Как не ошибиться при определении даты вступления в силу нормативного акта
Осенняя сессия Госдумы обещает новые поправки как в НК РФ, так и в ГК РФ. Проще всего, когда непосредственно в самом законе, постановлении или приказе указана точная дата, с которой они начинают действовать. Но чаще такое указание отсутствует. Поэтому нередко возникают сложности с определением даты вступления в силу нормативных актов.
Большинство нормативных правовых актов вступает в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении установленного количества дней после дня их официального опубликования (см. таблицу на с. 82-83). Именно с подсчетом этих дней, а также с определением даты первой официальной публикации нормативного акта и возникает больше всего проблем.
Таблица. Порядок вступления в силу некоторых видов нормативных правовых актов
Вид нормативного правового акта | Порядок вступления в силу* | Официальный источник опубликования |
Федеральные конституционные законы | Вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования (ст. 6 Закона N 5-ФЗ) | "Российская газета", "Парламентская газета", Собрание законодательства Российской Федерации или размещение на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru (ст. 4 Закона N 5-ФЗ) |
Федеральные законы | ||
Акты палат Федерального Собрания | ||
Акты законодательства о налогах (за исключением актов, вносящих изменения в НК РФ в части установления новых налогов) | Вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (абз. 1 п. 1 ст. 5 НК РФ) | |
Акты законодательства о сборах (за исключением актов, вносящих изменения в НК РФ в части установления новых сборов) | Вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования (абз. 2 п. 1 ст. 5 НК РФ) | |
Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов или сборов | Вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования (абз. 3 п. 1 ст. 5 НК РФ) | |
Федеральные законы о федеральном бюджете | Вступают в силу с 1 января и действуют по 31 декабря соответствующего финансового года, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом или самим законом о бюджете (п. 1 ст. 5 Бюджетного кодекса) | |
Акты законодательства о таможенном деле | Вступают в силу не ранее чем по истечении 30 дней после дня их официального опубликования, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза (п. 3 ст. 6 Федерального закона от 27.11.10 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации") | |
Указы и распоряжения Президента РФ, имеющие нормативный характер | Вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования (абз. 1 п. 5 Указа N 763) | "Российская газета", Собрание законодательства Российской Федерации или размещение на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru (п. 2 и 2.1 Указа N 763) |
Иные указы и распоряжения Президента РФ (в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера) | Вступают в силу со дня их подписания (абз. 2 п. 5 Указа N 763) | Не подлежат официальному опубликованию (п. 1 Указа N 763) |
Постановления и распоряжения Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций | Вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования (абз. 1 п. 6 Указа N 763) | "Российская газета" или Собрание законодательства Российской Федерации (п. 2 Указа N 763) |
Иные постановления и распоряжения Правительства РФ (в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера) | Вступают в силу со дня их подписания (абз. 2 п. 6 Указа N 763) | Не подлежат официальному опубликованию (п. 1 Указа N 763) |
Приказы, распоряжения и иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (министерств РФ, федеральных служб, агентств и других ведомств), признанные Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации | Вступают в силу в порядке, определяемом самим федеральным органом исполнительной власти, который утвердил этот нормативный акт (абз. 5 п. 17 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009) | Порядок их официального опубликования устанавливается самим федеральным органом исполнительной власти, который утвердил этот нормативный акт (абз. 5 п. 17 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации) |
Приказы, распоряжения и иные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России и затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер | Вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования (абз. 1 п. 12 Указа N 763) | "Российская газета" или Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти (п. 9 Указа N 763) |
Приказы, распоряжения и иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России, но содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию | Вступают в силу со дня их государственной регистрации в Минюсте России и присвоения им номера (абз. 2 п. 12 Указа N 763) | Не подлежат официальному опубликованию (п. 8 Указа N 763) |
* Приведенный в таблице порядок применяется, если в самом нормативном правовом акте не установлена точная дата, с которой он начинает действовать, либо не указан другой порядок вступления этого акта в силу (ст. 6 Закона N 5-ФЗ, п. 7 и 12 Указа N 763). |
Кроме того, в тексте самих нормативных актов могут использоваться различные формулировки, касающиеся сроков вступления их в силу. Например, может быть указано, что документ вступает в силу со дня или после дня его официального опубликования либо через определенный срок или по истечении какого-то периода. На первый взгляд разницы между этими фразами нет. Но это не так. Ведь в зависимости от того, какая именно формулировка использована, дата вступления в силу нормативного акта определяется по-разному.
Размещение некоторых видов нормативных актов на специальном интернет-портале теперь приравнивается к их официальному опубликованию
Все законы подлежат официальному опубликованию для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ). Неопубликованные законы не применяются и не влекут правовых последствий. Также не подлежат применению любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не были опубликованы официально.
Официальным опубликованием для большинства нормативных правовых актов считается первая публикация их полного текста в "Российской газете" или Собрании законодательства Российской Федерации (ст. 4 Федерального закона от 14.06.94 N 5-ФЗ, далее - Закон N 5-ФЗ, и п. 2 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763, далее - Указ N 763).
В отношении актов палат Федерального Собрания, федеральных и федеральных конституционных законов официальным также является их размещение в "Парламентской газете" (ст. 4 Закона N 5-ФЗ).
Начиная с 10 ноября 2011 года появился еще один официальный источник опубликования - размещение текста нормативного акта на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru (см. врезку справа). Но этот ресурс считается местом официальной публикации лишь для федеральных и федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания, а также указов и распоряжений Президента РФ (ст. 4 Закона N 5-ФЗ, п. 2.1 Указа Президента РФ от 05.04.94 N 662 и п. 2.1 Указа N 763).
Алгоритм действий. Как узнать дату размещения документа на официальном интернет-портале
Чтобы найти, когда именно нормативный акт был размещен на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, необходимо:
- на главной странице этого сайта с помощью меню в верхней части экрана открыть раздел "Опубликование";
- в открывшемся окне в подменю выбрать подраздел "Поиск";
- указать в карточке поиска известные реквизиты интересующего нормативного акта (достаточно, например, ввести только его номер) и нажать кнопку "Найти". В карточке можно также выбрать, как выводить результаты поиска, в частности указать количество документов, информация о которых отображается на экране (10, 30, 100 или 200 штук), параметры их сортировки (по дате подписания или опубликования, виду документа, принявшему органу, номеру и др.) и упорядочивания (по возрастанию или убыванию).
Под карточкой поиска появится список найденных документов с их полными реквизитами, ссылка на текст документа (файл в формате PDF), дата и номер его опубликования на сайте.
Вместе с тем на указанном интернет-портале могут размещаться и иные нормативные правовые акты, например постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы министерств и ведомств, в частности Минфина и ФНС России (абз. 3 ст. 9.1 Закона N 5-ФЗ). Но это не считается их официальной публикацией.
Отметим, что появление нового источника официального опубликования снимает многие проблемы, связанные с определением даты вступления в силу нормативного акта. Ведь, как правило, документ на интернет-портале размещается раньше, чем в печатных изданиях. Поэтому больше не должно возникать сложностей с определением даты его первой официальной публикации, даже если документ будет опубликован еще и в "Российской газете", и в Собрании законодательства Российской Федерации, но в разные дни.
Однако это положительное изменение распространяется только на федеральные и федеральные конституционные законы, акты палат Федерального Собрания, а также указы и распоряжения Президента РФ. Для остальных нормативных актов проблема с определением даты их первой официальной публикации по-прежнему остается актуальной.
Если документ размещен в нескольких официальных источниках в разные дни, дату его первой публикации можно определять по-разному
Нередко один и тот же новый нормативный акт публикуется сразу в нескольких печатных изданиях, причем обычно в разные дни. Как в этом случае определять дату его первой официальной публикации?
Указанный вопрос очень актуален, ведь "Российская газета" выходит каждый день, кроме субботы и воскресенья, а Собрание законодательства Российской Федерации и "Парламентская газета" - раз в неделю по понедельникам и пятницам соответственно. Причем на Собрании законодательства Российской Федерации ставится дата подписания номера в печать, она и считается датой его выхода. На еженедельнике же "Парламентская газета" указывается интервал дат, например 20-26 июля 2012 года. Проанализировав судебную практику, можно выделить два варианта.
Исходя из того, когда издание фактически доходит до читателей. Конституционный суд РФ еще в 1996 году указал, что дату первой публикации нормативного акта следует определять с учетом того, в какой момент то или иное печатное издание, в котором он размещен, реально доходит до адресатов, то есть читателей и подписчиков (п. 6 мотивировочной части постановления КС РФ от 24.10.96 N 17-П). Ведь цель официальной публикации как раз и заключается в обнародовании нормативного акта для всеобщего сведения.
Очевидно, что в момент подписания еженедельника в печать эта цель не может быть достигнута, поскольку издание поступит в розничную продажу или будет доставлено по подписке значительно позже.
Таким образом, если документ сначала был размещен в Собрании законодательства Российской Федерации, а в течение нескольких дней после этого опубликован в "Российской газете", датой первой его официальной публикации следует считать дату размещения именно в "Российской газете".
Аналогичные разъяснения, касающиеся даты вступления в силу конкретных нормативных актов, содержатся в письмах ФСС РФ от 03.10.06 N 02-18/06-10588 и Минздравсоцразвития России от 25.07.06 N 1556-12. Такими же принципами руководствовались Президиум ВАС РФ и Конституционный суд РФ при определении даты первой публикации конкретных федеральных законов (постановление Президиума ВАС РФ от 30.01.07 N 11263/06 и определение КС РФ от 01.12.99 N 218-О).
Аналогичным образом рассуждает и большинство арбитражных судов (постановления ФАС Уральского от 04.08.11 N Ф09-4592/11 и от 02.03.11 N Ф09-638/11-С1, Западно-Сибирского от 28.12.11 N А03-6749/2011 и от 28.11.06 N Ф04-7774/2006(28627-А03-9), Московского от 06.12.10 N КА-А40/15328-10, Северо-Кавказского от 22.11.10 N А32-7082/2010 и от 23.03.09 N А32-1067/2008-12/24, Поволжского от 03.06.08 N А65-28895/07-СА3-43 и от 25.03.08 N А65-29468/2007-СА3-43, Дальневосточного от 18.12.07 N Ф03-А37/07-1/5517 и от 08.11.06 N Ф03-А73/06-2/3955, Северо-Западного от 16.11.07 N А56-59517/2005 округов).
Однако в подобной ситуации необходимо учитывать разницу между датами выхода "Российской газеты" и Собрания законодательства Российской Федерации или "Парламентской газеты". Так, если разница в датах составляет более семи дней, датой первой официальной публикации нормативного акта безопаснее считать дату размещения его в Собрании законодательства Российской Федерации или "Парламентской газете", а не в "Российской газете". Ведь при такой значительной разнице в датах неизвестно, какое из указанных изданий дошло до своих адресатов раньше.
Формально, исходя из норм закона N 5-ФЗ и указа N 763. Суды некоторых федеральных округов подходят к определению даты первой официальной публикации нормативного акта достаточно формально. Они исходят из того, какое из печатных изданий, в которых был размещен нормативный акт, имеет наиболее раннюю дату.
В тех случаях, когда таким источником опубликования оказалось Собрание законодательства Российской Федерации, суды определяют дату вступления в силу нормативного акта, взяв за точку отсчета дату его размещения именно в этом издании (постановления ФАС Московского от 09.08.12 N А40-111323/11-149-715, Северо-Кавказского от 25.05.05 N Ф08-2159/05-882А и Восточно-Сибирского от 12.05.05 N А74-3716/04-Ф02-2008/05-С2 округов). И это даже несмотря на то, что в рассмотренных делах разница в датах публикации нормативного акта в "Российской газете" и Собрании законодательства Российской Федерации составляла всего один-два дня.
Аналогичным образом поступили Пленум Верховного суда РФ и Пленум ВАС РФ, решая вопрос о начале действия конкретного федерального конституционного закона (п. 2 совместного постановления от 04.02.10 N 3/2).
Ключевым словом во фразе о вступлении нормативного акта в силу является предлог "с" или "после"
По общим правилам федеральные и федеральные конституционные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования (ст. 6 Закона N 5-ФЗ). Большинство постановлений и распоряжений Правительства РФ, указов и распоряжений Президента РФ начинают действовать по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования (п. 5 и 6 Указа N 763).
Во всех приведенных формулировках использована фраза: "После дня официального опубликования". Вместе с тем в самом нормативном акте может быть предусмотрен иной порядок вступления его в силу. Нередко в этом случае указывается, что документ вступает в силу:
- со дня его официального опубликования;
- после дня его официального опубликования;
- по истечении определенного количества дней, месяцев или иного периода со дня или после дня его официального опубликования;
- через определенный период со дня или после дня его официального опубликования.
Казалось бы, формулировки практически одинаковые. Но все-таки в зависимости от того, какая именно фраза использована в документе, дата его вступления в силу определяется по-разному.
Документ вступает в силу со дня (после дня) его опубликования. Допустим, в нормативном акте указано, что он вступает в силу со дня его официального опубликования. Это означает, что он начинает действовать непосредственно в день его первой официальной публикации.
Если же в документе использована фраза: "После дня официального опубликования", то он вступит в силу на следующий день после даты его первой официальной публикации.
Аналогичным образом определяется дата начала действия документа, который вступает в силу по истечении определенного периода со дня или после дня его официального опубликования. Если указана фраза: "Со дня опубликования", то датой, от которой отсчитывается установленный срок, является день его первой официальной публикации. То есть день опубликования также включается в расчет.
Например, в тексте федерального закона указано, что он вступает в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования. Предположим, что текст федерального закона размещен на официальном интернет-портале www.pravo.gov.ru 10 сентября 2012 года. Значит, эта дата является началом 30-дневного срока, по истечении которого закон вступит в силу. Указанный срок истечет 9 октября 2012 года. Следовательно, федеральный закон начнет действовать с 10 октября 2012 года.
Если в нормативном акте использована фраза: "После дня опубликования", то срок, по окончании которого он вступит в силу, исчисляется со дня, следующего за днем его официальной публикации.
Так, если изменить формулировку в рассмотренном примере, то началом течения 30-дневного срока будет считаться следующий день после размещения текста федерального закона на официальном интернет-портале, то есть 11 сентября 2012 года. Установленный 30-дневный срок истечет в этом случае на день позже - 10 октября 2012 года. Значит, федеральный закон вступит в силу с 11 октября 2012 года.
Однако некоторые специалисты считают, что независимо от использованного в формулировке предлога первым днем для отсчета соответствующего срока всегда считается следующий день после даты официальной публикации нормативного акта. Ведь течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало (ст. 191 ГК РФ и п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Именно такой подход применил, например, Пленум ВАС РФ при определении даты вступления в силу Федерального закона от 26.10.02 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (постановление от 08.04.03 N 4).
Кроме того, в отношении нормативных правовых актов г. Москвы установлено, что день официального опубликования документа не учитывается при подсчете срока, по истечении которого он вступает в силу (п. 2 ст. 19 Закона г. Москвы от 08.07.09 N 25 "О правовых актах города Москвы"). Однако в федеральном законодательстве аналогичной нормы не предусмотрено. Поэтому при подсчете срока, по истечении которого тот или иной документ федерального уровня вступает в силу, целесообразно исходить из специфики русского языка и учитывать смысловую нагрузку предлога, использованного в формулировке.
Документ вступает в силу по истечении (через) определенного срока после его опубликования. Чаще всего в тексте нормативных актов указывается, что они вступают в силу по истечении какого-то срока со дня или после дня официального опубликования. Но бывает и так, что используется такая формулировка: "Через определенный период", то есть через один или три месяца либо через год или даже несколько лет после опубликования.
Для определения последнего дня такого срока неважно, какая из этих фраз использована - "По истечении определенного срока" или "Через определенный период". Однако сложности возникают, если срок, по окончании которого нормативный акт вступает в силу, установлен в месяцах или годах.
Документ вступает в силу по истечении нескольких месяцев или лет со дня (после дня) его опубликования. Нередко не только организации или налоговики, но даже и арбитражные суды по-разному исчисляют сроки, установленные в месяцах или годах. Чтобы разобраться с этим вопросом, обратимся к нормам гражданского и налогового законодательства.
Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Если окончание установленного срока приходится на месяц, в котором нет такого числа, например на февраль, то срок истекает в последний день этого месяца (п. 3 ст. 192 ГК РФ и п. 5 ст. 6.1 НК РФ).
Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока (п. 1 ст. 192 ГК РФ и п. 3 ст. 6.1 НК РФ). При этом годом, за исключением календарного года, признается любой период времени, состоящий из 12 следующих подряд месяцев.
Предположим, в федеральном законе указано, что он вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования. Его текст был размещен на официальном интернет-портале www.pravo.gov.ru 14 сентября 2012 года. Значит, он вступит в силу в такое же число третьего по счету месяца, то есть 14 декабря 2012 года.
Отметим, что если бы в этом федеральном законе было указано, что он вступает в силу по истечении трех месяцев после дня его официального опубликования, то он бы начал действовать на день позже, то есть с 15 декабря 2012 года.
Однако Минфин России в похожей ситуации пришел к иному выводу. Специалисты этого ведомства разъяснили некоторые вопросы, связанные с вступлением в силу Федерального закона от 19.07.09 N 205-ФЗ*(1). В тексте самого закона оговорено, что одна из его статей вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Текст федерального закона был опубликован в "Российской газете" 22 июля 2009 года. Значит, в соответствии с нормами Гражданского кодекса эта статья начала действовать в такое же число следующего месяца, то есть с 22 августа 2009 года. Но, по мнению Минфина России, она вступила в силу только на следующий день - с 23 августа 2009 года (письмо от 21.12.09 N 03-05-05-03/22).
Не обошлось без разногласий и с определением даты, с которой начал действовать сам Федеральный закон от 19.07.09 N 205-ФЗ. Подробнее об этом читайте во врезке справа.
Случай из практики. Перипетии с датой вступления в силу одного федерального закона
В тексте Федерального закона от 19.07.09 N 205-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" указано, что он вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных норм, вступающих в силу в особом порядке. Так как в этом случае использован предлог "после", то точкой отсчета является не дата опубликования закона, а следующий за ней день - 23 июля 2009 года.
Установленный 90-дневный срок истек 20 октября 2009 года. Следовательно, закон вступил в силу на следующий день по окончании этого срока - с 21 октября 2009 года. К такому же выводу пришло большинство судов (постановления ФАС Дальневосточного от 14.10.11 N Ф03-4084/2011, Восточно-Сибирского от 05.08.10 N А33-917/2010, Московского от 03.06.10 N КГ-А40/5551-10, Северо-Кавказского от 08.04.10 N А18-1163/2009 и Уральского от 10.03.10 N Ф09-733/10-С4 округов). В отличие от них ФАС Центрального округа указал, что этот федеральный закон начал действовать с 23 октября 2009 года (постановление от 21.04.10 N А14-15452/2009/410/4). Похоже, суд пришел именно к такому заключению, так как ошибочно посчитал, что закон вступил в силу не через 90 дней, а по истечении трех месяцев после дня его официального опубликования.
Правда, впоследствии при рассмотрении других дел ФАС Центрального округа признал, как и суды других федеральных округов, что этот закон начал действовать все-таки с 21 октября 2009 года (постановления ФАС Центрального округа от 18.11.11 N А68-470/2011 и от 08.02.11 N А64-753/2010).
Некоторые виды нормативных актов вступают в силу только после опубликования их полного текста
Нередко документ, имеющий значительный объем, публикуется в одном источнике частями, то есть в нескольких выпусках, выходящих иногда даже не подряд. Дата выхода какого выпуска - начинающего или завершающего такую публикацию - считается датой его официального опубликования? Ответ на этот вопрос зависит от вида документа.
Дело в том, что требование о необходимости публикации полного текста документа установлено только для актов палат Федерального Собрания, федеральных и федеральных конституционных законов (ст. 4 Закона N 5-ФЗ и п. 2.1 Указа Президента РФ от 05.04.94 N 662). Аналогичное требование предусмотрено для указов и распоряжений Президента РФ, но только в случае их размещения на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru (п. 2.1 Указа N 763).
В отношении иных видов нормативных актов, в том числе постановлений и распоряжений Правительства РФ, приказов министерств и ведомств, подобного требования не установлено.
Таким образом, если речь идет о федеральном законе, который не был размещен на официальном интернет-портале и публиковался в одном печатном издании по частям, датой его опубликования следует считать дату выхода выпуска, завершающего публикацию его полного текста. Аналогичный подход применяется при решении вопроса о дате первой официальной публикации федеральных конституционных законов и актов палат Федерального Собрания, тексты которых размещались в печати по частям.
Поскольку в законодательстве РФ нет специальных указаний, то в таком же порядке можно определять дату первой официальной публикации и иных документов: указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, актов министерств и ведомств и др. Однако в этом случае не исключены разногласия.
Однозначная законодательная норма установлена лишь для нормативных правовых актов г. Москвы. Если текст такого документа публикуется частями, то днем его официального опубликования является дата публикации последней части этого правового акта (п. 2 ст. 19 Закона г. Москвы от 08.07.09 N 25).
Если документ был опубликован без приложений к нему, суд может признать его не вступившим в силу
Бывает, что в официальном источнике размещается текст только самого нормативного акта, а имеющиеся приложения к нему, например утвержденные этим актом формы документов или деклараций, правила, положения, регламенты или перечни, вообще не публикуются. Можно ли такую публикацию считать официальной?
Если речь идет о федеральном или федеральном конституционном законе либо акте палаты Федерального Собрания, то нельзя. Ведь официальным опубликованием указанных документов считается первая публикация их полного текста (ст. 4 Закона N 5-ФЗ). А приложения являются неотъемлемой частью правовых актов.
В отношении иных видов документов необходимо исходить из того, была ли предоставлена возможность ознакомиться с содержанием приложений, например, на сайте соответствующего государственного органа или в местном печатном издании. Если такая возможность имелась, то, по мнению судов, опубликование нормативного акта без приложений к нему не повлекло нарушения права на получение информации. Поэтому датой официальной публикации такого документа суды обычно считают дату его размещения в официальном источнике, хотя и без приложений (определения ВАС РФ от 11.03.12 N ВАС-2546/12, Верховного суда РФ от 16.06.10 N 81-Г10-10, от 17.03.10 N 81-Г10-2 и от 05.08.09 N 45-Г09-18).
Примечание. Дата вступления в силу постановления Правительства РФ или приказа министерства, которые опубликованы без приложений к ним, зависит того, есть ли возможность ознакомиться с содержанием неопубликованных приложений, например, на официальном сайте ведомства.
Тем более что Пленум Верховного суда РФ разъяснил: порядок публикации нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в полном объеме, если он был опубликован не полностью, например без приложений, и оспаривается лишь в той части, которая была официально опубликована (п. 21 постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.11.07 N 48).
Однако ВАС РФ при рассмотрении вопроса о применении организациями сроков хранения типовых управленческих документов, установленных приказом Минкультуры России от 25.08.10 N 558, сделал противоположный вывод (решение ВАС РФ от 06.09.11 N 7889/11). Дело в том, что официально была опубликована лишь вводная часть этого приказа. Основные же нормативные положения приказа - собственно сроки хранения документов - содержатся в приложении к нему. А оно на момент возникновения спора не было опубликовано в установленном порядке, хотя и было размещено для всеобщего сведения на сайте Минкультуры России и в справочно-правовых системах.
Поскольку без приложения приказ использовать невозможно, ВАС РФ указал, что он не считается вступившим в силу. В итоге приказ опубликовали повторно, теперь вместе с приложением к нему, и по истечении 10 дней после вторичной публикации он все-таки вступил в силу.
Примечание. Если федеральный или федеральный конституционный закон опубликован без приложений к нему, то такую публикацию нельзя считать официальной.
Отметим, что и Верховный суд РФ неоднократно признавал, что нормативный акт нельзя считать прошедшим официальное опубликование, если он был размещен без приложений, являющихся его составной частью (определения от 25.04.07 N 49-Г07-13 и 49-Г07-14).
Е.В. Вайтман,
эксперт журнала "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер", N 19, октябрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Указанным федеральным законом были внесены существенные изменения в целый ряд законодательных актов РФ, в том числе в законы об АО и ООО, НК РФ, КоАП РФ, АПК РФ и др. Поскольку эти поправки затронули многие компании, часто возникал вопрос о дате вступления их в силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99