Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Памятка специалиста по финконтролю и аудиту в бюджетной сфере (подготовлено экспертами компании "Гарант")

  • Внутренний финансовый аудит в министерствах, ведомствах и казенных учреждениях

    ПРОГРАММА РАЗРАБОТКИ СТАНДАРТОВ

    Стандарты, введенные в действие в 2021 году

    N п/п

    Наименование федерального стандарта

    1

    Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности

    Стандарты, введенные в действие в 2020 году

    N п/п

    Наименование федерального стандарта

    1

    Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита

    2

    Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита

    3

    Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита

    4

    Планирование и проведение внутреннего финансового аудита

    5

    Реализация результатов внутреннего финансового аудита

    Стандарты в стадии разработки

    N п/п

    Наименование федерального стандарта

    1

    Подготовка предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств

    Видеоуроки

    Выступление заместителя директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России Станислава Сергеевича Бычкова на тему "Актуальные вопросы внутреннего финансового аудита"

    Выступление заместителя руководителя объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант", советника государственной гражданской службы РФ 2 класса Анны Анатольевны Шершневой на тему "Как организовать внутренний финансовый аудит"

    Рекомендации Минфина РФ по переходу на стандарты

    Приказ Минфина России от 1 июня 2021 г. N 246 "Об утверждении Методических рекомендаций по формированию отдельных документов, используемых при осуществлении внутреннего финансового аудита"

    Письмо Минфина России от 23.03.2020 N 02-02-05/22380 "Об особенностях осуществления внутреннего финансового аудита"

    Письма Минфина России от 17.12.2019 N 02-02-05/98728 и N 02-02-05/98727 "Об осуществлении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2020 года"

    Письмо Минфина России от 22.06.2020 N 02-02-05/53636 "О передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита"

    Дела по переходу на Стандарты

    I. Составление Реестра бюджетных рисков

    Реестр бюджетных рисков - документ, используемый для сбора и анализа информации о бюджетных рисках и содержащий следующую информацию:

    Информация, включаемая в реестр бюджетных рисков

    Источник информации и (или) предмет анализа для включения информации в реестр

    Выявленные бюджетные риски во взаимосвязи с операциями (действиями) по выполнению бюджетных процедур

    Акты контрольных мероприятий,

    Представления / Предписания органов финансового контроля,

    Классификаторы нарушений органов финансового контроля

    Причины бюджетного риска

    Алгоритм (регламент) выполнения бюджетной процедуры

    Возможные последствия бюджетного риска

    Недостижение результата бюджетной процедуры либо несвоевременное его достижение в результате действий / бездействия при ее выполнении

    Значимость (уровень) бюджетного риска

    Вероятность наступления негативных последствий при недостижении результата бюджетной процедуры либо несвоевременного его достижения

    Владельцы бюджетного риска

    Регламенты структурных подразделений и (или) должностные регламенты сотрудников

    Необходимость (отсутствие необходимости) и приоритетность принятия мер по минимизации (устранению) бюджетного риска

    Значимость (уровень) бюджетного риска

    Рекомендуемые к осуществлению контрольные действия

    Алгоритм (регламент) выполнения бюджетной процедуры

     

    II. Выбор формы организации ВФА

    Для решения вопроса о форме организации ВФА первоначально необходимо дать ответы на две группы вопросов. Первая группа дает ответ на вопрос о возможности создания субъекта ВФА, а вторая - о необходимости его создания.

    Оценка возможности образования субъекта ВФА

    1) Есть ли возможность создания структурного подразделения или назначение уполномоченного лица в пределах установленной предельной численности и ФОТ?

    2) Будет ли соблюдаться принцип функциональной независимости при создании субъекта ВФА?

    Оценка необходимости образования субъекта ВФА

    1) Выявление каких бюджетных рисков имело место в прошлые периоды?

    2) Являются выявленные в прошлые годы риски однотипными? Устранены ли указанные риски в результате контрольных действий? Какова степень влияния бюджетных рисков и может оказать воздействие на результаты выполнения этих бюджетных процедур?

    3) Являются ли удовлетворительными результаты мониторинга качества финансового менеджмента и достигнуты ли показатели качества финансового менеджмента, определяемые в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным п. 6 ст. 160.2-1 БК РФ;

    4) Осуществляются ли самостоятельно бюджетные полномочия, предусмотренные ст.ст. 158, 160.1, 160.2 и 162 БК РФ и принятыми нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения;

    5) Осуществляются ли самостоятельно полномочия государственного (муниципального) заказчика и полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности?

    6) Имеются ли подведомственные администраторы бюджетных средств?

    7) Осуществляются ли полномочия учредителя бюджетные и автономные учреждения или или полномочия собственника имущества государственных (муниципальных) унитарных предприятий?

    8) Осуществляются ли полномочия главного администратора бюджетных средств при использовании средств МБТ?

    9) Имеется ли возможность привлечения к проведению аудиторских мероприятий должностных лиц и (или) экспертов?

    Решение о создании субъекта ВФА в форме структурного подразделения будет обоснованным при положительном ответе одновременно на вопросы первой группы при условии положительного ответа на один из вопросов второй группы.

    В случае если создание структурного подразделения затруднительно по причине невозможности осуществления значительных организационно-штатных мероприятий и (или) увеличения предельной численности и ФОТ полномочиями по осуществлению ВФА может быть наделено должностное лицо. Но для такого решения необходимым условием является наличие у уполномоченного лица совокупности профессиональных и специальных знаний, опыта, навыков и умений, а также других компетенций, позволяющих этому уполномоченному должностному лицу планировать и проводить аудиторские мероприятия, выполняя в полном объеме стоящие перед субъектом внутреннего финансового аудита цели и задачи (п. 7 ФСВФА "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита").

     

    В том случае, если организация ВФА в форме создания субъекта ВФА невозможна, то нужно сделать выбор между упрощенным осуществлением ВФА и передачей полномочий по осуществлению ВФА в рамках ведомства.

    Внимание

    Главный администратор бюджетных средств НЕ вправе принимать решения о передаче полномочий по осуществлению ВФА.

    Упрощенное осуществление ВФА допускается в том случае, при отсутствии возможности передачи полномочий по осуществлению ВФА внутри ведомства. Такое решение также требует выполнения ряда условий:

    1) выполнение руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;

    2) наличие не более двух подведомственных администраторов бюджетных средств;

    3) наличие не более трех подведомственных бюджетных и автономных учреждений, в отношении которых осуществляются функции и полномочия учредителя государственных (муниципальных) учреждений, и подведомственных государственных (муниципальных) унитарных предприятий, в отношении которых осуществляются права собственника имущества соответствующего публично-правового образования.

    При этом решение об упрощенном осуществлении ВФА вправе принимать только главные администраторы бюджетных средств (п. 15 ФСВФА "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита").

     

    III. Подготовка и утверждение ведомственного (внутреннего) акта в целях организации ВФА

    Требования к содержанию п. 13 ФСВФА "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита".

    Главный администратор бюджетных средств вправе включить в указанный акт иные положения, необходимые для обеспечения осуществления ВФА с соблюдением федеральных стандартов ВФА.

    Внимание

    Разработка и утверждение ведомственных (внутренних) актов НЕ требуется при принятии решения:

    - о передаче полномочий по осуществлению ВФА;

    - об упрощенном осуществлении ВФА.

    Как применять стандарты: ответы на самые важные вопросы

    Для кого установлена обязанность осуществления внутреннего финансового аудита?

     

    ВФА осуществлять обязаны:

    - органы власти и местного самоуправления;

    - казенные учреждения.

    Согласно ст. 6 БК РФ казенные учреждения могут быть наделены бюджетными полномочиями получателя бюджетных средств и администратора доходов бюджета, которые, в свою очередь, относятся к администраторам бюджетным средств (п. 1 ст. 160.2-1 БК РФ).

    В чем заключается внутренний финансовый аудит?

     

    Основная задача финансового аудита - построение максимально эффективной модели внутреннего финансового контроля. Обновленные нормы ст. 160.2-1 БК РФ детализируют для главных администраторов и администраторов бюджетных средств положения ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ с учетом особенностей, характерных для участников бюджетного процесса.

    Чем регламентирован порядок организации и осуществления ВФА?

     

    Стандарты осуществления внутреннего финансового аудита для участников бюджетного процесса независимо от уровня бюджета бюджетной системы РФ утверждает Минфин России (п. 5 ст. 160.2-1 БК РФ). Ведомственные (внутренние) акты главного администратора (администратора) бюджетных средств могут содержать положения, необходимые для обеспечения осуществления внутреннего финансового аудита с соблюдением федеральных стандартов внутреннего финансового аудита. При этом такие акты не должны содержать каких-либо правовых норм и (или) положений, не соответствующих правовым нормам федеральных стандартов внутреннего финансового аудита (письмо Минфина России от 06.11.2020 N 02-02-08/96582).

    Обязанность применения стандартов ВФА установлена положениями БК РФ именно для участников бюджетного процесса. При этом бюджетные и автономные учреждения также вправе ими руководствоваться при организации и осуществлении внутреннего финансового аудита.

    Кто несет ответственность за организацию ВФА?

     

    За организацию внутреннего финансового аудита ответственность несет руководитель главного администратора (администратора) бюджетных средств (п. 12 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита").

    Могут ли быть переданы полномочия по осуществлению ВФА?

     

    Возможность передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита предусмотрена только для администратора бюджетных средств. При этом переданы такие полномочия могут быть только другому участнику бюджетного процесса внутри того же ведомства (п. 4 ст. 160.2-1 БК РФ).

    Случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению ВФА установлены положениями раздела IV Стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита".

    Передача полномочий по осуществлению ВФА, как и их принятие, являются правом, а не обязанностью (п. 1 письма Минфина России от 03.08.2020 N 02-02-05/67647).

    Какими документами оформить передачу полномочий по осуществлению ВФА?

     

    Решение о передаче полномочий по осуществлению ВФА оформляется (согласовывается) одним из следующих способов (п. 18 Стандарта N 237н):

    - подписание соглашения о передаче полномочий администратора бюджетных средств по осуществлению ВФА;

    - оформление служебных писем о согласовании передачи полномочий по осуществлению ВФА, в том числе их визирование (подписание) руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств, принимающего полномочия по осуществлению ВФА, и руководителем администратора бюджетных средств, передающего указанные полномочия;

    - оформление документа с грифом (листом) согласования или протокола о передаче администратором бюджетных средств полномочий по осуществлению ВФА.

    Может ли орган власти или местного самоуправления передать полномочия по осуществлению ВФА другому органу власти или местного самоуправления?

     

    Нет, не может (письмо Минфина России от 10.02.2020 N 02-02-05/8379).

    Случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению ВФА установлены положениями раздела IV Стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита".

    Может ли орган власти или местного самоуправления передать полномочия по осуществлению ВФА подведомственному казенному учреждению?

    Нет, не может. Случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению ВФА установлены положениями раздела IV Стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита" (п. 6 письма Минфина России от 11.10.2019 N 02-02-05/78282).

    Может ли орган местного самоуправления одного муниципального образования передать полномочия по осуществлению ВФА органу местного самоуправления другого муниципального образования?

     

    Нет, не может. Возможность передачи полномочий по осуществлению ВФА между главными администраторами бюджетных средств различных публично-правовых образований не предусмотрена (письмо Минфина России от 22.06.2020 N 02-02-05/53636). Кроме того, такая возможность не предусмотрена и в рамках одного публично-правового образования.

    Надо ли осуществлять ВФА если полномочия по ведению бюджетного учета переданы в централизованную бухгалтерию?

     

    Ведение бюджетного учета и формирование бюджетной отчетности - одно из бюджетных полномочий. ВФА при передаче полномочий не осуществляется только в отношении бюджетных процедур в рамках конкретного переданного полномочия. В отношении иных бюджетных процедур ВФА должен осуществляться.

    Может ли одно казенное учреждения передать полномочия по осуществлению ВФА другому казенному учреждению?

     

    Да, может, но только при условии, что оба казенных учреждения подведомственны одному ГРБС.

    В какой форме может быть организован ВФА?

     

    Формы организации ВФА, а также условия, от которых зависит выбор конкретной формы, прямо предусмотрен положениями п.п. 3, 4 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита". Так, руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств должно быть принято одно из следующих решений:

     

    Форма организации ВФА

    Условия принятия решения

    Создание субъекта внутреннего финансового аудита в форме структурного подразделения

    Обеспеченность ресурсами: трудовыми, временными, материальными, финансовыми и иными ресурсами, которые способны повлиять на планирование и проведение аудиторских мероприятий

    Подчинение исключительно и непосредственно руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств

    Соблюдение принципа функциональной независимости

    Создание субъекта внутреннего финансового аудита путем наделения полномочиями должностного лица

    Отсутствие возможности образования структурного подразделения, в том числе по причине значительных организационно-штатных мероприятий и (или) увеличения предельной численности и фонда оплаты труда

    Наличие у уполномоченного должностного лица совокупности необходимых для осуществления ВФА профессиональных и специальных знаний, опыта, навыков и умений, а также других компетенций

    Отсутствие необходимости в создании структурного подразделения по причинам, указанным в п. 8 ФСВФА "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита"

    Самостоятельное осуществление полномочий по ВФА руководителем главного администратора или администратора бюджетных средств (упрощенное осуществление ВФА)

    Отсутствие возможности образования субъекта ВФА

    Отсутствие возможности передачи полномочий

    Непосредственное выполнение руководителем главного администратора или администратора бюджетных средств бюджетных процедур

    Передача полномочий по осуществлению ВФА

    Отсутствие возможности образования субъекта ВФА

    Отсутствие необходимости в создании структурного подразделения по причинам, указанным в п. 8 ФСВФА "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита"

    Отсутствие возможности упрощенного осуществления ВФА

    Принятие решения в связи с выявлением нарушений при исполнении бюджетных полномочий, в том числе полномочий по осуществлению ВФА

     

    Принятое в текущем финансовом году решение об организации внутреннего финансового аудита может быть изменено руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств в следующем финансовом году (п. 3 Стандарта "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита").

    Какие положения надо включить в ведомственный (внутренний) акт в целях организации ВФА?

     

    Перечень вопросов, подлежащих урегулированию в ведомственном (внутреннем) акте, содержится в п. 13 ФСВФА "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита". К указанным вопросам относятся:

    - порядок составления и утверждения плана проведения аудиторских мероприятий, внесения в него изменений, а также при подготовке и принятии решений о проведении внеплановых аудиторских мероприятий;

    - порядок формирования и утверждения программы аудиторского мероприятия, внесении в нее изменений;

    - порядок формирования аудиторских групп, назначении руководителя аудиторской группы, а также при привлечении к проведению аудиторского мероприятия должностных лиц (работников) главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) экспертов;

    - порядок проведения аудиторских мероприятий, в том числе при формировании, хранении и контроле полноты рабочей документации аудиторского мероприятия, обеспечении доступа должностных лиц (работников) субъекта ВФА и привлеченных к проведению аудиторского мероприятия должностных лиц (работников) главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) экспертов к рабочей документации аудиторского мероприятия, а также при определении оснований и сроков приостановления и (или) продления аудиторских мероприятий;

    - порядок составления и представления заключений, представления и рассмотрения письменных возражений и предложений по результатам проведенного аудиторского мероприятия, а также при представлении годовой отчетности о результатах деятельности субъекта ВФА;

    - порядок информирования субъектов бюджетных процедур в отношении программ аудиторских мероприятий, проектов заключений и (или) заключений;

    - порядок оценки бюджетных рисков, формирования и ведения (актуализация) реестра бюджетных рисков, в том числе в части участия субъектов бюджетных процедур в формировании и ведении реестра бюджетных рисков;

    - порядок проведения мониторинга реализации субъектами бюджетных процедур мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, по организации и осуществлению внутреннего финансового контроля, по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков, а также по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;

    - порядок принятия и исполнения главным администратором (администратором) бюджетных средств переданных от администратора бюджетных средств полномочий по осуществлению ВФА, в том числе способ(ы) оформления и форму документа о согласовании передачи полномочий по осуществлению ВФА.

    Помимо перечисленных ведомственные (внутренние) акты главного администратора (администратора) бюджетных средств могут содержать иные положения, необходимые для обеспечения осуществления ВФА с соблюдением федеральных стандартов ВФА. При этом возможность включения каких-либо дополнительных положений во внутренний акт для администратора бюджетных средств не предусмотрена.

     

    Какие права и обязанности могут быть у должностных лиц, наделенных полномочиями по осуществлению ВФА?

     

    Перечень прав и обязанностей указанных лиц не может быть произвольным - он определен положениями федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита".

    Кого можно включить в состав аудиторской группы?

     

    Для участия в аудиторских проверках можно привлекать:

    - работников из подведомственных администраторов бюджетных средств;

    - должностных лиц других главных администраторов бюджетных средств;

    - экспертов, договоры с которыми должны заключаться в рамках Закона N 44-ФЗ.

    Обратите внимание, что речь может идти именно о привлечении указанных лиц к участию в аудиторских мероприятиях, а не о передаче им полномочий по осуществлению ВФА (письма Минфина России от 03.03.2020 N 02-02-05/15549, от 01.04.2020 N 02-02-05/25762).

    А вот ревизоров органа финконтроля привлекать в целях осуществления ВФА не рекомендуется (письмо Минфина России от 18.05.2020 N 02-02-05/40453).

    Должен ли орган финконтроля осуществлять ВФА в отношении самого себя, если он наделен полномочиями ГРБС?

     

    Да, должен. При этом руководителем органа финконтроля субъекта РФ или муниципального образования может быть принято решение об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита (письмо Минфина России от 03.03.2020 N 02-02-05/15546).

    Можно ли наделить полномочиями по осуществлению ВФА должностное лицо (работника) при отсутствии у него специального образования?

     

    Да, можно. Получение дополнительного образования не является обязательным условием для наделения работника полномочиями по осуществлению ВФА - опыт, навыки и умения, а также другие компетенции, необходимые для этого, могут быть получены в ходе осуществления полномочий по ВФА, а соответствующее дополнительное образование может быть получено после наделения этими полномочиями (письма Минфина России от 21.08.2020 N 02-02-05/73579, от 03.03.2020 N 02-02-05/15548).

    Надо ли вносить изменения в должностной регламент руководителя при осуществлении ВФА в упрощенном порядке?

     

    Да, надо. В случае принятия решения об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита необходимо внести изменения в должностной регламент (должностную инструкцию) руководителя главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) в служебный контракт (трудовой договор), заключенный с руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств (письмо Минфина России от 03.03.2020 N 02-02-05/15546).

    Является ли обязательным условием для осуществления ВФА в упрощенном порядке самостоятельное выполнение всех бюджетных процедур именно руководителем?

     

    Нет, не является. Применение упрощенного порядка не предполагает, что руководитель должен быть единственным работником ГАБС или АБС, и, соответственно, единоличным исполнителем всех бюджетных процедур. Руководителю достаточно выполнять действия, в том числе по внутреннему финансовому контролю, в рамках хотя бы одной из нескольких бюджетных процедур. Например, непосредственно руководитель санкционирует принятие бюджетных обязательств и анализирует достаточность ЛБО при закупках в том случае, если бухгалтерская или финансовая служба отсутствуют, а инициатором закупки является непосредственно подчиненное руководителю должностное лицо.

    Может ли применяться упрощенный порядок ВФА при передаче отдельных бюджетных полномочий, например, при централизации учета?

     

    Да, может. Бюджетные полномочия могут быть переданы в случаях, прямо предусмотренных БК РФ, то есть далеко не всех, а только части бюджетных полномочий, которыми наделены ГАБС и АБС. Так, например, в настоящее время положениями БК РФ прямо предусмотрена возможность передачи бюджетного полномочия по ведению учета. Соответственно, руководитель ГАБС или АБС непосредственно не участвует в выполнении процедур по ведению учета и формировании бюджетной отчетности, но при этом может выполнять действия в рамках других бюджетных процедур при исполнении бюджета. Передача части бюджетных полномочий не является условием, исключающим возможность принятия решения об осуществлении ВФА в упрощенном порядке при выполнении остальных условий, предусмотренных ФСВФА "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита".

    Надо ли администратору бюджетных средств подтверждать отсутствие возможности передачи полномочий по осуществлению ВФА для принятия решении об упрощенном осуществлении ВФА?

     

    Нет, не надо. Для принятия решения об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита не требуется подтверждать отсутствие возможности передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита, то есть выполнение каких-либо процедур по оформлению отказа от принятия полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита, в том числе сбор письменных отказов от всех администраторов бюджетных средств, подведомственных главному администратору бюджетных средств, а также получение отказа самого главного администратора бюджетных средств от принятия полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита, не требуется (п. 2 письма Минфина России от 21.08.2020 N 02-02-05/73579).

    Если отдельные полномочия переданы на иной уровень бюджета, какая из сторон должна осуществлять ВФА?

     

    При передаче отдельных государственных (муниципальных) функций на иной уровень бюджета ВФА в отношении бюджетных процедур в рамках переданных полномочий осуществляется участником бюджетного процесса того уровня бюджета, на который указанные полномочия переданы.

    Должна ли централизованная бухгалтерия осуществлять ВФА?

     

    Да, должна. При этом ЦБ должна осуществлять ВФА в отношении бюджетных процедур, выполняемых ею в качестве участника бюджетного процесса, а так же в отношении процедур, осуществляемых в рамках переданных ей полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности.

    Может ли упрощенный порядок ВФА применяться централизованной бухгалтерией?

     

    Нет, не может. Дело в том, что одним из обязательных условий применения упрощенного порядка осуществления ВФА является выполнение руководителем казенного учреждения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур (пп. "в" п. 9 Стандарта N 237н). Это означает, что и ответственность за оформление первичных учетных документов в рамках выполняемых процедур также несет руководитель. В то же время на руководителя централизованной бухгалтерии не может быть возложена ответственность за оформление и передачу первичных документов обсуживаемых учреждений.

    Должна ли "межведомственная" централизованная бухгалтерия осуществлять ВФА?

     

    Да, должна. Возможность передачи полномочий по осуществлению ВФА предусмотрена в рамках одной подведомственности. При такой передаче не передаются полномочия по выполнению тех бюджетных процедур, в отношении которых будет осуществляется ВФА. Возможность передачи полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности в настоящее время рамками одного ведомства не ограничена. При этом при централизации учета ЦБ не "принимает" полномочия по осуществлению ВФА, а осуществляет ВФА в отношении выполняемых ею процедур, в том числе в рамках полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности за обслуживаемые учреждения. Соответственно, речь не идет о "межведомственной" передаче полномочий по осуществлению ВФА.

    Кто при осуществлении ВФА подтверждает достоверность показателей бюджетной отчетности при централизации учета?

     

    Риски искажения бюджетной отчетности, а также риски несоответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности могут быть включены в реестр бюджетных рисков стороны, передавшей полномочия по ведению учета. Дело в том, что ответственность за оформление первичных учетных документов и сроки их передачи возложена на учреждение: именно оно обеспечивает выполнение процедур оформления, передачи в ЦБ первичных учетных документов с целью подтверждения их законности, полноты, правильности и своевременности формирования и передачи. Кроме того, в целях проведения аудиторских мероприятий учреждение вправе запрашивать у ЦБ необходимые документы и иную информацию. При этом особенности проведения аудиторских мероприятий ВФК, проводимых в целях подтверждения достоверности показателей отчетности (п. 4 письма Минфина России от 03.08.2020 N 02-02-05/67647).

    Можно ли осуществлять ВФА в отношении подведомственных учреждений одновременно с контрольными мероприятиями, проводимыми в рамках полномочий по контролю учредителя?

     

    Нет. Планы осуществления аудиторских мероприятий, проводимых ГАБС, исполняющим функции органа-учредителя, в рамках ВФА, не должны быть сопряжены с планами осуществления контрольных мероприятий в отношении подведомственных казенных и бюджетных учреждений, проводимых в рамках контроля учредителя (письмо Минфина России от 10.02.2020 N 02-02-05/8607).

    Объединение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в рамках осуществления ведомственного контроля и ВФА противоречит законодательству РФ. При этом информация, полученная при осуществлении ВФА, не может рассматриваться в качестве результатов ведомственного контроля (письмо Минфина России от 03.04.2020 N 02-02-05/67647).

    Если полномочия по ВФА переданы учредителю, можно ли привлекать к аудиторским мероприятиям должностных лиц, осуществляющих ведомственный контроль?

     

    Специалисты финансового ведомства допускаю возможность принятия такого решений только при соблюдении принципа функциональной независимости, то есть при выполнении всех условий, предусмотренных пп. "в" п. 4 Стандарта N 237н (письмо Минфина России от 03.04.2020 N 02-02-05/67647).

    Надо ли при передаче полномочий доводить сведения о результатах ВФА руководителю, передавшему полномочия?

     

    Да. Информация, полученная в рамках ВФА, в первую очередь, должна направляться руководителю администратора бюджетных средств, передавшего полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита (письмо Минфина России от 03.04.2020 N 02-02-05/67647).

    Надо ли при упрощенном порядке осуществления ВФА планировать и проводить мероприятия, а также оформлять материалы по результатам таких мероприятий?

     

    Нет, не надо. Аудиторские мероприятия не планируются и не проводятся, Соответственно, и заключения по результатам ВФА не оформляются (письмо Минфина России от 03.04.2020 N 02-02-05/67647).

    Можно ли привлекать экспертов при проведении ВФА в упрощенном порядке?

     

    Нет, нельзя. Упрощенный порядок осуществления ВФА не предполагает проведения аудиторских мероприятий, что исключает возможность привлечения экспертов и (или) иных лиц (письмо Минфина России от 03.04.2020 N 02-02-05/67647).

    Является ли мониторинг качества финансового менеджмента одной из процедур в рамках ВФА?

     

    Нет, проведение мониторинга качества финансового менеджмента не является частью внутреннего финансового аудита (письмо Минфина России от 18.05.2020 N 02-02-08/40489).

    В чем заключается мониторинг качества финансового менеджмента?

     

    Мониторинг финансового менеджмента это мониторинг качества исполнения бюджетных полномочий, а также качества управления активами, осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (п. 6 ст. 160.2-1 БК РФ).

    Кто и в каком порядке обязан осуществлять мониторинг качества финансового менеджмента?

     

    Мониторинг качества финансового менеджмента осуществляется:

    - финорганом - в отношении главных администраторов средств соответствующего бюджета. Порядок устанавливается финорганом;

    - главным администратором бюджетных средств (ГАБС) - в отношении подведомственных ему администраторов бюджетных средств. Порядок устанавливает ГАБС.

    На федеральном уровне Порядок мониторинга качества финансового менеджмента утвержден приказом Минфина России от 18.06.2020 N 112н.

    Может ли ГАБС передать полномочия по осуществлению по мониторингу качества финансового менеджмента?

     

    Да, может. ГАБС вправе внести на рассмотрение финоргана предложение о передаче полномочий по проведению мониторинга качества финансового менеджмента в отношении подведомственных ему АБС и по согласованию с финорганом передать ему указанные полномочия (п. 8 ст. 160.2-1 БК РФ).

  • Внутренний финансовый контроль в министерствах, ведомствах, казенных учреждениях

    Нормативная база

    Понятие ВФК

    п. 2 ст. 160.2-1 БК РФ

    Обязанность осуществления ВФК

    ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ

    Порядок осуществления ВФК

    Локальный акт

    Рекомендации Минфина РФ по переходу на стандарты

    Письма Минфина России от 17.12.2019 N 02-02-05/98728 и N 02-02-05/98727 "Об осуществлении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2020 года"

    Ответы на самые важные вопросы

    Отменяют ли поправки, внесенные в ст. 160.2-1 БК РФ, обязанность организации и осуществления внутреннего финансового контроля участниками бюджетного процесса?

     

    Нет, не отменяют. Требование по организации и осуществлению внутреннего контроля для всех экономических субъектов, включая главных администраторов и администраторов бюджетных средств, установлено ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ. При этом прежняя редакция ст. 160.2-1 БК РФ обязывала главных администраторов бюджетных средств осуществлять внутренний финансовый контроль в отношении бюджетных процедур в рамках ведомства, дублируя, по сути, полномочия, предусмотренные ст.ст. 158160.1 БК РФ. Исключение указанных требований обусловлено отсутствием необходимости такой регламентации на уровне бюджетного законодательства.

     

    В чем заключается внутренний контроль?

     

    Внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни заключается в оценке на соответствие требованиям законодательства РФ, иным нормативно-правовым актам, а также локальным актам решений и действий каждого из сотрудников в ходе выполнения ими своих должностных обязанностей. Задача внутреннего контроля - исключение (минимизация) рисков различного рода нарушений, а также обеспечение эффективности и результативности использования ресурсов экономического субъекта. Внутренний финансовый контроль является одной из составляющих системы внутреннего контроля, направленной, помимо прочего, на обеспечение достоверности показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

    Внутренний контроль - контроль внутри самой организации бюджетной сферы, заключающийся в построении и оптимизации всех бизнес-процессов в рамках деятельности конкретной организации. Данный вид контроля не имеет отношения к ведомственному финансовому контролю.

    Для участников бюджетного процесса внутренний финансовый контроль - процесс, осуществляемый в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий (п. 2 ст. 160.2-1 БК РФ).

     

    Могут ли быть переданы полномочия по внутреннему финансовому контролю?

     

    Исходя из определения понятия "внутренний финансовый контроль", такой контроль, являясь внутренним процессом, осуществляется непосредственно при выполнении бюджетных полномочий, и, соответственно, неотделим от таких полномочий. Сам по себе внутренний финансовый контроль для участников бюджетного процесса не является самостоятельным бюджетным полномочием (письмо Минфина России от 17.12.2019 N 02-02-05/98728).

    Соответственно, при передаче отдельных бюджетных полномочий и внутренний финансовый контроль в отношении бюджетных процедур в рамках переданных полномочий осуществляет исполнитель процедуры.

    Надо ли осуществлять ВФК при передаче полномочий по ведению учета и составлению отчетности?

     

    Да, надо. Согласно п. 4 письма Минфина России от 03.08.2020 N 02-02-05/67647ВФК в этом случае надо осуществлять в отношении следующих процедур:

    - составление первичных учетных документов, которыми оформлены факты хозяйственной жизни, и передача первичных учетных документов ЦБ;

    - инвентаризация перед составлением годовой бюджетной отчетности активов и обязательств главного администратора (администратора) бюджетных средств, передавшего полномочия по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности;

    - передача ЦБ информации и (или) документов (сведений), необходимых для осуществления централизуемых полномочий, включая обеспечение полноты и нейтральности данных пояснительной записки к бюджетной отчетности.

     

    Кто несет ответственность за организацию внутреннего контроля?

     

    Ответственность за организацию внутреннего контроля возложена на руководителя экономического субъекта: руководителя главного администратора или администраторов бюджетных средств, казенного, бюджетного или автономного учреждения (письмо Минфина России от 17.12.2019 N 02-02-05/98728).

     

    Чем регламентирован порядок организации и осуществления внутреннего финансового контроля?

     

    Правила организации и осуществления внутреннего контроля организации бюджетной сферы, включая главных администраторов и администраторов бюджетных средств, должны устанавливать самостоятельно, исходя из особенностей осуществляемой деятельности и (или) выполняемых ими функций. При этом полномочия по установлению таких правил у главных администраторов в отношении подведомственных администраторов бюджетных средств и учреждений в настоящее время отсутствуют (письмо Минфина России от 03.08.2020 N 02-02-05/67988).

    Надо ли включать в должностные регламенты сотрудников обязанность по осуществлению ими внутреннего финансового контроля?

     

    Нет, не надо. ВФК как контрольный механизм осуществляется всегда (непрерывно), в ходе формирования любого юридически значимого документа и (или) совершения операций, действий, направленных на выполнение бюджетного полномочия. Необходимость включения в должностные регламенты сотрудников положений, касающихся осуществления ими внутреннего финансового контроля, отсутствует (п. 1 письма Минфина России от 11.10.2019 N 02-02-05/78282).

     

  • Ведомственный контроль в министерствах и ведомствах

    Нормативная база

    Полномочия по осуществлению контроля в отношении подведомственных бюджетных и казенных учреждений

    п. 5.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ,

    ст. 100 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ

    ст. 6.1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ

    Полномочия по осуществлению контроля в отношении подведомственных автономных учреждений

    ч. 3.23 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ

    ст. 100 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ

    ст. 6.1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ

    Порядок осуществления контроля для федеральных министерств и ведомств

    Ведомственный акт

    Правила осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденные постановлением Правительства РФ от 10.02.2014 N 89

    Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 08.11.2018 N 1335 (для федеральных ГРБС)

    Порядок осуществления контроля для министерств и ведомств на региональном и муниципальном уровне

    Нормативный акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или местной администрации

    Подробнее о полномочиях ГРБС по контролю в отношении подведомственных учреждений - в материале Ведомственный контроль (контроль органа, осуществляющего функции учредителя).

    Ответы на самые важные вопросы по ведомственному контролю

    Отменяют ли поправки, внесенные в ст. 160.2-1 БК РФ, требование об осуществлении контроля в отношении подведомственных учреждений?

     

    Нет, не отменяют. Дело в том, что такой контроль осуществляется в целях реализации полномочий:

    - ГРБС по обеспечению результативности, адресности и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, предусмотренными п. 1 ст. 158 БК РФ;

    - учредителя по контролю за деятельностью казенных и бюджетных учреждений, предусмотренных п. 5.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ, и полномочий учредителя автономных учреждений, предусмотренными положениями ч. 3.23 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ.

    Чем регламентирован порядок осуществления ведомственного контроля в отношении подведомственных учреждений?

     

    Порядок осуществления ведомственного контроля в рамках полномочий учредителя федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений устанавливается непосредственно на ведомственном уровне.

    Порядок осуществления ведомственного контроля в рамках полномочий учредителя в отношении государственных и муниципальных казенных, бюджетных и автономных учреждений устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или местной администрацией муниципального образования соответственно.

    Можно ли наделить полномочиями по ВФА структурное подразделение или должностное лицо, которое осуществляет контроль в отношении подведомственных учреждений?

     

    Деятельность структурного подразделения или должностного лица главного администратора бюджетных средств, уполномоченного на осуществление внутриведомственного контроля, наряду с деятельностью других подразделений и должностных лиц, является объектом внутреннего финансового контроля: внутриведомственный контроль, по сути, является одним из инструментов обеспечения результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств, то есть вполне обоснованно может рассматриваться в качестве бюджетной процедуры. Соответственно, при наделении такого структурного подразделения полномочиями по осуществлению ВФА в отношении "собственных" бюджетных процедур необходимо обеспечивать один из основополагающих принципов ВФА - принцип функциональной независимости между структурными подразделениям, а также исключить возникновение конфликта интересов.

     

    Если ГРБС в рамках переданных полномочий осуществляется ВФА в отношении подведомственных учреждений, то можно ли признать результаты ВФА в качестве результатов осуществления ведомственного контроля?

     

    Нет, нельзя. Информация, полученная в рамках ВФА направляется руководителю АБС, передавшего полномочия по осуществлению ВФА. Указанная информация не может рассматриваться в качестве акта проверки, проведенной в рамках ведомственного контроля (п. 4 письма Минфина России от 21.08.2020 N 02-02-05/73579).

     

  • Внутренний контроль в казенных, бюджетных и автономных учреждениях

    Нормативная база

    Понятие ВК

    п. 2 ст. 160.2-1 БК РФ для казенных учреждений

    Обязанность осуществления ВК

    ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ

    Порядок осуществления ВК

    Локальный акт

    Видеоуроки

    Выступление руководителя объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант" Владимира Владимировича Пименова на тему "Как организовать внутренний контроль в учреждении"

    Ответы на самые важные вопросы

    На кого распространяется обязанность осуществления внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни в соответствии со ст.19 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ?

     

    Обязанность осуществления внутреннего контроля в отношении совершаемых фактов хозяйственной жизни в соответствии с ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлена для всех организаций бюджетной сферы, включая ГАБС и АБС (п. 1 письма Минфина России от 13.05.2020 N 02-02-05/38559).

    В чем заключается внутренний контроль?

     

    Внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни заключается в оценке на соответствие требованиям законодательства РФ, иным нормативно-правовым актам, а также локальным актам решений и действий каждого из сотрудников в ходе выполнения ими своих должностных обязанностей. Задача внутреннего контроля - исключение (минимизация) рисков различного рода нарушений, а также обеспечение эффективности и результативности использования ресурсов экономического субъекта. Внутренний финансовый контроль является одной из составляющих системы внутреннего контроля, направленной, помимо прочего, на обеспечение достоверности показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

    Внутренний контроль - контроль внутри самой организации бюджетной сферы, заключающийся в построении и оптимизации всех бизнес-процессов в рамках деятельности конкретной организации. Данный вид контроля не имеет отношения к ведомственному финансовому контролю.

    Для участников бюджетного процесса внутренний финансовый контроль - процесс, осуществляемый в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий (п. 2 ст. 160.2-1 БК РФ). Для бюджетных и автономных учреждений обязанность по осуществлению внутреннего контроля установлена п. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (см. письмо Минфина России от 25.05.2020 N 02-02-08/43594).

    Могут ли быть переданы полномочия по внутреннему финансовому контролю?

     

    Исходя из определения понятия "внутренний финансовый контроль", такой контроль, являясь внутренним процессом, осуществляется непосредственно при выполнении бюджетных полномочий, и, соответственно, неотделим от таких полномочий. Сам по себе внутренний финансовый контроль для участников бюджетного процесса не является самостоятельным бюджетным полномочием (письмо Минфина России от 17.12.2019 N 02-02-05/98728). Соответственно, при передаче отдельных бюджетных полномочий и внутренний финансовый контроль в отношении бюджетных процедур в рамках переданных полномочий осуществляет исполнитель процедуры.

    Кто несет ответственность за организацию внутреннего контроля?

     

    Ответственность за организацию внутреннего контроля возложена на руководителя экономического субъекта: руководителя главного администратора или администраторов бюджетных средств, казенного, бюджетного или автономного учреждения (письмо Минфина России от 17.12.2019 N 02-02-05/98728).

    Чем регламентирован порядок организации и осуществления внутреннего финансового контроля?

     

    Правила организации и осуществления внутреннего контроля организации бюджетной сферы, включая главных администраторов и администраторов бюджетных средств, должны устанавливать самостоятельно, исходя из особенностей осуществляемой деятельности и (или) выполняемых ими функций. При этом полномочия по установлению таких правил у главных администраторов в отношении подведомственных администраторов бюджетных средств и учреждений в настоящее время отсутствуют.

  • Внутренний государственный (муниципальный) финконтроль, осуществляемый органами финнадзора

    Стандарты, введенные в действие в 2020 году

    N п/п

    Наименование федерального стандарта

    1

    Принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля

    2

    Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля

    3

    Планирование проверок, ревизий и обследований

    4

    Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов

    5

    Реализация результатов проверок, ревизий и обследований

    6

    Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц

    7

    Правила составления отчетности о результатах контрольной деятельности

    Приказы Минфина РФ

    N п/п

    Содержание документа

    1

    Формы документов, оформляемых органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля

    Видеоуроки

    Выступление заместителя директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России Станислава Сергеевича Бычкова на тему "Актуальные вопросы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля"

    Рекомендации Минфина РФ по переходу на стандарты

    Письмо Минфина России от 13 мая 2020 г. N 02-02-05/38559 "Об осуществлении внутреннего финансового контроля"

    Письмо Минфина России от 17 марта 2020 г. N 02-09-07/19928 "Об особенностях осуществления внутреннего государственного финансового контроля"

    Письмо Минфина России от 3 марта 2020 г. N 02-09-09/15657 "Об особенностях осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля"

    Письмо Минфина России от 15.10.2020 N 02-09-07/90306 ""О возможности осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля структурным подразделением финансового органа субъекта РФ (муниципального образования), на который возложены соответствующие полномочия"

    Письмо Минфина России от 22.10.2020 N 02-09-09/92144 " О сроках направления объекту контроля копии приказа/ распоряжения органа ВФК о назначении контрольного мероприятия"

    Письмо Минфина России от 11.11.2020 N 02-09-09/98213 "О направлении ГРБС или учредителю учреждения копии представления и предписания"

    Письма Минфина России от 30.11.2020 N 02-09-09/104367, от 20.11.2020 N 02-09-09/101397, от 11.11.2020 N 02-09-09/98212 "Об обращении в суд в случае неисполнения предписания овозмещении ущерба"

    Письмо Минфина России от 23.11.2020 N 02-09-09/102530 "Об обжаловании представлений и предписаний"

    Письмо Минфина России от 24.11.2020 N 02-09-09/102655 "Об информировании объекта контроля о принятых органом контроля решениях по итогам рассмотрения акта проверки"

    Письмо Минфина России от 27.11.2020 N 02-09-09/103987 "Об обжаловании акта проверки"

    Письмо Минфина России от 03.12.2020 N 02-09-07/106844 "О принципах и организации внутреннего муниципального финансового контроля"

    Письмо Минфина России от 09.12.2020 N 02-09-06/1/107705 "О направлении копий представлений и предписаний территориальными органами Федерального казначейства"

    Письмо Минфина России от 18.12.2020 N 02-09-09/112251 "О рассмотрении органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля обращений граждан РФ, юридических лиц

    Письмо Минфина России от 25.12.2020 N 02-09-07/114330 "Об обязанности проверить соответствие эксперта установленным требованиям при назначении экспертизы"

    Письмо Минфина России от 29.12.2020 N 02-09-07/116174 "О возможности направления представлений и предписаний объектам встречных проверок"

    Письмо Минфина России от 31.12.2020 N 02-09-07/116837 " О представлении отчетности о результатах контрольной деятельности"

    Как применять стандарт: ответы на самые важные вопросы

     

    Что означает принцип независимости уполномоченных должностных лиц от объектов государственного (муниципального) финансового контроля?

     

    Независимость уполномоченных должностных лиц состоит в том, что они:

    - не являлись в проверяемый период и в году, предшествующему проверяемому периоду, и не являются в период проведения контрольного мероприятия должностными лицами и (или) иными работниками объекта контроля или собственником объекта контроля;

    - не состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого с должностными лицами и (или) иными работниками объекта контроля или собственником объекта контроля;

    - не связаны в проверяемый период и не связаны в период проведения контрольного мероприятия имущественными (финансовыми) отношениями с объектом контроля.

     

    В отношении каких контрольных мероприятий в 2020 году органами финконтроля применяются стандарты ВГФК?

     

    Стандарты ВГФК применяются в отношении проверок, ревизий и обследований, начатых после вступления их в силу. Кроме того, органы ВФК в случаях, предусмотренных стандартами, вправе издавать ведомственные стандарты, регулирующие осуществление ВФК (письма Минфина России от 04.09.2020 N 02-09-09/77981, от 04.09.2020 N 02-09-06/1/77979).

     

    Может ли финорган осуществлять полномочия органа финконтроля?

     

    Запрет наделения органа власти (органа местного самоуправления) одновременно и полномочиями финансового органа, и полномочиями органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля бюджетным законодательством не установлен (п. 2 письма Минфина России от 13.05.2020 N 02-02-05/38559). Препятствия для принятия подобного решения отсутствуют при условии соблюдения принципа независимости.

     

    Обязаны ли органы финконтроля предоставлять материалы контрольных мероприятий по запросу граждан?

     

    Нет, не обязаны. Должностные лица органов финконтроля обязаны знакомить с результатами контрольных мероприятий - актами и заключениями - исключительно руководителя или уполномоченное должностное лицо проверяемого органа или учреждения. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ не обязывает органы финконтроля предоставлять материалы контрольных мероприятий по запросу граждан (письмо Минфина России от 07.08.2020 N 02-09-09/69207).

     

    Распространяется ли действие стандартов ВГФК на контроль в сфере закупок, осуществляемый органами финконтроля?

     

    Да, распространяется. Согласно ч. 9 ст. 99 Закона N 44-ФЗ контроль, предусмотренный ч. 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения (письмо Минфина России от 14.08.2020 N 24-04-08/7174).

     

    Могут ли органы финконтроля осуществлять предварительный контроль в отношении бюджетных и автономных учреждений?

     

    Да, могут. Бюджетное законодательство не ограничивает возможность применения такой формы контроля как предварительный в отношении объектов контроля, включая бюджетные и автономные учреждения (письмо Минфина России от 19.06.2020 N 02-09-09/53563).

     

    Могут ли органы финконтроля при проведении контрольных мероприятий запрашивать первичные учетные документы?

     

    Да, могут. Органом финконтроля в рамках осуществления им в соответствии со ст. 269.2 БК РФ полномочий по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, могут быть проверены, в том числе первичные документы, подтверждающие совершение фактов хозяйственной жизни объекта контроля, отражаемых в регистрах бухгалтерского (бюджетного) учета (например, графики дежурств, табеля учета рабочего времени) (письмо Минфина России от 13.03.2020 N 02-09-09/19288).