Имплементационный Регламент Европейской Комиссии 2019/947 от 24 мая 2019 г.
о правилах и процедурах эксплуатации беспилотных летательных аппаратов*(1)
(Действие Регламента распространяется на Европейское экономическое пространство)
Европейская Комиссия,
Принимая во внимание договор о функционировании Европейского Союза,
Принимая во внимание Регламент (ЕС) 2018/1139 Европейского Парламента и Совета ЕС от 4 июля 2018 г. об общих правилах в сфере гражданской авиации, об учреждении Европейского Агентства по безопасности авиации, об изменении Регламентов (ЕС) 2111/2005, (ЕС) 1008/2008, (ЕС) 996/2010, (ЕС) 376/2014, Директив 2014/30/ЕС и 2014/53/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС, и об отмене Регламентов (ЕС) 552/2004 и (EC) 216/2008 Европейского Парламента и Совета ЕС и Регламента (ЕЭС) 3922/91 Совета ЕС*(2), и, в частности, Статью 57,
Принимая во внимание следующие обстоятельства:
(1) Беспилотные летательные аппараты независимо от их массы могут эксплуатироваться в пределах одного и того же пространства Единого европейского неба наряду с пилотируемыми летательными аппаратами, будь то самолеты или вертолеты.
(2) Что касается пилотируемой авиации, то единообразная имплементация и соблюдение правил и процедур должны применяться к операторам, в том числе внешним пилотам, беспилотных летательных аппаратов и беспилотных авиационных систем (UAS), а также к операторам таких беспилотных летательных аппаратов и беспилотных авиационных систем.
(3) С учетом специфических характеристик операций UAS они должны быть такими же безопасными, как и в пилотируемой авиации.
(4) Технологии для беспилотных летательных аппаратов позволяют осуществлять широкий спектр возможных операций. Требования, связанные с летной годностью, организациями, лицами, участвующими в эксплуатации UAS и эксплуатации беспилотных летательных аппаратов, должны быть установлены в целях обеспечения безопасности людей на земле и других пользователей воздушного пространства при эксплуатации беспилотных летательных аппаратов.
(5) Правила и процедуры, применимые к операциям UAS, должны быть соразмерны характеру и риску операции или деятельности и должны быть адаптированы к эксплуатационным характеристикам соответствующего беспилотного летательного аппарата и характеристикам района эксплуатации, таким как плотность населения, характеристики поверхности и наличие зданий.
(6) Критерии уровня риска, а также другие критерии должны использоваться для определения трех категорий операций: "неограниченные", "особые" и "сертифицированные" категории.
(7) К операциям UAS должны применяться пропорциональные требования по снижению рисков в зависимости от уровня соответствующего риска, эксплуатационных характеристик соответствующего беспилотного летательного аппарата и характеристик района эксплуатации.
(8) Операции в категории "неограниченные", которые должны охватывать операции, представляющие наименьший риск, не должны требовать применения UAS, подпадающих под действие стандартных процедур соблюдения авиационных требований, но должны проводиться с использованием классов UAS, определенных в Делегированном Регламенте (ЕС) 2019/945*(3) Европейской Комиссии.
(9) Операции в категории "особые" должны охватывать другие виды операций, представляющих более высокий риск и в отношении которых следует провести тщательную оценку риска, с тем чтобы указать, какие требования необходимы для обеспечения безопасности эксплуатации.
(10) Система декларирования оператором должна способствовать обеспечению исполнения настоящего Регламента в случае операций с низким уровнем риска, осуществляемых в категории "особые", для которых был определен стандартный сценарий с подробными мерами по смягчению последствий.
(11) Операции в категории "сертифицированные" должны в принципе соответствовать правилам сертификации оператора и лицензирования внешних пилотов в дополнение к сертификации воздушного судна в соответствии с Делегированным Регламентом (ЕС) 2019/945.
(12) В то время как для "сертифицированной категории" наличие сертификата является обязательным, для "особой" категории может также потребоваться сертификат, выданный компетентными органами для эксплуатации беспилотного летательного аппарата, а также для персонала, включая внешних пилотов и организации, которые участвуют в данной деятельности, или для воздушного судна в соответствии с Делегированным Регламентом (ЕС) 2019/945.
(13) Следует установить правила и процедуры для маркировки и идентификации беспилотных летательных аппаратов и для регистрации операторов беспилотных летательных аппаратов или сертифицированных беспилотных летательных аппаратов.
(14) Операторы беспилотных летательных аппаратов должны регистрироваться в тех случаях, когда они эксплуатируют беспилотные летательные аппараты, которые в случае удара могут передавать человеку кинетическую энергию свыше 80 Дж или эксплуатация которых представляет угрозу для конфиденциальности, защиты персональных данных, безопасности или окружающей среды.
(15) Исследования показали, что беспилотные летательные аппараты с взлетной массой 250 г или более будут представлять угрозу для безопасности, и в этой связи операторы UAS таких беспилотных летательных аппаратов обязаны регистрировать себя при эксплуатации таких летательных аппаратов в категории "неограниченные".
(16) Учитывая риски для конфиденциальности и защиты персональных данных, операторы беспилотных летательных аппаратов должны регистрироваться, если они эксплуатируют беспилотный летательный аппарат, оснащенный датчиком, способным фиксировать персональные данные. Однако это положение не должно применяться, когда беспилотный летательный аппарат считается игрушкой в значении Директивы 2009/48/EC Европейского Парламента и Совета ЕС о безопасности игрушек*(4).
(17) Информация о регистрации сертифицированных беспилотных летательных аппаратов и операторов беспилотных летательных аппаратов, на которые распространяется требование о регистрации, должна храниться в цифровых, гармонизированных, совместимых национальных системах регистрации, позволяющих компетентным органам получать доступ к указанной информации и обмениваться ею. Механизмы обеспечения функциональной совместимости национальных реестров в настоящем Регламенте должны действовать без ущерба для правил, применимых к будущему хранилищу, указанным в Статье 74 Регламента (ЕС) 2018/1139.
(18) В соответствии с параграфом 8 Статьи 56 Регламента (ЕС) 2018/1139 настоящий Регламент действует без ущерба для возможности государств-членов ЕС устанавливать национальные правила, чтобы подчинить определенным условиям эксплуатацию беспилотных летательных аппаратов, по причинам, выходящим за пределы сферы действия Регламента (ЕС) 2018/1139, включая общественную безопасность или защиту частной жизни и персональных данных в соответствии с законодательством Союза.
(19) Национальные системы регистрации должны соответствовать действующему законодательству Союза и страны о конфиденциальности и обработке персональных данных, а информация, хранящаяся в указанных системах регистрации, должна быть легкодоступна*(5).
(20) Операторы UAS и внешние пилоты должны обеспечить, чтобы они были надлежащим образом информированы о применимых союзных и национальных правилах, касающихся предполагаемых операций, в частности, в отношении безопасности, конфиденциальности, защиты данных, ответственности, страхования, безопасности и охраны окружающей среды.
(21) Некоторые участки, такие как больницы, скопления людей, объекты и сооружения, такие как пенитенциарные учреждения или промышленные предприятия, органы государственной власти высшего и высокого уровня, природоохранные районы или некоторые объекты транспортной инфраструктуры, могут быть особенно восприимчивыми к некоторым или всем видам эксплуатации UAS. Настоящее положение должно действовать без ущерба для возможности государств-членов ЕС устанавливать национальные правила, позволяющие подчинять эксплуатацию беспилотных летательных аппаратов определенным условиям по причинам, выходящим за пределы сферы действия настоящего Регламента, включая охрану окружающей среды, общественную безопасность или защиту частной жизни и персональных данных в соответствии с законодательством Союза.
(22) Шум и выбросы беспилотных летательных аппаратов должны быть сведены к минимуму, насколько это возможно, с учетом условий эксплуатации и различных специфических характеристик отдельных государств-членов ЕС, таких как плотность населения, где шум и выбросы вызывают беспокойство. Чтобы облегчить принятие обществом эксплуатации UAS, Делегированный Регламент (ЕС) 2019/945 включает максимальный уровень шума для беспилотных летательных аппаратов, эксплуатируемых вблизи людей в категории "неограниченные". В категории "особые" оператору необходимо разработать руководство для своих внешних пилотов, с тем чтобы все операции выполнялись таким образом, чтобы свести к минимуму неудобства для людей и животных.
(23) Действующие национальные сертификаты должны быть адаптированы к сертификатам, соответствующим требованиям настоящего Регламента.
(24) Для обеспечения надлежащей имплементации настоящего Регламента следует принять соответствующие переходные меры. В частности, государства-члены ЕС и заинтересованные стороны должны иметь достаточно времени для адаптации своих процедур к новым регулятивным рамкам до начала применения настоящего Регламента.
(25) Новые регулятивные рамки для эксплуатации UAS должны действовать без ущерба для применимых экологических и природоохранных обязательств, иным образом вытекающих из национального законодательства или законодательства Союза.
(26) В то время как система "U-space", включающая инфраструктуру, услуги и процедуры для обеспечения безопасной эксплуатации UAS и поддержки их интеграции в авиационную систему, находится на стадии разработки, в настоящий Регламент уже должны быть включены требования по внедрению трех основ системы "U-space", а именно регистрации, геоинформации и дистанционной идентификации, которые необходимо доработать.
(27) Поскольку авиамодели рассматриваются в качестве UAS и с учетом надлежащего уровня безопасности, продемонстрированного эксплуатацией авиамоделей в клубах и ассоциациях, следует обеспечить плавный переход от различных национальных систем к новым регулятивным рамкам Союза, с тем чтобы клубы и ассоциации авиамоделизма могли продолжать функционировать так, как они работают на сегодняшний день, а также с учетом существующей передовой практики в государствах-членах ЕС.
(28) Кроме того, с учетом высокого уровня безопасности, достигнутого летательными аппаратами класса С4, как это предусмотрено в Приложении к настоящему Регламенту, эксплуатация указанных летательных аппаратов с низким уровнем риска должна допускаться в категории "неограниченных". Такие летательные аппараты, часто используемые операторами авиационных моделей, сравнительно проще других классов беспилотных летательных аппаратов, поэтому они не должны соответствовать непропорциональным техническим требованиям.
(29) Меры, предусмотренные в настоящем Регламенте, соответствуют заключению комитета, учрежденного в соответствии со Статьей 127 Регламента (ЕС) 2018/1139,
приняла настоящий Регламент:
Настоящий Регламент обязателен в полном объеме и непосредственно применяется во всех государствах-членах ЕС.
Совершено в Брюсселе 24 мая 2019 г.
От имени Европейской Комиссии
Председатель
Jean-Claude Juncker
------------------------------
*(1) Commission Implementing Regulation (EU) 2019/947 of 24 May 2019 on the rules and procedures for the operation of unmanned aircraft (Text with EEA relevance). Опубликован в Официальном Журнале (далее - ОЖ) N L 152, 11.6.2019, стр. 45.
*(2) ОЖ N L 2012, 22.8.2018, стр. 1.
*(3) Делегированный Регламент (ЕС) 2019/945 Европейской Комиссии от 12 марта 2019 г. о беспилотных авиационных системах и операторах беспилотных авиационных систем в третьих странах (см. стр. 1 настоящего ОЖ).
*(4) Директива 2009/48/EC Европейского Парламента и Совета ЕС от 18 июня 2009 г. о безопасности игрушек (ОЖ N L 170, 30.6.2009, стр. 1).
*(5) Регламент (ЕС) 2016/679 Европейского Парламента и Совета ЕС от 27 апреля 2016 г. о защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном обращении таких данных, а также об отмене Директивы 95/46/EC (Общий Регламент о защите персональных данных) (ОЖ N L 119, 4.5.2016, стр. 1).
*(6) Имплементационный Регламент (ЕС) 923/2012 Европейской Комиссии от 26 сентября 2012 г. об установлении общих правил полетов и условий эксплуатации относительно аэронавигационных услуг и процедур, а также об изменении Имплементационного Регламента (ЕС) 1035/2011 и Регламентов (EC) 1265/2007, (EC) 1794/2006, (EC) 730/2006, (EC) 1033/2006 и (EС) 255/2010 (ОЖ N L 281, 13.10.2012, стр. 1).
*(7) Регламент (ЕС) 965/2012 Европейской Комиссии от 5 октября 2012 г. об установлении технических требований и административных процедур, связанных с воздушными перевозками в соответствии с Регламентом (ЕС) N 216/2008 Европейского Парламента и Совета ЕС (ОЖ N L 296, 25.10.2012, стр. 1).
*(8) Регламент (ЕС) 1332/2011 Европейской Комиссии от 16 декабря 2011 г. об установлении общих требований к использованию воздушного пространства и эксплуатационных процедур для предотвращения авиационных столкновений (ОЖ N L 336, 20.12.2011, стр. 20).
*(9) Регламент (ЕС) 376/2014 Европейского Парламента и Совета ЕС об отчетности, анализе и последующих действиях в отношении инцидентов в сфере гражданской авиации, изменении Регламента (ЕС) 996/2010 Европейского Парламента и Совета ЕС и об отмене Директивы 2003/42/EC Европейского Парламента и Совета ЕС и Регламентов (ЕС) 1321/2007 и (EC) 1330/2007 Европейской Комиссии (ОЖ N L 122, 24.04.2014, стр. 18).
*(10) Решение 768/2008/EC Европейского Парламента и Совета ЕС от 9 июля 2008 г. об общих правилах торговли товарами и об отмене Решения Совета 93/465/ЕЭС (ОЖ N L 218 13.8.2008, стр. 82)
*(11) В оригинале данное Дополнение не содержит никакой информации - прим. перевод.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Имплементационный Регламент Европейской Комиссии 2019/947 от 24 мая 2019 г. о правилах и процедурах эксплуатации беспилотных летательных аппаратов
Регламент адресован государствам-членам Европейского Союза. Российская Федерация членом ЕС не является
Вступает в силу на двадцатый день после его опубликования в Официальном Журнале Европейского Союза и применяется с 1 июля 2020 г.
Параграф 5 Статьи 5 применяется с даты внесения изменений в Дополнение 1 к Приложению, с тем чтобы оно содержало применимые стандартные сценарии
Параграф 3 Статьи 15 применяется с 1 июля 2021 г.
Текст перевода официально опубликован не был; текст Регламента на английском языке опубликован в Официальном Журнале, N L 152, 11.6.2019, стр. 45.
Перевод - Маркеева И.А.