Энциклопедия решений. Учет потерь от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций

Учет потерь от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций

Какие расходы, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, учитываются при налогообложении прибыли? Как они отражаются в бухгалтерском учете?

Юридические аспекты

 

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера - это ситуации, которые возникают в результате производственных аварий и катастроф на объектах, транспортных магистралях и продуктопроводах; пожаров, взрывов на объектах; загрязнения местности и атмосферы сильнодействующими ядовитыми веществами (СДЯВ), отравляющими веществами (ОВ), биологически (бактериологически) опасными и радиоактивными веществами. Аварии и катастрофы на объектах характеризуются внезапным обрушением зданий, сооружений, авариями на энергетических сетях (ТЭЦ, АЭС, ЛЭП и др.), авариями в коммунальном жизнеобеспечении, авариями на очистных сооружениях, технологических линиях и т.д. Все эти аварии могут сопровождаться выбросами в окружающую среду, в атмосферу СДЯВ, ОВ, биологически вредных и радиоактивных веществ.

Чрезвычайные ситуации природного характера - гидрометеорологические (тайфуны, наводнения, смерчи, нагоны морской воды, вызывающие наводнения, пылевые бури, засухи, ливневые дожди, град, гололед, обледенение, стихийные пожары, морские бури, ураганы, сильные морозы, сильная жара, сильные туманы); гидрогеоморфологические (лавины, сели, оползни, карст) и эндогенные (землетрясения, вулканизм, цунами) явления.

К биолого-социальным чрезвычайным ситуациям относят эпидемии: массовое, прогрессирующее во времени и пространстве в пределах определенного региона распространение инфекционной болезни людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости (п. 3.2.1 ГОСТ Р 22.0.04-95 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения", утв. постановлением Госстандарта России от 25.01.1995 N 16).

К стихийным бедствиям относятся природные явления или процессы геофизического, геологического, атмосферного, биосферного и другого происхождения такого масштаба, которые вызывают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением безопасности жизнедеятельности населения, разрушением и уничтожением материальных ценностей, поражением или гибелью людей. Стихийные бедствия могут быть причиной аварий и катастроф. К стихийным бедствиям следует отнести: землетрясения, наводнения, бури, ураганы, снежные заносы, обледенения, селевые потоки, оползни, пожары, извержения вулканов, длительные засухи, ливневые дожди и т.д.

 

Бухгалтерский учет

 

Инструкция к счету

01

10

20

73

91

94

99

Типовые проводки

к счету 01: по кредиту

к счету 10: по кредиту

к счету 20: по дебету

к счету 73: по дебету

к счету 91: по дебету/по кредиту

к счету 94: по дебету/по кредиту

к счету 99: по дебету

 

В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 "Расходы организации" расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

- расходы по обычным видам деятельности;

- прочие расходы.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99).

В п. 13 ПБУ 10/99 прямо предусмотрено, что расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии и тому подобного), учитываются в качестве прочих расходов. 

К таким расходам относятся, в частности:

- стоимость уничтоженного или испорченного имущества;

- расходы, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий и аварий (за вычетом стоимости полученного при этом металлолома, топлива и других материалов) и другие расходы.

При учете данных расходов организация должна подтвердить факт возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийного бедствия, пожара, аварии и тому подобного) документами соответствующих государственных структур (МЧС, Государственной противопожарной службы, ОВД и т.д.).

Прочие расходы в соответствии с Планом счетов отражаются на счете 91 "Прочие доходы и расходы". То есть при осуществлении расходов, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий, в бухгалтерском учете делается проводка:

 

Дебет

Кредит

91, субсчет "Прочие расходы"

60 (23, 10, 70, 69...)

 

При списании имущества, пострадавшего от чрезвычайной ситуации, следует учитывать некоторые особенности.

В соответствии п. 27 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации от 29.07.1998 N 34н и п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические рекомендации по инвентаризации имущества) в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, организация в обязательном порядке проводит инвентаризацию имущества.

Все формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются - лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 402-ФЗ).

Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательное применение форм первичных учетных документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных бланков "первички" организации могут в качестве образца использовать унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России. 

Важно, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. Это надо учитывать при разработке собственных бланков. При составлении форм можно также порекомендовать воспользоваться правилами по оформлению документов, приведенными в ГОСТ Р 7.0.97-2016 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов".

Итак, результаты инвентаризации оформляются документами, утвержденными руководителем организации. При их разработке за основу могут быть приняты формы, утвержденные постановлениями Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 и от 27.03.2000 N 26. На основании результатов инвентаризации устанавливается фактический размер понесенного ущерба, а также имущество, подлежащее списанию.

Для обобщения информации о суммах недостач и потерь от порчи материальных и иных ценностей (включая денежные средства), выявленных в ходе инвентаризации применяется счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

По дебету счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" приводятся:

- по недостающим или полностью испорченным товарно-материальным ценностям - их фактическая себестоимость;

- по недостающим или полностью испорченным основным средствам - их остаточная стоимость (первоначальная стоимость за минусом суммы начисленной амортизации);

- по частично испорченным материальным ценностям - сумма определившихся потерь и т.п.

Инструкция к Плану счетов предписывает списывать убытки от стихийных бедствий в дебет счета 99 "Прибыли и убытки" как убытки отчетного года (некомпенсированные потери от стихийных бедствий).

В соответствии с п. 15 ПБУ 10/99 прочие расходы подлежат зачислению на счет прибылей и убытков организации, кроме случаев, когда законодательством или правилами бухгалтерского учета установлен иной порядок. Планом счетов установлено, что прочие расходы относятся в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы", однако для убытков от стихийных бедствий по-прежнему предусмотрен счет 99.

Таким образом, убытки от стихийных бедствий в виде утраты имущества отражаются в бухгалтерском учете следующими записями:

 

Дебет

Кредит

Описание

94

01, 10, 41...

списано имущество, пришедшее в негодность в результате чрезвычайной ситуации

99

94

отражены убытки отчетного года, возникшие в связи с чрезвычайными обстоятельствами

 

Однако, на наш взгляд, организация может закрепить в учетной политике, что указанные расходы будут отражаться, как и все другие прочие расходы, на счете 91 и в конце каждого месяца формировать финансовый результат. В этом случае проводки будут такими:

 

Дебет

Кредит

Описание

94

01, 10, 41...

списано имущество, пришедшее в негодность в результате чрезвычайной ситуации

91, субсчет "Прочие расходы"

94

отражены расходы, возникшие в связи с чрезвычайными обстоятельствами

99

91, субсчет "Сальдо прочих доходов и расходов"

отражены убытки от стихийных бедствий

 

Кроме того, некоторые специалисты предлагают списывать имущество, пострадавшее от стихийных бедствий, сразу в дебет счета 91 без применения счета 94. На наш взгляд, и такой вариант имеет право на существование при условии закрепления его в учетной политике.

Однако в том случае, если "чрезвычайные" расходы вызваны обстоятельствами субъективного характера (неосторожными действиями работников, нарушением технологий, нарушением правил пожарной безопасности т.д.), то такие расходы в обязательном порядке должны аккумулироваться на счете 94, при этом порядок их списания будет таким же, как при списании недостач.

Если по каким-либо видам уничтоженных ценностей установлены нормы естественной убыли, то в пределах таких норм расходы относятся на издержки производства или обращения (счета 20, 26, 44...), сверх норм - на счет виновных лиц (счет 73 или счет 76). Если же виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки списываются в дебет счета 91. В такой ситуации, помимо первичных документов, представляемых для списания недостачи, необходимо приложить решение следственных или судебных органов, подтверждающее отсутствие виновных лиц (п. 5.1, п. 5.2 Методических указаний по инвентаризации имущества).

Согласно п. 16 ПБУ 10/99 расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

- сумма расхода может быть определена;

- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Такая уверенность имеется в случае, когда организация провела инвентаризацию после чрезвычайных событий (стихийного бедствия, пожара);

В соответствии с пунктами 17, 18 ПБУ 10/99 расходы, связанные с последствиями чрезвычайных обстоятельств, учитываются в периоде их возникновения. При списании имущества расходы признаются в том месяце, в котором была закончена инвентаризация (п. 5.2, п. 5.5 Методических указаний по инвентаризации имущества). 

 

Документооборот

 

Все формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются - лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 402-ФЗ). Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения бланков, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных первичных учетных документов организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.

Первичные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. При составлении собственных форм рекомендуем также воспользоваться правилами по оформлению документов, приведенными в ГОСТ Р 7.0.97-2016 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов".

Для того, чтобы убытки и затраты от чрезвычайных ситуаций были признаны для целей налогообложения, необходимо:

1. Получить документальное подтверждение факта стихийного бедствия, чрезвычайной ситуации, пожара, аварии, которое выдается соответствующим государственным органом (учреждением) или органом местного самоуправления. Например, для того чтобы подтвердить возникновение чрезвычайной ситуации в результате стихийного бедствия, следует обратиться в Росгидромет, пожара - в противопожарную службу МЧС России. Справку об отключении электроэнергии выдает организация, обслуживающая электросети. Дорожно-транспортное происшествие подтверждается справкой, выдаваемой должностным лицом ГИБДД. Факт отсутствия виновных лиц при повреждении имущества и документов из-за обстоятельств субъективного характера, в результате которых сложилась чрезвычайная ситуация, подтверждается справкой из ОВД о прекращении уголовного дела.

2. Документально подтвердить, что поврежденное имущество находилось в зоне чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, аварии, пожара (протокол осмотра, акт, приказ руководителя, акт комиссии и т.д.);

3. Провести инвентаризацию в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества. Результаты инвентаризации оформляются инвентаризационными описями (формы описей могут быть разработаны на основе форм, утвержденных постановлениями Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 и от 27.03.2000 N 26). По итогам инвентаризации непригодное для дальнейшего использования имущество списывается. Списание имущества, пострадавшего в результате непредвиденных обстоятельств, оформляется соответствующими первичными документами (в зависимости от вида выбывающего имущества (товары, материалы или ОС)).

4. Получить заключение эксперта (комиссии) о возможности или невозможности восстановления потребительских свойств имущества и т.д.

Для обоснования необходимости проведения работ по устранению последствий чрезвычайных ситуаций руководителю организации следует:

- издать приказ о создании комиссии, ответственной за устранение последствий стихийного бедствия, пожара, аварии и т.д., и о привлечении сотрудников к работам по устранению этих последствий. В этом приказе также указывается объем работ, которые нужно выполнить, и сроки их выполнения.

- факт выполнения работ подтвердить актом, подписанным названной выше комиссией.

С 2011 года действуют формы бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н. В Отчете о финансовых результатах прочие расходы отражают по строке 2350 "Прочие расходы".

В налоговой отчетности расходы в виде стоимости списанных материально-производственных запасов и основных средств, а также расходы на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, отражаются по строке 200 приложения 2 к Листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль. При этом расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, объектов незавершенного строительства и иного имущества указываются также по строке 204.

Формы документов

Пример Отчета о финансовых результатах

Пример приложения 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль

 

Налогообложение

 

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

В целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

В соответствии с п. 2 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде. К таким убыткам согласно пп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ отнесены потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций.

К таким потерям, в частности, относится:

- стоимость уничтоженных или испорченных запасов, товаров, материалов и иного имущества, принадлежащего организации (за исключением стоимости арендованного, полученного в залог или комиссионного имущества);

- расходы, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий и аварий, за вычетом стоимости полученного при этом металлолома, топлива и других материалов;

- потери от простоев, вызванных стихийными бедствиями;

- расходы на мероприятия, связанные с предотвращением последствий стихийных бедствий и т.д.

См. также письмо УФНС России по г. Москве от 25.06.2009 N 16-15/065190.

Таким образом, расходы (убытки) в виде остаточной стоимости пришедших в негодность вследствие пожара объектов ОС, определенной по данным налогового учета, могут быть учтены при расчете налога на прибыль (см. письмо Минфина России от 29.12.2015 N 03-03-06/1/77005).

Расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной амортизации по этим основным средствам, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), если иное не установлено ст. 267.4 НК РФ, уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль на основании пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ.

Подробнее о списании ОС при ликвидации см. Учет расходов при списании (ликвидации) основных средств, при списании НМА.

Для признания убытков и затрат для целей налогообложения необходимо документально подтвердить факт возникновения чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии и тому подобного), нахождение соответствующего имущества в такой зоне, провести инвентаризацию фактического наличия имущества. При этом пп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ не связывает право налогоплательщика на отнесение таких убытков к внереализационным расходам ни с фактом неустановления лица, виновного в них, ни с конкретной причиной произошедшего события.

Поэтому, если имеется в наличии заключение соответствующих государственных структур, то потери от чрезвычайных ситуаций можно учесть в составе внереализационных расходов в периоде их выявления на основании акта инвентаризации. Указанных документов вполне достаточно для выполнения требований п. 1 ст. 252 НК РФ о документальном подтверждении расходов.

Если в дальнейшем виновные в возникновении пожара, аварии и т.п. будут установлены, суммы полученного от них возмещения ущерба должны быть включены в состав внереализационных доходов на основании п. 3 ст. 250 НК РФ. См. также письмо Минфина России от 24.09.2007 N 03-03-06/1/691.

В письме Минфина России от 29.12.2015 N 03-03-06/1/77005 разъяснено, что конкретно при пожаре должны быть оформлены справка Государственной противопожарной службы МЧС России, протокол осмотра места происшествия и акт о пожаре, которым устанавливается причина возгорания. Кроме того, материальные потери должны быть подтверждены актом инвентаризации, в котором фиксируется стоимость утраченного имущества.

Ранее контролирующие органы неоднократно высказывали мнение о необходимости и других оправдательных документов. Например, справки о закрытии уголовного дела, которая документально подтверждает факт отсутствия виновных лиц (письмо Минфина России от 16.01.2006 N 03-03-04/1/18 и письма УФНС России по г. Москве от 25.06.2009 N 16-15/065190, от 15.01.2007 N 19-11/2462).

 

Согласно п. 1 ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся. В отношении некоторых видов внереализационных расходов законодателем четко определена дата их возникновения (п. 7 ст. 272 НК РФ). Однако дата возникновения расхода в виде потерь от стихийных бедствий, пожаров и прочих чрезвычайных ситуаций в ст. 272 НК РФ не приводится. Соответственно, в отношении данного вида расходов остается руководствоваться п. 1 ст. 272 НК РФ, согласно которому расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся.

 

НДС

Глава 21 НК РФ не обязывает налогоплательщика производить восстановление принятого к вычету "входного" НДС в случае списания имущества, уничтоженного (пострадавшего) в результате чрезвычайной ситуации.

НДС, принятый к вычету, подлежит восстановлению только в случаях, перечисленных в п. 3 ст. 170 НК РФ:

- передача имущества, нематериальных активов и имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или паевых взносов в паевые фонды кооперативов;

- дальнейшее использование таких товаров (работ, услуг), в том числе ОС и нематериальных активов, и имущественных прав для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ;

- при переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы в соответствии с главами 26.2 НК РФ и 26.3 НК РФ;

- в случае перечисления покупателем сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Приведенный перечень является закрытым. В случаях, которые прямо в нем не упомянуты, восстанавливать НДС не требуется. О необходимости восстанавливать НДС при выбытии имущества вследствие его утраты или порчи при чрезвычайных обстоятельствах, в указанном перечне не сказано. Такая позиция поддержана судебной практикой (см. постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 28.03.2007 N Ф04-1732/2007, от 28.06.2006 N Ф04-2994/2006).

Однако, по мнению контролирующих органов, суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету по имуществу, утраченному при чрезвычайных ситуациях, необходимо восстановить, так как выбытие имущества в таких случаях не является операцией, облагаемой НДС. Суммы НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), использованным при осуществлении операций, не признаваемых объектами обложения НДС, вычету не подлежат, то есть суммы налога, ранее принятые к вычету, подлежат восстановлению (письма Минфина России от 01.11.2007 N 03-07-15/175, от 15.05.2008 N 03-07-11/194). Причем восстановление сумм НДС производится в том налоговом периоде, в котором имущество списывается с учета. По основным средствам восстановлению подлежат суммы налога в размере сумм, пропорциональных остаточной (балансовой) стоимости основных средств без учета переоценки. Противоположную позицию придется отстаивать в суде.

Обратите внимание, в письме Минфина России от 23.08.2013 N 03-07-11/34617 указано, что если уничтожение недоброкачественной продукции связано с необходимостью обеспечения безопасности производства и реализации доброкачественной продукции, суммы НДС, ранее принятые к вычету по уничтоженной продукции, восстанавливать не следует.

 

Пример

В результате аварии магистральных водопроводных труб на складе организации часть хранящихся там мешков цемента была испорчена. Для установления размера убытка было принято решение о проведении инвентаризации товара, хранящегося на складе. В ходе проведения инвентаризации был выявлен понесенный в связи с аварией ущерб в размере 55 000 руб. НДС по утраченному товару в сумме 11 000 руб. ранее принят к вычету. Принято решение о восстановлении НДС. Виновных в затоплении склада нет.

В бухгалтерском учете организации сделаны следующие проводки:

 

Дебет

Кредит

Сумма, руб

Описание

94

41

55 000

списана стоимость испорченного товара

19

68, субсчет "НДС"

11 000

восстановлена ранее принятая к вычету сумма НДС

91, субсчет "Прочие расходы"

19

11 000

восстановленная сумма НДС учтена в составе прочих расходов

91, субсчет "Прочие расходы"

94

55 000

списана стоимость испорченного товара

 

В налоговом учете организация вправе включить в состав внереализационных расходов стоимость списанной продукции 66 000 руб. (55 000 + 11 000).

 

Возможные риски

 

Нужно ли восстанавливать НДС в связи с утратой ценностей в случае пожара, наводнения, аварии и прочих чрезвычайных ситуаций?

 

Отрицательная практика

 

По мнению контролирующих органов, выбытие товаров в связи с чрезвычайной ситуацией объектом обложения НДС не является, поэтому НДС, ранее принятый к вычету, следует восстановить.

 

Письма Минфина России и ФНС (УФНС):

(-) Письмо Минфина России от 15 мая 2008 г. N 03-07-11/194

(-) Письмо Минфина России от 14 августа 2007 г. N 03-07-15/120

(-) Письмо Минфина России от 6 мая 2006 г. N 03-03-04/1/421

 

Положительная практика

 

Судебные органы не поддерживают позицию налоговых органов и отрицают необходимость восстановления НДС по утраченным товарно-материальным ценностям при чрезвычайных происшествиях при условии наличия должным образом оформленных подтверждающих документов.

ВАС РФ в решении от 19.05.2011 N 3943/11 утверждает, что обязанность по уплате в бюджет ранее правомерно принятой к зачету суммы НДС должна быть предусмотрена законом. Соответственно, выбытие товарно-материальных ценностей, в частности, в связи с их утратой или порчей не является основанием для восстановления сумм налога в бюджет

 

Письма Минфина России и ФНС (УФНС):

(+) письмо ФНС России от 17 июня 2015 г. N ГД-4-3/10451@

(+) письмо ФНС России от 21 мая 2015 г. N ГД-4-3/8627@

(+) письмо Минфина России от 23 августа 2013 г. N 03-07-11/34617

(+) Письмо Минфина России от 3 декабря 2010 г. N 03-07-03/209

 

Акты судебных органов:

(+) постановление АС Центрального округа от 24 февраля 2016 г. N Ф10-43/16

(+) постановление АС Северо-Кавказского округа от 16 ноября 2015 г. N Ф08-7191/15

(+) постановление ФАС Московского округа от 31 января 2013 г. N Ф05-15552/12

(+) постановление ФАС Центрального округа от 18 октября 2012 г. N Ф10-3319/12

(+) Постановление ФАС Московского округа от 15 июля 2014 г. N Ф05-7043/14

(+) Постановление ФАС Поволжского округа от 27 января 2011 г. по делу N А55-7952/2010

(+) Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 6 июня 2007 г. N А11-6204/2006-К2-18/388

(+) Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28 марта 2007 г. N Ф04-1732/2007(32815-А45-14)

(+) Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28 июня 2006 г. N Ф04-2994/2006(22816-А45-25)

(+) Постановление ФАС Дальневосточного округа от 11 мая 2006 г. N Ф03-А73/06-2/1183

(+) Определение ВАС РФ от 24 декабря 2008 г. N 16397/08

(+) Решение ВАС РФ от 23 октября 2006 г. N 10652/06

 

Учет потерь от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций

Какие расходы, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, учитываются при налогообложении прибыли? Как они отражаются в бухгалтерском учете?

 

Юридические аспекты

Бухучет. Проводки

Документооборот

Налогообложение

Пример

Возможные риски

 

Формы документов

Построить список

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Хозяйственные ситуации" - это удобная и наглядная база решений наиболее острых вопросов, возникающих в деятельности предприятия.


Единицей информации является хозяйственная ситуация - некое событие в жизни компании, приводящее к изменению ее экономических показателей.


В Энциклопедии каждая ситуация рассматривается с разных точек зрения, сопровождается всесторонними комментариями, на основе которых Вы сможете быстро найти ответ на вопрос и спланировать свои дальнейшие действия.


Материал подготовлен специалистами компании "Гарант" и приводится по состоянию на апрель 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии

См. содержание Энциклопедии решений. Хозяйственных ситуации