Информация Смоленской областной Думы
"Об итогах очередного 28-го заседания Смоленской областной Думы
27 мая 2004 г."
27 мая 2004 года состоялось двадцать восьмое заседание Смоленской областной Думы III созыва. На заседание прибыло 40 депутатов. По уважительным причинам отсутствовали депутаты: А.Г. Исламов, М.В. Лосенко, П.А. Лубенский, А.М. Мирошкин, М.А. Хвостанцев, А.А. Шматков. На заседании Смоленской областной Думы присутствовали: Глава Администрации Смоленской области В.Н. Маслов, Главный федеральный инспектор Центрального федерального округа по Смоленской области Н.В. Рудак, заместители Главы Администрации Смоленской области, руководители департаментов и иных органов исполнительной власти Смоленской области, руководители территориальных правоохранительных структур, налоговых и судебных органов, федерального казначейства, областного совета профсоюзов, органов местного самоуправления.
Заседание открылось в 10-00, последнее голосование состоялось в 12-15.
В проект основной повестки дня заседания было внесено 56 вопросов. В дополнительную повестку дня был включен проект закона о снижении ставок транспортного налога и некоторые другие вопросы, необходимость рассмотрения которых возникла в ходе подготовки к заседанию. Утвердив повестку дня, депутаты перешли к ее рассмотрению.
Статистика типов вопросов такова:
- принятие законопроектов - 14 (из них: базовые - 4; изменение действующего законодательства - 10);
- протест прокурора области - 1;
- согласование назначения должностных лиц -1;
- информация должностных лиц - 1;
- законодательная инициатива Смоленской областной Думы - 1;
- утверждение проектов Положений -2;
- о проведении депутатских слушаний - 1;
- снятие с контроля постановлений и протокольный решений Смоленской областной Думы - 1;
- о наказах избирателей - 1;
- обращения субъектов Российской Федерации - 14;
- законодательные инициативы субъектов Российской Федерации - 21;
- награждение Почетной грамотой - 2.
В числе рассматриваемых вопросов инициировано:
- депутатами Смоленской областной Думы -4;
- комитетом по законности и правопорядку - 15;
- комитетом по социальной политике - 12;
- комитетом по экономическому развитию и инвестициям - 4;
- комитетом по бюджету, налогам и финансам - 6;
- комитетом по вопросам агропромышленного комплекса - 3;
- комитетом по имущественным и земельным отношениям, природопользованию - 3;
- комитет по вопросам местного самоуправления, государственной службы и связям с общественными организациями - 2;
- Главой Администрации Смоленской области -13.
В течение заседания 10 законопроектов приняты в первом чтении и в целом, 2 законопроекта принятые ранее в первом чтении, с поправками приняты в целом, 2 проекта закона приняты в первом чтении. Все вопросы, вынесенные на заседание, были предварительно рассмотрены профильными комитетами. Проект областного закона "Об исполнении областного бюджета за 2003 год" и итоги социально-экономического развития области в 2003 году были рассмотрены всеми комитетами Смоленской областной Думы. По доработке проекта областного закона "О порядке и условиях предоставления льгот по налогам в Смоленской области", проектов положений были созданы рабочие группы. С целью обеспечения качества принимаемых нормативных документов все проекты областных законов прошли правовую и лингвистическую экспертизу правового управления Смоленской областной Думы, имеют заключения Контрольно-счетной палаты Думы.
В числе рассмотренных законопроектов:
- 4 - направлены на приведение областного законодательства в соответствие с ранее принятыми областными законами и нормативными правовыми актами исполнительной власти Смоленской области;
- 4 - отражают ход бюджетного процесса в 2003 и 2004 годах, в том числе в части предоставления налоговых льгот и снижения налоговых ставок;
- 3 - приняты с целью приведения областного законодательства в соответствие с федеральными законами;
- 2 - отражают процесс распоряжения областной собственностью;
- 1 - вносит изменения в областную целевую программу.
Всего, с начала деятельности Смоленской областной Думы III созыва, на ее заседаниях рассмотрено 219 законопроектов, 210 из них приняты в целом.
Рассмотрение повестки дня заседания была начата с информации о социально-экономическом развитии Смоленской области в 2003 году, которая была представлена начальником Департамента экономического развития и торговли Смоленской области Ю.П. Васевым. В отчете представлены сравнительные данные прогноза на 2003 год и достигнутые показатели социально-экономического развития области за прошедший год. В 2003 году в Смоленской области наблюдался рост промышленного производства, валового объема продукции сельского хозяйства, оборота торговли, объема платных услуг, доходов населения. Индекс физического объема продукции промышленности составил 103,7 %. Данные прогноза 2003 года в зависимости от варианта развития экономики составляли 3,5-5 %. Докладчик проинформировал о структуре и индексах роста отдельных отраслей производства. Тревожным фактором является снижение инвестиций в основной капитал в электроэнергетике, промышленности строительных материалов, лесной, деревообрабатывающей и ряде других отраслей. Объем продукции сельского хозяйства увеличен на 6 % к уровню прошлого года, что на 4 % выше прогнозируемого параметра. Рост валовой продукции села отмечен в 22 муниципальных образованиях и обеспечен увеличением производства мяса скота и птицы, картофеля, льноволокна. Снизилось производство зерна, молока, яиц, овощей. Естественная убыль населения составила 13,8 тыс. человек. На 105,5 % выросли реальные денежные доходы населения. Основными инструментами региональной социальной политики являлись федеральные и областные целевые программы. Положение Смоленской области среди регионов Центрального федерального округа остается стабильным. Однако, несмотря на сохранение положительной динамики социально-экономического развития, темпы роста экономики области ниже среднероссийских. Так, рост промышленного производства в среднем по России составил 8 %. Сложившиеся темпы развития экономического потенциала области требуют от органов государственной власти области, представителей бизнеса, общественности принятия дополнительных мер по наращиванию, прежде всего, производства в области. Итоги 2003 года должны стать предметом анализа для выявления соответствия основных направлений бюджетной и налоговой политики 2003 года запланированным темпам развития с целью своевременной корректировке экономической и социальной политики текущего года, выработки приоритетов развития последующего периода. Депутат И.А.Юхименко напомнил о поручении комитета по бюджету, налогам и финансам провести анализ эффективности предоставленных областными законами налоговых льгот. В соответствии с решениями всех комитетов Смоленская областная Дума приняла информацию к сведению.
Законы, принятые на заседании Смоленской областной Думы
Закон "Об исполнении областного бюджета за 2003 год" принят в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 24 Устава Смоленской области. Проект закона внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области И.В. Скобелев. Доходная часть областного бюджета утверждена в сумме 4177,7 млн. руб. или 93,5 % к плану. На формирование доходов областного бюджета в 2003 году влияли следующие факторы: рост производства в базовых отраслях экономики области; изменение налогового законодательства по налогу на прибыль, двукратное снижение сальдированного финансового результата деятельности организаций и предприятий; проблемы налогового администрирования, прежде всего, в части наполнения бюджета территориального дорожного фонда. Без учета средств территориального дорожного фонда план по собственным доходам выполнен на 97 %, доходы территориального дорожного фонда исполнены на 66 %. Неналоговые доходы исполнены в размере 99,6 %. Расходная часть областного бюджета утверждена в сумме 4190,0 млн. руб. или 88,9 % к плану. На ее исполнение влияли социальный характер областного бюджета, наличие дефицита бюджета, трудности с привлечением запланированных источников его погашения. Дефицит бюджета снижен с 14,7 % до 9,6 %. Анализируя итоги 2003 года, Администрация области отметила, что резервом увеличения доходной части в 2004 году является изменение порядка зачисления акцизов за реализацию нефтепродуктов и повышение собираемости налогов в рамках соответствующего соглашения с налоговыми органами. Что касается расходов, то в рекомендациях Министерства финансов Российской Федерации к отчету отмечены приоритетность своевременного соблюдения обязательств по выплате заработной платы, проведения инвентаризации и реструктуризации задолженности бюджетных организаций за потребленные топливно-энергетические ресурсы. С целью более полного исполнения расходных обязательств, в текущем году Администрация области более настойчиво работает в части привлечения источников снижения дефицита бюджета. Вопросы депутатов касались исполнения обязательств областного бюджета по социально значимым статьям расходов и механизма их финансирования. По рекомендации всех комитетов Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении и, с учетом поправок, в целом.
Закон "О порядке и условиях предоставления льгот по налогам в Смоленской области" принят с целью регулирования процедуры, порядка и условий предоставления налоговых льгот. Проект закона внесен на рассмотрение депутатами Смоленской областной Думы А.И. Мишневым и И.В. Кучером и стал итогом деятельности рабочей группы, созданной по доработке одноименного проекта закона, внесенного Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - заместитель председателя Смоленской областной Думы, депутат А.И. Мишнев. Проект закона был принят Смоленской областной Думой в первом чтении 18 марта 2004 года. За прошедший период поступило 13 поправок от депутатов Смоленской областной Думы и 12 поправок от Главы Администрации Смоленской области. При рассмотрении проекта закона на заседании профильного комитета по согласованию позиций часть поправок была отозвана. Вместе с тем, была подчеркнута необходимость обеспечения возможности особого порядка предоставления налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков, а также включения депутатов в состав комиссии по укреплению налоговой дисциплины. С учетом одобренных профильным комитетом поправок Смоленская областная Дума приняла проект закона в целом.
Закон "Об отчете о выполнении областного прогнозного плана приватизации государственного имущества Смоленской области за 2003 год" принят в соответствии со статьей 8 областного закона "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области". Проект закона внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - заместитель Главы Администрации Смоленской области В.К. Синицын. В соответствии с областным законом "Об областном прогнозном плане приватизации государственного имущества Смоленской области на 2003 год" 6 из 8 запланированных областных государственных предприятий были приватизированы путем преобразования в открытые акционерные общества со 100-процентной долей собственности Смоленской области в уставном капитале. Государственный пакет акций открытого акционерного общества "Смоленскконтракт" продан на аукционе, средства в сумме 2,9 млн. рублей поступили в областной бюджет в январе 2004 года. Приватизация двух государственных предприятий, а также продажа пакетов акций производственного проектно-изыскательского агростроительного открытого акционерного общества "Смоленскагропромстрой" и открытого акционерного общества "Агроинвест" не состоялись из-за отсутствия заявок на приобретение государственного имущества. По рекомендации профильного комитета проект закона был доработан на предмет устранения замечаний правового управления Смоленской областной Думы по форме представления и названию закона. Депутаты Смоленской областной Думы единогласно приняли проект закона в первом чтении и в целом.
Закон "О внесении изменения в статью 6 областного закона "О транспортном налоге" принят в связи с многочисленными обращениями малообеспеченных граждан. Проект закона внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента Смоленской области по промышленности, транспорту и связи Н.А. Буров. В принятом законе с четырех- до трехкратной величины снижена ставка налога по мотоциклам мощностью до 20 л.с., существенно снижены ставки транспортного налога для владельцев мотоциклов мощностью от 20 л.с. до 45 л.с. включительно. Для указанных транспортных средств установлена единая, трехкратная ставка налога, что соответствует ставке для маломощных автомобилей. В действующей редакции областного закона для мотоциклов мощностью свыше 20 л.с., в зависимости от градации мощности, действовали восьми- и двадцатикратные ставки, что превышало ставки по автомобилям. Для мотоциклов престижных марок оставлена максимальная - двадцатикратная ставка налога. Вопрос о необходимости снижения ставок транспортного налога на мотоциклы малой и средней мощности был впервые обсужден по инициативе депутата В.Д. Дедкова на заседании комитета по бюджету, налогам и финансам 20 ноября 2003 года. Депутат отметил, что собственниками большинства мотоциклов этой мощности являются малообеспеченные граждане, в том числе жители села, в основном эксплуатирующие транспортное средство вне автодорог общего пользования. Тем более, что мотоцикл относится к транспортным средствам с пониженным, по сравнению с автомобилем, уровнем комфортности и не может эксплуатироваться в течение всего календарного года. После всестороннего изучения вопроса на заседании 12 марта 2004 года депутаты предложили Администрации Смоленской области разработать и внести соответствующий проект закона. Отвечая на вопрос депутата В.Е. Левченкова, докладчик пояснил, что при разработке проекта закона Администрация исходила из его социальной значимости. Возможное снижение доходной части территориального дорожного фонда планируется компенсировать за счет увеличения числа транспортных средств. По рекомендации профильного комитета Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении и, с учетом поправки, в целом.
Законы "О поправке к Уставу Смоленской области" и "О внесении изменения в областной закон "О Смоленской областной Думе" приняты в связи с вступлением в силу областного закона "О наградах и почетных званиях Смоленской области". Докладчик - субъект права законодательной инициативы, депутат Смоленской областной Думы В.К. Чертков. В законах отражено изменение названия совместной награды Администрации Смоленской области и Смоленской областной Думы - Почетной грамоты Смоленской области. Депутаты единогласно проголосовали за принятие проектов законов в первом чтении и в целом.
Законы "О поправке к Уставу Смоленской области" принят связи с исключением Департамента обеспечения деятельности мировых судей в Смоленской области из перечня самостоятельных органов исполнительной власти Смоленской области. Проект закона внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - начальник Правового департамента Смоленской области А.В. Майоров. Из полномочий Думы исключено согласование назначения на должность руководителя органа исполнительной власти по вопросу обеспечения деятельности мировых судей. Смоленская областная Дума единогласно приняла проект закона в первом чтении и в целом.
Закон "О внесении изменения в статью 1 областного закона "О структуре органов исполнительной власти Смоленской области" направлен на расширение нормы областного закона и предусматривает возможность создания органов исполнительной власти области не только в соответствии с федеральными законами, но и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Проект закона внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - начальник Правового департамента Смоленской области А.В. Майоров. По рекомендации профильного комитета депутаты единогласно приняли проект закона в первом чтении и в целом.
Закон "О внесении изменений в приложение к областному закону "Об областной целевой программе "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на территории Смоленской области на 2002-2007 годы" принят в связи с возникшей в ходе реализации областной целевой программы необходимостью финансирования мероприятий по техническому обслуживанию автоматизированной системы государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на территории Смоленской области. Проект закона внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области и был принят Смоленской областной Думой в первом чтении 27 апреля 2004 года. Докладчик - председатель профильного комитета, депутат В.В. Вуймин. За прошедший период депутатом В.Н. Залесовым внесено 6 поправок редакционного характера. С учетом поправок депутаты Смоленской областной Думы единогласно приняли проект закона в целом.
Закон "О признании утратившими силу отдельных областных законов и статьи 2 областного закона "О внесении изменений и дополнения в отдельные областные законы в связи с переименованием органов исполнительной власти Смоленской области" принят с целью приведения областного законодательства в соответствие с федеральным законодательством. Докладчик - субъект права законодательной инициативы, депутат Г.Н. Яремчук. Закон признает утратившими силу областной закон "Об образовании в Смоленской области" с последующими изменениями, в том числе в связи с переименованием органов исполнительной власти области. Областной закон "Об образовании в Смоленской области" был принят в 1997 году и базировался на положениях федеральных законов "Об образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". За прошедший период в указанные федеральные законы неоднократно были внесены изменения, в том числе связанные с проведением в Российской Федерации реформы системы образования и перераспределением полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере образования. Все эти изменения требуют существенной переработки областного закона. В настоящее время профильный департамент Смоленской области подготовил новую редакцию областного закона. Смоленская областная Дума единогласно приняла проект закона в первом чтении и в целом.
Законы "О признании утратившим силу областного закона "О приостановлении действия областного закона "О здравоохранении в Смоленской области" и "О признании утратившими силу областного закона "О здравоохранении в Смоленской области" и статьи 6 областного закона "О внесении изменений и дополнения в отдельные областные законы в связи с переименованием органов исполнительной власти Смоленской области" принят в связи с необходимостью признания областного закона о здравоохранении утратившим силу. Проекты законов внесены на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - заместитель начальника Департамента Смоленской области по здравоохранению Е.А. Косарева. Областной закон "О здравоохранении в Смоленской области" принят областной Думой в январе 1999 года и в настоящее время существенно противоречит федеральным нормативным правовым актам. Учитывая значимость существования в области базового закона о здравоохранении, в марте 2003 года депутаты приняли решение о приостановлении действия областного закона "О здравоохранении в Смоленской области". Планы по разработке новой редакции областного закона были увязаны с прохождением в Государственной Думе Российской Федерации проекта базового федерального закона о здравоохранении, который по настоящий момент не принят в окончательной редакции. Кроме того, за истекший период подготовлены значительные изменения в системе обязательного медицинского страхования, в федеральный закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, на которых базировался областной закон. Таким образом, областной закон "О здравоохранении в Смоленской области" не только вступил в противоречие с действующим федеральным законодательством, но и утратил свою актуальность. Смоленская областная Дума единогласно приняла проекты законов в первом чтении и, с учетом поправок, в целом.
Проекты областных законов, принятые Смоленской областной Думой
в первом чтении
Проект областного закона "Об исполнении бюджета Смоленского областного фонда обязательного медицинского страхования за 2003 год" внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области в соответствии с подпунктом "ж" пункта 2 статьи 24 Устава Смоленской области. Докладчик - исполнительный директор Смоленского областного фонда обязательного медицинского страхования Ю.М. Макеенков. Доходная часть бюджета фонда предложена к утверждению 795,4 млн. руб., что составляет 102,7 % планового задания. Страховые взносы за неработающие население, поступившие из областного и местных бюджетов перечислены соответственно в размере 83,5 % и 87 %. Механизм централизации платежей в областном бюджете, применяемый в 2004 году, позволит исправить ситуацию с постоянным недофинансированием соответствующей доходной статьи. Расходная часть бюджета фонда исполнена в сумме 783,7 млн. руб., что составило 102,5 % к плану. Финансирование территориальной программы ОМС осуществлялось на уровне 102,9 %. Расходная часть бюджета фонда включала также финансирование иных мероприятий, в число которых входили расходы на реализацию областных целевых программ в области здравоохранения. В обсуждении проекта закона приняли участие депутаты Т.А. Литвинова, В.П. Раевский, Л.В. Хлудова, И.А. Юхименко. Их вопросы касались точности прогноза и собираемости поступлений от субъектов малого и среднего бизнеса, финансирования областных целевых программ, перспектив погашения недоимки. В соответствии с рекомендациями комитетов по социальной политике и по бюджету, налогам и финансам Смоленская областная Дума единогласно приняла проект закона в первом чтении.
Проект областного закона "О внесении изменений в приложение к областному закону "Об областном прогнозном плане приватизации государственного имущества Смоленской области на 2004 год" внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области с целью включения в прогнозный план приватизации государственного имущества Смоленской области на 2004 год низколиквидного предприятия и пакетов акций открытых акционерных обществ, находящихся в государственной собственности Смоленской области. Докладчик - заместитель Главы Администрации Смоленской области В.К. Синицын. Дополнение прогнозного плана приватизации направлено на привлечение эффективных собственников, готовых осуществлять инвестирование и выполнять социальные обязательства перед предприятиями и Администрацией Смоленской области. Отвечая на вопрос депутата В.В. Бочерикова, докладчик прокомментировал основные положения стратегии приватизации и пояснил, что включение объектов в прогнозный план приватизации производится на основании предложений профильных департаментов Смоленской области. При этом приватизация рассматривается как структурный элемент региональной политики по управлению государственным имуществом, направленной в перспективе на расширение налогооблагаемой базы, создание дополнительных рабочих мест. Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении.
Характеристика иных вопросов, рассмотренных на заседании Думы
Предметом протеста прокуратуры Смоленской области на абзац второй части второй статьи 1 Закона Смоленской области от 05.04.2002 N 36-з "Об установлении цены земли на территории Смоленской области", рассмотренного на текущем заседании, является правомерность установления областным законом цены земли на участки, занятые приватизируемыми в настоящее время предприятиями. По мнению прокуратуры приватизируемые земельные участки в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" должны реализовываться по рыночной стоимости. Правое управление Смоленской областной Думы и Правовой Департамент Смоленской области высказали противоположную точку зрения по предмету протеста, подкрепив ее иными нормативными правовыми актами. На заседании рабочей группы, созданной по решению профильного комитета Думы, аргументы в пользу обеих позиций были равно убедительны, что не позволило выработать единого мнения. Смоленская областная Дума приняла протест прокурора к рассмотрению и поручила комитету Смоленской областной Думы по имущественным и земельным отношениям, природопользованию подготовить и направить федеральному законодателю - в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации соответствующие запросы с целью получения толкования норм федерального законодательства о праве субъекта Российской Федерации на установление цены выкупа земельных участков, занимаемых приватизированными и приватизируемыми предприятиями.
С целью увеличения числа участков мировых судей Смоленская областная Дума решила внести в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации". Для соблюдения нормы нагрузки на одного мирового судью на территории Смоленской области предлагается создать 52 судебных участка, в то время как в действующей редакции федерального закона утвержден 51 участок. Законодательная инициатива подлежит согласованию в Верховном Суде Российской Федерации и получению заключения Правительства Российской Федерации.
В порядке реализации областного закона "О наградах и почетных званиях Смоленской области" депутаты утвердили внесенные Главой Администрации Смоленской области:
Положение о почётном знаке "За заслуги перед Смоленщиной". Это новая совместная награда, прописанная в областном законе. В Положении определен круг лиц, имеющих право на награждение, субъекты ходатайства о награждении, порядок инициирования и рассмотрения представления о награждении, процедура принятия решения по нему. Почетным знаком могут быть награждены как физические, так и юридические лица. В приложении к Положению представлены описание и образец почетного знака, образцы и описания удостоверений к почетному знаку для физических и юридических лиц.
Положение о почетном звании "Почётный гражданин Смоленской области". Это вновь вводимое звание, присваиваемое совместным решением Главы Администрации Смоленской области и Смоленской областной Думы. В Положении определены субъекты ходатайства о награждении, порядок инициирования и рассмотрения представления о присвоении звания, принятия по нему решения. Почетное звание является пожизненным и присваивается ежегодно не более чем двум гражданам, имеющим особые заслуги перед Смоленской областью. Присвоение почетного звания приурочивается ко дню празднования годовщины образования Смоленской области. В приложении к Положению представлен эскизы и описания нагрудного знака "Почетный гражданин Смоленской области", удостоверения к нему и диплома о присвоении звания почетного гражданина.
В связи с поступающими обращениями избирателей депутатское объединение Смоленской областной Думы "Единая Россия" выразило озабоченность повышением на территории Смоленской области тарифов на услуги предприятий жилищно-коммунального хозяйства, на проезд пассажиров пассажирским транспортом общего пользования, оплаты содержания детей в детских дошкольных учреждениях. По предложению группы депутатов решено провести в июне депутатские слушания по указанным проблемам. Подготовка и проведение депутатских слушаний поручены комитетам по экономическому развитию и инвестициям и по законности и правопорядку.
При рассмотрении обращения Главы Администрации Смоленской области о согласовании назначения В.К. Синицына на должность заместителя Главы Администрации Смоленской области-начальника Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области и рекомендации комитета по вопросам имущественных и земельных отношений, природопользованию по данному вопросу не было набрано необходимого числа голосов для принятия решения о согласовании назначения.
В соответствии с рекомендациями комитетов Смоленской областной Думы:
- внесены изменения в Сводный перечень наказов избирателей депутатам Смоленской областной Думы, утвержденных для исполнения в 2004 году;
- сняты с контроля два постановления и четыре протокольных решения Смоленской областной Думы в связи с их исполнением.
В рамках взаимодействия с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации по рекомендации профильных комитетов были поддержаны следующие законодательные инициативы и обращения:
- обращение депутатов Законодательного Собрания Вологодской области "К Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову о принятии необходимых мер по реализации норм Федерального закона от 14.04.1997 N 100-ФЗ "О государственном регулировании агропромышленного производства". Несмотря на то, что Федеральный закон принят в 1997 году, Правительство Российской Федерации до сих пор не приняло ряд нормативных правовых актов, необходимых для практической реализации закона.
- обращение Законодательного Собрания Владимирской области к Правительству Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации о проблемах в сфере пассажирских перевозок транспортом общего пользования. Обращение направлено на упорядочение рынка пассажирских автоперевозок, развитие конкуренции услуг транспорта с сохранением социальной составляющей. С этой целью предлагается ускорить принятие новой редакции Устава автомобильного транспорта, законов об основах организации пассажирских автоперевозок, адресной компенсации льгот и др.
- обращение депутатов Костромской областной Думы "К Президенту Российской Федерации Путину В.В., Председателю Правительства Российской Федерации Фрадкову М.Е. о необходимости внесения поправок в Федеральный Закон "О федеральном бюджете на 2004 год", предусматривающих выделение целевых средств субъектам Российской Федерации на реализацию мероприятий по приведению учреждений здравоохранения в соответствие с действующими противопожарными требованиями". При рассмотрении проекта областного бюджета на очередной финансовый год депутаты комитета Смоленской областной Думы по социальной политике неоднократно поднимали вопрос о необходимости выделения средств на противопожарную защиту.
- обращение Орловского областного Совета народных депутатов "К Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Правительству Российской Федерации, Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу внесения изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации". Обращение направлено на восстановление льгот по налогу на прибыль для лечебных учреждений в случае выполнения ими программ обязательного медицинского страхования.
- обращение Законодательного Собрания Красноярского края "К Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову о включении должности бортнаблюдателя в Список должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и должностей, тождественных должностям, работа в которых дает право на доплату к пенсии". В обращении предлагается распространить на бортнаблюдателей, выполнявших авиа- и аэрофотосъемочные работы, нормы Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" в части доплаты к пенсии.
- обращение депутатов Законодательного Собрания Вологодской области "К Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову о необходимости внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений". В обращении отмечается, что установление повышенных норм для ряда категорий преподавателей привело к снижению их и так небольшой заработной платы, и предлагается восстановить прежние нормы продолжительности рабочего времени.
- обращение Саратовской областной Думы "В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу передачи учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования в ведение субъектов Российской Федерации". Депутаты Саратовской областной Думы обеспокоены передачей учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования в ведение субъектов Российской Федерации и обращаются с просьбой о возвращении с 1 января 2005 года финансирования указанных учреждений из федерального бюджета. Обращение актуально и для Смоленской области, имеющей сеть из 36 учреждений профобразования.
- обращение Законодательного Собрания Владимирской области "К Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову по поводу скорейшего принятия положения об оказании медицинской помощи сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел Российской Федерации в медицинских учреждениях, не входящих в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации". Аналогичное обращение было принято Смоленской областной Думой 3 июля 2003 года.
- обращение Законодательного Собрания Республики Карелия "К Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации". Предметом данного обращение стала просьба об исключении противоречий статей Трудового кодекса РФ в части порядка и сроков введения размера минимальной заработной платы.
- обращение депутатов Брянской областной Думы "К Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову, Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову" по вопросу включения в федеральный бюджет 2005 года средств на проезд льготных категорий пассажиров, а также разработки механизма возмещения выпадающих доходов перевозчику. Обращение актуально и для Смоленской области.
- обращение Московской областной Думы "К Президенту Российской Федерации о некоторых вопросах совершенствования государственного управления в области пожарной безопасности". В связи с включением противопожарной службы в систему МЧС предлагается ускорить принятие нормативных правовых актов, позволяющих устранить возникшие противоречия в части осуществления ряда функций.
- обращение Новосибирского областного Совета депутатов "К Председателям палат Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронову и Б.В. Грызлову о пенсиях военнослужащим и членам их семей". В связи с планируемыми изменениями в пенсионном обеспечении граждан, проходивших военную службу, предлагается не допустить уменьшения размеров пенсий и обеспечить принятие мер по повышению статуса военнослужащих.
- обращение депутатов Государственной Думы Астраханской области "К Председателю Правительства Российской Федерации Фрадкову М.Е." об ускорении исполнения пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий". В обращении содержится просьба об ускорении изготовления новых бланков удостоверений. Их отсутствие препятствует реализации конституционных прав граждан.
- обращение Амурского областного Совета народных депутатов "В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации о законодательном регулировании отдельных вопросов деятельности мировых судей". В обращении предлагается рассмотреть возможность финансирования аппаратов мировых судей за счет средств федерального бюджета, установить критерии определения судебных участков с учетом территориальных особенностей субъектов Российской Федерации, установить определенные гарантии мировым судьям.
- законодательную инициативу Государственного Собрания-Курултая-Республики Башкортостан о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения в часть 3 статьи 23 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Предлагаемое дополнение устанавливает переходный период для приведения правового положения крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, членство в которых не согласуется с требованиями статьи 3 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", в соответствие с ныне действующим законодательством. Внесение дополнение позволит сохранить до 1 января 2006 года льготы, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.
- законодательную инициативу Государственного Собрания-Курултая-Республики Башкортостан о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации". В рассмотренном проекте закона предлагается исключить обязательное опубликование сообщения о регистрации, реорганизации или ликвидации кооператива в журнале "Вестник кооперации" в связи с отсутствием в настоящее время указанного периодического издания.
- законодательную инициативу Московской областной Думы о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В связи со вступлением в силу статей, содержащих требования в отношении границ муниципальных образований, процедуры голосования по изменению границ, предлагается ввести в действие и иные статьи федерального закона, логически связанные с указанными положениями.
- законодательную инициативу Амурского областного Совета народных депутатов о внесении изменений в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об общественных объединениях" и Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности". Общественные объединения и профессиональные союзы предлагается наделить правом самостоятельного обращения в суд с заявлениями о признании недействительными локальных нормативных актов, не соответствующих закону и нарушающих гражданские права граждан. Законодательная инициатива поддержана областным объединением профессиональных союзов, Общественной палатой при Смоленской областной Думе.
- законодательную инициативу Совета народных депутатов Кемеровской области о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Законопроект направлен на улучшение социальной защиты граждан, пострадавших от несчастных случаев на производстве. При этом положения Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" приводится в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации в части причинения гражданину увечья или ином повреждении его здоровья.
- законодательную инициативу Государственной Думы Астраханской области о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "Об ограничениях розничной продажи пива в Российской Федерации". Целью разработки инициативы является контроль со стороны общества за употреблением слабоалкогольных напитков. Предметом настоящей законодательной инициативы является введение запрета на продажу пива гражданам, не достигшим 18-летнего возраста.
- законодательную инициативу Государственной Думы Астраханской области о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Законодательная инициативы логически связана с внесением в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "Об ограничениях розничной продажи пива в Российской Федерации". Предметом настоящей законодательной инициативы является установление административной ответственности за продажу пива гражданам, не достигшим 18-летнего возраста.
- законодательную инициативу Рязанской областной Думы о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения и дополнения в статью 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Законопроект уравнивает права инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих как в домах государственного и муниципального жилого фонда, так и в домах иной формы собственности в части льгот по оплате этого жилья.
- законодательную инициативу Совета народных депутатов Кемеровской области о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 2 Федерального закона "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерации. Законопроект предусматривает дополнительное материальное обеспечение женщин, удостоенных почетного звания "Мать-героиня".
- законодательную инициативу Законодательного Собрания Тверской области о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения и дополнений в статьи 2, 4, 15 Федерального закона "О ветеранах". Это не первая подобная инициатива, что свидетельствует об актуальности вопроса. Законопроект позволяет однозначно урегулировать вопрос о предоставлении льгот, положенных бывшим несовершеннолетним узникам фашизма в соответствии с иными нормативными правовыми актами. Смоленская областная Дума также приняла соответствующее обращение к федеральным органам государственной власти по данному вопросу.
- постановление Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа "О проекте федерального закона N 364858-3 "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Депутаты согласились с заключением Администрации Смоленской области о целесообразности предложенных Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа поправок в части оставления транспортного налога в качестве регионального, сохранения полномочий субъектов Российской Федерации по предоставлении инвестиционных налоговых кредитов по налогу на прибыль.
- законодательную инициативу Совета народных депутатов Кемеровской области о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации". Законодательная инициатива направлена на устранение несоответствия дат вступления законов о бюджете, установленных Бюджетным кодексом и Конституцией Российской Федерации. В Конституции однозначно прописано, что неопубликованные законе не применяются. Следовательно, положение Бюджетного кодекса о вступлении законов о бюджете с даты их подписания неправомерно.
- законодательную инициативу Государственного Совета Удмуртской Республики о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 64 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год". Предлагается включить строительство и реконструкцию животноводческих помещений в перечень объектов, по которым сельхозпроизводителями в 2004 году может быть получено возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам.
- законодательную инициативу Новосибирского областного Совета депутатов о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". В законодательной инициативе регулируется вопрос отсрочки от призыва в армию для выпускников учреждений профтехобразования.
- законодательную инициативу Сахалинской областной Думы о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации". Законопроект предполагает усиление ответственности водителя, оставившего место ДТП.
- законодательную инициативу Законодательной Думы Хабаровского края о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Число депутатов, работающих на постоянной основе, предлагается устанавливать не областным законом, а непосредственно постановлением законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации.
- законодательную инициативу Государственного Совета Чувашской Республики о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О рекламе". Предлагается распространить требования об особенностях рекламы алкогольной продукции на рекламу пива.
- законодательную инициативу Мурманской областной Думы о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении дополнения в статью 1 Федерального закона "О днях воинской славы (победных днях) России". Предлагается установить 1 ноября - день освобождения Заполярья - победным днем России.
- законодательную инициативу Орловского областного Совета народных депутатов о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении дополнений в статью 424 Гражданского кодекса Российской Федерации". Предлагается наделить органы местного самоуправления правом устанавливать цены и тарифы. Это соответствует принятым позднее федеральным законам закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об основах федеральной жилищной политики".
- законодательную инициативу Законодательного Собрания Вологодской области о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 26.4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Проект закона предполагает увеличение сроков рассмотрения проектов федеральных законов в субъектах Российской Федерации.
- законодательную инициативу Парламента Кабардино-Балкарской Республики о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Инициатива аналогична предыдущей и направлена на увеличение сроков рассмотрения проектов федеральных законов в субъектах Российской Федерации.
Информационно-аналитическое управление
Смоленской областной Думы
27 мая 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация Смоленской областной Думы "Об итогах 28-го заседания Смоленской областной Думы третьего созыва 27 мая 2004 г."
Информация размещена на сервере Смоленской областной Думы http://admin.smolensk.ru/~duma/