Энциклопедия решений. Представительские расходы в целях налогообложения прибыли

Представительские расходы в целях налогообложения прибыли

В соответствии с пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ представительские расходы учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. В п. 2 ст. 264 НК РФ установлено, что к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание:

- представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества;

- участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика.

По мнению Минфина России, к представительским расходам также могут быть отнесены расходы на проведение переговоров с физическими лицами, являющимися как фактическими, так и потенциальными клиентами организации (см. письмо Минфина России от 03.06.2013 N 03-03-06/2/20149).

Место проведения представительских мероприятий не имеет значения.

Кроме того, в п. 2 ст. 264 НК РФ приведен конкретный перечень представительских расходов, учитываемых при налогообложении прибыли. Это:

1) расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах.

По мнению контролирующих органов, расходы на организацию встреч, проводимых в барах, кафе или ресторанах, не уменьшают базу по налогу на прибыль, поскольку носят неофициальный характер (см. письма УФНС России по г. Москве от 16.05.2006 N 20-12/41851, УФНС России по г. Москве от 23.12.2005 N 20-12/97007, Минфина России от 05.04.2005 N 03-03-01-04/1/157, от 01.12.2011 N 03-03-06/1/796). Минфин России разъяснил, что расходы на завтраки, обеды и ужины, если они не носят официального характера, должны оплачиваться представителями делегаций, прибывших на переговоры, за счет суточных, выплачиваемых при командировании сотрудников, либо за счет собственных средств. Вместе с тем, расходы по проведению встречи в баре (ресторане) признать при налогообложении прибыли можно, если она носит официальный характер, то есть расходы экономически оправданы (см. письма Минфина РФ от 01.11.2010 N 03-03-06/1/675, от 22.03.2010 N 03-03-06/4/26, УФНС России по г. Москве от 23.12.2005 N 20-12/95338). Существуют судебные решения с аналогичными выводами (см. постановления ФАС Московского округа от 12.09.2005 N КА-А40/8426-05, ФАС Северо-Кавказского округа от 11.02.2011 по делу N А32-8834/2010);

2) транспортное обеспечение доставки участников к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно.

Расходы на проживание участников в гостинице, железнодорожные и авиационные билеты и визовое оформление не признаются представительскими и не уменьшают налогооблагаемую базу по прибыли. Такого мнения придерживаются контролирующие органы. К представительским расходам относится лишь оплата проезда прибывших приглашенных лиц к месту проведения официального мероприятия, например, от места нахождения принимающей организации или от гостиницы. См. письма Минфина России от 16.04.2007 N 03-03-06/1/235, от 05.04.2005 N 03-03-01-04/1/157, УФНС России по г. Москве от 12.04.2007 N 20-12/034115, от 14.07.2006 N 28-11/62271,от 11.11.2004 N 26-12/73173, от 06.12.2007 N 21-11/116748. При этом судебная практика складывается противоположным образом: расходы на гостиничное обслуживание и проезд членов официальных делегаций учитываются при налогообложении прибыли. Главное, чтобы из подтверждающих документов четко усматривалось, что приглашающая сторона берет эти расходы на себя, и они не могут быть учтены приглашенной стороной в качестве командировочных. См. постановления ФАС Поволжского округа от 31.08.2006 N А65-18519/2005-СА2-22, ФАС Северо-Западного округа от 23.09.2008 N А56-33426/2007, ФАС Западно-Сибирского округа от 01.03.2007 N Ф04-9370/2006(30552-А81-27), ФАС Московского округа от 26.04.2010 N КА-А40/3669-10 и от 09.06.2011 N Ф05-4758/11;

3) буфетное обслуживание во время переговоров.

Контролирующие органы и суды в большинстве случаев не возражают против включения затрат на покупку спиртных напитков (алкоголя) и табачных изделий для организации официального приема, проводимого в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, в состав представительских расходов. Но только в пределах, обусловленных обычаями делового оборота при проведении подобных мероприятий. Под обычаем понимается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (ст. 5 ГК РФ). См. письма Минфина России от 16.08.2006 N 03-03-04/4/136, от 19.11.2004 N 03-03-01-04/2/30, от 09.06.2004 N 03-02-05/1/49, УМНС России по г. Москве от 27.09.2004 N 26-12/62972, постановления ФАС Поволжского округа от 15.01.2013 N Ф06-10003/12, ФАС Уральского округа от 10.11.2010 N Ф09-7088/10-С2, ФАС Центрального округа от 27.08.2009 N А48-2871/08-18 и др. В письме Минфина России от 21.10.2014 N 03-03-06/1/53004 по этому поводу сказано, что конкретный состав расходов на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) положениями НК РФ не регламентирован;

4) оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

Таким образом, в ст. 264 НК РФ содержится закрытый перечень затрат, которые относятся к представительским. Иные виды расходов (на организацию развлечений и отдыха участников, оплату виз, профилактику или лечение заболеваний и др.) представительскими не считаются и налогооблагаемую прибыль фирмы не уменьшают.

Внимание

Для целей налогообложения прибыли представительские расходы являются нормируемыми.

Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов при налогообложении в размере, не превышающем 4% от расходов организации на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период. Затраты сверх указанного лимита в целях налогообложения не учитываются (п. 42 ст. 270 НК РФ).

См. также письмо Минфина России от 09.10.2012 N 03-03-06/1/535.

Если организация применяет метод начисления, то для расчета предельного размера представительских расходов надо учитывать начисленную сумму расходов на оплату труда (п. 4 ст. 272 НК РФ). Если организация определяет доходы и расходы кассовым методом, то расходы на оплату труда учитываются в размере погашения задолженности перед работниками по выплате заработной платы (пп. 1 п. 3 ст. 273 НК РФ).

При расчете налоговой базы по налогу на прибыль доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода (п. 7 ст. 274, ст. 315 НК РФ). Следовательно, в течение налогового периода сумма расходов на оплату труда, которая признается в целях налогообложения, будет увеличиваться. А значит, будет изменяться и лимит, в пределах которого представительские расходы могут быть учтены в целях налогообложения. Поэтому сверхнормативные представительские расходы, которые не были признаны организацией при исчислении налога на прибыль в одном отчетном периоде, могут быть учтены ею в последующих отчетных периодах текущего календарного года.


Поскольку главой 25 НК РФ не предусмотрено конкретного перечня и форм первичных документов, подтверждающих представительские расходы, любые первичные документы, свидетельствующие об обоснованности и производственном характере произведенных расходов, могут служить для их подтверждения в целях налогообложении прибыли. В частности, документом, подтверждающим обоснованность представительских расходов, может быть отчет о представительских расходах, утвержденный руководителем организации. При этом все расходы, перечисленные в отчете о представительских расходах, должны быть подтверждены соответствующими первичными документами (см. письмо Минфина России от 10.04.2014 N 03-03-РЗ/16288). Аналогичное мнение приведено в письме ФНС России от 08.05.2014 N ГД-4-3/8852: помимо первичных учетных документов, подтверждающих факт приобретения товаров, работ, услуг (в том числе прилагаемых к авансовому отчету), достаточно любого первичного документа, отвечающего критериям ст. 9 Закона N 402-ФЗ, из содержания которого следует, что данные приобретения использованы при проведении мероприятий, предусмотренных п. 2 ст. 264 НК РФ.



"Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным налогам, а также по вопросам проведения налоговых проверок и привлечения к налоговой ответственности


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на март 2017 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы


При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, О. Шпилевой и др.


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение