Регламент Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2019/1238 от 20 июня 2019 г.
"Об общеевропейском персональном пенсионном продукте (PEPP)*(1)"
(Действие Регламента распространяется на Европейское экономическое пространство)
Европейский Парламент и Совет Европейского Союза,
Руководствуясь Договором о функционировании Европейского Союза, и, в частности, Статьей 114 указанного Договора,
Принимая во внимание предложение Европейской Комиссии;
После передачи проекта законодательного акта национальным парламентам;
Принимая во внимание заключение Европейского комитета по социальным и экономическим вопросам*(2);
Действуя в соответствии с обычной законодательной процедурой*(3),
Принимая во внимание следующие обстоятельства:
(1) Доля вкладчиков, проживающих в Союзе, является одной из самых значительных долей банковских вкладов в мире, но основная масса их вкладов - это краткосрочные вклады на банковских счетах. Больший объем инвестиций в рынки капитала может способствовать успешному решению задач, вызванных старением населения и низкими процентными ставками.
(2) Пенсии по старости составляют существенную часть доходов неработающего населения, и для многих людей надлежащее пенсионное обеспечение представляет собой разницу между комфортабельной старостью и бедностью. Они являются предпосылкой для осуществления основных прав, установленных в Хартии Европейского Союза об основных правах, включая Статью 25 о правах пожилых людей, которая гласит: "Союз признает и соблюдает право пожилых людей на достойную и независимую жизнь и участие в общественной и культурной жизни".
(3) Перед Союзом стоит несколько задач, в том числе демографическая проблема, вследствие того факта, что Европа является стареющим континентом. Кроме того, карьерный рост, рынок труда и распределение материальных благ претерпевают радикальные изменения, в немалой степени благодаря цифровой революции.
(4) Значительная часть пенсий по старости обеспечивается государственными схемами. Несмотря на то, что организация пенсионной системы является исключительно национальной компетенцией, как определено в Договорах, надлежащий доход и финансовая устойчивость национальных пенсионных систем являются критическими для стабильности Союза в целом. Вследствие перенаправления большей части европейских вкладов из наличных и банковских депозитов в долгосрочные инвестиционные продукты, такие как добровольные пенсионные продукты, имеющие долгосрочный характер пенсионных выплат, результат будет выгоден и для физических лиц (которые получат выгоду от более высоких доходов и повышенного уровня пенсий), и для экономики в более широком смысле.
(5) В 2015 г. 11,3 миллиона граждан Союза трудоспособного возраста (от 20 до 64 лет) проживали в государстве-члене ЕС, отличном от государства-члена ЕС своего гражданства, а 1,3 миллиона граждан Союза работали в государстве-члене ЕС, отличном от государства-члена ЕС своего проживания.
(6) Общеевропейский персональный пенсионный продукт (PEPP)*(4) с правом перевода с долгосрочным характером пенсионных выплат увеличит его привлекательность как продукта, в частности, для молодежи и мобильных работников, а также поможет дальнейшему осуществлению права граждан Союза проживать и работать на всей территории Союза.
(7) Персональные пенсии важны для связи долгосрочных вкладчиков с возможностями долгосрочного инвестирования. Более обширный европейский рынок для персональных пенсий поддержит предоставление средств для институциональных инвесторов и инвестирование в реальный сектор экономики.
(8) Настоящий Регламент предоставляет возможность для создания персонального пенсионного продукта, который имеет долгосрочный характер пенсионных выплат и учитывает экологические, социальные и управленческие (ESG*(5)) факторы, как указано в поддерживающих Принципах для ответственного инвестирования, разработанных ООН, насколько это возможно, прост, безопасен, прозрачен, предлагается по разумной цене, ориентирован на потребителя, может быть переведен в пределах Союза и дополняет существующие системы в государствах-членах ЕС.
(9) В настоящий момент внутренний рынок персональных пенсионных продуктов не функционирует должным образом. В некоторых государствах-членах ЕС еще не существует рынка для персональных пенсионных продуктов. В других государствах-членах ЕС персональные пенсионные продукты доступны, но существует высокая степень раздробленности между национальными рынками. В результате степень перевода персональных пенсионных продуктов ограничена. Это может привести к трудностям для физических лиц в осуществлении их основных свобод. К примеру, могут возникать препятствия при получении работы или выходе на пенсию в другом государстве-члене ЕС. Кроме того, на возможность для провайдеров использовать свободу экономической деятельности и свободу предоставления услуг может оказать негативное влияние недостаток стандартизации существующих персональных пенсионных продуктов.
(10) Поскольку внутренний рынок персональных пенсионных продуктов раздроблен и разобщен, последствия PEPP могут быть неодинаковы в государствах-членах ЕС и целевая аудитория может быть очень различная. В некоторых государствах-членах ЕС PEPPs могут предложить решения для людей, которые в данный момент не имеют доступа к аналогичным предложениям. В других государствах-членах ЕС PEPPs могут расширить возможности выбора для потребителей или предложить решения для мобильных граждан. Однако PEPP не должен быть направлен на замещение существующих национальных пенсионных систем, поскольку он является дополняющим и добавочным персональным пенсионным продуктом.
(11) Союз рынков капитала (CMU) поможет мобилизовать капитал в Европе и направить его во все компании, включая малые и средние предприятия, инфраструктуры и долгосрочные устойчивые проекты, которые нуждаются в капитале для расширения и создания рабочих мест. Одной из основных целей CMU является увеличение инвестиций и возможностей инвестирования для индивидуальных инвесторов посредством более выгодного размещения европейских вкладов. Для данной цели PEPP будет представлять собой шаг вперед для улучшения интеграции рынков капитала, благодаря его поддержке долгосрочного финансирования реального сектора экономики, принимая во внимание долгосрочный характер пенсионных выплат продукта и надежность инвестиций.
(12) Как заявлено в Плане действий Европейской Комиссии по строительству CMU от 30 сентября 2015 г.: "Европейская Комиссия будет оценивать вопрос для выработки политических рамок в целях создания успешно развивающегося европейского рынка для простых, эффективных и конкурентоспособных персональных пенсий, а также определит, требуется ли создание законодательной базы ЕС, служащей основой для данного рынка".
(13) В резолюции Европейского Парламента от 19 января 2016 г. "О критическом анализе и проблемах регулирования финансовых услуг в ЕС: последствия и дальнейшие шаги к более продуктивным и эффективным правовым рамкам ЕС для финансового регулирования и Союза рынков капитала"*(6) Европейский Парламент подчеркнул, что "должна проявляться забота об охране окружающей среды, поскольку это стимулирует инновации финансового продукта, предлагая больше разнообразия и выгод для реального сектора экономики и обеспечивая дополнительные стимулы для инвестиций, и поскольку это также может содействовать появлению соответствующих, безопасных и стабильных пенсий, таких как, к примеру, развитие общеевропейского пенсионного продукта (PEPP) с простой, прозрачной схемой".
(14) В своем заключении от 28 июня 2016 г. Европейский Совет призвал "к скорейшему и решительному прогрессу для обеспечения более легкого доступа к финансированию бизнеса и поддержки инвестирования в реальный сектор экономики, двигаясь вперед с повесткой дня Союза рынков капитала".
(15) В Сообщении Европейской Комиссии от 14 сентября 2016 г. "Союз рынков капитала - Форсирование реформы" Европейская Комиссия объявила, что она "рассмотрит предложения о простом, эффективном и конкурентоспособном персональном пенсионном продукте ЕС [_] Опции для рассмотрения включают вероятное законодательное предложение, которое может быть представлено в 2017 г.".
(16) В Сообщении Европейской Комиссии от 8 июня 2017 г. "Промежуточный пересмотр Плана действий Союза рынков капитала" Европейская Комиссия объявила о "законодательном предложении по общеевропейскому персональному пенсионному продукту (PEPP) до конца июня 2017 г. Это заложит фундамент для более безопасного, более рентабельного и прозрачного рынка доступных и добровольных персональных пенсионных вкладов, которые могут регулироваться в общеевропейском масштабе. Он будет отвечать потребностям людей, желающих повысить уровень своих пенсионных накоплений, противостоять демографической проблеме, дополнить существующие пенсионные продукты и схемы, а также увеличить рентабельность персональных пенсий, предлагая хорошие возможности для долгосрочного инвестирования пенсионных вкладов".
(17) Развитие PEPP будет содействовать увеличению числа альтернатив для пенсионного вклада, в особенности для мобильных работников, и учреждению рынка Союза для провайдеров PEPP. Однако он должен дополнять государственные пенсионные системы.
(18) Финансовое образование может способствовать пониманию и осознанию альтернатив для вкладов населения в сфере добровольных персональных пенсионных продуктов. Вкладчикам также должен быть предоставлен шанс полного осознания всех рисков и характеристик, относящихся к PEPP.
(19) Законодательные рамки для PEPP заложат фундамент для успешного развития рынка доступных и добровольных, относящихся к пенсии инвестиций, которые могут регулироваться в общеевропейском масштабе. Посредством дополнения существующих обязательных и профессиональных пенсионных схем и продуктов он поможет удовлетворить нужды людей, желающих укрепить адекватность своих пенсионных вкладов, противостоять демографической проблеме и обеспечить новый значительный источник частного капитала для долгосрочного инвестирования. Данные рамки не заменят и не гармонизируют существующие национальные персональные пенсионные продукты или схемы, а также не окажут влияния на существующие национальные обязательные и профессиональные пенсионные схемы и продукты.
(20) PEPP является персональным непрофессиональным пенсионным продуктом, к которому добровольно присоединяется вкладчик в преддверии пенсии. Вследствие того, что PEPP предусматривает долгосрочное накопление капитала, возможности для ранней выемки капитала должны быть ограничены или за это могут быть наложены санкции.
(21) Настоящий Регламент гармонизирует ряд основных черт PEPP, которые представляют собой ключевые элементы, такие как распространение, минимальное содержание договоров, политику инвестирования, смену провайдеров или трансграничное предоставление и право перевода. Гармонизация указанных основных черт обеспечит единые условия для провайдеров персональных пенсий в целом и поможет быстрейшему завершению создания CMU и интеграции внутреннего рынка для персональных пенсий. Это приведет к созданию в значительной степени стандартизированного общеевропейского продукта, доступного во всех государствах-членах ЕС, стимулирующего потребителей к использованию внутреннего рынка в полном объеме путем перевода их прав на пенсию за рубеж и предлагающего более широкий выбор среди различных типов провайдеров, включая трансграничных. В результате устранения некоторых барьеров для предоставления трансграничных пенсионных услуг PEPP усилит конкуренцию между провайдерами на общеевропейском уровне, создаст экономию за счет эффекта масштаба, которая будет в интересах вкладчиков.
(22) Статья 114 Договора о функционировании Европейского Союза (TFEU) позволяет принимать акты в форме регламентов или директив. Принятие регламента более предпочтительно, так как он непосредственно применяется во всех государствах-членах ЕС. Следовательно, регламент приведет к более быстрому внедрению PEPP и поможет более оперативно удовлетворить потребности в пенсионных вкладах и инвестициях в контексте CMU. Настоящий Регламент гармонизирует основные свойства PEPP, в отношении которых не должны приниматься специальные национальные нормы, и, соответственно, регламент представляется более подходящим в данном случае, чем директива. С другой стороны, в отношении свойств, которые не подпадают под сферу действия настоящего Регламента (к примеру, условия фазы накопления), должны приниматься национальные нормы.
(23) Настоящий Регламент должен установить единые правила для регистрации, предоставления, распространения PEPPs и наблюдения за ними. Деятельность PEPPs должна регулироваться положениями настоящего Регламента, релевантным отраслевым законодательством Союза, а также соответствующими делегированными и имплементационными актами. Кроме того, должны применяться законодательные акты, принятые государствами-членами ЕС при имплементации отраслевого законодательства Союза. Также должно применяться соответствующее законодательство государств-членов ЕС, если деятельность PEPPs еще не регулируется настоящим Регламентом или отраслевым законодательством Союза. Деятельность PEPP также должна регулироваться договором, заключенным между вкладчиком PEPP и провайдером PEPP ("договор PEPP"). Существует ряд ключевых характеристик продукта, которые должны быть включены в договор PEPP. Настоящий Регламент должен действовать без ущерба для правовых норм Союза, касающихся международного частного права, в частности, норм, относящихся к судебной юрисдикции и применяемому законодательству. Настоящий Регламент также должен действовать без ущерба для национального договорного, трудового, налогового законодательства и законодательства социального обеспечения.
(24) Настоящий Регламент должен разъяснить, что договор PEPP должен соответствовать всем применяемым нормам. Более того, договор PEPP должен устанавливать права и обязанности сторон и должен включать ряд ключевых характеристик продукта. Договор PEPP также может заключаться представителем группы вкладчиков PEPP, такой как независимая ассоциация вкладчиков, действующим от имени данной группы, при условии, что это делается в соответствии с настоящим Регламентом и c применяемым национальным законодательством и что вкладчики PEPP, присоединившиеся таким образом, получают такую же информацию и рекомендации, что и вкладчики PEPP, заключающие договор PEPP либо непосредственно с провайдером PEPP, либо через дистрибьютора PEPP.
(25) Провайдеры PEPP должны иметь доступ ко всему рынку Союза с единой регистрацией продукта, предоставляемой на основании единого набора правил. В целях продвижения продукта под наименованием "PEPP" провайдеры PEPP должны подать заявление на регистрацию в свои компетентные органы. Настоящий Регламент не препятствует регистрации существующего персонального пенсионного продукта, который удовлетворяет условиям, установленным в настоящем Регламенте. Компетентные органы должны принять решение о регистрации, если провайдер PEPP, подающий заявление на регистрацию, предоставил всю необходимую информацию и если выполнены все надлежащие приготовления для обеспечения соответствия настоящему Регламенту. После принятия компетентными органами решения о регистрации они должны уведомить Европейский надзорный орган (Европейскую организацию страхования и пенсионного обеспечения) (EIOPA), учрежденную Регламентом (ЕС) 1094/2010 Европейского Парламента и Совета ЕС*(7), соответственно регистрируя провайдера PEPP и PEPP в центральном государственном реестре. Данная регистрация должна быть действительна на всей территории Союза. В целях обеспечения эффективного надзора за соблюдением единых требований, установленных в настоящем Регламенте, о каких-либо модификациях информации или документации, предоставленных при процедуре регистрации, должны быть без промедления уведомлены компетентные органы и EIOPA, если это применимо.
(26) Центральный государственный реестр должен быть создан EIOPA в целях хранения информации о PEPPs, которые были зарегистрированы и могут предоставляться и распространяться в Союзе, о провайдерах PEPP, а также должен содержать перечень государств-членов ЕС, в которых предлагается PEPP. Если провайдеры PEPP не распространяют PEPPs на территории государства-члена ЕС, но могут открыть субсчет для данного государства-члена ЕС в целях обеспечения перевода PEPP для своих потребителей PEPP, указанный реестр также должен содержать информацию о государствах-членах ЕС, для которых провайдер PEPP предлагает субсчета.
(27) Способ, посредством которого организованы учреждения профессионального пенсионного страхования (IORPs) и регулируется их деятельность, как указано в Директиве (ЕС) 2016/2341 Европейского Парламента и Совета ЕС*(8), значительно различается в государствах-членах ЕС. В некоторых государствах-членах ЕС данным учреждениям разрешено осуществлять деятельность по профессиональному пенсионному страхованию, в то время как в других государствах-членах ЕС данные учреждения, включая авторизованные юридические лица, на которые возложена ответственность за их функционирование и действие от их имени, если IORPs не являются юридическими лицами, могут осуществлять деятельность по профессиональному и персональному пенсионному страхованию. Это не только привело к существованию различных организационных структур IORPs, но также сопровождается различными способами контроля на национальном уровне. В частности, пруденциальный надзор над IORPs, которые авторизованы осуществлять деятельность по профессиональному и персональному пенсионному страхованию, шире, чем над теми IORPs, которые осуществляют деятельность только по профессиональному пенсионному страхованию.
В целях сохранения финансовой стабильности и с учетом различных организационных структур и надзора только тем IORPs, которые также авторизованы предоставлять персональный пенсионный продукт и осуществлять надзор за ним на основании национального законодательства, должно быть позволено предоставлять PEPPs. Более того и в целях дальнейшего сохранения финансовой стабильности все активы и обязательства, относящиеся к деятельности по предоставлению PEPP, должны быть защищены без какой-либо возможности их перевода в иную деятельность по предоставлению пенсий, которую осуществляет учреждение. IORPs, которые предоставляют PEPPs, должны также постоянно соблюдать релевантные стандарты, установленные Директивой (ЕС) 2016/2341, включая более подробные инвестиционные правила, установленные государствами-членами ЕС, в которых они зарегистрированы или авторизованы в соответствии с Директивой (ЕС) 2016/2341 при преобразовании данной Директивы в национальное право, а также положения их системы регулирования. Как и с другими провайдерами PEPP, когда настоящий Регламент устанавливает более строгие положения, именно эти положения должны применяться.
(28) Единый паспорт PEPP обеспечит создание внутреннего рынка для PEPP.
(29) Провайдеры PEPP должны иметь возможность распространять PEPPs, которые они производят и которые они не производят, при условии соблюдения соответствующего отраслевого законодательства. Дистрибьюторы PEPP должны иметь право распространять PEPPs, которые они не производят. Дистрибьюторы PEPP должны распространять только те продукты, в отношении которых они обладают достаточными знаниями и компетенцией в соответствии с релевантным отраслевым законодательством.
(30) Провайдеры PEPP или дистрибьюторы PEPP должны предоставлять рекомендации потенциальным вкладчикам PEPP перед заключением договора PEPP, принимая во внимание долгосрочный характер пенсионных выплат продукта, индивидуальные потребности и запросы вкладчика PEPP, а также ограниченную возможность досрочных выплат. Рекомендации должны быть направлены, в частности, на информирование вкладчика PEPP о характеристиках инвестиционных опций, об уровне защиты капитала и о формах выплат.
(31) В соответствии со свободой предоставления услуг или свободой экономической деятельности провайдеры PEPP могут предоставлять PEPPs, и дистрибьюторы PEPP могут распространять PEPPs на территории принимающего государства-члена ЕС после открытия субсчета для данного принимающего государства-члена ЕС. В целях обеспечения высокого качества услуг и эффективной защиты потребителя государство-член ЕС, в котором зарегистрирован провайдер PEPP или дистрибьютор PEPP, и принимающее государство-член ЕС должны тесно сотрудничать для выполнения обязательств, установленных в настоящем Регламенте. Если провайдеры PEPP и дистрибьюторы PEPP ведут экономическую деятельность в различных государствах-членах ЕС в соответствии со свободой предоставления услуг, компетентные органы государства-члена ЕС, в котором зарегистрированы провайдеры PEPP или дистрибьюторы PEPP, должны нести ответственность за выполнение обязательств, установленных в настоящем Регламенте, вследствие их более тесных связей с провайдером PEPP. В целях обеспечения равного распределения обязанностей между компетентными органами государства-члена ЕС, в котором зарегистрирован провайдер PEPP или дистрибьютор PEPP, и принимающего государства-члена ЕС, если компетентным органам принимающего государства-члена ЕС становится известно о каком-либо нарушении обязательств, случившемся на его территории, они должны проинформировать компетентные органы государства-члена ЕС, в котором зарегистрирован провайдер PEPP или дистрибьютор PEPP, которые в свою очередь обязаны принять соответствующие меры. Более того, компетентные органы принимающего государства-члена ЕС должны иметь право вмешательства, если компетентные органы государства-члена ЕС, в котором зарегистрирован провайдер PEPP или дистрибьютор PEPP, не принимают надлежащих мер или если принятые меры являются недостаточными.
(32) Компетентные органы государств-членов ЕС должны иметь в своем распоряжении все необходимое для обеспечения организации экономической деятельности провайдеров PEPP и дистрибьюторов PEPP на территории Союза, осуществляемой либо на основании свободы экономической деятельности, либо на основании свободы предоставления услуг. В целях обеспечения эффективности надзора вся деятельность компетентных органов должна быть пропорциональна характеру, масштабу и сложности рисков, свойственных деятельности отдельного провайдера или дистрибьютора.
(33) Общеевропейский масштаб PEPP может развиваться не только на уровне провайдера через возможности его трансграничной деятельности, но также на уровне вкладчика PEPP посредством перевода PEPP и смены поставщика услуг, тем самым содействуя защите персональных пенсионных прав физических лиц, осуществляющих свое право на свободу передвижения в соответствии со Статьями 21 и 45 TFEU. Право на перевод включает возможность для вкладчика PEPP сменить место проживания на другое государства-член ЕС без смены провайдеров PEPP, в то же время смена провайдеров PEPP необязательно означает изменение места проживания.
(34) PEPP должен включать национальные субсчета, каждый из которых содержит характеристики персонального пенсионного продукта, позволяющие, чтобы вклады в PEPP или выплаты давали право на льготы, если они доступны в государствах-членах ЕС, в отношении которых субсчет был предоставлен провайдером PEPP. Субсчет должен использоваться для записи вкладов, сделанных в течение фазы накопления, и выплат, сделанных в течение фазы распределения в соответствии с законодательством государства-члена ЕС, для которого был открыт субсчет. На уровне вкладчика PEPP первый субсчет должен быть создан при заключении договора PEPP.
(35) В целях обеспечения плавного перехода для провайдеров PEPP обязательство по предоставлению PEPPs, включающих субсчета по меньшей мере для двух государств-членов ЕС, должно применяться в течение трех лет с даты применения настоящего Регламента. С начала ввода в действие PEPP провайдер PEPP должен предоставлять информацию о субсчетах, которые доступны немедленно, во избежание возможного ввода в заблуждение вкладчиков PEPP. Если вкладчик PEPP меняет место проживания на другое государство-член ЕС и если субсчет для данного государства-члена ЕС недоступен, провайдер PEPP должен предоставить возможность вкладчику PEPP без промедления и бесплатно сменить провайдера PEPP на другого, который предоставляет субсчет для данного государства-члена ЕС. Вкладчик PEPP может также продолжать делать вклады на субсчет, куда делались вклады ранее, до перемены места проживания.
(36) Принимая во внимание долгосрочный характер пенсионных выплат PEPP и связанную с этим административную нагрузку, провайдеры PEPP и дистрибьюторы PEPP должны предоставлять ясную, легкую для понимания и достаточную информацию потенциальным вкладчикам PEPP и бенефициарам PEPP в целях поддержки их решения о пенсионном обеспечении. По той же причине провайдеры PEPP и дистрибьюторы PEPP должны равным образом обеспечить высокий уровень прозрачности в течение различных фаз PEPP, включая преддоговорный этап, заключение договора, фазу накопления (в том числе предпенсионный период) и фазу распределения. В частности, должна быть предоставлена информация о причитающихся совокупных пенсионных начислениях, предполагаемых уровнях пенсионного обеспечения PEPP, рисках и гарантиях, интеграции факторов ESG и затратах. Если предполагаемые уровни пенсионных начислений PEPP основываются на экономических сценариях, указанная информация также должна включать сценарий наилучшего прогноза и неблагоприятный сценарий, которые должны быть диаметрально противоположны, но реалистичны.
(37) Перед заключением договора PEPP потенциальным вкладчикам PEPP должна быть предоставлена вся информация, необходимая для осознанного выбора. До заключения договора PEPP потребности и запросы, касающиеся пенсионного обеспечения, должны быть четко определены, и должны быть предоставлены соответствующие рекомендации.
(38) В целях обеспечения оптимальной прозрачности продукта до того, как PEPPs могут предлагаться вкладчикам PEPP, провайдеры PEPP должны составить документ, содержащий ключевую информацию о PEPP (PEPP KID*(9)) для PEPPs, которые они производят. Они также должны нести ответственность за точность PEPP KID. PEPP KID должен заменить и адаптировать документ, содержащий ключевую информацию по структурированным розничным и страховым инвестиционным продуктам в соответствии с Регламентом (ЕС) 1286/2014 Европейского Парламента и Совета ЕС*(10), который как следствие не должен предоставляться для PEPPs. Отдельный PEPP KID должен составляться для базового PEPP. Если провайдер PEPP предлагает альтернативные опции инвестирования, должен быть предоставлен обобщенный KID для альтернативных опций инвестирования, который может также содержать ссылки на другие документы. В случае если требуемая информация по альтернативным опциям инвестирования не может быть предоставлена в одном отдельно взятом KID, должен быть предоставлен отдельный KID для каждой альтернативной опции инвестирования. Однако это должно иметь место только в том случае, если предоставление обобщенного KID для альтернативных опций инвестирования будет не в интересах потребителей PEPP. Следовательно, когда компетентные органы оценивают соответствие PEPP KID настоящему Регламенту, им следует обеспечить оптимальную сопоставимость различных опций инвестирования, если это применимо, принимая во внимание, в частности, современные знания анализа поведения субъектов во избежание любых когнитивных отклонений, вызванных представлением информации.
(39) В целях обеспечения масштабного распространения и доступности PEPP KIDs настоящий Регламент должен предусмотреть публикацию провайдером PEPP PEPP KIDs на своем веб-сайте. Если PEPP распространяется в соответствии со свободой предоставления услуг или свободой экономической деятельности, провайдер PEPP должен для каждого государства-члена ЕС публиковать PEPP KID, содержащий специальную информацию об условиях, относящихся к фазе накопления и к фазе распределения для данного государства-члена ЕС.
(40) Схемы для расчета персонального пенсионного продукта уже разработаны на национальном уровне. Однако для того, чтобы данные схемы могли быть как можно полезнее для потребителей, они должны охватывать все затраты и вознаграждения, выплачиваемые различным провайдерам PEPP, вместе с какими-либо иными затратами или вознаграждениями, выплачиваемыми посредникам или другим сторонам инвестиционной цепочки, еще не включенным провайдерами PEPP.
(41) Подробности информации, которая должна быть включена в PEPP KID, и представление данной информации должны быть в последующем гармонизированы посредством регулятивных технических стандартов с учетом существующих и продолжающихся исследований в отношении поведения потребителей, включая результаты тестирования эффективности различных способов презентации информации потребителям. Европейская Комиссия должна быть уполномочена принимать регулятивные технические стандарты. Проект регулятивных технических стандартов должен быть разработан EIOPA после консультации с Европейскими надзорными органами (ESAs) - Европейским надзорным органом (Европейским банковским органом) (EBA), учрежденным Регламентом (ЕС) 1093/2010 Европейского Парламента и Совета ЕС*(11), и Европейским надзорным органом (Европейским органом по ценным бумагам и рынкам) (ESMA), учрежденным Регламентом (ЕС) 1095/2010 Европейского Парламента и Совета ЕС*(12), - если это применимо, а также с Европейским Центральным Банком, с компетентными органами и после тестирования потребителей и отрасли, как предусмотрено в настоящем Регламенте, определяя детали и способ представления информации, которая должна быть включена в PEPP KID; условия, при которых PEPP KID должен пересматриваться и перерабатываться; условия для выполнения требования по предоставлению PEPP KID; правила определения ориентировочных расчетов предполагаемых пенсионных начислений; детали представления информации, которая должна содержать финансовый отчет PEPP; а также минимальные критерии, которым должны удовлетворять техники по снижению рисков. При разработке проекта регулятивных технических стандартов EIOPA должна принимать во внимание различные возможные типы PEPPs, долгосрочный характер PEPPs, способности вкладчиков PEPP и характеристики PEPPs. До представления проекта регулятивных технических стандартов Европейской Комиссии должны быть проведено тестирование потребителей и отрасли с реальными данными, если это применимо. Европейская Комиссия должна принять указанные регулятивные технические стандарты посредством делегированных актов на основании Статьи 290 TFEU и в соответствии со Статьями 10 - 14 Регламента (ЕС) 1094/2010. Европейская Комиссия также должна быть уполномочена принимать имплементационные технические стандарты, разработанные EIOPA в отношении деталей сотрудничества и обмена информацией вместе с требованиями, необходимыми для предоставления данной информации в стандартизированном формате, допускающем сравнение, и после консультации с другими ESAs и компетентными органами, а также после тестирования отрасли, в отношении формата отчетов по надзору посредством имплементационных актов на основании Статьи 291 TFEU и в соответствии со Статьей 15 Регламента (ЕС) 1094/2010.
(42) PEPP KID должен быть легко отличим и не должен смешиваться с каким-либо маркетинговым материалом.
(43) Провайдеры PEPP должны составлять финансовый отчет PEPP, адресованный вкладчикам PEPP, в целях предоставления им ключевых персональных и обобщенных данных о PEPP и в целях обеспечения обновленной информацией о нем. Финансовый отчет PEPP должен быть ясным и исчерпывающим, должен содержать релевантную и надлежащую информацию для облегчения понимания пенсионных начислений с течением времени и по всем пенсионным продуктам и способствовать мобильности рабочей силы. Финансовый отчет PEPP также должен содержать ключевую информацию об инвестиционной политике в отношении ESG факторов и должен демонстрировать, где и каким образом вкладчики PEPP могут получить дополнительную информацию об интеграции ESG факторов. Финансовый отчет PEPP должен представляться вкладчикам PEPP ежегодно.
(44) Провайдеры PEPP должны информировать вкладчиков PEPP за два месяца до дат, в которые вкладчики PEPP имеют возможность модифицировать свои опции по выплатам, о предстоящем начале фазы распределения, о возможных формах выплат и о возможности модифицировать формы выплат. Если было открыто несколько субсчетов, вкладчики PEPP должны быть проинформированы о возможном начале фазы распределения для каждого субсчета.
(45) В течение фазы распределения бенефициары PEPP должны продолжать получать информацию о своих прибылях PEPP и о соответствующих опциях выплат. Это особенно важно, если в фазу выплат бенефициары PEPP выдерживают значительный уровень инвестиционного риска.
(46) В целях надлежащей защиты прав вкладчиков PEPP и бенефициаров PEPP провайдеры PEPP должны иметь возможность сделать выбор в пользу такого размещения активов, которое соответствует конкретному характеру и продолжительности их обязательств, в том числе в долгосрочной перспективе. Следовательно, необходим эффективный контроль, а также подход к правилам инвестирования, который предоставит провайдерам PEPP достаточную гибкость решений в отношении наиболее безопасной и эффективной инвестиционной политики, в то же время обязывая их действовать предусмотрительно и в лучших долгосрочных интересах вкладчиков PEPP в целом. Следовательно, соблюдение правила благоразумного инвестора в инвестиционной политике связано с клиентской структурой провайдера PEPP.
(47) Посредством установления правила благоразумного инвестора как основополагающего принципа инвестирования капитала и делая возможным ведение деятельности за рубежом для провайдеров PEPP, поощряется перенаправление вкладов в сектор персонального пенсионного обеспечения, тем самым содействуя экономическому и социальному прогрессу. Правило благоразумного инвестора также должно однозначно принимать во внимание роль, которую играют факторы ESG в инвестиционном процессе.
(48) Настоящий Регламент должен обеспечить надлежащий уровень свободы инвестирования для провайдеров PEPP. Являясь стратегическими инвесторами с низкими рисками потери ликвидности, провайдеры PEPP находятся в положении, когда они могут содействовать развитию CMU посредством инвестирования в неликвидные активы, такие как акции, и в другие инструменты, которые имеют долгосрочный экономический профиль и не продаются на регулируемых рынках, многосторонних торговых площадках (MTFs) или организованных торговых площадках (OTFs) в разумных пределах. Они также могут получать выгоду от международной диверсификации. Следовательно, инвестирование в акции в валюте, отличной от валюты обязательств, и в другие инструменты, которые имеют долгосрочный экономический профиль и не продаются на регулируемых рынках, MTFs и OTFs, не должно ограничиваться в соответствии с правилом благоразумного инвестора в целях защиты интересов вкладчиков PEPP и бенефициаров PEPP, кроме как по разумным основаниям.
(49) В контексте развития CMU ширится понимание того, что относится к инструментам с долгосрочным экономическим профилем. Данные инструменты являются необращаемыми ценными бумагами и, следовательно, не имеют доступ к ликвидности вторичных рынков. Они часто требуют обязательств с фиксированным сроком исполнения, которые ограничивают их возможности сбыта, и следует понимать, что они включают участие в незарегистрированных предприятиях, долговые инструменты в незарегистрированных предприятиях и займы, предоставленные незарегистрированным предприятиям. Незарегистрированные предприятия включают инфраструктурные проекты, незарегистрированные компании, стремящиеся к росту, недвижимость или иные активы, подходящие для целей долгосрочного инвестирования. Низкоуглеродные и климатоустойчивые инфраструктурные проекты часто являются незарегистрированными активами и полагаются на долгосрочные кредиты для финансирования проектов. Учитывая долгосрочный характер их обязательств, поощряется вложение значительной части портфеля активов провайдерами PEPP в устойчивые инструменты в реальном секторе экономики с долгосрочными экономическими прибылями, в частности, в инфраструктурные проекты и компании.
(50) Факторы ESG важны для инвестиционной политики и системы управления рисками провайдеров PEPP. Рассмотрение данных факторов провайдерами PEPP при принятии решений об инвестировании с учетом того, как они формируют часть их системы управления рисками во избежание вкладов в "застрявшие" активы, должно поощряться. Информация о факторах ESG должна быть доступна EIOPA, компетентным органам и вкладчикам PEPP.
(51) Одной из задач регулирования PEPPs является создание безопасного, низкозатратного долгосрочного продукта пенсионных вкладов. Поскольку инвестирование в отношении персональных пенсионных продуктов является долгосрочным, особое внимание должно быть уделено долгосрочным последствиям размещения активов. В частности, должны приниматься во внимание факторы ESG. Вклады PEPP должны инвестироваться с учетом таких факторов ESG, как факторы в отношении изменения климата и устойчивого развития, установленные в Парижском соглашении по изменению климата (Парижское соглашение), в Целях ООН в области устойчивого развития и в Руководящих принципах ООН в предпринимательской деятельности в аспекте прав человека.
(52) Обеспечивая выполнение своих обязательств по развитию инвестиционной политики в соответствии с правилом благоразумного инвестора, провайдерам PEPP следует воздерживаться от инвестирования в несотрудничающие юрисдикции, идентифицированные в применяемых заключениях Совета ЕС о перечне несотрудничающих юрисдикций в налоговых целях, и в третьи страны с высокой степенью риска и стратегическими задолженностями, идентифицированными в применяемом Делегированном Регламенте Европейской Комиссии, принятом на основании Статьи 9 Директивы (ЕС) 2015/849 Европейского Парламента и Совета ЕС*(13).
(53) Принимая во внимание долгосрочную задачу PEPP в отношении пенсионного обеспечения, должны быть четко определены опции инвестирования, предоставляемые вкладчикам PEPP, с охватом компонентов, позволяющих инвесторам принимать решения в отношении инвестиций, в том числе число опций инвестирования, из которых они могут сделать выбор. После первоначального выбора, сделанного при присоединении к PEPP, вкладчик PEPP должен иметь возможность модифицировать свой выбор после минимального пятилетнего срока с даты присоединения к PEPP или, в случае последующей модификации, - с даты наиболее поздней модификации опции инвестирования, с тем чтобы достаточная стабильность предоставлялась провайдерам для их долгосрочной инвестиционной стратегии, в то же время обеспечивая защиту инвестора. Однако для провайдеров PEPP должна существовать возможность позволять вкладчикам PEPP модифицировать выбранную опцию инвестирования более часто.
(54) Базовый PEPP должен быть безопасным продуктом и должен действовать как опция по умолчанию. Он должен принимать форму либо техники уменьшения рисков, соответствующей цели разрешения вкладчику PEPP возместить капитал, либо гарантии защиты инвестированного капитала. Техника уменьшения рисков, соответствующая цели разрешения вкладчику PEPP возместить капитал, может быть консервативной инвестиционной стратегией или стратегией жизненного цикла, которая постепенно прогрессивно уменьшает воздействие совокупного риска. Гарантии, предоставленные в соответствии с опцией инвестирования по умолчанию, должны по меньшей мере покрывать вклады в течение фазы накопления после вычета всех затрат и вознаграждений. Гарантии могут также покрывать затраты и вознаграждения и могут предусматривать полное или частичное покрытие инфляции. Гарантия на инвестированный капитал должна быть действительна в начале фазы накопления и во время фазы распределения, если это применимо.
(55) В целях гарантии рентабельности и достаточной результативности для вкладчиков PEPP затраты и вознаграждения для базового PEPP должны быть ограничены фиксированными процентами на аккумулированный капитал. Пока данное ограничение будет фиксировано на 1% от аккумулированного капитала, целесообразно более подробно конкретизировать типы затрат и вознаграждений, которые следует учитывать в регулятивных технических стандартах в целях обеспечения равных условий для различных провайдеров PEPP и различных типов PEPPs с их конкретными структурами затрат и вознаграждений. Европейская Комиссия должна иметь полномочия по принятию данных регулятивных технических стандартов, которые должны быть разработаны EIOPA. При разработке проекта регулятивных технических стандартов EIOPA должна, в частности, учитывать долгосрочный характер PEPP, различные типы PEPPs и факторы, относящиеся к затратам, связанные с их специфическими свойствами, с тем, чтобы обеспечить справедливое и равное отношение к различным провайдерам PEPP и их продуктам, в то же время принимая во внимание характер базового PEPP как простого, рентабельного и прозрачного продукта, обеспечивающего достаточную прибыль от долгосрочных реальных инвестиций. Более того, в целях сохранения долгосрочного характера пенсионных выплат продукта форма выплат, в частности, в отношении пожизненного аннуитета, должна тщательно оцениваться. В данных правовых рамках в целях обеспечения равных условий для провайдеров PEPP, предлагающих гарантию защиты капитала, с другими провайдерами EIOPA должна учитывать структуру затрат и вознаграждений. Кроме того, процентные значения для затрат и вознаграждений должны регулярно пересматриваться в целях обеспечения их постоянной адекватности, принимая во внимание любые изменения в уровне затрат. Европейская Комиссия должна принять указанные регулятивные технические стандарты посредством делегированных актов на основании Статьи 290 TFEU и в соответствии со Статьями 10 - 14 Регламента (ЕС) 1094/2010.
В целях обеспечения постоянной рентабельности, а также в целях защиты потребителей PEPP от структур чрезмерных затрат полномочия по принятию делегированных актов в соответствии со Статьей 290 TFEU должны быть делегированы Европейской Комиссии в отношении изменения процентного соотношения, принимая во внимание его пересмотры, в частности, фактический уровень и изменения в фактическом уровне затрат и вознаграждений, а также последствия максимальных значений в отношении доступности PEPPs и надлежащего доступа к рынку различных провайдеров PEPP, предоставляющих различные типы PEPP.
(56) Компетентные органы должны осуществлять свои полномочия, считая своей первостепенной задачей защиту прав вкладчиков PEPP и бенефициаров PEPP, а также стабильность и надежность провайдеров PEPP.
(57) Если провайдер PEPP является IORP или Менеджером альтернативного инвестиционного фонда ЕС (AIFM EU), он должен назначить депозитария в отношении безопасности хранения активов, относящихся к деятельности по предоставлению PEPP. Дополнительные гарантии необходимы в отношении юридического лица, действующего как депозитарий, и его функций, поскольку в настоящий момент правила, установленные в отношении депозитария в Директиве 2011/61/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС*(14), направлены на фонды, предназначенные только для профессиональных инвесторов, за исключением Европейских долгосрочных инвестиционных фондов в соответствии с Регламентом (ЕС) 2015/760 Европейского Парламента и Совета ЕС*(15), которые предлагаются розничным инвесторам, а отраслевое законодательство, применяемое к IORPs, не требует назначения депозитария во всех случаях. В целях обеспечения наивысшего уровня защиты инвесторов в отношении безопасности активов, относящихся к деятельности по предоставлению PEPP, настоящий Регламент требует, чтобы IORPs и AIFM EU, предоставляющие PEPP, следовали правилам Директивы 2009/65/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС*(16) в отношении назначения депозитария, выполнения его задач и обязанностей по надзору.
(58) Прозрачность и объективность затрат и вознаграждений являются существенными для развития доверия вкладчиков PEPP и позволяют им сделать осознанный выбор. Соответственно, использование непрозрачных ценовых методов должно быть запрещено.
(59) В целях решения задач, установленных в настоящем Регламенте, полномочия по принятию актов в соответствии со Статьей 290 TFEU должны быть делегированы Европейской Комиссии в отношении определения условий для осуществления полномочий по вмешательству EIOPA и компетентных органов, а также критериев и факторов, применяемых EIOPA для выявления значительных причин озабоченности в отношении защиты вкладчика PEPP. Чрезвычайно важно, чтобы Европейская Комиссия проводила надлежащие консультации в течение подготовительной работы, в том числе на экспертном уровне, и чтобы данные консультации проводились в соответствии с принципами, установленными в Межинституциональном соглашении от 13 апреля 2016 г. по совершенствованию законодательной работы*(17). В частности, в целях обеспечения равного участия в подготовке делегированных актов Европейский Парламент и Совет ЕС получают все документы одновременно с экспертами государств-членов ЕС, и их эксперты систематически получают доступ к заседаниям экспертных групп Европейской Комиссии, занимающихся подготовкой делегированных актов.
(60) Без ущерба действию права потребителей PEPP на подачу исков в суды между провайдерами PEPP или дистрибьюторами PEPP и потребителями PEPP должны быть установлены легкодоступные, адекватные, независимые, непредвзятые, прозрачные и эффективные процедуры альтернативного урегулирования споров (ADR) для урегулирования споров, возникающих из прав и обязанностей, установленных в настоящем Регламенте.
(61) Для того чтобы установить продуктивную и эффективную процедуру урегулирования споров, провайдеры PEPP и дистрибьюторы PEPP должны учредить эффективную процедуру подачи жалоб, которой могут следовать их потребители до того, как спор будет направлен на урегулирование в процедуру ADR или в суд. Процедура подачи жалоб должна предусматривать короткие и четко определенные временные рамки, в течение которых провайдер PEPP или дистрибьютор PEPP должны ответить на жалобу. Органы ADR должны обладать достаточной способностью адекватно и эффективно вступать в трансграничное сотрудничество в отношении споров, касающихся прав и обязанностей на основании настоящего Регламента.
(62) Для того чтобы найти лучшие условия для своих инвестиций, тем самым стимулируя конкуренцию между провайдерами PEPP, вкладчики PEPP должны иметь право выбрать другого провайдера PEPP, расположенного в том же или в другом государстве-члене ЕС, в течение фазы накопления посредством ясной, быстрой и безопасной процедуры. Однако провайдеры PEPP не должны быть обязаны обеспечивать услугу по смене провайдера для PEPPs, если вкладчики получают выплаты в форме пожизненного аннуитета. При смене провайдера провайдеры, переводящие PEPP, должны перевести соответствующие суммы или, если это применимо, активы в натуральной форме со счета PEPP и закрыть его. Вкладчики PEPP должны заключать договоры с провайдерами, получающими PEPP, для открытия нового счета PEPP. Новый счет PEPP должен иметь ту же структуру субсчета, что и прежний счет PEPP.
(63) При смене провайдера PEPP вкладчики PEPP могут сделать выбор в пользу перевода активов в натуральной форме, только если перевод осуществляется между провайдерами PEPP, такими как инвестиционные фирмы или иные отвечающие требованиям провайдеры, обладающие дополнительной лицензией, занимающиеся управлением портфеля активов для вкладчиков PEPP. В данном случае необходимо письменное согласие получающего провайдера. В случае управления коллективным инвестированием перевод активов в натуральной форме невозможен, так как не существует разделения активов для каждого из вкладчиков PEPP.
(64) Процесс смены провайдера PEPP должен быть прямолинейным для вкладчика PEPP. Соответственно, получающий провайдер PEPP должен нести ответственность за инициирование и управление процессом от имени вкладчика PEPP и по его запросу. Провайдеры PEPP должны иметь возможность использовать дополнительные средства, такие как техническое решение, на добровольной основе при учреждении услуги смены провайдера. Учитывая общеевропейский характер продукта, вкладчики PEPP должны иметь возможность менять провайдера без промедления и бесплатно, если субсчета недоступны в государстве-члене ЕС, в которое перемещается вкладчик PEPP.
(65) Прежде предоставления авторизации на смену провайдера вкладчик PEPP должен быть проинформирован обо всех шагах процедуры и затратах, необходимых для завершения смены провайдера, в целях принятия вкладчиком PEPP осознанного решения об услуге смены провайдера.
(66) Для того чтобы смена провайдера оказалась успешной, необходимо сотрудничество со стороны переводящего провайдера PEPP. Следовательно, передающий провайдер PEPP должен предоставить получающему провайдеру PEPP всю информацию, необходимую для восстановления платежей на другом счете PEPP. Однако данная информация не должна выходить за рамки того, что необходимо для выполнения смены провайдера.
(67) Вкладчики PEPP не должны испытывать финансовые потери, включая затраты и проценты, вызванные какими-либо ошибками, сделанными любым из провайдеров PEPP в процессе смены провайдера. В частности, вкладчики PEPP не должны испытывать финансовые потери, возникающие в результате дополнительных платежей, процентов или иных затрат, а также штрафов, пеней или иных типов финансовых потерь вследствие отсрочки осуществления перевода. Так как защита капитала должна быть обеспечена в начале фазы распределения и в течение фазы распределения, если это применимо, переводящий провайдер PEPP не должен быть обязан обеспечивать защиту капитала или гарантии на момент перевода. Провайдер PEPP также вправе принять решение об обеспечении защиты капитала или предоставить гарантию в момент смены провайдера.
(68) Вкладчики PEPP должны иметь возможность принять осознанное решение до осуществления смены провайдера. Получающий провайдер PEPP должен удовлетворять всем требованиям по распространению и информированию, включая предоставление PEPP KID, рекомендаций и надлежащей информации в отношении затрат, относящихся к смене провайдера, а также в отношении возможных отрицательных последствий для защиты капитала, если для PEPP с гарантией защиты капитала осуществляется смена провайдера. Затраты для смены провайдера, применяемые переводящим провайдером PEPP, должны оставаться близкими к сумме, которая не представляет собой препятствие для мобильности и в любом случае ограничена 0,5% от соответствующих сумм или денежного эквивалента активов в натуральной форме, которые должны быть переведены.
(69) Вкладчикам PEPP должна быть предоставлена свобода в принятии решений в отношении присоединения к PEPP, а при открытии нового субсчета в отношении их выбора формы выплат (аннуитет, единовременная выплата или другие) в течение фазы распределения, но с возможностью пересмотра своего выбора за один год до начала фазы распределения, в начале фазы распределения и в момент смены провайдера, с тем чтобы они могли наилучшим образом адаптировать свой выбор формы выплат к своим потребностям, готовясь к выходу на пенсию. Если провайдер PEPP делает доступным несколько форм выплат, для вкладчика PEPP должна существовать возможность выбора различных форм выплат для каждого субсчета, открытого в его счете PEPP.
(70) Провайдеры PEPP должны иметь возможность предоставлять вкладчикам PEPP широкий выбор форм выплат. Данный подход способствовал бы достижению цели увеличения спроса на PEPP посредством увеличения гибкости и возможности выбора для вкладчиков PEPP. Он позволит провайдерам делать свои PEPPs наиболее рентабельными. Он согласуется с другими политиками Союза и возможен с политической точки зрения, поскольку сохраняет достаточно гибкости для государств-членов ЕС в отношении принятия решения о формах выплат, которые они стремятся поощрять. В связи с долгосрочным характером пенсионного продукта должна существовать возможность для государств-членов ЕС принимать меры, чтобы отдавать предпочтение определенным формам выплат, таким как количественные ограничения на единовременные выплаты, в целях дальнейшего поощрения пожизненного аннуитета или периодического снятия средств.
(71) С учетом общеевропейского характера PEPP существует необходимость обеспечить надлежащий высокий уровень защиты вкладчиков PEPP на всем внутреннем рынке. Это требует соответствующих инструментов для эффективного противодействия нарушениям и для предотвращения нанесения ущерба потребителю. Следовательно, полномочия EIOPA и компетентных органов должны быть дополнены детальным механизмом для запрещения или ограничения продвижения, распространения или продажи любого PEPP, вызывающего серьезную озабоченность в отношении защиты вкладчиков PEPP, в том числе применительно к долгосрочному характеру пенсионных выплат продукта, упорядоченному функционированию и целостности финансовых рынков или стабильности всей финансовой системы или ее части, вместе с надлежащими координационными полномочиями EIOPA и полномочиями EIOPA на случай непредвиденных обстоятельств.
Полномочия EIOPA должны основываться на Статье 9(5) Регламента 1094/2010, чтобы обеспечить применение данных механизмов вмешательства в случае значительных опасений о защите вкладчиков PEPP, в том числе в отношении специфического долгосрочного характера пенсионных выплат PEPP. Если условия удовлетворяются, компетентные органы должны иметь возможность налагать запрет или ограничение в качестве предосторожности до начала продвижения, распространения или продажи PEPP вкладчикам PEPP. Данные полномочия не освобождают провайдера PEPP от ответственности по соблюдению всех требований в соответствии с настоящим Регламентом.
(72) Должна быть гарантирована полная прозрачность в отношении затрат и вознаграждений, связанных с инвестированием в PEPP. Для провайдеров должны быть установлены равные условия, в то же время обеспечивая защиту потребителя. Должна быть доступна сравнительная информация в отношении различных продуктов в целях стимулирования конкурентного ценообразования.
(73) Хотя постоянный надзор за провайдерами PEPP должен осуществляться соответствующими компетентными органами, EIOPA следует координировать надзор в отношении PEPPs в целях обеспечения последовательного применения унифицированной методологии надзора, тем самым поддерживая общеевропейский и долгосрочный характер пенсионных выплат PEPPs.
(74) В целях укрепления прав потребителей и облегчения доступа к процедуре подачи жалоб вкладчики PEPP должны иметь возможность либо индивидуально, либо коллективно подавать жалобы в компетентные органы государства-члена ЕС своего места проживания, независимо от того, где произошло нарушение.
(75) EIOPA должна сотрудничать с компетентными органами и содействовать сотрудничеству и согласованности между ними. В данном отношении EIOPA должна оказывать влияние на полномочия компетентных органов для применения мер надзора посредством предоставления доказательств нарушений, относящихся к PEPP. EIOPA также должна обеспечивать обязательное посредничество в случае разногласий между компетентными органами в трансграничных ситуациях.
(76) В целях обеспечения соблюдения требований настоящего Регламента провайдерами PEPP и дистрибьюторами PEPP, а также в целях обеспечения равного обращения с ними на территории Союза должны применяться административные санкции и иные меры, эффективные, пропорциональные и оказывающие сдерживающее воздействие.
(77) В соответствии с Сообщением Европейской Комиссии от 8 декабря 2010 г. "Усиление режимов применения санкций в секторе финансовых услуг", а также в целях обеспечения выполнения требований настоящего Регламента важно, чтобы государства-члены ЕС предпринимали необходимые шаги для того, чтобы в отношении нарушений настоящего Регламента принимались надлежащие административные санкции и иные меры.
(78) Хотя государства-члены ЕС могут устанавливать нормы для административных и уголовных санкций за одни и те же нарушения, государства-члены ЕС не обязаны устанавливать нормы для административных санкций за нарушения настоящего Регламента, которые регулируются национальным уголовным законодательством. Однако применение уголовных санкций вместо административных санкций за нарушения настоящего Регламента не должно уменьшать или как-либо иначе влиять на способность компетентных органов сотрудничать, своевременно получать информацию и обмениваться ею с компетентными органами в других государствах-членах ЕС для целей настоящего Регламента, в том числе после любого направления релевантного нарушения компетентным судебным органам для уголовного преследования.
(79) Компетентные органы должны обладать полномочиями по наложению санкций в денежной форме, достаточно крупных для компенсации фактической или потенциальной прибыли и достаточно сдерживающих для больших финансовых компаний и их руководителей.
(80) В целях обеспечения согласованного применения санкций на территории Союза при определении типа административной санкции или иных мер и уровня санкции в денежной форме компетентные органы должны принимать во внимание все релевантные обстоятельства.
(81) В целях обеспечения того, чтобы решения по нарушениям и санкциям оказывали сдерживающий эффект на общественность в целом и укрепляли защиту потребителя посредством предупреждения их о PEPPs, распространяемом в нарушение настоящего Регламента, указанные нарушения должны публиковаться, кроме тех случаев, когда раскрытие представляет угрозу для стабильности финансовых рынков или продолжающегося расследования.
(82) В целях обнаружения потенциальных нарушений компетентные органы должны обладать необходимыми следственными полномочиями, а также должны учредить эффективные механизмы, позволяющие докладывать о потенциальных или фактических нарушениях.
(83) Настоящий Регламент должен действовать без ущерба для каких-либо положений в законодательстве государств-членов ЕС в отношении уголовных преступлений.
(84) Любая обработка персональных данных, выполняемая в рамках настоящего Регламента, такая как обмен или передача персональных данных компетентными органами или обработка персональных данных провайдерами PEPP или дистрибьюторами PEPP, должна проводиться в соответствии с Регламентом (ЕС) 2016/679 Европейского Парламента и Совета ЕС*(18) и Директивы 2002/58/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС*(19). Любой обмен информацией или передача информации ESAs должны проводиться в соответствии с Регламентом (ЕС) 2018/1725 Европейского Парламента и Совета ЕС*(20).
(85) Принимая во внимание уязвимость персональных финансовых данных, наиболее важной является надежная защита данных. Следовательно, рекомендуется, чтобы органы по защите данных были тесно вовлечены в имплементацию настоящего Регламента и надзор за его исполнением.
(86) Процедура регистрации и уведомления, установленная в настоящем Регламенте, не должна замещать любую действующую дополнительную национальную процедуру, чтобы иметь возможность получать выгоды и льготы, фиксированные на национальном уровне.
(87) Оценка настоящего Регламента должна выполняться, inter alia, посредством оценки развития рынков, такого как появление новых типов PEPPs, а также развития во всех отраслях законодательства Союза и накопления опыта государствами-членами ЕС. Данная оценка должна учитывать различные направления и цели учреждения надежно функционирующего PEPP-рынка и, в частности, должна определять, привел ли настоящий Регламент к тому, что большее число европейских граждан делают сбережения с целью получения надежных и более высоких пенсий. Важность минимальных европейских стандартов для надзора за провайдерами PEPP также требует оценки провайдеров PEPP в отношении соответствия настоящему Регламенту и применяемому отраслевому законодательству.
(88) Принимая во внимание возможные долгосрочные последствия настоящего Регламента, необходимо осуществлять тщательный мониторинг развития ситуации в течение первоначальной фазы применения. При выполнении оценки Европейской Комиссии следует также отражать опыт, накопленный EIOPA, участниками и экспертами, и представлять вниманию Европейского Парламента и Совета ЕС любые наблюдения, которые могут у нее появиться.
(89) Настоящий Регламент должен учитывать основные права и соблюдать принципы, признанные, в частности, Хартией Европейского Союза об основных правах, в частности, права пожилых людей на достойную и независимую жизнь, на участие в общественной и культурной жизни, право на защиту персональных данных, право собственности, свободу ведения хозяйственной деятельности, принцип равенства мужчин и женщин и принцип высокого уровня защиты потребителей.
(90) Поскольку цели настоящего Регламента, а именно усиление защиты вкладчиков PEPP и укрепление доверия вкладчиков в PEPPs, включая случаи, когда данные продукты распространяются трансграничным образом, не могут быть успешно достигнуты государствами-членами ЕС, но могут по причинам результатов настоящего Регламента быть эффективнее достигнуты на уровне Союза, Союз вправе принять меры в соответствии с принципом субсидиарности, как установлено в Статье 5 Договора о Европейском Союзе. В соответствии с принципом пропорциональности, как установлено в данной Статье, настоящий Регламент не выходит за пределы того, что необходимо для достижения указанных целей,
Приняли настоящий Регламент:
Настоящий Регламент обязателен во всей своей полноте и непосредственно применяется во всех государствах-членах ЕС.
Совершено в Брюсселе 20 июня 2019 г.
От имени Европейского Парламента
Председатель |
A. TAJANI |
От имени Совета ЕС
Председатель |
G. CIAMBA |
------------------------------
*(1) Regulation (EU) 2019/1238 of the European Parliament and of the Council of 20 June 2019 on a pan-European Personal Pension Product (PEPP) (Text with EEA relevance). Опубликован в Официальном Журнале (далее - ОЖ) N L 198, 25.7.2019, стр. 1.
*(2) ОЖ N С 81, 2.3.2018, стр. 139.
*(3) Позиция Европейского Парламента от 4 апреля 2019 г. (еще не опубликована в ОЖ) и Решение Совета ЕС от 14 июня 2019 г.
*(4) Во множественном числе - PEPPs - прим. перевод.
*(5) ESG - окружающая среда, общество и корпоративное управление. Система критериев для определения наиболее подходящих компаний как объектов для инвестиций, которая была разработана в 2005 г. группой инвесторов по инициативе Генерального Секретаря ООН при поддержке экспертов инвестиционного сектора, правительственных организаций, организаций гражданского общества и научного сообщества - прим. перевод.
*(6) ОЖ N С 11, 12.1.2018, стр. 24.
*(7) Регламент (ЕС) 1094/2010 Европейского Парламента и Совета ЕС от 24 ноября 2010 г. об учреждении Европейского надзорного органа (Европейского органа по страхованию и профессиональному пенсионному обеспечению), а также о внесении изменений в Решение 716/2009/EC и об отмене Решения Европейской Комиссии 2009/79/EC (ОЖ N L 331, 15.12.2010, стр. 48).
*(8) Директива (ЕС) 2016/2341 Европейского Парламента и Совета ЕС от 14 декабря 2016 г. о деятельности учреждений профессионального пенсионного страхования и о надзоре за этой деятельностью (IORPs) (ОЖ N L 354, 23.12.2016, стр. 37).
*(9) Key information document - прим. ред.
*(10) Регламент (ЕС) 1286/2014 Европейского Парламента и Совета ЕС от 26 ноября 2014 г. о ключевых информационных документах по пакетным розничным и страховым инвестиционным продуктам (PRIIPs) (ОЖ N L 352, 9.12.2014, стр. 1).
*(11) Регламент (ЕС) 1093/2010 Европейского Парламента и Совета ЕС от 24 ноября 2010 г. об учреждении Европейского надзорного органа (Европейский банковский орган), об изменении Решения 716/2009/ЕC и об отмене Решения 2009/78/EC Европейской Комиссии (ОЖ N L 331, 15.12.2010, стр. 12).
*(12) Регламент (ЕС) 1095/2010 Европейского Парламента и Совета ЕС от 24 ноября 2010 г., учреждающий Европейский надзорный орган (Европейский орган по ценным бумагам и рынкам), изменяющий Решение 716/2009/EC и отменяющий Решение 2009/77/EC Европейской Комиссии (ОЖ N L 331, 15.12.2010, стр. 84).
*(13) Директива (ЕС) 2015/849 Европейского Парламента и Совета ЕС от 20 мая 2015 г. о предотвращении использования финансовой системы для целей отмывания денег или финансирования терроризма, об изменении Регламента (ЕС) 648/2012 Европейского Парламента и Совета ЕС и об отмене Директивы 2005/60/EC Европейского Парламента и Совета ЕС и Директивы 2006/70/EC Европейской Комиссии (ОЖ N L 141, 5.6.2015, стр. 73).
*(14) Директива 2011/61/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 8 июня 2011 г. о менеджерах альтернативных инвестиционных фондов и о внесении изменений в Директивы 2003/41/EC и 2009/65/EC, а также в Регламенты (EC) 1060/2009 и (ЕС) 1095/2010 (ОЖ N L 174, 1.7.2011, стр. 1).
*(15) Регламент (ЕС) 2015/760 Европейского Парламента и Совета ЕС от 29 апреля 2015 г. о Европейских долгосрочных инвестиционных фондах (ОЖ N L 123, 19.5.2015, стр. 98).
*(16) Директива 2009/65/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 13 июля 2009 г. о координации законодательных, регламентарных и административных положений в отношении предприятий для коллективного инвестирования в обращаемые ценные бумаги (UCITS) (ОЖ N L 302, 17.11.2009, стр. 32).
*(17) ОЖ N L 123, 12.5.2016, стр. 1.
*(18) Регламент (ЕС) 2016/679 Европейского Парламента и Совета ЕС от 27 апреля 2016 г. о защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном обращении таких данных, а также об отмене Директивы 95/46/EC (Общий Регламент о защите персональных данных) (ОЖ N L 119, 4.5.2016, стр. 1).
*(19) Директива 2002/58/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 12 июля 2002 г. в отношении обработки персональных данных и защиты конфиденциальности в секторе электронных средств связи (Директива о конфиденциальности и электронных средствах связи) (ОЖ N L 201, 31.7.2002, стр. 37).
*(20) Регламент (ЕС) 2018/1725 Европейского Парламента и Совета ЕС от 23 октября 2018 г. о защите физических лиц при обработке персональных данных, осуществляемой учреждениями, органами, службами и агентствами Союза, и о свободном обращении таких данных, а также об отмене Регламента (ЕС) 45/2001 и Решения 1247/2002/EC (ОЖ N L 295, 21.11.2018, стр. 39).
*(21) Директива (ЕС) 2016/97 Европейского Парламента и Совета ЕС от 20 января 2016 г. о дистрибуции страховых услуг (ОЖ N L 26, 2.2.2016, стр. 19).
*(22) Директива 2014/65/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 1 мая 2014 г. о рынках финансовых инструментов и об изменении Директивы 2002/92/ЕС и Директивы 2011/61/ЕС (ОЖ N L 173, 12.6.2014, стр. 349).
*(23) Директива 2013/36/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 26 июня 2013 г. о доступе к деятельности кредитных организаций и пруденциальном контроле над кредитными организациями и инвестиционными фирмами, вносящая изменения в Директиву 2002/87/EC и отменяющая Директивы 2006/48/EC и 2006/49/EC (ОЖ N L 176, 27.6.2013, стр. 338).
*(24) Директива 2009/138/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 25 ноября 2009 г. об учреждении и осуществлении бизнеса в области страхования и перестрахования (Директива о платежеспособности страховых компаний II) (ОЖ N L 335, 17.12.2009, стр. 1).
*(25) Списки юрисдикций высокого риска и юрисдикций, не сотрудничающих с FATF (Financial Action Task Force - Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) - прим. перевод.
*(26) Директива 2013/11/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 21 мая 2013 г. об альтернативном рассмотрении споров потребителей и об изменении Регламента (EC) 2006/2004 и Директивы 2009/22/EC (Директива об ADR потребителей) (ОЖ N L 165, 18.06.2013, стр. 63).
*(27) Регламент (ЕС) 575/2013 Европейского Парламента и Совета ЕС от 26 июня 2013 г. о пруденциальных требованиях к кредитным организациям и инвестиционным фирмам и внесении изменений в Регламент (ЕС) 648/2012 (ОЖ N L 176, 27.6.2013, стр. 1).
*(28) Директива 2013/34/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 26 июня 2013 г. о годовой финансовой отчетности, консолидированной финансовой отчетности и связанных с ними отчетах некоторых типов компаний, о внесении изменений в Директиву 2006/43/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС и об отмене Директив 78/660/EЭC и 83/349/EЭC Совета ЕС (ОЖ N L 182, 29.6.2013, стр. 19).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Регламент Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2019/1238 от 20 июня 2019 г. "Об общеевропейском персональном пенсионном продукте (PEPP)"
Регламент адресован государствам-членам Европейского Союза. Российская Федерация членом ЕС не является.
Переводчик - Каулько И.А.
Вступает в силу на двадцатый день, следующий за днем публикации в Официальном Журнале Европейского Союза
Текст перевода официально опубликован не был; текст регламента на английском языке опубликован в официальном Журнале, N L 198, 25.07.2019 г., с. 1.