Реорганизация АО в форме выделения другого АО
Смотрите в этом материале:
- что собой представляет реорганизация в форме выделения;
- принятие решения о реорганизации АО в форме выделения;
- уведомление регистрирующего органа о принятом решении;
- опубликование сообщения о реорганизации в Вестнике государственной регистрации;
- размещение уведомления о реорганизации на Федресурсе;
- исполнение требований кредиторов о досрочном исполнении обязательств;
- выкуп акций у акционеров в связи с принятием решения о реорганизации;
- государственная регистрация выпуска акций, подлежащих размещению при реорганизации в форме выделения;
- государственная регистрация создаваемого общества;
- размещение акций создаваемого АО;
- регистрация отчета об итогах размещения;
- внесение изменений в устав АО, из которого производилось выделение общества
Что собой представляет реорганизация АО в форме выделения другого АО
Выделение - реорганизация акционерного общества с созданием одного или нескольких акционерных обществ с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего (п. 1 ст. 19 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", далее - Закон об АО).
Акционерами выделяющегося АО могут стать акционеры реорганизуемого АО либо само реорганизуемое общество. Данный вопрос регулируется решением о реорганизации (пп. 3 п. 3 ст. 19 Закона об АО).
Порядок реорганизации акционерного общества в форме выделения регулируется ст. 57, п. 4 ст. 58, ст. 60 ГК РФ, ст.ст. 15, 19 Закона об АО.
Порядок представления документов, необходимых для внесения в ЕГРЮЛ записей, связанных с реорганизацией АО, установлен Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о госрегистрации). Поскольку акция является ценной бумагой, то при реорганизации АО также должны быть соблюдены требования законодательства об эмиссии ценных бумаг.
Принятие решения о реорганизации АО в форме выделения
Совет директоров (наблюдательный совет) реорганизуемого АО выносит для решения общим собранием акционеров такого общества вопрос о реорганизации общества в форме выделения другого АО, а также вопрос об избрании совета директоров (наблюдательного совета) каждого общества, создаваемого путем реорганизации в форме выделения, если согласно уставу соответствующего создаваемого общества в нем имеется совет директоров (наблюдательный совет) (п. 2 ст. 19 Закона об АО).
При подготовке к проведению заседания или заочного голосования*(1) для принятия общим собранием решений (п. 1 ст. 54 Закона об АО) совет директоров реорганизуемого АО помимо прочего утверждает:
- дату определения (фиксации) лиц, имеющих право голоса при принятии решений общим собранием акционеров - не может быть установлена более чем за 35 дней до даты заседания или или до даты окончания приема бюллетеней для голосования при проведении заочного голосования и 55 дней до даты заседания, если уставом создаваемого АО предусмотрено наличие совета директоров (абзацы второй и третий п. 1 ст. 51, п. 8 ст. 53 Закона об АО);
- форму и текст бюллетеня для голосования в случае голосования бюллетенями, которые направляются акционерам (вручаются, опубликовываются) не позднее чем за 20 дней до даты проведения заседания общего собрания акционеров или до даты окончания приема бюллетеней при проведении заочного голосования (п. 2 и п. 3 ст. 60 Закона об АО).
Лица, имеющие право голоса при принятии решений общим собранием акционеров, должны быть уведомлены о его проведении не позднее чем за 30 дней до даты проведения заседания или до даты окончания приема бюллетеней для голосования при проведении заочного голосования, а если проектом устава создаваемого в результате выделения АО предусмотрено наличие совета директоров - не позднее чем за 50 дней до даты проведения заседания общего собрания акционеров (п. 1 ст. 52 Закона об АО).
Если в АО, создаваемом в результате выделения, создается совет директоров, акционер или акционеры, являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2 процентов голосующих акций реорганизуемого общества, вправе выдвинуть кандидатов в совет директоров создаваемого общества, его исполнительный орган, ревизионную комиссию, число которых не может превышать количественный состав соответствующего органа, указываемый в сообщении о проведении заседания в соответствии с проектом устава создаваемого общества (п. 8 ст. 53 Закона об АО).
Предложения о выдвижении кандидатов должны поступить в реорганизуемое АО не позднее чем за 45 дней до даты проведения заседания общего собрания акционеров реорганизуемого общества (абз. третий п. 8 ст. 53 Закона об АО). Наряду с кандидатами, предложенными акционерами для образования соответствующего органа, совет директоров АО вправе включать в список кандидатур для голосования по выборам в соответствующий орган общества по своему усмотрению. Число кандидатов, предлагаемых советом директоров, не может превышать количественный состав соответствующего органа (абз. второй п. 7 ст. 53 Закона об АО).
Решение о включении лиц, выдвинутых акционерами или советом директоров (наблюдательным советом) реорганизуемого АО кандидатами, в список членов коллегиального исполнительного органа, ревизионной комиссии и решение об утверждении лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа каждого общества, создаваемого путем реорганизации в форме выделения, принимаются большинством в три четверти голосов членов совета директоров (наблюдательного совета) реорганизуемого АО. При этом не учитываются голоса выбывших членов совета директоров (наблюдательного совета) этого общества (абз. четвертый п. 8 ст. 53 Закона об АО).
Утвержденные советом директоров списки лиц, указание о лице, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа, включаются в решение общего собрания акционеров о реорганизации (пп.пп. 4-6 п. 3 ст. 19 Закона об АО).
Что касается выдвинутых акционерами кандидатов в члены совета директоров создаваемого АО, то поскольку члены совета директоров избираются общим собранием акционеров (абз. второй п. 2 ст. 16 Закона об АО) и иного Законом об АО не установлено, то представляется, что данные предложения акционеров должны рассматриваться советом директоров с учетом положений п. 5 ст. 53 Закона об АО.
В течение 30 дней до даты проведения заседания или до даты окончания приема бюллетеней для голосования при проведении заочного голосования, лицам имеющим право голоса при принятии решений общим собранием акционеров, предоставляется информация (материалы), необходимая в связи с принятием собранием решений, в том числе указанная в п.п. 3.4, 3.5, 3.6 Положения Банка России от 16.11.2018 N 660-П "Об общих собраниях акционеров" (п.п. 6 - 8 ст. 52, п. 1 ст. 75 Закона об АО). Соответственно, к этому моменту совет директоров должен принять решения относительно вышеуказанных кандидатур.
Общее собрании акционеров реорганизуемого общества принимаются следующие решения:
1) Решение о реорганизации АО в форме выделения другого АО, которое должно содержать в себе (п. 3 ст. 19 Закона об АО):
а) наименование, сведения о месте нахождения каждого общества, создаваемого путем реорганизации в форме выделения;
б) порядок и условия выделения;
в) способ и порядок размещения акций каждого создаваемого АО.
В качестве способа размещения акций АО, создаваемого в результате реорганизации в форме выделения, указывается (п. 49.1 Положения Банка России от 19.12.2019 N 706-П "О стандартах эмиссии ценных бумаг", далее - Стандарты эмиссии):
- конвертация в них акций акционерного общества, реорганизуемого в форме выделения, если акционеры после реорганизации перестанут быть акционерами АО, из которого осуществляется выделение;
- распределения их среди акционеров АО, реорганизуемого в форме выделения, если акционеры после выделения будут акционерами и АО, из которого осуществляется выделение, и создаваемого в результате выделения АО.
Порядок размещения акций при конвертации должен предусматривать количество акций каждой категории (типа) АО, реорганизуемого в форме выделения, которые конвертируются в одну акцию АО, создаваемого в результате выделения (коэффициент конвертации) (абз. третий п. 49.3 Стандартов эмиссии).
Порядок размещения акций при распределении должен предусматривать количество акций определенной категории (типа) АО, реорганизуемого в форме выделения, на которую распределяется одна акция АО, создаваемого в результате выделения (коэффициент распределения) (абз. пятый п. 49.3 Стандартов эмиссии).
Решение о реорганизации АО в форме выделения (кроме решения, предусматривающего только приобретение акций АО, создаваемого в результате выделения, самим акционерным обществом, реорганизуемым в форме выделения) должно предусматривать, что каждый акционер реорганизуемого АО, голосовавший против или не принимавший участия в голосовании по вопросу о реорганизации АО, должен получить акции каждого акционерного общества, создаваемого в результате выделения, предоставляющие те же права, что и акции, принадлежащие ему в реорганизуемом АО, в количестве, пропорциональном числу принадлежащих ему акций этого АО (абз. шестой п. 49.3 Стандартов эмиссии). При этом такие акционеры могут получить акции АО, создаваемого в результате выделения, только в результате распределения таких акций среди акционеров реорганизуемого акционерного общества (абз. седьмой п. 49.3 Стандартов эмиссии), и размещение акций таким акционерам может осуществляться на условиях, отличных от условий, на которых осуществляется размещение акций иным акционерам реорганизуемого акционерного общества (абз. третий п. 49.2 Стандартов эмиссии).
Дополнительные взносы и иные платежи за акции, размещаемые при реорганизации, а также связанные с таким размещением не допускаются (п. 45.6 Стандартов эмиссии);
г) список членов ревизионной комиссии каждого создаваемого общества, если в соответствии с уставом соответствующего создаваемого общества наличие ревизионной комиссии является обязательным*(2);
д) список членов коллегиального исполнительного органа каждого создаваемого общества, если уставом соответствующего общества предусмотрено его наличие и его образование отнесено к компетенции общего собрания акционеров;
е) указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа каждого создаваемого общества;
ж) указание об утверждении передаточного акта*(3) с приложением данного акта (п. 4 ст. 58, ст. 59 ГК РФ). Для подготовки передаточного акта проводится инвентаризация активов и обязательств общества (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете");
з) указание об утверждении устава каждого создаваемого АО приложением устава;
и) наименование, сведения о месте нахождения регистратора создаваемого АО.
Решение о реорганизации АО в форме выделения также может содержать иные, не противоречащие закону положения, например:
- особый порядок совершения реорганизуемым АО отдельных сделок и (или) видов сделок или запрет на их совершение с момента принятия решения о реорганизации общества и до момента ее завершения (п. 7 ст. 15 Закона об АО);
- положение об утверждении аудиторской организации (индивидуальном аудиторе) создаваемого общества (п. 3.1 ст. 19 Закона об АО);
- решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа нового общества управляющей организации либо управляющему (п. 3.1 ст. 19 Закона об АО);
- срок, по истечении которого такое решение не подлежит исполнению в отношении создаваемого общества или создаваемых обществ, государственная регистрация которых не была осуществлена в течение этого срока (п. 8 ст. 49 Закона об АО).
Решение о реорганизации АО в форме выделения принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, участвующих в заседании или заочном голосовании (пп. 2 п. 1 ст. 48, п. 4 ст. 49 Закона об АО).
Владельцы привилегированных акций (кроме привилегированных акций с преимуществом в очередности получения дивидендов) также обладают правом голоса при решении на общем собрании вопроса о реорганизации АО (абз. второй п. 2.1 и п. 4 ст. 32 Закона об АО).
2) Решение об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) каждого общества, создаваемого в результате выделения (если уставом создаваемого общества не предусмотрено, что функции совета директоров (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров.
В голосовании по вопросу об избрании совета директоров (наблюдательного совета) нового общества могут принимать участие все акционеры реорганизуемого АО, если это АО будет единственным акционером общества, создаваемого в результате реорганизации (абз. второй п. 3.2 ст. 19 Закона об АО).
Если в новом обществе будут участвовать акционеры реорганизуемого АО, совет директоров (наблюдательный совет) этого общества избирается акционерами реорганизуемого АО, среди которых в соответствии с решением о реорганизации должны быть размещены обыкновенные акции соответствующего создаваемого общества, и акционерами - владельцами привилегированных акций реорганизуемого АО (акции которых на момент принятия решения о реорганизации являются голосующими), среди которых в соответствии с решением о реорганизации должны быть размещены привилегированные акции соответствующего создаваемого общества (п. 3.2 ст. 19 Закона об АО).
Действия после принятия решения о реорганизации АО в форме выделения другого АО
1. Уведомление регистрирующего орган о принятом решении
В течение 3 рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации уведомляется орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 1 ст. 13.1 Закона о госрегистрации). Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации (пп. "т" п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации).
2. Опубликование сообщения о реорганизации в Вестнике государственной регистрации
После внесения регистрирующим органом в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации уведомляются кредиторы АО путем опубликования сообщений о реорганизации в журнале "Вестник государственной регистрации" (п. 6 ст. 15 Закона об АО, п. 2 ст. 13.1 Закона о госрегистрации, абз. второй п. 1 ст. 60 ГК РФ).
3. Размещение уведомления о реорганизации на Федресурсе
Юридическому лицу необходимо размещать в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (http://www.fedresurs.ru) уведомление о реорганизации юридического лица с указанием сведений о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом или продолжающем деятельность в результате реорганизации юридическом лице, форме реорганизации, описания порядка, сроков и условий для предъявления требований его кредиторами, иных сведений, предусмотренных федеральным законом (пп. "н.6" п. 7, п. 8, п. 8.3, абз. второй п. 9 ст. 7.1 Закона о госрегистрации, абз. второй п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 1 приказа ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@). О сроке размещения уведомления о реорганизации на Федресурсе см. в отдельном материале.
Также регистрирующий орган размещает в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц сведения, что в ЕГРЮЛ внесена запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации, не позднее чем в течение 5 рабочих дней после внесения этих сведений в ЕГРЮЛ (пп. " б" п. 7, п. 8.3, п. 9 ст. 7.1 Закона о госрегистрации).
4. Исполнение требований кредиторов о досрочном исполнении обязательств
При предъявлении кредиторами, права требования которых возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации, требования о досрочном исполнении обязательства или прекращении обязательства и возмещении убытков АО до завершения реорганизации в установленном порядке исполняет эти требования (п. 2 ст. 60 ГК РФ).
5. Выкуп акций у акционеров в связи с принятием решения о реорганизации
При предъявлении акционерами АО - владельцами голосующих акций, голосовавшими на общем собрании против принятия решения о реорганизации АО или не участвовавшие в голосовании, требования о выкупе принадлежащих им акций общество выкупает эти акции (п. 1 ст. 75, ст. 76 Закона об АО).
6. Утверждение решения о выпуске и документа, содержащего условия размещения акций, подлежащих размещению при реорганизации в форме выделения осуществляется до государственной регистрации создаваемого АО на основании решения о реорганизации, более подробно об этих документах, их утверждении и подписании см. в отдельных материалах.
7. Государственная регистрация выпуска акций, подлежащих размещению при реорганизации в форме выделения, осуществляется Банком России до государственной регистрации создаваемого АО. АО, из которого осуществляется выделение, подает необходимые документы на государственную регистрацию выпуска акций, более подробно см. в отдельных материалах.
8. Государственная регистрация создаваемого АО
Государственная регистрация создаваемого в результате выделения АО возможна после государственной регистрации выпуска акций, а также истечения 30 дней с даты второго опубликования сообщения о реорганизации АО в журнале "Вестник государственной регистрации" и 3 месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации.
Если государственная регистрация создаваемого в результате выделения АО не осуществлена в течение одного года с даты государственной регистрации акций, решение о государственной регистрации этого выпуска эмиссионных ценных бумаг аннулируется (п. 3 ст. 27.5-5 Закона о рынке ценных бумаг).
Выделяемое общество считается созданным с момента его государственной регистрации. Реорганизация юридического лица в форме выделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших акционерных обществ считается завершенной (п. 4 ст. 57 ГК РФ, п. 4 ст. 16 Закона о госрегистрации, п. 4 ст. 15 Закона об АО). Акционерное общество, из которого осуществлялось выделение других обществ, продолжает свое существование после завершения реорганизации.
Сведения о внесении в ЕГРЮЛ записи о создании юридического лица, образованного при выделении, также размещаются регистрирующим органом в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц не позднее чем в течение 5 рабочих дней после внесения этих сведений в ЕГРЮЛ (пп. "а" п. 7, п. 8.3, п. 9 ст. 7.1 Закона о госрегистрации).
9. Размещение акций создаваемого АО
более подробно см. в отдельном материале.
10. Регистрация отчета об итогах размещения акций создаваемого АО
Созданное в результате выделения АО подает документы на регистрацию отчета об итогах размещения акций в Банк России (п. 1 ст. 25 Закона о рынке ценных бумаг), более подробно см. об этом в отдельном материале.
11. Внесение изменений в устав АО, из которого производилось выделение АО
Если размещение акций производилось путем конвертации акций реорганизуемого АО в акции общества, создаваемого путем выделения, это влечет уменьшение уставного капитала реорганизуемого АО, поскольку при такой конвертации соответствующие акции реорганизуемого АО погашаются (п. 45.8 Стандартов эмиссии). В этом случае в соответствии с п. 2 ст. 12 Закона об АО вносятся изменения в устав реорганизуемого АО в части уменьшения размера уставного капитала (на сумму номинальной стоимости погашенных акций) и производится государственная регистрация таких изменений.
________________________________________
*(1) Полагаем, что исходя из положений п. 2 ст. 50, п. 8 ст. 53 Закона об АО, если при решении вопроса о реорганизации общества одновременно принимается также решение об избрании совета директоров создаваемого общества, то такие решения следует принимать на заседании общего собрания акционеров, в том числе на заседании общего собрания акционеров, голосование на котором совмещается с заочным голосованием.
*(2) В публичном АО ревизионная комиссия создается в случае, если ее наличие предусмотрено уставом публичного АО. В непубличном АО создается ревизионная комиссия, за исключением случая, если уставом непубличного АО предусмотрено ее отсутствие. Устав непубличного АО может также предусматривать создание ревизионной комиссии исключительно в случаях, предусмотренных уставом такого АО (п. 1 и п. 1.1 ст. 85 Закона об АО, пп. 4 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ).
*(3) До 01.09.2014 при реорганизации в форме выделения утверждался разделительный баланс (п. 4 ст. 58 ГК РФ в ред., действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ - далее Закон N 99-ФЗ) Упоминание о разделительном балансе как документе, определяющем перечень прав и обязанностей реорганизованного АО, которые переходят к обществу, создаваемому в результате выделения, осталось в абз. четвертом п. 6 ст. 15, пп. 7 п. 3, п. 4 ст. 19 Закона об АО, однако с 01.09.2014 нормы этого Федерального закона могут применяться только в части, не противоречащей положениям ГК РФ (п. 4 ст. 3 Закона N 99-ФЗ).
Тема
См. также
Правопреемство и передаточный акт (разделительный баланс) при реорганизации юридического лица
Особенности эмиссии акций при реорганизации в форме выделения
Содержание передаточного акта при реорганизации юридического лица
Получение сведений о реорганизации контрагента - юридического лица
Права акционеров в связи с реорганизацией АО
Совет директоров (наблюдательный совет) АО
Энциклопедия судебной практики
Формы документов
Протокол заседания совета директоров АО о реорганизации общества в форме выделения
Протокол внеочередного общего собрания акционеров о реорганизации АО в форме выделения
Уведомление кредитора о реорганизации АО
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Корпоративное право" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам организации деятельности юридических лиц (АО и ООО)
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Корпоративное право
При подготовке "Энциклопедии решений. Корпоративное право" использованы авторские материалы, предоставленные Л. Барковой, С. Борисовой, Е. Дмитриевой, П. Ериным, О. Ефимовой, А. Кузьминой, В. Павленко, В. Пенкиным, И. Разумовой, Е. Титовой, В. Тихонравовой, С. Широковым и др.
См. информацию об авторах