Обобщение судебной практики по налоговым спорам за апрель 2004 г.
Обработано 2331 дело
Обобщение по тематическому критерию
Используемые сокращения
КС РФ - Конституционный Суд Российской Федерации.
ВС РФ - Верховный Суд Российской Федерации.
ВАС РФ - Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
ФАС ЦО - Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
ФАС ДО - Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа.
ФАС МО - Федеральный арбитражный суд Московского округа.
ФАС ПО - Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
ФАС СЗО - Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа.
ФАС УО - Федеральный арбитражный суд Уральского округа.
ФАС ВСО - Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
ФАС ВВО - Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа.
ФАС ЗСО - Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
ФАС СКО - Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Условные обозначения
"!" - дефиниции.
"-" - отрицательная практика.
"+" - положительная практика.
[1] Дела КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ
"!"
1.1. Определение КС РФ от 22 января 2004 г. N 8-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Нойзидлер Сыктывкар" на нарушение конституционных прав и свобод статьей 3 Федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2000 год"
Страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включены законодателем в состав единого социального налога, однако по своему юридическому содержанию и социально-правовой природе эти взносы идентичны тем страховым взносам, которые в настоящее время заменены единым социальным налогом, - они также взыскиваются на началах обязательности, безвозвратности и индивидуальной безвозмездности.
Это означает, что при установлении указанных платежей законодатель должен соблюдать не только требования ст. 15 (ч. 3), 54, 55 (ч. 2 и 3) и 57 Конституции РФ, но и положения НК РФ, регламентирующие действие актов законодательства о налогах и сборах во времени, а именно ст. 5 НК РФ.
1.2. Определение КС РФ от 5 февраля 2004 г. N 30-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы тверской городской общественной организации инвалидов "РСК-инвест" на нарушение конституционных прав и свобод статьей 3 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
С введением системы обязательного пенсионного страхования специальные страховые взносы на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии застрахованных лиц приобрели иную социально-правовую природу. В отличие от налога, платежи которого не имеют адресной основы, характеризуются индивидуальной безвозмездностью, безвозвратностью и не персонифицируются при поступлении в бюджет, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование отвечают признакам возмездности и возвратности, поскольку при поступлении в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются в разрезе каждого застрахованного лица и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органах ПФР.
"-"
1.3. Определение КС РФ от 22 января 2004 г. N 41-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Сибирский Тяжпромэлектропроект" и гражданки Тарасовой Галины Михайловны на нарушение конституционных прав и свобод абзацем первым пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации"
Положения п. 1 и 2 ст. 45 НК РФ в их взаимосвязи свидетельствуют о том, что в целях надлежащего исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщик обязан самостоятельно, т.е. от своего имени и за счет своих собственных средств, уплатить соответствующую сумму налога в бюджет.
1.4. Определение КС РФ от 5 марта 2004 г. N 76-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Хямяляйнен Марины Геннадьевны на нарушение ее конституционных прав положениями пунктов 1 и 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации"
Выплаты районных коэффициентов и процентных надбавок выступают элементами оплаты труда, составной частью заработной платы, они не могут отождествляться - без особой оговорки - с компенсациями, о которых идет речь в оспариваемых положениях п. 1 и 3 ч. 1 ст. 217 НК РФ, призванными возместить налогоплательщикам конкретные затраты, связанные именно с непосредственным выполнением лицами своих трудовых обязанностей (т.е. обусловленные реальными расходами, такими, как переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
"+"
1.5. Решение ВАС РФ от 6 ноября 2003 г. по делу N 11542/03
Второе предложение абзаца 24 раздела 8 Инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной приказом МНС России от 29 декабря 2001 г. N БГ-3-02/585, следующего содержания: "На расчете делается отметка налогового органа по месту нахождения налогоплательщика, подтверждающая включение в декларацию суммы авансовых платежей и налога на прибыль по обособленному подразделению, и проставляется штамп этого налогового органа" - признано не соответствующим НК РФ и недействующим.
1.6. Постановление Президиума ВАС РФ от 24 февраля 2004 г. N 10865/03
При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и фактической уплате таможенному органу НДС для применения налогового вычета следует руководствоваться не особым порядком, установленным п. 5 ст. 172 НК РФ для объектов завершенного или незавершенного капитального строительства, а абз. 2 и 3 п. 1 ст. 172 НК РФ, которыми предусмотрен вычет НДС, уплаченного на таможне при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
[2] Общие вопросы налогообложения
"!"
2.1. Постановление ФАС ЗСО от 18 февраля 2004 г. по делу Ф04/795-55/А75-2004
Суд не принял довод общества о безусловном продлении срока представления годовой бухгалтерской отчетности в налоговый орган со ссылкой на п. 1 ст. 47 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", поскольку этой нормой устанавливаются сроки проведения годового общего собрания.
2.2. Постановление ФАС УО от 2 марта 2004 г. по делу N Ф09-623/04-АК
Отсутствие гармонизации бюджетного законодательства, которым предусматривалась с 1999-го по 2002 г. реструктуризация задолженности по налогам, пеням и штрафам, и налогового законодательства, несогласованность действий нескольких налоговых органов (УМНС России по Республике Башкортостан, районной инспекции и межрайонной инспекции МНС России N 1 по Республике Башкортостан) не могут служить основанием для удовлетворения требований недобросовестного налогоплательщика, который, используя формальный, казуистический подход к толкованию правовой коллизии, по существу злоупотребляет своим правом, создавая для себя необоснованные исключительные преимущества перед добросовестными налогоплательщиками.
"+"
2.3. Постановление ФАС МО от 29 декабря 2003 г. по делу N КГ-А40/10264-03
Суд указал, что стороны имели право заключить гражданско-правовой договор об оказании услуг по содействию в производственной и иной деятельности; трудовое, гражданское, налоговое законодательство при этом не нарушалось; договор реально исполнен. Правомерные действия налогоплательщика не являются правонарушением, хотя бы они и были направлены на снижение размера налога.
2.4. Постановление ФАС МО от 29 января 2004 г. по делу N КА-А40/11329-03
Изменение режима налогообложения существенно ухудшает положение предпринимателя как налогоплательщика, в связи с чем противоречит ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и, следовательно, положения главы 26.2 НК РФ не могут применяться к предпринимателю в течение четырех лет с момента его государственной регистрации.
2.5. Постановление ФАС ПО от 13 января 2004 г. по делу N А12-9764/03-С42
Унитарные предприятия не могут быть отнесены к организациям, предусмотренным подп. 14 п. 3 ст. 34612 НК РФ, и на них распространяется право на переход на упрощенную систему налогообложения. В НК РФ нет норм, содержащих запрет на применение унитарными предприятиями упрощенной системы налогообложения.
[3] Уплата и возврат налогов
"!"
3.1. Постановление ФАС ПО от 22 мая 2003 г. по делу N А65-18465/02-СА2-22
Согласно п. 8 ст. 78 НК РФ заявление о возврате излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Данный срок является пресекательным, восстановлению не подлежит и его пропуск лишает налогоплательщика права на возврат незаконно взысканных с него сумм.
3.2. Постановление ФАС ПО от 20 января 2004 г. по делу N А57-5437/02-25-5
Законодательство о налогах и сборах не связывает право налогоплательщика на возврат сумм излишне уплаченных налогов (п. 5 ст. 21 НК РФ) с исполнением предусмотренной ст. 54 и 81 НК РФ обязанности по внесению изменений в налоговую декларацию.
3.3. Постановление ФАС ЦО от 15 марта 2004 г. по делу N А09-5764/03-14-22
НК РФ не содержит запрета на исполнение обязанности по уплате налогов за налогоплательщика третьими лицами.
[4] Налог на добавленную стоимость
"!"
4.1. Постановление ФАС УО от 19 февраля 2004 г. по делу N Ф09-215/04-АК
В случае осуществления налогоплательщиком расчетов за поставленные товары (работы, услуги) путем передачи векселей третьих лиц условием возмещения НДС является оплата векселей денежными средствами.
4.2. Постановление ФАС ВВО от 15 марта 2004 г. по делу N А29-4792/2003А
В силу договора покупатель может оплачивать товар (включая уплату налогов и сборов за продавца) как на расчетный счет продавца, так и на счета третьих лиц на основании письменных распоряжений продавца. Суд установил, что операции по перечислению покупателем денежных средств по распоряжению продавца в рамках исполнения упомянутого договора продавец отражал в бухгалтерском учете как авансы полученные. Кроме того, налоговое законодательство не связывает формирование объекта обложения НДС с формой, в которой налогоплательщик получил плату за товары (работы, услуги).
"-"
4.3. Постановление ФАС УО от 10 марта 2004 г. по делу N Ф09-824/04-АК
Поскольку общество приобрело материалы, товары и основные средства в 2002 г., а операции, не подлежащие обложению НДС, осуществляет с января 2003 г., НДС подлежит восстановлению и уплате в бюджет.
4.4. Постановление ФАС УО от 10 марта 2004 г. по делу N Ф09-843/04-АК
Общество оплатило услуги банка как финансового агента по договору финансирования под уступку денежного требования (факторинга). В силу подп. 16 п. 1 ст. 265 НК РФ расходы на услуги банков относятся к внереализационным расходам, т.е. не связаны с реализацией продукции. Какой-либо связи указанных услуг с производственной деятельностью общества также не усматривается. Эти услуги не могли быть и предметом перепродажи. Следовательно, приобретение обществом названных услуг банка не связано с использованием их для осуществления операций, признаваемых объектом обложения НДС или перепродажи, что исключает правомерность применения налогового вычета на сумму НДС, уплаченную обществом в составе стоимости этих услуг.
"+"
4.5. Постановление ФАС МО от 11 декабря 2003 г. по делу N КА-А41/9913-03
По мнению налогового органа, в рассматриваемом случае имеет место передача имущественных прав, что в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ является объектом обложения НДС. Суд данный довод не принимает, поскольку он не основан на буквальном содержании ст. 606 и 607 ГК РФ, на которые в обоснование своей позиции ссылается налоговый орган.
4.6. Постановление ФАС МО от 13 января 2004 г. по делу N КА-А40/11023-03
При частичном исполнении контракта налогоплательщик имеет право на применение налоговой ставки 0% и на возмещение НДС, уплаченного поставщикам товаров, исходя из объема средств, поступивших на расчетный счет за фактически поставленный на экспорт товар.
4.7. Постановление ФАС СЗО от 22 января 2004 г. по делу N А66-3409-03
Суд указал, что налогоплательщик правомерно применил вычеты по НДС, поскольку договор факторинга заключен с банком с целью получения денежных средств для оплаты по договору купли-продажи. Следовательно, услуга банка по финансированию приобретена лицом для осуществления операции купли-продажи, признаваемой объектом обложения НДС.
4.8. Постановление ФАС ПО от 22 января 2004 г. по делу N А55-7828/03-5
Налогоплательщик получил денежные средства 9 января 2003 г., а товар вывез 21-27 января 2003 г., т.е. в одном налоговом периоде, значит, при сдаче декларации за налоговый период данная оплата признается выручкой от реализаций товара, а не авансом.
4.9. Постановление ФАС ПО от 24 февраля 2004 г. по делу N А65-12330/2003-СА1-7
Учитывая, что в соответствии с положениями ст. 172 НК РФ, согласно которым вычеты сумм НДС, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении основных средств, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств, нельзя сделать вывод, что суммы НДС по приобретенным основным средствам, принятые к вычету в установленном законодательством порядке, подлежат обязательному восстановлению и уплате в случае перехода налогоплательщика с общего режима налогообложения на упрощенную систему налогообложения.
4.10. Постановление ФАС ЗСО от 9 февраля 2004 г. по делу N Ф04/583-143/А27-2004
Полученные налогоплательщиком денежные средства авансовым платежом не являются, поскольку получены в том налоговом периоде, в котором товары отгружены на экспорт. Следовательно, указанные денежные средства не могут увеличивать налоговую базу в порядке, предусмотренном ст. 162 НК РФ.
4.11. Постановление ФАС ЗСО от 16 марта 2004 г. по делу Ф04/1342-169/А70-2004
Согласно п. 2 ст. 171 и ст. 172 НК РФ момент предъявления налогоплательщиком сумм НДС к вычету связан только с моментом приобретения (принятия на учет) товаров (работ, услуг) и их фактической оплатой (включая сумму налога), а также с целью приобретения для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения. Реализация товаров (работ, услуг) в том же налоговом периоде не является в силу закона условием применения налоговых вычетов.
4.12. Постановление ФАС ЗСО от 16 марта 2004 г. по делу N Ф04/1344-386/А27-2004
Уменьшение налогооблагаемой базы по НДС на сумму налога, уплаченного при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме "временный ввоз", обоснованно, поскольку п. 2 ст. 171 НК РФ не содержит условия, что право на вычет возникает только при наличии подтверждения права собственности налогоплательщика на ввезенный товар.
4.13. Постановление ФАС ВВО от 12 февраля 2004 г. по делу N А82-217/2003-Г/11
Услуги, оказываемые подразделениями вневедомственной охраны по охране имущества физических и юридических лиц на основании заключенных с ними договоров, относятся к услугам, указанным в подп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ, и не являются объектом обложения НДС.
4.14. Постановление ФАС УО от 24 февраля 2004 г. по делу N Ф09-325/04-АК
Предприниматель реализовывал газированные безалкогольные напитки, рассчитывая НДС по ставке 10%. Согласно заключению НИИ питания РАМН указанные напитки могут использоваться в питании больных сахарным диабетом. Поскольку понятие продуктов диабетического питания законодательством не регламентировано, суд подтвердил обоснованность применения налогоплательщиком налоговой ставки.
4.15. Постановление ФАС ЦО от 26 февраля 2004 г. по делу N А36-164/2-02
Суд пришел выводу, что представленные налогоплательщиком в налоговый орган штурманские расписки по содержанию аналогичны коносаменту и могут быть отнесены к транспортным документам, в связи с чем обоснованно удовлетворил требования налогоплательщика о признании недействительным решения налогового органа в части отказа в возмещении из федерального бюджета НДС.
4.16. Постановление ФАС ВСО от 3 марта 2004 г. по делу N А19-12826/03-18-Ф02-369/04-С1
При осуществлении операций по реализации на экспорт товаров, подлежащих обложению НДС по ставке 0%, к предварительной оплате и авансам относятся денежные средства, полученные от иностранного покупателя в налоговый период, предшествовавший периоду оформления региональными таможенными органами грузовых таможенных деклараций на вывоз товара в режиме экспорта, в счет оплаты которого были получены указанные денежные средства.
4.17. Постановление ФАС ВСО от 11 марта 2004 г. по делу N А19-19414/03-33-Ф02-682/04-С1
Согласно рецептуре производимых обществом безалкогольных напитков они не содержат углеводов. Следовательно, указанные напитки являются диабетическими. Таким образом, общество правомерно применяло пониженную ставку НДС при реализации этих напитков.
[5] Налог на прибыль
"-"
5.1. Постановление ФАС ВВО от 22 декабря 2003 г. по делу N А29-2112/2003А
Налоговым законодательством понятие "прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия" не определено, поэтому в соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ и в связи с тем, что в Законе РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-I "О налоге на прибыль предприятий и организаций" речь идет не просто о вычете из суммы налогооблагаемой прибыли той или иной величины, а об уменьшении объекта налогообложения на сумму реальной прибыли (положительного финансового результата по итогам отчетного периода), направленной на расширение производства, в целях налогообложения следует руководствоваться определением этого понятия, данным в законодательстве о бухгалтерском учете ("нераспределенная прибыль").
5.2. Постановление ФАС СЗО от 2 февраля 2004 г. по делу N А44-2210/03-С13
Уплата организацией денежных средств, связанных с погашением задолженности перед бюджетом по налогам, пеням и штрафам, в виде платы за предоставленную рассрочку уплаты такой задолженности, образовавшейся вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей, установленных налоговым законодательством, не может быть отнесена к затратам, направленным на получение дохода.
5.3. Постановление ФАС УО от 1 марта 2004 г. по делу N Ф09-604/04-АК
Поскольку понятие "прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия" налоговым законодательством специально не определено, в силу п. 1 ст. 11 НК РФ оно определяется по правилам бухгалтерского учета и сумма такой прибыли совпадает с суммой нераспределенной прибыли.
5.4. Постановление ФАС ЗСО от 16 марта 2004 г. по делу N Ф04/1334-410/А27-2004
Президиум ВАС РФ принял Постановление от 21 октября 2003 г. N 5049/03, в котором Суд дал толкование понятию "прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия", указав, что, поскольку данное понятие налоговым законодательством не определено, в силу п. 1 ст. 11 НК РФ оно определяется по правилам бухгалтерского учета и сумма такой прибыли совпадает с суммой нераспределенной прибыли.
"+"
5.5. Постановление ФАС УО от 24 мая 2001 г. по делу N Ф09-971/2001-АК
Если земельный участок, находящийся во временном пользовании, используется для осуществления предпринимательской деятельности, платежи, которые по своей природе являются арендной платой, и иные платежи, связанные с эксплуатацией этого участка, подлежат отнесению на себестоимость.
5.6. Постановление ФАС ВВО от 18 февраля 2004 г. по делу N А31-1557/7
Ежемесячные авансовые платежи исчисляются исходя из предполагаемой суммы прибыли вне привязки к реальным финансовым результатам деятельности налогоплательщика, поэтому суд сделал вывод о необоснованности начисления налоговым органом пеней по налогу на прибыль.
[6] Иные налоги
"-"
6.1. Постановление ФАС ВВО от 26 января 2004 г. по делу N А29-5686/2003а
Изменения, касающиеся ставок налога с владельцев транспортных средств, в ст. 6 Закона РФ от 18 октября 1991 г. N 1759-I "О дорожных фондах в Российской Федерации" в установленном порядке законодателем не вносились.
Доводы налогоплательщика, что при исчислении налога ставка должна применяться с учетом Указа Президента РФ от 4 августа 1997 г. N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" и Постановления Правительства РФ от 18 сентября 1997 г. N 1182 "О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен", не могут быть приняты во внимание.
6.2. Постановление ФАС ЗСО от 16 февраля 2004 г. по делу N Ф04/613-88/А45-2004
Уплата налога на пользователей автомобильных дорог за период с сентября до конца 2002 г. не была отменена. Ранее действовавший порядок взимания этого налога сохранился до конца 2002 г.
"+"
6.3. Постановление ФАС ПО от 15 мая 2003 г. по делу N А55-13478/02-39
Поскольку выплаты произведены обществом за счет прибыли, оставшейся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль, они в силу п. 4 ст. 236 НК РФ исключаются из объекта налогообложения и соответственно не могут быть включены в налоговую базу.
6.4. Постановление ФАС ПО от 25 марта 2004 г. по делу N А65-21404/2003-СА2-11
В соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-I "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на рекламу является местным налогом, подп. "з" ст. 21 данного Закона установлена ставка налога, составляющая не более 5% стоимости услуг по рекламе. Местным нормативным актом по сравнению с федеральным законом положение налогоплательщика ухудшено. Согласно ч. 5 ст. 76 Конституции РФ в случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации, принятых по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, действует федеральный закон.
6.5. Постановление ФАС СЗО от 23 января 2004 г. по делу N А56-17755/03
Сроки представления расчетов платежей за право пользования недрами установлены п. 22 и 23 Инструкции Госналогслужбы России от 30 января 1993 г. N 17 "О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами", а сроки представления расчетов отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы - п. 17 и 18 Инструкции Госналогслужбы России от 31 декабря 1996 г. N 44 "О порядке исчисления, уплаты в Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы". Суд сделал вывод, что налоговый орган неправомерно привлек организацию к налоговой ответственности за нарушение сроков, предусмотренных названными Инструкциями.
6.6. Постановление ФАС УО от 24 февраля 2004 г. по делу N Ф09-321/04-АК
Не подлежит налогообложению акцизами использование природного газа на собственные технологические нужды газодобывающих и газотранспортных организаций в пределах нормативов, обусловленных технологиями подготовки и транспортировки газа, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством РФ. Неисполнение Минэнерго России Постановления Правительства РФ от 22 января 2001 г. N 45 "О порядке утверждения нормативов использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды" в части своевременного установления нормативов, предусмотренного порядка опубликования и доведения приказа до сведения МНС России, не может свидетельствовать ни об отсутствии у заявителя расходов природного газа на собственные технологические нужды, ни об отсутствии права на уменьшение налоговой базы на стоимость природного газа, использованного на собственные нужды, поскольку такое право предоставлено налогоплательщику НК РФ.
6.7. Постановление ФАС ВВО от 1 марта 2004 г. по делу N А39-3376/2003-215/10
Ставки налога с владельцев транспортных средств, установленные п. 1 ст. 6 Закона о дорожных фондах, с даты принятия этого Закона не изменялись и указаны в ценах до деноминации рубля. Следовательно, при определении названного налога налогоплательщики должны применять ставки, рассчитанные как произведение ставок налога, предусмотренных п. 1 ст. 6 данного Закона, и коэффициента 0,001.
[7] Налоговый контроль
"-"
7.1. Постановление ФАС МО от 3 февраля 2004 г. по делу N КА-А40/11480-03
Налоговую проверку организации может проводить любой налоговый орган. Таким образом, ни НК РФ, ни иными федеральными законами не установлено обязательное проведение выездных налоговых проверок исключительно налоговыми органами по месту учета налогоплательщика.
[8] Ответственность
"!"
8.1. Постановление ФАС ВСО от 13 февраля 2004 г. по делу N А33-2183/03-С3-Ф02-233/04-С1
Согласно п. 1 ст. 104 НК РФ после вынесения решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной данным Кодексом.
Названная норма императивная и является специальной по отношению к нормам, предусмотренным п. 1 ст. 98 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Следовательно, налоговый орган вправе предъявить требование о взыскании налоговых санкций с общества.
"+"
8.2. Постановление ФАС ПО от 27 мая 2003 г. по делу N А06-1344У-13/02
Налог на добавленную стоимость, уплаченный организацией по платежным поручениям и исчисленный по данным бухгалтерского учета, ошибочно занесен в декларации в строку 14 "налоговые вычеты". Фактического возмещения НДС из бюджета не производилось. Неправильное заполнение налоговой декларации не является грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, следовательно, налоговый орган незаконно привлек организацию к налоговой ответственности по ст. 120 НК РФ.
8.3. Постановление ФАС ПО от 23 января 2004 г. по делу N А65-12461/2003-СА1-29
Поскольку выявленные ошибки налогоплательщик устранил и исправил, а налог, скорректированный с учетом исправления ошибок, в бюджет уплачен, только лишь непредставление уточненной декларации по налогу не является основанием для доначисления налога и привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности.
8.4. Постановление ФАС ВСО от 13 февраля 2004 г. по делу N А33-2183/03-С3-Ф02-233/04-С1
Поскольку в ст. 119 НК РФ говорится об ответственности в случае несвоевременного представления налоговой декларации, за несвоевременное представление расчетов по авансовым платежам данная статья не может быть применена. Такое деяние подлежит квалификации по п. 1 ст. 126 НК РФ.
8.5. Постановление ФАС СЗО от 18 февраля 2004 г. по делу N А42-4047/3-20
Карточка формы N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" не относится к первичным документам, отсутствие которых является грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.
8.6. Постановление ФАС СЗО от 15 марта 2004 г. по делу N А13-8444/03-07
Взыскание с налогового агента суммы неудержанного налога является дополнительным видом ответственности, не установленным НК РФ, поскольку у налогового агента изымаются собственные денежные средства.
8.7. Постановление ФАС ЦО от 2 марта 2004 г. по делу N А23-3415/03А-12-314
Суд указал, что НК РФ, в том числе главой 25 НК РФ, введенной в действие с 1 января 2002 г., не установлена обязанность для налогоплательщика представлять бухгалтерский баланс и отчеты о прибылях и убытках, в том числе отдельно от налоговой декларации.
8.8. Постановление ФАС ЦО от 15 марта 2004 г. по делу N А54-3236/03-С18
При применении ст. 126 НК РФ необходимо конкретизировать как документы, которые запрашивались, так и документы, которые не представлены. Принимая во внимание неясность, неконкретность требования налогового органа относительно необходимых для проверки и запрашиваемых документов, суд признал требования налогового органа о привлечении общества к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ неправомерными.
8.9. Постановление ФАС ВСО от 9 марта 2004 г. по делу N А58-4257/03-Ф02-631/04-С1
Представленные обществом квартальные расчеты по налогу на имущество являются расчетами по авансовым платежам, не подпадающими под признаки налоговой декларации. Поскольку ст. 119 НК РФ установлена ответственность за несвоевременное представление налоговой декларации, названная статья не может быть применена за несвоевременное представление расчетов авансовых платежей по налогу на имущество.
[9] Защита прав налогоплательщика
"!"
9.1. Постановление ФАС ВВО от 30 декабря 2003 г. по делу N А29-3186/2003А
Налоговым органом не был соблюден установленный ст. 48 НК РФ порядок взыскания недоимки, на которую начислена спорная сумма пени, что исключает возможность взыскания суммы налога в судебном порядке.
9.2. Постановление ФАС МО от 23 января 2004 г. по делу N КА-А40/11283-03-А
Суд посчитал несостоятельным довод общества, что в трехмесячный срок общество реализовало право, закрепленное ст. 138 НК РФ, на подачу жалобы в вышестоящий налоговый орган, поэтому срок, определенный ч. 4 ст. 198 АПК РФ общество не пропустило. Предусмотренная ст. 138 НК РФ возможность обжалования актов налоговых органов в вышестоящий налоговый орган не свидетельствует об установлении претензионного (досудебного) порядка, без соблюдения которого невозможно обратиться в суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа.
9.3. Постановление ФАС СЗО от 18 февраля 2004 г. по делу N А56-13980/03
Неисполнение налоговым органом обязанности принять решение о выплате обществу процентов и ненаправление такого решения органам казначейства для исполнения является основанием для обжалования налогоплательщиком бездействия налогового органа в арбитражном суде. Признание незаконным бездействия налогового органа влечет за собой возложение на него обязанности совершить указанное действие. Таким образом, рассмотренное судом требование общества о взыскании с налогового органа суммы процентов, начисленных на основании п. 3 ст. 176 НК РФ, как оно сформулировано в поданном в суд заявлении, неподведомственно арбитражному суду.
9.4. Постановление ФАС ВСО от 4 марта 2004 г. по делу N А78-3354/03-С2-20/119-Ф02-616/04-С1
При новом судебном разбирательстве арбитражный суд назначил экспертизу с целью определения рыночной арендной платы сдаваемого в аренду нежилого помещения и с учетом выводов экспертизы установил размер подлежащих взысканию с налогоплательщика налогов, пеней и штрафов.
"-"
9.5. Постановление ФАС СЗО от 17 февраля 2004 г. по делу N А66-4417-03
В статье 47 НК РФ прямо не указывается на то, что решение руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента - организации направляется налогоплательщику.
"+"
9.6. Постановление ФАС МО от 27 января 2004 г. по делу N КА-А40/11402-03
Поскольку решение вынесено налоговым органом без учета представленных налогоплательщиком возражений, а материалы проверки рассмотрены в отсутствие представителей общества, суд признал допущенное нарушение основанием для отмены решения налогового органа.
9.7. Постановление ФАС МО от 17 февраля 2004 г. по делу N КА-А40/375-04
Отсутствие указания на характер и обстоятельства вменяемых налогоплательщику правонарушений, ссылок на документы и иные сведения, на которых основаны выводы налогового органа, лишило налогоплательщика возможности обеспечить надлежащую защиту своих прав.
9.8. Постановление ФАС ПО от 19 февраля 2004 г. по делу N А06-1809У-13/03
Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога (ст. 70 НК РФ) не влечет за собой изменение порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание налога и пеней.
9.9. Постановление ФАС УО от 27 февраля 2004 г. по делу N Ф09-504/04-АК
Поскольку общество не было извещено о времени и месте рассмотрения материалов проверки, чем было нарушено его право на представление объяснений или возражений по существу вменяемого правонарушения, суд в силу п. 6 ст. 101 НК РФ правомерно признал решение налогового органа незаконным.
9.10. Постановление ФАС ВСО от 11 марта 2004 г. по делу N А19-13660/03-40-Ф02-717/04-С1
Суд установил, что требование налогового органа незаконно и нарушает права налогоплательщика, поскольку в требование повторно включена сумма задолженности по налогам, в отношении которой организации ранее направлялись иные требования об уплате налогов.
Обзор подготовили специалисты департамента налогов
и права компании "ФБК" под руководством
юрисконсульта Н.К. Фрейтака
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 7, июль 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru