Энциклопедия решений. Исчисление транспортного налога с повышающим коэффициентом по дорогостоящим автомобилям (дороже 3 млн руб.)

Исчисление транспортного налога и авансовых платежей по дорогостоящим автомобилям (стоимостью более 3 млн. руб.)

В отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента (третий абзац п. 2 ст. 362 НК РФ, см. также письма Минфина России от 11.09.2013 N 03-05-06-02/37365, от 03.09.2013 N 03-05-06-04/36141, от 06.08.2013 N 03-05-06-02/31560). Величина коэффициента зависит от средней стоимости автомобиля и срока, прошедшего с года его выпуска:

 

Величина коэффициента

Средняя стоимость легкового автомобиля

Срок, прошедший с года выпуска легкового автомобиля

1,1

от 3 млн. до 5 млн. руб. включительно

не более 3 лет

2

от 5 млн. до 10 млн. руб. включительно

не более 5 лет

3

от 10 млн. до 15 млн. руб. включительно

не более 10 лет

3

от 15 млн. руб.

не более 20 лет

Внимание

С 1 января 2018 года снижен повышающий коэффициент транспортного налога по автомобилям стоимостью от 3 до 5 миллионов рублей. Для всех авто этой ценовой категории младше 3 лет введен единый коэффициент - 1,1 (Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ).

Количество лет, прошедших с года выпуска легкового автомобиля, в отношении которого применяется повышающий коэффициент, исчисляется с года выпуска транспортного средства по налоговый период, за который уплачивается налог. Поэтому, например, при исчислении за 2018 год транспортного налога в отношении легкового автомобиля 2018 года выпуска стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей, количество лет, прошедших с года выпуска этого автомобиля, составит не более 1 года, в связи с чем при исчислении транспортного налога за 2018 год применяется повышающий коэффициент 1,1 (см. также письмо Минфина России от 11.06.2014 N 03-05-04-01/28303). А при исчислении за 2018 год транспортного налога в отношении легкового автомобиля 2015 год выпуска стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей количество лет, прошедших с года выпуска этого автомобиля, составляет 4 года, в связи с чем при исчислении транспортного налога за 2018 год повышающий коэффициент не применяется (см. также письмо ФНС России от 02.03.2015 N БС-4-11/3274@).

Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей определяется Министерством промышленности и торговли РФ. Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей, подлежащий применению в очередном налоговом периоде, размещается не позднее 1 марта очередного налогового периода на официальном сайте Минпромторга России. Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей утвержден приказом Минпромторга России от 28.02.2014 N 316 (далее - Порядок).

О перечнях легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей см. справку.

 

Рекомендуем также ознакомиться с письмом Минфина России от 02.04.2015 N 03-05-05-04/18439. В нем разъяснено, в соответствии с п. 3 Порядка расчет по формуле N 1 основывается на определении средней стоимости автомобилей исходя из рекомендованных розничных цен на автомобили данной марки, модели и года выпуска соответствующих базовых версий автомобилей по состоянию на 1 июля и 1 декабря соответствующего налогового периода. Согласно п. 4 Порядка расчет по формуле N 2 основывается на определении средней стоимости автомобилей исходя из розничных цен на новые автомобили данной марки, модели и года выпуска соответствующих базовых версий автомобилей по состоянию на 31 декабря соответствующего налогового периода, указанных в российских каталогах. В частности, из-за этого в Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей от 28.02.2014 легковые автомобили 2014 года выпуска не были включены. Специалисты Минфина России полагают, что легковые автомобили 2014 года выпуска средней стоимостью от 3 миллионов рублей подлежат налогообложению транспортным налогом за 2014 год с учетом повышающих коэффициентов на основании Перечня от 27.02.2015. Следовательно, в отношении таких автомобилей необходимо представить уточненную налоговую декларацию за 2014 год. При этом налоговые санкции (в том числе пени) предусмотренные НК РФ, с налогоплательщика не взыскиваются. Однако в письме Минфина России от 01.06.2015 N 03-05-04-04/31532 уже без рассуждений о невошедших в списки автомобилях указано, что Перечень от 28.02.2014 применяется для налогового периода 2014 года, а Перечень от 27.02.2015 - для налогового периода 2015 года.

 

Обратите внимание, что поскольку транспортный налог рассчитывается не от стоимости автомобиля, а от мощности его двигателя, средняя стоимость дорогих автомобилей является величиной, необходимой только для вычисления коэффициента. Поэтому не имеет значения, сколько реально стоил автомобиль при покупке, какова его балансовая или остаточная стоимость - важно, к какой категории по Перечню он относится.

Пример

Автомобиль куплен организацией в 2017 году за 2,9 млн руб. (включая НДС). В 2018 году с момента его выпуска прошло менее 3 лет.

По Перечню такой автомобиль относится к группе стоимостью от 3 до 5 млн. руб. Значит, при расчете транспортного налога в 2018 году будет применяться коэффициент 1,1 независимо от того, что реально за автомобиль заплатили меньше 3 млн руб.

Согласно п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица, уплачивают транспортный налог на основании уведомления, направляемого им налоговым органом. То есть физическим лицам налог (в т.ч. и по дорогим автомобилям) самостоятельно рассчитывать не надо.

С 1 января 2015 года суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода исчисляются с учетом повышающего коэффициента (п. 2.1 ст. 362 НК РФ).

История вопроса

В 2014 году ФНС России в письме от 24.03.2014 N БС-4-11/5316 разъясняла, что в связи с тем, что организации исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, повышающий коэффициент необходимо применять при уплате транспортного налога за налоговый период. Это означает, что за 2014 год сумму транспортного налога нужно умножить на коэффициент только по итогам года, а авансовые платежи следовало рассчитывать без него (см. также информацию ФНС России от 05.05.2014, письмо Минфина России от 11.04.2014 N 03-05-04-01/16508).

 

Пример

Организация приобрела входящий в Перечень новый легковой автомобиль 2014 года выпуска стоимостью 4 млн руб. с мощностью двигателя 230 л.с. 10 мая 2014 года автомобиль зарегистрирован по месту нахождения организации в г. Санкт-Петербурге. Согласно ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 04.11.2002 N 487-53 (далее - Закон N 487-53) организации в течение налогового периода уплачивают авансовые платежи по итогам отчетных периодов. Ставка транспортного налога для указанного автомобиля в 2014 году составляет 75 руб./л.с. (ст. 2 Закона N 487-53). Повышающий коэффициент для таких автомобилей согласно п. 2 ст. 362 НК РФ равен 1,5. В 2014 году он применяется не поквартально, а только к сумме налога по итогам года.

Авансовый платеж за 1 квартал 2014 года не исчисляется, так как у организации в 1 квартале не было объекта налогообложения. Для исчисления авансового платежа за 2 квартал необходимо определить коэффициент, разделив количество полных месяцев, в течение которых автомобиль был зарегистрирован на налогоплательщика, на количество месяцев в отчетном периоде. При этом месяц, в котором зарегистрировано транспортное средство, при исчислении налога и авансовых платежей принимается за полный календарный месяц.

Коэффициент для расчета авансовых платежей за 2 квартал равен:

2 мес. (май-июнь) : 3 мес. = 0,6667

Авансовый платеж за 2 квартал составит:

230 л.с. х 75 руб./л.с. : 4 х 0,6667 = 2875 руб.

В 3 квартале 2014 года автомобиль был зарегистрирован все 3 месяца отчетного периода. Авансовый платеж за 3 квартал равен:

230 л.с. х 75 руб./л.с. : 4 = 4313 руб.

Рассчитаем корректирующий коэффициент для расчета транспортного налога за год:

8 мес. (май-декабрь) : 12 = 0,6667

К сумме налога применяется повышающий коэффициент 1,5.

Транспортный налог за год составит:

230 л.с. х 75 руб./л.с. х 0,6667 х 1,5 = 17 251 руб.

Сумма к уплате транспортного налога за год за минусом авансовых платежей равна:

17 251 руб. - 2875 руб. - 4313 руб. = 10 063 руб.

 

В 2015 году с момента выпуска автомобиля прошло уже от 1 года до 2 лет, поэтому в 2015 году применяется коэффициент 1,3, причем и к авансовым платежам. Ставка налога по таким автомобилям на 2015 год составляет те же 75 руб./л.с.

Авансовый платеж за 1 квартал 2015 года равен:

230 л.с. х 75 руб./л.с. х 1,3 : 4 = 5606 руб.

 

В 2016 году с момента выпуска автомобиля прошло уже от 2 до 3 лет, поэтому применяется коэффициент 1,1, в том числе к авансовым платежам.

Авансовый платеж за 1 квартал 2016 года составит:

230 л.с. х 75 руб./л.с. х 1,1 : 4 = 4744 руб.

 

В 2017 году с момента выпуска автомобиля прошло уже более 3 лет, поэтому повышающий коэффициент не применяется, в том числе к авансовым платежам.

Авансовый платеж за 1 квартал 2017 года составит:

230 л.с. х 75 руб./л.с. : 4 = 4313 руб.

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на февраль 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы


При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, О. Шпилевой и др.