Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
III. Несоответствие обжалуемых положений Федерального закона N 53-ФЗ Конституции Российской Федерации, ее статьям 15 (часть 1), 18, 19 (часть 1 и 2), 43 и 55 (часть 3)
18. Обжалуемые положения подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона N 53-ФЗ являются не соответствующими Конституции Российской Федерации, поскольку: (a) не отвечают требованию определенности правовых норм, (b) нарушают конституционные принципы равенства перед законом и равенства прав и свобод человека и гражданина, (c) вводят ограничение прав гражданина, которые не зависят от его свободного выбора или поведения, (d) не содержат конституционно правомерной цели ограничения конституционного права на равенство перед законом и судом и равенства прав и свобод человека и гражданина, (e) непропорционально и несоразмерно ограничивают права граждан, а также (f) влекут за собой иные негативные последствия для общества.
(a) Неопределенность правовой нормы с учетом различного толкования является субстантивным основанием для признания нормы противоречащей Конституции Российской Федерации
19. В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в ряде его решений (Постановления от 25 апреля 1995 года N 3-П, от 5 июля 2001 года N 11-П, от 6 апреля 2004 года N 7-П, от 20 декабря 2011 г. N 29-П), неопределенность содержания правовой нормы не может обеспечить ее единообразное понимание, ослабляет гарантии защиты конституционных прав и свобод, может привести к нарушению принципов равенства и верховенства закона; поэтому самого по себе нарушения требования определенности правовой нормы, влекущего ее произвольное толкование правоприменителем, достаточно для признания такой нормы не соответствующей Конституции Российской Федерации.
Согласно неоднократно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции в судебной практике должно обеспечиваться конституционное истолкование подлежащих применению нормативных положений; в тех случаях, когда в судебной практике допускается придание тем или иным законоположениям нормативно-правового смысла, влекущего нарушение реализуемых на их основе конституционных прав, возникает вопрос о соответствии этих законоположений Конституции Российской Федерации, который подлежит разрешению Конституционным Судом Российской Федерации, с тем чтобы исключить их применение и истолкование в значении, противоречащем конституционным нормам (Постановления от 23 декабря 1997 года N 21-П, от 23 февраля 1999 года N 4-П, от 28 марта 2000 года N 5-П, от 23 января 2007 года N 1-П, от 8 ноября 2012 года N 25-П, от 25 июня 2015 года N 16-П, от 8 ноября 2016 года N 22-П, от 11 июля 2017 года N 20-П и др.).
В случае, если закон допускает нарушение запрета различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях, становится невозможным соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод (Постановления от 24 мая 2001 года N 8-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, от 15 июня 2006 года N 6-П, от 22 марта 2007 года N 4-П, от 5 апреля 2007 года N 5-П, от 16 июля 2007 года N 12-П, от 22 октября 2009 года N 15-П, от 3 февраля 2010 года N 3-П и др.).
Как очевидно из сложившейся правоприменительной практики, обжалуемые положения закона допускают различное применение правил об отсрочке в отношении граждан одной категории, следовательно, это дает поводы сомневаться в их соответствии конституционному принципу равенства.
(b) Нарушение конституционных принципов равенства прав и свобод человека и гражданина и равенства перед законом и судом
20. Оспариваемые положения подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона N 53-ФЗ не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьями 1 (часть 1), 15 (часть 1), 18, 19 (часть 1 и 2), 43 и 55 (часть 3) в той мере, в которой ставят одну из категорий граждан (достигших совершеннолетнего возраста в период получения среднего общего образования и, как следствие, воспользовавшихся релевантной отсрочкой) в заведомо более неблагоприятное положение по отношению к другим категориям граждан (не достигших совершеннолетнего возраста во время обучения в школе) без наличия объективного и разумного оправдания, тем самым нарушают принцип равенства всех перед законом и судом и приводят к дискриминации при реализации права на образование и отсрочку от призыва на военную службу.
Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование на основе конституционного принципа юридического равенства (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2006 года N 5-П).
21. В особых мнениях к Определению от 5 марта 2013 года N 353-О судьи Конституционного Суда Российской Федерации К.В. Арановский и Г.А. Гаджиев обоснованно пришли к выводу о том, что предоставление отсрочки от призыва на военную службу само по себе бесспорно доказывает, во-первых, что она существенно содействует гражданам в получении образования, во-вторых, отсрочка предоставляется в качестве акта исполнения обязанностей социального государства, а в-третьих, исполняя конституционные обязанности надлежащим образом, государство должно принимать законодательные решения сообразно конституционным основаниям, которые обязывают содействовать гражданам в осуществлении конституционных прав, если это не причиняет несоразмерного ущерба, в частности, публичному интересу. Иное противоречило бы смыслу конституционной государственности, где государство подчинено, по сути, народу - единственному источнику власти (статья 3 Конституции Российской Федерации). Служебное (подчиненное) положение не дает права благодетельствовать, тем самым возвышаясь и вольно распоряжаясь народными (публичными) интересами, но обязывает государство в рамках конституционного строя следовать публичному интересу, при том что ценность права и свобод человека и гражданина является высшей.
Поскольку призыв на военную службу гражданина, обучающегося по программе магистратуры связан с вторжением государства в право на получение высшего образования и тем самым - в сферу основных прав и свобод, регулирование военно-гражданских отношений должно осуществляться так, чтобы было гарантировано равное исполнение обязанностей граждан, подлежащих призыву на военную службу, и не создавались бы условия для нарушения их конституционных прав, а также прав и законных интересов других лиц. Законодатель, устанавливая Порядок реализации конституционной обязанности несения военной службы, должен исходить из конституционных принципов справедливости и юридического равенства, обоснованности и соответствия вводимых ограничений конституционно значимым целям, с тем чтобы обеспечить баланс публичных и частных интересов как конституционно защищаемых ценностей.
22. Дифференциация правового регулирования предоставления определенным категориям лиц отсрочки от призыва на военную службу в связи с получением ими высшего образования сама по себе не может расцениваться как отступление от конституционных принципов, однако в любом случае такая дифференциация должна быть обусловлена объективными факторами и не может носить произвольный и дискриминирующий характер (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2001 года N 7-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2012 года N 743-О, от 14 мая 2013 года N 692-О и др.).
23. Согласно пункту 10.1 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года N 189, оптимальный возраст начала школьного обучения - не ранее семи лет. В первые классы принимают детей восьмого или седьмого года жизни. Прием детей седьмого года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее шести лет шести месяцев.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, утвержденными приказами Минобрнауки России, срок получения начального общего образования составляет четыре года, основного общего - пять лет, а среднего общего образования - два года.
Дети, принятые в первый класс на восьмом году жизни, нередко достигают совершеннолетнего возраста в последний год получения школьного образования, следовательно, первая отсрочка от призыва на военную службу предоставляется им для окончания получения среднего общего образования, и в этой связи, по буквальному смыслу действующего регулирования, такие граждане имеют возможность повторно воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу исключительно для получения образования по программам бакалавриата.
24. Таким образом, если следовать буквальному прочтению обжалуемых положений закона, они не предполагают предоставления отсрочки от призыва на военную службу на период обучения по программе магистратуры в год получения высшего образования исключительно в связи с тем, что ранее гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для получения среднего общего образования и высшего образования по программе бакалавриата.
25. Положения Федерального закона N 53-ФЗ ставят право на получение отсрочки от призыва на военную службу для обучения по программам магистратуры в зависимость от того, на каком этапе получения образования гражданин достиг совершеннолетнего возраста, то есть от обстоятельства, которое не зависит от воли гражданина. Так, к примеру, одноклассники одного года рождения, один из которых родился в мае, а второй - июле, будут иметь разные возможности при получении высшего образования, так как из-за того, что школьное обучение завершается в июне, первый будет вынужден воспользоваться отсрочкой от призыва для его окончания, а последний, в свою очередь, окончит учебу до достижения совершеннолетнего возраста и, следовательно, ему не потребуется отсрочка для обучения в школе.
Такое положение дел ставит одну из категорий граждан (достигших совершеннолетия в период школьного обучения) в заведомо более неблагоприятное положение в сравнении с другой категорией граждан (достигших совершеннолетнего возраста сразу же после получения среднего общего образования), что не имеет разумного и объективного оправдания и не обусловлено какими-либо конституционно значимыми целями.
Установление дифференциации в возможности реализации права на образование и отсрочку от призыва на военную службу фактически в зависимости только от месяца рождения гражданина и момента начала его обучения в школе является явно дискриминационным и не оправданным.
Тем самым обжалуемые положения закона, не предполагающие права на предоставление отсрочки гражданам, поступившим в год окончания обучения в бакалавриате на обучение по очной форме обучения в образовательные организации и научные организации по имеющим государственную аккредитацию программам магистратуры, только в виду того, что совершеннолетнего возраста они достигли в год завершения освоения программы среднего общего образования, нарушают конституционный принцип равноправия, включая равенство возможностей (статья 19, части 1 и 2 Конституции Российской Федерации), и приводят к дискриминации при реализации права, закрепленного статьей 43 (часть 1 и 3) Конституции Российской Федерации.
26. Вместе с тем, как следует из сложившейся практики Конституционного Суда Российской Федерации, принцип равенства, гарантируя одинаковые права и обязанности для лиц, относящихся к одной категории субъектов права, не исключает возможность установления дифференцированного режима для различных категорий лиц, если такая дифференциация обусловлена объективными факторами и не носит произвольного характера (см., в частности, Постановления от 27 апреля 2001 года N 7-П, от 16 июля 2004 года N 14-П, от 13 марта 2008 года N 5-П; Определения от 18 января 2005 года N 55-О, от 24 мая 2005 года N 177-О, от 16 января 2009 года N 147-О, от 11 мая 2012 года N 743-О, от 24 сентября 2012 года N 1583-О, от 14 мая 2013 года N 692-О, от 14 мая 2013 года N 693-О, от 14 мая 2013 года N 694-О).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Определения от 16 января 2009 года следует читать как "N 147-О-О"
Следовательно, все лица, получающие высшее образование после получения школьного образования, должны иметь возможность продолжения обучения по программам бакалавриата и магистратуры, вне зависимости от того, пришлось ли им воспользоваться отсрочкой от призыва на военную службу в период получения среднего общего образования из-за достижения ими совершеннолетнего возраста. Установление правового регулирования, предполагающего, что граждане, достигшие совершеннолетия при обучении в школе, должны воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу для того, чтобы иметь возможность реализовать свое право на получение среднего образования, не может лишать их доступа к получению высшего образования на таких же началах, которые установлены для всех остальных. Недоступность же для них условно "третьей отсрочки", необходимой для получения высшего образования на равных условиях с теми, кто достигает возраста совершеннолетия уже после окончания школы, создает дискриминацию при реализации права на получение высшего образования. Предоставление в такой ситуации т.н. "третьей отсрочки", обусловлено объективными факторами и является необходимой мерой для обеспечения равенства пред законом при реализации данного права.
(c) Ограничение права гражданина на получение высшего образования в качестве правового последствия обжалуемой нормы не обусловлено его свободным выбором или поведением
27. Как было указано выше, граждане, в соответствии с нормами Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях, поступившие на обучение в первый класс на восьмом году жизни, могут достигнуть совершеннолетнего возраста в последний год обучения по программе среднего общего образования.
На основании пункта 1 статьи 64 Семейного кодекса Российской Федерации на родителей или лиц, их замещающих, возложена обязанность по защите прав и интересов их несовершеннолетних детей. Согласно статье 43 Конституции Российской Федерации родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования (часть 4). Следовательно, принятие решения относительно возраста поступления малолетнего ребенка в первый класс возлагается на родителей, поэтому к получению образования граждане приступают в возрасте, который они не могут определить своим решением.
28. Конституционный Суд Российской Федерации ранее неоднократно рассматривал конституционность положений подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона N 53-ФЗ, в частности, касающихся различного правого регулирования предоставления права на отсрочку от призыва на военную службу при получении гражданами высшего образования в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих или не имеющих государственную аккредитацию. Суд приходил к выводу о том, что различные правовые последствия, связанные со свободным выбором гражданина не могут рассматриваться как нарушение гарантий, закрепленных в статье 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации (Постановление от 21 октября 1999 года N 13-П; Определение от 2 июля 2015 года N 1522-О).
29. Вместе с тем, в отличие от рассматриваемых ранее Конституционным Судом случаев, в деле о проверке конституционности положений подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с жалобой гражданина П.А. Спиридонова и запроса Бугульминского городского суда Республики Татарстан перед Судом поставлен вопрос о соблюдении принципа равенства в реализации прав и свобод, который никак не связан со свободным выбором гражданина и никак не зависит от его поведения, так как возраст поступления в школу, а также месяц достижения лицом совершеннолетнего возраста, является обстоятельством, на которое гражданин не может повлиять и которое не связано с его волей.
Кроме того, непредоставление гражданину - в результате применения обжалуемой нормы - права на отсрочку от призыва на военную службу при поступлении в магистратуру в год окончания бакалавриата, не связано с его свободным выбором формы получения высшего образования и обстоятельствами, зависящими от его воли.
30. 19 сентября 2003 года Российская Федерация подписала Декларацию о создании общеевропейского пространства высшего образования (Болонская декларация), принятую в г. Болонья (Италия) 19 июня 1999 года. Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 15 февраля 2005 года N 40 "О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации" определялось развитие системы высшего образования, основанной на введении двух его основных уровней - бакалавриата и магистратуры. Вследствие этого Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" было установлено, что высшее образование реализуется по двум уровням образования.
31. Согласно докладу "Тенденции развития научно-педагогических кадров в России" к XIV Апрельской международной научной конференции "Модернизация экономики и общества" 2-4 апреля 2013 года, подготовленного И.В. Абанкиной, Т.В. Абанкиной, Л.М. Филатовой и Е.А. Николаенко, в результате перехода на двухуровневое высшее образование уже в 2011 прием студентов на 80% осуществлялся на программы бакалавриата, тогда как еще в 2009 году 87% студентов поступали на программы специалитета.
Последующая интеграция российского высшего образования в международную образовательную среду привела к практически полной утрате обучающимися выбора формы получения высшего образования (одноуровневое или двухуровневое).
Указанные обстоятельства свидетельствует о том, что форма получения высшего образования также не связана со свободным выбором гражданина, вследствие чего установление обусловленных введенными уровнями образования различных правовых последствий в связи с необходимой для реализации права на получение высшего образования отсрочки от военной службы свидетельствует о нарушении гарантий, закрепленных в статье 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
(d) Правомерность целей ограничения конституционного права на равенство перед законом и судом и равенство в реализации права на высшее образование
32. Признавая и гарантируя права и свободы человека, статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации предполагает, что они могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно статье 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации защита Отечества - долг и обязанность гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", в соответствии с которым граждане проходят военную службу как по призыву, так и в добровольном порядке (по контракту), то есть в настоящее время в Российской Федерации действует смешанная система комплектования Вооруженных Сил.
При этом статья 24 Федерального закона N 53-ФЗ устанавливает категории лиц, которым по тем или иным основаниям (состояние здоровья, семейное положение, характер и место работы, обучение в образовательном учреждении и т.д.) может быть предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, то есть в пределах возраста от 18 до 27 лет временно отложен срок призыва. Предоставление отсрочки не означает освобождения от военной службы по призыву. По своей юридической природе отсрочка является составным элементом установленного законом порядка реализации конституционной обязанности несения военной службы для определенных категорий граждан.
Решая через образовательные учреждения различных организационно-правовых форм задачу подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, уровень которого отвечает государственным образовательным стандартам, с одной стороны, и предусматривая в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства в современных условиях укомплектование Вооруженных Сил Российской Федерации путем призыва на военную службу, с другой стороны, законодатель вправе установить различный Порядок исполнения воинской обязанности для подлежащих призыву граждан, обучающихся в высших учебных заведениях (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 октября 1999 года N 13-П).
Таким образом, очевидно, что нормы Федерального закона N 53-ФЗ, установившие обжалуемые ограничения нельзя признать действительно и исключительно необходимыми для достижения конституционно значимой цели, которую они формально преследуют.
(e) Непропорциональность и несоразмерность ограничений прав граждан
33. Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей (постановления от 27 апреля 2001 года N 7-П, от 30 октября 2003 года N 15-П, от 22 марта 2005 года N 4-П, от 14 июля 2005 года N 9-П, от 16 июня 2009 года N 9-П и др.).
Осуществляя правовое регулирование, федеральный законодатель призван исходить из необходимости соблюдения баланса конституционно значимых ценностей, обеспечивая тем самым определенность и устойчивость вводимого им правового регулирования. В свою очередь, правоприменители, прежде всего суды, обязаны применять положения законодательства о призыве на военную службу в контексте общеправовых принципов равенства и справедливости, а также принимая во внимание вытекающие из этих принципов требования соразмерности (пропорциональности) и соблюдения баланса конкурирующих прав и законных интересов - частных и публичных (статья 17, часть 3; статья 19, части 1 и 2; статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).
Вместе с тем, обжалуемые положения Федерального закона N 53-ФЗ, лишая граждан возможности воспользоваться отсрочкой от призыва на военную службу, не являются пропорциональными и необходимым для защиты конституционно значимой цели - обеспечения обороны страны. Сама же по себе отсрочка от призыва на военную службу не причиняет несоразмерного ущерба обороне страны - в противном случае такое право не было бы установлено федеральным законодательством.
34. Требование об исполнении воинской обязанности путем призыва на военную службу распространяется на всех обучающихся по очной форме обучения граждан, подлежащих призыву (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 октября 1999 года N 13-П). Таким образом, лиц, окончивших обучение по программам магистратуры, будут призывать в вооруженные силы на равных условиях до достижения ими возраста 27 лет.
В этих условиях лишение граждан, достигших совершеннолетия в период получения общего образования, права на получение беспрерывного образования и получение отсрочки для обучения по программам магистратуры, является явно несоразмерным ограничением, так как после окончания обучения они могут быть призваны на военную службу на общих условиях.
(f) Иные негативные последствия, наступающие в связи с применением обжалуемых норм
35. В упомянутых выше особых мнениях судьи Конституционного Суда К.В. Арановский и Г.А. Гаджиев указывали, что эффективность образовательных программ существенно зависит от непрерывности обучения, поэтому отсрочка от призыва на военную службу содействует получению образования. Учитывая, что программы бакалавриата и магистратуры являются звеньями единой системы высшего образования (Болонской системы), а также то, что и заявитель П.А. Спиридонов и иные граждане, по чьим административным исковым заявлениям приняты отрицательные судебные решения, уже являлись студентами, обучающимися по программам магистратуры, эти выводы с уверенностью можно экстраполировать на рассматриваемое дело.
Нельзя не согласиться и с мнением судей о том, что длительные перерывы в обучении в силу психологических, интеллектуальных, социальных, возрастных, семейных и других обстоятельств со значительной вероятностью снижают качество обучения или препятствуют его завершению.
Кроме того, граждане, продолжающие обучение после перерыва, связанного с несением военной службы по призыву, как правило, показывают слабую успеваемость. К примеру, среди прочего, именно эта причина стала основанием для принятия Федерального закона от 14 октября 2014 года N 302-ФЗ "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (см. пояснительную записку к законопроекту N 222457-6 от 13 февраля 2013 года), в соответствии с которым граждане, обучающиеся в образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, имели право на получение отсрочки от призыва на военную службу в течение всего периода освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, а не только до достижения ими возраста 20 лет, как это было установлено ранее. Таким образом, законодатель уделяет особое внимание принципу непрерывности получения образования.
Наконец, Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" также устанавливает принцип непрерывности освоение образовательных программ.
Между тем, обжалуемые положения Федерального закона N 53-ФЗ не позволяют гражданам, достигшим совершеннолетнего возраста в период получения школьного образования и поступившим на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, продолжить обучение в магистратуре непрерывно, что негативно сказывается на их успеваемости и (или) мотивации по продолжению получения образования и, следовательно, ведет к снижению уровня образования населения.
Государство связано основанным на Конституции Российской Федерации принципом поддержания доверия граждан к закону и действиям властей (Постановления от 24 мая 2001 года N 8-П, от 29 января 2004 года N 2-П, от 20 апреля 2010 года N 9-П, от 20 июля 2011 года N 20-П и др.).
Вместе с тем, как это доказано выше, многие граждане неожиданно были лишены права на отсрочку от призыва на военную службу, уже обучаясь по программам магистратуры, что, безусловно, подрывает их доверие к государству.
<< Назад |
||
Содержание Заключение Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека от 23 марта 2018 г. "О соответствии... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.