Государственная регистрация юридических лиц
Государственная регистрация юридических лиц (далее - государственная регистрация, регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах, установленных законом (ст. 1 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", далее - Закон о госрегистрации).
Законодательство о государственной регистрации состоит из ГК РФ, Закона о госрегистрации и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, в частности, это:
- Порядок ведения Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, внесения исправлений в сведения, включенные в записи Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей на электронных носителях, не соответствующие сведениям, содержащимся в документах, на основании которых внесены такие записи (исправление технической ошибки), утв. приказом Минфина России от 30.10.2017 N 165н;
- Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утв. приказом Минфина России от 30.09.2016 N 169н;
- Административный регламент предоставления ФНС государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, утв. приказом Минфина России от 15.01.2015 N 5н.
Государственная регистрация осуществляется территориальными органами ФНС России (далее - регистрирующий орган) (постановление Правительства РФ N 319 от 17.05.2002; абз. 2 п. 1, п. 4 Положения о Федеральной налоговой службе, утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).
Государственная регистрация требуется при создании, реорганизации и ликвидации юридического лица (п.п. 1, 8 ст. 51, п. 4 ст. 57, п. 9 ст. 63 ГК РФ, ст. 16, п. 6 ст. 22 Закона о госрегистрации). Предпринимательская деятельность без регистрации является незаконной и влечёт за собой административную (ст. 14.1. КоАП РФ) или уголовную ответственность (ст. 171 УК РФ).
Государственной регистрации также подлежат изменения учредительных документов юридического лица (п. 6 ст. 52 ГК РФ).
В случае изменения сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, за исключением указанных в п. 5 ст. 5 Закона о госрегистрации, юридическое лицо обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по общему правилу в течение трех рабочих дней. В случае, если изменение сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в ЕГРЮЛ осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI Закона о госрегистрации (п. 5 ст. 5 Закона о госрегистрации), с учетом особенностей, установленных п.п. 5.1 и 5.2 ст. 5 Закона о госрегистрации.
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено Законом о госрегистрации (п. 2 ст. 54 ГК, п. 2 ст. 8 Закона о госрегистрации).
Документы, представляемые на регистрацию, перечислены в Законе о госрегистрации. Требования к их оформлению утверждены приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@.
Документы на регистрацию могут быть представлены любым из способов, указанных в п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации. Заявителями выступают лица, перечисленные в п.п. 1.3 - 1.4 ст. 9 Закона о госрегистрации.
За регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии со ст. 333.33 Налогового кодекса РФ, кроме случаев установленных законом.
По общему правилу регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется в срок не более чем три рабочих дня со дня представления необходимых документов в регистрирующий орган (п. 1 ст. 8, п. 3 ст. 13 Закона о госрегистрации).
Государственная регистрация может быть приостановлена сроком до 1 месяца для проведения регистрирующим органом проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ (п. 4.4 ст. 9 Закона о госрегистрации).
В государственной регистрации может быть отказано только по основаниям, предусмотренным ст. 23 Закона о госрегистрации (п. 5 ст. 51 ГК РФ). Отказ в регистрации может быть обжалован в соответствии с главой VIII.1 Закона о госрегистрации. Регистрирующий орган несет ответственность за необоснованный отказ в государственной регистрации (ст. 24 Закона о госрегистрации).
В подтверждение факта внесения записи в ЕГРЮЛ регистрирующим органом выдается лист записи ЕГРЮЛ по форме N Р50007, утв. приказом ФНС России от 12.09.2016 N ММВ-7-14/481@, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения установленного для государственной регистрации срока.
С 29.04.2018 документы, связанные с государственной регистрацией, вне зависимости от способа подачи документов на регистрацию направляются регистрирующим органом в форме электронных документов по адресу электронной почты юридического лица, указанному в ЕГРЮЛ, а также по адресу электронной почты, указанному заявителем в заявлении, представленном на регистрацию.
Составленные на бумажном носителе документы, подтверждающие содержание электронных документов, связанных с государственной регистрацией, выдаются регистрирующим органом, МФЦ или нотариусом (в зависимости от способа подачи документов на регистрацию) только по запросу заявителя (п. 3 ст. 11 Закона о госрегистрации в ред. Федерального закона от 30.10.2017 N 312-ФЗ).
Не позднее рабочего дня, следующего за днем государственной регистрации, сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, представляются регистрирующим органом в государственные внебюджетные фонды для регистрации или снятия с регистрационного учета юридических лиц в качестве страхователей (п. 3.1 ст. 11 Закона о госрегистрации).
Государственная регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер. Включение в ЕГРЮЛ данных о юридическом лице может быть оспорено в суде, если такие данные недостоверны или включены в указанный реестр с нарушением закона (п. 6 ст. 51 ГК РФ).
Несвоевременное представление, непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице в регистрирующий орган может повлечь административную ответственность (ч.ч. 3, 4 ст. 14.25 КоАП РФ). В случае предоставления в регистрирующий орган документов, содержащих заведомо ложные сведения, сведения о подставных лицах виновное лицо может быть привлечено к административной или уголовной ответственности (ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ, ст. 173.1, 173.2 УК РФ).
Тема
Создание юридического лица путем учреждения
См. также
Государственная регистрация юридического лица при создании
Государственная регистрация изменений, внесенных в учредительный документ
Внесение изменений в сведения ЕГРЮЛ, не связанных с изменением учредительных документов
Государственная регистрация при реорганизации
Государственная регистрация юридического лица в связи с ликвидацией
Способы подачи документов на государственную регистрацию юридических лиц и предпринимателей
Государственная пошлина за регистрацию юридических лиц
Единый государственный реестр юридических лиц
Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц
Перерегистрация хозяйственных обществ с 01.09.2014 (99-ФЗ от 05.05.2014)
Обжалование решений о государственной регистрации юридических лиц
Постановка на учет в налоговом органе организаций и физических лиц
Энциклопедия судебной практики
Формы документов
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Корпоративное право" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам организации деятельности юридических лиц (АО и ООО)
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Корпоративное право
При подготовке "Энциклопедии решений. Корпоративное право" использованы авторские материалы, предоставленные Л. Барковой, С. Борисовой, Е. Дмитриевой, П. Ериным, О. Ефимовой, А. Кузьминой, В. Павленко, В. Пенкиным, И. Разумовой, Е. Титовой, В. Тихонравовой, С. Широковым и др.
См. информацию об авторах