Предписания Роспотребнадзора
Выдача предписания
Если в ходе проверки обнаружились нарушения обязательных требований, то Роспотребнадзор обязан выдать проверяемому лицу предписание об устранении допущенных нарушений (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ, пп. 1 п. 68 Регламента N 764*(1)). Кроме того, принимаются меры по контролю за устранением выявленных нарушений (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ, пп. 2 п. 68 Регламента N 764).
Предписание является обязательным приложением к акту проверки (ч. 3 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, пп. 4 п. 62 Регламента N 764), следовательно, вручается проверенному лицу вместе с актом проверки, одновременно и по соответствующей процедуре (абз. 2 пп. 8 п. 70 Регламента N 764).
Роспотребнадзор вправе выдавать предписания не только после проверки, организованной по нормам Закона N 294-ФЗ, но также по результатам проверки, проведенной в рамках административного расследования (постановления АС Дальневосточного округа от 20.01.2015 N Ф03-5651/14, ФАС Дальневосточного округа от 31.07.2014 N Ф03-2862/14, ФАС Уральского округа от 27.08.2013 N Ф09-8176/13, Девятого ААС от 27.12.2013 N 09АП-41066/13, Двадцатого ААС от 11.09.2014 N 20АП-4454/14) либо в связи с выявленным нарушением обязательных требований, если этот факт зафиксирован протоколом об административном правонарушении (постановления Девятого ААС от 06.05.2014 N 09АП-12079/14, Восемнадцатого ААС от 19.09.2013 N 18АП-8240/13). Противоположная судебная практика: определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 10.03.2015 N 309-КГ14-7461, постановления АС Центрального округа от 12.02.2015 N Ф10-4983/14, АС Восточно-Сибирского округа от 03.03.2015 N Ф02-46/15, Третьего ААС от 08.08.2014 N 03АП-2532/14, Пятого ААС от 24.09.2014 N 05АП-11292/14.
Предписание выдает, как правило, тот же человек, что и проводил проверку. Но иногда предписание выносит другое должностное лицо Роспотребнадзора (например, главный государственный санитарный врач, не участвовавший в проверке). Суд может расценить данное обстоятельство как выдачу предписания неуполномоченным лицом (постановление Восьмого ААС от 04.02.2013 N 08АП-10769/12). Однако чаще бывает наоборот (постановления ФАС Поволжского округа от 16.06.2014 N Ф06-6401/13, Второго ААС от 01.07.2013 N 02АП-3849/13, Пятнадцатого ААС от 29.05.2014 N 15АП-6895/14).
Как правило, Роспотребнадзор выдает предписание одновременно с актом проверки. Однако предписание по результатам проверки может быть выдано и позже, что не влияет на законность и предписания, и результатов проверки (постановление ФАС Центрального округа от 02.12.2013 N Ф10-3526/13). Может оно быть выдано и раньше, в ходе проверки (постановление Третьего ААС от 20.07.2012 N 03АП-2487/12).
Информация о выданном предписании публикуется в Едином реестре проверок (п. 5 ч. 3 ст. 13.3 Закона N 294-ФЗ, п. 20 и пп. "е" п. 13 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415).
Содержание предписания
В предписании излагаются перечень выявленных нарушений и сроки их устранения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены (пп. 4 и 5 п. 70 Регламента N 764). Если предписание выдается органу местного самоуправления, то при установлении срока его исполнения ГПН обязан учитывать необходимость соблюдения этим органом требований и процедур, установленных законодательством (ч. 2.9 ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"). Предписание зачастую содержит способ такого устранения (то есть перечень конкретных мероприятий - например, устроить систему горячего водоснабжения). Такой предложенный Роспотребнадзором способ можно отдельно оспорить в суде, поскольку субъект предпринимательской деятельности самостоятельно избирает приемлемый для него механизм исполнения предписания (постановление ФАС Уральского округа от 31.10.2013 N Ф09-11417/13).
Дополнительно в предписании указывается специальный срок, в течение которого адресат предписания должен уведомить о его исполнении, и способ такого уведомления (пп. 6 п. 70 Регламента N 764). Обязательно в предписании должны быть описаны порядок и сроки его обжалования (пп. 7 п. 70 Регламента N 764).
Продление срока исполнения предписания
Требования, содержащиеся в предписании, подлежат исполнению в установленные в нем сроки (п. 2 ст. 50 Закона N 52-ФЗ).
Случается, что невозможно исполнить предписание Роспотребнадзора в установленный им срок по каким-то объективным причинам. Например, это может быть связано с особенностями финансирования бюджетной организации, которой выдано предписание (см. постановление Первого ААС от 05.02.2014 N 01АП-8340/13). В этом случае адресат предписания вправе обратиться в Роспотребнадзор с ходатайством о продлении срока исполнения предписания. Разумеется, ходатайство должно быть обоснованным.
При этом в Регламенте N 764 не содержится такой административной процедуры как продление срока исполнения предписания. По мнению ведомства, законодательством не предусмотрено возможности продления сроков исполнения ранее выданного предписания (Обзор практики Роспотребнадзора за 2016 год). Однако судебная практика исходит из того, Роспотребнадзор должен учитывать не только интересы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, но и возможность фактического исполнения выданного им предписания в установленный срок. Следовательно, у Роспотребнадзора есть право на изменение предусмотренного им же срока исполнения предписания, если для этого имеются веские основания; а отсутствие в административном регламенте Роспотребнадзора положения о возможности продления срока действия предписания не означает наличия запрета на такое продление (постановление Первого ААС от 05.02.2014 N 01АП-8340/13).
Более того, отказ Роспотребнадзора в продлении срока исполнения предписания может быть обжалован в суд.
Виды предписаний
По итогам проверок, проводимых в рамках надзора за выполнением требований в области защиты прав потребителей и правил продажи отдельных видов товаров (а также в других областях) Роспотребнадзор выносит предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
При выявлении нарушения санитарного законодательства (а также угрозе инфекционных заболеваний и массовых отравлений) должностные лица Роспотребнадзора имеют право давать проверенным лицам дополнительные виды предписаний (п. 2 ст. 50 Закона N 52-ФЗ, п. 73 Регламента N 764):
- об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований;
- о прекращении реализации не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;
- о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
- о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами;
- о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.
Роспотребнадзор надзирает также за соблюдением некоторых технических регламентов. Для этих случаев Закон N 184-ФЗ дает Роспотребнадзору право выдавать следующие виды предписаний (см. также письмо Роспотребнадзора от 16.07.2013 N 01/8021-13-32):
- предписание об устранении нарушений требований технических регламентов (абз. 4 п. 1 ст. 34 Закона N 184-ФЗ);
- предписание о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии (абз. 6 п. 1 ст. 34 Закона N 184-ФЗ). Такое предписание выдается лицу, принявшему декларацию. О выдаче предписания обязательно сообщается в Росаккредитацию;
- предписание о разработке изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) программы мероприятий по предотвращению причинения вреда (п. 2 ст. 39 Закона N 184-ФЗ). Такое предписание выдается только если была проведена проверка, организованная по факту получения информации о том, что конкретная продукция не соответствует требованиям технических регламентов, и такая информация оказалась достоверной (п.п. 1 и 2 ст. 39 Закона N 184-ФЗ). Если, к тому же, необходимо принимать экстренные меры по недопущению вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции, то Роспотребнадзор вправе выдать
- предписание о приостановке реализации такой продукции (п. 3 ст. 39 Закона N 184-ФЗ).
Все указанные предписания обязательны к исполнению в установленные ими сроки (п. 2 ст. 50 Закона N 52-ФЗ) под угрозой административного наказания (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ).
Обжалование предписания
В случае несогласия с предписанием, его можно обжаловать в суд или в орган Роспотребнадзора, назначивший проверку (или в вышестоящем) (пп. 4 ст. 21 Закона N 294-ФЗ, п. 1 ст. 54 Закона N 52-ФЗ). Исключение - предписание о приостановке реализации продукции, не соответствующей требованиям техрегламентов, выданное в порядке п. 3 ст. 39 Закона N 184-ФЗ. Оно может быть обжаловано только в суде (п. 4 ст. 39 Закона N 184-ФЗ).
Возражение (жалоба) в отношении выданного предписания может быть подана в Роспотребнадзор в течение 15 дней с даты получения акта проверки (это важно, потому что даты акта и предписания могут отличаться) (ч. 12 ст. 16 Закона 294-ФЗ, п. 82 Регламента N 764). К такому возражению целесообразно приложить документы, обосновывающие доводы жалобы. Это возражения и обосновывающие документы могут быть поданы в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью проверенного лица (ч. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).
Возражение (жалоба) подлежит рассмотрению главным государственным санитарным врачом (его заместителем) в срок не более 30 календарных дней с момента регистрации жалобы; этот срок может быть увеличен до 60 календарных дней в случаях, если для рассмотрения жалобы необходимы запросы и направления документов и информации (п. 87 Регламента N 764). По результатам рассмотрения может быть принято одно из трех решений:
- действия должностного лица Роспотребнадзора, нарушившие права заявителя, признаются незаконными, и указываются способы устранения таких нарушений;
- результаты проверки отменяются полностью (если проверка в отношении заявителя была проведена с грубыми нарушениями, установленными ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ);
- жалоба оставляется без удовлетворения (п. 88 Регламента N 764).
Полученное решение может быть обжаловано в суд.
Если предписание выдано не организации (либо ее подразделению) и не индивидуальному предпринимателю, а физическому лицу (например, работнику проверенной организации), то оно обжалуется не в арбитражном суде, а в суде общей юрисдикции (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.02.2014 N Ф04-1209/14).
Административное обжалование предписания (то есть в самом Роспотребнадзоре) не приостанавливает его действия (п. 3 ст. 54 Закона N 52-ФЗ). О таком приостановлении можно ходатайствовать, если предписание обжалуется в суде. Исключение предусмотрено для предписания, выданных Роспотребнадзором в области защиты прав потребителей. Исполнение таких предписаний, в случае их обжалования в арбитражный суд, приостанавливается автоматически на весь срок разбирательства (п. 5.1 ст.40 ЗЗПП).
Обращаться в суд следует в течение трех месяцев со дня получения предписания (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Подача возражений в Роспотребнадзор в отношении выданного предписания не прерывает и не приостанавливает течение трехмесячного срока на обращение в суд. Обжалование осуществляется по правилам главы 24 АПК РФ. Заявление об оспаривании предписания следует подавать в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения органа Роспотребнадзора, вынесшего решение о проведении проверки (пп. 2 ч. 1 ст. 29, ч. 1 ст. 34, ст. 35 АПК РФ). При подаче этого заявления уплачивается государственная пошлина в размере 300 рублей - для физических лиц и 3000 рублей - для организаций (п. 3 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ).
Заявление об оспаривании предписания рассматривается судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу (ч. 1 ст. 200 АПК РФ).
Роспотребнадзор будет обязан доказывать и законность самого предписания, и наличие и состав обстоятельств, послуживших основанием для его принятия (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
В случае признания жалобы обоснованной, суд принимает решение о признании предписания недействительным в части либо в целом (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
Проверка исполнения предписания
Получатель предписания обязан известить Роспотребнадзор о его исполнении в указанный предписанием специальный срок (пп. 6 п. 70 Регламента N 764). Не позднее одного месяца с даты извещения организуется внеплановая проверка на предмет исполнения предписания. Проводит проверку то же должностное лицо, что и выдавало предписание (п. 71 Регламента N 764). Проведение проверки позднее, чем предписано п. 71 Регламента, не влечет ее недействительности (постановление ФАС Уральского округа от 17.09.2013 N Ф09-9670/13).
По результатам такой внеплановой проверки, если предписание не исполнено, выдается новое предписание с новыми сроками (ч. 2 п. 71 Регламента N 764), а также составляются протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5. КоАП РФ, и направляются мировому судье для принятия решения о назначении административного наказания (ч. 1, абз. 6 ч. 3 ст. 23.1. и ст. 28.8. КоАП РФ). Часть 1 ст. 19.5. КоАП предусматривает наложение административного штрафа в размере от 1000 до 2 000 рублей - для должностных лиц (или дисквалификацию на срок до трех лет), административного штрафа от 10 000 до 20 000 рублей - для юридических лиц. Если дисквалификация угрожает муниципальному или госслужащему, дело будет рассматриваться районным судом (абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).
Если предписание касалось соблюдения требований технических регламентов к продукции, то ответственность за его неисполнение наступает по ч. 15 ст. 19.5 КоАП РФ. Размеры административных штрафов в этом случае выше: для должностных лиц - в размере от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц - от 300 000 до полумиллиона рублей. Эти дела рассматривает арбитражный суд (ч. 1, абз. 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).
С 15.11.2014 при проведении внеплановой проверки, предметом которой является контроль исполнения ранее выданного предписания, должностное лицо Роспотребнадзора не вправе выявлять новые нарушения обязательных требований (ч. 21 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). До этой даты Роспотребнадзор мог обратить внимание на факты новых нарушений, и суды разрешали в таком случае выходить за пределы предмета проверки (постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.08.2011 N Ф07-5754/11).
______________________________
*(1) Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утвержденный приказом от 16.07.2012 N 764 (далее - Регламент N 764).
Тема
Оформление Роспотребнадзором результатов проверки
См. также
Обжалование результатов проверки Роспотребнадзора
Формы документов
Ходатайство о продлении срока исполнения предписания
Заявление о признании неправомерным и отмене предписания
Заявление о признании незаконным и отмене предписания Роспотребнадзора
Ходатайство о приостановлении действия обжалуемого предписания Роспотребнадзора
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на май 2022 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.