Субсидиарная ответственность учредителя (участника, руководителя) и иных лиц при исключении ООО из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа
Смотрите в этом материале:
- кто и при каких условиях может быть привлечен к субсидиарной ответственности;
Кто и при каких условиях может быть привлечен к субсидиарной ответственности по обязательствам ООО, исключенного из ЕГРЮЛ
Исключение ООО из ЕГРЮЛ в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц, влечет последствия, предусмотренные ГК РФ для отказа основного должника от исполнения обязательства (т.е. ст.ст. 393, 1064 ГК РФ). В данном случае, если неисполнение обязательств ООО (в том числе вследствие причинения вреда) обусловлено тем, что лица, указанные в п.п. 1 - 3 ст. 53.1 ГК РФ, действовали недобросовестно или неразумно, по заявлению кредитора на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам этого общества (п. 3.1 ст. 3 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", далее - Закон об ООО)*(1).
Таким образом, если у ООО, исключенного из ЕГРЮЛ, осталась задолженность перед кредиторами, например, за поставленный товар, выполненные работы, причиненный вред соответствующая сумма может быть взыскана со следующих лиц, указанных в п.п. 1 - 3 ст. 53.1 ГК РФ:
- единоличного исполнительного органа ООО;
- членов коллегиальных органов ООО (правления, совета директоров);
- лиц, имеющих фактическую возможность определять действия юридического лица.
Для привлечения к ответственности необходимо наличие всех элементов состава гражданского правонарушения: противоправное поведение, вред, причинная связь между ними и вина правонарушителя. Соответственно, привлечение к ответственности возможно только в том случае, если судом установлено, что исключение должника из реестра в административном порядке и обусловленная этим невозможность погашения им долга возникли в связи с действиями контролирующих общество лиц и по их вине, в результате их недобросовестных и (или) неразумных действий (бездействия) (постановление Конституционного Суда РФ от 21.05.2021 N 20-П).
Также в определениях же ВС РФ от 30.01.2020 N 306-ЭС19-18285, от 25.08.2020 N 307-ЭС20-180 высказана позиция, что по смыслу п. 3.1 ст. 3 Закона об ООО контролирующие ООО лица могут быть привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам общества, исключенного из ЕГРЮЛ, только если их неразумные и/недобросовестные действия привели к тому, что общество стало неспособным исполнять обязательства перед кредиторами, то есть фактически за доведение до банкротства.
К понятиям недобросовестного или неразумного поведения участников общества можно применять по аналогии разъяснения, изложенные в п.п. 2, 3 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 62 в отношении действий (бездействия) директора.
Само по себе исключение ООО из ЕГРЮЛ - учитывая различные основания, при наличии которых оно может производиться, возможность судебного обжалования действий регистрирующего органа и восстановления правоспособности юридического лица, а также принимая во внимание принципы ограниченной ответственности, защиты делового решения и неизменно сопутствующие предпринимательской деятельности риски - не может служить неопровержимым доказательством совершения контролирующими общество лицами недобросовестных действий, повлекших неисполнение обязательств перед кредиторами, и достаточным основанием для привлечения к ответственности в соответствии с положениями, закрепленными в п. 3.1 ст. 3 Закона об ООО.
Соответственно, лицо, контролирующее общество, не может быть привлечено к субсидиарной ответственности, если докажет, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по обычным условиям делового оборота и с учетом сопутствующих деятельности общества с ограниченной ответственностью предпринимательских рисков, оно действовало добросовестно и приняло все меры для исполнения обществом обязательств перед своими кредиторами.
В постановлении от 21.05.2021 N 20-П Конституционный Суд РФ указал, что пункт 3.1 ст. 3 Закона об ООО предполагает его применение судами при привлечении лиц, контролировавших общество, исключенное из ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом, к субсидиарной ответственности по его долгам по иску кредитора - физического лица, обязательство общества перед которым возникло не в связи с осуществлением кредитором предпринимательской деятельности и исковые требования кредитора к которому удовлетворены судом, исходя из предположения о том, что именно бездействие этих лиц привело к невозможности исполнения обязательств перед истцом - кредитором общества, пока на основе фактических обстоятельств дела не доказано иное.
Также в упомянутом постановлении Конституционного Суда РФ от 21.05.2021 N 20-П, неосуществление контролирующими лицами ликвидации ООО при наличии на момент исключения из ЕГРЮЛ долгов общества перед кредиторами, тем более в случаях, когда исковые требования кредитора к обществу уже удовлетворены судом, может свидетельствовать о намеренном, в нарушение предписаний ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, пренебрежении контролирующими общество лицами своими обязанностями, попытке избежать рисков привлечения к субсидиарной ответственности в рамках дела о банкротстве общества.
А ВС РФ в определении от 27.06.2024 N 305-ЭС24-809 указал, что при рассмотрении исков о привлечении к субсидиарной ответственности бремя доказывания должно распределяться судом с учетом необходимости выравнивания возможностей по доказыванию юридически значимых обстоятельств дела, имея в виду, что кредитор, как правило, не имеет доступа к информации о хозяйственной деятельности должника, а контролирующие должника лица, напротив, обладают таким доступом и могут его ограничить по своему усмотрению.
Суд вправе исходить из предположения о том, что виновные действия (бездействие) контролирующих лиц привели к невозможности исполнения обязательств перед кредитором, если установит недобросовестность поведения контролирующих лиц в процессе, например, при отказе или уклонении контролирующих лиц от представления суду характеризующих хозяйственную деятельность должника документов, от дачи объяснений либо их явной неполноте и если иное не будет следовать из обстоятельств дела (постановление Конституционного Суда РФ от 07.02.2023 N 6-П).
Кредиторам, требующим привлечения к субсидиарной ответственности контролирующего должника лица, не предоставляющего документы хозяйственного общества, необходимо и достаточно доказать состав признаков, входящих в соответствующую презумпцию: наличие и размер непогашенных требований к должнику; статус контролирующего должника лица; его обязанность по хранению документов хозяйственного общества; отсутствие или искажение этих документов. Привлекаемое к субсидиарной ответственности лицо может опровергнуть презумпцию и доказать иное, представив свои документы и объяснения относительно того, как на самом деле осуществлялась хозяйственная деятельность и чем вызвана несостоятельность должника, каковы причины непредставления документов, насколько они уважительны и т.п.
В какой суд подавать иск о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам ООО, исключенного из ЕГРЮЛ
Спор подлежит рассмотрению арбитражным судом в том числе, если истцом выступает физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя (ч. 1, ч. 2 и п. 2 ч. 6 ст. 27, п. 3 и п. 4 ч. 1 ст. 225.1 АПК РФ, абз. третий п. 4 постановления Пленума ВС РФ от 23.12.2021 N 46 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции", определение ВС РФ от 07.06.2022 N 18-КГ22-22-К4, постановления АС Северо-Западного округа от 28.04.2023 N Ф07-5189/23, Одиннадцатого ААС от 06.07.2023 N 11АП-11180/23, Семнадцатого ААС от 26.05.2023 N 17АП-4569/23).
Иск предъявляется в арбитражный суд субъекта РФ по адресу ООО (ч. 4.1 ст. 38 АПК РФ, постановление Семнадцатого ААС от 28.04.2023 N 17АП-4770/23). Соблюдения досудебного порядка урегулирования спора не требуется (ч. 5 ст. 4 АПК РФ).
Отметим, что ранее, до обозначения Пленумом ВС РФ своей позиции, часть судов считала, что если истцом выступает физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, то спор должен рассматриваться судом общей юрисдикции (определения Восьмого КСОЮ от 08.10.2021 по делу N 8Г-17369/2021, от 22.09.2021 по делу N 8Г-17108/2021, Седьмого КСОЮ от 15.04.2021 по делу N 8Г-3405/2021, Президиума ВС Республики Татарстан от 05.12.2018 по делу N 4Г-3355/2018).
Как исчислять срок исковой давности при привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам ООО, исключенного из ЕГРЮЛ
Срок исковой давности по таким требованиям составляет три года (ст. 196 ГК РФ). Ряд судов полагает, что срок исковой давности нужно исчислять с момента исключения ООО из ЕГРЮЛ (постановления Седьмого ААС от 09.01.2019 N 07АП-11212/18, Первого ААС от 09.08.2019 N 01АП-6328/19). Но, например, в постановлении Семнадцатого ААС от 16.12.2019 N 17АП-16774/19 суд счел такую позицию неверной и пришел к выводу, что срок исковой давности следует отсчитывать с момента прекращения исполнительного производства в отношении ООО, когда кредитору стало или должно было стать известно об отсутствии у ООО имущества, на которое может быть обращено взыскание.
При принятии решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ общества с ограниченной ответственностью налоговый орган проводит анализ возможности привлечения к субсидиарной ответственности лиц, указанных в п. 3.1 ст. 3 Закона об ООО. Анализ проводится налоговым органом также при выявлении соответствующей информации по результатам мероприятий налогового контроля контрагентов указанного лица и (или) аффилированных с ним лиц, при поступлении обращений или информации от правоохранительных органов, иных органов исполнительной власти и местного самоуправления, третьих лиц, а также при получении информации иным способом, если она позволяет с минимально необходимой степенью достоверности сделать обоснованное предположение о том, что привлечение к субсидиарной ответственности возможно (письмо ФНС России от 12.07.2017 N ЕД-4-18/13479@).
______________________________
*(1) Положение введено в Закон об ООО с 28.06.2017.
*(2) Вероятно, в письме ФНС России опечатка и речь идет о 28.06.2017 - дате вступления в силу Федерального закона от 28.12.2016 N 488-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Корпоративное право" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам организации деятельности юридических лиц (АО и ООО)
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Корпоративное право
При подготовке "Энциклопедии решений. Корпоративное право" использованы авторские материалы, предоставленные Л. Барковой, С. Борисовой, Е. Дмитриевой, П. Ериным, О. Ефимовой, А. Кузьминой, В. Павленко, В. Пенкиным, И. Разумовой, Е. Титовой, В. Тихонравовой, С. Широковым и др.
См. информацию об авторах