г. Челябинск |
|
21 октября 2015 г. |
Дело N А76-24598/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Столяренко Г.М.,
судей Ершовой С.Д., Хоронеко М.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Старокоровой Е.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы на определение Арбитражного суда Челябинской области от 31.07.2015 по делу N А76-24598/2011 (судья Воронов В.П.).
В судебном заседании приняли участие представители:
Федерального казенного учреждения "Лечебное исправительное учреждение N 9 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области" - Волгутов Д.В. (доверенность от 14.04.2015), Жиганова Н.Н. (доверенность от 27.08.2015);
Федеральной налоговой службы - Сурина М.М. (доверенность от 07.05.2015).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 21.11.2012 общество с ограниченной ответственностью "Производственная компания "Сатка Строй-Сервис" (далее - ООО ПК "Сатка Строй-Сервис", должник), ОГРН 1037401063545, ИНН 7417010967, признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Определением суда от 17.04.2014 признано обоснованным и подлежащим удовлетворению после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов должника, требование Федерального казенного учреждения "Лечебное исправительное учреждение N 9 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области" (далее - ФКУ ЛИУ-9 ГУФСИН России по Челябинской области) в размере 239 800 руб. основного долга и 43 991 руб. 87 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
01.04.2015 Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России, уполномоченный орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением о процессуальном правопреемстве, просила заменить кредитора ФКУ ЛИУ-9 ГУФСИН России по Челябинской области на ФНС России.
Определением суда от 31.07.2015 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ФНС России просила определение суда от 31.07.2015 отменить, заявление - удовлетворить. По мнению подателя апелляционной жалобы, ФКУ ЛИУ-9 ГУФСИН России по Челябинской области является учреждением государственной власти, получаемый от деятельности которого доход зачисляется в федеральный бюджет, ФНС России, в свою очередь, уполномочена на представление интересов Российской Федерации в делах о банкротстве по денежным обязательствам перед федеральным бюджетом.
ФКУ ЛИУ-9 ГУФСИН России по Челябинской области в отзыве на апелляционную жалобу принятие решения по заявлению ФНС России о процессуальном правопреемстве оставило на усмотрение суда.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации в сети Интернет. Конкурсный управляющий ООО ПК "Сатка Строй-Сервис" в судебное заседание не явился.
В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель ФНС России поддержал доводы апелляционной жалобы, представители ФКУ ЛИУ-9 ГУФСИН России по Челябинской области - позицию, изложенную в отзыве.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Челябинской области от 24.02.2012 по делу N А76-22857/2011, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2012, с ООО ПК "Сатка Строй-Сервис" в пользу ФКУ ЛИУ-9 ГУФСИН России по Челябинской области взыскана задолженность за поставленный товар (шлакоблоки пустотелые) в размере 239 800 руб. и 43 991 руб. 87 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 17.04.2014 требование ФКУ ЛИУ-9 ГУФСИН России по Челябинской области к ООО ПК "Сатка Строй-Сервис" в размере указанной задолженности признано обоснованным и подлежащим удовлетворению в порядке п. 4 ст. 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
ФНС России, ссылаясь на то, что является федеральным органом исполнительной власти, правомочным представлять в деле о банкротстве интересы по требованиям по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, а требование ФКУ ЛИУ-9 ГУФСИН России по Челябинской области является таким требованием, обратилось в арбитражный суд с заявлением о процессуальной замене кредитора в деле о банкротстве на уполномоченный орган.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что требование ФКУ ЛИУ-9 ГУФСИН России по Челябинской области не является денежным требованием Российской Федерации, в связи с чем не подлежит представлению в деле о банкротстве уполномоченным органом.
Суд апелляционной инстанции полагает выводы суда верными, оснований для отмены судебного акта не усматривает.
В силу ч. 1 ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257) Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей).
Указанным постановлением Правительства Российской Федерации утверждено Положение о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве.
Согласно п. 1 названного Положения, определяющего порядок предъявления и объединения требований по уплате обязательных платежей в бюджеты всех уровней, а также в государственные внебюджетные фонды и требований по денежным обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, оно разработано в целях обеспечения: подачи федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, в том числе по выплате капитализированных платежей (далее - уполномоченный орган), заявления о признании должника банкротом; объединения и представления требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (далее - требования Российской Федерации); координации деятельности представителей федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве; учета мнения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при определении позиции федеральных органов исполнительной власти как кредиторов по обязательным платежам в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.
В силу п. 12, 13 Положения одновременно с подачей в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом уполномоченный орган запрашивает у должника информацию о федеральных органах исполнительной власти и государственных внебюджетных фондах, являющихся кредиторами должника, а также направляет уведомление о принятом решении в федеральные органы исполнительной власти и иные органы, указанные в приложении N 2.
В случае если федеральные органы исполнительной власти и иные органы, указанные в приложении N 2, имеют требования к должнику об уплате обязательных платежей или по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, эти органы в недельный срок с даты получения указанного уведомления представляют в уполномоченный орган документы, предусмотренные пунктами 7 и 8 настоящего Положения.
После получения указанных документов уполномоченный орган предъявляет требования Российской Федерации к должнику в установленном порядке.
Из вышеуказанных положений следует, что ФНС России уполномочена представлять в деле о банкротстве требования об уплате обязательных платежей и требования федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов к должнику по денежным обязательствам перед Российской Федерацией.
В соответствии с п. 1 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно п. 3, 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В силу п. 4 ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" уголовно-исполнительная система включает в себя: учреждения, исполняющие наказания; территориальные органы уголовно-исполнительной системы; федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.
Виды учреждений, исполняющих наказания, определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации. Учреждения, исполняющие наказания, являются юридическими лицами. Решения о создании учреждений, исполняющих наказания, принимаются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст. 6 Закона).
ФКУ ЛИУ-9 ГУФСИН России по Челябинской области является учреждением, исполняющим наказания, обладает статусом юридического лица организационно-правовой формы казенное учреждение, вправе от своего имени осуществлять предпринимательскую и иные виды деятельности для обеспечения жизнедеятельности учреждений, исполняющих наказания, и привлечения осужденных к труду, владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом в пределах установленной компетенции.
Как следует из материалов дела, задолженность ООО ПК "Сатка Строй-Сервис" перед ФКУ ЛИУ-9 ГУФСИН России по Челябинской области возникла из обязательственных отношений, вследствие поставки учреждением должнику товара и его неоплаты в полном объеме, данное требование является результатом деятельности непосредственно самого учреждения, приносящей доход, а не требованием федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов к должнику по денежным обязательствам перед Российской Федерацией.
Учитывая вышесказанное, установив, что ФКУ ЛИУ-9 ГУФСИН России по Челябинской области во взаимоотношениях с ООО ПК "Сатка Строй-Сервис" действовало от своего имени, не являясь государственным органом и не представляя интересы Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что установленное в деле о банкротстве требование учреждения не подлежит представлению уполномоченным органом.
Согласно п. 10 ст. 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых указанным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций указанных казенных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции полагает подлежащей отклонению ссылку подателя апелляционной жалобы на положения вышеуказанной нормы, поскольку она не опровергает выводы суда о том, что требование ФКУ ЛИУ-9 ГУФСИН России по Челябинской области к ООО ПК "Сатка Строй-Сервис" не является как требованием об уплате обязательных платежей, так и требованием по денежным обязательствам перед Российской Федерацией. ФКУ ЛИУ-9 ГУФСИН России по Челябинской области как юридическое лицо вправе самостоятельно представлять свои интересы в рамках дела о банкротстве по требованию к должнику, возникшему в связи с осуществлением учреждением приносящей доход деятельности.
Доводы апелляционной жалобы ФНС России подлежат отклонению по мотивам, изложенным в постановлении, оснований для отмены судебного акта суд не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в соответствии с ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 176, 268, 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Челябинской области от 31.07.2015 по делу N А76-24598/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.М. Столяренко |
Судьи |
С.Д. Ершова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-24598/2011
Должник: ООО "ПК "Сатка Строй-Сервис", ООО ПК "Сатка Строй-Сервис"
Кредитор: Валиев Артур Мажитович, Годованец Елена Юрьевна, ЗАО "Трест Уралстальконструкция", Здобнова Валентина Ивановна, Мингажев Артур Данецович Артур, Мингажев Рустам Данецович, ОАО "Златоустовский завод металлоконструкций", ОАО "ЮУ КЖСИ", ООО "Завод строительных материалов", ООО "Мирный и партнеры", ООО "РеалМет", ООО "СтройКом", ООО "ЧЕЛЯБГИПРОМЕЗ-СтройИндустрия", Саткинский филиал ОАО "Челиндбанк", Управление земельными и имущественными отношениями Администрации Саткинского муниципального района, Управление земельными и имущественными отношениями Саткинского муниципального района, Файрузов Вадим Фларидович
Третье лицо: Конкурсный управляющий Долгов Сергей Владимирович, ООО "Центральное", Долгов Сергей Владимирович, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 18 по Челябинской области, Межрайонная ИФНС России N8 по Челябинской области, НП "Тихоокеанская СРО АУ", Юнусов Фаниль Миннигалиевич
Хронология рассмотрения дела:
04.09.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-10647/13
03.06.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5950/19
12.04.2019 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-24598/11
26.02.2018 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-16835/17
19.05.2016 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-10647/13
08.02.2016 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-15909/15
04.02.2016 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-10647/13
26.10.2015 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10162/15
21.10.2015 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10310/15
06.10.2015 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-10647/13
24.08.2015 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-24598/11
07.07.2015 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5819/15
10.04.2015 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-10647/13
18.11.2014 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10097/14
05.11.2014 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-24598/11
29.10.2014 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-24598/11
14.10.2014 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-10647/13
22.09.2014 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-24598/11
27.08.2014 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8468/14
22.08.2014 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7584/14
18.08.2014 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-24598/11
28.07.2014 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-24598/11
08.07.2014 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-24598/11
07.07.2014 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-24598/11
01.07.2014 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6150/14
01.07.2014 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5804/14
30.06.2014 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5612/14
30.06.2014 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5549/14
30.05.2014 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3335/14
29.04.2014 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-24598/11
19.03.2014 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-24598/11
17.03.2014 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-24598/11
13.03.2014 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-24598/11
12.03.2014 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-24598/11
11.03.2014 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-24598/11
05.03.2014 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-24598/11
04.03.2014 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-24598/11
03.03.2014 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-24598/11
28.02.2014 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-24598/11
27.02.2014 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-24598/11
26.02.2014 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-24598/11
25.02.2014 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-24598/11
20.02.2014 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-24598/11
19.02.2014 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-24598/11
18.02.2014 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-24598/11
17.02.2014 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-24598/11
13.02.2014 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-24598/11
12.02.2014 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-24598/11
05.02.2014 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-24598/11
04.02.2014 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-24598/11
28.11.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10025/13
21.11.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-10647/13
16.10.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-10647/13
26.09.2013 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10401/13
22.07.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6751/13
21.11.2012 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-24598/11
05.09.2012 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-24598/11
04.06.2012 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-24598/11