Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к письму Госналогслужбы РФ
от 18 сентября 1998 г. N ШС-6-07/630@
Методические рекомендации
по проведению налоговыми органами документальных проверок по полноте и правильности уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования
Проверку правильности начисления и своевременности внесения страховых взносов в социальные внебюджетные фонды необходимо начать с ознакомления с учетной политикой предприятия, под которой следует понимать выбранную им совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельности.
Учетная политика предприятия в обязательном порядке должна быть оформлена приказом руководителя организации, предприятия.
Основными вопросами при проведении документальной проверки являются:
- определение по первичным бухгалтерским документам соответствия действующему законодательству, нормативным и методическим документам видов оплаты труда, на которые следует начислять страховые взносы;
- сравнение видов оплаты труда, на которые фактически были начислены страховые взносы, с видами оплаты труда, на которые они должны быть начислены в соответствии с действующим законодательством по фондам;
- проверка своевременности перечисления начисленных страховых взносов в фонды;
- составление, в случае выявления нарушений, расчета финансовых санкций и пени.
Для предприятий и организаций всех форм собственности действует система бухгалтерского учета, регламентированная Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению, действующей на соответствующий проверяемый период, утвержденной приказом Министерства финансов СССР от 01.11.91 N 56 (в редакции приказов Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.94 N 173, от 28.07.95 N 81), а для учреждений, состоящих на государственном бюджете Инструкцией, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 03.11.93 N 122; для кредитных организаций, расположенных на территории Российской Федерации - Планом счетов бухгалтерского учета, доведенным письмом Госбанка СССР от 10.11.87 N 1027, Правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденными Приказом Центрального Банка Российской Федерации от 18.06.97 г. N 02-263 с учетом указаний Центрального Банка Российской Федерации от 11.12.07 N 62-У, приказом от 10.10.97 N 01-243 (по деноминации).
При проверке правильности определения оплаты труда, на которую следует начислять страховые взносы, используются карточки-справки, лицевые счета, книги по расчетам с рабочими и служащими, расчетно-платежные ведомости на выдачу заработной платы, премий, пособий и т.п., сводные (накопительные) ведомости по начислению всех видов заработка, книги приказов и распоряжений предприятий, в соответствии с которыми производятся выплаты материальной помощи и премий, договора гражданско-правового характера, журналы-ордера, главная книга, кассовые и банковские документы по выплате заработной платы (начисленных выплат).
Единые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности определяются Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26.12.94 N 170 (в редакции приказа от 03.02.97 N 8).
При проверке полноты и своевременности начисления страховых платежей в социальные внебюджетные фонды следует иметь ввиду, что расчеты страхователя с фондами связаны следующими балансовыми счетами:
В хозяйственных организациях:
счета с 20-30 - Затраты на производство;
счет 31 - Расходы будущих периодов;
счет 43 - Коммерческие расходы;
счет 44 - Издержки обращения (в снабженческих, сбытовых, торговых, иных посреднических и других подобных им предприятий);
счет 50 - Касса;
счет 51 - Расчетный счет;
счет 52 - Валютный счет;
счет 69 - Расчеты по социальному страхованию и обеспечению;
счет 70 - Расчеты с персоналом по оплате труда;
счет 80 - Прибыли и убытки;
счет 81 - Использование прибыли;
счет 88 - Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток);
счет 89 - Резервы предстоящих расходов и платежей;
счет 96 - Целевые финансирование и поступления.
В бюджетных учреждениях:
счет 10 субсчет 100 - Текущий счет на расходы учреждения;
счет 11 субсчет 111 - Текущий счет по специальным средствам;
счет 11 субсчет 112 - Текущий счет по прочим внебюджетным средствам;
счет 12 субсчет 120 - Касса;
счет 15 субсчет 158 - Расчеты по выплате компенсаций населению;
счет 15 субсчет 159 - Расчеты по медицинскому страхованию;
счет 17 субсчет 180 - Расчеты с рабочими и служащими;
счет 20 субсчет 200 - Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия;
счет 21 субсчет 211 - Расчеты по специальным средствам;
счет 21 субсчет 213 - Расходы по прочим внебюджетным средствам.
Для проверки правильности определения видов оплаты труда, полноты начисления и уплаты страховых взносов следует проанализировать следующие документы:
В хозяйственных организациях:
- журнал ордер N 10 (10-1, 10-6) с накопительной ведомостью N 5 (свод по оплате труда), расчетно-платежные и платежные документы;
- главную книгу (журнал хозяйственных операций) по дебету счетов: 20-31, 44, 80, 81, 88, 89, 96, в корреспонденции
счетов 70, 69 (в случаях, когда выплаты произведены минуя счет 70 - по кредиту счета - 50), а также книги, карточки, по расчетам с фондами, банковские документы на перечисление страховых взносов (платежные поручения и выписки).
В бюджетных учреждениях:
- книга журнал - главная;
- книга учета ассигнований и фактических расходов;
- книга учета кредиторов (ассигнований) и расходов по дебету субсчетов 200, 211, 180, 198, в корреспонденции;
- по кредиту счетов 100, 111, 112, 120, 198 и субсчету 180 с использованием мемориального ордера N 5 (свод расчетных ведомостей по заработной плате и стипендиям);
- книги расчетов (счет 198, также Мемориальный ордер 2 и 3 - банковские документы на перечисление страховых взносов);
- по текущим счетам бюджета (N 2) и спец. средства (N 3) (платежные поручения и выписка банка);
При проверке правильности начисления страховых взносов при необходимости проверяются первичные документы по той или иной выплате:
- положения инструкции и решения органов управления предприятий и учреждений по организации оплаты труда;
- постановления, приказы, распоряжения, коллективный договор, иные решения по организации работ, выплате заработной платы, премий, материальной помощи или иных вознаграждений;
- заявления работников на выплаты;
- кассовые документы по выплате заработной платы, пособий, расчетные и расчетно-платежные ведомости;
- договоры, по которым предусмотрена выплата заработной платы или иных вознаграждений, в том числе договоры гражданско-правового характера.
1. Страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации
Основными документами, комплексно регламентирующими порядок расчетов с Фондом социального страхования Российской Федерации (далее ФСС), являются:
- Временная инструкция по Фонду социального страхования от 29.05.91 N 4-1 (до 01.01.97 г.);
- Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2126-1 "О страховом тарифе взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации".
- Указ Президента Российской Федерации от 07.08.92 N 822 "О Фонде социального страхования Российской Федерации";
- Закон Российской Федерации от 25.12.92 N 4230-1 "О страховых тарифах взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование граждан на первый квартал 1993 года";
- Закон Российской Федерации от 30.03.93 N 4696-1 "О страховых тарифах взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на второй квартал 1993 года";
- Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 09.07.93 N 5357-1 "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Государственный фонд занятости населения Российской Федерации на второе полугодие 1993 года";
- Указ Президента Российской Федерации от 28.09.93 N 1503 "Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации";
- Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 26.10.93 N 1094 "Вопросы Фонда социального страхования Российской Федерации";
- Постановление Правительства РФ от 03.02.94 N 61 "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования в 1994 году" (на 1 полугодие 1994 года);
- Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.94 N 101 "О фонде социального страхования Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями);
- Федеральный закон от 23.07.94 N 11-ФЗ "О нормативе отчислений в Фонд социального страхования Российской Федерации во втором полугодии 1994 года";
- Федеральный закон от 10.01.95 N 3-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования";
- Федеральный закон РФ от 21.12.95. N 207-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1996 год";
- Инструкция о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденная постановлением Фонда социального страхования России, совместно с Минтрудом России, Минфином России, Госналогслужбой России с участием Центрального банка России от 02.10.96 N 162/2/87/07-1-07 (с последующими изменениями и дополнениями) (с 01.01.97 г.);
Постановлением Фонда социального страхования РФ, Минтруда РФ, Минфина РФ и МНС РФ от 28 февраля, 12, 14 марта 2001 г. NN 20, 21, 12-05-33, 183 Инструкция о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования признана утратившей силу с 9 февраля 2001 г.
- Федеральный закон РФ 05.02.97 N 26-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год";
- Федеральный закон РФ от 08.01.98 N 9-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год";
О средствах социального страхования:
В соответствии с п.5 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 26.10.93 N 1094 "Вопросы Фонда социального страхования Российской Федерации" контроль за полнотой и своевременностью уплаты предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности взносов на социальное страхование возложен на Фонд социального страхования Российской Федерации и Государственную налоговую службу Российской Федерации, а за расходованием этих средств - на Фонд социального страхования Российской Федерации с участием профессиональных союзов.
Указом Президента Российской Федерации от 28.09.93 N 1503 "Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации" установлено, что управление Фондом социального страхования Российской Федерации осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.08.92 N 822 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями), в соответствии с которым Фонд социального страхования России является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением Российской Федерации и осуществляет финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, санаторно-курортного лечения и оздоровления трудящихся и членов их семей, а также других целей государственного социального страхования.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.09.93 N 1503 и постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 26.10.93 N 1094 (п.4) платежи по государственному социальному страхованию производятся предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности на текущий счет Фонда социального страхования Российской Федерации.
Средства государственного социального страхования, находящиеся по состоянию на 01.10.93 на других счетах, подлежат зачислению на единый текущий счет Фонда социального страхования Российской Федерации.
Необходимо иметь в виду, что законодательством Российской Федерации уплата страховых взносов в указанный Фонд не ставится в зависимость от принадлежности к тому или иному профсоюзу.
На основании ст.237 КЗоТ Российской Федерации (в редакции Закона Российской Федерации от 25.09.92 N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР") взносы на государственное социальное страхование уплачивают не только предприятия, учреждения, организации, но и отдельные граждане, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве, а также работники из своего заработка.
Неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования.
Тарифы и круг плательщиков в Фонд социального страхования Российской Федерации
Страховой тариф взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, круг плательщиков, а также порядок льготирования установлен на:
- I и II квартал 1993 г. - законами Российской Федерации от 25.12.92 N 4230-1 и от 30.03.93 N 4696-1;
- II полугодие 1993 г. - постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 09.07.93 N 5357-1;
- на I полугодие 1994 г. - постановлением Правительства РФ от 03.02.94 N 61;
- II полугодие 1994 г. - Федеральным законом от 04.08.94 N 13-ФЗ;
- 1995 г. - Федеральным законом от 10.01.95 N 3-ФЗ;
- 1996 г. - Федеральным законом от 21.12.95 N 207-ФЗ;
- 1997 г. - Федеральным законом от 05.02.97 N 26-ФЗ;
- 1998 г. - Федеральным законом от 08.01.98 N 9-ФЗ.
В соответствии с названными законодательными актами Российской Федерации страховой тариф взносов в указанный Фонд на 1993-1995 гг. определен в размере 5,4 процента по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям и установлен для работодателей-предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности.
С 1996 года Федеральным законом от 21.12.95 N 207-ФЗ определен тариф только для 2-х категорий плательщиков: работодателей организаций и граждан, использующих труд наемных работников в личном хозяйстве (в прежнем размере).
В соответствии с Временной инструкцией по Фонду социального страхования от 29.05.91 N 4-1 в 1993-1996 гг. плательщиками страховых взносов в Фонд социального страхования РФ являлись: все предприятия, учреждения, организации, колхозы, кооперативы, независимо от их ведомственной подчиненности, а также предприниматели и лица (включая лиц без гражданства), занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе на условиях индивидуальной (групповой) аренды или в личном крестьянском хозяйстве.
За граждан, работающих по договорам у частных лиц, страховые взносы уплачиваются по нормам предприятий и организаций.
С 1997 г. в соответствии с Инструкцией о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденной постановлением Фонда социального страхования России, совместно с Минтрудом России, Минфином России, Госналогслужбой России с участием Центрального банка России от 02.10.96 N 162/2/87/107-1-07, (с последующими изменениями и дополнениями) обязательной регистрации в качестве страхователей (плательщиков страховых взносов) в отделениях фонда подлежат работодатели:
- организации, являющиеся юридическими лицами, независимо от организационно-правовых форм (в том числе иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства);
- граждане (в том числе иностранные) использующие труд наемных работников в личном хозяйстве.
Регистрации в качестве страхователей также подлежат находящиеся на территории Российской Федерации крестьянские (фермерские) хозяйства, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования и обособленные подразделения организаций, которые производят начисления заработной платы, имеют отдельный баланс и счета в учреждениях банка.
В случаях, когда расчеты по заработной плате работников производятся централизованными бухгалтериями, регистрации в качестве страхователя подлежит организация, структурным подразделением которой является централизованная бухгалтерия.
Граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), частные детективы, охранники, аудиторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, регистрируются в качестве страхователей в добровольном порядке.
При этом следует учитывать, что в соответствии со статьей 23 ГК РФ главы крестьянских (фермерских) хозяйств могут быть зарегистрированы как индивидуальные предприниматели.
Организации обязаны зарегистрироваться в качестве страхователя в течение 30 дней с момента государственной регистрации, граждане, использующие труд наемных работников - в течение 30 дней с момента заключения трудового договора (контракта).
Льготы по начислению страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации
В 1993-1997 гг. от уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации освобождены только общественные организации инвалидов, находящиеся в собственности этих организаций предприятия, объединения и учреждения, созданные для осуществления их уставных целей. Такой же порядок освобождения от уплаты страховых взносов для предприятий, находящихся в собственности общественных организаций инвалидов и подлежащих преобразованию до 1 июля 1999 года в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, действует в 1998 году и для хозяйственных обществ, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов.
Виды выплат и вознаграждений, на которые не начисляются страховые взносы, а также порядок уплаты взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации регулируются:
В 1992-1996 гг. - Временной инструкцией о порядке начисления, уплаты и расходования средств Фонда социального страхования, утвержденной постановлением Президиума Совета ФНПР от 29.05.91 N 4-1.
С 1997 г. - Инструкцией о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденной постановлением Фонда социального страхования России, совместно с Минтрудом России, Минфином России, Госналогслужбой России с участием Центрального банка России от 02.10.96 N 162/2/87/07-1-07;
При проверке следует иметь ввиду, что тариф страхового взноса применяется на сумму оплаты труда, начисленной по всем основаниям, в том числе:
- на все виды заработной платы, независимо от источников финансирования;
- на всю сумму оплаты труда, начисленную как штатным, так и внештатным работникам, сезонным, временным;
- на сумму оплаты труда по случайным и кратковременным работам (аккордная, сдельная, повременная, почасовая, по счетам и т.д.);
- на все виды премий, независимо от источников финансирования и периодичности, выплачиваемых по результатам трудовой деятельности в соответствии с действующими нормативными актами о системах оплаты труда, а также соответствующими документами предприятий, организаций и учреждений.
Виды заработной платы, на которые не начисляются страховые взносы, согласованы с Минфином России и Минюстом России (Постановление Госкомтруда СССР и секретариата ВЦСПС от 03.09.90 N 358/16-28):
Настоящий Перечень фактически прекратил действие
Постановлением Правительства РФ от 7 июля 1999 г. N 765 с 1 июля 1999 г. введен в действие новый перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС РФ
1. Компенсация за неиспользованный отпуск. (Необходимо посмотреть приказы об увольнении, счета уволенных работников, бухгалтерские проводки, свод по заработной плате).
2. Выходное пособие при увольнении. (Проверить основание по выплате пособий при увольнении, приказы на увольнения, учитывая, что оно выплачивается только при прекращении трудового договора (контракта), по основаниям, предусмотренным статьями 36 и 40 пункта 3 КЗоТ РФ).
3. Различные виды денежных пособий, выдаваемых в качестве материальной помощи. (Проверить приказы при выдаче материальной помощи, систематичность, наличие личного мнения работника на оказания материальной помощи в целях установления не связана ли ее выдача с результатами трудовой деятельности. Сверить с данными отчетов по труду 1-т, 2-т.
4. Компенсационные выплаты (суточные по командировкам и выплаты взамен суточных, выплаты в возмещение ущерба, причиненного трудящимся увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с их работой). (Проверить основания для выплат, приказы, акты и решения о возмещении ущерба).
5. Стоимость бесплатно предоставляемых некоторым категориям работников квартир, коммунальных услуг, топлива, проездных билетов или стоимость их возмещения. (Проверить основания для выплат, уставные документы, положения, льготные списки).
6. Стоимость выданной спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, мыла, обезжиривающих средств, молока и лечебно-профилактического питания. (Проверить соответствие произведенных выдач действующим нормативным документам).
7. Стоимость рациона бесплатного коллективного питания, предоставляемого в случаях, предусмотренных законодательством. (Проверить обоснованность оплаты стоимости бесплатного коллективного питания действующему законодательству).
8. Дотации на обеды, стоимость путевок на санаторно-курортное лечение и в дома отдыха за счет фонда социального развития (фонда потребления). (Проверить основания для выплат, приказы, уставные документы, положения, льготные списки, источники выплат - за счет прибыли или фонда оплаты труда).
9. Возмещение расходов по проезду, провозу имущества и найму помещения при переводе либо переезде на работу в другую местность. (Проверить обоснованность выплат по действующим законодательным и нормативным документам, приказы, списки).
10. Доплаты и надбавки к заработной плате взамен суточных в случаях, когда постоянная работа протекает в пути или имеет разъездной характер, либо в связи со служебными поездками в пределах обслуживаемых участков. (Проверить обоснованность выдач действующим нормативным документам, наличие должностных обязанностей по квалификационным справочникам и должностным обязанностям).
11. Заработная плата за дни работы без вознаграждения за труд (субботники, воскресники и т.п.), перечисляемая в соответствующий бюджет или благотворительные фонды. (Проверить наличие приказов о работе в порядке воскресника, субботника и т.п., банковские документы, подтверждающие перечисления, а также наличие документов, подтверждающих благотворительный характер фонда).
12. Поощрительные выплаты (включая премии) в связи с юбилейными датами, днями рождения, за долголетнюю и безупречную трудовую деятельность, активную общественную работу и в других аналогичных случаях, производимые за счет фонда заработной платы (единого фонда оплаты труда). (Проверить наличие приказов и соответствие дат данным отдела кадров и разрешенным поощрениям к различным юбилейным датам).
13. Денежные награды, присуждаемые за призовые места на соревнованиях, смотрах, конкурсах и т.п. (Проверить наличие документов по организации, проведению и результатам мероприятий).
14. Стипендии, выплачиваемые предприятиями и организациями учащимся (аспирантам), направленным на обучение с отрывом от производства. (Проверить оформление обучения, приказы, договоры с учебными заведениями и т.п.).
15. Пособия, выплачиваемые за счет предприятия, учреждения и организации молодым специалистам за время отпуска после окончания высшего или среднего специального учебного заведения. (Сверить с данными отдела кадров).
16. Вознаграждения, выплачиваемые гражданам предприятиями, учреждениями, организациями и кооперативами за выполнение работ по договорам гражданско-правового характера. (Проверить наличие договоров правильности их оформления при необходимости получить заключение юридической службы или органов Рострудинспекции РФ).
Предусмотренными системой оплаты труда считаются премии за трудовые результаты, которые установлены и выплачиваются на основании соответствующих нормативных актов, а также положений о премировании, принимаемых предприятиями в рамках коллективных договоров (трудовых соглашений, контрактов).
При отчислениях в Фонд социального страхования Российской Федерации страховые взносы не начисляются на выплаты и вознаграждения, полученные за выполнение работ по всем видам договоров гражданско-правового характера, в том числе договорам подряда и поручения, поскольку действующим законодательством Российской Федерации не предусматривается начисление страховых взносов на указанные виды оплаты труда (Временная инструкция по Фонду социального страхования РСФСР от 29.05.91 N 4-1 и письмо Правления Фонда социального страхования Российской Федерации от 01.06.93 N 114-7/1613 и Инструкция о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденная постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации, совместно с Минтрудом России, Минфином России, Госналогслужбой России с участием Центрального банка России от 02.10.96 N 162/2/87/07-1-07).
Сроки уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации
До 1997 года:
В соответствии с Временной инструкцией Фонда социального страхования РСФСР от 29.05.91 N 4-1 учреждения и организации, состоящие на государственном и местном бюджетах, уплачивают страховые взносы и один раз в месяц - в срок, установленный для выплаты заработной платы за вторую половину месяца.
Предприятия и организации с месячным фондом заработной платы до 5 тысяч рублей уплачивают страховые взносы не реже одного раза в квартал.
Все предприятия и остальные учреждения, организации, колхозы, кооперативы и предприниматели должны уплачивать страховые взносы два раза в месяц - в сроки, указанные для выплаты заработной платы как за первую, так и за вторую половину месяца (в соответствующих суммах).
Лица, нанимающие отдельных граждан по договорам, уплачивают страховые взносы ежемесячно до пятого числа месяца, следующего за месяцем выплаты заработной платы.
Лица (включая лиц без гражданства), занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью в том числе на условиях индивидуальной (групповой) аренды или в личном крестьянском хозяйстве, уплачивают страховые взносы на социальное страхование в сроки, определяемые соответствующим профсоюзным органом по месту регистрации (за квартал, полугодие, год). По результатам года сумма взносов уточняется и производится перерасчет страховых взносов.
С 1997 года:
в соответствии с Инструкцией от 02.10.96 N 162/2/87/07-1-07 страхователи (за исключением указанных ниже) уплачивают страховые взносы и другие платежи (расходы, не принятые к зачету в счет страховых взносов, суммы по возмещению пособий, выплаченных по трудовым увечьям и профессиональным заболеваниям, пени, штрафы, сокрытая сумма оплаты труда, частичная оплата за путевки) в Фонд один раз в месяц в срок, установленный для выплаты заработной платы за истекший месяц.
Крестьянские (фермерские) хозяйства, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, уплачивают страховые взносы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации* с доходов, полученных за истекший календарный год, не позднее 1 апреля последующего года.
Граждане, использующие труд наемных работников, как работодатели, уплачивают страховые взносы в сроки, установленные для расчетов в трудовом договоре.
Граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), частные детективы, охранники, аудиторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, уплачивают страховые взносы с тех видов доходов и в те сроки, которые определены для этой категории граждан законодательством Российской Федерации о подоходном налоге с физических лиц.
Применение финансовых санкций при нарушении порядка уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации
До 1995 года согласно принципам формирования бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, в среднем, 74% от начисленных страховых взносов оставалось в распоряжении страхователя с последующим расходованием этих средств на социальное страхование работников, а 26% взносов подлежало в обязательном порядке перечислению в Фонд. В соответствии с Порядком планирования и перечисления средств социального страхования РФ на 1995 год, утвержденным постановлением Фонда социального страхования РФ от 10.04.95 N 4П/4а был введен остаточный принцип перечисления средств.
Страхователи ежемесячно, в установленные сроки перечисляют в соответствующий исполнительный орган фонда весь остаток от начисленных страховых взносов за вычетом фактически произведенных расходов на санаторно-курортное обслуживание трудящихся и членов их семей и выплату всех видов пособия по социальному страхованию.
Исполнительные органы Фонда разрабатывают и доводят до страхователей на календарный год дифференцированный норматив расходов на санаторно-курортное обслуживание трудящихся и членов их семей. Норматив расходов страхователям на выплату всех видов пособий по социальному страхованию не устанавливается.
При этом необходимо иметь в виду, что пеня и финансовые санкции применяются к той части суммы страховых платежей, которая подлежит перечислению в Фонд социального страхования Российской Федерации.
До 01.07.93 при взыскании пени за нарушение сроков уплаты страховых платежей в Фонд социального страхования Российской Федерации за каждый день просрочки платежей начисляются пени в размере 0,1 процента на сумму недоначисленных или неуплаченных платежей, что было предусмотрено Временной инструкцией о порядке начисления, уплаты и расходования средств Фонда социального страхования.
С 01.07.93 г.: постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 26.10.93 N 1094 предусмотрено, что исполнение платежных поручений на перечисление взносов на социальное страхование в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также применение финансовых санкций при нарушении порядка уплаты страховых взносов в указанный Фонд осуществляется в соответствии с Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд России (вышеназванный порядок изложен в Инструкции от 02.10.96 N 162/2/87/07-1-07), а именно:
- взыскание всей сокрытой или заниженной при начислении страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации суммы оплаты труда и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении - штрафа в двойном размере;
- 10 процентов причитающихся к уплате сумм страховых взносов в Фонд за их отказ от регистрации в качестве страхователя;
- 10 процентов причитающихся в отчетном квартале к уплате сумм страховых взносов в Фонд за непредставление в установленные сроки расчетной ведомости.
Пеня начисляется с суммы недоимки за каждый день просрочки в следующих размерах:
- по страховым взносам работодателей, включая обязательные взносы работников, - 1 процент (до 10.07.96 г.);
- по страховым взносам граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью (предпринимателей), а также граждан, использующих труд наемных работников в личном хозяйстве, - 0,5 процента.
- с 10.07.96 по 22.08.96 гг. за несвоевременную уплату страховых взносов работодателей, включая обязательные взносы работников, начисляется пеня в размере 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.
- с 22.08.96 по 01.01.97 гг. установлено, что с предприятий, банков или иных кредитных организаций в случае задержки уплаты обязательных страховых взносов в ПФР пени взыскиваются в размере 0,3% от недоимки (не уплаченной суммы страховых взносов) за каждый день просрочки платежа.
За несвоевременное зачисление или перечисление по вине банков страховых взносов в доход Фонда социального страхования Российской Федерации ими уплачивается пеня за каждый день просрочки в размере 1 процента сумм этих взносов, а с 01.01.97 - 0,3 процента (в соответствии с Инструкцией от 02.10.96 N 162/2/87/07-1-07).
В соответствии с Указом Президента РФ от 28.08.96 N 1274 "О начислении пеней за несвоевременную уплату страховых взносов учреждениями, финансируемыми за счет средств бюджетов всех уровней" начисление пеней во все государственные социальные внебюджетные фонды учреждениями науки, просвещения, здравоохранения, культуры и системы социальной защиты населения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, производится со дня, следующего за днем фактического получения в банках средств на оплату труда работников этих учреждений. При этом следует учитывать, что данным Указом установлена льгота не всем бюджетным организациям, а только 5-ти перечисленных отраслей и одной организационно-правовой формы, а Указ Президента РФ от 11.09.97 N 1013 распространяет действие вышеназванного Указа на организации Министерства природных ресурсов РФ, Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, Государственного комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству, Государственного комитета РФ по охране окружающей среды, Федеральной службы геодезии и картографии России, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы лесного хозяйства России, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней.
Учет расчетов со страхователями с 01.01.97 года осуществляется по расчетной ведомости (форма N 4-ФСС), утвержденной Правлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 04.02.97 N 14, а до 1997 года осуществляется по расчетной ведомости (форма N 4-ФСС), утвержденной Правлением фонда социального страхования Российской Федерации от 26.09.92 N 92.
Для учета поступлений и расходования средств Фонда открыт единый текущий счет для республиканского и региональных отделений Фонда (пассивный счет N 726 до 01.01.98 г., а с 01.01.98 г. пассивный счет 40402)
2. Фонды обязательного медицинского страхования
При начислении страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования (ОМС) следует руководствоваться законодательными и нормативно-правовыми актами:
Закон Российской Федерации от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями);
- Положение о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1;
- Указ Президента Российской Федерации от 28.08.96 N 1274 "О начислении пеней за несвоевременную уплату страховых взносов учреждениями, финансируемыми за счет средств бюджетов всех уровней" с учетом Указа Президента Российской Федерации от 11.09.97 N 1013;
- Указ Президента Российской Федерации от 09.06.97 N 561 "О внесении дополнения в Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 1997 года N 134 "Об обеспечении своевременного финансирования расходов на выплату заработной платы";
- Указ Президента Российской Федерации от 06.02.98 N 136 "О мерах по стабилизации финансирования системы обязательного медицинского страхования";
- Федеральный закон от 21.12.95 N 207-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1996 год" в части статей 3, 4 данного Закона;
- Федеральный закон от 05.02.97 N 26-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российс
<< Назад |
||
Содержание Письмо Госналогслужбы РФ от 18 сентября 1998 г. N ШС-6-07/630@ О проведении налоговыми органами документальных проверок по... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.