Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение. Федеральные авиационные правила "Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования центральной врачебно-летной экспертной комиссией и врачебно-летными экспертными комиссиями членов летного экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, диспетчеров управления воздушным движением и лиц, поступающих в образовательные организации, которые осуществляют обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, и претендующих...

Приложение
к приказу Минтранса России
от 10 декабря 2021 г. N 437

 

Федеральные авиационные правила
"Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования центральной врачебно-летной экспертной комиссией и врачебно-летными экспертными комиссиями членов летного экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, диспетчеров управления воздушным движением и лиц, поступающих в образовательные организации, которые осуществляют обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, и претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров управления воздушным движением"

ГАРАНТ:

О Федеральных авиационных правилах см. справку

 

I. Общие положения

 

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 1 сентября 2024 г. - Приказ Минтранса России от 16 апреля 2024 г. N 128

См. будущую редакцию

1. Федеральные авиационные правила "Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования центральной врачебно-летной экспертной комиссией и врачебно-летными экспертными комиссиями членов летного экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, диспетчеров управления воздушным движением и лиц, поступающих в образовательные организации, которые осуществляют обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, и претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров управления воздушным движением" (далее - Порядок) устанавливают порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования, включающий требования к состоянию здоровья членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров управления воздушным движением (далее - диспетчеры УВД), лиц, поступающих в образовательные организации, которые осуществляют обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, и претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров управления воздушным движением (далее - кандидаты на получение медицинского заключения), перечень проводимых исследований, периодичность проведения обязательного медицинского освидетельствования, порядок создания и работы центральной врачебно-летной экспертной комиссии (далее - ЦВЛЭК ГА) и врачебно-летных экспертных комиссий (далее - ВЛЭК ГА), требования к квалификации их членов, а также форму медицинского заключения о годности членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров УВД к выполнению работ по таким должностям.

2. Члены летного экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, и диспетчеры УВД должны иметь медицинское заключение о годности к выполнению работ по соответствующим должностям, выданное ЦВЛЭК ГА, созданной в медицинской организации, находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации (далее - уполномоченный орган) 1, ВЛЭК ГА, созданными в медицинских организациях, имеющих лицензию 2 на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую в том числе выполнение работ (оказание услуг) по врачебно-летной экспертизе.

3. Обязательное медицинское освидетельствование членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров УВД, лиц, поступающих в образовательные организации, которые осуществляют обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, и претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров УВД (далее - абитуриенты) проводится ВЛЭК ГА и ЦВЛЭК ГА в соответствии с настоящим Порядком.

4. ЦВЛЭК ГА проводит обязательное медицинское освидетельствование в случаях обжалования и (или) аннулирования результатов обязательного медицинского освидетельствования, проведенного врачебно-летными экспертными комиссиями.

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 1 сентября 2024 г. - Приказ Минтранса России от 16 апреля 2024 г. N 128

См. будущую редакцию

5. Лицам, признанным годными по состоянию здоровья к выполнению функций членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров УВД, либо лицам, претендующим на получение соответствующих свидетельств, выдаются медицинские заключения 1, 2 или 3 классов по форме, приведенной в приложении N 1 к настоящему Порядку.

6. Классы медицинских заключений:

1) медицинское заключение 1 класса выдается кандидатам на получение свидетельств и обладателям свидетельств:

коммерческого пилота (самолет, дирижабль, вертолет);

линейного пилота (самолет, вертолет);

пилота многочленного экипажа (самолет);

2) медицинское заключение 2 класса выдается кандидатам на получение свидетельств и обладателям свидетельств:

штурмана;

бортинженера (бортмеханика);

летчика-наблюдателя;

бортрадиста;

частного пилота (самолет, вертолет);

пилота планера;

пилота свободного аэростата;

пилота сверхлегкого воздушного судна;

3) медицинское заключение 3 класса выдается кандидатам на получение свидетельств и обладателям свидетельств:

внешнего пилота;

диспетчера УВД (в воздухе).

Информация об изменениях:

Пункт 7 изменен с 1 сентября 2024 г. - Приказ Минтранса России от 16 апреля 2024 г. N 128

См. будущую редакцию

7. Наличие медицинского заключения 1 класса без ограничений предоставляет его обладателю возможность выполнять функции, установленные для обладателей соответствующих свидетельств, для которых необходимо наличие медицинского заключения 2 или 3 класса.

8. Сроки действия медицинского заключения:

8.1. Медицинское заключение 1 класса действительно в течение срока, не превышающего 12 месяцев.

Если обладателями свидетельства линейного пилота (самолет, вертолет) и свидетельства коммерческого пилота (самолет, дирижабль, вертолет), выполняющими коммерческие воздушные перевозки пассажиров на самолетах (вертолетах), управляемых одним пилотом, являются лица старше 40 лет, срок действия медицинского заключения сокращается до 6 месяцев.

Когда обладателю свидетельства линейного пилота (самолет, вертолет), свидетельства коммерческого пилота (самолет, дирижабль, вертолет) и свидетельства пилота многочленного экипажа (самолет) исполняется 60 лет, срок действия медицинского заключения сокращается до 6 месяцев.

8.2. Медицинское заключение 2 класса действительно в течение срока, не превышающего 60 месяцев.

Для обладателей свидетельств штурмана, бортинженера (бортмеханика), бортрадиста срок действия медицинского заключения не превышает 12 месяцев.

Для обладателей свидетельства частного пилота (самолет, дирижабль, вертолет), свидетельства пилота свободного аэростата, свидетельства пилота планера, пилота сверхлегкого воздушного судна, летчика-наблюдателя старше 40 лет срок действия медицинского заключения сокращается до 24 месяцев.

8.3. Медицинское заключение 3 класса действительно в течение срока, не превышающего 48 месяцев, для обучающихся высших и средних образовательных организаций гражданской авиации по подготовке диспетчеров УВД - 12 месяцев.

Для обладателей свидетельств диспетчера УВД старше 40 лет срок действия медицинского заключения сокращается до 24 месяцев, старше 50 лет - до 12 месяцев.

8.4. Сроки действия, указанные выше, устанавливаются с учетом возраста кандидата на получение медицинского заключения на момент прохождения им медицинского освидетельствования.

8.5. Срок действия выданного медицинского заключения начинается со дня его выдачи ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА) и включает день окончания срока его действия.

8.6. Обладатели свидетельств авиационного персонала, не имеющие медицинского заключения, или имеющие медицинские заключения, срок действия которых истек, к выполнению функций, предусмотренных соответствующими свидетельствами и квалификационными отметками, за исключением случаев, установленных пунктом 9 настоящего Порядка, не допускаются.

9. В период действия режима повышенной готовности и чрезвычайной ситуации по представлению руководителя эксплуатанта, оперативного органа единой системы организации воздушного движения срок действия медицинского заключения может быть продлен руководителем межрегионального территориального управления воздушного транспорта уполномоченного органа в области гражданской авиации по согласованию с медицинским экспертом - председателем выдавшей медицинское заключение ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА) не более чем на 45 дней 3.

10. Состояние здоровья кандидатов на получение (возобновление) медицинских заключений 1, 2 и 3 классов должно соответствовать требованиям, установленным настоящим Порядком.

Инструктивный материал содержится в Руководстве по авиационной медицине 4.

11. Обладатели свидетельств перестают выполнять функции, предусмотренные свидетельствами и соответствующими квалификационными отметками, в случае ухудшения здоровья, влияющего на безопасное выполнение этих функций, употребления без назначения врача лекарственных препаратов, включенных в перечень лекарственных препаратов, влияющих на способность выполнять функции члена летного экипажа воздушного судна и диспетчера УВД, утвержденный в соответствии со статьей 52 Воздушного кодекса Российской Федерации безотлагательно уведомляют врача-специалиста ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА) с момента возникновения факторов, влияющих на безопасное выполнение функций обладателем соответствующего свидетельства, таких как:

1) проведение хирургической операции или инвазивной процедуры;

2) назначение регулярного приема какого-либо лекарственного препарата;

3) получение значительного повреждения, которое влечет за собой неспособность выполнять профессиональные обязанности, предусмотренные соответствующим свидетельством авиационного персонала;

4) заболевание, которое влечет за собой неспособность выполнять профессиональные обязанности, предусмотренные соответствующим свидетельством;

5) беременность и роды;

6) госпитализация;

7) использование слухового аппарата;

8) установление предварительного диагноза профессионального заболевания, исключающего возможность выполнять функции члена летного экипажа воздушного судна и диспетчера УВД;

9) установление заключительного диагноза профессионального заболевания, исключающего возможность выполнять функции члена летного экипажа воздушного судна и диспетчера УВД;

10) определение стойкой утраты профессиональной трудоспособности.

11.1. Обладатели свидетельств не выполняют функции, предусмотренные соответствующими свидетельствами, квалификационными отметками или медицинскими заключениями:

1) если они осведомлены о каком-либо снижении их годности по состоянию здоровья, которое повлечет невозможность безопасного осуществления ими своих функций;

2) если они принимают или используют какие-либо предписанные или непредписанные лекарственные препараты, которые могут препятствовать безопасному осуществлению функций, предусмотренных соответствующим свидетельством;

3) если они получают какое-либо медицинское, хирургическое или иное лечение, которое представляет угрозу безопасности полетов.

12. При проведении обязательного медицинского освидетельствования членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров УВД одновременно проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, результаты которых учитываются при медицинском освидетельствовании.

Информация об изменениях:

Пункт 13 изменен с 1 сентября 2024 г. - Приказ Минтранса России от 16 апреля 2024 г. N 128

См. будущую редакцию

13. По рекомендациям ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА) с целью мониторинга состояния здоровья членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров УВД, абитуриентов, имеющих заболевания, в период между обязательными медицинскими освидетельствованиями проводятся лабораторные, диагностические исследования и медицинские осмотры врачом-специалистом ВЛЭК ГА.

Периодичность проведения медицинских осмотров (с указанием срока на оборотной стороне медицинского заключения) и перечень включаемых в них исследований определяются ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА) по результатам медицинского освидетельствования.

Медицинские осмотры проводятся после закрытия листка нетрудоспособности (продолжительностью 21 день и более), отстранения на предполетном (предсменном) медицинском осмотре по показаниям, установленным порядком проведения предполетного и послеполетного медицинских осмотров членов экипажа гражданского воздушного судна, а также предсменного и послесменного медицинских осмотров диспетчеров УВД, утверждаемым в соответствии с пунктом 7 статьи 53.1 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 2021, N 24, ст. 4226), после авиационных происшествий и серьезных авиационных инцидентов, а также медицинские осмотры абитуриентов - перед началом учебно-производственной практики (учебных полетов).

 

II. Обязательное медицинское освидетельствование

 

14. Обязательное медицинское освидетельствование проводится по личному заявлению кандидата на получение медицинского заключения или направлению работодателя. Перед проведением медицинского освидетельствования кандидат на получение медицинского заключения оформляет заявление (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящему Порядку).

15. Медицинский эксперт - председатель ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА) или заместитель председателя ЦВЛЭК ГА перед началом обязательного медицинского освидетельствования проверяет заявление кандидата на получение медицинского заключения и документ, удостоверяющий его личность, а также сведения о состоянии его здоровья и результатах ранее проведенного медицинского освидетельствования, причинах отстранения от работы на предполетном (предсменном) медицинском осмотре.

15.1. При выявлении в подписанном заявлении недостоверных фактов, указывающих на сокрытие заболеваний, известных заявителю, - кандидату на получение медицинского заключения и представляющих опасность для выполнения полетов, медицинский эксперт - председатель ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА) направляет подлинник заявления с сопроводительным письмом в уполномоченный орган в области гражданской авиации.

Информация об изменениях:

Пункт 16 изменен с 1 сентября 2024 г. - Приказ Минтранса России от 16 апреля 2024 г. N 128

См. будущую редакцию

16. Для проведения обязательного медицинского освидетельствования и получения медицинского заключения кандидат на получение медицинского заключения представляет ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА) следующие документы:

документ, удостоверяющий личность;

документы о состоянии здоровья (личное медицинское дело, медицинские книжки, медицинская карта с данными обследований (ЭКГ, рентгеновские снимки или флюорограмма, аудиограммы, данные других исследований, осмотров, консультаций и врачебных наблюдений).

Абитуриенты представляют ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА) следующие документы:

документ, удостоверяющий личность;

медицинскую справку по форме 086/у 5;

амбулаторную карту или выписку из нее;

военный билет или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (для военнообязанных) с выпиской из военкомата при наличии ограничения к военной службе;

заключение врачебной психиатрической комиссии и врача психиатра-нарколога;

результаты анализов на ВИЧ-инфекцию, гепатиты В и С, сифилис.

17. Обязательное медицинское освидетельствование кандидатов на получение медицинских заключений 1, 2 и 3 классов включает лабораторные и диагностические исследования и медицинские осмотры врачами-специалистами в объеме, предусмотренном приложением N 3 к настоящему Порядку.

18. При обязательном медицинском освидетельствовании проводится проверка соответствия состояния здоровья кандидата на получение медицинского заключения требованиям к состоянию здоровья, на основании которых определяется годность к выполнению функций членов летного экипажа, диспетчеров УВД и обучению в образовательных организациях гражданской авиации, предусмотренным приложениями N 4, 5, 6 к настоящему Порядку.

Информация об изменениях:

Пункт 19 изменен с 1 сентября 2024 г. - Приказ Минтранса России от 16 апреля 2024 г. N 128

См. будущую редакцию

19. Стационарное медицинское обследование и лечение в медицинской организации, находящейся в ведении уполномоченного органа, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в сфере гражданской авиации 6 (далее - ЦКБ ГА), с последующим обязательным медицинским освидетельствованием ЦВЛЭК ГА проводятся при выявлении очень высокого и высокого суммарного сердечно-сосудистого риска заболеваний, предусмотренных приложениями N 4, 5, 6 к настоящему Порядку, и таких заболеваний в соответствии с Десятым пересмотром Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (далее - МКБ-10), представляющих угрозу безопасности полетов, как:

невротические заболевания, связанные со стрессом, соматоформные расстройства (МКБ-10: F40-F48);

пароксизмальное расстройство сознания (МКБ-10: G40-G45, G41, G90, G99);

цереброваскулярные болезни (МКБ-10: G45, G46 (I60-I67));

органические заболевания нервной системы (МКБ-10: G20-G26, G35-G37, G70-G73, G93.0-G93.9);

ишемическая болезнь сердца (МКБ-10:I20-I25);

кардиомиопатии (МКБ-10:I42);

врожденные и приобретенные пороки сердца: стеноз и недостаточность клапанов 2 и более степени, расширение аорты до 5 см, пролапс митрального клапана 6 мм и более, дефект межжелудочковой перегородки и межпредсердной перегородки (МКБ-10: I34-I37, I71, Q21);

нарушения ритма сердца: наджелудочковая тахикардия, желудочковая тахикардия, фибрилляция предсердий, трепетание предсердий (МКБ-10: I47-I49);

нарушение проводимости сердца: впервые возникшая полная блокада левой ножки пучка Гиса, впервые возникшая атриовентрикулярная блокада 2 степени 2 типа, 3 степени (МКБ-10:I44.1-I44.3);

синдром преждевременного возбуждения (МКБ-10: I45.6);

гипертоническая болезнь: криз, риск сердечно-сосудистых осложнений 3 и 4 степени;

хроническая обструктивная болезнь легких (МКБ-10: J40-J45);

нарушение углеводного обмена (МКБ-10: Е10-Е16);

заболевания поджелудочной железы (МКБ-10: К86);

язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки при осложнениях и после оперативного лечения (МКБ-10: К25, К26);

глаукома (МКБ-10: Н40-Н42);

впервые установленное нарушение слуховой функции 2 степени и выше независимо от этиологии и давности (острое, подострое, хроническое) заболевания (МКБ-10: Н90-Н91);

оперативные вмешательства на внутреннем и среднем ухе (МКБ-10: Н65-Н83).

Информация об изменениях:

Пункт 19.1 изменен с 1 сентября 2024 г. - Приказ Минтранса России от 16 апреля 2024 г. N 128

См. будущую редакцию

19.1. Стационарное обследование проводится в отделении медицинского обследования авиационного персонала (в объеме, указанном в приложении N 3 к настоящему Порядку) или специализированных отделениях ЦКБ ГА, в том числе в рамках государственной программы "Развитие здравоохранения" 7 (не более 5 дней).

Информация об изменениях:

Пункт 19.2 изменен с 1 сентября 2024 г. - Приказ Минтранса России от 16 апреля 2024 г. N 128

См. будущую редакцию

19.2. По медицинским показаниям объем исследований может быть расширен при медицинском обследовании в стационарных условиях отделения медицинского обследования авиационного персонала ЦКБ ГА с обязательным уведомлением работодателя об увеличении срока прохождения медицинского обследования и освидетельствования.

20. Решение о необходимости внеочередного медицинского освидетельствования принимает медицинский эксперт - председатель ВЛЭК ГА, медицинский эксперт - председатель ЦВЛЭК ГА по представлению врача-специалиста ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА).

21. При тяжелом заболевании (травме) члена летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчера УВД, абитуриента заключение о негодности к выполнению функций, предусмотренных свидетельством, может быть вынесено ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА) заочно по представленным лечебным учреждением документам.

22. Оформление результатов обязательного медицинского освидетельствования:

Информация об изменениях:

Пункт 22.1 изменен с 1 сентября 2024 г. - Приказ Минтранса России от 16 апреля 2024 г. N 128

См. будущую редакцию

22.1. Врачи-специалисты - члены ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА) заносят в протокол обязательного медицинского освидетельствования ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА) (рекомендуемый образец приведен в приложении N 7 к настоящему Порядку) данные медицинского осмотра, результаты лабораторных и инструментальных исследований, формулируют диагноз (если выявлено заболевание) в соответствии с МКБ-10 и клиническими рекомендациями, выносят заключение о соответствии/несоответствии кандидата на получение медицинского заключения установленным требованиям и делают назначения с указанием сроков для их выполнения.

Информация об изменениях:

Пункт 22.2 изменен с 1 сентября 2024 г. - Приказ Минтранса России от 16 апреля 2024 г. N 128

См. будущую редакцию

22.2. По окончании обязательного медицинского освидетельствования кандидата на получение медицинского заключения медицинский эксперт - председатель ВЛЭК ГА, медицинский эксперт - председатель ЦВЛЭК ГА обобщает результаты освидетельствования, оформляет и подписывает протокол обязательного медицинского освидетельствования ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА) в двух экземплярах (в медицинскую карту авиационного персонала и в личное медицинское дело).

Результаты стационарного медицинского обследования оформляются в виде выписки из истории болезни, которая прилагается к личному делу.

Медицинское заключение и рекомендации выносятся на рассмотрение на заседании ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА), протокол которого оформляется в журнале протоколов (рекомендуемый образец приведен в приложении N 8 к настоящему Порядку), подписывается председателем, всеми членами и заверяется печатью ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА). На абитуриентов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации по подготовке пилотов, штурманов, бортинженеров, бортпроводников и диспетчеров УВД, ведется отдельный журнал протоколов (в журнале делается отметка о наименовании учебного заведения гражданской авиации).

Информация об изменениях:

Пункт 22.3 изменен с 1 сентября 2024 г. - Приказ Минтранса России от 16 апреля 2024 г. N 128

См. будущую редакцию

22.3. Формулировки заключений ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА) в протоколе обязательного медицинского освидетельствования:

а) годен к обучению на пилота, штурмана, бортинженера, бортрадиста, диспетчера УВД;

б) годен к выполнению функций:

коммерческого пилота (самолет, дирижабль, вертолет);

линейного пилота (самолет, вертолет);

пилота многочленного экипажа (самолет);

штурмана;

бортинженера (бортмеханика);

бортрадиста;

летчика-наблюдателя;

диспетчера УВД;

внешнего пилота;

частного пилота (самолет, вертолет);

пилота свободного аэростата;

пилота сверхлегкого воздушного судна;

пилота планера;

в) нуждается в лечении (реабилитации) в течение срока, установленного ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА), с последующим обязательным медицинским освидетельствованием;

г) не годен к обучению на пилота, штурмана, бортинженера, бортрадиста, диспетчера УВД;

д) не годен к выполнению функций пилота коммерческой авиации, линейного пилота, пилота многочленного экипажа, штурмана, бортинженера, бортмеханика, бортрадиста;

е) не годен к выполнению функций летчика-наблюдателя, диспетчера УВД, внешнего пилота;

ж) не годен к выполнению функций частного пилота, пилота планера, пилота свободного аэростата, пилота сверхлегкого воздушного судна.

22.4. При соответствии состояния здоровья кандидата на получение медицинского заключения установленным требованиям оформляется медицинское заключение, копия которого в течение 2 рабочих дней по электронным каналам связи передается в уполномоченный орган в области гражданской авиации.

Информация об изменениях:

Пункт 22.5 изменен с 1 сентября 2024 г. - Приказ Минтранса России от 16 апреля 2024 г. N 128

См. будущую редакцию

22.5. При несоответствии состояния здоровья кандидата на получение медицинского заключения установленным требованиям ему выдаются справка ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА) об обязательном медицинском освидетельствовании и извещение об отказе в выдаче медицинского заключения (рекомендуемый образец приведен в приложении N 9 к настоящему Порядку). Справка ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА) об обязательном медицинском освидетельствовании, извещение об отказе в выдаче медицинского заключения в течение 2 рабочих дней по электронным каналам связи передаются в уполномоченный орган в области гражданской авиации.

22.6. В сложных экспертных случаях медицинская документация направляется на рассмотрение ЦВЛЭК ГА, в том числе посредством передачи по защищенным каналам связи, исключающим возможность несанкционированного доступа к информации третьих лиц, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.

ЦВЛЭК ГА проводит консультации врачей-специалистов и председателей - медицинских экспертов ВЛЭК ГА с использованием телемедицинских технологий в течение 24 часов со дня получения документа.

Направление кандидата на получение медицинского заключения на консультацию в ЦВЛЭК ГА осуществляется председателем - медицинским экспертом ВЛЭК ГА по предварительному согласованию с медицинским экспертом ЦВЛЭК ГА (рекомендуемый образец приведен в приложении N 10 к настоящему Порядку).

22.7. ЦВЛЭК ГА утверждает следующие заключения ВЛЭК ГА:

не годен к выполнению функций пилота (1 класс медицинского заключения);

годен к выполнению функций пилота (при восстановлении пилотов, ранее признанных не годными к летной работе по 1 классу медицинского заключения).

ВЛЭК ГА не позднее чем через 5 дней с момента вынесения медицинского заключения направляет ЦВЛЭК ГА протокол об обязательном медицинском освидетельствовании. ЦВЛЭК ГА в течение 3 дней после получения протокола выносит окончательное медицинское заключение.

При несогласии с заключением, вынесенным ВЛЭК ГА, ЦВЛЭК ГА имеет право осмотреть кандидата на получение медицинского заключения с вынесением окончательного медицинского заключения.

23. При первичном выявлении несоответствия здоровья кандидата на получение медицинского заключения установленным требованиям ВЛЭК ГА обосновывает (с привлечением специалистов по производству полетов, диспетчеров УВД), что несоответствие здоровья кандидата на получение медицинского заключения медицинским требованиям не представляет угрозы для безопасности полетов, и направляет его в ЦВЛЭК ГА с целью принятия решения о вынесении официального медицинского заключения.

В официальном медицинском заключении:

указывается, что в определенных обстоятельствах несоответствие здоровья кандидата на получение медицинского заключения требованиям к состоянию здоровья не угрожает безопасности полетов;

учитываются соответствующие способности, квалификация и опыт кандидата на получение медицинского заключения, а также условия его работы (на основании характеристики с места работы);

делается отметка о любом специальном ограничении или ограничениях в тех случаях, когда обеспечение безопасности полетов обладателем свидетельства зависит от соблюдения такого ограничения или ограничений.

23.1. Очередное освидетельствование обладателя официального медицинского заключения проводится ЦВЛЭК ГА.

24. В случае когда принятие решения о годности возможно при установлении ограничения, медицинский эксперт - председатель ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА) оценивает состояние здоровья кандидата на получение медицинского заключения, его способности, навыки, опыт, виды полетов, условия деятельности и степень сохранности функциональных резервов его организма.

Информация об изменениях:

Пункт 25 изменен с 1 сентября 2024 г. - Приказ Минтранса России от 16 апреля 2024 г. N 128

См. будущую редакцию

25. Ограничения устанавливаются ВЛЭК ГА и ЦВЛЭК ГА при неполном соответствии здоровья кандидата на получение медицинского заключения медицинским требованиям, установленным настоящим Порядком, при условии, что данное состояние его здоровья не ставит под угрозу безопасность полетов.

Информация об ограничениях вносится в раздел "Особые отметки" медицинского заключения (на оборотной стороне документа).

ВЛЭК ГА и ЦВЭК ГА руководствуется следующими ограничениями:

действительно только при использовании корректирующих средств (далее - HAL);

ношение корректирующих линз и наличие запасной пары очков (коррекция нарушения зрения для дальнего расстояния: при осуществлении прав и обязанностей, предусмотренных соответствующим свидетельством, обладатель свидетельства должен носить очки или контактные линзы, корректирующие нарушение зрения для дальнего расстояния, подтвержденное данными обязательного медицинского освидетельствования, и согласованные для использования ВЛЭК ГА, ЦВЛЭК ГА; использование контактных линз должно быть разрешено ВЛЭК ГА, ЦВЛЭК ГА; при использовании контактных линз в наличии должна быть запасная пара очков, прописанных ВЛЭК ГА, ЦВЛЭК ГА (далее - VDL);

ношение многофокальных очков и наличие запасной пары очков (коррекция нарушения зрения для дальнего, среднего и ближнего расстояний: при осуществлении прав и обязанностей, предусмотренных соответствующим свидетельством, обладатель свидетельства должен носить очки или контактные линзы, корректирующие нарушение зрения для дальнего, среднего и ближнего расстояний, подтвержденное данными медицинского освидетельствования, и согласованные для использования ВЛЭК ГА, ЦВЛЭК ГА; контактные линзы и очки с цельной оправой, корректирующие зрение только на ближнее расстояние, не могут использоваться) (далее - VML);

иметь при себе корректирующие зрение очки и запасную пару очков (коррекция нарушения зрения для близкого расстояния: при осуществлении прав и обязанностей, предусмотренных соответствующим свидетельством, обладатель свидетельства должен иметь в непосредственной доступности очки или контактные линзы, корректирующие нарушение зрения для близкого расстояния, подтвержденное данными медицинского освидетельствования, и согласованные для использования ВЛЭК ГА, ЦВЛЭК ГА) (далее - VNL);

действительно для полетов только в дневное время (ограничение дает разрешение частным пилотам с различной степенью нарушения цветовосприятия осуществлять обязанности, предусмотренные соответствующим свидетельством, только в дневное время; применяется только для медицинского заключения 2 класса) (далее - VCL);

ограничение срока действия медицинского заключения: срок действия медицинского заключения ограничивается на период, указанный в заключении. Период действия начинается с даты прохождения медицинского освидетельствования. Период, оставшийся от действия предыдущего медицинского заключения, более не действителен. Обладатель медицинского заключения должен проходить следующее медицинское освидетельствование, как предписано, и следовать всем медицинским рекомендациям (далее - TML);

применимо к членам летного экипажа, которые не соответствуют требованиям для пилотов, осуществляющих эксплуатацию воздушных судов, управляемых одночленным экипажем, но соответствуют требованиям для пилотов, осуществляющих эксплуатацию воздушных судов, управляемых многочленным экипажем. Применяется только для медицинского заключения 1 класса (далее - OML);

годен только как второй пилот. Данное ограничение применяется в случаях, когда по определенным медицинским основаниям здоровье пилота оценивается как не представляющее угрозу безопасности полетов. При выполнении полетов кандидат на получение медицинского заключения может управлять воздушным судном как второй пилот, но не как командир воздушного судна. Применяется только для медицинского заключения 1 класса (далее - ОСL);

годен только для демонстрируемого типа воздушного судна: данное ограничение относится к пилотам с повреждением/отсутствием конечности или другим анатомическим недостатком, приемлемость которого для выполнения полетов была подтверждена медицинским летным тестом или полетом на тренажере, и требуется указать ограничение для полетов на определенном типе воздушного судна. Применяется только для частных пилотов, пилотов сверхлегкой авиации, пилотов планера и свободного аэростата (далее - OAL);

годен только для управления воздушным судном без пассажиров: применение данного ограничения рассматривается при наличии у пилота проблемы скелетно-мышечной системы или прочего заболевания, представляющего определенный минимальный риск для безопасности полетов, который является приемлемым для пилота, но неприемлемым для перевозки пассажиров. Применяется только для частных пилотов, пилотов сверхлегкой авиации, пилотов планера и свободного аэростата (далее - OPL);

Запрещается продление нормы полетного времени для лиц с нарушением слуха.

26. В случае несогласия с экспертным решением, принятым ВЛЭК ГА, кандидат на получение медицинского заключения может обратиться в ЦВЛЭК ГА для обжалования этого решения.

Экспертное решение ЦВЛЭК ГА обжалуется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

27. При проведении обязательного медицинского освидетельствования соблюдается принцип конфиденциальности медицинской информации.

28. После завершения первичного освидетельствования и признания кандидата на получение медицинского заключения годным по состоянию здоровья к исполнению функций авиационного персонала (обучению), на него формируется личное медицинское дело, включающее протокол его медицинского освидетельствования ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА), протоколы заключений врачей-специалистов, результаты лабораторных и инструментальных исследований, а также прочие документы, с учетом которых был установлен диагноз и выносилось решение о годности (негодности) к обучению и работе по состоянию здоровья.

Личное медицинское дело пополняется после каждого освидетельствования кандидата на получение медицинского заключения и хранится во ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА) не менее 50 лет (после окончания профессиональной деятельности обладателя свидетельства - не менее 10 лет).

29. Личное медицинское дело хранится по месту проведения обязательного медицинского освидетельствования в бумажном и электронном виде. В электронном варианте данные передаются в информационную базу "Паспорт здоровья авиационного персонала".

При необходимости передачи материалов личного дела на бумажном носителе оформляется заверенная копия, которая направляется по месту запроса в опечатанном виде.

Информация об изменениях:

Пункт 30 изменен с 1 сентября 2024 г. - Приказ Минтранса России от 16 апреля 2024 г. N 128

См. будущую редакцию

30. При проведении первичного обязательного медицинского освидетельствования заполняется медицинская карта авиационного персонала (рекомендуемый образец приведен в приложении N 11 к настоящему Порядку) с фотографией, заверенной печатью ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА), в которую вносится также протокол обязательного медицинского освидетельствования ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА), предусмотренный пунктом 22.2 настоящего Порядка. Медицинская карта ведется в бумажном или электронном виде врачом медицинской организации, осуществляющей медицинское наблюдение.

Информация об изменениях:

Пункт 31 изменен с 1 сентября 2024 г. - Приказ Минтранса России от 16 апреля 2024 г. N 128

См. будущую редакцию

31. Медицинская документация (личное медицинское дело, медицинская карта) лицам, окончившим образовательную организацию, учебное заведение гражданской авиации, а также специалистам авиационного персонала при переводе в другие авиационные предприятия и их увольнении из организации гражданской авиации выдается на руки в опечатанном виде под подпись в соответствии с порядком, установленным распорядительным документом медицинской организации, осуществлявшей освидетельствование и/или динамическое наблюдение/мониторинг состояния здоровья. При ведении медицинской документации только в электронном виде выдается оформленная выписка за весь период наблюдения (в бумажном или электронном виде с заверением квалифицированной электронной подписью).

32. По результатам медицинского освидетельствования за текущий год ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА) составляет заключительный акт по результатам медицинского освидетельствования членов летных экипажей воздушных судов, диспетчеров УВД (рекомендуемый образец приведен в приложении N 12 к настоящему Порядку), который утверждается председателем - медицинским экспертом ВЛЭК ГА и направляется руководителю предприятия не позднее 10 февраля года, следующего за отчетным.

33. Порядок создания и работы ВЛЭК ГА и ЦВЛЭК ГА, требования к квалификации их членов установлены приложениями N 13, 14 к настоящему Порядку.

 

------------------------------

Информация об изменениях:

Сноски изменены с 1 сентября 2024 г. - Приказ Минтранса России от 16 апреля 2024 г. N 128

См. будущую редакцию

1Пункт 1 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 396 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3343; 2010, N 6, ст. 652).

2Пункт 1.3 статьи 53 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 2021, N 24, ст. 4226).

3 Глава 1 приложения 1 "Выдача свидетельств авиационному персоналу" к Конвенции международной гражданской авиации (заключена в г. Чикаго 7 декабря 1944 г.) Международные воздушные сообщения СССР: Сборник документов. Москва, 1970; официальный сайт Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.icao.int. Вступила в силу для СССР 14 ноября 1970 г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 1 октября 1970 г. N 836-284).

4 Глава 6 приложения 1 "Выдача свидетельств авиационному персоналу" к Конвенции международной гражданской авиации (заключена в г. Чикаго 7 декабря 1944 г.) Международные воздушные сообщения СССР: Сборник документов. Москва, 1970; официальный сайт Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.icao.int. Вступила в силу для СССР 14 ноября 1970 г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 1 октября 1970 г. N 836-284).

5Приложение N 19 к приказу Минздрава России от 15 декабря 2014 г. N 834н "Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению" (зарегистрирован Минюстом России 20 февраля 2015 г., регистрационный N 36160) с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 9 января 2018 г. N 2н (зарегистрирован Минюстом России 4 апреля 2018 г., регистрационный N 50614), от 2 ноября 2020 г. N 1186н (зарегистрирован Минюстом России 27 ноября 2020 г., регистрационный N 61121).

6Пункт 1 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 396 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3343; 2010, N 6, ст. 652).

7Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст. 373; 2021, N 32, ст. 6007).

------------------------------

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "26 декабря 2017 г."