Энциклопедия решений. Ответственность за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 116 НК РФ)

Ответственность за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 116 НК РФ)


Виды ответственности

Налоговая

(п. 2 ст. 116 НК РФ)

Административная

(ч. 2 ст. 15.3 КоАП РФ)

Правонарушение

Ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ

Нарушение установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет

Субъект ответственности

Организации и индивидуальные предприниматели*(1)

Должностные лица организаций*(2)

Санкции

Штраф в размере 10 процентов от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей

Штраф в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей


Положения п. 2 ст. 116 НК РФ вступили в законную силу 02.09.2010 года (п. 41 ст. 1 и п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ. До указанной даты состав правонарушения, аналогичный п. 2 ст. 116 НК РФ, содержался в ст. 117 НК РФ (утратила силу). Как указывали суды, буквальное значение ст. 117 НК РФ состояло в наказании лица, являющегося налогоплательщиком в силу закона, но уклоняющегося от учета в этом качестве в налоговых органах и противодействующего тем самым налоговому контролю (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.01.2011 по делу N А70-3185/2010). В результате внесенных изменений в ст. 116 НК РФ термин "уклонение" не вошел, поскольку его присутствие в редакции ст. 117 НК РФ обязывало налоговый орган приводить доказательства существования подобных намерений лица, что затрудняло практическое применение указанной статьи.

Таким образом, в настоящее время в п. 2 ст. 116 НК РФ акцент на обязательном наличии вины в форме умысла на уклонение не ставится, а говорится лишь о том, что правонарушение должно одновременно характеризоваться:

- нарушением лицом срока постановки на учет;

- ведением таким лицом деятельности (см. постановление ФАС Московского округа от 18.01.2011 N Ф05-15370/2010).


Субъективная сторона рассматриваемого налогового правонарушения может характеризоваться наличием как умышленной, так и неосторожной формы вины.


Объектом налогового правонарушения по п. 2 ст. 116 НК РФ, так же как и по п. 1 ст. 116 НК РФ, является система отношений, складывающихся в процессе налогового контроля, а именно отношения, возникающие по поводу соблюдения налогоплательщиками требований о порядке постановки на налоговый учет. Но в отличие от п. 1 ст. 116 НК РФ, где посягательство направлено на сроки постановки на учет, посягательство по п. 2 ст. 116 НК РФ направлено на само выполнение данной обязанности, ее полное игнорирование со стороны налогоплательщика: ведение деятельности без постановки на учет (постановление Пятнадцатого ААС от 23.08.2011 N 15АП-7650/11).


Факты, подтверждающие осуществление организацией такой деятельности, могут устанавливаться и документироваться в рамках налогового контроля в порядке, предусмотренном главой 14 НК РФ (например, в рамках выездной проверки, при осмотре помещений, используемых налогоплательщиком при осуществлении предпринимательской деятельности и т.д.).

При этом в НК РФ не конкретизируется, о какой деятельности идет речь: любая деятельность (например, благотворительная и т.п.) или только коммерческая, где обязательным условием является получение дохода.

Исключение - норма абзаца второго п. 2 ст. 416 НК РФ, действующей с 1 июля 2015 года. В силу указанной нормы к ведению деятельности без постановки на учет в налоговом органе приравнивается осуществление торговли организациями и индивидуальными предпринимателями без направления уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора (письмо ФНС России от 18.08.2015 N СА-4-7/14504@).

Днем совершения налогового правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 116 НК РФ, по смыслу п. п. 1, 2 ст. 6.1 НК РФ будет являться день, следующий за последним днем срока, отведенного для исполнения налогоплательщиком обязанности по постановке на учет в налоговом органе (постановление Десятого ААС от 18.07.2011 N 10АП-3394/11).

Так, на представление уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора отведено пять рабочих дней с даты возникновения объекта обложения сбором. Следовательно, если будет установлен факт ведения деятельности на объекте обложения торговым сбором и соответствующая информация об этом будет направлена в налоговый орган, то привлечение к ответственности правомерно после истечения указанного выше срока (т.е. по истечении 5 рабочих дней с даты возникновения указанного объекта) (письмо ФНС России от 18.08.2015 N СА-4-7/14504@).

Внимание

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.3 КоАП РФ и п. 2 ст. 116 НК РФ несколько отличается. Так, в ч. 2 ст. 15.3 КоАП РФ говорится о привлечении к ответственности за нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе. При этом в п. 2 ст. 116 НК РФ речь идет только о применении ответственности за ведение деятельности без постановки на учет. В то время как ответственность за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет установлена п. 1 ст. 116 НК РФ. Как видно из приведенных норм, п. 1 и п. 2 ст. 116 НК РФ, по сути, образуют самостоятельные составы нарушений. В связи с чем возможно их одновременное применение, что формально не будет противоречить п. 2 ст. 108 НК РФ, закрепляющему принцип недопустимости повторного привлечения к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. Отметим, что о возможности привлечения лиц к ответственности одновременно и за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, и за осуществление деятельности без такой постановки, свидетельствуют и примеры из арбитражной практики (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 08.08.2012 N Ф08-4263/12, от 24.08.2011 N Ф08-4883/11).

______________________________

*(1) Пунктом 2 ст. 11 НК РФ установлено, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями. При выявлении объективных признаков предпринимательской деятельности в деятельности налогоплательщика - физического лица налоговый орган вправе будет пересчитать его налоговые обязательства (письмо ФНС России от 08.02.2013 N ЕД-3-3/412@). И в таком случае суд может привлечь физическое лицо к налоговой ответственности (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.08.2006 N Ф08-3515/06-1506А).

В то же время есть пример судебного решения (принятого в период действия ст. 117 НК РФ), в котором указывается на недопустимость расширительного толкования состава налогового правонарушения. Следовательно, если статьей НК РФ не предусмотрено привлечение к ответственности физического лица, не обладающего статусом предпринимателя, то и привлечь такое лицо к ответственности нельзя (постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.07.2008 N А26-7488/2007).

*(2) Субъектами административной ответственности являются руководитель и иной работник организации, в чьи функции входит подача заявления о постановке организации на учет в налоговом органе. Индивидуальный предприниматель субъектом административного правонарушения не является.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на апрель 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы


При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, О. Шпилевой и др.