Предварительный медицинский осмотр
Смотрите в этом материале:
- категории работников, подлежащих предварительному медицинскому осмотру;
- момент проведения предварительного медицинского осмотра;
- порядок проведения предварительных медицинских осмотров;
- заключение по результатам предварительного медосмотра как документ, необходимый для трудоустройства;
- оплата предварительных медицинских осмотров;
- проверки организации работодателями проведения предварительных медосмотров.
Категории работников, подлежащих предварительному медицинскому осмотру
В соответствии с ТК РФ обязательному предварительному медицинскому осмотру при заключении трудового договора подлежат:
- лица, не достигшие возраста 18 лет независимо от выполняемой ими работы (ст. 69, ст. 266 ТК РФ, п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1);
- работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (часть первая ст. 220 ТК РФ);
- работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств (часть первая ст. 220, ст. 328 ТК РФ);
- работники, занятые на подземных работах (часть первая ст. 220, ст. 330.3 ТК РФ);
- спортсмены (ст. 348.3 ТК РФ);
- лица, привлекаемые на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других местностей (ст. 324 ТК РФ);
- работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей независимо от выполняемой такими работниками трудовой функции (часть вторая ст. 220 ТК РФ, п. 21 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 45).
Обязанность работодателя организовать проведение предварительных медицинских осмотров для конкретных категорий работников может следовать и из иных федеральных законов. Такие осмотры обязательны, в частности, для:
- педагогических работников (п. 9 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ);
- персонала объектов по хранению и уничтожению химического оружия (ст. 14 Федерального закона от 02.05.1997 N 76-ФЗ);
- отдельных категорий работников объектов использования атомной энергии (ст. 27 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ);
- лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой (п. 3 ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ).
В соответствии с частью четвертой ст. 220 ТК РФ вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры работников, указанных в части первой этой статьи, определяются Минздравом России совместно с Минтрудом России и Роспотребнадзором, а также с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров и их периодичность устанавливаются Минздравом России, если иное не предусмотрено законодательством РФ (часть пятая ст. 220 ТК РФ). Так, полномочия федеральных органов власти по регулированию вопросов, связанных с проведением медосмотров, предусмотренных ТК РФ, определены с 1 марта 2022 года. Последние подзаконные акты по теме приняты еще во исполнение ст. 213 ТК РФ в период, когда она была посвящена медосмотрам. Это совместный приказ Минтруда России и Минздрава России от 31.12.2020 N 988н/1420н, которым утвержден перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные медицинские осмотры, и приказ Минздрава России от 28.01.2021 N 29н, которым утвержден порядок проведения обязательных медицинских осмотров (далее - Порядок N 29н). Они продолжают действовать, поскольку их существование по-прежнему предусмотрено Кодексом, "переезд" норм о медосмотрах в другую статью не принципиален.
Категории работников, подлежащих обязательным медосмотрам на основании иных федеральных законов, предусмотрены и иными подзаконными нормативными актами, например:
- Перечнем профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам, утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.1999 N 1020;
- Перечнем должностей работников объектов использования атомной энергии, на которые распространяются медицинские противопоказания для выдачи разрешения на выполнение определенных видов деятельности в области использования атомной энергии, утв. приказом Минздрава России от 28.07.2020 N 749н.
При наличии нескольких оснований для прохождения предварительного медосмотра, соискателя следует направить на такой медосмотр по каждому из них (см. письма Минздрава России от 05.04.2021 N 28-4/3042218-3286, от 07.09.2018 N 14-1/3100555-7722, от 08.09.2017 N 14-1/3096988-7235, от 21.07.2015 N 24-1/3051373-1646, от 22.04.2015 N 24-1/3019426-328, от 27.11.2014 N 24-1/3069716-3083, Минтруда России от 21.09.2021 N 15-2/ООГ-2831, от 27.08.2021 N 15-2/ООГ-2662, от 11.05.2021 N 15-2/ООГ-1632).
Работодатель не может требовать прохождения предварительного медицинского осмотра от лиц, для которых такой осмотр не является обязательным в соответствии с законодательством РФ (определения Приморского краевого суда от 06.10.2015 N 33-9050/2015, Владимирского областного суда от 06.09.2012 N 33-2581/2012).
Момент проведения предварительного медицинского осмотра
Работодатель должен направить соискателя на обязательный предварительный медицинский осмотр. При этом для некоторых категорий работников законом прямо установлена обязанность по прохождению медицинского осмотра до заключения трудового договора (см., например, статьи 266, 328, 330.3, 324 ТК РФ). В иных же случаях законодатель указывает лишь на необходимость проведения медосмотра "при заключении трудового договора" или "при поступлении на работу" (статьи 69, 220, 348.3 ТК РФ), не конкретизируя, когда именно должен быть проведен такой осмотр. Однако в соответствии с позицией Верховного Суда РФ медицинский осмотр и в этом случае должен быть проведен до заключения трудового договора (определение от 14.11.2007 N 83-Г07-7).
В то же время, как показывает практика, иногда суды исходят из допустимости заключения трудового договора с отлагательным условием о его вступлении в силу только в случае успешного прохождения работником обязательного медицинского осмотра (определение Первого КСОЮ от 23.01.2023 N 8Г-34819/2022, определение Московского городского суда от 12.07.2019 N 33-31130/2019). Очевидно, что в такой ситуации медосмотр проводится уже после заключения трудового договора.
Порядок проведения предварительных медицинских осмотров
Единого порядка прохождения предварительного медицинского осмотра не установлено. Кроме Порядка N 29н можно назвать, например:
- Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) медицинских осмотров и обязательных периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, занятых на работах с опасными и (или) вредными условиями труда по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), утв. приказом Минздрава России от 18.02.2022 N 92н;
- Порядок проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, включающих в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, лиц из числа специалистов авиационного персонала, утв. приказом Минтранса России от 11.02.2022 N 41;
- Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников объектов использования атомной энергии, а также психофизиологических обследований указанных работников, утв. приказом Минздрава России от 28.07.2020 N 749н;
- Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах по уничтожению химического оружия, утв. приказом Минздрава России от 21.03.2000 N 101;
- Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров на железнодорожном транспорте, утв. приказом Минтранса России от 19.10.2020 N 428.
Заключение по результатам предварительного медосмотра как документ, необходимый для трудоустройства
Обязанность работников по прохождению обязательных предварительных медицинских осмотров в предусмотренных законодательством случаях установлена статьей 215 ТК РФ. А согласно части второй ст. 65 ТК РФ соискатель должен предъявить при приеме на работу документ, подтверждающий факт отсутствия у него медицинских противопоказаний для выполнения такой работы (за исключением случаев, когда нормативно предусмотрена передача такого документа медицинской организацией работодателю напрямую, как, например, в п. 17 Порядка N 29н). Отсутствие такого документа (равно как и указание в нем на наличие медицинских противопоказаний) суды признают законным основанием для отказа кандидату в приеме на работу (определения Калининградского областного суда от 15.09.2021 N 33-4470/2021, Томского областного суда от 12.05.2017 N 33-1358/2017, Пермского краевого суда от 22.04.2015 N 33-4096/2015).
Единой формы медицинского заключения по результатам предварительного медицинского осмотра не установлено. Так, например, лицам, принимаемым на работу на объекты по хранению и уничтожению химического оружия, выдается справка о прохождении предварительного (периодического) медицинского осмотра работником объекта по хранению и уничтожению химического оружия по форме, утв. приказом ФМБА России от 20.07.2010 N 384. Порядок N 29н конкретной формы заключения о прохождении медосмотра не содержит, но в п. 16 устанавливает требования к такому документу.
Оплата предварительных медицинских осмотров
В соответствии с частью третьей ст. 214 ТК РФ предварительные медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя. При этом законодатель не уточняет, в каком именно порядке работодатель должен осуществить оплату медицинских осмотров работников. Не всегда этот вопрос урегулирован и в подзаконных нормативных актах, устанавливающих порядки проведения медицинских осмотров. Тем не менее, по смыслу, например, Порядка N 29н предполагается заключение между работодателем и медицинской организацией договора, предметом которого является проведение медицинских осмотров работников (см. Руководство по соблюдению обязательных требований трудового законодательства, утв. приказом Роструда от 11.11.2022 N 253, письмо Роструда от 24.09.2024 N ПГ/18450-6-1, письмо Минфина России от 06.09.2021 N 03-03-06/1/71913). Соответственно, и оплата услуг по проведению таких осмотров осуществляется непосредственно самим работодателем в рамках указанного договора. Такой распространенный на практике способ организации предварительных медосмотров, при котором соискатели проходят их самостоятельно и за свой счет, а лишь затем работодатели компенсируют им понесенные расходы, рассматривается органами исполнительной и судебной властей как не соответствующий закону (см. письма Минфина России от 10.05.2023 N 03-15-07/42587, от 24.01.2019 N 03-15-06/3786, от 26.12.2018 N 03-15-06/94821, от 08.02.2018 N 03-15-06/7527, постановление Третьего КСОЮ от 11.11.2021 N 16-5490/2021, определения Архангельского областного суда от 18.05.2023 N 33-2659/2023, от 30.03.2016 N 33-1124/2016, Ярославского областного суда от 13.07.2020 N 33-3485/2020, Верховного Суда Республики Коми от 29.06.2020 N 33а-3002/2020, от 12.02.2018 N 33а-908/2018, Свердловского областного суда от 11.11.2019 N 33-21045/2019, от 27.07.2018 N 33-12610/2018, постановление Октябрьского райсуда г. Самары Самарской области от 13.05.2015 N 12-232/2015). Причем к ответственности за проведение медицинских осмотров в отсутствие соответствующего договора с работодателем может быть привлечена и медицинская организация (постановление Верховного Суда РФ от 24.12.2021 N 74-АД21-5-К9).
Тем не менее, когда медицинский осмотр все же был пройден соискателем за свой счет, он вправе требовать от работодателя возмещения понесенных расходов (постановления АС Дальневосточного округа от 28.05.2021 N Ф03-2585/21, Первого ААС от 25.05.2020 N 01АП-2825/20, определения Челябинского областного суда от 09.06.2022 N 11-6641/2022, Нижегородского областного суда от 07.06.2022 N 33-4967/2022, Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 27.10.2020 N 33-6570/2020, Свердловского областного суда от 07.08.2019 N 33-13349/2019, Мурманского областного суда от 05.06.2013 N 33-1940-2013, Смоленского областного суда от 22.11.2011 N 33-3776). Причем на компенсацию своих расходов вправе рассчитывать и тот соискатель, который был направлен работодателем на предварительный медицинский осмотр без достаточных к тому оснований (определение Восьмого КСОЮ от 05.04.2022 N 8Г-5000/2022).
Однако если работодатель направил соискателя для прохождения медицинского осмотра в конкретную медицинскую организацию, с которой у него заключен договор, а соискатель самовольно прошел осмотр за свой счет в другом месте, оплачивать такой осмотр и принимать его результаты работодатель, полагаем, не обязан (см. ответы с портала "Онлайнинспекция.РФ"). Работодатель может быть освобожден от обязанности компенсировать соискателю понесенные в связи с прохождением медосмотра расходы и в том случае, если последнему в принципе не удастся доказать, что он проходил медосмотр именно по требованию работодателя (определения Верховного Суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.10.2023 N 33-4521/2023, Ставропольского краевого суда от 26.01.2021 N 33-3-530/2021, Московского областного суда от 26.09.2018 N 33-25280/2018). Однако можно встретить и мнение, что если работодатель все же использует результаты пройденного работником по собственной инициативе медосмотра, то он обязан возместить работнику соответствующие затраты (определение Новосибирского областного суда от 03.02.2022 N 33-1085/2022). А в практике Верховного Суда РФ имеется пример, когда работодатель, использовавший результаты пройденного работником самостоятельно медосмотра и не выплативший работнику компенсацию, был привлечен к административной ответственности (постановление от 07.04.2021 N 16-АД21-3).
Правоприменительная практика преимущественно складывается таким образом, что обязанность работодателя оплатить прохождение предварительного медицинского осмотра не ставится в зависимость от того, был ли в последующем заключен трудовой договор: и когда соискатель не может быть трудоустроен в случае выявления в рамках медосмотра медицинских противопоказаний, и когда соискателю после прохождения медосмотра работодатель отказывает в заключении трудового договора по иным (законным или нет) основаниям, и когда соискатель после прохождения медосмотра сам отказывается от трудоустройства - расходы по прохождению соискателем медосмотра в любом случае возлагаются на работодателя (определения Третьего КСОЮ от 31.05.2023 N 8Г-5425/2023, Седьмого КСОЮ от 09.06.2020 N 8Г-3694/2020 и от 03.03.2020 N 8Г-2520/2020, Кемеровского областного суда от 11.03.2021 N 33-2112/2021, Архангельского областного суда от 10.11.2022 N 33-6372/2022, Костромского областного суда от 14.02.2019 N 33-45/2019, Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 11.09.2018 N 33-5966/2018, Верховного Суда Республики Татарстан от 12.03.2018 N 33-4514/2018, Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.11.2013 N 33-2402/2013, Нижегородского областного суда от 20.08.2013 N 33-6922/2013, Верховного Суда Республики Татарстан от 11.02.2013 N 33-1737/2013, постановления АС Западно-Сибирского округа от 14.05.2020 N Ф04-1498/20, АС Северо-Кавказского округа от 03.05.2018 N Ф08-3152/18, Девятнадцатого ААС от 16.07.2020 N 19АП-2370/20, консультации Роструда). Альтернативная точка зрения встречается гораздо реже. Так, например, Московский областной суд в определении от 16.09.2013 N 33-19376/2013 пришел к выводу о том, что раз между сторонами не возникли трудовые отношения, то и обязанности по оплате медицинского осмотра работодатель также не несет. А Волгоградский областной суд заключил, что работодатель не должен компенсировать соискателю расходы на медосмотр, применительно к ситуации, когда кандидат сам отказался от заключения трудового договора (определение от 22.01.2015 N 33-473/2015).
Можно ли использовать результаты уже пройденного по иному месту работы медосмотра при новом трудоустройстве?
Проведение обязательного предварительного медосмотра является необходимым во всех случаях трудоустройства работника на работу, для которой прохождения такого медосмотра предусмотрено законом, независимо от того, проходил ли работник такой медосмотр в рамках других трудовых отношений. Так, в частности, Минтруд России в письме от 28.04.2017 N 15-2/ООГ-1224 указывает, что обязанность по прохождению работником предварительного медицинского осмотра распространяется и на случаи, когда работник был уволен (с расторжением трудового договора), а затем принят на ту же работу. Такие же разъяснения приводят и специалисты Роструда (см. ответы с портала "Онлайнинспекция.РФ").
Очевидно, что и при поступлении на аналогичную работу к другому работодателю проведение предварительного медицинского осмотра является обязательным независимо от того, сколько времени прошло с момента прохождения медосмотра по предыдущему месту работы (ответы с портала "Онлайнинспекция.РФ"). Это в полной мере касается и случаев трудоустройства работника к другому работодателю в порядке перевода (решение Вологодского областного суда от 16.12.2019 N 7-1079/2019, ответы с портала "Онлайнинспекция.РФ").
Прохождение работником медосмотра по основной работе также не освобождает его от необходимости пройти предварительный медосмотр при трудоустройстве на такую же работу по совместительству (как внешнему, так и внутреннему) (см. ответы с портала "Онлайнинспекция.РФ").
При этом пункт 7 Порядка N 29н предусматривает необходимость учитывать при проведении предварительного или периодического осмотра результаты ранее проведенных (не позднее одного года) предварительного или периодического осмотра, диспансеризации, иных медицинских осмотров, подтвержденных медицинскими документами, в том числе полученные путем электронного обмена между медицинскими организациями, за исключением случаев выявления у работника симптомов и синдромов заболеваний, свидетельствующих о наличии медицинских показаний для повторного проведения исследований либо иных медицинских мероприятий в рамках предварительного или периодического осмотра.
Проверки организации работодателями проведения предварительных медосмотров
Проверочный лист по проведению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, обязательных предсменных и послесменных, предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров утвержден приказом Роструда от 01.02.2022 N 20.
Тема
См. также
Последствия приема на работу лица, не прошедшего обязательный предварительный медицинский осмотр
Медицинские осмотры несовершеннолетних работников
Нужно ли проводить медицинский осмотр при переводе на другую работу?
Налогообложение оплаты медицинских осмотров работников
Энциклопедия судебной практики
Формы документов
Направление на предварительный медосмотр
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах