Новости для юриста за январь 2023 года
См. текущие новости.
Январь 2023 года
31 января 2023 года
При изменении или расторжении договора в судебном порядке суд сможет определить дату, с которой наступают соответствующие последствия
Проект федерального закона N 285552-8
Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, которым предлагается дополнить п. 3 ст. 453 ГК РФ, определяющий момент, с которого наступают правовые последствия изменения или расторжения договора.
В настоящее время эта норма предусматривает, что по общему правилу - если иное не вытекает из соглашения сторон или характера изменения договора - обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения сторонами соответствующего соглашения, а в тех случаях, когда вопрос об изменении или расторжении договора разрешается в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда.
Согласно проектируемым поправкам правом определить иной момент изменения или расторжения договора, отличный от правила п. 3 ст. 453 ГК РФ, будут обладать не только стороны, но и суд, рассматривающий соответствующее требование.
Из пояснительной записки к проекту следует, что новое правило рассчитано в первую очередь на случаи изменения договора в судебном порядке на основании ст. 451 ГК РФ (в связи с существенным изменением обстоятельств). В качестве примера авторы приводят ситуацию, когда невыполнение предусмотренных договором работ обусловлено отсутствием необходимого для этого оборудования, которое отказался поставить иностранный контрагент.
Поправки позволят суду в необходимых случаях признать обязательство измененным непосредственно с момента существенного изменения обстоятельств (то есть с обратной силой) и, таким образом, исключить основания ответственности за последующие нарушения договора, допущенные по независящим от сторон причинам.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений |
___________________________________________
30 января 2023 года
Усилена административная ответственность за неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава
Федеральный закон от 27 января 2023 г. N 7-ФЗ
Речь идет об административной ответственности за неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила. Соответствующие изменения внесены в ст. 17.3 КоАП РФ.
В настоящее время за неисполнение соответствующего законного распоряжения судьи нарушителю грозит штраф в размере от 500 руб. до 1 000 руб. или административный арест на срок до 15 суток, а если игнорируется соответствующее законное распоряжение судебного пристава по ОУПДС - штраф в размере от 500 руб. до 1 000 руб.
Поправками предусмотрено увеличение размера штрафа. Он будет налагаться в диапазоне от 1 000 руб. до 3 000 руб.
Также поправками вводится наказание за повторное совершение указанных правонарушений. В этом случае нарушителю будет грозить штраф в размере от 3 000 руб. до 5 000 руб. или административный арест на срок до 15 суток.
Ожидается, что поправки повлекут за собой формирование более ответственного отношения лиц, находящихся в здании суда, к установленному порядку деятельности судов.
Закон вступит в силу 7 февраля 2023 г.
___________________________________________
Студенты смогут проходить практику у адвокатов-"кабинетчиков" и нотариусов, занимающихся частной практикой
Проект федерального закона N 86110-8
25 января 2023 г. Госдума приняла во втором чтении поправки к Закону об образовании, направленные на расширение круга лиц, у которых может быть организована практическая подготовка студентов.
Для этого законопроектом предлагается приравнять индивидуальных предпринимателей, а также нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и иных лиц, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, к организациям, осуществляющим деятельность по профилю соответствующей образовательной программы.
Как поясняли ранее разработчики поправок, в условиях действующего законодательного регулирования возможность организации проведения практической подготовки у таких субъектов, которые осуществляют профессиональную деятельность без образования юридического лица, в том числе у ИП, исключается.
Ведь, согласно ч. 7 ст. 13 Закона об образовании практическая подготовка может быть проведена непосредственно в образовательной организации или в организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, на основании договора, заключаемого между ней и образовательной организацией. При этом термин "организация" традиционно используется в законодательстве для обозначения юридических лиц. В самом Законе об образовании термин "организация" также применяется в отношении юрлиц, более широкое значение придано ему только в рамках специальной нормы о приравнивании к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность.
Вместе с тем, отмечали авторы законопроекта, такое ограничение круга субъектов, у которых может быть организована практическая подготовка, создает неоправданные затруднения для получения обучающимися практического опыта во многих отраслях, где распространены и развиваются формы индивидуальной (самостоятельной) занятости (адвокатура, нотариат, текстильная и легкая промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля и др.).
Ожидается, что предлагаемые поправки повысят эффективность образовательной деятельности через усиление ее взаимосвязей с реальной профессиональной и экономической практикой.
___________________________________________
27 января 2023 года
Договор дарения доли в праве собственности на недвижимость между двумя сособственниками не нуждается в нотариальном удостоверении
К такому выводу пришел ВС РФ по результатам рассмотрения административного иска гражданина об оспаривании решения территориального управления Росреестра.
Управление отказало в государственной регистрации перехода доли в праве собственности на квартиру в связи с несоблюдением нотариальной формы договора дарения, по которому истец передал свою долю второму сособственнику. Основанием для этого послужила ч. 1.1 ст. 42 Закона о регистрации недвижимости, предусматривающая, что сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество по общему правилу подлежат нотариальному удостоверению.
Суды трех инстанций признали позицию Росреестра законной и не усмотрели оснований для удовлетворения иска.
Отменяя ранее принятые судебные акты, ВС РФ разъяснил, что по смыслу законодательства целью нотариального удостоверения сделок по отчуждению долей в праве собственности на недвижимость является в первую очередь обеспечение соблюдения прав и законных интересов других участников долевой собственности. Между тем при дарении доли остальные сособственники не имеют преимущественного права на ее приобретение. Кроме того, в рассматриваемом случае объект недвижимости находится в общей долевой собственности сторон договора дарения (1/3 и 2/3 доли) и в результате его исполнения одаряемый становится единственным собственником данного объекта.
При таких обстоятельствах правило ч. 1.1 ст. 42 Закона о регистрации недвижимости, по мнению ВС РФ, не подлежит применению и необходимость нотариального удостоверения договора отсутствует.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений |
___________________________________________
26 января 2023 года
Госдума приняла закон о создании в РФ системы пробации
Проект федерального закона N 232770-8
Закон предусматривает введение института пробации, представляющей собой совокупность мер, применяемых в отношении осужденных, лиц, которым назначены иные меры уголовно-правового характера, и лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Основные задачи пробации - создание условий для оказания помощи лицам, в отношении которых она применяется, в вопросах восстановления социальных связей, востребованности профессиональных навыков и трудоустройства, обеспечения жильем, получения образования, реализации права на социальное обслуживание, получения медицинской, психологической и юридической помощи, обеспечение гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина.
В зависимости от категории лиц, к которым может применяться пробация (эти категории также определены рассматриваемым законом), предусмотрены три вида пробации: исполнительная, пенитенциарная и постпенитенциарная.
Инструментом пробации будет являться индивидуальная программа ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации - особый документ, включающий в себя меры правового и иного характера, применяемые к конкретному лицу в зависимости от обстоятельств, характеристики его личности и его индивидуальной нуждаемости, а также сроки применения таких мер.
Вести единый реестр лиц, в отношении которых применяется пробация, будет ФСИН России. Также Служба будет вести статистический учет в сфере пробации.
В законе определены правовые, организационные основы деятельности органов, учреждений и организаций, являющихся субъектами пробации; закрепляется их обязанность по организации взаимодействия с институтами гражданского общества, СМИ, общественными организациями, религиозными объединениями, гражданами; предусмотрено осуществление надзора и общественного контроля в сфере пробации.
Закон призван систематизировать законодательство в сфере социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, установить единые принципы организации работы в данной сфере. Ожидается, что это будет способствовать эффективной адаптации таких граждан в обществе, предупреждению случаев их возвращения в криминальную среду и совершения повторных преступлений.
25 января закон принят Госдумой и направлен в Совет Федерации.
___________________________________________
25 января 2023 года
ЦБ РФ рекомендовал банкам до 1 июля уточнить условия договоров с клиентами, чтобы клиенты могли "самоограничивать" онлайн-операции
Информационное письмо Банка России от 12 января 2023 г. N ИН-017-56/2
Банк России напомнил, что с 1 октября 2022 года клиенты вправе устанавливать в банке, в котором они обслуживаются, запрет на онлайн-операции либо ограничивать их параметры - максимальную сумму для одной транзакции или лимит на определенный период времени. Ограничения устанавливаются на основании заявлений клиентов и в случаях, предусмотренных договорами.
В целях создания условий для установления указанных ограничений регулятор рекомендует кредитным организациям в срок до 1 июля 2023 года провести работу по уточнению условий договоров с клиентами и обеспечить возможность установления клиентами ограничений.
Также Банк России рекомендует предусмотреть наличие достаточного количества вариантов ограничений в целях формирования их оптимального сочетания для предоставления клиенту выбора соответствующих его потребностям ограничений.
___________________________________________
Верховный Суд: срок для обращения с требованием о невыплате зарплаты и других выплат, причитающихся работнику, неприменим к спорам с ГИТ
Определение Верховного Суда РФ от 7 декабря 2022 г. N 46-КАД22-15-К6
На основании обращений работников (в 2020 году) ГИТ провела внеплановую проверку в организации и по ее результатам вынесла предписание об устранении выявленных нарушений. Согласно предписанию учреждение обязано, в частности:
- устранить нарушение ст. 147 ТК РФ, выразившееся в отсутствии оплаты труда в повышенном размере лицам, работающим с вредными условиями труда, установленными по результатам СОУТ, проведенной в 2015 году;
- начислить и выплатить лицам, работающим во вредных условиях труда, надбавку за вредные условия труда с даты проведения СОУТ по настоящее время;
- устранить нарушение ст. 117 ТК РФ, выразившееся в непредоставлении дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда.
Работодатель с предписанием не согласился и обратился в суд. Он считал, что установленный статьей 392 ТК РФ срок для взыскания работниками невыплаченных надбавок за работу во вредных условиях труда истек. Суды трех инстанций иск удовлетворили, однако Верховный Суд направил дело на пересмотр.
По мнению Верховного Суда, ссылка судебных инстанций при разрешении спора на положения статьи 392 ТК РФ является ошибочной, поскольку данная норма применима при разрешении в суде индивидуального трудового спора между работником и работодателем, тогда как по настоящему делу сторонами являются работодатель и уполномоченный государственный орган - ГИТ. Суд пояснил, что оспариваемое предписание, выданное государственным инспектором труда, является правомерной реакцией на явные нарушения трудового законодательства, допущенные работодателем, и само по себе не свидетельствует о разрешении индивидуального трудового спора.
Отметим, что срок обращения в трудовую инспекцию законодательно не установлен. Верховный Суд РФ в определении от 28.06.2006 N 11-В06-8 сформулировал позицию, согласно которой инспектор труда, действуя в интересах работника, должен соблюдать сроки для рассмотрения трудового спора, установленные ст. 392 ТК РФ. Тем не менее трудовое законодательство не содержит норм, которые указывали бы на утрату работником права на выплаты, входящие в состав заработной платы, по прошествии какого-либо срока. Работник имеет право на любые не выплаченные ему своевременно суммы, являющиеся заработной платой, в состав которой входит и доплата за вредность (ст. 129 ТК РФ), независимо от того, сколько прошло времени с того момента, когда они должны были быть выплачены. Работодатель, в свою очередь, обязан эти суммы выплатить.
При рассмотрении настоящего спора Верховный Суд обратил внимание на то, что нарушения со стороны работодателя в отношении работников, выразившиеся в том числе в неустановлении работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, повышенного размера оплаты труда и невыплате причитающихся этим работникам компенсаций начиная с 2015 года носят длящийся характер, в связи с чем обязанность работодателя по выплате работникам данных компенсаций сохраняется в течение всего периода действия трудового договора (п. 56 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2). При таких обстоятельствах у судов не имелось оснований для признания незаконным предписания в части возложения на работодателя обязанности начислить и выплатить работникам, работающим во вредных условиях труда, надбавку за вредные условия труда за названный выше период.
Рекомендуем:
Энциклопедия судебной практики Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора (Ст. 392 ТК) |
___________________________________________
24 января 2023 года
ФНС обобщила успешную практику устранения налоговых схем
Письмо ФНС России от 30 декабря 2022 г. N СД-4-18/17916@
ФНС направляет согласованный с СК России Обзор успешных практик устранения схем уклонения от налогообложения, включающих выявление реального их выгодоприобретателя, бенефициаров деятельности лица, уклоняющегося от уплаты налогов, направлений вывода активов и полученной выгоды, начиная со стадий предпроверочного анализа и доследственной проверки.
В обзоре названы наиболее эффективные мероприятия, из числа тех, которые проводят налоговые и правоохранительные органы при формировании доказательственной базы, направленной на установление наличия (отсутствия) фактов уклонения от уплаты налогов.
Кроме того, приведены примеры (из реальных уголовных дел) успешных практик с описанием обстоятельств, касающихся выявления и пресечения преступлений в сфере налогообложения.
_________________________________________
Отмена штрафа, наложенного по итогам проверки, не влечет отмену предписания, выданного по итогам той же проверки
Определение Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2022 г. N 3216-О
Если после проведения контрольного (надзорного) мероприятия контролируемое лицо и наказали за неисполнение обязательных требований, и выдали ему предписание об устранении данных нарушений, то последующее прекращение дела об административном правонарушении (в том числе за отсутствием состава правонарушения) не означает, само по себе, что предписание является недействующим или незаконным.
Позиция сформулирована Конституционным Судом РФ в отказном "судейском" определении по жалобе ТСН (из участников - владельцев помещений в бизнес-центре):
- в здании бизнес-центра прошла проверка госпожнадзора, которая выявила различные нарушения правил пожарной безопасности,
- затем, за указанные допущенные при эксплуатации бизнес-центра нарушения, к административной ответственности были привлечены само ТСН (оно получило также 2 представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения), и должностное лицо - управляющий ТСН. Одновременно ТСН получило предписание об устранении выявленных нарушений требований ПБ, о проведении мероприятий по обеспечению ПБ на объекте защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара;
- затем ТСН успешно "отбилось" от штрафа в суде общей юрисдикции, а потом, - уже в арбитражном суде признало незаконным первое из упомянутых представлений - об устранении причин и условий, способствовавших совершению ТСН административного правонарушения, причем арбитражный суд указал, что пожарный инспектор не доказал факт совершения ТСН выявленных нарушений, и отметил, что аналогичные обстоятельства были установлены решением суда общей юрисдикции (об отмене "пожарного" штрафа для ТСН), которое является преюдициальным;
- ТСН пыталось признать незаконным и второе представление (в СОЮ), но безуспешно;
- наконец, ТСН пытался оспорить и само "пожарное" предписание. Арбитражный суд области и апелляционный суд признали предписание недействительным в связи с недоказанностью органом ГПН факта совершения заявителем соответствующих нарушений. Однако суд округа потребовал пересмотреть дело, и на "втором" круге в оспаривании предписания было отказано - всеми судебными инстанциями, которые сослались на нормы Закона N 294-ФЗ об обязательности исполнения предписаний.
По мнению же ТСН, спорная норма об обязательности предписаний допускает сохранение юридической силы предписания об устранении выявленных в результате контрольно-надзорной деятельности уполномоченных органов нарушений обязательных требований после установления в другом деле судом отсутствия в действиях контролируемого лица состава административного правонарушения, служащего основанием административной ответственности за нарушение тех же обязательных требований.
На это соображение КС РФ ответил следующее:
- действующим правовым регулированием обязанности компетентных лиц по обеспечению ПБ на объекте и выполнению предписания, выданного уполномоченным органом, об устранении выявленных нарушений требований ПБ (с указанием сроков их устранения) не ставятся в зависимость от необходимости одновременного привлечения соответствующего юридического лица и (или) должностного лица к административной ответственности за данные нарушения;
- следовательно, и отмена судом постановления по делу об АП, в том числе в связи с отсутствием состава противоправного деяния, не может рассматриваться как безусловное основание для последующей отмены предписания об устранении допущенных нарушений обязательных требований (в том числе в сфере пожарной безопасности),
- поскольку данное предписание подразумевает самостоятельное изложение выявленных нарушений, создающих угрозы для неопределенного круга лиц, и тем самым автоматически не предполагает прямой зависимости от наличия или отсутствия в действиях лица, которому оно выдано, состава административного правонарушения;
- отсутствие в действиях привлекаемого к ответственности лица состава административного правонарушения может влечь за собой отмену представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению данного административного правонарушения,
- предписание же об устранении допущенных нарушений обязательных требований, в том числе в сфере ПБ, выступает средством восстановления законности и правопорядка, повышения общественной безопасности и противодействия угрозам, возникающим вследствие нарушения действующего законодательства, и подлежит исполнению, в том числе в соответствии с вынесенным по результатам его проверки судебным решением;
- иной подход мог бы вступить в противоречие с положениями статьи 37 (часть 3) Конституции РФ, в силу которой каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности (притом что объект проверки является местом деловой, в том числе трудовой, активности для большого числа людей), а государственный контроль (надзор), как это следует из Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле, надзоре и муниципальном контроле в РФ", направлен на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований (часть 2 статьи 1);
- при рассмотрении заявления контролируемого лица о признании недействительным акта контролирующего органа (в том числе предписания) суды не вправе ограничиваться формальным установлением нарушений, а обязаны исследовать все его пункты в целях обеспечения ПБ, выяснить, соответствует ли оспариваемый акт (акты) контролирующего органа законам, и должны в каждом конкретном случае реально обеспечивать эффективное восстановление нарушенных прав. Иное означало бы необоснованный отказ в судебной защите, что противоречит ст. 46 Конституции РФ.
Рекомендуем:
____________________________________________
23 января 2023 года
ФНС подготовила новый обзор судебной практики по спорам о госрегистрации юридических лиц и ИП
Письмо Федеральной налоговой службы от 30 декабря 2022 г. N КВ-4-14/17900@
Это четвертый обзор судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов за 2022 год. В нем традиционно приводится практика по делам о признании недействительными решений об отказе в государственной регистрации юрлиц и ИП, решений о госрегистрации, а также об оспаривании иных решений и действий (бездействия) регистрирующих органов.
В частности, в обзор включено решение, в котором суд указал, что использование в фирменном наименовании юридических лиц двух организационно-правовых форм недопустимо, независимо от того, является это именем собственным, заключенным в кавычки, или нет.
В деле, по материалам которого был сформулирован этот тезис, наименование заявителя на момент обращения в регистрирующий орган содержало словосочетание "общество с ограниченной ответственностью" и слово "ассоциация", то есть две организационно-правовые формы. Инспекцией принято решение об отказе в государственной регистрации в связи с несоответствием наименования юрлица требованиям федерального закона.
Арбитражный суд не усмотрел оснований для признания решения об отказе в госрегистрации незаконным. Он указал, что из спорного наименования не следует, в какой организационно-правовой форме юрлицо будет осуществлять свою деятельность: общества с ограниченной ответственностью либо ассоциации. Смешение в наименовании двух организационно-правовых форм "общество с ограниченной ответственностью" и "ассоциация" в данном случае может вводить участников гражданского оборота в заблуждение относительно вида деятельности заявителя (ведь каждая организационно-правовая форма имеет ряд присущих ей особенностей: правовое положение, порядок создания, управления деятельностью организации и др.). Следовательно, использование в фирменном наименовании юридических лиц двух организационно-правовых форм недопустимо, независимо от того, является это именем собственным, заключенным в кавычки, или нет.
В Обзоре представлен целый ряд иных выводов, в частности:
- наличие спора, связанного с управлением юридическим лицом, не возлагает на регистрирующий орган обязанности проверять и затребовать дополнительные документы, которые составлены правильно и удостоверены нотариусом;
- указание в представленных на госрегистрацию документах сведений о несуществующем адресе является основанием для отказа в государственной регистрации. При этом сам по себе факт регистрации Управлением Росреестра договора аренды, по которому нежилое помещение было передано заявителю собственником, не свидетельствует о наличии соответствующего адреса в границах населенного пункта, в котором заявитель планирует осуществлять предпринимательскую деятельность;
- положениями Закона о госрегистрации юридических лиц и ИП не предусмотрено такого основания для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, как выявленные расхождения в налоговой отчетности, приводящие к занижению налоговой базы. Соответственно, указание регистрирующего органа на это в решении об отказе в государственной регистрации является несостоятельным.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений Государственная регистрация юридических лиц Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей Обжалование решений о государственной регистрации юридических лиц |
____________________________________________
20 января 2023 года
КС РФ объяснил, когда находка может превратиться в кражу
Постановление Конституционного Суда РФ от 12 января 2023 г. N 2-П
Конституционный Суд РФ рассмотрел жалобы двух граждан, которые были осуждены по ст. 158 УК РФ ("Кража") за присвоение имущества, утерянного в общественном транспорте другими пассажирами. Обнаружив чужие вещи (в обоих случаях речь шла о мобильном телефоне), граждане не сообщили о находке в установленном ст. 227 ГК РФ порядке (владельцу, если он известен, представителю перевозчика, в полицию или орган местного самоуправления), а попытались скрыть найденное - отключили телефон и удалили имевшиеся сим-карты, а один из обвиняемых игнорировал попытки владельца дозвониться на утраченный аппарат.
Заявители полагали, что неисполнение обязанностей, связанных с обнаружением находки, не должно рассматриваться в качестве основания уголовной ответственности и влечет лишь неблагоприятные последствия, установленные гражданским законодательством - лишение права требовать вознаграждения от владельца найденной вещи.
По результатам рассмотрения жалоб КС РФ пришел к выводу об отсутствии оснований для признания примененных в делах заявителей норм неконституционными. Он разъяснил, что само по себе установление физического владения в отношении потерянной вещи нашедшим ее лицом не является противоправным. Вместе с тем совершение этим лицом действий, выражающих умысел на обращение найденного имущества в свою пользу (сокрытие самой вещи либо индивидуализирующих ее признаков), притом что обстоятельства обнаружения вещи не дают оснований считать ее брошенной, свидетельствует об общественно опасном характере деяния, которое в таком случае приобретает признаки состава преступления, предусмотренного ст. 158 УК РФ. Такой вывод справедлив также для ситуаций, когда лицо непосредственно наблюдает потерю вещи, имеет реальную возможность незамедлительно сообщить об этом законному владельцу, но вместо этого тайно завладевает имуществом.
Вместе с тем КС РФ отметил, что неисполнение лицом, нашедшим чужую вещь, предписанных ст. 227 ГК РФ обязанностей само по себе, если это не сопровождается активными действиями по сокрытию находки, не является основанием для привлечения к уголовной (а в соответствующих случаях административной) ответственности за кражу.
______________________________________
ЦБ РФ порекомендовал ПАО уделять особое внимание формированию советов директоров, обеспечив вхождение в его состав независимых директоров
Информационное письмо Банка России от 17 января 2023 г. NИН-02-28/5
Банк России рекомендует публичным акционерным обществам, акции которых допущены к организованным торгам, уделять особое внимание формированию советов директоров (наблюдательных советов), а именно: принять все возможные меры, направленные на обеспечение вхождения в состав совета директоров независимых директоров, в частности осуществить поиск кандидатов, отвечающих критериям независимости. В целях подбора независимых кандидатов, советует регулятор, могут быть рассмотрены представители российских профессиональных объединений директоров, а также представители бизнес-сообществ дружественных иностранных юрисдикций, обладающие необходимыми публичному обществу компетенциями и опытом.
Рекомендации даны в преддверии подготовки к проведению годовых общих собраний акционеров по итогам 2022 года и в целях повышения качества корпоративного управления.
Банк России напоминает, что в текущей геополитической обстановке одной из ключевых задач становится непрерывность деятельности публичных обществ. Особое значение в связи с этим приобретает способность их органов управления принимать взвешенные решения, отвечающие быстро меняющейся рыночной конъюнктуре, а также определять приоритеты, поддерживать и вовремя адаптировать зарекомендовавшие себя в корпоративной практике механизмы и инструменты корпоративного управления.
Соответственно, возрастает роль совета директоров как органа стратегического управления, обеспечивающего широту видения и разносторонний подход к решению задач. При этом эффективность выполнения им своих функций зависит от его совокупной компетенции, а профессионализм каждого из членов совета директоров способствует принятию наиболее взвешенных решений в условиях нестабильности, ограниченности ресурсов и многозадачности.
В связи с этим актуальным остается вопрос формирования сбалансированного совета директоров, в первую очередь с точки зрения его профессионализма и независимости. Объективный подход и возможность члена совета директоров выносить суждения, независимые от влияния исполнительных органов, отдельных групп акционеров, способствуют повышению качества и глубины проработки вопросов компетенции совета директоров, в решении которых имеются разнонаправленные интересы общества, отдельных групп акционеров и иных заинтересованных лиц.
В письме отмечается, что весной прошлого года значительное число членов советов директоров - российских и иностранных граждан, в том числе являвшихся независимыми директорами, покинули советы директоров российских компаний. В целях предотвращения негативных последствий санкционного влияния на компании Банком России был принят ряд специальных антикризисных мер. Вместе с тем действие этих мер не исключает возможность публичных обществ осуществлять поиск и выдвижение новых членов советов директоров, в том числе независимых.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений |
______________________________________
19 января 2023 года
Обновлены порядок сдачи квалификационного экзамена на статус адвоката и перечень вопросов для включения в экзаменационные билеты
Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката
Перечень вопросов для включения в экзаменационные билеты при приеме квалификационного экзамена
Совет ФПА РФ обновил Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката (далее - Положение). Его новая редакция вступит в силу с 1 февраля 2023 года.
Необходимость изменения Положения обусловлена главным образом тем, что проведение квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката должно осуществляться с использованием Комплексной информационной системы адвокатуры России (КИС АР).
В частности, уточняется, что для представления в квалификационную комиссию необходимых сведений и документов лицо, претендующее на присвоение статуса адвоката, осуществляет регистрацию личного кабинета с авторизованным доступом (по персональному логину/паролю) в КИС АР. Для регистрации в КИС АР нужно обратиться в ту адвокатскую палату субъекта РФ, в которой претендент планирует сдавать квалификационный экзамен.
На основании внесенных в систему сведений автоматически будут сформированы заявление о присвоении статуса адвоката и анкета, содержащая биографические сведения. Их нужно распечатать, подписать и отправить в квалификационную комиссию через личный кабинет в КИС АР.
Личный кабинет в КИС АР нужен и для извещения претендентов о времени и месте проведения экзамена (сюда, а также на электронную почту претендента будут автоматически отправляться соответствующие уведомления). Фиксация результатов тестирования также будет осуществляться через личный кабинет КИС АР.
Нарушение работоспособности КИС АР или доступа к сети "Интернет" во время прохождения претендентом тестирования или прикрепления его результатов в личном кабинете, согласно новой редакции Положения, являются уважительной причиной для отмены электронного тестирования и переноса его на другие дату и/или время.
Также в новой редакции Положения закреплено, что во время тестирования претендент не вправе пользоваться компьютерными устройствами, телефонами, правовыми базами данных, кодексами и сборниками нормативных актов, а также получать информацию о правильных ответах на вопросы иным образом и из иных источников, кроме личного ответа на вопросы тестирования. Инвалиды по зрению при прохождении тестирования (включая озвучивание вопросов и ответов тестирования, внесение указанного претендентом ответа в программу, авторизацию в личном кабинете КИС АР) вправе пользоваться помощью другого лица, сведения о котором вносятся в протокол.
Внесен ряд иных изменений.
Также Совет ФПА РФ обновил Перечень вопросов для включения в экзаменационные билеты при приеме квалификационного экзамена. В новую редакцию Перечня, которая вступит в силу 01.02.2023, вошло 160 вопросов.
______________________________________
18 января 2023 года
Предписание в 2023 году можно выдать только по самым опасным нарушениям
Письмо Министерства экономического развития РФ от 12 января 2023 г. N ОГ-Д24-144
В рамках любых проверок в 2023 году запрещено выдавать предписания, кроме тех, которые связаны:
- с непосредственной угрозой жизни и здоровью людей,
- ущербом для обороны страны и госбезопасности,
- с возникновением ЧС природного и техногенного характера.
Напомним, что указанные ограничения на выдачу предписаний действовали и в 2022 году в рамках антисанкционного моратория на проверки бизнеса.
Минэкономразвития России пояснило, что поскольку этот мораторий продлен на 2023 год, то соответствующие ограничения на выдачу предписаний также будут действовать до конца года. Вместо предписания нарушителям можно объявить предостережение с предложением принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений |
______________________________________
Минюст планирует внести изменения в правила внутреннего распорядка СИЗО, исправительных учреждений и центров
Минюст России подготовил проект поправок к Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правилам внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы, утв. приказом ведомства от 04.07.2022 N 110.
В частности, в целях реализации положений Федерального закона от 25.02.2022 N 28-ФЗ планируется дополнить Правила внутреннего распорядка СИЗО положениями, предусматривающими возможность подачи заявления о выдаче (замене) паспорта гражданина РФ через администрацию следственного изолятора. В случае отсутствия денежных средств на лицевом счете подозреваемого или обвиняемого расходы, связанные с оформлением паспорта, будут осуществляться за счет средств федерального бюджета.
Также подозреваемые, обвиняемые и осужденные смогут обращаться к начальнику СИЗО или исправительного учреждения либо лицу, его замещающему, в целях удостоверения заявления о госрегистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Соответствующие дополнения планируется внести в Правила внутреннего распорядка СИЗО и Правила внутреннего распорядка исправительных центров. Они направлены на реализацию положений Федерального закона от 11.06.2022 N 167-ФЗ, упростившего процедуру прекращения деятельности ИП, являющегося подозреваемым или обвиняемым, содержащимися под стражей, либо осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы. В частности, указанным законом им предоставлена возможность направлять в регистрирующий орган заявление и документы, необходимые для прекращения статуса ИП, без нотариального заверения своей подписи. Предусмотрено, что в этих случаях подпись заявителя может быть удостоверена начальником места содержания под стражей или исправительного учреждения.
Кроме того, поправками устанавливается возможность иметь при себе очки не в металлической оправе с пластиковыми (стеклянными) линзами, тканевые (пластмассовые) футляры для очков. Такая возможность предусмотрена проектируемыми нормами для:
- подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в карцере;
- осужденных к лишению свободы, водворенных в дисциплинарный изолятор или штрафной изолятор, переведенных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа или в одиночные камеры;
- осужденных к лишению свободы в исправительной колонии особого режима, отбывающих наказание в строгих условиях или отбывающих пожизненное лишение свободы;
- осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в тюрьме;
- осужденных к принудительным работам, водворенных в помещения для нарушителей.
Также планируется уточнить положения Правил внутреннего распорядка СИЗО и Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, касающиеся свиданий. Поправки направлены на обеспечение права подозреваемых и обвиняемых, заключенных под стражей, а также осужденных к лишению свободы на свидание с несовершеннолетними.
Рекомендуем:
Сравнительный анализ |
____________________________________________
17 января 2023 года
Расходы по спору о предоставлении правовой охраны РИД, в случае оспаривания решения Роспатента, могут быть отнесены на проигравшую сторону
Постановление Конституционного Суда РФ от 10 января 2023 г. N 1-П
Признаны неконституционными положения п. 2 ст. 1248 ГК РФ и ст. 106 АПК РФ в той мере, в какой они препятствуют возмещению лицу, участвующему в деле об оспаривании решения Роспатента, расходов, ранее понесенных им при рассмотрении в административном порядке возражения против выдачи патента на изобретение.
Такое решение принято КС РФ в связи с жалобой правообладателя, в отношении которого в Палате по патентным спорам ведомства на основании заявления заинтересованного лица было возбуждено дело об оспаривании предоставления правовой охраны изобретению. Впоследствии это лицо, не согласившись с принятым Роспатентом решением, оспорило его в судебном порядке, однако в удовлетворении данного требования было отказано. Вместе с тем суды отказали и в возмещении расходов патентообладателя, которые он понес при рассмотрении дела Роспатентом, сославшись на то, что административный и судебный порядок разрешения спора имеют разные предметы - правомерность выдачи патента и законность решения ведомства соответственно. В связи с этим суды пришли к выводу, что такие расходы не могут быть отнесены к судебным издержкам.
По результатам рассмотрения дела КС РФ признал, что толкование, придаваемое спорным нормам правоприменительной практикой, имеет определенное обоснование в системе действующего правового регулирования, хотя и не является единственно возможным. Однако с учетом того, что судебная практика по общему правилу не допускает взыскания указанных расходов и в качестве убытков (кроме случаев, когда подача возражения против выдачи патента может расцениваться как злоупотребление правом), в законодательном регулировании имеется пробел, влекущий неоправданное ограничение права на защиту интеллектуальной собственности.
В связи с этим на законодателя возложена обязанность внести в правовое регулирование необходимые изменения, предусмотрев специальный механизм возмещения данной категории расходов. На период до принятия таких поправок КС РФ установил следующее правило: расходы, понесенные стороной в ходе административного разбирательства спора о предоставлении правовой охраны результатам интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации, могут быть отнесены - в случае оспаривания решения Роспатента в суд - на проигравшую сторону по правилам возмещения судебных расходов, исходя из принципов разумности и пропорциональности их распределения с учетом результатов административного разбирательства.
____________________________________________
ФНС напомнила о продлении переходного периода, связанного с внедрением единой технологии обмена МЧД
Информация Федеральной налоговой службы от 13 января 2023 г.
ФНС напомнила о продлении до 1 сентября 2023 года эксперимента по апробации единой технологии обмена машиночитаемыми доверенностями (МЧД) юридическими лицами и ИП через ее цифровую платформу на базе распределенного реестра блокчейн. Соответствующие поправки в декабре были внесены в Федеральный закон от 30.12.2021 N 443-ФЗ (см. также новость от 20.12.2022).
Продление переходного периода, говорится в сообщении Службы, позволит еще большему количеству участников электронного документооборота заранее подготовиться к работе с МЧД в связке с квалифицированным сертификатом электронной подписи своих представителей - физических лиц.
Также ФНС напомнила, что в конце прошлого года участникам данного эксперимента стал доступен обмен МЧД, оформленными в порядке передоверия.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений |
_____________________________________
16 января 2023 года
В ГК РФ и другие законодательные акты внесут изменения в связи с планируемым внедрением цифрового рубля
Проекты федеральных законов N 270852-8 и N 270838-8
Накануне новогодних праздников в Госдуму были внесены два законопроекта, направленные на создание основы для внедрения цифрового рубля и осуществления безналичных расчетов цифровыми рублями. Изменения планируется внести в Гражданский кодекс РФ, Законы "О Банке России", "О банках и банковской деятельности", "О валютном регулировании и валютном контроле" и ряд других законов.
В частности, проектируемыми поправками к ГК РФ предусмотрено отнесение цифровых рублей к безналичным денежным средствам, а расчетов с их использованием - к безналичным расчетам. Кроме того, согласно законопроекту, в ГК РФ появятся положения о цифровом счете (кошельке), нормы, определяющие содержание нового вида договора - договора цифрового счета (кошелька), порядок и особенности его заключения и расторжения, положения, устанавливающие порядок проведения расчетов цифровыми рублями.
Вторым законопроектом предусмотрены изменения в ряд федеральных законов.
Так, за Банком России планируется закрепить статус оператора платформы цифрового рубля. Также на ЦБ РФ предполагается возложить выполнение функций по организации и обеспечению бесперебойного ее функционирования. Кроме того, устанавливается ответственность Банка России за сохранность цифровых рублей, а также за правильность учета информации об операциях с цифровыми рублями.
В Законе о банках и банковской деятельности, согласно законопроекту, появятся в том числе положения о режиме банковской тайны в отношении операций с цифровыми рублями.
Закон о национальной платежной системе планируется дополнить положениями, которые определяют основные понятия, используемые в целях совершения перевода цифровых рублей, устанавливают требования к организации функционирования платформы цифрового рубля, особенности осуществления перевода цифровых рублей.
В Законе об исполнительном производстве будут предусмотрены особенности взыскания цифровых рублей, учитываемых на цифровом счете (кошельке) должника.
Предусмотрен ряд иных изменений в уже упомянутые законы и некоторые другие.
Рекомендуем:
Справочная информация Поправки в Гражданский кодекс РФ, вступающие в силу в 2013 - 2025 гг. |
____________________________________________
Реестр обязательных требований будет расширен
Постановление Правительства РФ от 12 января 2023 г. N 12
Правительство РФ предписало контрольным (надзорным) органам актуализировать и заверить УКЭП сведения в реестре обязательных требований. Напомним, что реестр - это ФГИС, в которой содержится (должен содержаться) сводный перечень всех обязательных требований, информация об установивших их НПА, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также сроке их действия. Фактически реестр представляет собой интернет-портал ot.gov.ru, на котором реализован поиск обязательных требований в зависимости от вида экономической деятельности.
Однако несмотря на то, что портал введен в действие еще в 2021 году (мы подробно рассказывали об этом ранее), он далеко не полон, и даже снабжен предупреждением "Сервис работает в тестовом режиме по отдельным сферам общественных отношений". В настоящее время идет процесс наполнения реестра обязательными требованиями".
Рассматриваемое постановление Правительства РФ как раз и направлено на увеличение сведений на портале - новый план-график формирования реестра пополнился новыми сферами, обязательные требования для которых должны быть "залиты" на портал в 2023 году, в частности, это:
- федеральный государственный контроль (надзор) за выполнением частным агентством занятости требований аккредитации на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала);
- федеральный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания;
- федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;
- федеральный государственный контроль (надзор) за безопасностью людей на водных объектах;
- федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций (в рамках градостроительной деятельности);
- контроль (надзор) в области гражданской авиации;
- федеральный государственный контроль (надзор) в области железнодорожного транспорта;
- федеральный государственный контроль (надзор) за обращением медицинских изделий и другие.
Кроме того, Правительство РФ распорядилось заверить и уже внесенные, и вносимые сведения об обязательных требованиях УКЭП уполномоченных должностных лиц в должности не ниже заместителя руководителя:
- те сведения, которые должны были быть в реестре по состоянию на 1 сентября, будут заверены УКЭП до 31 января 2023 года,
- остальные - в соответствии с актуализированным планом-графиком,
- впредь внесение сведений из реестра на публичный портал допускается только после их заверения УКЭП.
____________________________________________
13 января 2023 года
Оптимизирован ряд процессуальных процедур в рамках уголовного судопроизводства
Федеральный закон от 29 декабря 2022 г. N 608-ФЗ
В УПК РФ внесены изменения, которыми с учетом потребностей правоприменительной практики скорректированы отдельные процедуры, осуществляемые судом в ходе судебного контроля, а также судебного разбирательства в первой и апелляционной инстанциях. Поправками предусмотрены, в частности, следующие нововведения.
- С 5 до 14 суток увеличен срок, в пределах которого суд обязан рассмотреть жалобу на действия (бездействие) и решения органов дознания и следствия, прокурора (кроме случаев производства дознания в сокращенной форме). Как пояснял ВС РФ, являющийся автором поправок, 5-дневного срока недостаточно для надлежащей подготовки судебного заседания (истребования копий необходимых материалов дела, своевременного извещения заинтересованных лиц и др.).
- После вынесения судом приговора или иного решения по результатам судебного разбирательства оглашаться будут только его вводная и резолютивная части. Новое правило обусловлено тем, что оглашение итогового судебного решения нередко занимает продолжительное время (вплоть до нескольких дней или недель). Поскольку все присутствующие в зале судебного заседания обязаны заслушивать решение стоя, это бывает затруднительно для людей пожилого возраста и лиц, имеющих проблемы со здоровьем.
- Увеличен срок, в течение которого может быть подана апелляционная жалоба на приговор или иное итоговое решение суда первой инстанции. Теперь он будет составлять 15 суток, а не 10, как ранее. Эта поправка связана с предыдущей и призвана обеспечить сторонам возможность своевременной подачи мотивированной апелляционной жалобы (представления). В течение указанного срока стороны смогут получить копию судебного акта и ознакомиться с его полным текстом.
- Дифференцированы сроки составления мотивированного решения суда апелляционной инстанции. В районном суде этот срок по-прежнему не может превышать 3 суток со дня окончания разбирательства дела, для областных и равных им судов установлен срок в 5 суток, а для апелляционных судов и Верховного Суда РФ - 7 суток. Данные правила учитывают значительную разницу в объеме и степени сложности уголовных дел, рассматриваемых судами разного уровня.
Изменения вступили в силу 9 января 2023 г.
____________________________________________
12 января 2023 года
Расширение перечня удаленных нотариальных действий и другие новшества в сфере нотариата с 11 января
Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 339-ФЗ
11 января вступили в силу изменения, внесенные в Основы законодательства РФ в июле прошлого года.
Главным образом поправки касаются вопросов формирования, хранения и использования нотариальных документов. В целях реализации этих поправок в декабре Минюстом России были утверждены новые Правила нотариального делопроизводства, которые вступили в силу также 11.01.2023 (подробно об этом мы рассказывали ранее).
Помимо этого, с указанной даты стал шире перечень нотариальных действий, которые нотариус может совершать удаленно, предусмотренный ст. 44.3 Основ законодательства РФ о нотариате. К их числу теперь также относятся удостоверение решения единственного участника юридического лица и выдача выписки из реестра распоряжений об отмене доверенностей.
В связи с этим уже уточнены положения Порядка направления заявления о совершении нотариального действия удаленно, а перечень форм заявлений о совершении нотариальных действий удаленно дополнен новыми формами, которые понадобятся, чтобы получить:
- выписку из реестра распоряжений об отмене доверенностей, за исключением нотариально удостоверенных доверенностей;
- свидетельство об удостоверении решения единственного участника юридического лица.
Еще одна часть поправок, вступивших в силу 11.01.2023, касается электронного распоряжения об отмене простой доверенности. В нем дополнительно будут указывать ряд сведений, в частности:
- о доверителе-физическом лице - его ИНН и СНИЛС;
- о доверителе-юрлице - ФИО и СНИЛС лица, действующего от имени юрлица без доверенности;
- о доверенности - период выдачи отменяемой доверенности (если не указывается конкретная дата ее выдачи).
Кроме того, предусмотрено, что:
- сведения об отмене доверенности для внесения в реестр распоряжений об отмене доверенностей могут быть направлены заявителем ежедневно, круглосуточно, безвозмездно через ЕИС, в том числе посредством единого портала государственных и муниципальных услуг;
- предоставление сведений об отмененных простых доверенностях, содержащихся в реестре распоряжений, осуществляется незамедлительно через ЕИС нотариата, в том числе посредством единого портала государственных и муниципальных услуг.
____________________________________________
Правительство установит порядок учета и хранения изъятых в ходе следствия, но еще не признанных вещдоками предметов, а также арестованного имущества
Федеральный закон от 29 декабря 2022 г. N 609-ФЗ
В УПК РФ внесены изменения, наделяющие Правительство РФ соответствующими полномочиями.
В настоящее время Кодексом не урегулированы вопросы, касающиеся учета и хранения изъятых в ходе досудебного производства, но еще не признанных вещественными доказательствами предметов и документов, а также учета и хранения арестованного имущества. Поправки направлены на устранение этого правового пробела.
Так, поправками предусмотрено, что порядок учета и хранения изъятых в ходе досудебного производства предметов, включая электронные носители информации, и документов до признания их вещественными доказательствами или до их возврата лицам, у которых они были изъяты, установит Правительство РФ. Также Кабмин определит порядок учета и хранения арестованного имущества.
Кроме того, рассматриваемым законом УПК РФ дополнен положениями, предусматривающими возможность хранения вещественных доказательств в виде ценностей в финансовом подразделении органа, принявшего решение об их изъятии, или в специально выделенном таким органом помещении, обеспечивающем сохранность и надлежащие условия хранения ценностей.
Закон вступит в силу 28 июня 2023 г.
____________________________________________
Вступили в силу поправки в КоАП РФ, предусматривающие возможность автоматической фиксации факта неправомерной выгрузки мусора с транспортных средств
Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 287-ФЗ
Речь идет о заключительной части изменений в КоАП РФ, принятых летом прошлого года. Этими поправками в Кодекс были введены специальные составы, которые предусматривают повышенную административную ответственность за выгрузку или сброс отходов с автомототранспортных средств и прицепов вне специально отведенных для этого мест (подробнее об этом см. здесь).
Помимо прочего, данный закон закрепил возможность фиксации указанных правонарушений с помощью работающих в автоматическом режиме технических средств. Соответствующие положения имели отложенный срок вступления в силу и начали применяться со вчерашнего дня - 11 января.
____________________________________________
11 января 2023 года
Завершен процесс упразднения конституционных (уставных) судов субъектов РФ
Федеральный конституционный закон от 8 декабря 2020 г. N 7-ФКЗ
С 1 января 2023 года утратила силу ст. 27 Закона о судебной системе Российской Федерации, регулирующая вопросы создания и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Кроме того, с указанной даты из целого ряда законодательных актов исключены положения о конституционных (уставных) судах субъектов РФ.
Напомним, что с 19.12.2020 эти суды перестали принимать новые дела к производству и до своего упразднения (а упразднить их закон предписывал до 1 января 2023 года) лишь заканчивали рассмотрение уже принятых к производству дел.
При этом регионы получили право создавать конституционные (уставные) советы, действующие при законодательных (представительных) органах субъектов РФ. На данный момент такие конституционные советы созданы, в частности, в Адыгее, Башкортостане, Якутии. В скором времени конституционный совет может появиться и при парламенте Республики Татарстан. Как сообщил в конце декабря Председатель Государственного Совета Татарстана Фарид Мухаметшин, парламентарии приступят к решению этого вопроса на одном из ближайших заседаний Госсовета в 2023 году.
Отметим, что в соответствии с законами названных субъектов РФ, определяющими статус конституционных советов, решения этих органов будут носить рекомендательный характер.
Упразднение конституционных (уставных) судов субъектов РФ связано с тем, что положениями обновленной Конституции РФ закреплен исчерпывающий перечень судов, составляющих судебную систему Российской Федерации, и конституционные (уставные) суды субъектов в этот перечень не включены.
____________________________________________
Субъекты МСП, арендующие движимое государственное или муниципальное имущество, получат преимущественное право на его выкуп
Федеральный закон от 29 декабря 2022 г. N 605-ФЗ
Начиная с 1 марта нынешнего года действие Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, который в настоящее время определяет порядок выкупа государственного и муниципального недвижимого имущества, арендуемого субъектами МСП, будет распространено также на переданное в аренду движимое имущество.
Арендаторы получат преимущественное право на выкуп движимого имущества при условии, что оно включено в перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение или в пользование субъектам МСП, и не относится к видам имущества, которые в соответствии с решением Правительства РФ не подлежат отчуждению в порядке Закона N 159-ФЗ. На день подачи арендатором заявления о заключении договора купли-продажи соответствующий объект должен находиться в его временном пользовании непрерывно в течение одного года и более (при выкупе в заявительном порядке - также числиться в указанном перечне в течение трех предшествующих лет). Кроме того, должны быть соблюдены и общие условия выкупа - в частности, отсутствие задолженности по арендной плате.
Срок рассрочки оплаты выкупаемого имущества (если условия его приобретения предусматривают такой способ оплаты) должен составлять не менее трех лет.
Действие новых правил будет распространяться в том числе на ранее заключенные договоры аренды.
____________________________________________
10 января 2023 года
Расширены возможности использования видео-конференц-связи и электронного документооборота в уголовном судопроизводстве
Федеральные законы от 29 декабря 2022 г. N 610-ФЗ и N 623-ФЗ
В целях расширения сферы применения современных информационных технологий в уголовном судопроизводстве внесен ряд изменений в УПК РФ. Поправками предусмотрены, в частности, следующие нововведения.
- Возможность участия посредством видео-конференц-связи в судебном заседании суда любой инстанции для всех участников судопроизводства (подсудимого (подозреваемого, обвиняемого), осужденного, их представителей, потерпевшего, гражданского истца и ответчика, свидетеля, эксперта, специалиста, прокурора, частного обвинителя). Запрет на использование ВКС установлен лишь применительно к подсудимому по делам с участием присяжных заседателей.
Ранее применение ВКС допускалось лишь в прямо предусмотренных законом случаях (в частности, для допроса свидетеля и потерпевшего, а также для участия подсудимого в судебных заседаниях по некоторым категориям дел в целях обеспечения безопасности других участников судопроизводства).
Вопрос об участии лица в заседании посредством ВКС будет решаться судом по собственной инициативе или по ходатайству соответствующего лица.
- Возможность подачи в суд документов в электронном виде не только посредством информационной системы суда, но и через портал Госуслуг, а также с использованием собственных систем электронного документооборота участников судопроизводства, подключенных к единой системе межведомственного электронного взаимодействия. Для подписания некоторых электронных документов (например, ходатайств об ознакомлении с материалами уголовного дела и о получении копий процессуальных документов) можно будет использовать простую электронную подпись.
- Направление повесток и уведомлений участникам судопроизводства при наличии их согласия посредством портала Госуслуг или единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Аналогичным образом можно будет направлять также копии судебных решений, изготовленных в электронной форме.
Рассматриваемые положения будут применяться при наличии технических возможностей у суда и других органов, участвующих в информационном взаимодействии. Порядок их реализации определят в пределах своих полномочий ВС РФ и его Судебный департамент.
____________________________________________
С 9 января денежные средства по исполнительным документам будут перечисляться только на счета взыскателей в российских банках
Федеральный закон от 29 декабря 2022 г. N 624-ФЗ
Закон об исполнительном производстве дополнен положениями, предусматривающими, что денежные средства, подлежащие взысканию на основании исполнительного документа, перечисляются службой судебных приставов на банковский счет взыскателя, открытый в российской кредитной организации (либо на его казначейский счет). Аналогичное правило будет применяться в случае предъявления взыскателем исполнительного документа непосредственно в кредитную организацию, обслуживающую счета должника.
Отсутствие в заявлении взыскателя реквизитов российского банковского счета будет являться основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства (возврата кредитной организацией исполнительного документа взыскателю без исполнения).
По исполнительным производствам, возбужденным до 9 января (даты вступления рассматриваемого закона в силу) на основании заявления взыскателя, в котором указаны реквизиты иностранного банковского счета, судебный пристав обязан наложить арест на денежные средства должника. После представления взыскателем реквизитов счета, открытого в российской кредитной организации (казначейского счета), денежные средства подлежат перечислению на этот счет. Если исполнительный документ ранее был направлен взыскателем непосредственно в кредитную организацию, его исполнение при указанных обстоятельствах будет приостановлено до представления реквизитов российского счета.
Рассматриваемым законом кредитным организациям предоставлено также право не исполнять исполнительный документ или вынесенное на его основании постановление судебного пристава о взыскании денежных средств, если в результате реализации правил внутреннего контроля у работников кредитной организации возникли подозрения, что соответствующая операция совершается в целях отмывания преступных доходов или финансирования терроризма. Это правило не применяется в отношении исполнительных документов, являющихся судебными актами или выданных на основании судебных актов, а также в отношении выносимых в целях их исполнения постановлений судебного пристава.
____________________________________________
9 января 2023 года
Мораторий на внеплановые проверки продлен на 2023 год практически в том же объеме, в каком он действовал в 2022 году
Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2022 года N 2516
Продлено на год (то есть до конца 2023 года) действие постановления Правительства РФ N 336 об особенностях осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Таким образом, все действующие в 2022 году ограничения на проведение внеплановых проверок сохранены, за одним исключением:
- в 2022 году было разрешено проводить внеплановые проверки и КНМ при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований, если эти индикаторы риска выявлены на объекте чрезвычайно высокого и высокого рисков, на опасных производственных объектах I и II класса опасности, на гидротехническом сооружении I и II класса, либо эти индикаторы риска влекли непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения ЧС природного и (или) техногенного характера,
- а в 2023 году будут разрешены внеплановые проверки и КНМ в случае выявления любого индикатора риска на любом объекте.
Напомним, что индикатором риска являются соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Еще одна новация - это право (но не обязанность) надзорного органа исключить из плана проверок/ КНМ намеченное плановое мероприятие, если в течение 3 месяцев до даты его проведения в отношении того же лица уже проведен профилактический визит.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений |
______________________________________
С октября изменится порядок формирования платы за нотариальные действия
Федеральный закон от 29 декабря 2022 г. N 588-ФЗ
Внесены изменения в Основы законодательства РФ о нотариате, направленные на изменение системы оплаты нотариальных действий.
Сейчас за совершение нотариальных действий, для которых законодательством РФ предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру госпошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе и с учетом некоторых особенностей. А за совершение действий, для которых законодательством не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, занимающийся частной практикой, также как и нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает нотариальные тарифы в размере, установленном ст. 22.1 Основ законодательства РФ о нотариате. Кроме того, согласно части шестой ст. 22 Основ, нотариусу, занимающемуся частной практикой, в связи с совершением нотариального действия оплачиваются услуги правового и технического характера. При этом размер платы за такие услуги ежегодно утверждается нотариальными палатами регионов в рамках предельных размеров такой платы, установленных Федеральной нотариальной палатой, но не контролируется госорганами.
Тем не менее на практике, как отмечали ранее авторы проекта рассматриваемого федерального закона, содержание и порядок формирования стоимости услуг правового и технического характера большинству граждан не понятны. Поэтому цель рассматриваемых поправок - установить более прозрачный порядок формирования оплаты нотариальных действий.
Для этого в Основы законодательства РФ о нотариате внесены следующие коррективы.
1) К обязанностям нотариуса при совершении любого нотариального действия отнесено осуществление тех действий, которые согласно действующей редакции ст. 22 Основ законодательства РФ о нотариате являются услугами правового и технического характера, а именно: правовой анализ представленных документов, проектов документов, полученной информации, консультирование по вопросам применения норм законодательства, иные предусмотренные законодательством в связи с совершением нотариального действия обязанности и полномочия, включая изготовление документов, копий документов, скан-образов документов, отображений на бумажном носителе образов электронных документов и информации, полученной в том числе в электронной форме, осуществление технического обеспечения хранения документов или депонированного имущества, включая денежные суммы.
2) Установлено, что за совершение нотариальных действий нотариус, занимающийся частной практикой взимает Единый нотариальный тариф, включающий федеральный и региональный тариф.
Федеральный тариф (аналог сегодняшнего нотариального тарифа, взимаемого в порядке части 2 и 3 статьи 22 Основ законодательства РФ о нотариате) будет взиматься:
- за совершение нотариальных действий, для которых законодательством РФ предусмотрена обязательная нотариальная форма, - в размере, соответствующем размеру госпошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе;
- за совершение действий, для которых законодательством не предусмотрена обязательная нотариальная форма, - в размере, установленном ст. 22.1 Основ.
Региональный тариф будет устанавливаться нотариальными палатами субъектов РФ в рамках предельных размеров, ежегодно устанавливаемых Федеральной нотариальной палатой для каждого субъекта РФ в соответствии с экономически обоснованной формулой. Разработкой формулы будет заниматься Федеральная нотариальная палата, но утверждать эту формулу будет Минюст России. Кроме того, поправками предусмотрено, что в формуле должна учитываться величина прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте РФ.
Эти меры, как поясняли авторы поправок, позволят усилить контроль за экономической обоснованностью взимаемых с населения тарифов за совершение нотариальных действий.
Изменения вступят в силу 1 октября 2023 года.
______________________________________
2 января 2023 года
Уточнены основания приостановления судопроизводства и исполнительного производства по делам с участием военнослужащих и сотрудников силовых структур
Федеральный закон от 29 декабря 2022 г. N 603-ФЗ
В процессуальное законодательство (АПК, ГПК и КАС РФ) внесены изменения, направленные на обеспечение интересов участников судопроизводства в случае их призыва по мобилизации, а также участия в выполнении функций и задач, возложенных на силовые и правоохранительные структуры. Подобные обстоятельства будут являться обязательным основанием для приостановления производства по делу (при условии, что гражданин не заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие). К их числу отнесены:
- участие стороны в боевых действиях в составе Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в проведении контртеррористической операции;
- призыв на военную службу по мобилизации;
- заключение контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ;
- выполнение задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта.
Кроме того, суд будет вправе приостановить судопроизводство, если гражданин, находящийся в указанных обстоятельствах, является руководителем участвующей в деле организации, не передал свои полномочия другому лицу и в его отсутствие дальнейшее рассмотрение дела не представляется возможным.
Мобилизация должника или взыскателя, его участие в выполнении задач силовых и правоохранительных структур включены также в перечень оснований приостановления исполнительного производства. Исключение составят требования по алиментам и обязательствам о возмещении вреда в связи со смертью кормильца. Вводится запрет на наложение ареста в отношении денежных средств, выплачиваемых должнику в период действия указанных обстоятельств.
Отметим в связи с этим, что по заявлению мобилизованного гражданина исполнительное производство могло быть приостановлено и ранее.
Кроме того, предусмотрены гарантии прав перечисленных категорий граждан на тот случай, когда исполнительные документы предъявляются взыскателем непосредственно в обслуживающую счета должника кредитную организацию или лицу, выплачивающему в его пользу периодические платежи (зарплату, пенсию, стипендию и др.). В такой ситуации должник или член его семьи вправе обратиться к соответствующему лицу с заявлением о приостановлении исполнения поступивших от взыскателя требований (кроме требований по алиментам и обязательствам о возмещении вреда в связи со смертью кормильца).
Напомним, что в настоящее время схожий порядок приостановления исполнения применяется в отношении требований, которые вытекают из договоров потребкредита, заключенных военнослужащими или членами их семей.
Рассматриваемым законом установлены также определенные льготы в части почтового обслуживания военнослужащих и участников добровольческих формирований.
Рекомендуем:
Обзоры судебной практики Обзор первой судебной практики, связанной с частичной мобилизацией |
|
Справочная информация |
______________________________________
Переходный период к применению единого порядка установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости продлен до 1 января 2026 г.
Федеральный закон от 19 декабря 2022 г. N 546-ФЗ
Речь идет о переходном периоде, для которого предусмотрены определенные особенности применения ст. 22 и 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке, регламентирующих порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и правила установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости.
Первоначально предполагалось, что этот переходный период продлится до 1 января 2023 г.
Напомним, что высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ может быть принято решение о досрочном переходе к новым правилам установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости. С перечнем регионов, принявших соответствующие решения, можно ознакомиться в нашей справке.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений Кадастровая стоимость здания, земельного участка, иного объекта недвижимости |
_________________________________________
См. Архив новостей для юриста за 2022 год
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.