Новости для специалиста по охране труда
Декабрь 2024 года
23 декабря 2024 года
Система стандартов безопасности труда: разработаны методы испытаний защитной спецобуви
ГОСТ ISO 20344-2024 (введен приказом Росстандарта от 24.10.2024)
Взамен ГОСТ ISO 2023-2013, ГОСТ 12.4.083-80, ГОСТ 12.4.106-81, ГОСТ 12.4.151-85 с 1 ноября 2026 г. с правом досрочного применения вводится ГОСТ "Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты ног. Обувь специальная. Методы испытаний".
Стандарт устанавливает методы испытаний обуви, разработанной в качестве средства индивидуальной защиты.
Определяется минимальное количество образцов готовой обуви и проб для испытаний, требования к условиям испытаний и испытательному оборудованию, содержанию протоколов и анкет для оценки свойств обуви. Описываются сущность методов, характеристики отдельных защитных элементов, критерии оценки состояния СИЗ после испытаний.
Для разъяснения правильного проведения и интерпретации результатов испытаний приводится дополнительное приложение с переводом номинального размера обуви из европейской системы в штихмассовую и метрическую системы.
Напомним, что работодатель в период использования средств индивидуальной защиты должен обеспечивать проведение их испытаний, а также своевременную замену частей СИЗ с понизившимися защитными свойствами.
Рекомендуем:
____________________________________________
20 декабря 2024 года
Планируются изменения особенностей режима рабочего времени и условий труда лиц, занятых на погрузочно-разгрузочных работах в морских и речных портах
Проект приказа Минтранса России (подготовлен 13.12.2024)
Разработаны Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда работников, занятых на погрузочно-разгрузочных работах на морском (речном) транспорте. Они должны с 1 сентября 2025 г. заменить аналогичные нормы 2013 года.
Устанавливается, например, что в рабочее время включаются в том числе специальные перерывы для отдыха, обогревания или охлаждения; время на подготовку, обслуживание и уборку рабочего места, получение и сдачу техники, машин, инвентаря; время проведения инструктажей по охране труда, проверок знаний требований охраны труда.
Регламентируются особенности режима времени отдыха. Особенности условий труда работников, занятых на погрузочно-разгрузочных работах на морском и речном транспорте, отсутствуют.
____________________________________________
19 декабря 2024 года
Роспотребнадзор выпустил рекомендации по применению бригадами скорой помощи средств индивидуальной защиты
Методические рекомендации МР 3.1/3.5.1.0356-24 (утв. Роспотребнадзором 11.11.2024)
Утверждены методические рекомендации "Организация и проведение дезинфекционных мероприятий в автомобилях скорой медицинской помощи". Документ содержит в том числе описание способов обработки рук работников бригады скорой помощи и порядок использования медицинских перчаток и других мер индивидуальной защиты в целях профилактики инфицирования.
В частности, указано, что руки после мытья высушиваются одноразовым бумажным полотенцем. Можно использовать спиртосодержащие салфетки, а также кожные антисептики в дозирующих устройствах. При оказании помощи на дому или на улице применяются антибактериальные средства в индивидуальных упаковках.
Спецодежда и СИЗ выдаются в необходимом количестве и соответствующих размеров в зависимости от характера работы. Медицинские перчатки надеваются всегда, когда возможен контакт со слизистыми оболочками, поврежденной кожей, кровью или другими биологическими субстратами. После снятия перчаток проводится гигиеническая обработка рук кожным антисептиком.
В аварийных случаях загрязнения кожи или слизистых работника бригады скорой помощи, а также при уколах и порезах осуществляется комплекс санитарно-эпидемиологических мероприятий с учетом сложившейся ситуации.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами |
____________________________________________
18 декабря 2024 года
С 1 января будет действовать новый стандарт, устанавливающий термины и определения по охране труда и промбезопасности угольных шахт
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 57717-2024
Согласно приказу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 октября 2024 г. N 1573-ст с 1 января 2025 г. вводится в действие стандарт "Горное дело. Безопасность в угольных шахтах. Термины и определения" (взамен ГОСТ Р 57717-2017).
Стандарт содержит формулировки общих и специальных понятий в области охраны труда и промышленной безопасности, которые распределены по разделам: аэрологическая безопасность угольных шахт, пожарная безопасность, взрывобезопасность, безопасность при газодинамических (геодинамических) явлениях, безопасность при прорывах воды и затоплении горных выработок, электробезопасность и взрывозащищенное оборудование и другим. Кроме того, термины приводятся в алфавитном указателе.
Определения разрешается уточнять, дополняя их производными признаками, раскрывая значения терминов, указывая объекты, входящие в объем понятия.
Стандарт рекомендуется применять во всех сферах, связанных с добычей твердых полезных ископаемых в угольных шахтах и их обогащением.
___________________________________________
17 декабря 2024 года
Возместить затраты на охрану труда станет проще
Информация СФР от 12 декабря 2024 г.
С 2025 года изменятся правила компенсации работодателям затрат на предупредительные меры, за счет которых компании сокращают производственный травматизм и профзаболевания. В Социальный фонд России нужно будет представить только заявление и план финансового обеспечения мер.
После выполнения всех мер или хотя бы одной необходимо подать заявление о возмещении расходов. Если документы о затратах нужно уточнить, то это можно будет сделать в течение 5 рабочих дней.
Рекомендуем:
Сравнительный анализ |
___________________________________________
На 2025-2027 гг. определены условия труда для работников угольной промышленности
Федеральное отраслевое соглашение по угольной промышленности РФ на 2025 - 2027 гг.
На 2025-2027 годы заключено Федеральное отраслевое соглашение по угольной промышленности. По-прежнему, регулируются вопросы оплаты и охраны труда, предоставления гарантий и компенсаций в случае гибели работника, травмирования, утраты трудоспособности и др.
Новые положения обязательны при заключении коллективных договоров и разрешении коллективных и индивидуальных трудовых споров с 1 января 2025 г. Условия трудовых договоров не должны противоречить соглашению.
Рекомендуем:
Справочная информация |
____________________________________________
16 декабря 2024 года
Ростехнадзор разъяснил некоторые вопросы по охране труда при эксплуатации электроустановок
Информация Ростехнадзора от 10 декабря 2024 г.
Ростехнадзор ответил на вопросы о составе комиссии по проверке знаний по электробезопасности и периодичности аттестации ответственных за электрохозяйство организации.
Так, по мнению Ростехнадзора, специалист по охране труда, который прошел проверку знаний на IV группу по электробезопасности, не может быть членом комиссии по проверке знаний. В соответствии с Правилами работы с персоналом в организациях электроэнергетики в состав комиссии должны включаться сотрудники из числа административно-технического персонала по направлениям проверки знаний. Специалисты по охране труда - это отдельная категория работников. Они согласно Правилам по охране труда при эксплуатации электроустановок являются лицами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением требований безопасности при эксплуатации электроустановок.
Присвоение и подтверждение группы по электробезопасности должны осуществляться в соответствии Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок и Правилами работы с персоналом в организациях электроэнергетики. В соответствии с указанными правилами очередная проверка знаний ответственных за электрохозяйство потребителей электрической энергии и их заместителей проводится не реже одного раза в 12 месяцев.
____________________________________________
Госучреждения вправе обратиться за скидкой к тарифу взносов по ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний
Письмо СФР от 5 декабря 2024 г. N 19-20/60720
СФР разъяснил, что страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа на ОСС с учетом скидки или надбавки, устанавливаемой страховщиком. Размер скидки или надбавки рассчитывается по итогам работы страхователя за 3 года и определяется с учетом состояния охраны труда.
Скидку могут получить все страхователи, соответствующие определенным условиям.
Таким образом, государственные (муниципальные) учреждения, которые финансируются из бюджетов и приравненных к ним источников, вправе обратиться с заявлением на установление скидки к страховому тарифу.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений |
____________________________________________
13 декабря 2024 года
Разработаны типовые условия госконтрактов в сфере охраны труда
Проект постановления Правительства РФ (подготовлен Минтрудом 03.12.2024)
В соответствии с ч. 11 ст. 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" подготовлен проект постановления Правительства РФ, в котором планируется установить:
- типовые условия контрактов на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда;
- типовые условия контрактов на оказание услуг по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда.
Условия определяют соответствующие обязанности исполнителей и заказчиков.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений •Специальная оценка условий труда •Обучение по охране труда и проверка знания требований охраны труда |
|
Справочная информация |
____________________________________________
12 декабря 2024 года
Как оплачивается труд во вредных или опасных условиях, если работник находится в таких условиях лишь часть рабочего дня?
Ответ Роструда с информационного портала "Онлайнинспекция.РФ" (ноябрь 2024 г.)
Условия труда по степени вредности или опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс) и опасные (4 класс). Согласно ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями, устанавливается в повышенном размере.
Если по результатам спецоценки на рабочем месте установлен 3 или 4 класс, но работник не каждый день или неполный день находится на этом рабочем месте, то следует ли производить оплату в повышенном размере независимо от времени, проведенного во вредных или опасных условиях?
По мнению специалистов Роструда, повышенная оплата должна производиться за сам факт того, что условия труда работника являются вредными или опасными, а не пропорционально отработанному в указанных условиях времени. Размер повышения не может составлять менее 4% тарифной ставки, установленной для работ с нормальными условиями труда.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений |
|
Энциклопедия судебной практики Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда |
____________________________________________
11 декабря 2024 года
Споры о заражении медработника COVID-19 на рабочем месте: бремя доказывания лежит на работодателе
Определение СК ГД Верховного Суда РФ от 21 октября 2024 г. N 69-КГ24-13-К7
Медсестра инфекционного отделения больницы перенесла заболевание COVID-19. Работодатель уведомил ее, что провел расследование факта заражения и пришел к выводу, что оно произошло от сотрудника другого отделения, а не при непосредственной работе с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции.
Медсестра с результатами расследования не согласилась и обратилась в суд, полагая, что выводы работодателя основаны лишь на том, что заболевание возникло за пределами инкубационного периода инфекции, без учета того, что заражение произошло ранее, чем диагноз был подтвержден.
Суды первых трех инстанций согласились с выводами работодателя, однако Верховный Суд РФ поддержал доводы медсестры и отправил дело на новое рассмотрение, обратив внимание на следующее.
Суды ссылались на Указ Президента РФ "О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников" и исходили из того, что страховым признается случай заражения медработника COVID-19 при непосредственной работе с пациентами, у которых подтверждено наличие указанного заболевания. Основанием для получения единовременной страховой выплаты является решение врачебной комиссии работодателя по расследованию.
Суды не учли, что в ходе расследования контакты медработника с пациентами должны быть тщательно и объективно изучены. При наличии спора работодатель должен доказать, что установлены все имеющие значение обстоятельства.
В данном деле медсестра неоднократно отмечала, что дата ее обращения к врачу не являлась первым днем ее заболевания. До дня первичного приема и постановки диагноза она предпринимала попытки самостоятельного лечения. В подтверждение данного факта были представлены платежные документы о приобретении противовирусных препаратов, а также детализация счета номера телефона, согласно которой первые обращения в медучреждение были по телефону, когда медсестра дважды звонила в регистратуру городской поликлиники для вызова врача по поводу наличия у нее признаков развития инфекционного заболевания. Эти обстоятельства учтены не были.
ВС РФ также указал, что суды неправильно распределили бремя доказывания. Они неправомерно возложили на работника, который находится не только в материальной, но и организационной зависимости от работодателя, обязанность подтвердить факт заражения при непосредственном контакте с пациентами, освободив работодателя от доказывания своих возражений по иску работника.
Рекомендуем:
Справочная информация |
____________________________________________
10 декабря 2024 года
Планируется уточнить разъяснение об оплате расходов на реабилитацию пострадавших на производстве
Проект приказа Минтруда России (подготовлен 28.11.2024)
Ранее была установлена новая форма программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профзаболевания. В связи с этим предлагается внести соответствующие изменения в Разъяснение о порядке оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Кроме того, некоторые положения разъяснения будут признаны утратившими силу, т. к. аналогичные нормы включены непосредственно в Положение об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений Виды обеспечения по страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний |
____________________________________________
Кабмин определил условия маркировки кожных антисептиков
Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2024 г. N 1680
С 1 марта 2025 г. участники оборота продукции, предназначенной для гигиены рук, с заявленным в маркировке потребительской упаковки антимикробным действием, а также средств для дезинфекции помещений, оборудования, инструментов, одежды и кожных антисептиков, должны подавать в ГИС МТ заявление на их регистрацию. Мера не распространяется на участников оборота, которые подали такое заявление в период с 1 сентября 2023 г.
При вводе в оборот вышеуказанных средств маркировку необходимо наносить с 1 марта 2025 г. Информация о выводе из оборота и об обороте средств должна предоставляться с 1 сентября 2025 г.
По 31 августа 2025 г. допускаются оборот и вывод из оборота немаркированных средств, произведенных в России или ввезенных в нее, в случае ввоза с территории ЕАЭС в рамках трансграничной торговли или выпуска таможенными органами при их помещении под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта (при их производстве вне РФ) по 28 февраля 2025 г.
Постановление вступило в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, которые вводятся в действие с 1 марта 2025 г.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений Обязательная маркировка товаров: действующие системы контроля, пилотные проекты, эксперименты |
____________________________________________
9 декабря 2024 года
СФР подготовил разъяснения по профзаболеваниям
Информация СФР "Профессиональное заболевание", 2024 г.
На официальном сайте Социального фонда России опубликован консультационный материал "Профессиональное заболевание".
Документ содержит описание категорий застрахованных лиц, определения понятий острого и хронического профессиональных заболеваний, последовательность действий при установлении работнику соответствующего диагноза, порядок изменения или отмены диагноза, правила расследования и учета профзаболеваний, нюансы оформления акта о случае профессионального заболевания, способы подачи материалов расследования. Отмечаются важные моменты, на которые следует обратить особое внимание.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений Порядок установления наличия случаев профессиональных заболеваний |
____________________________________________
Для работников полевых госпиталей и центров медицины катастроф разрешено закупать бронежилеты и бронеавтомобили
Приказ Минздрава России от 29 октября 2024 г. N 580н (зарег. в Минюсте 28.11.2024)
Скорректированы правила организации деятельности полевых многопрофильных госпиталей и территориальных центров медицины катастроф.
Разрешено оснащать работников территориальных центров и полевых госпиталей, которые обеспечивают оказание и оказывают медпомощь:
- средствами индивидуальной защиты,
- средствами индивидуальной бронезащиты, включая бронежилеты, шлемы и иные средства,
- средствами связи,
- автотранспортными средствами, в том числе бронированными, необходимыми для спасения жизни и сохранения здоровья работников.
Закупать эти средства и оснащать ими работниками можно будет при соблюдении следующих условий:
- в том регионе, на территории которого осуществляет свою деятельность центр медицины катастроф или полевой госпиталь, введен режим ЧС, а также введены режим военного положения / среднего уровня реагирования, и (или) режим КТО,
- имеется финансовое обеспечение таких расходов.
____________________________________________
6 декабря 2024 года
Утверждены рекомендации по применению кожных антисептиков на отдельных объектах
МР 3.5.1/3.5.5.0355-24 (утв. Роспотребнадзором 11.11.2024)
Для органов санэпиднадзора и немедицинских организаций разработаны методические рекомендации "Применение кожных антисептиков и дозирующих устройств для обеззараживания рук в местах массового пребывания (сосредоточения) людей и на отдельных объектах".
Документ содержит характеристики и классификацию кожных антисептиков, требования к ним, особенности их применения для различных возрастных групп, описание способов обеззараживания рук, рекомендации по выбору и режиму использования дезинфицирующих средств, инструкции по расчету потребности в антисептиках и дозаторах, схему гигиенической обработки рук, алгоритм дезинфекции дозирующих устройств и т. д.
Например, рекомендуется:
- проводить обслуживание дозирующих устройств силами сотрудников, прошедших инструктаж по работе с дезинфицирующими средствами IV класса опасности;
- в целях профилактики травматизма размещать дозаторы в максимально доступных местах;
- использовать антисептики и дозаторы в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и с соблюдением инструкций по охране труда при работе с легковоспламеняющимися жидкостями.
Рекомендуем:
Путеводители |
___________________________________________
5 декабря 2024 года
Сумма компенсации морального вреда, причиненного в результате несчастного случая на производстве, не может быть заявлена абстрактно
Гражданин обратился в суд с иском к предприятию о компенсации морального вреда в размере 1,5 млн руб., т. к. на производстве в результате отравления аммиаком погиб его сын.
Причинами несчастного случая стали неудовлетворительная организация работ, несовершенство технологического процесса, недостатки в подготовке работников по охране труда, неприменение работником средств индивидуальной защиты вследствие необеспеченности ими работодателем.
Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил полностью, однако апелляционный суд снизил размер компенсации морального вреда до 800 тыс. руб., обратив внимание на следующее.
Решение суда первой инстанции основано лишь на установлении факта родственных отношений. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что отношения истца и его сына являлись очень тесными, не указано, в чем конкретно они выражались. По словам супруги погибшего, истец редко бывал в их доме. Близкими отношения отца и сына назвать нельзя, виделись они примерно 2 раза в месяц, совместно не проживали, находились в разных населенных пунктах. Доказательств оказания сыном какой-либо помощи отцу, совместного времяпровождения, совместных фотографий, телефонных переговоров, переписки, свидетельских показаний не представлено. В настоящее время с вдовой и внуками истец родственные отношения не поддерживает, ни морально, ни материально им не помогает.
Суд апелляционной инстанции также отметил, что переживания родственников по поводу болезни или смерти близкого им человека сами по себе основанием для взыскания компенсации морального вреда не являются. При определении размера компенсации необходимо установить степень нравственных и физических страданий каждого из родственников с учетом фактических обстоятельств.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений Обязанности работодателя при несчастном случае на производстве |
____________________________________________
4 декабря 2024 года
Изменения по охране труда с 1 января 2025 г.
С 1 января работодатели будут обязаны осуществлять обеспечение работников СИЗ и смывающими средствами на основании Единых типовых норм (приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 766н).
Годовой отчет N 1-Т (условия труда) "Сведения о состоянии условий труда и компенсациях за работу с вредными и (или) опасными условиями труда" по итогам 2024 года необходимо будет сдать в обновленном шаблоне (приказ Росстата от 31.07.2024 N 338).
Начнут действовать новые правила финансирования мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний, а также санаторно-курортного лечения работников, занятых на вредных и опасных работах (приказ Минтруда России от 11.07.2024 N 347н).
Полный перечень изменений с 1 января содержится в нашей справке.
Рекомендуем:
Аналитические материалы ГАРАНТа |
||
Формы документов |
||
Сравнительный анализ |
___________________________________________
3 декабря 2024 года
Система стандартов безопасности труда: новые требования к СИЗ от рисков в литейных и сварочных цехах
Приказы Росстандарта от 30 сентября 2024 г. N 1309-ст, N 1310-ст
Вводятся в действие с 1 сентября 2026 года с правом досрочного применения стандарты безопасности труда в литейных и сварочных цехах для защитной обуви:
- ГОСТ ISО 20349-1-2021 Система стандартов безопасности труда. Обувь специальная для защиты от рисков в литейных и сварочных цехах. Часть 1. Требования и методы испытаний обуви от рисков в литейных цехах;
- ГОСТ ISО 20349-2-2021 Система стандартов безопасности труда. Обувь специальная для защиты от рисков в литейных и сварочных цехах. Часть 2. Требования и методы испытаний обуви от рисков в сварочных и смежных процессах.
Стандарты идентичны международным стандартам ISO 20349-1:2017 и ISO 20349-2:2017. Они устанавливают в т.ч. эксплуатационные характеристики обуви и особые требования к ее конструкции.
В связи с утверждением указанных ГОСТов будет отменен национальный стандарт ГОСТ Р ЕН ИСО 20349-2013.
____________________________________________
2 декабря 2024 года
Минтруд подготовил проект приказа о предельных нормах тяжестей для работников моложе 18 лет
Проект приказа Минтруда России (подготовлен 25.11.2024)
Статьей 265 ТК РФ предусмотрен запрет на применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью. Также запрещаются переноска и передвижение несовершеннолетними работниками тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.
В настоящее время нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе 18 лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную определены постановлением Минтруда РФ N 7 от 7 апреля 1999 г. Однако этот документ действует лишь до 1 сентября 2025 г.
В связи с этим Минтруд разработал проект приказа "Об утверждении предельных норм переноски и перемещения тяжестей работниками в возрасте до восемнадцати лет". Проект не содержит новых ограничений, его требования такие же, как и сейчас.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений Запреты и ограничения при использовании труда несовершеннолетних |
____________________________________________
Ноябрь 2024 года
29 ноября 2024 года
Работодатель вправе попросить работника сообщить номер полиса ОМС для направления на медосмотр
Ответ Роструда с информационного портала "Онлайнинспекция.РФ" (ноябрь 2024 г.)
Роструд рассмотрел ситуацию, когда работник, ссылаясь на ст. 65 ТК РФ, отказывается сообщить номер медицинского страхового полиса.
Согласно указанной статье лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю следующие документы: паспорт, трудовую книжку, СНИЛС, военный билет, документ об образовании, а также в определенных случаях справки о наличии судимости и привлечении к административному наказанию за потребление наркотических средств. Запрещается требовать документы помимо предусмотренных ТК РФ, федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства.
При этом в соответствии с п. 25 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (утв. приказом Минздрава N 29н) работодатель обязан перед проведением осмотра вручить работнику направление, оформленное в соответствии с п. 9 Порядка. В направлении указывается в т.ч. номер медицинского страхового полиса обязательного или добровольного страхования.
Таким образом, как полагают специалисты Роструда, работодатель имеет право обратиться к работнику с просьбой сообщить номер медицинского страхового полиса для составления направления на медосмотр. А в случае отказа работника можно указать в направлении, что работник представить полис отказался. Невнесение номера полиса ОМС или ДМС в направление на медосмотр административным правонарушением не является.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений •Документы, предъявляемые при приеме на работу |
____________________________________________
28 ноября 2024 года
Принимать решения о финансировании предупредительных мер по сокращению производственного травматизма будут по новому регламенту
Проект приказа СФР (подготовлен 20.11.2024)
СФР планирует утвердить новый Административный регламент "Принятие решения о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также возмещение произведенных расходов на оплату предупредительных мер". Регламент 2019 г. будет признан не подлежащим применению.
Предусматриваются варианты предоставления госуслуги:
- при обращении с заявлением о финобеспечении в случае включения заявителем в план мер подпункта "п" пункта 3 Правил;
- при обращении с заявлением о финобеспечении в случае невключения заявителем в план мер подпункта "п" пункта 3 Правил;
- при обращении с заявлением о возмещении расходов.
Устанавливаются исчерпывающие перечни документов, которые заявитель должен будет представить в том или ином случае, а также формы заявлений.
Максимальный срок оказания услуги составит 18 рабочих дней.
Документы можно будет передавать с помощью Единого портала, в МФЦ, в территориальный орган СФР напрямую или посредством почтовой связи.
Взимание госпошлины или иной платы за оказание услуги не предусматривается.
Напомним, что с 1 января 2025 года вступают в силу новые Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (см. новость от 22.11.2024).
Рекомендуем:
Энциклопедия решений Осуществление за счет средств СФР расходов, направленных на сокращение травматизма |
|
Сравнительный анализ |
____________________________________________
27 ноября 2024 года
В следующем году страховой взнос по "травматизму" на АУСН вырастет на 13%
Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2024 г. N 1547
В 1,13 раза проиндексирован фиксированный размер страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплачиваемых страхователями, применяющими специальный налоговый режим "Автоматизированная упрощенная система налогообложения". Таким образом, в 2025 году размер взноса составит 2750 руб. (сейчас он - 2 434 руб.).
Напомним, что ранее в проекте постановления предлагалась индексация на 24% (см. новость от 16.10.2024).
Согласно п. 2.2 ст. 22 Закона N 125-ФЗ страхователи, применяющие АУСН, уплачивают страховые взносы в фиксированном размере. Сумма взносов подлежит ежегодной индексации с 1 января соответствующего года с учетом роста средней заработной платы в РФ и устанавливается ежегодно Правительством РФ.
Постановление вступает в силу с 1 января 2025 года.
Справки ГАРАНТа Фиксированный размер страховых взносов на ОСС от НС и ПЗ, уплачиваемых страхователями АУСН |
______________________________________
Медсестра оспорила дисциплинарное взыскание за нарушение инструкции по охране труда, потому что работодатель не соблюдал сроки выдачи СИЗ
Определение СКГД Второго КСОЮ от 19 сентября 2024 г. по делу N 8Г-25153/2024
Медсестре хирургического отделения военного госпиталя объявили замечание (с депремированием) за то, что во время проверки отделения она допустила нарушение санитарных норм и требований охраны труда, выразившееся, в частности, в следующем:
- на ней была одежда неустановленного образца (медицинские брюки серого, а не белого цвета);
- защитная одежда была надета с нарушениями: рукава кофты выступали из-под рукава спецодежды (куртки от костюма), при том что ранее ей были выданы два халата с рукавом 3/4;
- шапочка не скрывала полностью волосы.
У районного суда (и даже профсоюзного комитета госпиталя) законность взыскания не вызвала сомнений, а вот суд апелляционной инстанции признал приказ об объявлении замечания незаконным и обратил внимание на следующее.
Согласно объяснительной, данной медсестрой работодателю, в связи с загрязнением брюк белого цвета она заменила их медицинскими брюками серого цвета, дополнительный костюм не выдавался, в связи с чем она была вынуждена купить медицинские брюки иного цвета самостоятельно.
Приказами Минобороны РФ от 22.12.2015 N 819 и от 14.08.2017 N 500 утверждены нормы снабжения специальной формой одежды гражданского персонала Вооруженных сил РФ, согласно которым среднему медицинскому персоналу выдаются на 2 года колпак (3 шт.), на 1 год халат (2 шт.), костюм (блуза и брюки) (1 комплект), сандалии (1 пара). Между тем, вопреки положениям указанных приказов Минобороны, костюм медсестре выдавался 12.01.2021, тогда как должен был выдаваться каждый год (дата проверки - 05.04.2023). Таким образом, сроки выдачи СИЗ работодателем были нарушены.
Требования к ношению спецодежды медицинскими работниками установлены инструкцией работодателя по охране труда для среднего медперсонала, согласно которой:
- работникам выдаются сертифицированные СИЗ, санитарно-гигиеническая одежда;
- приобретение, стирка, ремонт санитарной одежды работников осуществляется за счет средств работодателя;
- персонал должен выполнять работу в санитарной одежде и защитных средствах, предусмотренных нормативными документами: халат хлопчатобумажный, медицинская шапочка, медицинские перчатки, медицинская маска, сменная обувь;
- средний медицинский персонал должен строго соблюдать правила личной гигиены и противоэпидемического режима, для предохранения себя от инфицирования через кожу и слизистые оболочки соблюдать следующие правила: защитная одежда должна закрывать кожу и одежду медперсонала, не пропускать жидкость; перед началом работы надевать чистую санитарную одежду, подбирать волосы под колпак (косынку) или надевать специальную шапочку для волос, работать в чистой санитарной одежде, менять ее по мере загрязнения.
Данная инструкция не содержит конкретных требований к форме одежды по длине, комплектности и цвету. Медсестра была вынуждена купить брюки иного цвета самостоятельно в связи с их непредоставлением работодателем. Следовательно, доводы работодателя о том, что на медсестре защитная одежда была надета с нарушениями, являются несостоятельными.
______________________________________
26 ноября 2024 года
Актуализирован порядок федерального пожарного надзора
Постановление Правительства России от 15 ноября 2024 г. N 1564
Скорректированы вопросы федерального государственного пожарного надзора.
Установлено, что организованное профилактическое либо контрольное (надзорное) мероприятие проводится в отношении одного объекта надзора, который находится во владении или в пользовании контролируемого лица (контролируемых лиц) и к которому предъявляются требования пожарной безопасности.
Отсрочка исполнения решения предоставляется вынесшим его руководителем органа госпожнадзора (его заместителем).
Уточнены критерии добросовестности.
Ряд поправок обусловлен изменением организационно-штатной структуры отдельных территориальных органов МЧС.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений |
____________________________________________
Утверждены методические рекомендации для ОПО угольной промышленности
Приказ Ростехнадзора от 8 ноября 2024 г. N 343
Ростехнадзор утвердил руководство по безопасности "Методические рекомендации по определению зон загазирования, параметров взрывоустойчивых перемычек и оценке полноты и достоверности компьютерных моделей вентиляционной сети шахты". Руководство рекомендовано для применения:
- организациями, осуществляющими добычу угля (горючих сланцев) подземным способом;
- руководителями и специалистами организаций и их обособленных подразделений, занимающихся проектированием, строительством и эксплуатацией, консервацией (ликвидацией) ОПО угольной промышленности, на которых ведутся подземные горные работы;
- профессиональными аварийно-спасательными службами или профессиональными аварийно-спасательными формированиями, выполняющими горноспасательные работы;
- иными организациями, деятельность которых связана с посещением шахт.
В Руководстве представлены рекомендации по:
- определению загазированных взрывчатой смесью объёмов горных выработок;
- расчёту параметров взрывоустойчивых изолирующих перемычек;
- оценке полноты и достоверности компьютерных моделей шахтной вентиляционной сети и топологии горных выработок шахты.
____________________________________________
Скорректированы формы решения о проведении профилактического визита, уведомления контролируемого лица и акта о визите
Приказ Роструда от 13 августа 2024 г. N 205 (зарег. в Минюсте 19.11.2024)
Актуализированы основания для профилактического визита в рамках федерального госконтроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства. Новое - визит инициирован в отношении резидента территории опережающего развития, резидента свободного порта Владивосток, объекты контроля которого отнесены к категории высокого риска.
Основания отражаются в решении о проведении профилактического визита, уведомлении контролируемого лица и акте о визите.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений |
____________________________________________
25 ноября 2024 года
При расчете надбавки и скидки к тарифу по взносам от НС и ПЗ планируется не учитывать случаи, произошедшие в результате террористических актов
Проект постановления Правительства РФ (подготовлен Минтрудом 15.11.2024)
В соответствии с п. 3 Правил установления скидок и надбавок к тарифам на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний размер скидки и надбавки определяется исходя из показателей, значения которых зависят в т. ч. от количества, тяжести страховых случаев и расходов, произведенных страховщиком.
Минтруд предлагает исключить из расчета размеров скидок и надбавок сведения по несчастным случаям на производстве, произошедшим в результате обстрелов со стороны вооруженных формирований Украины и террористических актов.
Такие поправки позволят не учитывать те несчастные случаи, которые не зависят от состояния условий и охраны труда в организации и на предотвращение которых работодатель повлиять не может.
Проектом также предусматривается возможность подачи страхователем заявления об установлении скидки к тарифу в любой территориальный орган СФР.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений |
____________________________________________
Роструд разъяснил порядок отмены доплаты за работу во вредных и опасных условиях труда
Письмо Роструда от 1 октября 2024 г. N ПГ/18913-6-1
Согласно ст. 147 ТК РФ труд работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, оплачивается в повышенном размере. Минимальный размер повышения составляет 4% тарифной ставки (оклада). Для установления работникам доплаты применяются результаты проведения специальной оценки.
Как отменить доплату, если по результатам СОУТ условия труда улучшились? Роструд ответил следующее.
Размер тарифной ставки или оклада работника, доплаты и надбавки являются обязательными условиями трудового договора. Изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению, за исключением отдельных случаев.
Если работник согласен на изменение трудового договора, с ним может быть заключено дополнительное соглашение без предварительного уведомления. В ином случае о предстоящих изменениях и их причинах работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за 2 месяца.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений |
____________________________________________
22 ноября 2024 года
Установлены новые правила финобеспечения предупредительных мер по сокращению травматизма
Приказ Минтруда России от 11 июля 2024 г. N 347н (зарег. в Минюсте 19.11.2024)
Минтруд утвердил новые правила финансирования мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний, а также санаторно-курортного лечения работников, занятых на вредных и опасных работах.
Согласно новым правилам страхователь будет самостоятельно определять состав осуществляемых в текущем году предупредительных мер с учетом перечня мероприятий, разработанного по результатам СОУТ, и (или) коллективного договора, и (или) списка реализуемых мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации, снижению или неповышению уровней профрисков.
Заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер и план финобеспечения нужно будет подавать, как и раньше, до 1 августа. К ним не нужно будет прикладывать комплект обосновывающих документов.
До 1 сентября можно будет обратиться в СФР с дополнительным заявлением, если первоначально будет подано заявление на сумму меньше расчетного объема средств, направляемых на финобеспечение.
Решение о внесении изменений в план страхователь будет также принимать самостоятельно. При этом повторная подача заявления и плана не потребуется.
Для направления заявления о возмещении расходов определен новый срок - 15 ноября (в настоящее время - 15 декабря). К этому заявлению необходимо будет прикладывать обосновывающие произведенные расходы документы.
Новые правила вступают в силу с 1 января 2025 года. Правила, утвержденные приказом Минтруда России от 14 июля 2021 г. N 467н, утратят силу.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений Осуществление за счет средств СФР расходов, направленных на сокращение травматизма |
Для тех, кому необходимо детально изучить разницу между новыми и прежними правилами, в ближайшее время станет доступен их Сравнительный анализ, мы уже работаем над его подготовкой.
____________________________________________
21 ноября 2024 года
Стандарты безопасности труда: внесены поправки в требования к СИЗ от электричества
Приказы Ростехнадзора от 1 октября 2024 г. N 1349-ст, N 1361-ст
С 1 августа 2025 г. вводятся в действие:
- Изменение N 1 ГОСТ 12.4.283-2019 "Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты от электрических полей промышленной частоты и поражения электрическим током. Комплекты индивидуальные шунтирующие экранирующие. Общие технические требования. Методы испытаний";
- Изменение N 1 ГОСТ EN 16350-2018 "Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты рук. Перчатки для защиты от статического электричества. Общие технические требования и методы испытаний".
Скорректированы области применения, нормативные ссылки, термины и определения, общие технические требования и методы испытаний.
____________________________________________
20 ноября 2024 года
Утвержденной формы направления на обязательный медосмотр нет, но есть требования к ее содержанию
Определение СК ГД Четвертого КСОЮ от 3 октября 2024 г. по делу N 8Г-27291/2024
Работник обратился в суд с иском о признании незаконными действий работодателя, выразившихся, в частности, в нарушении п. 5 ст. 24 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и пп. 25, 27 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников.
Суд установил, что истец работал горнорабочим очистного забоя 5 разряда. В сентябре прошлого года ему необходимо было в плановом порядке пройти медосмотр. Работодатель выдал истцу направление, однако оно не соответствовало требованиям п. 9 Порядка, в связи с чем медицинское учреждение отказало работнику в проведении осмотра. Из направления невозможно было однозначно установить, на какой вид медосмотра направлен работник. Только после неоднократных обращений сотрудника к работодателю было выдано направление, оформленное согласно установленным правилам. Также истец не был ознакомлен с календарным планом прохождения медицинского осмотра.
Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения указанных исковых требований.
Доводы ответчика о том, что дана неверная оценка доказательствам, были проверены судами и отклонены, поскольку отсутствие установленной формы направления на периодический медицинский осмотр не снимает с работодателя обязанности указывать всю необходимую информацию, предусмотренную Порядком.
Рекомендуем:
Формы документов •Примерная форма направления на периодический или предварительный медицинский осмотр •Примерная форма положения о порядке проведения обязательных медицинских осмотров |
____________________________________________
19 ноября 2024 года
Новые требования к СИЗ от электромагнитных полей и химических веществ, защитным перчаткам и наушникам
Приказы Ростехнадзора от 1 октября 2024 г. N 1360-ст, N 1352-ст, N 1350-ст, N 1357-ст, N 1354-ст
С 1 ноября 2025 г. вводятся в действие в качестве национальных стандартов Российской Федерации:
- ГОСТ 12.4.321.8-2024 "Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органа слуха. Требования безопасности. Часть 8. Противошумные наушники с воспроизведением развлекательных аудиопрограмм", модифицированный по отношению к европейскому стандарту EN 352-8:2020 "Средства защиты органа слуха. Требования безопасности. Часть 8. Наушники с воспроизведением развлекательных аудиопрограмм" (вводится впервые);
- ГОСТ 12.4.259-2024 "Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная для ограниченной защиты от жидких химических веществ [тип 6 и тип РВ (6)]. Эксплуатационные требования", модифицированный по отношению к европейскому стандарту EN 13034:2005+А1:2009) "Одежда для защиты от жидких химических веществ. Эксплуатационные требования к одежде, обеспечивающей ограниченную защиту от жидких химических веществ [тип 6 и тип РВ (6)]" (взамен ГОСТ 12.4.259-2014, с правом досрочного применения);
- ГОСТ 12.4.305-2024 "Система стандартов безопасности труда. Комплект экранирующий для защиты от электромагнитных полей радиочастотного диапазона. Общие технические требования" (взамен ГОСТ 12.4.305-2016, ГОСТ 12.4.271-2014, ГОСТ 12.4.276-2014, с правом досрочного применения);
- ГОСТ EN 16778-2024 "Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты рук. Перчатки защитные. Определение диметилформамида", идентичный европейскому стандарту EN 16778 2016 "Перчатки защитные. Определение диметилформамида" (вводится впервые);
- ГОСТ ISO 17491-3-2024 "Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная для защиты от химических веществ. Методы испытаний. Часть 3. Определение стойкости к прониканию струи жидкости (испытание струей)", идентичный международному стандарту ISO 17491-3:2008 "Одежда защитная. Методы испытаний специальной одежды для защиты от химических веществ. Часть 3. Определение стойкости к прониканию струи жидкости (испытание струей)" (вводится впервые).
____________________________________________
18 ноября 2024 года
В какой суд подавать жалобу на постановление ГИТ: по месту совершения правонарушения или по месту вынесения решения?
Постановление Конституционного Суда РФ от 12 ноября 2024 г. N 51-П
В связи с несчастным случаем на производстве проверка выявила, что водители были допущены к работе без предрейсового медосмотра. Компанию привлекли к административной ответственности. При обжаловании штрафа выяснилась неопределенность в подсудности дела - по месту допуска водителей к работе или месту нахождения трудовой инспекции, вынесшей постановление. Суд направил запрос в Конституционный суд РФ.
По результатам рассмотрения дела КС РФ пришел к выводу, что действующее правовое регулирование не позволяет однозначно решить данный вопрос и допускает различные варианты толкования. В связи с этим оспариваемая норма (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ) признана неконституционной.
Законодателю поручено внести в КоАП РФ необходимые изменения. А пока такие жалобы, за некоторым исключением, подлежат рассмотрению судом по месту органа, вынесшего постановление.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений Обжалование постановления трудовой инспекции о назначении административного наказания |
____________________________________________
15 ноября 2024 года
Ростехнадзор разъяснил, какие правила применяются в отношении работ на отдельных видах ОПО
Информация Ростехнадзора от 11 ноября 2024 г.
Ростехнадзор выпустил разъяснения по применению федеральных норм и правил (ФНП) в конкретных отраслях.
Например, если в состав предприятия входят как тепловые электростанции, так и тепловые сети от них, то и в отношении персонала, эксплуатирующего оборудование электростанций, и в отношении персонала, эксплуатирующего теплосети, следует применять Правила работы с персоналом в организациях электроэнергетики.
Правила безопасности процессов получения или применения металлов обязательны на всех стадиях жизненного цикла специальных подъемных сооружений и применяются совместно с ФНП, устанавливающими требования к эксплуатации подъемных сооружений на опасных производственных объектах (ОПО), и требованиями законодательства о техническом регулировании.
При применении Правил безопасности химически опасных производственных объектов принимаются во внимание установленные в них области действия. При этом учитывается, что данные правила не содержат положений о невозможности их применения в отношении объектов ведения горных работ.
Требования Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств не распространяются на ОПО газораспределения и газопотребления, подпадающие под область регулирования Правил безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы.
Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых устанавливают требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, случаев производственного травматизма на объектах ведения горных работ и переработки негорючих, твердых полезных ископаемых, а также на объектах, не связанных с добычей полезных ископаемых. Такие правила не являются обязательными для организаций, эксплуатирующих ОПО угольной промышленности.
____________________________________________
14 ноября 2024 года
В постановлении ГИТ о нарушении требований охраны труда должны быть конкретные доказательства и их оценка
Решение Хабаровского краевого суда от 17 сентября 2024 г. по делу N 21-792/2024
Предприятие допустило водителя к выполнению работ без прохождения обязательного психиатрического освидетельствования. Инспектор ГИТ вынес постановление о привлечении юрлица к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Однако решением районного суда постановление было отменено. Причиной отмены стало отсутствие описания установленных при рассмотрении дела обстоятельств и событий вменяемого правонарушения.
Суд апелляционной инстанции данное решение поддержал.
Установив виновность должностного лица организации, инспектор ГИТ при изложении объективной стороны правонарушения ограничился общими фразами. В его постановлении нет характеристики самого события, не приведены фамилии и должности конкретных сотрудников, допущенных к работам без прохождения обязательного психиатрического освидетельствования, не указаны даты привлечения их к трудовой деятельности и сроки, в течение которых работники должны были пройти освидетельствование. В качестве доказательств указываются "материалы расследования", что противоречит положениям ст. 26.2 и ст. 26.11 КоАП РФ.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений Медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования некоторых категорий работников |
____________________________________________
13 ноября 2024 года
Требования к производству сварочных работ предлагают продлить еще на год
Проект постановления Правительства РФ (подготовлен 07.11.2024)
Ростехнадзор подготовил проект постановления о внесении изменений в постановление Правительства РФ N 2355. Документ размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID проекта 01/01/11-24/00152259) и в ближайшее время будет доступен в системе ГАРАНТ.
Планируется перенести с 1 марта 2025 г. на 1 марта 2026 г. срок отмены следующих нормативных правовых актов:
- постановления Госгортехнадзора "Об утверждении Правил аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства";
- постановления Госгортехнадзора "Об утверждении новой редакции "Технологического регламента проведения аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства";
- постановления Госгортехнадзора "Об утверждении Порядка применения сварочного оборудования при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств для опасных производственных объектов";
- постановления Госгортехнадзора "Об утверждении Порядка применения сварочных технологий при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств для опасных производственных объектов";
- приказа Ростехнадзора "О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Федерального горного и промышленного надзора России";
- приказа Ростехнадзора "О признании не подлежащими применению отдельных положений...".
Отметим, что указанный срок уже переносили неоднократно. Это связано с тем, что Ростехнадзором в 2022 году был подготовлен законопроект N 213698-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в части урегулирования механизма проверки готовности физических лиц и организаций к выполнению сварочных работ на ОПО, однако законопроект все еще находится на рассмотрении Госдумы.
____________________________________________
12 ноября 2024 года
Утверждены новые требования к специальной обуви от общих производственных загрязнений
ГОСТ Р 12.4.187-2024 (утв. приказом Росстандарта от 01.08.2024 N 1016-ст)
С 1 февраля 2025 г. вводится в действие ГОСТ Р 12.4.187-2024 "Система стандартов безопасности труда. Обувь специальная для защиты от общих производственных загрязнений. Технические условия" взамен ГОСТ Р 12.4.187-97.
Стандарт распространяется на специальную обувь для защиты ног работающих. Исключение составляет обувь из резины и полимерных материалов.
Документ содержит классификацию обуви, основные ее показатели и характеристики, требования к материалам, маркировке, упаковке, условиям хранения, а также указания по эксплуатации и гарантии изготовителя.
ГОСТ должен применяться в соответствии с правилами статьи 26 Федерального закона "О стандартизации".
Рекомендуем:
Энциклопедия решений Основные виды и классы средств индивидуальной и коллективной защиты, выдаваемых работникам |
____________________________________________
11 ноября 2024 года
Внесены изменения в чек-листы для проверок трудовой инспекцией
Приказ Роструда от 26 июля 2024 г. N 190 (зарег. в Минюсте 05.11.2024)
Роструд скорректировал формы проверочных листов (списки контрольных вопросов) для осуществления контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В частности, внесены изменения в списки вопросов для контроля за соблюдением требований:
- по установлению режима и продолжительности рабочего времени;
- по предоставлению времени отдыха;
- по установлению и выплате заработной платы;
- по регулированию труда несовершеннолетних;
- по регулированию труда женщин;
- по регулированию труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в местностях с особыми климатическими условиями;
- по регулированию труда лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
- по проверке соблюдения требований при проведении специальной оценки условий труда организациями, проводящими СОУТ.
Документ вступит в силу 16 ноября 2024 г.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений |
____________________________________________
8 ноября 2024 года
Даны разъяснения о статусе Правил безопасности при работе с инструментом и приспособлениями
Письмо Минэнерго России от 18 октября 2024 г. N 05-7933
По мнению специалистов Министерства энергетики, Правила безопасности при работе с инструментом и приспособлениями (РД 34.03.204), утвержденные Минэнерго СССР 30 апреля 1985 г. и Президиумом ЦК профсоюза рабочих электростанций и электротехнической промышленности 27 марта 1985 г., не являются нормативным правовым актом и не носят обязательного к применению характера. Однако ими можно руководствоваться в части, не противоречащей действующему законодательству.
Напомним, что в настоящее время действуют Правила по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями, утвержденные Минтрудом России 27 ноября 2020 г. Они зарегистрированы Минюстом, опубликованы на Официальном интернет-портале правовой информации и имеют статус нормативного правового акта. Их требования обязательны для исполнения работодателями, являющимися индивидуальными предпринимателями, а также работодателями - юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы.
Справочная информация |
______________________________________
7 ноября 2024 года
Минздрав уточнил ограничения на работу для лиц с нарушением слуха
Приказ Минздрава России от 2 октября 2024 г. N 509н (зарег. в Минюсте 01.11.2024)
Скорректирован перечень медицинских противопоказаний к вредным работам, а также к работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медосмотры. Уточнили, что противопоказанием является кондуктивная, нейросенсорная, смешанная форма потери слуха с одно- или двусторонним снижением слуха или глухотой (за исключением лиц с врождённой или приобретённой в детстве (до 17 лет включительно) тугоухостью или глухотой):
для поступающих на работу - I - IV степень снижения слуха;
для работающих - II - IV степень снижения слуха.
Приказ вступает в силу с 1 марта 2025 г. и действует до 1 апреля 2027 г.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений •Медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования некоторых категорий работников |
____________________________________________
6 ноября 2024 года
С чего начать и как перейти на выдачу СИЗ и смывающих средств по ЕТН?
С 1 января 2025 года работодатели будут обязаны осуществлять обеспечение работников СИЗ и смывающими средствами на основании Единых типовых норм (ЕТН). Переходный период, в течение которого можно самостоятельно устанавливать, какими нормами пользоваться - "старыми" типовыми или "новыми" Едиными, завершится.
В связи с этим мы подготовили подробный пошаговый алгоритм составления Норм выдачи СИЗ и смывающих средств в соответствии с ЕТН. Этот материал поможет работодателям понять суть составления Норм, подобрать СИЗ в соответствии с измененными требованиями и обеспечить безопасность работников.
Отметим, что единой последовательности действий по составлению норм выдачи СИЗ и смывающих средств в действующем законодательстве не содержится, поэтому данный алгоритм является примерным. На практике в некоторых случаях очередность этапов составления Норм или их содержание могут отличаться от представленных.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений •Определение работодателем потребности в СИЗ •Выдача работникам дерматологических СИЗ и смывающих средств |
______________________________________
5 ноября 2024 года
ВС РФ: понятие "пункт первой медицинской помощи" не является противоречивым
Решение ВС РФ от 26 сентября 2024 г. N АКПИ24-486
Общество обратилось в Верховный Суд РФ с иском о признании недействующим п. 8 ФНП "Основные требования безопасности для объектов производств боеприпасов и спецхимии", согласно которому в организации, эксплуатирующей ОПО, должен быть организован пункт первой медицинской помощи.
Истец полагал, что словосочетание "пункт первой медицинской помощи" содержит указание на два вида помощи - "первая помощь" и "медицинская помощь". Первая помощь не является медицинской помощью и оказывается лицом, квалификация которого значения не имеет. Медицинская помощь предоставляется медицинскими организациями. Эти понятия закреплены в ст. 31 и ст. 32 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Нормативные правовые акты, содержащие требования к организации пункта первой медицинской помощи, отсутствуют.
Верховный Суд не нашел оснований для удовлетворения искового заявления.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом власти с соблюдением порядка издания и введения его в действие. В соответствии со ст. 32 и ст. 33 указанного выше Закона к видам медицинской помощи относится в т. ч. первичная медико-санитарная помощь, которая в свою очередь подразделяется на первичную доврачебную, врачебную и первичную специализированную помощь. Работодатели вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации. Перечень подразделений является открытым.
Правила организации деятельности врачебного здравпункта, стандарт его оснащения и рекомендуемые штатные нормативы приведены в приложениях 1-3 Порядка оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях. Кроме того, сохраняет свое действие Положение о пунктах первой помощи на предприятиях 1926 года, согласно которому пункты первой помощи имеют своей задачей своевременное оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях и внезапных заболеваниях во время работы предприятия, транспортирование в лечучреждения внезапно заболевших и пострадавших от несчастных случаев, а также содействие и участие в общесанитарной и профилактической работе на предприятиях.
______________________________________
2 ноября 2024 года
Скорректировано отраслевое соглашение, регулирующее трудовые отношения в таможенных органах
Уточнены некоторые положения Отраслевого соглашения между Общероссийским профсоюзом работников госучреждений и общественного обслуживания РФ и Федеральной таможенной службой на 2023 - 2025 годы.
Так, установлено, кто является членами семей сотрудников. Внесены поправки в раздел 7 "Охрана труда и здоровья" в части порядка обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых.
Рекомендуем:
Справочная информация |
______________________________________
1 ноября 2024 года
Разработаны типовые условия контрактов на оказание услуг по проведению СОУТ и обучению вопросам охраны труда
Проект постановления Правительства РФ (подготовлен Минтрудом 28.10.2024)
В соответствии с ч. 11 ст. 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" планируется утвердить:
- типовые условия контрактов на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда;
- типовые условия контрактов на оказание услуг по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда.
Условия касаются обязанностей исполнителей и заказчиков. Нововведения будут применяться в отношении закупок, извещения о которых размещены в единой информационной системе либо приглашения принять участие в определении исполнителя по которым направлены либо контракты с единственным поставщиком при осуществлении которых заключены после дня вступления в силу постановления.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений • Специальная оценка условий труда • Обучение по охране труда и проверка знания требований охраны труда |
______________________________________
Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении будет исчисляться в днях, а не сутках
Федеральный закон от 29 октября 2024 г. N 364-ФЗ
В ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ внесено изменение, согласно которому жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Поправки вступили в силу со дня официального опубликования - 29 октября 2024 г.
Ранее этот срок исчислялся в сутках. Соответственно, в случае его истечения в нерабочий день последний день срока обжалования не переносился на следующий за ним рабочий день, т. к. перенос производится только при исчислении сроков в днях (ч. 3.1. ст. 4.8 КоАП РФ, п. 39 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 26.04.2023). Как указывали в пояснительной записке разработчики поправок, в периоды, на которые выпадают длительные праздничные дни, это нередко приводило к пропуску срока обжалования.
____________________________________________
В новостном обзоре, подготовленном экспертами компании "Гарант", приводится актуальная для специалиста по охране труда информация о новых нормативных актах, проектах нормативных актов и разъяснениях уполномоченных органов по вопросам, связанным с
- системой управления охраной труда,
- специальной оценкой условий труда,
- обучением по охране труда,
- обеспечением работников средствами индивидуальной защиты
и др.
Документы приводятся с кратким комментарием - описанием основных вопросов, которые в них затронуты