• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия решений. НДС в органах власти (местного самоуправления)

НДС в органах власти (местного самоуправления)

Плательщиками НДС признаются, в частности, организации (ст. 143 НК РФ). При этом для целей НК РФ под организациями понимаются в том числе и юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 11 НК РФ).

В силу ст. 124 ГК РФ к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Органы государственной власти (местного самоуправления) в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени публично-правового образования (п.п. 1, 2 ст. 125 ГК РФ).

При этом анализ положений различных актов, определяющих статус органов государственной власти (местного самоуправления), показывает, что такие органы и их территориальные подразделения могут иметь статус юридических лиц.


Таким образом, органы власти (местного самоуправления), включенные в Единый государственный реестр юридических лиц, являются плательщиками НДС (см. также п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33, письма Минфина России от 07.12.2007 N 03-07-11/616, ФНС России от 13.07.2009 N ШС-22-3/562@).


В то же время в большинстве случаев органы власти (местного самоуправления) не осуществляют операций, признаваемых объектом обложения НДС. Так, согласно пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ не являются объектом обложения НДС операции по выполнению работ (оказанию услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.

Для применения нормы пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ необходимо единовременное выполнение следующих условий*(1):

1) работы (услуги) должны быть выполнены (оказаны) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления;

2) обязательность выполнения этих работ (услуг) должна быть установлена федеральным законодательством или законодательством субъектов РФ, либо актами органов местного самоуправления;

3) на указанные органы должны быть возложены исключительные полномочия в установленной сфере деятельности.

Пример

Орган государственной власти оказывает Услугу N 1 и Услугу N 2.

Оказание Услуги N 1 осуществляется в соответствии с требованиями законодательства субъекта РФ. Ее оказание относится к исключительной компетенции органа власти - Услугу N 1 не могут оказывать ни подведомственные органу власти учреждения, ни коммерческие организации.

Услугу N 2 орган государственной власти вправе оказывать, но ее оказание не относится к его исключительным полномочиям - эту услугу наряду с органом власти оказывают подведомственные ему учреждения, а также коммерческие организации.

Операции по оказанию Услуги N 1 не являются объектом налогообложения, так как выполняются требования пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ, а при оказании Услуги N 2 непосредственно органом государственной власти возникает объект налогообложения НДС на основании п. 1 ст. 146 НК РФ.

Специалисты Минфина России указывают: нормы пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ не освобождают от обложения НДС любые операции, которые совершают органы власти (местного самоуправления). Например, в общеустановленном порядке должны облагаться НДС

- операции, связанные с реализацией или предоставлением в аренду государственного (муниципального) имущества, принадлежащего органам власти (местного самоуправления) на праве оперативного управления (см. письма Минфина России от 06.06.2012 N 03-03-05/48, ФНС России от 15.04.2014 N СА-4-7/7201, постановление ФАС Уральского округа от 30.04.2014 N Ф09-1870/14);

- услуги по предоставлению владельцам рекламных конструкций за плату возможности установки и эксплуатации рекламных конструкций (см. письма Минфина России от 06.04.2016 N 03-07-11/19520, от 08.05.2015 N 03-07-11/26714).

Оплата обязательств по уплате НДС в соответствии с положениями Указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, должна осуществляться за счет статьи 290 "Прочие расходы" КОСГУ. Начисление налога отражается в учете налогоплательщика проводкой:


Дебет

Кредит

Содержание операции

КРБ 1 401 20 290

КРБ 1 303 04 730

Начислен НДС


Если уполномоченный орган власти (местного самоуправления) сдает в аренду имущество или реализует на территории Российской Федерации имущество, числящееся в составе казны публично-правового образования, налоговую базу по НДС должен определять налоговый агент (арендатор, покупатель) (п. 3 ст. 161 НК РФ, письмо ФНС России от 16.02.2015 N ГД-4-3/2256@, письмо Минфина России от 04.04.2016 N 03-07-14/18864)*(2). Более того, из содержания письма Минфина России от 02.08.2012 N 02-03-09/3040 следует, что в подобном порядке налоговая база по НДС может определяться и при принятии решения о высвобождении государственного (муниципального) имущества. При этом решение о высвобождении имущества должно приниматься в порядке, установленном Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией. Исключением из этого правила является реализация (передача) имущества казны, предусмотренная положениями п. 2 ст. 146, п. 3 ст. 39 НК, в частности:

- передача в собственность на безвозмездной основе имущества государственной (муниципальной) казны образовательным некоммерческим организациям и научным некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности (пп. 9.3 п. 2 ст. 146 НК РФ);

- передача некоммерческим организациям в безвозмездное пользование имущества казны (пп. 10 п. 2 ст. 146 НК РФ);

- передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации (пп. 1 п. 2 ст. 146, пп. 7 п. 3 ст. 39 НК РФ).

Внимание

Согласно позиции Минфина России при предоставлении в аренду муниципального имущества органами местного самоуправления, являющимися казенными учреждениями, арендаторы указанного имущества уплачивать НДС в бюджет не должны на основании пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ (письма от 10.04.2015 N 03-07-15/20611, от 29.12.2014 N 03-07-11/68338, от 17.12.2014 N 03-07-14/65191, от 19.09.2014 N 03-07-14/46917).

Кроме того, в письмах Минфина России от 21.12.2015 N 03-07-11/74852, от 08.05.2015 N 03-07-11/26714 высказано мнение, что услуги органа местного самоуправления - казенного учреждения по предоставлению владельцу рекламных конструкций за плату возможности установки и эксплуатации этих конструкций на территории муниципального района не являются объектом налогообложения НДС.

При осуществлении операций, предусмотренных п. 3 ст. 161 НК РФ, налоговая база определяется как сумма арендной платы или сумма дохода от реализации имущества с учетом налога. Следовательно, при составлении соответствующих контрактов уполномоченным органам власти (местного самоуправления) желательно указывать, что в них приводится полная стоимость имущества или величина арендной платы с учетом налога на добавленную стоимость, который в соответствии с требованиями п. 4 ст. 164 НК РФ будет исчислен расчетным методом (налоговые ставки 10/110, 18/118) и удержан из указанной в договоре суммы налоговым агентом. Иными словами, при осуществлении операций, предусмотренных п. 3 ст. 161 НК РФ, в доход бюджета в качестве платы за имущество или арендной платы должна поступить сумма, указанная в договоре, но за вычетом удержанного покупателем (арендатором) НДС. Удержанную сумму НДС покупатель (арендатор) самостоятельно перечисляет в доход бюджета в качестве налогового агента.

________________________________

*(1) См., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.02.2013 N Ф07-171/13

*(2) За исключением случаев, когда орган власти (местного самоуправления) реализует указанное имущество физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями. При реализации физическим лицам имущества казны обязанность перечисления налога в бюджет возлагается непосредственно на органы власти (местного самоуправления), осуществляющие операции по реализации имущества (см. письма Минфина России от 21.12.2016 N 03-07-14/76518, от 23.11.2016 N 03-07-11/68968, от 27.07.2012 N 03-07-11/198, ФНС России от 13.07.2009 N ШС-22-3/562@).


Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора


Материал приводится по состоянию на декабрь 2018 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


Авторский коллектив:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса

А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, аудитор

А. Кузьмина, кандидат юридических наук

Н. Андреева, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора

А. Суховерхова, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, член Союза развития государственных финансов

И. Сапетина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

В. Евсюкова, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

и др.


Перечень сокращений:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения