Энциклопедия решений. НДС при вывозе (экспорте) товаров на территорию государств - участников ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия)

НДС при вывозе товаров на территорию государств - участников Таможенного союза (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия)

В соответствии с п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) единую таможенную территорию Таможенного союза (далее - ТС) составляют территории Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

Таможенная процедура экспорта согласно п. 1 ст. 212 ТК ТС осуществляется только в отношении товаров ТС, которые вывозятся за пределы его таможенной территории и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами. Перемещение товаров внутри Таможенного союза не является экспортом, а считается взаимной торговлей. В связи с этим при реализации товаров непосредственно на территории таможенного союза в рамках торговых отношений между государствами - членами ТС таможенные пошлины не взимаются (п. 1 ст. 75 ТК ТС).

В то же время для целей исчисления НДС в отношении вывоза товаров, реализуемых налогоплательщиками государств - членов ТС с территории одного государства - участника на территорию другого государства - участника, употребляется понятие "экспорт".

При осуществлении сделок между налогоплательщиками (плательщиками) государств - участников ТС необходимо руководствоваться:

Договором о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) (далее - Договор);

Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (Астана, 29 мая 2014 г.);

Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов (далее - Протокол об обмене информацией) (Санкт-Петербург, 11.12.2009);

- Налоговым кодексом РФ. При этом приоритет имеют нормы Договора и Протоколов (ст. 7 НК РФ).

Внимание

В соответствии с п. 6 ст. 72 Договора косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию государства-члена ЕАЭС:

1) товаров, которые в соответствии с законодательством этого государства-члена не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при ввозе на его территорию;

2) товаров, которые ввозятся на территорию государства-члена физическими лицами не в целях предпринимательской деятельности;

3) товаров, импорт которых на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена осуществляется в связи с их передачей в пределах одного юридического лица (законодательством государства-члена может быть установлено обязательство по уведомлению налоговых органов о ввозе (вывозе) таких товаров) (см. также письмо Минфина России от 24.08.2015 N 03-07-13/1/48565).

Согласно п. 3 Протокола при экспорте товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, применяются нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных п. 4 Протокола. Это:

1) договоры (контракты), заключенные с налогоплательщиком другого государства-члена или с налогоплательщиком государства, не являющегося членом ТС (далее - договоры (контракты)), на основании которых осуществляется экспорт и т.п.;

2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства-члена. Нормы п. 1 ст. 165 НК РФ не содержат требования о представлении организацией-экспортером в налоговый орган выписки банка в составе пакета документов, необходимых для подтверждения обоснованности применения ставки НДС в размере 0%. Следовательно, для подтверждения нулевой ставки НДС при реализации товаров в страны союза, отгруженных с 1 октября 2011 года, представление выписки банка не требуется (см. письма Минфина РФ от 16.01.2012 N 03-07-15/03, от 30.11.2011 N 03-07-13/1-50);

3) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее - Заявление), составленное по форме приложения 1 к Протоколу об обмене информацией, с отметкой налогового органа государства - члена, на территорию которого вывезены товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке, исполнения налоговых обязательств) (в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств - членов союза) или перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика). Форма Перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов утверждена приказом ФНС России от 06.04.2015 N ММВ-7-15/139@ (см. также письмо Минфина России от 01.06.2015 N 03-07-14/31494).

Порядок заполнения заявления разъяснен также в письме ФНС России от 10.05.2011 N АС-4-2/7439@.

При отсутствии отметки налогового органа на заявлении нулевая ставка НДС не применяется (см. также письма Минфина России от 16.04.2014 N 03-07-РЗ/17338, от 11.10.2010 N 03-07-14/75). Если заявление не представлено, для решения вопроса об обоснованности применения нулевой ставки налоговый орган может воспользоваться электронным документом об уплате НДС, поступившим от налогового органа страны-импортера (см. письмо Минфина России от 05.03.2012 N 03-07-03/35);

4) транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена. Указанные документы не представляются, если для отдельных видов перемещения товаров, в том числе перемещения товаров без использования транспортных средств, оформление этих документов не предусмотрено законодательством государства-члена. Разъяснения на эту тему приводятся в письмах Минфина России, ФНС России и Минтранса России. Так, формы транспортных документов приведены в приложениях к письму Минтранса России от 24.05.2010 N ОБ-16/5460 (доведено до сведения территориальных налоговых органов письмом ФНС России от 08.06.2010 N ШС-37-3/3693, п. 5 письма Минфина России от 19.10.2010 N 03-07-08/296), а в письме ФНС России от 02.06.2014 N ГД-4-3/10441@ разъяснено, что в случае если реализуемым товаром, является транспортное средство, которое перемещается с территории РФ на территорию другого государства - члена союза своим ходом без использования других транспортных средств, то в пакете документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0% по такой операции, транспортные (товаросопроводительные) документы не представляются;

5) иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС, предусмотренные законодательством государства-члена, с территории которого экспортированы товары. Согласно пп. 4 п. 20 Протокола организация-импортер обязана представить в свой налоговый орган счет-фактуру, который должен быть оформлен в соответствии с законодательством государства экспортера.

Примечание

По мнению ФНС России, изложенному в письме от 07.02.2017 N ЕД-4-15/2172, универсальный передаточный документ (УПД) может использоваться при подтверждении права на применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров на территорию государств - членов ЕАЭС, поскольку на его основании может быть заполнено заявление о вывозе.

В п. 9 ст. 167 НК РФ установлено, что при экспорте товаров из РФ, в том числе в государства - члены ТС, моментом определения налоговой базы является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих обоснованность нулевой ставки НДС. В случае непредставления таких документов в 180-дневный срок НДС подлежит уплате в бюджет за налоговый период, на который приходится дата отгрузки товаров. Таким образом, при экспорте российской организацией товаров на территорию государств ТС момент определения налоговой базы по НДС не зависит от момента перехода права собственности на товары (см. письмо Минфина России от 11.07.2013 N 03-07-13/1/26980).

В соответствии с п. 3 ст. 169 НК РФ счет-фактура выписывается плательщиком НДС при реализации товаров во всех случаях, за исключением реализации товаров (работ, услуг), необлагаемых НДС на основании ст. 149 НК РФ. Реализация товаров в страны Таможенного союза таким исключением не является. При этом представление в налоговые органы в пакете документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС при реализации товаров на экспорт, счетов-фактур, выставленных экспортерами товаров их покупателям, не предусмотрено (см. письмо Минфина России от 10.04.2013 N 03-07-08/11874). При составлении счетов-фактур по товарам, реализуемым на экспорт российской организацией через свое структурное подразделение в государства-члены ТС, допускается указание КПП головной организации-экспортера (см. письмо ФНС России от 08.07.2014 N ГД-4-3/13250@).

Внимание

С 1 июля 2016 года счета-фактуры необходимо составлять при совершении операций по реализации товаров, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ, вывезенных за пределы территории Российской Федерации на территорию государства - члена ЕАЭС (пп. 1.1 п. 3 ст. 169 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 154 НК РФ предоплата, полученная российским налогоплательщиком в счет предстоящей поставки на экспорт товаров (включая вывоз в страны ЕАЭС), в налоговую базу по НДС у поставщика не включается, в том числе при расторжении экспортного контракта и возвращении аванса покупателю (см. также письма Минфина России от 30.04.2015 N 03-07-13/1/25440, от 11.03.2014 N 03-07-14/10343).

Документы для подтверждения нулевой ставки представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров (п. 5 Протокола). Датой отгрузки признается дата первого по времени составления первичного бухгалтерского (учетного) документа, оформленного на покупателя товаров (первого перевозчика), либо дата выписки иного обязательного документа, предусмотренного законодательством государства-члена для налогоплательщика НДС.

Обратите внимание, что при вывозе на территорию стран ТС товаров, освобожденных от НДС в России, применяется нулевая ставка НДС. Это обусловлено приоритетом норм международных договоров РФ над положениями законодательства РФ в сфере налогообложения. См. письма Минфина России от 17.10.2013 N 03-07-08/43332, от 21.05.2013 N 03-07-13/1/18017.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на ноябрь 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы


При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.