Энциклопедия судебной практики
Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе
(Ст. 1 ГрК)
1. Общие положения
1.1. Статья 1 ГрК РФ дает определения основных понятий, используемых в Кодексе, в целях недопущения их двойного толкования
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 мая 2006 г. N 78-Г06-14
В статье 1 Градостроительного кодекса РФ приводятся основные понятия, используемые в рамках Кодекса, и даются их определения в целях недопущения их двойного толкования.
2. Объект капитального строительства, отличие от объекта недвижимого имущества
2.1. Термин "объект капитального строительства" является специальным понятием и не может подменять собой правовую категорию "объект недвижимого имущества", имеющую иные отраслевую принадлежность, объем и содержание
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 сентября 2013 г. N 1160/13
Ограждение является объектом капитального строительства вспомогательного назначения, что предполагает его отнесение к категории недвижимого имущества.
Однако термин "объект капитального строительства" является специальным понятием градостроительного законодательства, поэтому он не может подменять собой правовую категорию "объект недвижимого имущества", имеющую иную отраслевую принадлежность, объем и содержание.
Термин "объект капитального строительства" является специальным понятием градостроительного законодательства, поэтому он не может подменять собой правовую категорию "объект недвижимого имущества", имеющую иную отраслевую принадлежность, объем и содержание.
В части 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, определяющей основные понятия, используемые в названном Кодексе, объект капитального строительства обозначен как здание, строение, сооружение, объекты незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Термин "объект капитального строительства" является специальным понятием градостроительного законодательства, поэтому он не может подменять собой правовую категорию "объект недвижимого имущества", имеющую иную отраслевую принадлежность, объем и содержание.
В силу пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к объектам капитального строительства относятся здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Термин "объект капитального строительства" является специальным понятием градостроительного законодательства, а поэтому он не может подменять собой правовую категорию "объект недвижимого имущества", имеющую иную отраслевую принадлежность, объем и содержание.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Термин "объект капитального строительства" является специальным понятием градостроительного законодательства, поэтому не может подменять собой правовую категорию "объект недвижимого имущества", имеющую иную отраслевую принадлежность, объем и содержание.
Термин "объект капитального строительства" является специальным понятием градостроительного законодательства, поэтому он не может подменять собой правовую категорию "объект недвижимого имущества", имеющую иную отраслевую принадлежность, объем и содержание.
Термин "объект капитального строительства" является специальным понятием градостроительного законодательства, поэтому он не может подменять собой правовую категорию "объект недвижимого имущества". Требования о государственной регистрации прав установлены только в отношении недвижимости как категории гражданского права, если объект является вспомогательным и не имеет самостоятельного назначения, такие объекты не могут рассматриваться в качестве отдельных гражданских прав.
Поскольку навес в силу п. 10. ст. 1 Градостроительного кодекса РФ не является объектом капитального строительства, то соответственно не предполагается его отнесение к категории объектов недвижимого имущества.
Вместе с тем термин "объект капитального строительства" является специальным понятием градостроительного законодательства, поэтому он не может подменять собой правовую категорию "объект недвижимого имущества", имеющую иную отраслевую принадлежность, объем и содержание.
2.2. ГрК РФ не отождествляет понятия "объект недвижимости" и "объект капитального строительства" и не ограничивает их критерием прочной связи с землей
Градостроительный кодекс Российской Федерации (п. 10 ст. 1) не отождествляет понятие объекта недвижимости и объекта капитального строительства и не ограничивает критерием прочной связи с землей.
Градостроительный кодекс Российской Федерации не отождествляет понятие объекта недвижимости и объекта капитального строительства и не ограничивается только критерием прочной связи с землей.
Решение Смоленского областного суда от 01 декабря 2015 г. по делу N 21-473/2015
Градостроительный кодекс Российской Федерации не отождествляет понятие объекта недвижимости и объекта капитального строительства и не ограничивается критерием прочной связи с землей (пункт 10 статьи 1 Кодекса).
2.3. Понятие "объект капитального строительства" не содержит в качестве своего обязательного признака возможность перемещения такого объекта без несоразмерного ущерба его назначению
Понятие объекта капитального строительства, приведенное в пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса, не содержит в качестве обязательного признака такого объекта возможность его перемещения без несоразмерного ущерба его назначению.
Понятие объекта капитального строительства, приведенное в пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, не содержит в качестве обязательного признака такого объекта возможность его перемещения без несоразмерного ущерба его назначению.
Сославшись на понятие объекта капитального строительства, приведенное в п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, суд сделал правомерный вывод о том, что указанное понятие не содержит в качестве обязательного признака такого объекта возможность его перемещения без несоразмерного ущерба его назначению.
2.4. Отличительным признаком объектов недвижимого имущества является неразрывная связь с землёй и невозможность перемещения объекта без нанесения несоразмерного ущерба его назначению
Объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (пункт 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Главным отличительным признаком объектов недвижимого имущества, государственная регистрация прав на которые признана обязательной, является неразрывная связь с землёй и невозможность перемещения объекта без нанесения несоразмерного ущерба его назначению.
Главным отличительным признаком объектов недвижимого имущества, государственная регистрация прав на которые признана обязательной, является неразрывная связь с землей и невозможность перемещения объекта без нанесения несоразмерного ущерба их назначению.
В силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в отличие от зданий, строений и сооружений, являющихся объектами недвижимости, спорные объекты: автостоянка и здание кафе, не имеют конструктивных элементов, которые могут быть разрушены при их перемещении. Материалы, из которых они изготовлены и при их переносе, не теряют качества, необходимые для их дальнейшего использования.
На основании пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Таким образом, недвижимость - это юридическая характеристика вещи, определяемая на основании оценки связи этой вещи с землей и возможности ее перемещения без нанесения ей несоразмерного ущерба.
В силу п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к объектам капитального строительства относятся здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
По смыслу указанных положений объект недвижимого имущества, тесно связанный с землей, должен соответствовать следующим критериям: обладать полезными свойствами, которые могут быть использованы независимо от земельного участка и от других находящихся на общем земельном участке зданий, сооружений, иных объектов недвижимого имущества в предпринимательской или иной экономической деятельности собственника такого имущественного комплекса; перемещение объекта без несоразмерного ущерба его назначению невозможно.
2.5. Для признания объекта недвижимым имуществом необходимо, чтобы он был создан на земельном участке, отведенном для целей строительства данного объекта, в установленном законом и иными правовыми актами порядке с получением необходимой разрешительной документации и соблюдением градостроительных норм и правил
К объектам капитального строительства законодатель относит здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (пункт 10 статьи 1 Градостроительного кодекса).
Для признания объекта недвижимым имуществом необходимо подтверждение того, что такой объект был создан на земельном участке, отведенном для целей строительства данного объекта, в установленном законом и иными правовыми актами порядке с получением необходимой разрешительной документации, с соблюдением градостроительных норм и правил.
Понятие "недвижимость" является правовой категорией, поэтому признание объекта недвижимым в качестве объекта гражданских прав невозможно на том лишь основании, что оно прочно связано с землей и на него оформлен технический (кадастровый) паспорт. Проведение в отношении объекта технического и кадастрового учета является следствием, а не причиной распространения на конкретный объект правового режима недвижимого имущества и не может служить самостоятельным основанием для признания объекта недвижимой вещью.
Вопрос о принадлежности того или иного сооружения к категории недвижимости решается в каждом конкретном случае исходя из объективных технических характеристик.
Само по себе наличие фундамента не свидетельствует о возведении недвижимости - оно является одним из признаков объекта недвижимости, но может применяться лишь в совокупности с другими признаками. Наличие у объекта фундамента, представляющего собой заглубленную монолитную фундаментную плиту, не приводит к признанию объекта недвижимостью, точно так же, как наличие в основании постройки железобетонной фундаментной плиты мелкого заложения (выше глубины промерзания) не свидетельствует о капитальности такой постройки. Для признания объекта недвижимым имуществом необходимо подтверждение, что данный объект создавался именно как недвижимость в установленном законом и иными правовым актами порядке с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил.
В силу прямого указания пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под объектами капитального строительства понимаются здания, строения, сооружения, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Для признания недвижимым имущества, как объекта гражданских прав, необходимо подтверждение того, что данный объект был создан именно как недвижимость в установленном законом и иными правовыми актами порядке с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил.
Для признания недвижимым имущества, как объекта гражданских прав, необходимо подтверждение того, что данный объект был создан именно как недвижимость в установленном законом и иными правовыми актами порядке с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил.
Для признания недвижимым имущества как объекта гражданских прав необходимо подтверждение того, что данный объект был создан именно как недвижимость в установленном законом и иными правовыми актами порядке с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил.
Для признания недвижимым имущества, как объекта гражданских прав, необходимо подтверждение того, что данный объект был создан именно как недвижимость в установленном законом и иными правовыми актами порядке с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил.
Для признания недвижимым имущества, как объекта гражданских прав, необходимо подтверждение того, что данный объект был создан именно как недвижимость в установленном законом и иными правовыми актами порядке с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил.
2.6. Сооружения временного характера не являются объектами капитального строительства, что подразумевает отсутствие у таких объектов фундаментов и неразборных стен
По смыслу [п. 10 ст. 1 ГрК РФ] не являются объектами капитального строительства сооружения временного характера, что подразумевает отсутствие у таких объектов фундаментов и неразборных стен.
По смыслу приведенных норм [в т.ч. п. 10 ст. 1 ГрК РФ] не являются объектами капитального строительства сооружения временного характера, что подразумевает отсутствие у таких объектов фундаментов и неразборных стен.
В соответствии с п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ объектом капитального строительства являются здание, строение, сооружение.
По смыслу указанной нормы объектами капитального строительства не являются сооружения временного характера, что подразумевает отсутствие у таких объектов фундаментов и неразборных стен.
2.7. Базовые станции сотовой связи отвечают признакам объекта капитального строительства и объекта недвижимости
Следовательно, базовые станции сотовой связи отвечают признакам как объекта капитального строительства в смысле, определенном в статье 1 Градостроительного кодекса, так и объекта недвижимости, поскольку являются сложными объектами, неразрывно связаны с землей в силу наличия у них фундамента, технологически образуют единое целое, части которого взаимосвязаны, имеют общее целевое назначение, не носят вспомогательный по отношению к другому главному объекту характер, а также не являются временными постройками, так как предназначены для длительного использования в хозяйственной деятельности, носят затратный характер.
3. Красные линии
3.1. Красные линии отделяют территории общего пользования от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 декабря 2015 г. N 18-КГ15-201
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.
Красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары), а также участки под линейными объектами от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
Красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
Красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
Красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.
В пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) предусмотрено, что красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Следовательно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми могут беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
Красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.
Определение Краснодарского краевого суда от 30 октября 2015 г. по делу N 44г-2058/2015
В соответствии с п.11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары).
В п.11 ст. 1 ГрК РФ установлено, что красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Следовательно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
Исходя из общих положений градостроительного законодательства красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц. При этом участки общественных, жилых и других зданий должны размещаться в пределах красных линий, установленных в проектах планировки, разработанных на основании генеральных планов и правил землепользования и застройки поселений.
3.2. Положения п. 11 ст. 1 ГрК РФ не предполагают произвольного установления красных линий уполномоченными органами
Определение Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2016 г. N 242-О
Правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт либо заявить о компенсации причиненного ему ущерба в результате таких действий. Следовательно, оспариваемая заявителем норма [п. 11 ст. 1 ГрК РФ], направленная на осуществление градостроительной деятельности по развитию территорий городов и иных поселений, сама по себе не может рассматриваться как нарушающая его конституционные права в указанном им аспекте.
3.3. Признаком территории общего пользования является не наличие красных линий, а факт использования территории неограниченным кругом лиц в общих интересах
Признаком территории общего пользования является не наличие красных линий, а факт использования данной территории неограниченным кругом лиц в общих интересах.
Признаком территории общего пользования является не наличие красных линий, а факт использования данной территории неограниченным кругом лиц в общих интересах.
3.4. ГрК РФ не предусматривает установления красных линий по границам уже сформированных для эксплуатации объектов недвижимости земельных участков
Установление красных линий по границам уже сформированных для эксплуатации объектов недвижимости земельных участков не предусмотрено нормами земельного и градостроительного законодательства.
В соответствии с п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Установление красных линий по границам уже сформированных для эксплуатации объектов недвижимости земельных участков не предусмотрено нормами земельного и градостроительного законодательства.
Установление красных линий по границам уже сформированных для эксплуатации объектов недвижимости земельных участков не предусмотрено нормами земельного и градостроительного законодательства.
Установление красных линий по границам уже сформированных для эксплуатации объектов недвижимости земельных участков не предусмотрено нормами земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка, на котором находится принадлежащий заявителю объект недвижимости, были уже сформированы на момент территориального планирования.
Установление красных линий по границам уже сформированных для эксплуатации объектов недвижимости земельных участков не предусмотрено нормами земельного и градостроительного законодательства.
Нормами земельного и градостроительного законодательств Российской Федерации не предусмотрено установление красных линий по границам уже сформированных для эксплуатации объектов недвижимости земельных участков.
3.5. Красные линии устанавливаются в целях разграничения территорий общего пользования и мест расположения линейных объектов от иных территорий
Установление (планирование изменений) красных линий целевой направленностью имеет разграничений территорий общего пользования и мест расположения линейных объектов от иных территорий.
3.6. Красные линии являются границами территорий и не могут проходить через уже существующие объекты недвижимости
Исходя из смысла пунктов 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии не могут проходить через уже существующие объекты недвижимости, поскольку красные линии - это границы территорий.
Соответственно правомерен и вывод судов о том, что прохождение красной линии через объекты недвижимости заявителя возлагает на заявителя обязанность обеспечить неограниченному кругу лиц право пользования территорией сооружения - автостоянки и магазина, принадлежащих заявителю на праве собственности, что создает угрозу ограничения в любое время прав заявителя на осуществление экономической деятельности.
4. Территории общего пользования
4.1. Перечень земель общего пользования является открытым
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 ноября 2012 г. N ВАС-14943/12
Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, относятся к землям общего пользования.
Исходя из пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации названные выше объекты, перечень которых не является закрытым, представляют собой территории общего пользования, в их состав входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки либо земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного доступа на них и использования имеющихся на этих участках и землях объектов в пределах, допускаемых законом, иными правовыми актами и собственником соответствующего земельного участка.
Основными признаками земельных участков общего пользования, перечень которых не ограничен законом, следует считать общедоступность и принадлежность публичному образованию.
Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (пункту 12 статьи 85 ЗК РФ).
Исходя из пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 262 ГК РФ названные объекты, перечень которых не является закрытым, представляют собой территории общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
Согласно п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, относятся к землям общего пользования.
Исходя из п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и ст. 262 Гражданского кодекса Российской Федерации названные выше объекты, перечень которых не является закрытым, представляют собой территории общего пользования; в их состав входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки либо земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного доступа на них и использования имеющихся на этих участках и землях объектов в пределах, допускаемых законом, иными правовыми актами и собственником соответствующего земельного участка.
В силу пункта 12 статьи 85 ЗК РФ участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, относятся к землям общего пользования.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации названные выше объекты, перечень которых не является закрытым, представляют собой территории общего пользования; в их состав входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки либо земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного доступа на них и использования имеющихся на этих участках и землях объектов в пределах, допускаемых законом, иными правовыми актами и собственником соответствующего земельного участка.
Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, относятся к землям общего пользования.
Исходя из пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации названные выше объекты, перечень которых не является закрытым, представляют собой территории общего пользования; в их состав входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки либо земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного доступа на них и использования имеющихся на этих участках и землях объектов в пределах, допускаемых законом, иными правовыми актами и собственником соответствующего земельного участка.
Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, относятся к землям общего пользования.
Исходя из содержания пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 262 ГК РФ названные выше объекты, перечень которых не является закрытым, представляют собой территории общего пользования; в их состав входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки либо земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного доступа на них и использования имеющихся на этих участках и землях объектов в пределах, допускаемых законом, иными правовыми актами и собственником соответствующего земельного участка.
Перечень земель общего пользования является открытым. В то же время к ним отнесены только земли, не подлежащие приватизации.
4.2. Органы государственной власти Санкт-Петербурга могут устанавливать территории общего пользования
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 мая 2010 г. N 78-Г10-7
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ под правилами землепользования и застройки понимается документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Градостроительный кодекс РФ (пункт 12 статьи 1) определяет территории общего пользования как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Из изложенных положений действующего федерального законодательства следует, что органы государственной власти Санкт-Петербурга, устанавливая правила землепользования и застройки, вправе относить различные территории в пределах города Санкт-Петербурга к тем или иным территориальным зонам, в том числе и устанавливать территории общего пользования.
4.3. На территориях общего пользования не могут располагаться объекты недвижимости, какие-либо производства
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 ноября 2012 г. N ВАС-14434/12
Согласно п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары.
На указанной территории не располагаются объекты недвижимости, какие-либо производства. Указанная территория является публичной (государственной) собственностью и территорией общего пользования.
4.4. Положения п. 12 ст. 1 ГрК РФ не устанавливают ограничений прав пользования жилыми помещениями
Определение Конституционного Суда РФ от 25 сентября 2014 г. N 1845-О
Пункт 1 части 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому жилой дом и часть жилого дома являются жилыми помещениями, абзацы первый и второй пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, закрепляющие право граждан на приватизацию земельного участка, находящегося под принадлежащим им зданием, а также пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, содержащий определение территорий общего пользования, вопреки мнению заявителей не устанавливают ограничений прав пользования жилыми помещениями и сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие права граждан в указанном в жалобе аспекте.
4.5. Возможность единоличного использования арендатором земельного участка, образованного за счет территории общего пользования, противоречит правовому режиму территории общего пользования
Предоставление в аренду земельного участка, образованного за счет территории общего пользования, препятствует реализации неограниченным кругом лиц права на свободное использование такой территории. Поэтому возможность единоличного использования земельного участка арендатором противоречит правовому режиму территории общего пользования.
Предоставление в аренду земельного участка, находящегося на территории общего пользования, ограничит беспрепятственный доступ к нему неограниченного круга лиц, что противоречит положениям п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также целевому использованию этих территорий.
Предоставление в аренду земельных участков, находящихся на территории общего пользования, ограничит беспрепятственный доступ к ним неограниченного круга лиц, что не может быть признано соответствующим положениям, предусмотренным п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также целевому использованию этих территорий.
Является несостоятельной ссылка подателя жалобы о том, что предоставление в аренду земельного участка, образованного за счет территории общего пользования, препятствует реализации неограниченным кругом лиц права на свободное использование такой территории, поэтому возможность единоличного использования земельного участка арендатором противоречит правовому режиму территории общего пользования.
4.6. Основными признаками земельных участков общего пользования являются общедоступность и принадлежность публичному образованию
Основными признаками земельных участков общего пользования, перечень которых не ограничен законом, следует считать общедоступность и принадлежность публичному образованию.
Основными признаками земельных участков общего пользования, перечень которых не ограничен законом, следует считать общедоступность и нахождение в границах публичного образования.
Согласно п.12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ и п.1 ст. 262 ГК РФ к земельным участкам общего пользования относятся не закрытые для общего доступа (общедоступные) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Следовательно, основными признаками земельных участков общего пользования, перечень которых не ограничен законом, следует считать общедоступность и принадлежность публичному образованию.
4.7. Территории общего пользования являются фактически существующими территориями независимо от формального их закрепления в документах территориального планирования
Исходя из представленных и исследованных судами документов (утвержденной схемы земельного участка, фотографий) испрашиваемый земельный участок фактически расположен между домовладениями в границах существующей территории, открытой для свободного доступа и беспрепятственного пользования неограниченным кругом лиц, что указывает на наличие признаков территории общего пользования.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ и пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ территории общего пользования - это фактически существующие территории независимо от формального их закрепления в документах территориального планирования.
В силу п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - это фактически существующие территории независимо от формального их закрепления в документах территориального планирования.
Из пунктов 11 и 12 статьи 1 ГрК РФ и пункта 12 статьи 85 ЗК РФ в их системном толковании следует, что тот факт, что существующие границы территорий общего пользования не обозначены в документах градостроительного планирования в качестве красных линий, не свидетельствует об отсутствии у них статуса территорий общего пользования.
4.8. Доказательством того, что спорный земельный участок относится к территориям общего пользования, является документ, свидетельствующий о нахождении этого участка в границах красных линий
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 августа 2015 г. N 4-КГ15-36
Красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары).
Исходя из смысла [п. 11 ст. 1 ГрК РФ] в их нормативно-правовом единстве следует, что надлежащим доказательством того, что спорный земельный участок мог когда-либо относиться к территориям общего пользования, является документ, который бы свидетельствовал о нахождении этого участка в границах красных линий.
Надлежащим доказательством того, что спорный земельный участок мог когда-либо относиться к территориям общего пользования, является документ, который бы свидетельствовал о нахождении этого участка в границах красных линий.
Красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары).
Исходя из смысла приведенных выше норм права [п. 11 ст. 1 ГрК РФ] в их нормативно-правовом единстве следует, что надлежащим доказательством того, что спорный земельный участок мог когда-либо относиться к территориям общего пользования, является документ, который бы свидетельствовал о нахождении этого участка в границах красных линий.
Постановление Президиума Московского областного суда от 14 октября 2015 г. по делу N 4Г-4933/2015
Красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары).
Исходя из смысла приведенных выше норм права [п. 11 ст. 1 ГрК РФ] в их нормативно-правовом единстве следует, что надлежащим доказательством того, что спорный земельный участок мог когда-либо относиться к территориям общего пользования, является документ, который бы свидетельствовал о нахождении этого участка в границах красных линий.
Красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары).
Исходя из смысла приведенных выше норм права [п. 11 ст. 1 ГрК РФ] в их нормативно-правовом единстве следует, что надлежащим доказательством того, что спорный земельный участок мог когда-либо относиться к территориям общего пользования, является документ, который бы свидетельствовал о нахождении этого участка в границах красных линий.
5. Строительство
5.1. Строительство - это деятельность по созданию объектов капитального строительства
В ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Из смысла указанной нормы следует, что под строительством понимается деятельность по созданию объектов капитального строительства.
5.2. Понятия "инженерные изыскания" и "строительство" нетождественны, и первое предшествует строительству
Понятие "инженерные изыскания" обособлено от понятия "строительство" и предшествует этапу строительства зданий.
5.3. ГрК РФ не отождествляет понятия "строительство" и "реконструкция"
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 мая 2012 г. N 17395/11
Градостроительный кодекс Российской Федерации различает понятия "строительство" и "реконструкция" объектов капитального строительства. Вместе с тем действующее законодательство не исключает создание многоквартирного дома как путем строительства нового здания, так и путем проведения реконструкции уже существующего объекта.
Постановление заместителя Председателя Верховного Суда РФ от 26 сентября 2007 г. N 53-АД07-21
Исходя из положений п. 13, 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ понятия "реконструкция" и "строительство" нетождественны, они представляют различные термины, наделенные самостоятельным значением.
Учитывая положения ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали на то, что законодательство не отождествляет понятия строительства и реконструкции.
Суд апелляционной инстанции исходил из того, что понятия "строительство" и "реконструкция" не являются тождественными с учетом понятий, приведенных в пунктах 13-14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а тот факт, что по действующему законодательству для строительства нового объекта и для реконструкции уже существующего объекта требуется получение разрешения на строительство, а также последующий ввод в эксплуатацию, не свидетельствует о наличии одинакового правового режима для данных категорий и наступающих последствиях.
Под самовольной постройкой с точки зрения законодательства (п. п. 13, 14 ст. 1 ГрК РФ) следует понимать как вновь возведенный объект (жилой дом, нежилое здание, объект незавершенного строительства), так и объекты, созданные в результате преобразования ранее существовавших объектов недвижимости, при этом понятия "строительство" и "реконструкция" объектов определены в отдельных пунктах указанной статьи ГрК РФ.
Градостроительный кодекс Российской Федерации различает понятия "строительство" и "реконструкция" объектов капитального строительства. Если строительством считается создание, возведение нового объекта капитального строительства, то под реконструкцией понимается существенное изменение технических характеристик уже существующего здания (строения, сооружения), таких, например, как его высота и площадь.
Градостроительный кодекс Российской Федерации различает понятия "строительство" и "реконструкция" объектов капитального строительства. Если строительством считается создание, возведение нового объекта капитального строительства, то под реконструкцией понимается существенное изменение технических характеристик уже существующего здания (строения, сооружения), таких, например, как его высота и площадь.
Понятия "реконструкция" и "строительство" даны в Градостроительном кодексе РФ.
Пунктом 13 ст. 1 ГрК РФ предусмотрено, что строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Пунктом 14 этой же нормы определено, что реконструкция - изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
Из изложенного очевидно, что ГрК РФ разделяет понятия строительства и реконструкции.
Не являясь тождественными понятиями, строительство и реконструкция не подпадают под одинаковый правовой режим.
6. Реконструкция объектов капитального строительства
6.1. Реконструкция жилого помещения отличается от переустройства и перепланировки
В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией понимается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
Реконструкцию жилого помещения следует отличать от переустройства и перепланировки, определяемых ст. 25 ЖК РФ. Переоборудование (переустройство) жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Реконструкцию жилого помещения следует отличать от переустройства и перепланировки, определяемых ст. 25 Жилищного кодекса РФ. Переоборудование (переустройство) жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Реконструкцию жилого помещения следует отличать от переустройства и перепланировки, определяемых ст. 25 ЖК РФ. Переоборудование (переустройство) жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Реконструкцию жилого помещения следует отличать от переустройства и перепланировки.
В соответствии с положениями статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Реконструкцию жилого помещения следует отличать от переустройства и перепланировки, определяемых ст. 25 ЖК Российской Федерации. Переоборудование (переустройство) жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Реконструкцию жилого помещения следует отличать от переустройства и перепланировки, определяемых ст. 25 ЖК Российской Федерации.
В соответствии со ст. 25 ЖК Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующих внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Обзор судебной практики Белгородского областного суда по гражданским делам за май 2015 года
Реконструкцию жилого помещения следует отличать от переустройства и перепланировки.
Реконструкция - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также качества инженерно-технического обеспечения.
Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Апелляционное определение Московского городского суда от 12 мая 2016 г. N 33-18215/16
Реконструкцию жилого помещения следует отличать от переустройства и перепланировки, определяемых ст. 25 ЖК Российской Федерации.
Реконструкцию жилого помещения следует отличать от переустройства и перепланировки, определяемых ст. 25 ЖК РФ. Переоборудование (переустройство) жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Реконструкцию жилого помещения следует отличать от переустройства и перепланировки, определяемых ст. 25 ЖК РФ. Переоборудование (переустройство) жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
6.2. При проведении реконструкции здания возможны изменения состава и назначения помещений
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 ноября 2013 г. N 8557/13
В силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией понималось изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (количества помещений, высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
При проведении в установленном порядке реконструкции здания не исключается изменение состава и назначения помещений, относящихся ранее к общему имуществу этого здания.
6.3. Пристроенные к зданию металлические конструкции не являются реконструкцией
Пристроенные к зданию металлические конструкции не отвечают требованиям реконструкции, указанным в ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, их возведение не требует получение разрешения на строительство.
6.4. Понятия "строительство" и "реконструкция" не регулируются нормами гражданского права, а находятся в сфере регулирования градостроительных правоотношений
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 01 июля 2014 г. по делу N 3-132/2014
Понятия строительства и реконструкции нормами гражданского права не регулируются, а определены федеральным законодателем в пунктах 13 и 14 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, то есть они находятся в сфере регулирования градостроительных правоотношений, которые относятся к сфере совместного регулирования Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
6.5. Реконструкцией объекта является комплекс работ по изменению архитектурно-градостроительного решения существующего градостроительного объекта, а не создание нового объекта недвижимости
Из смысла нормы [п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ] следует, что реконструкцией объекта является комплекс работ по изменению архитектурно-градостроительного решения существующего градостроительного объекта, а не создание нового объекта недвижимости.
6.6. Законодательством допускается приведение самовольно реконструированного недвижимого имущества в первоначальное состояние
Суд обязывает лицо к сносу самовольно реконструированного недвижимого имущества лишь в том случае, если будет установлено, что объект не может быть приведен в состояние, существовавшее до проведения таких работ.
Согласно пункту 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов), изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Таким образом, возможно приведение самовольного реконструированного недвижимого имущества в первоначальное состояние.
7. Капитальный ремонт объектов капитального строительства
7.1. При проведении капитального ремонта изменение планировки, включая закладку дверных проемов, не предусмотрено
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 5-КГ12-90
Согласно п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ понятие "капитальный ремонт объектов капитального строительства" содержит исчерпывающий перечень работ: замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Исходя из содержания указанной нормы права при проведении капитального ремонта изменение планировки, включая закладку дверных проемов, не предусмотрено.
Определение Московского городского суда от 16 апреля 2015 г. N 4г-3861/15
Исходя из содержания п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ при проведении капитального ремонта изменение планировки, включая закладку дверных проемов, не предусмотрено.
7.2. В отличие от затрат на реконструкцию, модернизацию, достройку, дооборудование затраты на ремонтные работы уменьшают налогооблагаемую прибыль
В целях главы 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств, в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.
К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным.
В силу пункта 14.2 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под капитальным ремонтом объектов капитального строительства понимается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Таким образом, отнесению к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль, подлежат лишь затраты на ремонтные работы. Затраты на реконструкцию, модернизацию, достройку, дооборудование учитываются в стоимости основных средств.
8. Застройщик
8.1. Застройщиком является исключительно лицо, обладающее на праве собственности или аренды земельным участком, на котором производится строительство
В соответствии с пунктом 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщиком является юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Таким образом, лицо приобретает статус застройщика при осуществлении им строительной деятельности на принадлежащем ему земельном участке.
В силу требований пункта 16 статьи 1 ГрК РФ застройщиком является исключительно лицо, обладающее земельным участком, на котором производится строительство, на праве собственности или аренды.
Руководствуясь положениями п. 16 ст. 1, ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми разрешение на строительство может быть получено лишь лицом, обладающим правом на земельный участок, допускающим строительство на нем объектов недвижимости, суд апелляционной инстанции, сославшись на отсутствие в материалах дела доказательств наличия у общества (застройщика) на момент возведения спорного объекта (1990 год) прав в отношении застраиваемого им земельного участка, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с законодательством о градостроительстве разрешение на строительство может быть получено лишь лицом, обладающим правом на земельный участок, на котором будет осуществлена постройка (п. 16 ст. 1, ч. 7 ст. 51 ГрК РФ).
В соответствии с законодательством о градостроительстве разрешение на строительство может быть получено лишь лицом, обладающим правом на земельный участок, на котором будет осуществлена постройка (п. 16 ст. 1, ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с законодательством о градостроительстве разрешение на строительство может быть получено лишь лицом, обладающим правом на земельный участок, на котором будет осуществлена постройка (п. 16 ст. 1, ч. 7 ст. 51 ГрК РФ).
В соответствии с законодательством о градостроительстве разрешение на строительство может быть получено лишь лицом, обладающим правом на земельный участок, на котором будет осуществлена постройка (п. 16 ст. 1, ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
9. Парковка (парковочное место)
9.1. Законодательством не предусмотрено понятие "машиноместо"
Действующим законодательством понятие "машиноместо" не предусмотрено. ГрК РФ для обозначения места, предназначенного для организованной стоянки транспортных средств, использует понятие "парковка (парковочное место)". Так, согласно ст. 1 п. 21 ГрК РФ парковка (парковочное место) - это специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
9.2. Парковка (парковочное место) может являться частью зданий или сооружений, но не в качестве самостоятельного объекта недвижимости, а как специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, предназначенное для организованной стоянки транспортных средств
Согласно приведенному [в п. 21 ст. 1 ГрК РФ] определению понятия "парковка (парковочное место)" такой объект, как парковка (парковочное место), может являться частью зданий или сооружений, но не в качестве самостоятельного объекта недвижимости, а как специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, предназначенное для организованной стоянки транспортных средств.
9.3. Парковка должна являться частью автомобильной дороги, подэстакадных или мостовых пространств, площадей иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений
В соответствии с пунктом 21 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации парковка (парковочное место) - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
Таким образом, парковка должна являться частью автомобильной дороги, подэстакадных или мостовых пространств, площадей иных объектов улично-дорожной сети, зданий строений или сооружений.
9.4. Парковка (парковочное место) может размещаться непосредственно на обычной автомобильной дороге без осуществления для этого специально обустроенных мест стоянки (парковки)
Решение Московского городского суда от 21 мая 2015 г. N 3-288/15
Парковка (парковочное место) может размещаться непосредственно на обычной автомобильной дороге, осуществление для этого специально обустроенных мест стоянки (парковки) транспортных средств не является обязательным.
9.5. Единственным требованием, предъявляемым к размещению парковочных мест, является наличие специальных обозначений
Решение Московского городского суда от 21 мая 2015 г. N 3-288/15
Парковкой является специально обозначенное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине.
Таким образом, единственное требование, которое предъявляется федеральным законодательством к размещению парковочных мест, является наличие специальных обозначений.
10. Система коммунальной инфраструктуры
10.1. Объекты и инженерные сооружения коммунальной инфраструктуры предназначены для обеспечения объектов капитального строительства соответствующими ресурсами и имеют вспомогательный характер по отношению к ним
Согласно пункту 24 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры представляет собой комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.
Таким образом, объекты и инженерные сооружения коммунальной инфраструктуры предназначены для обеспечения соответствующими ресурсами объектов капитального строительства и по отношению к ним имеют вспомогательный характер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Градостроительный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Градостроительного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 февраля 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики.
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Градостроительный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Власовым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Н. Иночкиной, А. Ковбелем, Е. Костиковой, С. Кошелевым, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Назаровой, О. Петровой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Т. Эльгиной.