Обобщение судебной практики
по налоговым спорам
Обработано 4520 дел. Обобщение по тематическому критерию
Используемые сокращения:
КС РФ - Конституционный Суд РФ.
ВС РФ - Верховный Суд Российской Федерации.
ВАС РФ - Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
ФАС ЦО - Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
ФАС ДО - Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа.
ФАС МО - Федеральный арбитражный суд Московского округа.
ФАС ПО - Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
ФАС СЗО - Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа.
ФАС УО - Федеральный арбитражный суд Уральского округа.
ФАС ВСО - Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
ФАС ВВО - Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа.
ФАС ЗСО - Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
ФАС СКО - Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Условные обозначения:
! - дефиниции.
+ - положительная практика.
- - отрицательная практика.
1. Дела КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ
!
1.1. В отношении передачи авторских прав и иных аналогичных прав действует режим налогообложения услуг, установленный подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ: объект налогообложения (реализация работ и услуг на территории Российской Федерации) возникает в том случае, если покупатель упомянутых объектов гражданских прав осуществляет деятельность на территории РФ.
Постановление Президиума ВАС РФ от 2 августа 2005 г. N 2617/05.
-
1.2. Выплату вознаграждения членам совета директоров общества Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" связывает с выполнением ими управленческих функций. Такая деятельность подпадает под объект налогообложения, предусмотренный п. 1 ст. 236 НК РФ.
Постановление Президиума ВАС РФ от 26 июля 2005 г. N 1456/05.
1.3. Отзыв инкассовых поручений не является необходимым условием для вынесения налоговым органом решения о взыскании налога за счет имущества, а само наличие инкассовых поручений, выставленных к счету налогоплательщика, не может служить основанием для признания данного решения недействительным.
Постановление Президиума ВАС РФ от 19 июля 2005 г. N 853/05.
2. Общие вопросы налогообложения
+
2.1. Пунктом 2 ст. 40 НК РФ установлен исчерпывающий перечень случаев, когда налоговые органы вправе при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов проверять правильность применения цен по сделкам.
Постановление ФАС ЦО от 15 июля 2005 г. по делу N А23-4246/04А-5-353.
2.2. При наличии решения налогового органа о приостановлении операций по расчетным (текущим) счетам организаций банк вправе открыть налогоплательщику ссудный счет, в том числе счет по учету кредитов. По ссудным счетам не производятся зачисление и расходование денежных средств.
Постановление ФАС МО от 16 мая 2005 г. по делу N КА-А41/3746-05.
2.3. Недобросовестность налогоплательщика, которая заключается в извлечении прибыли из предпринимательской деятельности за счет федерального бюджета, основанной на продаже товаров по цене ниже себестоимости приобретения, путем согласованного увеличения цен при поставке товаров на внутреннем рынке по сравнению с экспортными ценами, подлежит доказыванию посредством проведения проверки правильности применения цен по сделкам, которые заявитель заключил в целях поставки товара на экспорт и установления отклонения применяемых заявителем цен от рыночных в порядке ст. 40 НК РФ.
Постановление ФАС ПО от 23 сентября 2004 г. по делу N А55-4365/04-44.
-
2.4. Течение пятидневного срока предоставления документов по требованию налогового органа начинается со следующего дня после вручения требования, независимо от того, является следующий день выходным, праздничным или иным нерабочим днем.
Постановление ФАС ЗСО от 25 августа 2005 г. по делу N Ф04-5661/2005(14234-А81-27).
2.5. Отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации (ст. 80 НК РФ) по данному периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.
Постановление ФАС ВСО от 18 августа 2005 г. по делу N А58-803/05-Ф02-3961/05-С1.
3. Уплата и возврат налогов
!
3.1. Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд), а также если на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога данный налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством РФ исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований.
Постановление ФАС УО от 17 августа 2005 г. по делу Ф09-3553/05-С2.
+
3.2. Срок направления требования об уплате налогов и пеней не является пресекательным, поэтому его пропуск не влияет на действительность постановления о взыскании налога (сбора), пеней за счет имущества налогоплательщика при соблюдении налоговым органом общего срока и порядка реализации права на бесспорное взыскание.
Постановление ФАС ВВО от 8 августа 2005 г. по делу N А43-35306/2004-32-1669.
3.3. Требование об уплате пеней должно содержать сведения о размере недоимки, дате, с которой начинают начисляться пени, и ставке пеней. Если из требования налогового органа об уплате налога и пеней невозможно проверить правильность начисления пени, данное требование является недействительным.
Постановление ФАС ЗСО от 28 июля 2005 г. по делу N Ф04-3588/2005(11954-А27-23).
3.4. Проценты подлежат начислению в случае нарушения сроков возврата налога по истечении месячного срока, установленного п. 9 ст. 78 НК РФ для добровольного возращения налогоплательщику налоговым органом излишне взысканных (перечисленных) сумм налогов с момента обращения налогоплательщика в данный орган с заявлением, а не с момента вступления в законную силу постановления арбитражного суда, которым установлено, что за данный период у налогоплательщика отсутствовала обязанность по исчислению и уплате налога.
Постановление ФАС ЗСО от 23 июня 2005 г. по делу N Ф04-3838/2005(12229-А46-29).
3.5.Срок, предусмотренный п. 3 ст. 46 НК РФ, является общим для вынесения решения о взыскании налогов и пеней за счет денежных средств налогоплательщика и решения о взыскании налогов и пеней за счет имущества налогоплательщика. После его истечения налоговый орган утрачивает право на бесспорное взыскание налога и дальнейшее его взыскание возможно лишь в судебном порядке и только в течение 6 месяцев.
Постановление ФАС ЗСО от 15 июня 2005 г. по делу N Ф04-3656/2005(12099-А46-33).
3.6. НК РФ не содержит запрета налогоплательщику погашать задолженность по уплате налогов путем перечисления денежных средств за налогоплательщика третьими лицами, являющимися должниками налогоплательщика по гражданско-правовым сделкам, на основании доверенности согласно ст. 29 НК РФ при условии реального поступления налогов в бюджет.
Постановление ФАС ЗСО от 29 декабря 2004 г. по делу N Ф04-9183/2004(7441-А70-18).
3.7. Налоговый орган не вправе самостоятельно, вопреки волеизъявлению налогоплательщика, выраженному в соответствующем заявлении, производить зачет переплаты по налогам в счет недоимки.
Постановление ФАС УО от 19 июля 2005 г. по делу N Ф09-2988/05-С7,
Постановление ФАС ЗСО от 20 декабря 2004 г. по делу N Ф04-8886/2004(7066-А27-14).
3.8. В случае неправильного указания налогоплательщиком в платежном поручении бюджетного счета (указание номера счета другого налога), на который должен быть перечислен определенный налог, суммы налога считаются зачисленными в бюджет, а налог уплаченным.
Постановление ФАС ЗСО от 29 сентября 2004 г. по делу N Ф04-6964/2004(А45-5059-3).
-
3.9.В силу ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Требование, направленное налоговым органом с нарушением установленного трехмесячного срока, не является недействительным, поскольку названный срок не пресекательный.
Постановление ФАС СЗО от 2 сентября 2005 г. по делу N А05-5007/04-14.
3.10. Неуказание реквизитов в налоговом уведомлении для уплаты задолженности по налогу и авансовых платежей (ИНН получателя, счет получателя, учреждение банка, БИК и корреспондентский счет) не является основанием для признания его незаконным.
Постановление ФАС СЗО от 22 августа 2005 г. по делу N А21-7765/04-С1.
3.11.Требования п. 2 ст. 45 НК РФ о том, что обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на его счете, не распространяются на недобросовестных налогоплательщиков.
Постановление ФАС ВВО от 22 июня 2005 г. по делу N А29-8189/2004а.
3.12. В настоящее время существует только одно основание для признания задолженности налогоплательщика безнадежной к взысканию и ее списания - ликвидация организаций, когда утрачивается возможность добровольного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога и пени. Списание задолженности на основании решения суда в связи с истечением срока давности законодательством не предусмотрено.
Постановление ФАС ПО от 3 мая 2005 г. по делу N А55-14018/2004-30.
4. Налог на добавленную стоимость
!
4.1. По смыслу закона, применение ставки налога 0% возможно только в отношении вывезенных в режиме экспорта товаров, т.е. лишь после того, как будет установлен факт пересечения ими границы РФ.
Постановление ФАС УО от 29 августа 2005 г. по делу N Ф09-3659/05-С1.
4.2. Обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике - покупателе товаров (работ, услуг), поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиками.
Постановление ФАС МО от 18 августа 2005 г. по делу N КА-А40/7927-05.
4.3. Если имущество фактически приобреталось для взноса в уставный капитал, то права на налоговый вычет суммы НДС, уплаченной поставщику, не имеется.
Постановление ФАС ПО от 17 июня 2005 г. по делу N А65-24861/04-СА1-32.
+
4.4. Отметка "Вывоз разрешен" на ГТД не является доказательством фактического вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации. Ее отсутствие не признается основанием для отказа в возмещении суммы налога.
Постановление ФАС ЗСО от 15 августа 2005 г. по делу N Ф04-5178/2005(13750-А27-25).
4.5. В нормах налогового законодательства право на налоговый вычет закреплено вне зависимости от наличия документов, подтверждающих фактическую уплату налога поставщиком.
Постановление ФАС УО от 11 августа 2005 г. по делу N Ф09-3426/05-С2.
4.6. Несоответствие сведений о наименовании судна, указанных в грузовой таможенной декларации, сведениям, имеющимся в коносаменте, не может служить основанием для отказа налогоплательщику в предоставлении налоговых вычетов.
Постановление ФАС ПО от 17 мая 2005 г. по делу N А57-2889/04-28,
Постановление ФАС СЗО от 11 августа 2005 г. по делу N А56-37553/04.
4.7. Сомнения в добросовестности налогоплательщика при наличии документов, подтверждающих экспорт товара, оформленных в соответствии с налоговым законодательством и не содержащих неясностей и противоречий, не признаются основанием для отказа в возмещении суммы налога.
Постановление ФАС МО от 4 августа 2005 г. по делу N КА-А40/7386-05.
4.8. Нормы главы 21 НК РФ право на предъявление уплаченного НДС к вычету не ставят в зависимость от возможности проведения налоговой проверки в отношении поставщиков налогоплательщика.
Постановление ФАС СЗО от 19 июля 2005 г. по делу N А56-1038/05.
4.9. Отсутствие товарно-транспортных накладных при приобретении товара не является основанием для отказа законопослушному налогоплательщику в возврате указанного налога.
Постановление ФАС ВСО от 18 июля 2005 г. по делу N А19-24066/04-20-Ф02-3394/05-С1.
4.10. Неуказание в счете-фактуре полного адреса покупателя (город в нем указан) не может рассматриваться в качестве существенного нарушения требований ст. 169 НК РФ.
Постановление ФАС СЗО от 18 июля 2005 г. по делу N Ф04-4644/2005(13087-А27-34).
4.11. Допущенные перевозчиком нарушения при составлении коносаментов (коносамент не отвечает требованиям Кодекса торгового мореплавания РФ) не могут повлиять на право ОАО заявить налоговый вычет, поскольку налогоплательщик не несет ответственности за действия третьих лиц.
Постановление ФАС СЗО от 8 июля 2005 г. по делу N А56-1040/2005.
4.12. Передача векселя кредитору за приобретаемые у него товары не является реализацией в значении, придаваемом ст. 39 НК РФ, и НДС не облагается.
Постановление ФАС УО от 11 мая 2005 г. по делу N Ф09-1917/05-АК,
Постановление ФАС ЗСО от 22 июня 2005 г. по делу N Ф04-3835/2005(12285-А45-25).
4.13. Неуплата НДС в бюджет поставщиками, наличие пороков в их регистрации либо отсутствие по месту государственной регистрации не могут влиять на право общества получить возмещение НДС.
Постановление ФАС СКО от 20 июня 2005 г. по делу N Ф08-2581/2005-1029А.
4.14. Неполучение ответов по результатам встречных проверок поставщиков, ненахождение некоторых поставщиков по юридическому адресу не могут служить основанием для отказа в возмещении НДС при отсутствии признаков недобросовестности в действиях налогоплательщика.
Постановление ФАС МО 21 марта 2005 г. по делу N КА-А40/1824-05.
4.15. НК РФ не ставит принятие сумм налога к вычету в зависимость от нахождения либо отсутствия контрагента по его юридическому адресу, уплаты им НДС, а также от представления последним отчетности в налоговые органы.
Постановление ФАС ЗСО от 22 декабря 2004 г. по делу N Ф04-8951/2004(7190-А46-18).
-
4.16. При наличии имеющихся расхождений в документах, представленных для обоснованности применения налоговых вычетов и возмещения НДС, недобросовестность налогоплательщика считается очевидной и возврат входного НДС невозможен.
Постановление ФАС ПО от 9-14 сентября 2004 г. по делу N А57-13576/02-16.
4.17. При наличии в действиях налогоплательщика признаков недобросовестности, а также схем, направленных на незаконное возмещение из бюджета НДС, налог к вычету (возмещению) не принимается.
Постановления ФАС СКО от 16 мая 2005 г. по делу N Ф08-2021/2005-822А, от 21 июня 2005 г. по делу N Ф08-2601/2005-1038А,
Постановления ФАС МО от 14 мая 2005 г. по делу N КА-А40/3713-05, от 23 июня 2005 г. по делу N КА-А40/5312-05-П, от 29 июня 2005 г. по делу N КА-А40/4189-05, от 16 августа 2005 г. по делу N КА-А40/7595-05,
Постановление ФАС СЗО от 22 августа 2005 г. по делу N А26-13194/04-218.
4.18. НДС, уплаченный поставщикам товаров (работ, услуг) полученными взаймы векселями третьих лиц, к вычету не принимается.
Постановление ФАС УО от 10 августа 2005 г. по делу N Ф09-3385/05-С2.
Противоположная позиция содержится в Постановлении ФАС СЗО от 18 июля 2005 г. по делу N А56-16274/04.
4.19. Если общество выставляло счета-фактуры с НДС в отсутствие такой обязанности и, соответственно, перечисляло налог в бюджет, то сумма НДС возврату не подлежит.
Постановление ФАС ЗСО от 15 июня 2005 г. по делу N Ф04-3034/2005(11211-А75-34).
4.20. Заключение налогоплательщиком сделки по приобретению товара с продавцом, который не состоит на налоговом учете, лишает его права на применение налогового вычета в отношении уплаченной суммы налога в составе цены данного товара.
Постановление ФАС УО от 28 февраля 2005 г. по делу N Ф09-442/05-АК.
5. Налог на прибыль
+
5.1. Экономическая обоснованность понесенных налогоплательщиком расходов определяется не фактическим получением доходов в конкретном отчетном периоде, а направленностью таких расходов на получение дохода, т.е. обусловленностью экономической деятельности налогоплательщика.
Постановление ФАС СЗО от 19 мая 2005 г. по делу N А56-20602/04,
Постановления ФАС УО от 11 мая 2005 г. по делу N Ф09-1927/05-С1, от 9 августа 2005 г. по делу N Ф09-3333/05-С1.
5.2. Согласно подп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в том числе, расходы на консультационные и иные аналогичные услуги. Унифицированная форма акта выполненных работ по оказанию консультационных услуг действующим законодательством не установлена. Стороны по договору вправе составлять такой акт в произвольной форме с отражением требуемых реквизитов, содержащихся в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Постановление ФАС ЦО от 5 августа 2005 г. по делу N А62-8620/2004.
5.3. Если органами местного самоуправления нормативы затрат на содержание объектов социально-культурной сферы, находящихся на балансе предприятий, не утверждались на соответствующий год, налогоплательщик*(1) вправе воспользоваться нормативами, установленными в предыдущем году.
Постановление ФАС ПО от 7 июля 2005 г. по делу N А12-33118/04-С51.
5.4. Неистребованная дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности (3 года), учитывается в качестве внереализационного расхода налогоплательщика как безнадежный долг.
Постановление ФАС ЗСО от 8 июня 2005 г. по делу N Ф04-3489/2005(11955-А27-33).
5.5. Экономическая выгода, полученная в виде неуплаты процентов за пользование заемными денежными средствами, налогом на прибыль не облагается.
Постановление ФАС ЗСО от 23 мая 2005 г. по делу N Ф04-3146/2005(11503-А45-40).
5.6. В целях налогообложения прибыли под экономически обоснованными расходами принимаются расходы, произведенные налогоплательщиком с целью осуществления деятельности, приносящей доход, независимо от того, привели ли данные расходы к увеличению дохода.
Постановление ФАС СЗО от 19 мая 2005 г. по делу N А56-20602/04.
-
5.7. Начисление процентов за пользование кредитом не может служить основанием для отнесения на себестоимость процентов по кредитам банков. Только факт перечисления (реальной уплаты) денег банку или удержания банком процентов в установленном договором или законодательством порядке позволяет включить данные проценты в себестоимость. Без фактической оплаты отнесение начисленных процентов на себестоимость продукции (работ, услуг) неправомерно.
Постановление ФАС МО 16 августа 2005 г. по делу N КА-А40/7261-05.
5.8. Счета-фактуры, содержащие недостоверные сведения о продавце - несуществующем на момент совершения сделок индивидуальном предпринимателе, свидетельствуют о завышении налогоплательщиком затрат, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности.
Постановление ФАС ВСО от 22 июля 2005 г. по делу N А74-3939/04-К2-Ф02-3156/05-С1.
5.9. Затраты налогоплательщика по возмещению материального ущерба клиенту вследствие нарушения комиссионером своих обязательств по исполнению условий заключенного между последним и налогоплательщиком (комитентом) договора комиссии не подлежат включению в состав внереализационных расходов налогоплательщика.
Постановление ФАС ДВО от 29 июня 2005 г. по делу N Ф03-А73/05-2/1568.
5.10. Из норм ст. 252 НК РФ следует, что для обоснованности включения затрат в расходы по налогу на прибыль необходимо доказать в том числе факт реального осуществления расходов и то, что они направлены на получение дохода.
Постановление ФАС ПО от 1 июня 2005 г. по делу N А12-36279/04-С51.
6. Прочие налоги и сборы
!
6.1. Объектом налогообложения по акцизам признаются операции по получению нефтепродуктов налогоплательщиком, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.
Постановление ФАС СКО от 18 мая 2005 г. по делу N Ф08-2173/2005-889А.
+
6.2. Налоговое законодательство не предусматривает начисление пеней за неуплату налогоплательщиком ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу.
Постановление ФАС ПО от 20 июля 2005 г. по делу N А62-7135/2004,
Постановление ФАС ВВО от 21 июля 2005 г. по делу N А29-8573/2004а,
Постановление ФАС ВСО от 18 августа 2005 г. по делу N А58-4991/04-Ф02-3963/05-С1,
Постановление ФАС МО от 18 августа 2005 г. по делу N КА-А40/7668-05.
6.3. Плательщиком налога на землю при передаче имущества в доверительное управление может быть только собственник недвижимого имущества (собственник земельного участка). Поскольку при передаче в доверительное управление доверительный управляющий в лице ЗАО ни собственником, ни землепользователем, ни землевладельцем не является, данное общество не может быть плательщиком земельного налога.
Постановление ФАС МО от 1 августа 2005 г. по делу N КА-А41/6868-05-П.
6.4. Платежи за загрязнение окружающей природной среды, в частности за негативное воздействие на окружающую среду, являются фискальными, а не налоговыми платежами, начисление пеней за их несвоевременную уплату на основании ст. 75 НК РФ неправомерно.
Постановление ФАС ЗСО от 18 июля 2005 г. по делу N Ф04-3009/2005(12255-А45-37).
6.5. Доначисление и взыскание с налогового агента за счет его собственных средств неудержанных сумм НДФЛ из доходов, выплаченных физическим лицам, не допускаются и противоречат нормам налогового законодательства.
Постановление ФАС УО от 14 июня 2005 г. по делу N Ф09-3438/05-С2.
6.6. Благотворительный обед, приуроченный ко Дню пожилых людей, организованный налогоплательщиком для своих бывший работников, может расцениваться как оказанная им материальная помощь. Стоимость материальной помощи, оказанной каждому бывшему работнику в пределах 2000 руб., НДФЛ не облагается.
Постановление ФАС ПО от 8 июня 2004 г. по делу N А65-20519/03-СА1-32.
6.7. В условиях переходного периода, при наличии обстоятельств, препятствующих налогоплательщику реально воспользоваться правом выбора объекта налогообложения, последний может меняться налогоплательщиком в течение срока применения упрощенной системы налогообложения.
Постановление ФАС ВВО от 7 июня 2005 г. по делу N А28-25808/2004-1014/18.
-
6.8. Налогоплательщик обязан уплачивать налог за земельные участки, на которых расположены принадлежащие ему объекты, независимо от того что право землепользования не оформлено им в установленном законодательством порядке.
Постановление ФАС СЗО от 27 июня 2005 г. по делу N А56-35165/04.
6.9. Факт придания обратной силы закону, который улучшил положение плательщиков ЕНВД и освободил этих лиц от уплаты единого социального налога, не позволяет квалифицировать уже уплаченные суммы ЕСН как излишне уплаченные.
Постановление ФАС СЗО от 19 февраля 2004 г. по делу N А05-7458/03-26.
7. Налоговый контроль
!
7.1. Перечень документов должен быть указан таким образом, чтобы возможно было определить, какое количество документов истребовала инспекция, что в последующем позволило бы дать оценку обоснованности размера налоговой санкции за непредставление истребованных документов.
Постановление ФАС ЗСО от 6 июня 2005 г. по делу N Ф04-3420/2005(11822-А27-35).
-
7.2. При проведении камеральных и выездных проверок налогоплательщика налоговый орган вправе истребовать у банка (как у иного лица) документы, относящиеся к деятельности проверяемого лица.
Постановление ФАС МО от 27 июля 2005 г. по делу N КА-А40/6700-05.
8. Ответственность
+
8.1. В связи с наличием переплаты состав налогового правонарушения отсутствует, поскольку неуплата налога не повлекла возникновение задолженности перед соответствующим бюджетом.
Постановление ФАС ВСО от 25 августа 2005 г. по делу N А19-12165/04-20-Ф02-4006/05-С1.
8.2. Налоговое законодательство предусматривает начисление штрафа исходя из суммы налога, подлежащей уплате на основе декларации, а не из суммы налога, исчисленной налоговым органом расчетным путем.
Постановление ФАС ВСО от 23 августа 2005 г. по делу N А19-2912/05-15-Ф02-4051/05-С1.
8.3. Привлечение налогоплательщика по результатам камеральной налоговой проверки к ответственности за неуплату суммы НДС, которая в дальнейшем (по итогам налогового периода) уплате не подлежала, недопустимо.
Постановление ФАС СЗО от 10 августа 2005 г. по делу N Ф04-5183/2005(13802-А46-31).
8.4. Закрытие банком по собственной инициативе расчетного счета налогоплательщика и неизвещение последнего об этом исключают привлечение налогоплательщика к ответственности по ст. 118 НК РФ.
Постановление ФАС ПО от 17 мая 2005 г. по делу N А65-25244/2004-СА1-37.
8.5. Нарушение порядка уплаты налога (перечисление обществом налога по месту нахождения головной организации, в то время как налог подлежит уплате по месту нахождения обособленного подразделения) не может служить основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ.
Постановление ФАС ВВО от 14 мая 2005 г. по делу N А11-12235/2004-К2-Е-11653.
8.6. Если в предыдущем налоговом периоде у налогоплательщика имеется переплата определенного налога, которая больше или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет, и указанная переплата не была зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, то недоимки по налогу в бюджете не возникает. Доначисление налога и пеней в проверяемом периоде без учета упомянутой переплаты, а также привлечение к ответственности неправомерно.
Постановление ФАС ЗСО от 20 декабря 2004 г. по делу N Ф04-8827/2004(7079-А70-14).
-
8.7. Привлечение налогоплательщика к ответственности за непредставление документов по соответствующему требованию налогового органа, в котором перечень документов не конкретизирован, допустимо в случае, если налоговый орган не обладал и не мог обладать данными о количестве и реквизитах запрашиваемых документов.
Постановление ФАС ЗСО от 25 июля 2005 г. по делу N Ф04-4652/2005(13222-А27-3).
8.8. То обстоятельство, что нарушение должно было быть установлено при камеральной проверке налоговой декларации, не исключает права налогового органа на привлечение налогоплательщика к ответственности при выявлении нарушения при выездной налоговой проверке, если не истекли сроки, установленные ст. 113 НК РФ.
Постановление ФАС ДВО от 29 июня 2005 г. по делу Ф03-А59/05-2/1596.
9. Защита прав налогоплательщика (налогового агента)
!
9.1. Отмена решения налогового органа означает прекращение действия такого решения на будущее. Признание решения недействительным влечет признание его недействующим с момента принятия, свидетельствует о незаконности решения с момента его вынесения.
Постановление ФАС ВСО от 6 июля 2005 г. по делу N А19-28264/04-30-Ф02-3103/05-С1.
+
9.2. Срок на принятие решения о взыскании налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, и срок для предъявления иска в суд являются пресекательными. Их фактическое восстановление или продление путем направления налоговым органом нового требования об уплате налога на те же суммы недопустимо.
Постановление ФАС СЗО от 10 августа 2005 г. по делу N А05-24577/04-18.
9.3. Право налогоплательщика на обращение в суд для разрешения спора о законности принятого налоговым органом решения не связано с результатами рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом. Принятие последним решения об отмене акта нижестоящего налогового органа не может служить основанием для прекращения производства по делу.
Постановление ФАС УО от 18 июля 2005 г. по делу N Ф09-2976/05-С7.
9.4. Многочисленные несоблюдения налоговым органом процедуры бесспорного взыскания налогов (нарушение сроков, повторное взыскание уплаченных сумм, невыставление инкассовых поручений по ряду требований) нарушают права и законные интересы налогоплательщика. Обращение взыскания на имущество налогоплательщика без надлежащего выполнения условий указанной процедуры незаконно.
Постановление ФАС СКО от 18 апреля 2005 г. по делу N Ф08-978/2005-568А.
Обзор подготовили специалисты департамента налогов
и права компании "ФБК" под руководством
старшего юрисконсульта А.А. Яковлева
"Ваш налоговый адвокат", N 6, ноябрь-декабрь 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В данном случае речь идет об организации-налогоплательщике, являющейся градообразующей и применяющей положения ст. 275 НК РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru