Реорганизация АО
Реорганизация акционерного общества осуществляется в порядке, предусмотренном ст.ст. 57 - 60 ГК РФ и ст.ст. 15 - 20 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО).
АО может быть реорганизовано путем слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования (п. 1 ст. 57 ГК РФ, п. 2 ст. 15 Закона об АО).
Акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью, хозяйственное товарищество или производственный кооператив*(1) (п. 2 ст. 104 ГК РФ).
С 01.09.2014 допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если ГК РФ или другим законом предусмотрена возможность преобразования одной из таких форм в другую (абзацы второй, третий п. 1 ст. 57 ГК РФ).
Помимо добровольной реорганизации АО, в порядке, предусмотренном Законом об АО, существуют основания для принудительной реорганизации, порядок которой определяется иными федеральными законами (см., например, п. 2 ст. 57 ГК РФ, ст. 38 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
Реорганизация АО относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров. Этот вопрос не может быть передан на рассмотрение коллегиального органа управления (совета директоров, наблюдательного совета) или коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции и т.п.), в том числе в непубличном обществе (п. 3 ст. 66.3 ГК РФ, пп. 2 п. 1 ст. 48 Закона об АО).
Вопрос о реорганизации выносится на рассмотрение общего собрания акционеров советом директоров (наблюдательным советом) АО (п. 2 ст. 16, п. 2 ст. 17, п. 2 ст. 18, п. 2 ст. 19, п. 2 ст. 20 Закона об АО).
Сообщение о проведении общего собрания акционеров, повестка дня которого содержит вопрос о реорганизации АО, должно быть сделано не позднее, чем за 30 дней до даты его проведения (п. 1 ст. 52 Закона об АО).
Решение о реорганизации АО принимается большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров (п. 4 ст. 49 Закона об АО).
Акционеры - владельцы голосующих акций вправе требовать выкупа акционерным обществом всех или части принадлежащих им акций, если они голосовали на общем собрании против принятия решения о реорганизации общества или не принимали участия в голосовании (абз. второй п. 1 ст. 75 Закона об АО).
Сообщение о проведении собрания (ст. 52 Закона об АО) с повесткой дня, содержащей вопрос о реорганизации АО, должно содержать информацию о наличии у акционеров права требовать у АО выкупа принадлежащих им акций, цене и порядке осуществления выкупа (п. 1 и п. 2 ст. 76 Закона об АО).
Уведомление о реорганизации АО
После принятия решения о реорганизации АО обязано уведомить:
1) В течение трех рабочих дней после даты принятия соответствующего решения регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации по форме N Р12003, утв. приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (далее - Приказ N ММВ-7-6/25@). Если в реорганизации участвуют два или более юридических лиц, уведомление представляет юридическое лицо, которое последним приняло решение о реорганизации, или юридическое лицо, определенное решением о реорганизации (п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 1 ст. 13.1 Закона N 129-ФЗ;
2) В течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления в регистрирующий орган - всех известных АО кредиторов.
АО после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале реорганизации общество дважды с периодичностью один раз в месяц публикует в журнале "Вестник государственной регистрации" уведомление о реорганизации, содержащее сведения, предусмотренные законом.
Кредитор АО, права требования которого возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации, вправе в течение 30 дней после даты опубликования последнего уведомления о реорганизации потребовать в судебном порядке досрочного исполнения соответствующего обязательства АО-должником, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков. Исключения из этого правила могут быть установлены законом или соглашением кредитора с реорганизуемым АО. Право требовать досрочного исполнения обязательства (или в соответствующем случае его досрочного прекращения и возмещения убытков) не предоставляется кредитору, который уже имеет обеспечение исполнения обязательств реорганизуемого общества или возмещения связанных с его прекращением убытков, признаваемое достаточным в соответствии с законом (п.п. 2, 4 ст. 60 ГК РФ).
Размещение акций при реорганизации АО
По общему правилу АО имеет право начинать размещение акций при реорганизации, только после государственной регистрации их выпуска (дополнительного выпуска) (п. 2 ст. 24 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", далее - Закон о рынке ценных бумаг).
При реорганизации АО в форме разделения или выделения осуществляется одновременно со слиянием или с присоединением, государственная регистрация выпуска акций, размещаемых при такой реорганизации в форме разделения или выделения, не осуществляется (п. 7 ст. 19.1 Закона об АО, п. 56.1 Стандартов эмиссии ценных бумаг, порядка государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утв. положением Банка России от 11.08.2014 N 428-П, далее - Стандарты эмиссии).
В таких случаях выпуску ценных бумаг АО присваивается идентификационный номер (п. 7 ст. 19.1 Закона об АО, абз. третий п. 6.1 Стандартов эмиссии).
Передаточный акт при реорганизации АО
До 01.09.2014 правила ст. 58 ГК РФ предусматривали, что при реорганизации в форме разделения или выделения права и обязанности реорганизованного юридического лица переходят к правопреемнику (правопреемникам) в соответствии с разделительным балансом, а при реорганизации в форме слияния, присоединения или преобразования - в соответствии с передаточным актом.
В действующей редакции ст. 58 ГК РФ указано, что при реорганизации в форме разделения и выделения вместо разделительного баланса составляется передаточный акт. При этом необходимость составлять передаточный акт при реорганизации в форме слияния, присоединения и преобразования прямо не предусмотрена. Закон об АО по-прежнему содержит положения о необходимости составлять разделительный баланс (при реорганизации в форме разделения и выделения) и передаточный акт при реорганизации в форме слияния, присоединения и преобразования (п.п. 2, 5 ст. 16, п.п. 2, 5 ст. 17, пп. 7 п. 3, п. 4 ст. 18, пп. 7 п. 3, п. 4 ст. 19, пп. 8 п. 3 ст. 20 Закона об АО).
С 01.09.2014 нормы Закона об АО применяются только в части, не противоречащей положениям ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ (п. 4 ст. 3 Закона N 99-ФЗ). Однако вопрос о необходимости составлять передаточный акт при реорганизации юридического лица в форме слияния, присоединения и преобразования остается спорным, так как ст. 59 ГК РФ предусматривает составление этого документа независимо от формы реорганизации. Поэтому во избежание разногласий с регистрирующим органом целесообразно все же составлять передаточный акт при всех формах реорганизации.
При реорганизации в форме разделения или выделения с 01.09.2014 вместо разделительного баланса составляется передаточный акт.
Государственная регистрация при реорганизации АО
АО считается реорганизованным с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, а в случае реорганизации в форме присоединения - с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного общества (п. 4 ст. 57 ГК РФ).
Государственная регистрация при реорганизации осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о госрегистрации).
На заключительном этапе реорганизации в связи с созданием нового юридического лица в регистрирующий орган представляются документы, предусмотренные п. 1 ст. 14 Закона о госрегистрации (см. также письмо ФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645).
Если в результате реорганизации создается АО, представляется документ, подтверждающий присвоение выпуску или выпускам акций государственного регистрационного номера или идентификационного номера (требования к форме такого документа утверждены приказом ФСФР России от 09.07.2013 N 13-57/пз-н).
С 1 января 2016 документы на государственную регистрацию могут быть направлены в регистрирующий орган в электронной форме через нотариуса (ст. 86.3 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 N 4462-I в ред. Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ, абз. третий п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации в ред. Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ).
Нотариус получает документы, выданные регистрирующим органом в электронной форме, и по просьбе заявителя выдаёт ему данные документы также в электронной форме либо на бумажных носителях с удостоверением их равнозначности электронным документам (п. 3 ст. 11 Закона о госрегистрации в ред. Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ).
С 01.01.2016 государственная регистрация АО может быть приостановлена сроком на 1 месяц, если у регистрирующего органа имеются основания для проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ в связи с реорганизацией (п. 4.4 ст. 9 Закона о госрегистрации).
Срок, в течение которого в регистрирующий орган представляются документы для государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации, законом не определен. Однако необходимо иметь в виду, что государственная регистрация такого юридического лица допускается не ранее истечения срока, предоставленного для признания решения о реорганизации недействительным в судебном порядке (п. 4 ст. 57, п. 1 ст. 60.1 ГК РФ).
Как разъяснила ФНС России, связанные с завершением реорганизации документы могут быть представлены в регистрирующий орган после истечения как 30 дней с даты второго опубликования сообщения о реорганизации юридических лиц в журнале "Вестник государственной регистрации", так и истечения 3 месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации (см. подробнее письмо от 14.08.2015 N ГД-4-14/14410).
С 01.01.2016 расширен перечень оснований для отказа в регистрации при реорганизации юридического лица, в него добавлены в том числе:
- несоблюдение установленного законодательством РФ порядка проведения реорганизации юридического лица (пп. "х" п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации);
- внесение в ЕГРЮЛ сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от его имени, в отношении ряда перечисленных в законе лиц, например, в случае содержания в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений или нарушения решения суда о принудительной ликвидации (пп. "ф" п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации).
В случаях прекращения АО в результате реорганизации снятие его с учета в налоговых органах осуществляется налоговым органом самостоятельно, без участия налогоплательщика, на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 84 НК РФ).
______________________________
*(1) До 01.09.2014 ГК РФ допускал преобразование АО в некоммерческое партнерство. В настоящее время возможность такого преобразования исключена (п. 2 ст. 104 ГК РФ). В силу п. 4 ст. 3 Закона N 99-ФЗ п. 2 ст. 104 ГК РФ в редакции данного закона имеет приоритет перед п. 1 ст. 20 Закона об АО, в котором осталось упоминание о возможном преобразовании АО в некоммерческое партнерство.
Темы
Реорганизация юридического лица
См. также
Государственная регистрация при реорганизации
Уведомление о реорганизации юридического лица
Правопреемство при реорганизации АО
Выкуп АО акций по требованию акционера
Формирование уставного капитала АО, создаваемого в результате реорганизации
Реорганизация АО в форме слияния
Реорганизация АО в форме присоединения
Реорганизация АО в форме выделения
Реорганизация АО в форме разделения
Реорганизация АО в форме преобразования
Реорганизация АО в форме выделения или разделения одновременно со слиянием или с присоединением
Права акционеров в связи с реорганизацией АО
Получение сведений о реорганизации контрагента-АО
Энциклопедия судебной практики
Формы документов
Протокол внеочередного общего собрания акционеров о реорганизации АО в форме преобразования в ООО
Протокол внеочередного общего собрания акционеров о реорганизации АО в форме выделения
Протокол внеочередного общего собрания акционеров о реорганизации АО в форме разделения
Ещё...
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Корпоративное право" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам организации деятельности юридических лиц (АО и ООО)
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Корпоративное право
При подготовке "Энциклопедии решений. Корпоративное право" использованы авторские материалы, предоставленные Л. Барковой, С. Борисовой, Е. Дмитриевой, П. Ериным, О. Ефимовой, А. Кузьминой, В. Павленко, В. Пенкиным, И. Разумовой, Е. Титовой, В. Тихонравовой, С. Широковым и др.
См. информацию об авторах