07 N Ф04-8676/2006(29773-А27-42).
В постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 04.05.08 N А33-17605/2007 (оставлено в силе постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.08.08 N Ф02-3840/2008) арбитры подчеркнули, что при представлении налоговой декларации в электронном виде правовое значение имеет факт отправки отчетности, а не факт ее приема налоговым органом.
Также есть постановление суда, в котором судьи установили, что налогоплательщик своевременно направил декларацию в электронном виде, однако файл не был принят к обработке, поскольку документ с данным идентификатором уже отсылался ранее. Суд указал, что нарушение порядка и формы представления декларации не образует состава правонарушения по статье 119 НК РФ (постановление ФАС Поволжского округа от 04.05.10 N А65-25097/2009).
5. Декларация подписана электронной цифровой подписью с просроченным ключом подписи
Налоговый орган может отказать в принятии декларации, когда в ней отсутствует электронная цифровая подпись уполномоченного лица (подп. 5 п. 133 Административного регламента ФНС России). Одновременно с этим пункт 5 статьи 80 НК РФ также устанавливает, что налогоплательщик подписывает декларацию ЭЦП, подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в документе.
Соответственно налоговики, скорее всего, не примут декларацию с просроченным ключом подписи. Однако судебная практика по этому вопросу на сегодняшний день не сформировалась. Это связано с тем, что при просрочке ключа подписи виновен сам налогоплательщик. При этом операторы ТКС не допустят пользователя с просроченным ключом подписи в систему для отправки налоговой декларации. Следовательно, налогоплательщики, совершая такие ошибки, признают правомерность штрафных санкций за просрочку сдачи налоговой отчетности, так как декларация не была представлена именно по их вине.
6. Декларация отправлена по почте ценным письмом, но без описи вложения
Налоговый кодекс предоставляет налогоплательщику право представлять декларации без личной явки в инспекцию, к примеру, посредством услуг почтовой связи. При этом НК РФ требует, чтобы почтовое отправление содержало опись вложения (п. 4 ст. 80 НК РФ). Однако законодательство не предусматривает обязанности для инспекторов каким-либо образом подтвердить получение деклараций по почте. Поэтому при потере декларации (например, на почте или самим налоговым органом) ревизоры ссылаются на то, что налогоплательщик ее не отправлял. При этом за несвоевременное представление начисляют штраф.
Налоговики считают, что опись вложения - единственный документ, подтверждающий, что декларация была отправлена вовремя. Контролеры не рассматривают как доказательство штамп, проставленный на конверте, указывая на то, что в конверте мог находиться совсем другой документ, а не декларация. С таким мнением соглашаются и некоторые арбитражные суды (постановления ФАС Уральского от 03.07.08 N А50-17750/07 и Северо-Кавказского от 07.11.07 N А32-26784/2006-59/452 округов). При этом судьи подчеркивают, что только опись вложения позволяет установить содержимое почтового отправления. А если она отсутствует, привлечение к ответственности за несвоевременное представление декларации правомерно.
Также отметим, что инспекторы даже при наличии у организации описи вложения могут придраться к ее ненадлежащему составлению. Так, например, налоговики сочли опись вложения ненадлежаще оформленной лишь ввиду отсутствия в ней подписи работника органа почтовой связи. Контролеры доначислили штраф компании за несвоевременное представление налоговой декларации. Но судьи признали незаконным такое решение налоговиков (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.02.11 N А40-93747/10-114-446 (оставлено в силе постановлением ФАС Московского округа от 22.06.11 N КА-А40/6087-11)).
Однако есть и противоположная позиция арбитров, согласно которой отсутствие описи не означает, что в почтовом отправлении не было декларации. Для привлечения организации к ответственности за непредставление декларации налоговики должны доказать, что почтовое отправление не содержало необходимой отчетности (постановления ФАС Московского от 22.10.08 N А40-21633/07-87-108, Северо-Кавказского от 16.07.08 N А32-24328/2007-5/85 и Западно-Сибирского от 29.02.08 N А81-1757/07 округов)*(1).
Как подчеркнула Татьяна Дерменева, налогоплательщику необходимо уделить особое внимание сбору доказательств факта отправки декларации в срок. В частности, необходимо подтвердить дату отправки, верность адресата и то, что отправлена соответствующая отчетность. В связи с этим плательщику, во-первых, необходимо получить квитанцию о приеме почтового отправления, в которой будут прописаны вид и категория почтового отправления, наименование юридического лица, номер почтового отправления, а также дата его приема.
Во-вторых, потребуется опись вложения с отметкой оператора почтовой связи, в которой, помимо вида почтового отправления, получателя и его адреса, содержится также наименование вложений, их количество и объявленная ценность.
В-третьих, организациям целесообразно отправлять отчетность в инспекцию письмом с уведомлением о вручении. Тогда в распоряжении налогоплательщика также будет свидетельство того, что декларация до инспекции доставлена.
Указанного перечня документов вполне достаточно, чтобы доказать факт сдачи налоговой отчетности в срок.
7. Декларация, которую нужно было представлять в электронном виде, подана на бумажном носителе
Отказать в принятии декларации на бумажном носителе инспекция не вправе, даже если организация обязана представлять декларации по ТКС из-за большой среднесписочной численности работников (более 100 человек). Об этом сказано в письме ФНС России от 26.11.10 N ШС-37-7/16376@.
На практике нередко встречается, когда компания по какой-то причине не имеет возможности представить декларацию в электронном виде, указала Галина Беликова, руководитель отдела аудита и налогообложения ООО "Алинга Консалтинг". В этом случае во избежание штрафа по статье 119 НК РФ за непредставление декларации ее направляют в инспекцию на бумажном носителе. Но налоговики в этом случае все равно пытались оштрафовать компанию за сдачу декларации по установленному формату, не признавая декларацию, поданную на бумажном носителе, представленной. Однако в судах налогоплательщикам удавалось доказать в суде, что штраф в данном случае не применим. Так, в постановлении Президиума ВАС РФ от 17.02.09 N 11500/08 судьи указали, что нарушение порядка и формы подачи декларации не образует состава правонарушения, предусмотренного статьей 119 НК РФ. Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС Поволжского от 04.05.10 N А55-18971/2009 и Северо-Западного от 16.02.09 N А42-4491/2008 округов.
Споров по данному вопросу стало меньше с принятием Федерального закона от 27.07.10 N 229-ФЗ, который ввел в НК РФ статью 119.1, действующую со 2 сентября 2010 года. Согласно этой норме за несоблюдение порядка представления налоговой декларации в электронной форме взимается штраф в размере 200 руб. Таким образом, если компания сейчас не представит декларацию на электронном носителе, штраф будет правомерным.
8. В декларации неверно указан КПП организации
По мнению УФНС России по г. Москве, выраженному в письме от 22.02.11 N 16-15/016774, такое нарушение не является основанием для отказа в принятии отчетности. Так как неправильное указание КПП в представляемой декларации не препятствует идентификации налогоплательщика при наличии других реквизитов декларации (ИНН, адреса налогоплательщика) и в силу этого не может препятствовать проведению камеральной проверки.
Однако налоговики на местах, несмотря на разъяснение вышестоящего налогового органа, отказывают организациям в принятии деклараций с неверно указанным КПП, считая, что без него невозможно точно идентифицировать налогоплательщика. Часто это случается при подаче декларации обособленным подразделением с ошибочным указанием КПП, если на учете в инспекции стоит несколько подразделений одной организации.
Однако судьи принимают сторону налогоплательщиков, признавая такие отказы неправомерными, подчеркивая, что даже при неправильном указании КПП налоговый орган может идентифицировать налогоплательщика и провести камеральную проверку (постановления ФАС Северо-Кавказского от 12.08.11 N А53-17860/2010, Московского от 05.11.08 N А41-8898/08 и Восточно-Сибирского от 26.04.07 N А33-16552/06 округов).
Как указала Наталья Никитина, если плательщик не может быть идентифицирован по КПП, инспектор по своему выбору может либо "доопределить" налогоплательщика, например найти в базе данных плательщика с указанным ИНН, и "привязать" к нему декларацию, либо сформировать уведомление об отказе.
9. В декларации неверно указан вид документа: первичный или корректировочный
Налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика указания в декларации вида документа. Такое право им предоставлено подпунктом 1 пункта 7 статьи 80 НК РФ, в котором перечислены обязательные сведения, которые должны быть указаны в декларации. Следовательно, налоговики на местах непременно откажут компании в приеме декларации, если в ней неправильно проставлен вид документа. А в случае просрочки установленного срока представления декларации последует штраф за несвоевременное представление.
"Я рекомендую налогоплательщикам быть очень внимательными с данными графами декларации, - подчеркнул Денис Колесников, старший юрист департамента налогового и правового консалтинга ЗАО "МСАй ФДП-Аваль", - ведь если одновременно будет указан неправильный вид документа и неверный налоговый период, то получившаяся смесь будет гремучей, а последствия - печальными". К примеру, указав вид документа - корректирующий, а налоговый период - предыдущий, налогоплательщик должен будет сдать "уточненку". И доказать, что планировалось подать первичную декларацию, можно будет только в суде.
Однако судьи поддерживают организации, указывая, что такое нарушение не является существенным (постановления ФАС Северо-Кавказского от 30.07.09 N А32-22251/2008-12/190 и Московского от 15.12.08 N А41-К2-23182/07 округов). При этом арбитры подчеркивают, что декларация характеризуется первичной не на основании указанного в ней цифрового кода вида документа, а на основании даты ее представления (постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.09.08 N А42-1122/2008).
Также есть решение суда, в котором налоговики отказали организации в применении налогового вычета на основании того, что в представленной компанией первичной декларации в графе "Вид документа" стоял номер корректировочной декларации, а уточненная декларация была представлена по истечении трехлетнего срока. Арбитры поддержали налогоплательщика, указав, что уточненная декларация, поданная после истечения трехлетнего срока, только исправляла техническую ошибку в графе "Вид документа", соответственно фактически декларация была подана в срок (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.04.11 N А45-9630/2009).
10. Декларация представлена в срок, но в другой налоговый орган
Такая ситуация может возникнуть у налогоплательщиков, которые меняют место учета. Так, на практике компании нередко отправляют декларации по почте, по привычке проставляя адрес инспекции по предыдущему месту учета. Однако согласно подпункту 6 пункта 133 Административного регламента ФНС России налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием декларации, вправе отказать в ее приеме.
Как указал Сергей Соловьев, налоговики сторонней инспекции не примут декларацию, так как она технически не сможет быть занесена в базу налогового органа по причине отсутствия в ней налогоплательщика с соответствующим ИНН. Одновременно с этим инспекция по месту учета плательщика правомерно начислит штрафные санкции.
Однако, по мнению некоторых специалистов, у налоговиков нет права штрафовать организацию, потому что налоговая система является единой. И в случае подачи декларации в срок, но в другой налоговый орган, штраф за непредставление отчетности неправомерен.
11. Из-за ошибки оператора ТКС декларация поступила в другую инспекцию
Налоговики на местах, скорее всего, не станут подробно разбираться, по чьей вине отчетность не поступила в налоговый орган по месту учета, и в случае отсутствия декларации в установленный законодательством срок оштрафуют компанию за несвоевременное представление. Также есть вероятность, что по истечении 10 дней срока подачи декларации налоговики заблокируют счет.
Однако в постановлении ФАС Московского округа от 10.11.10 N КА-А41/13633-10 рассматривалась ситуация, когда из-за ошибки оператора ТКС декларация в электронном виде поступила в другую инспекцию, арбитры приняли сторону налогоплательщика. Судьи указали, что электронный документооборот организации производил спецоператор связи и по его вине отчетность поступала в адрес другого налогового органа. Соответственно декларация организацией была отправлена своевременно и привлечение ее к ответственности за непредставление отчетности неправомерно. Однако у налогоплательщика должны быть подтверждающие документы - квитанция о приеме декларации в электронном виде, а также протокол входного контроля налогового органа (постановление ФАС Поволжского округа от 04.05.10 N А65-25097/2009).
Как указала Наталья Никитина, на практике в случае признания специализированным оператором связи своей вины штрафные санкции налогоплательщику не предъявляются.
12. В декларации, представленной на бумажном носителе, проставлена подпись при помощи факсимиле
Согласно пункту 5 статьи 80 НК РФ декларацию должен подписать налогоплательщик лично или его представитель. Однако больше никаких требований к подписи НК РФ не предъявляет. В инструкциях о порядке заполнения деклараций по налогам обычно говорится, что на титульном листе декларации руководитель организации ставит личную подпись, заверяя ее печатью, а также дату подписания документа. Замена личной подписи ее факсимильным воспроизведением не может являться надлежащим подтверждением указанных в ней сведений.
Как указала Татьяна Дерменева, на практике бумажные декларации зачастую заверяются факсимильной подписью. Возникает много споров по поводу законности такого воспроизведения личной подписи. Решения судов в этой ситуации выносятся не в пользу налогоплательщиков.
По мнению судебных инстанций, бумажная декларация должна заверяться собственноручной подписью руководителя или иного уполномоченного лица. Единственной альтернативой такой подписи может служить электронная цифровая подпись на декларации, подаваемой через ТКС. Таким образом, декларация, подписанная с использованием факсимиле, не будет иметь для налоговой инспекции значения.
Поэтому налогоплательщик, представивший декларацию, подписанную с использованием факсимиле, и не исправивший ситуацию до окончания срока ее подачи, может быть привлечен к ответственности за несвоевременное представление (постановления Президиума ВАС РФ от 27.09.11 N А33-20240/2009, ФАС Волго-Вятского от 11.04.08 N А11-2499/2007-К2-24/126 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 02.06.08 N 6600/08) и Северо-Западного от 02.11.11 N А56-66090/2010 округов). Вывод о неправомерности подтверждения сведений, указанных в налоговых декларациях, факсимиле содержится также в письме Минфина России от 26.10.05 N 03-01-10/8-404.
13. В декларации неверно указан налоговый период
Налоговики, скорее всего, откажут организации в приеме декларации, если неверно указан налоговый период, за который она представлена.
Судьи опровергают такие решения контролеров, подчеркивая, что ошибка в указании периода, допущенная налогоплательщиком при заполнении декларации, не свидетельствует о наличии его вины в совершении правонарушения по статье 119 НК РФ (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 28.06.10 N А32-26244/2008-26/386-2009-4/786 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 11.11.10 N ВАС-14602/10) и от 26.01.09 N А32-14647/2008-51/107-29/312).
Ю.Н. Бережная,
эксперт журнала "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер", N 18, сентябрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее о составлении описи вложения читайте в статье "Ошибки в описи вложения, которые не позволят доказать отправку документов в инспекцию" // РНК, 2012, N 4, с. 46.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99