Энциклопедия решений. Постановка на учет (снятие с учета) в налоговых органах плательщиков торгового сбора

Постановка на учет (снятие с учета) в налоговых органах плательщиков торгового сбора

Согласно п. 1 ст. 411 НК РФ плательщиками торгового сбора признаются организации и ИП, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, в отношении которых нормативным правовым актом муниципального образования (законами городов федерального значения) установлен торговый сбор. Эти виды деятельности должны осуществляться с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории муниципального образования (городов федерального значения), в котором введен торговый сбор.

Примечание

С 1 июля 2015 года торговый сбор введен только на территории г. Москвы (Закон г. Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе"). При этом ставка торгового сбора для торговли, осуществляемой путем отпуска товаров со склада, не определена. Поэтому указанный вид деятельности торговым сбором в Москве не облагается. Постановка на учет в качестве плательщика торгового сбора по этому виду деятельности не требуется (см. письма Департамента финансов г. Москвы от 20.04.2015 N 90-01-01-07-53/15, от 17.03.2015 N 90-01-01-07-38/15).

В соответствии с п. 1 ст. 416 НК РФ постановка на учет, снятие с учета организации или ИП в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются на основании уведомления, представляемого плательщиком сбора в налоговый орган, либо на основании информации, представленной указанным в п. 2 ст. 418 НК РФ уполномоченным органом в налоговый орган. Этот уполномоченный орган определяется нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения), установившим торговый сбор.

Приказом ФНС России от 22.06.2015 N ММВ-7-14/249@ утверждены формы и форматы уведомлений о постановке на учет, снятии с учета организации или ИП в качестве плательщика торгового сбора, а также порядок заполнения этих форм.

В уведомлении указывается информация об объекте обложения сбором:

- вид предпринимательской деятельности (естественно, из перечня облагаемых сбором видов торговли);

- объект осуществления торговли, с использованием которого осуществляется (прекращается) указанная предпринимательская деятельность;

- характеристики (количество и (или) площадь) объекта осуществления торговли, необходимые для определения суммы сбора.

В письме ФНС России от 14.10.2015 N СД-4-3/17948@ разъясняется, как заполнить реквизит КПП в уведомлении о постановке на учет плательщика торгового сбора.


Согласно п. 2 ст. 416 НК РФ плательщик сбора представляет уведомление не позднее 5 дней с даты возникновения объекта обложения сбором. Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 412 НК РФ объектом обложения сбором признается использование хотя бы один раз в течение квартала объекта торговли для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор. Иными словами, если соответствующее имущество не используется для продажи товаров, то и объекта обложения сбором не возникает.

Примечание

Плательщики торгового сбора, в отношении которых установлены льготы по сбору нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) обязаны представить уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора по общим правилам - в срок, предусмотренный в п. 2 ст. 416 НК РФ (см. письмо Минфина России от 28.10.2015 N 03-11-09/62139).

Уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора - это письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (п. 6 ст. 416 НК РФ).

Внимание

Осуществление торговли без направления уведомления приравнивается к ведению деятельности плательщиком без постановки на учет в налоговом органе (второй абзац п. 2 ст. 416 НК РФ). За нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе ст. 116 НК РФ предусмотрен штраф.

Постановка на учет производится на основании уведомления в течение 5 дней после получения такого уведомления налоговым органом. В течение 5 дней с даты постановки на учет плательщику сбора направляется соответствующее свидетельство (п. 3 ст. 416 НК РФ). Форма свидетельства о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора утверждена приказом ФНС России от 13.07.2015 N ММВ-7-14/276@.

В информации ФНС России от 25.06.2015 до сведения плательщиков доведено, что заполнить уведомление можно с помощью программы "Налогоплательщик ЮЛ". Программа позволяет организациям и индивидуальным предпринимателям сформировать уведомление о постановке на учет как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Кроме того, система исключит ошибки при таком способе заполнения. Уведомление о постановке на учет, сформированное в электронном виде, может быть представлено плательщиками сбора в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи. См. также письмо ФНС России от 26.06.2015 NГД-4-3/11188@.

Примечание

Несмотря на то что уполномоченный орган в соответствии с законодательством осуществляет контроль за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором на территории своего муниципального образования (городов федерального значения), функции по приему уведомлений о постановке на учет, снятии с учета плательщиков торгового сбора, их обработке, а также приему и обработке информации, получаемой от уполномоченного органа в отношении плательщиков торгового сбора, возлагаются на налоговые органы (см. письмо ФНС России от 26.06.2015 NГД-4-3/11229@).

Плательщик сбора также обязан уведомить налоговый орган о каждом изменении показателей объекта осуществления торговли, которое влечет за собой изменение суммы сбора (например, торговой площади), не позднее 5 дней со дня соответствующего изменения.

На основании п. 5 ст. 416 НК РФ формы уведомлений, а также порядок и состав сведений, указываемых в уведомлениях, определяются ФНС России.

Постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются (п. 7 ст. 416 НК РФ):

- по месту нахождения объекта недвижимого имущества - в случае, если предпринимательская деятельность, в отношении которой установлен сбор, осуществляется с использованием объекта недвижимости;

- по месту нахождения организации (месту жительства ИП) - в иных случаях.

В связи с возникающими вопросами ФНС России в письме от 16.06.2015 N ГД-4-3/10382@ приведен пример постановки на учет налогоплательщика, зарегистрированного в одном субъекте, и ведущего торговую деятельность - в другом.

Пример

Организация или индивидуальный предприниматель состоят на налоговом учете по месту нахождения организации или месту жительства ИП в Московской области и одновременно осуществляют предпринимательскую деятельность с использованием объектов недвижимого имущества (магазин) в Москве, в отношении которых на территории Москвы введен торговый сбор. В этом случае организация или ИП обязаны представить в налоговый орган по месту нахождения этого недвижимого имущества (то есть в Москве) уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.

Если организация или индивидуальный предприниматель будут осуществлять торговую деятельность с использованием объектов движимого имущества (автомагазин, торговая палатка и др.) в Москве, в отношении которых на территории Москвы введен торговый сбор, уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора они обязаны представить в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства ИП, то есть в Московской области.

В примере мы видим однозначный подход к постановке на учет плательщиков, торгующих через нестационарные объекты, особенно "эффективный" с точки администрирования торгового сбора, который не введен нигде, кроме Москвы. Почему администрировать сбор должен регион, в котором сбор не введен, совершенно непонятно. Однако именно такой вывод следует из п. 7 ст. 416 НК РФ.

Согласно п. 7 ст. 416 НК РФ если несколько объектов торговли находятся в одном муниципальном образовании (городе федерального значения) на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка на учет плательщика сбора осуществляется налоговым органом по месту нахождения того объекта, сведения о котором поступили от плательщика сбора ранее, чем о других объектах (см. также письмо Минфина России от 18.01.2017 N 03-11-06/4/1663).

При этом если количество видов предпринимательской деятельности и (или) мест осуществления предпринимательской деятельности составляет более 1, при подаче уведомления о постановке на учет заполняется необходимое количество листов.

Предоставление плательщиком сбора в налоговый орган уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора в связи с возникновением нового объекта обложения сбором после постановки на учет в качестве плательщика сбора, не влечет повторную постановку на учет в этом качестве (см. письмо ФНС России от 26.06.2015 N ГД-4-3/11229@).

Информация, содержащаяся в уведомлении о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора подлежит контролю на предмет:

- правильности указания ставок торгового сбора, установленных соответствующими нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения);

- правомерности применения освобождения от обложения торговым сбором, предоставленного определенным категориям плательщиков;

- выявления в расчете сумм торгового сбора ошибок (искажений).

При обнаружении налоговым органом в уведомлении о постановке на учет неверного исчисления суммы сбора, подлежащей уплате, налоговый орган вправе проинформировать об этом плательщика и предложить ему в течение 5 дней представить необходимые пояснения или внести исправления в уведомление. Если в установленный срок плательщик сбора этого не сделает или после представления соответствующих пояснений вопрос неверного исчисления суммы торгового сбора не будет урегулирован, налоговый орган направляет информацию в уполномоченный орган для проверки достоверности сведений, указанных в уведомлении.

Отметим, что если плательщик торгового сбора несвоевременно представил уведомление о постановке на учет, то он привлекается к ответственности по ст. 15.6 КоАП РФ (непредоставление документов или сведений для налогового контроля), а не по п. 2 ст. 15.3 КоАП РФ (нарушение срока подачи заявления о постановке на учет). Это связано с тем, что неподача уведомления и заявления - разные правонарушения. В случае привлечения к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ (непредставление документов или сведений, предусмотренных НК РФ) или п. 2 ст. 116 НК РФ (деятельность без постановки на учет) принимается во внимание наличие или отсутствие доказательств ведения деятельности, облагаемой торговым сбором. См. письмо ФНС России от 18.08.2015 N СА-4-7/14504@.


Снятие с учета плательщика торгового сбора

В случае прекращения осуществления предпринимательской деятельности с использованием объекта осуществления торговли плательщик сбора представляет соответствующее уведомление по форме N ТС-2 в налоговый орган. Датой снятия с учета организации или ИП в качестве плательщика сбора является дата прекращения осуществления вида деятельности, указанная в уведомлении (п. 4 ст. 416 НК РФ).

Кроме того, снятие с учета организации или ИП в налоговом органе в качестве плательщика торгового сбора осуществляется на основании информации об отмене акта о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, поступившей в налоговый орган от уполномоченного органа, в случае, если основанием для постановки на учет плательщика являлась информация от уполномоченного органа о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, которая подлежит отмене. Если снятие с учета осуществляется на основании информации об отмене акта, на основании которого осуществлена постановка на учет, то датой снятия с учета плательщика торгового сбора является дата постановки на учет.

При снятии с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора, такому плательщику сбора в течение пяти дней со дня снятия с учета выдается (направляется) соответствующее уведомление.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на апрель 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы


При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, О. Шпилевой и др.