Регламент Европейской Комиссии 2017/2158 от 20 ноября 2017 г.
об установлении мер по уменьшению последствий наличия акриламида в пищевых продуктах и контрольных уровней для его снижения*(1)
(Действие Регламента распространяется на Европейское экономическое пространство)
Европейская комиссия,
Руководствуясь Договором о функционировании Европейского Союза,
С учетом положений Регламента (ЕС) 852/2004 Европейского Парламента и Совета ЕС от 29 апреля 2004 г. о гигиене пищевых продуктов*(2) и, в частности, Статьи 4(4) указанного Регламента,
Принимая во внимание следующие обстоятельства:
(1) Целью Регламента (ЕС) 852/2004 является обеспечение высокого уровня защиты потребителя в отношении безопасности пищевых продуктов. Регламент определяет "гигиену пищевых продуктов" как комплекс мер и условий, необходимых для осуществления контроля за факторами, влияющими на безопасность пищевых продуктов и обеспечение пригодности пищевых продуктов для потребления человеком, принимая во внимание их использование по назначению. Факторы, влияющие на безопасность пищевых продуктов, появляются, если пищевые продукты подвергаются воздействию вредных веществ, которые приводят к контаминации указанных пищевых продуктов. Факторы, влияющие на безопасность пищевых продуктов, могут быть биологическими, химическими или физическими.
(2) Акриламид представляет собой контаминант, как определено в Регламенте (ЕЭС) Совета ЕС 315/93*(3), и в качестве такового является химическим опасным фактором в пищевой цепи.
(3) Акриламид представляет собой низкомолекулярное, очень хорошо растворимое в воде органическое соединение, которое формируется из встречающихся в природе составляющих аспарагина и сахара в ряде пищевых продуктов при их приготовлении при температуре выше, как правило, 120°С и c низким содержанием влаги. В основном акриламид образуется в выпекаемых или поджариваемых пищевых продуктах, богатых углеводами, если сырье, такое как злаки, картофель и зерна кофе, содержит его вещества-предшественники.
(4) Как только уровень акриламида в некоторых пищевых продуктах оказывается значительно выше, чем уровни в сопоставимых пищевых продуктах одной и той же категории продуктов, Рекомендация 2013/647*(4) Европейской Комиссии предлагает компетентным органам государств-членов ЕС провести исследования методов производства и обработки, используемых операторами пищевого сектора, если уровень акриламида, обнаруженный в особых пищевых продуктах, превышает ориентировочные показатели, установленные в Приложении к указанной Рекомендации.
(5) В 2015 г. Научная группа по контаминантам в пищевой цепи (CONTAM) Европейского органа по безопасности пищевых продуктов ("Орган") приняла заключение об акриламиде в пищевых продуктах*(5). Основываясь на исследованиях, проведенных на животных, Орган подтверждает предыдущие заключения о том, что акриламид в пищевых продуктах потенциально увеличивает риск развития рака для потребителей всех возрастных групп. Поскольку акриламид присутствует в широком диапазоне ежедневно употребляемых пищевых продуктов, это касается всех потребителей, но дети представляют собой наиболее подверженную воздействию возрастную группу, исходя из массы тела. Предполагаемое вредное воздействие акриламида на нервную систему, внутриутробное и послеродовое развитие и на мужскую репродуктивную функцию не рассматривалось в качестве проблемы, основываясь на существующих уровнях воздействия рациона питания. Существующие уровни акриламида в рационе питания среди возрастных групп указывают на проблему в отношении его канцерогенного воздействия.
(6) Принимая во внимание заключения Органа в части, касающейся канцерогенного воздействия акриламида, и при отсутствии каких-либо последовательных и обязательных мер, подлежащих применению операторами пищевого сектора в целях уменьшения уровней акриламида, представляется необходимым обеспечить безопасность пищевых продуктов и уменьшить наличие акриламида в пищевых продуктах, если сырье содержит вещества-предшественники, путем разработки соответствующих мер по уменьшению последствий наличия акриламида. Уровни акриламида могут быть понижены с помощью подхода по снижению уровней контаминации, в частности, реализации надлежащей гигиенической практики и применения процедур, основанных на анализе рисков и критических контрольных точек (HACCP).
(7) В соответствии со Статьей 4 Регламента (ЕС) 852/2004 операторы пищевого сектора должны соблюдать процедуры, необходимые для выполнения задач, установленных для достижения целей указанного Регламента и использовать отбор проб и анализ в установленном порядке для поддержания своей производительности. В этой связи постановка задач, в частности, установление контрольных уровней для снижения акриламида, может служить основанием для исполнения гигиенических правил, обеспечивая при этом снижение уровня воздействия некоторых рисков. Меры по уменьшению последствий наличия акриламида направлены на понижение наличия акриламида в пищевых продуктах. В целях контроля за соблюдением контрольных уровней эффективность мер по уменьшению последствий наличия акриламида подлежит проверке с помощью отбора проб и проведения анализа.
(8) В связи с этим представляется целесообразным разрабатывать меры по уменьшению последствий наличия акриламида, которые определят этапы обработки пищевых продуктов, на которых происходит образование акриламида в пищевых продуктах, и приступать к выполнению действий по снижению уровня акриламида в указанных пищевых продуктах.
(9) Меры по уменьшению последствий наличия акриламида, установленные в настоящем Регламенте, основаны на научном и техническом знании, и они, как оказалось, привели к снижению уровней акриламида без негативного влияния на качество и микробиологическую безопасность пищевых продуктов. Указанные меры по уменьшению последствий наличия акриламида были установлены после развернутых консультаций с организациями, представляющими затронутых операторов пищевого сектора, потребителей и экспертов из компетентных органов государств-членов ЕС. Если меры по уменьшению последствий наличия акриламида включают в себя использование пищевых добавок и иных веществ, пищевые добавки и иные вещества должны использоваться в соответствии с их разрешением на использование.
(10) Контрольные уровни по снижению акриламида представляют собой показатели, подлежащие использованию для проверки эффективности мер по уменьшению последствий наличия акриламида и основаны на опытных данных и распространенности для широких категорий пищевых продуктов. Они должны быть установлены на максимально низком уровне, который может быть достигнут с применением всех необходимых мер по уменьшению последствий наличия акриламида. Контрольные уровни по снижению акриламида должны определяться с учетом самых последних поступивших данных из базы данных Органа, в силу чего предполагается, что в рамках широкой категории пищевых продуктов уровень акриламида в 10% - 15% производства с самыми высокими уровнями может быть в целом понижен с помощью применения надлежащих практик. Принято считать, что определенные категории пищевых продуктов являются в ряде случаев широко распространенными и что для специальных пищевых продуктов в рамках указанной широко распространенной категории продуктов может существовать особое производство, географические или сезонные условия или характеристики продукта, для которых невозможно достижение контрольных уровней, несмотря на применение всех мер по уменьшению последствий наличия акриламида. В указанных случаях оператор пищевого сектора должен быть способен продемонстрировать доказательства того, что он принимал необходимые меры по уменьшению последствий наличия акриламида.
(11) Контрольные уровни снижения акриламида подлежат регулярному пересмотру Европейской Комиссией с целью установления более низких уровней, отражающих постоянное снижение наличия акриламида в пищевых продуктах.
(12) Операторы пищевого сектора, производящие пищевые продукты в рамках настоящего Регламента, которые осуществляют торговую деятельность и/или напрямую осуществляют поставки только местным розничным предприятиям, как правило, являются субъектами малого бизнеса. В этой связи меры по уменьшению последствий наличия акриламида адаптируются под характер их деятельности. Однако операторы пищевого сектора, которые являются частью большего, объединенного производственного процесса или имеют франшизу указанного большего, объединенного производственного процесса и которые централизованно снабжаются, должны применять дополнительные меры по уменьшению последствий наличия акриламида, применимые к крупному бизнесу, поскольку указанные меры дополнительно уменьшают наличие акриламида в пищевых продуктах и могут быть применены указанными предприятиями.
(13) Эффективность мер по уменьшению последствий наличия акриламида в пищевых продуктах подлежит проверке с помощью отбора проб и проведения анализа. Представляется целесообразным определить требования для отбора проб и проведения анализа, которые должны выполняться операторами пищевого сектора. Что касается отбора проб, аналитические требования и частота отбора должны быть установлены с целью обеспечения того, чтобы полученные аналитические результаты являются репрезентативными для их производства. Операторы пищевого сектора, производящие пищевые продукты в рамках настоящего Регламента, которые осуществляют торговую деятельность и/или напрямую осуществляют поставки только местным розничным предприятиям, освобождаются от обязательства проводить отбор проб и анализ своего производства на наличие акриламида, если указанное требование может несоразмерно обременить их деятельность.
(14) В дополнение к отбору проб и проведению анализа операторами пищевого сектора Регламент (ЕС) 882/2004 Европейского Парламента и Совета ЕС*(6) требует от государств-членов ЕС регулярного осуществления государственного контроля за соблюдением продовольственного права. Отбор проб и анализ, осуществляемые государствами-членами ЕС в рамках государственного контроля, должны соответствовать процедурам по отбору проб и аналитическим критериям, установленным в Регламенте (ЕС) 882/2004.
(15) Дополнительно к мерам, предусмотренным в настоящем Регламенте, установление максимальных уровней наличия акриламида в некоторых пищевых продуктах подлежит рассмотрению в соответствии с Регламентом (ЕЭС) 315/93 после вступления в силу настоящего Регламента.
(16) Реализация операторами пищевого сектора мер по уменьшению последствий наличия акриламида может включать в себя внесение изменений в их текущий производственный процесс, в связи с чем представляется целесообразным предусмотреть переходный период перед применением мер, предусмотренных настоящим Регламентом.
(17) Меры, предусмотренные настоящим Регламентом, соответствуют заключению Постоянного комитета по растениям, животным, пищевым продуктам и кормам,
приняла настоящий Регламент:
Настоящий Регламент является обязательным во всей своей полноте и напрямую применяется во всех государствах-членах ЕС.
Совершено в Брюсселе 20 ноября 2017 г.
За Европейскую Комиссию
Председатель
Jean-Claude Juncker
------------------------------
*(1) COMMISSION REGULATION (EU) 2017/2158 of 20 November 2017 establishing mitigation measures and benchmark levels for the reduction of the presence of acrylamide in food (Text with EEA relevance). Опубликован в Официальном Журнале (далее - ОЖ) N L 304, 21.11.2017, стр. 24.
*(2) ОЖ N L 139, 30.4.2004, стр. 1.
*(3) Регламент (ЕЭС) Совета ЕС 315/93 от 8 февраля 1993 г. об установлении процедур Сообщества в отношении контаминантов в пищевых продуктах (ОЖ N L 37, 13.2.1993, стр. 1).
*(4) Рекомендация 2013/647/ЕС Европейской Комиссии от 8 ноября 2013 г. об изучении уровней акриламида в пищевых продуктах (ОЖ N L 301, 12.11.2013, стр. 15).
*(5) Журнал EFSA, 2015; 13(6):4104.
*(6) Регламент (ЕС) 882/2004 Европейского Парламента и Совета ЕС от 29 апреля 2004 г. об официальном контроле, осуществляемом для гарантии соответствия продукции продовольственному законодательству и правилам хорошего содержания животных (ОЖ N L 165, 30.4.2004, стр. 1).
*(7) Регламент (ЕС) 609/2013 Европейского Парламента и Совета ЕС от 12 июня 2013 г. о пищевых продуктах, предназначенных для младенцев и детей раннего возраста, пищевых продуктах для особых медицинских целей, для полной замены рациона в целях контроля веса и об отмене Директивы 92/52/ЕЭС Совета ЕС, Директив 96/8/ЕС, 1999/21/ЕС, 2006/125/ЕС и 2006/141/ЕС Европейской Комиссии, Директивы 2009/39/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС и Регламентов (ЕС) 41/2009 и 953/2009 Европейской Комиссии (ОЖ N L 181, 29.6.2013, стр. 35).
*(8) Регламент (ЕС) 178/2002 Европейского Парламента и Совета ЕС от 28 января 2002 г. об установлении общих принципов и требований пищевого законодательства, учреждении Европейского органа по безопасности пищевых продуктов и установлении процедур по вопросам безопасности пищевых продуктов (ОЖ N L 31, 1.2.2002, стр. 1).
*(9) Регламент (ЕС) 1332/2008 Европейского Парламента и Совета ЕС от 16 декабря 2008 г. о пищевых ферментах и об изменении Директивы 83/417/ЕЭС Совета ЕС, Регламента (ЕС) 1493/1999 Совета ЕС, Директивы 2000/13/ЕС, Директивы 2001/112/ЕС Совета ЕС и Регламента (ЕС) 258/97 (ОЖ N L 354, 31.12.2008, стр. 7).
*(10) Регламент (ЕС) 1333/2008 Европейского Парламента и Совета ЕС от 16 декабря 2008 г. о пищевых добавках (ОЖ N L 354, 31.12.2008, стр. 16).
*(11) Регламент Европейской Комиссии (ЕС) 231/2012 от 9 марта 2012 г., устанавливающий технические условия для пищевых добавок, указанных в Приложениях II и III к Регламенту (ЕС) 1333/2008 Европейского Парламента и Совета ЕС (ОЖ N L 83, 22.3.2012, стр. 1).
*(12) Регламент (ЕС) 1169/2011 Европейского Парламента и Совета ЕС от 25 октября 2011 г. о предоставлении потребителям информации о пищевых продуктах, вносящий изменения в Регламенты (ЕС) 1924/2006 и (EC) 1925/2006 Европейского Парламента и Совета ЕС, а также отменяющий Директиву 87/250/EЭC Европейской Комиссии, Директиву 90/496/EЭC Совета ЕС, Директиву 1999/10/EC Европейской Комиссии, Директиву 2000/13/EC Европейского Парламента и Совета ЕС, Директивы 2002/67/EC и 2008/5/EC Европейской Комиссии и Регламент (EC) 608/2004 Европейской Комиссии (ОЖ N L 304, 22.11.2011, стр. 18).
*(13) Как определено в Регламенте (ЕС) 609/2013.
*(14) Как определено в Регламенте (ЕС) 609/2013.
*(15) М. Томпсон и др., Теоретическая и прикладная химия, 2006, 78, стр. 145 - 196.
*(16) В ред. М. Томпсона и Р. Вуда, Теоретическая и прикладная химия, 1995, 67, стр. 649 - 666.
*(17) Зерно, не являющееся цельным, и/или злаки, не содержащие отрубей. Злаки, содержащиеся в самом большом количестве, определяют категорию.
*(18) Зерно, не являющееся цельным, и/или злаки, не содержащие отрубей. Злаки, содержащиеся в самом большом количестве, определяют категорию.
*(19) Контрольный уровень подлежит применению к заменителям кофе из смеси злаков и цикория с учетом относительной доли указанных ингредиентов в конечном продукте.
*(20) Как определено в Регламенте (ЕС) 609/2013.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Регламент Европейской Комиссии 2017/2158 от 20 ноября 2017 г. об установлении мер по уменьшению последствий наличия акриламида в пищевых продуктах и контрольных уровней для его снижения
Регламент адресован государствам-членам Европейского Союза. Российская Федерация членом ЕС не является
Настоящий Регламент вступает в силу на двадцатый день после его опубликования в Официальном Журнале Европейского Союза и применяется с 11 апреля 2018 г.
Перевод - Сидорова Н.А.
Текст перевода официально опубликован не был; текст Регламента на английском языке опубликован в официальном Журнале, N L 304, 21.11.2017, стр. 24.