Снижение размера пособия по временной нетрудоспособности
Правила снижения размера пособия по временной нетрудоспособности указаны в ст. 8 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
Основание для снижения размера пособия |
Период, за который выплачивается сниженный размер пособия |
нарушение застрахованным лицом без уважительных причин в период временной нетрудоспособности режима, предписанного лечащим врачом |
период со дня, когда было допущено нарушение |
неявка застрахованного лица без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экспертизы | |
заболевание или травма наступили вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных с таким опьянением |
весь период нетрудоспособности |
Представители органов соцстраха исходят из того, что несвоевременная явка на прием к врачу и другие нарушения режима являются основанием для снижения размера пособия за период со дня нарушения и до окончания нетрудоспособности. Сниженное пособие выплачивается по всем листкам до завершения страхового случая, в том числе и по тем, которые не содержат отметки о нарушении условий оказания медицинской помощи, но выданы в продолжение ранее сформированного листка нетрудоспособности с такой отметкой (информация Тверского регионального отделения ФСС России, ответ Воронежского регионального отделения ФСС России, ответ Владимирского регионального отделения ФСС России, ответ Московского областного регионального отделения ФСС России, письмо Приморского регионального отделения ФСС России от 12.08.2014 N 02-29/08-4914).
Для желающих поспорить с таким подходом заметим, что прямой нормы о необходимости во всех случаях нарушения режима снижать размер пособия именно до окончания нетрудоспособности в Законе N 255-ФЗ не содержится. В этой связи в судебной практике представлена точка зрения, согласно которой период снижения должен определяться с учетом принципов соразмерности и справедливости, предполагающих дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств. В отношении лиц, которые после нарушения режима оставались нетрудоспособными и новых нарушений не допускали, снижение размера пособия вплоть до завершения страхового случая нарушает указанные принципы (постановления Президиума ВАС РФ от 14.02.2012 N 14379/11, АС Западно-Сибирского округа от 02.03.2021 N Ф04-360/21, АС Северо-Кавказского округа от 16.11.2015 N Ф08-8335/15, Семнадцатого ААС от 13.03.2013 N 17АП-1766/13, решение АС Кемеровской области от 22.05.2024 N А27-20248/2023, определение Кемеровского областного суда от 29.08.2017 N 33-9155/2017).
При наличии одного или нескольких оснований для снижения пособия по временной нетрудоспособности оно выплачивается за соответствующий период в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - в размере, не превышающем МРОТ с учетом этих коэффициентов (ч. 2 ст. 8 Закона N 255-ФЗ).
Алгоритм расчета сниженного пособия приведен в п. 23 Положения об особенностях порядка исчисления пособий..., утв. постановлением Правительства РФ от 11.09.2021 N 1540. Если исчисленное по общим правилам пособие в расчете за полный календарный месяц превышает МРОТ (с учетом районного коэффициента), размер дневного пособия определяется путем деления МРОТ (с учетом районного коэффициента) на число календарных дней в календарном месяце, на который приходится соответствующий период временной нетрудоспособности, а размер пособия, подлежащего выплате, исчисляется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на соответствующий период временной нетрудоспособности в каждом календарном месяце.
Следует иметь в виду, что с учетом положений ч. 6.1 и ч. 6.2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ пособие в размере менее МРОТ в пересчете на полный календарный месяц может выплачиваться только работникам с неполным рабочим временем (подробнее об этом см. в материале Энциклопедии решений). Таким образом, фактически в случае снижения размера пособия на основании ч. 2 ст. 8 Закона N 255-ФЗ для работников, трудящихся на условиях полного рабочего времени, МРОТ является одновременно ограничением и максимального, и минимального размера пособия в пересчете на календарный месяц.
Сотрудник находился на больничном 12 дней в период с 24.01.2025 по 04.02.2025. Имеются основания для снижения ему размера пособия за весь период нетрудоспособности. Страховой стаж на день наступления временной нетрудоспособности 4 года. Фактический заработок в расчетном периоде - 950 000 руб. Исключаемых дней нет. Занятость полная. Районный коэффициент не установлен.
Средний дневной заработок = 950 000 руб. : 730 = 1301,37 руб.
Это значение используется в дальнейшем расчете, поскольку оно превышает средний дневной заработок из МРОТ:
22 440 руб. х 24 : 730 = 737,75 руб.
Дневное пособие из фактического заработка = 1301,37 руб. х 60% = 780,82 руб.
Максимальное дневное пособие с учетом снижения и оно же минимальное:
22 440 руб. : 31 дн. = 723,87 руб. - для января;
22 440 руб. : 28 дн. = 801,43 руб. - для февраля.
Как видно, в январе пособие превышает максимальный размер, поэтому в силу ч. 2 ст. 8 Закона N 255-ФЗ должно быть снижено. А в феврале пособие не достигает минимального размера, поэтому должно быть увеличено в силу ч. 6.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ.
В результате сумма пособия за весь период нетрудоспособности составит:
723,87 руб. х 8 дн. в январе + 801,43 руб. х 4 дн. в феврале = 8996,68 руб.
В законе не сказано, что при снижении размера пособия должен применяться МРОТ, установленный на день наступления страхового случая. Поэтому в качестве максимума используется величина МРОТ, действующая в периоде, за который выплачивается сниженный размер пособия. Если в этом периоде МРОТ увеличился, дни нетрудоспособности после такого повышения оплачиваются в размере, не превышающем за полный календарный месяц новой величины МРОТ (письмо ФСС России от 06.07.2016 N 02-09-14/15-04-10058).
Сотрудник находился на больничном в период с 26.12.2024 до 09.01.2025. Имеются основания для снижения ему размера пособия за весь период нетрудоспособности. Страховой стаж на день наступления временной нетрудоспособности 15 лет. Фактический заработок за расчетный период - 1 600 000 руб. Исключаемых дней нет. Занятость полная. Районный коэффициент не установлен.
Средний дневной заработок = 1 600 000 руб. : 730 = 2191,78 руб.
Дневное пособие из фактического заработка = 2191,78 руб. х 100% = 2191,78 руб.
Очевидно, что пособие за месяц, исчисленное по общим правилам, в данном случае превысит МРОТ, установленный как в декабре, так и в январе. Поскольку пособие должно быть снижено, расчет ведется из МРОТ.
За дни нетрудоспособности в декабре 2024 года:
19 242 руб. : 31 х 6 = 3724,26 руб.
За дни нетрудоспособности в январе 2025 года:
22 440 руб. : 31 х 9 = 6514,84 руб.
Всего за период больничного:
3724,26 руб. + 6514,84 руб. = 10 239,1 руб.
Поводом для решения вопроса о снижении размера пособия является информация, указанная в листке нетрудоспособности. Согласно п. 68 Условий и порядка формирования листков нетрудоспособности..., утв. приказом Минздрава России от 23.11.2021 N 1089н (далее - Условия и порядок), отметку о нарушении условий оказания медицинской помощи в электронном больничном делает врач медицинской организации, установившей факт нарушения. При каком-либо нарушении режима в специально отведенных для этого полях указываются соответствующий двухзначный код и дата нарушения.
Однако из буквального толкования п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 8 Закона N 255-ФЗ следует, что снижение размера пособия осуществляется, только если причина нарушения не является уважительной. Сама по себе отметка о нарушении режима в листке нетрудоспособности не свидетельствует об отсутствии уважительной причины нарушения и потому не является безусловным основанием для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности (см. постановление Президиума ВАС РФ от 14.02.2012 N 14379/11, определения Московского городского суда от 11.10.2022 N 33-38631/2022, Омского областного суда от 27.01.2021 N 33-671/2021, Астраханского областного суда от 13.02.2019 N 33-765/2019, постановления АС Восточно-Сибирского округа от 19.09.2017 N Ф02-4390/17, АС Московского округа от 20.06.2017 N Ф05-7987/17).
Установить причину допущенного работником нарушения и оценить ее уважительность может страхователь. Для этого необходимо взять у застрахованного лица объяснение, а также затребовать подтверждающие документы. Прямым текстом такое полномочие страхователя в нормативных правовых актах не закреплено, однако это следует из общего смысла законодательства об обязательном социальном страховании, которое в обычном случае не предполагает непосредственного взаимодействия застрахованного лица и страховщика в процессе назначения пособия и при этом возлагает на страхователя обязанности принять от застрахованного документы, влияющие на размер пособия, назначить и выплатить свою часть пособия и передать страховщику сведения, необходимые для назначения и выплаты пособия за счет средств Фонда. Как поясняют представители СФР в письме от 03.08.2023 N 14-20/131440, если страхователь принял решение о наличии у работника обстоятельств, влияющих на условия и размер назначаемого страховщиком страхового обеспечения, он в ответе на запрос Фонда в соответствии со спецификацией СЭДО указывает в соответствующем поле "Условия исчисления" код "48" - при уважительной причине нарушения режима (в случае если в строке "Отметки о нарушении режима" в ЭЛН проставлен соответствующий код).
Существует Типовое положение о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию, утвержденное ФСС России 15.07.1994 N 556а. В соответствии с ним такая комиссия (уполномоченный) осуществляет контроль за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию администрацией предприятия, проверяет правильность определения администрацией предприятия права на пособие, обоснованность лишения или отказа в пособии, рассматривает спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию между работниками и администрацией предприятия. Члены комиссии либо уполномоченный избираются при этом трудовым коллективом из числа представителей администрации предприятия (работников отдела кадров, бухгалтерии и других) и профсоюзов (трудового коллектива). О создании комиссии или избрании уполномоченного по социальному страхованию говорится в некоторых отраслевых соглашениях (см., например, п. 4.6 Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2023 - 2025 годы, п. 8.6.1 Отраслевого соглашения по организациям Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на 2023 - 2025 годы, п. 6.5 Отраслевого тарифного соглашения по организациям нефтеперерабатывающей отрасли промышленности и системы нефтепродуктообеспечения Российской Федерации на 2025 - 2027 годы, п. 8.2.10 Отраслевого соглашения между Департаментом образования и науки города Москвы и Московской городской организацией Общероссийского Профсоюза образования на 2023 - 2025 годы). Однако из каких-либо действующих в настоящее время нормативных правовых актов обязательность образования комиссии (избрания уполномоченного) по социальному страхованию в соответствии с Типовым положением не следует. В этой связи Социальный фонд России в письме от 03.08.2023 N 14-20/131440 отмечает, что решение о признании причин нарушения застрахованным лицом режима, предписанного врачом, или неявки к врачу уважительными сейчас принимается работодателем самостоятельно.
Отказаться от рассмотрения заявления работника о наличии у него уважительных причин нарушения режима, мотивируя это исключением из нормативных актов обязанности по созданию комиссии по социальному страхованию, работодатель не может (определение Седьмого КСОЮ от 26.07.2022 N 8Г-10055/2022).
Страховщик должен следовать принятому решению о наличии уважительной причины нарушения режима и об отсутствии в связи с этим оснований для снижения размера пособия, если не может доказать обратное (постановления АС Московского округа от 05.07.2022 N Ф05-14520/22 и от 19.06.2020 N Ф05-7576/20, определения Вологодского областного суда от 01.11.2019 N 33-6050/2019, Ульяновского областного суда от 26.11.2019 N 33-4908/2019 и от 31.10.2017 N 33-4577/2017).
Требовать от страховщика выплаты разницы между обычным и сниженным размером пособия, ссылаясь на уважительность причин нарушения режима, не прибегая при этом к процедуре обращения к страхователю и получения от него положительного решения, - неправильный для застрахованного лица путь, поскольку действия Фонда по выплате сниженного пособия с учетом отметки в листке нетрудоспособности о нарушении режима и при отсутствии отметки работодателя об уважительной причине нарушения режима суд может признать правомерными и не анализировать при этом причины нарушения режима в принципе (определение Московского городского суда от 29.03.2022 N 33-6760/2022).
При наличии разногласий между работником и работодателем относительно оценки причин нарушения режима вопрос об их уважительности подлежит разрешению судом, и мнение Фонда в этом случае не имеет определяющего значения (определение Седьмого КСОЮ от 09.01.2020 N 8Г-2703/2019).
Отметим, что критерии отнесения причин нарушения условий оказания медицинской помощи к уважительным нормативно не урегулированы. На практике к таким причинам относят обстоятельства непреодолимой силы, смерть или тяжелое заболевание близкого родственника, плохое самочувствие больного в день неявки, вызов на дом скорой медицинской помощи. Однако в отсутствие закрытого перечня уважительными могут быть признаны и иные причины. Многие специалисты полагают возможным в данном случае по аналогии применять Перечень уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2007 N 74.
В п. 68 Условий и порядка также указано, что при заболевании или травме, наступивших вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных с таким опьянением, врач проставляет в листке нетрудоспособности дополнительный трехзначный код 021.
Важно учитывать, что сам по себе факт нахождения в состоянии опьянения в момент начала заболевания или получения травмы не является основанием для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности. Из п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона N 255-ФЗ следует, что для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности должна быть установлена причинная связь между заболеванием или травмой и опьянением. При наличии доказательств отсутствия такой связи пособие не снижается, даже если в листке указан код 021 (определение Шестого КСОЮ от 10.11.2022 N 8Г-23683/2022, постановления АС Поволжского округа от 08.09.2015 N Ф06-27300/15, Седьмого ААС от 22.09.2015 N 07АП-8403/15).
Тема
Размер пособия по временной нетрудоспособности
См. также
Снижение пособия по временной нетрудоспособности при несвоевременной явке к врачу
Формы документов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах