Относятся ли линии электропередач к объектам недвижимости? Возможно ли признать линии электропередач бесхозяйными?
Регистрация права собственности в порядке Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" возможна лишь в отношении линий электропередач, являющихся объектами недвижимости, в случае их постановки на государственный кадастровый учет в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии с п. 2-4, 6, 7 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация перехода права на объект недвижимости, ограничения права на объект недвижимости, обременения объекта недвижимости или сделки с объектом недвижимости проводится при условии наличия государственной регистрации права на данный объект в Едином государственном реестре недвижимости, если иное не установлено федеральным законом.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Т. о., регистрация права муниципальной собственности возможна лишь в отношении объекта недвижимости, в случае его постановки на государственный кадастровый учет в качестве индивидуально определенной вещи.
Относительно отнесения ЛЭП к объектам недвижимости.
В соответствии со ст. 130 ГК РФ, п. 7 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом.
Как следует из ст. 130 ГК РФ, п. 7 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", объектами недвижимого имущества могут являться и сооружения.
Сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (подп. 23 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
Из системного толкования п. 10-10.2 ст. 1 ГрК РФ следует, что сооружения могут являться как объектами капитального строительства, так и некапитальными объектами.
Объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
Согласно п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения отнесены к числу линейных объектов.
В соответствии с п. 13 ст. 48 ГрК РФ, а также системного толкования иных правовых норм, следует, что к объектам капитального строительства относятся в том числе линейные объекты.
Как правило, объекты капитального строительства рассматриваются как объекты недвижимого имущества.
Вместе с тем стоит отметить, что в настоящее время в правоприменительной практике возникла дискуссия на предмет тождественности понятий "объект капитального строительства" и "объект недвижимости". Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24 сентября 2013 г. N 1160/13 по делу N А76-1598/2012 было решено, что "термин "объект капитального строительства" является специальным понятием градостроительного законодательства, поэтому он не может подменять собой правовую категорию "объект недвижимого имущества", имеющую иную отраслевую принадлежность, объем и содержание". В то же время в иной позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 3 декабря 2008 г. N 9-Г08-19, отмечалось, что "вывод суда о том, что понятие "объекты недвижимости" не тождественно понятию "объекты капитального строительства", содержащемуся в ч. 3 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, - результат неправильного несистемного толкования норм" (смотрите Вайпан В.А. Реализация принципа социальной справедливости в правовом регулировании предпринимательской деятельности (монография). - М.: Юстицинформ, 2020. - 696 с.).
Так или иначе, все суды сходятся во мнении, что капитальность является одним из основных признаков объекта недвижимости (Постановление Президиума ВАС РФ от 12 октября 1999 г. N 2061/99 по делу N А72-2212/98-Кд136/1).
Исходя из системного понимания вышеприведенных норм, ЛЭП могут быть отнесены к сооружениям, подлежащим государственному кадастровому учету, т.е. могут являться объектами недвижимости (письмо Министерства экономического развития РФ от 29 мая 2013 г. N 10571-ПК/Д23и "О порядке осуществления государственного кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных)": линии электропередачи, линии связи, в том числе линейно-кабельные сооружения, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии (железнодорожные пути) и другие подобные сооружения, расположенные на территории более одного кадастрового округа (далее - линейные сооружения), относятся к объектам недвижимости).
Однако вопрос об отнесении тех или иных объектов к объектам недвижимости в значительной степени является техническим, а не правовым, поскольку квалификация данных объектов зависит от их технических характеристик.
Отметим, что до недавнего времени представители Департамента недвижимости Минэкономразвития России указывали в своих разъяснениях, что практически все линейные объекты относятся к объектам недвижимости (Смотрите, например: Письмо Минэкономразвития РФ от 06.11.2009 г. N Д23-3650.) (смотрите Зрелов А.П. Особенности признания недвижимостью объектов строительства. - М.: "ЭкООнис", 2020. - 116 с.).
Впоследствии эта позиция была уточнена. В настоящее время представители данного ведомства обычно указывают, что линейные объекты, в том числе подземные, а также объекты электросетевого хозяйства, являющиеся сооружениями, введенными в эксплуатацию как объекты капитального строительства в соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с большой степенью вероятности относятся к недвижимости. Линейные объекты, не вводимые в эксплуатацию в указанном порядке, скорее всего, не являются недвижимостью. При этом следует отметить, что некоторые виды линейных объектов будут являться недвижимостью в силу положений законодательства, как, например, линейно-кабельные сооружения связи. Также некоторые линейные объекты могут входить в состав единого недвижимого комплекса, являющегося в соответствии со ст. 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект (Письма Минэкономразвития России от 11.10.2016 г. N Д23и-4847, от 25.12.2015 г. N ОГ-Д23-16137) (смотрите Зрелов А.П. Особенности признания недвижимостью объектов строительства. - М.: "ЭкООнис", 2020. - 116 с.).
Судебная практика, рассматривающая вопрос об отнесении линейных объектов (в т.ч. ЛЭП) к объектам недвижимого имущества, также разнородна.
По мнению Департамента недвижимости (письма Минэкономразвития России от 27.03.2017 N Д23и-1631, от 26.04.2013 N ОГ-Д23-2531, от 8 апреля 2013 г. N ОГ-Д23-1905), установление характеристик объекта, позволяющих отнести объект к объекту недвижимости, осуществляет кадастровый инженер при проведении кадастровых работ, исходя из имеющихся документов (в том числе разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию), фактической связи с землей и руководствуясь положениями действующего законодательства.
В связи с изложенным дать однозначный ответ об отнесении того или иного объекта к числу самостоятельных объектов недвижимого имущества может либо кадастровый инженер (при проведении кадастровых работ, исходя из имеющихся документов), либо суд в соответствии с фактическими обстоятельствами дела.
В соответствии с п. 1, 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно п. 3-10 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 10 декабря 2015 г. N 931, на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в ЕГРН, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
Согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Буквальное толкование положений п. 3 ст. 225 ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что обращение с заявлением о принятии бесхозяйного недвижимого имущества на соответствующий учет является обязанностью органа местного самоуправления, поскольку данная правовая норма содержит императивное указание на необходимость соответствующего обращения (смотрите апелляционное определение СК по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 9 января 2019 г. по делу N 33-195/2019).
Данная правовая позиция также содержится в следующих судебных решениях: апелляционное определение СК по гражданским делам Магаданского областного суда от 10 января 2019 г. по делу N 33-18/2019; апелляционное определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 13 декабря 2018 г. по делу N 33-14913/2018; апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 12 ноября 2018 г. по делу N 33-3945/2018; апелляционное определение СК по гражданским делам Тульского областного суда от 11 октября 2018 г. по делу N 33-3503/2018; апелляционное определение СК по гражданским делам Суда Еврейской автономной области от 14 сентября 2018 г. по делу N 33-705/2018; апелляционное определение СК по гражданским делам Оренбургского областного суда от 20 декабря 2017 г. по делу N 33-9274/2017; апелляционное определение СК по гражданским делам Брянского областного суда от 12 декабря 2017 г. по делу N 33-4816/2017; апелляционное определение СК по административным делам Иркутского областного суда от 31 января 2017 г. по делу N 33а-154/2017; апелляционное определение СК по гражданским делам Ярославского областного суда от 6 декабря 2016 г. по делу N 33-8923/2016.
Отметим, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного (смотрите апелляционное определение СК по гражданским делам Кемеровского областного суда от 11 июня 2019 г. по делу N 33-6280/2019, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23 июля 2018 г. N Ф06-34752/18 по делу N А57-7129/2017, апелляционное определение СК по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 29 января 2019 г. по делу N 33-472/2019, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики - Чувашии от 17 октября 2018 г. по делу N 33-4771/2018).
Вместе с тем законодательством не установлен конкретный срок, в течение которого орган местного самоуправления обязан принять на баланс и обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке бесхозяйной недвижимости на учет (смотрите апелляционное определение СК по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 9 июля 2013 г. по делу N 33-3574/2013).
Заявление о постановке объекта бесхозяйного имущества на учет должно быть подано в разумный срок с учетом времени, необходимого для оформления необходимой технической документации (смотрите апелляционное определение СК по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 9 июля 2013 г. по делу N 33-3574/2013).
Отметим, что судебный порядок возложения на муниципальное образование обязанности обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на это имущество законом не предусмотрен.
Вместе с тем, исходя из содержания подп. 4 п. 1 ст. 14, подп. 4 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [в системном толковании c вышеприведенной судебной практикой], полагаем, что регистрация права муниципальной собственности на объекты ЛЭП (в случае их постановки на государственный кадастровый учет как бесхозяйных вещей) необходима.
Судами указывается, что, учитывая, что к компетенции органа местного самоуправления относятся вопросы местного значения исходя из интересов населения, при выявлении на территории муниципального образования бесхозяйного имущества, неосуществление надлежащего содержания которого нарушает права неопределенного круга лиц, орган местного самоуправления обязан принять меры для выявления его собственника, в противном случае обязан обеспечить постановку имущества на учет в качестве бесхозяйного, в дальнейшем принять его в муниципальную собственность.
С иском о возложении данной обязанности на органы местного самоуправления, как правило, обращается прокурор.
Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 9 июня 2015 г. по делу N 33-9209/2015: Учитывая, что к компетенции органа местного самоуправления относятся вопросы местного значения исходя из интересов населения, при выявлении на территории муниципального образования бесхозяйного имущества, неосуществление надлежащего содержания которого нарушает права неопределенного круга лиц, орган местного самоуправления обязан принять меры для выявления его собственника, в противном случае обязан обеспечить постановку имущества на учет в качестве бесхозяйного, в дальнейшем принять его в муниципальную собственность. Приведенная обязанность вытекает из п. 3 ст. 225 ГК РФ. Законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, в связи с чем требования прокурора о возложении данной обязанности по осуществлению действий по постановке на учет бесхозяйных сетей на ответчика как орган местного самоуправления являются обоснованными.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сухарников Иван
Ответ прошел контроль качества
19 октября 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"