Как организациям уплачивать транспортный налог с 2021 года?
Смотрите в этом материале:
- отмена декларирования транспортного налога;
- зачем нужны сообщения об исчисленных суммах транспортного налога?
- срок направления сообщения об исчисленных суммах транспортного налога;
- информация, содержащаяся в сообщении;
- способ передачи сообщения об исчисленном налоге;
- что делать в случае несогласия с информацией, указанной в сообщении?
- что делать, если сообщение от налогового органа не получено?
Отмена декларирования транспортного налога
Начиная с отчетности за 2020 год организации не обязаны подавать декларации по транспортному налогу (ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ, письма ФНС России от 28.09.2020 N БС-4-21/15757@, от 10.09.2020 N БС-4-21/14695@, от 31.10.2019 N БС-4-21/22311@).
Налоговые органы будут принимать декларации, в том числе уточненные, только за налоговые периоды, предшествующие 2020 году, а также уточненные декларации, если первоначально они были предоставлены в течение 2020 года случае реорганизации юрлица (см. также письмо ФНС России от 31.10.2019 N БС-4-21/22311).
Налоговые органы с 2020 года должны рассчитывать транспортный налог для организаций и сообщать об исчисленных суммах налогоплательщикам. При этом организации следует самостоятельно уплачивать транспортный налог (авансовые платежи), как и раньше, а следовательно, по-прежнему, надо рассчитывать эти суммы по правилам, установленным НК РФ.
Зачем нужны сообщения об исчисленных суммах транспортного налога?
В целях обеспечения полноты его уплаты на налоговые органы с 2021 года возлагается обязанность по передаче (направлению) налогоплательщикам-организациям (их обособленным подразделениям) сообщений об исчисленных налоговыми органами суммах налога (пункты 4 - 7 ст. 363 НК РФ).
По общему правилу, сообщение будет направляться налогоплательщику по окончании налогового периода после истечения установленного срока уплаты налога, то есть когда налогоплательщик уже должен исполнить обязанность по уплате транспортного налога и авансовых платежей по нему (п. 4 ст. 363 НК РФ).
Следовательно, исполнение обязанности по уплате транспортного налога не ставится в зависимость от направления сообщений (см. письмо ФНС России от 17.07.2020 N БС-4-21/11555@). Налогоплательщики по-прежнему будут рассчитывать налог, в том числе и авансовые платежи, самостоятельно в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 362 НК РФ. То есть фактически целью направления сообщения является информирование налогоплательщика об исчисленной налоговым органом сумме налога за определенный период для дальнейшего взыскания недоимки при ее наличии.
С 2021 года устанавливается единый срок уплаты транспортного налога на федеральном уровне - 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу подлежат уплате в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (второй абзац п. 1 ст. 363 НК РФ). Следовательно, перечислить транспортный налог за 2020 год организациям необходимо не позднее 1 марта 2021 года.
С 2021 года законодательные органы субъектов РФ не вправе определять сроки уплаты транспортного налога (п. 63 ст. 2 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ).
Срок направления сообщения об исчисленных суммах транспортного налога
Налоговые органы направляют налогоплательщикам сообщения об исчисленных суммах налога в следующие сроки (п. 4 ст. 363 НК РФ):
- в течение десяти дней после составления сообщения, но не позднее 6 месяцев со дня истечения установленного срока уплаты налога за указанный налоговый период (иными словами, не позднее 1 сентября);
- не позднее двух месяцев со дня получения налоговым органом документов и (или) иной информации, влекущих исчисление (перерасчет) суммы налога, подлежащей уплате соответствующим налогоплательщиком за предыдущие налоговые периоды;
- не позднее одного месяца со дня получения налоговым органом сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, о том, что соответствующая организация находится в процессе ликвидации.
Информация, содержащаяся в сообщении об исчисленных суммах транспортного налога
Сообщение составляется на основе информации, имеющейся у налогового органа, в том числе на основе сведений, полученных от регистрирующих органов (п. 4 ст. 85 НК РФ, п. 5 ст. 363 НК РФ).
Если по мнению налогоплательщика сведения ЕГРН не совпадают с информацией в официальных ресурсах ГИБДД МВД России, органов гостехнадзора, ГИМС МЧС России, органов Росморречфлота, Росавиации, Росреестра, рекомендуется сообщить об этом в налоговую инспекцию по месту нахождения транспортного средства. После проверки информации налоговый орган актуализирует сведения ЕГРН при наличии оснований, предусмотренных НК РФ, и проинформирует налогоплательщика (см. информацию ФНС России от 17.03.2020).
Сообщение направляется по форме, утвержденной приказом ФНС России от 05.07.2019 N ММВ-7-21/337@, предусматривающей указание объекта налогообложения, налоговой базы, налогового периода, налоговой ставки, суммы налога, исчисленной с учетом периода, в течение которого транспортное средство было зарегистрировано на организацию.
При отсутствии у налогового органа информации о постановке на учет организации по месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств, зарегистрированных уполномоченным органом, оснований для направления сообщения об исчисленном налоге не имеется (см. письмо ФНС России от 28.09.2020 N БС-4-21/15757@).
При наличии у организации налоговых льгот в размере суммы транспортного налога сообщение также формироваться не будет (п. 5 приказа ФНС России от 05.07.2019 N ММВ-7-21/337@).
Способ передачи сообщения об исчисленных суммах транспортного налога
Сообщения будут передаваться налогоплательщикам по месту нахождения принадлежащих им транспортных средств одним из четырех способов (третий абзац п. 5 ст. 363 НК РФ):
- в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота;
- через личный кабинет налогоплательщика;
- руководителям организаций (их представителям) лично под расписку;
- по почте заказным письмом. В этом случае сообщение будет считаться полученным по истечении шести рабочих дней с момента направления заказного письма.
Что делать в случае несогласия с информацией, указанной в сообщении?
После получения сообщения следует сравнить сумму налога, исчисленную налоговым органом, с суммой, которая была рассчитана и уплачена налогоплательщиком. Если налог был уплачен налогоплательщиком в большем размере, чем указано в сообщении, то переплату можно вернуть или зачесть в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.
Если налогоплательщик не согласен с суммой начисленного в сообщении налога к уплате, то он вправе представить в налоговый орган пояснения (документы), подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие правовых оснований для освобождения от уплаты налога. Сделать это нужно в течение 10 дней со дня получения сообщения (п. 6 ст. 363 НК РФ).
По мнению ФНС России, 10-дневный срок для представления пояснений и (или) документов не является пресекательным, то есть и по истечении 10 дней налоговый орган обязан будет рассмотреть полученные пояснения и (или) документы и при наличии правовых оснований произвести перерасчет исчисленной в сообщении суммы налога в рамках общего порядка взаимодействия с налогоплательщиками (см. письмо от 06.06.2019 N БС-4-21/10959@).
Представленные пояснения (документы) налоговый орган должен рассмотреть в течение одного месяца со дня их получения. Указанный срок может быть продлен по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, но не более чем на один месяц (с уведомлением об этом налогоплательщика) (первый абзац п. 7 ст. 363 НК РФ).
Налоговый орган проинформирует налогоплательщика о результатах рассмотрения пояснений и (или) документов по рекомендованной форме, приведенной в письме ФНС от 06.11.2019 N БС-4-21/22635 (второй абзац п. 7 ст. 363 НК РФ).
Если по результатам рассмотрения пояснений (документов) сумма налога, указанная в сообщении, изменилась, то налоговый орган направит налогоплательщику уточненное сообщение в течение 10 дней после его составления. Если же по результатам рассмотрения документов либо при их отсутствии будет выявлена недоимка, то налоговый орган направит налогоплательщику требование об уплате налога в соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ (третий абзац п. 7 ст. 363 НК РФ).
Что делать, если сообщение от налогового органа не получено?
В случае неполучения сообщения об исчисленном налоге налогоплательщик обязан направить в налоговый орган сообщение о наличии у него транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).
Представляется оно однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. К нему прилагаются копии документов, подтверждающих госрегистрацию транспортных средств. Направлять такое сообщение не нужно, если организация представляла в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы в отношении соответствующего объекта налогообложения (см. письмо ФНС России от 28.09.2020 N БС-4-21/15757@).
Как заявить о льготе по транспортному налогу?
В соответствии с п. 3 ст. 361.1 НК РФ налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право на льготу. Форма заявления утверждена приказом ФНС России от 25.07.2019 N ММВ-7-21/377@. Заявление заполняется налогоплательщиком на основании документов, подтверждающих право на льготу за период ее действия, указываемый в заявлении, и представляется в любой налоговый орган.
С 2020 года установлен заявительный порядок предоставления льгот по транспортному налогу. Это связано с отменой обязанности представлять в налоговые органы декларацию.
Срок для представления в налоговый орган заявления о льготе НК РФ не установлен (п. 4, п. 8 письма ФНС России от 10.12.2019 N БС-4-21/25284@). При этом в информации ФНС от 14.01.2021 отмечается, что для применения льгот по указанным налогам за 2020 год юрлицо вправе подать в любой налоговый орган заявление о предоставлении льготы, а также подтверждающие документы.
Если документы, подтверждающие право на льготу, в налоговом органе отсутствуют, он самостоятельно запрашивает подтверждающие сведения у органов и иных лиц по информации, указанной в заявлении. По результатам рассмотрения заявления о льготе налоговый орган направит налогоплательщику уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы (абз. 6 п. 3 ст. 361.1 НК РФ).
В силу п. 5 ст. 363 НК РФ сообщение об исчисленной налоговым органом сумме транспортного налога составляется на основе информации, имеющейся у налогового органа, в том числе результатов рассмотрения заявления о льготе.
Таким образом, если налоговый орган на дату составления сообщения не обладает информацией о предоставленной налоговой льготе, в сообщение будут включены суммы исчисленных налогов без учета льготы, что может привести к выявлению недоимки или перерасчету налога. Поэтому заявление о налоговой льготе за 2020 год организации целесообразно представить в течение I квартала 2021 года (см. информацию ФНС от 14.01.2021).
В дальнейшем налогоплательщик вправе представить в налоговый орган пояснения и (или) документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот, в частности, заявление о льготе за соответствующий период (п. 6 ст. 363 НК РФ).
Если по итогам рассмотрения налоговым органом пояснений и (или) документов будет выявлена недоимка по налогам (например, в связи с тем, что налогоплательщик не представлял в налоговый орган заявление о льготе либо получил сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы, при этом фактически учитывал налоговую льготу, и это привело к занижению суммы уплаченного налога) налоговый орган принимает меры по взысканию недоимки (п. 7 ст. 363 НК РФ, см. также письмо ФНС России от 03.12.2019 N БС-4-21/24690@).
Ответы на наиболее частые вопросы, касающиеся применения заявительного порядка предоставления налогоплательщикам-организациям льгот по транспортному налогу, приведены в письме ФНС России от 10.12.2019 N БС-4-21/25284@.
Тема
Порядок и сроки уплаты транспортного налога и авансовых платежей организациями
См. также
Объект обложения транспортным налогом
Налоговые ставки по транспортному налогу
Порядок исчисления транспортного налога и авансовых платежей
Декларация по транспортному налогу (актуально до 2020 года)
Формы документов
Пример заполнения Заявления организации о предоставлении налоговой льготы
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах