• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия решений. Учет компенсации иных расходов в командировках

Учет компенсации иных расходов в командировках

Организация отправила своего работника в командировку. Как в бухгалтерском и налоговом учете отражается компенсация иных расходов (кроме суточных, расходов на проезд и жилье)?

Юридические аспекты


В соответствии со ст. 166 ТК РФ служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

Примечание

Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.

При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение всех расходов, связанных со служебной командировкой (ст. 167 ТК РФ).

В перечень расходов, которые работодатель обязан возместить работнику, входят: расходы по проезду, расходы по найму жилого помещения, суточные, а также иные расходы, произведенные работником с разрешения работодателя (ст. 168 ТК РФ, п. 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 (далее - Положение)).

Внимание

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.

В коллективном договоре или локальном нормативном акте может быть закреплено, что работодатель компенсирует командированному работнику иные расходы, кроме расходов по проезду, найму жилого помещения и суточных, и установлены размеры указанного возмещения.

При этом ни ТК РФ, ни Положение не разъясняют, какие именно иные расходы работодатель может возмещать командированным работникам. Как правило, таковыми являются расходы, связанные с хранением багажа в камере хранения, расходы, связанные с оплатой дополнительных услуг в гостиницах, расходы на услуги VIP-залов аэропортов, оплату междугородних телефонных переговоров и т.п.

При направлении работника в командировку ему выдается денежный аванс на оплату расходов по проезду и найму жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточные) (п. 10 Положения). 

О выдаче денежных средств на командировки см. Учет выдачи денежных средств из кассы на командировочные расходы

В п. 10 Положения ничего не сказано о том, что при выдаче аванса должны учитываться иные (возможные) расходы командированного. Поэтому выдавать сумму компенсации авансом необязательно, тем более, что размер этих расходов заранее обычно неизвестен. 

Если же заранее известно, что работнику в командировке придется нести некие расходы, кроме оплаты проезда, гостиницы и суточных, то разрешение работодателя на их осуществление, по нашему мнению, лучше оформить письменно до начала поездки (распоряжением, приказом) и учесть при выплате аванса на командировку.

Командированный сотрудник, вернувшись из командировки, в течение 3 рабочих дней обязан представить работодателю (п. 11, п. 26 Положения, п. 6.3 Указания N 3210-У) авансовый отчет об израсходованных в связи с командировкой суммах и произвести окончательный расчет по выданному ему перед отъездом в командировку денежному авансу на командировочные расходы. К авансовому отчету прилагаются документы о найме жилого помещения, фактических расходах по проезду и об иных расходах, связанных с командировкой.

Проверка авансового отчета главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии - руководителем, его утверждение руководителем и окончательный расчет по авансовому отчету осуществляются в срок, установленный руководителем.

В авансовом отчете командированный работник указывает и иные произведенные расходы, прикладывая оправдательные документы (чеки, квитанции и пр.). По нашему мнению, если руководитель подпишет авансовый отчет на указанные суммы, то этого факта достаточно в качестве подтверждения разрешения работодателя на осуществление работником в командировке иных расходов.


Бухгалтерский учет


Инструкция к счету

20

71

Типовые проводки

к счету 20: по дебету

к счету 71: по дебету/по кредиту


В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 "Расходы организации" расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

- расходы по обычным видам деятельности;

- прочие расходы.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99). Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими.

Расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий (п. 16 ПБУ 10/99):

- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

- сумма расхода может быть определена;

- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации .

Согласно п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления.

Расходы на командировки являются расходами по обычным видам деятельности на основании авансового отчета, утвержденного руководителем организации, что, в общем случае, отражается записью по дебету счетов учета затрат (расходов на продажу) и кредиту счета 71 (п. 5, п. 7, п. 16, п. 18 ПБУ 10/99).

Если иные расходы не были учтены при выплате аванса на командировку, то в авансовом отчете будет отражена сумма перерасхода. Эту разницу (при условии, что работодатель дал разрешение на осуществление такие расходов), следует возметить работнику:


Дебет

Кредит

Описание

71

50 (51)

компенсированы работнику иные расходы в командировке, понесенные с разрешения работодателя


Документооборот


Все формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются - лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 402-ФЗ).

Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения форм первичных учетных документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных бланков "первички" организации могут в качестве образца использовать унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России. 

Важно, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. Это надо учитывать при разработке собственных бланков. При составлении форм можно также порекомендовать воспользоваться правилами по оформлению документов, приведенными в ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов".

В Информации Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012 разъяснено, что обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (кроме Закона N 402-ФЗ). Это значит, что если использование унифицированной формы предусмотрено, например, ЦБ РФ (кассовые документы), Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта и постановлением Правительства РФ (транспортная накладная) и т.п., то их использование по-прежнему обязательно.

Командировочные расходы по территории РФ оформляются следующими документами:

- приказом (распоряжением) о направлении работника в командировку (может быть разработан на основе форм N Т-9, Т-9а, которые утверждены постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1);

- авансовым отчетом (может быть разработан на основе формы N АО-1, утвержденной постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 N 55);

- проездными документами (билетами);

- документами о найме жилого помещения;

- другими документами, подтверждающими произведенные расходы.

Авансовый отчет сотрудника сдается им в бухгалтерию в течение трех рабочих дней с момента возвращения из поездки. К нему прикладываются документы, подтверждающие произведенные расходы, в том числе, и иные расходы, произведенные с разрешения работодателя.


В бухгалтерской отчетности командировочные расходы отражают в составе затрат по строке 2120 "Себестоимость продаж" или по строке 2220 "Управленческие расходы" Отчета о финансовых результатах (утвержден приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н).

В налоговой отчетности командировочные расходы отражаются по строке 040 (в составе косвенных) приложения 2 к Листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль.


Пример Отчета о финансовых результатах

Пример приложения 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль

Пример приказа (распоряжения) о направлении работника в командировку Т-9

Пример командировочного удостоверения Т-10

Пример служебного задания для направления в командировку и отчетом о его исполнении Т-10а

Пример авансового отчета АО-1


Налогообложение


НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Для целей налогообложения прибыли иные расходы, связанные с командировкой и осуществленные с разрешения или ведома работодателя, налогоплательщик вправе признать на основании пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ, как расходы на командировки, только если они предусмотрены в пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ. Так, в качестве командировочных расходов можно признать (кроме суточных, расходов на проезд и проживание):

- расходы на оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;

- консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы.

Если же расходы не предусмотрены этим перечнем, то по мнению Минфина России и налоговых органов, в качестве командировочных их признать нельзя. Это касается, например, расходов на оплату услуг камеры хранения, носильщика, химчистки, услуг по уборке номера (см. письма Минфина России от 03.07.2006 N 03-03-04/2/170, УМНС по г. Москве от 04.08.2004 N 28-11/51161).

На наш взгляд, такие расходы могут быть признаны в целях налогообложения прибыли, но не в качестве командировочных, а по пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ при условии, что они соответствуют требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ, а именно, экономически оправданы, подтверждены документами и осуществлены для деятельности, направленной на получение дохода.

Обоснование производственной необходимости иных расходов (например, расходов, связанных с хранением багажа в камере хранения, расходов, связанных с оплатой дополнительных услуг в гостиницах, расходов на Интернет, расходов на услуги VIP-залов аэропортов и др.) является главным критерием их признания в целях налогообложения прибыли, поскольку такие расходы прямо не поименованы в НК РФ.

Однако, учитывая, что НК РФ не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (часть первая ст. 8 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. Аналогичная позиция изложена в определениях Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 N 320-О-П, N 366-О-П.


НДФЛ

Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, включая возмещение командировочных расходов.

При оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются дополнительные расходы, связанные с командировкой:

- сборы за услуги аэропортов;

- комиссионные сборы;

- на провоз багажа;

- по оплате услуг связи;

- сборы по получению и регистрации служебного заграничного паспорта;

- сборы по получению виз;

- расходы, связанные с обменом наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту.

В то же время возможность возмещения иных расходов (перечень которых не установлен), связанных со служебной командировкой, и произведенных работником с разрешения или ведома работодателя, прямо предусмотрена в ст. 168 ТК РФ. При этом порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом, если иное не установлено ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

То есть ТК РФ предоставляет работодателям право самостоятельно определять в коллективном договоре или локальном нормативном акте порядок и размер возмещения расходов, связанных со служебной командировкой (за некоторыми исключениями, установленными частями второй и третьей ст. 168 ТК РФ), в том числе дополнительных расходов, связанных с необходимостью выполнения трудовых функций вне места постоянной работы. Нормы возмещения таких расходов законодательством не установлены, однако возмещение указанных расходов, при условии их фактического наличия и документального подтверждения, не противоречит положениям ТК РФ. Поэтому, если организация закрепит в локальном акте положение о том, что командированные работники могут понести дополнительные расходы и имеют право на их возмещение, данные выплаты не должны облагаться НДФЛ, поскольку являются компенсационными. При этом дополнительные расходы должны быть обусловлены производственной необходимостью и документально подтверждены.


СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ с 1 января 2017 года

Для организаций и индивидуальных предпринимателей объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (п. 1 ст. 420 НК РФ):

- в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг;

- по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений;

- по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.

Не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения физлицам, перечисленные в пунктах 4 - 7 ст. 420 НК РФ.

Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков, осуществляющих выплаты в пользу физических лиц, установлен ст. 422 НК РФ и является исчерпывающим.

Согласно п. 2 ст. 422 НК РФ при оплате расходов на командировки работников как в пределах территории России, так и за ее пределами не подлежат обложению страховыми взносами суточные, предусмотренные п. 3 ст. 217 НК РФ, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, взносы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, взносы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту.


ВЗНОСЫ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ по 31 декабря 2016 года

Страховыми взносами в ПФР, ФФОМС и ФСС РФ облагаются любые выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, по договорам авторского заказа, по договорам об отчуждении исключительного права на произведение и лицензионным договорам и т.п. (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, далее - Закон N 212-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 9 Закона N 212-ФЗ при оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников не подлежат обложению страховыми взносами дополнительные расходы, связанные с командировкой:

- сборы за услуги аэропортов;

- комиссионные сборы;

- на провоз багажа;

- по оплате услуг связи;

- сборы по получению и регистрации служебного заграничного паспорта;

- сборы по получению виз;

- расходы, связанные с обменом наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту.

Перечень расходов, оплата которых не облагается страховыми взносами, установленный ст. 9 Закона N 212-ФЗ, является исчерпывающим, и оплата расходов, не поименованных в ст. 9 Закона N 212-ФЗ, подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке как выплаты, производимые в пользу работников в рамках трудовых правоотношений (см. письмо Минздравсоцразвития России от 06.08.2010 N 2538-19).

Между тем, постановлениях АС Уральского округа от 28.08.2014 N Ф09-4570/14, ФАС Поволжского округа от 27.01.2014 N Ф06-1552/13 судьи решили, что расходы по обслуживанию в VIP-залах (бизнес-залах) аэропортов подлежат отнесению к командировочным расходам в силу локального нормативного акта организации, и в соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами.


ВЗНОСЫ НА СТРАХОВАНИЕ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ И ПРОФЗАБОЛЕВАНИЙ

Согласно п. 2 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) при оплате страхователями расходов на командировки работников как в пределах территории РФ, так и за пределами территории России не подлежат обложению страховыми взносами суточные, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту.


Пример

Работник организации направляется в командировку. Коллективным договором организации закреплено, что работники организации имеют право на оплату стоимости хранения багажа, так работник перевозит образцы готовой продукции. Общая величина расходов на хранение багажа составила 1500 руб. Работник организации приложил к авансовому отчету квитанции об оплате услуг по хранению багажа.

В бухгалтерском учете организации данные хозяйственные операции отражены следующим образом:


Дебет

Кредит

Сумма, руб

Описание

20

71

1500

отражены фактические расходы по возмещению работнику расходов, связанных с хранением багажа в командировке

71

50

1500

выданы из кассы работнику денежные средства в качестве компенсации расходов, связанных с хранением багажа


В налоговом учете организация решила учесть данные расходы при исчислении налога на прибыль и не облагать их НДФЛ. 

Возможные риски


Риск 1. Можно ли признать при налогообложении прибыли расходы в виде оплаты стоимости услуг VIP-залов, которыми воспользовался командированный работник?

Риск 2. Включается ли в налоговую базу по НДФЛ оплата стоимости услуг VIP-залов при командировках?

Риск 3. Учитывается ли в целях налогообложения прибыли оплата дополнительных услуг в гостиницах, а также является ли возмещение работнику таких расходов объектом обложения НДФЛ?


1. Можно ли признать при налогообложении прибыли расходы в виде оплаты стоимости услуг VIP-залов, которыми воспользовался командированный работник?


Отрицательная практика


В то же время, некоторые суды не поддерживают налогоплательщиков, указывая, что VIP-расходы экономически не обоснованы и не учитываются при налогообложении прибыли.


Акты судебных органов:


(-) постановление ФАС Поволжского округа от 5 июня 2007 г. N А12-18805/06

(-) постановление ФАС Поволжского округа от 19-24 мая 2005 г. N А65-14696/04-СА2


Положительная практика


В одном из писем Минфин России разъяснил, что налогоплательщик вправе учесть в расходах оплату услуг VIP-зала (зала повышенной комфортности). В судебной практике встречаются решения, в которых указано, что если подобные затраты связаны с производственной деятельностью общества и являются экономически обоснованными, то они учитываются при налогообложении. В коллективном договоре или локальном нормативном акте должно быть закреплено, что организация обязана компенсировать командированным сотрудникам стоимость таких услуг.


Письма Минфина России и ФНС (УФНС):


(+) письмо Минфина России от 07.06.2007 N 03-03-06/1/365


Акты судебных органов:


(+) постановление ФАС Московского округа от 10 февраля 2011 г. N Ф05-16436/2010

(+) постановление ФАС Московского округа от 6 апреля 2009 г. N КА-А40/2383-09

(+) постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23 октября 2006 г. N Ф04-7102/2006(27676-А67-40)

(+) постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14 декабря 2005 г. N Ф04-8923/2005(17776-А67-35)

(+) постановление ФАС Московского округа от 3 июня 2009 г. N КА-А40/4697-09-2

(+) постановление ФАС Поволжского округа от 16 июня 2005 г. N А55-10934/04-1

(+) постановление ФАС Уральского округа от 3 июля 2006 г. N Ф09-5697/06-С7

(+) постановление ФАС Уральского округа от 11 мая 2006 г. N Ф09-3490/06-С7

(+) постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30 августа 2007 г. N А33-17775/2006-Ф02-3365/2007


2. Включается ли в налоговую базу по НДФЛ оплата стоимости услуг VIP-залов при командировках?


Отрицательная практика


Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ не облагаются налогом суммы сборов (оплаты обязательных платежей) за услуги аэропорта. Плата за услуги по предоставлению VIP-зала не является обязательным платежом. В связи с этим оплата стоимости услуг VIP-зала является доходом командированного работника, который подлежит налогообложению НДФЛ, за исключением случаев, когда услуги VIP-залов предоставляются лицам, имеющим право на этот вид сервисного обслуживания согласно положениям законодательства. Такого же мнения придерживаются и некоторые арбитражные суды.


Письма Минфина России и ФНС (УФНС):


(-) письмо Минфина России от 6 сентября 2007 г. N 03-05-06-01/99


Акты судебных органов:


(-) постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 9 марта 2006 г. N Ф04-8885/2005(20013-А27-3)

(-) постановление ФАС Московского округа от 18 октября 2004 г. N КА-А40/9456-04-П


Положительная практика


Арбитражная практика в некоторых случаях поддерживает налогоплательщиков, указывая, что организация компенсирует расходы работника, вызванные необходимостью выполнять трудовые функции вне места его постоянной работы, в связи с этим такие выплаты не подлежат налогообложению НДФЛ. В локальном акте организации (например, в положении о командировках и т.п.) должна быть установлена обязанность работодателя компенсировать командированным работникам оплату услуг VIP-залов (бизнес-залов). С 2013 года Минфин России поддерживает такой подход.


Письма Минфина России и ФНС (УФНС):


(+) Письмо Минфина России от 20 сентября 2013 г. N 03-04-06/39125

(+) Письмо Минфина России от 10 сентября 2013 г. N 03-03-06/1/37238


Акты судебных органов:


(+) постановление ФАС Московского округа от 18 октября 2004 г. N КА-А40/9456-04-П


3. Учитывается ли в целях налогообложения прибыли оплата дополнительных услуг в гостиницах, а также является ли возмещение работнику таких расходов объектом обложения НДФЛ?


В пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ установлено, что в составе расходов можно учесть затраты командированного работника по оплате дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами). Однако не расшифровывается, какие именно дополнительные услуги можно учитывать, и входят ли в них, например, услуги питания.


Отрицательная практика


Оплата питания не является возмещением командировочных расходов по найму жилого помещения, считают Минфин России и некоторые суды. Поэтому возмещение работнику стоимости питания, выделенные отдельной строкой в счете и в счете-фактуре, облагается НДФЛ в общем порядке. Нельзя включать эту сумму и в расходы в целях налогообложения прибыли. Есть аналогичное разъяснение в отношении услуг химчистки.


Письма Минфина России и ФНС (УФНС):


(-) письмо Минфина России от 23 мая 2013 г. N 03-03-06/1/18308

(-) письмо Минфина России от 14 октября 2009 г. N 03-04-06-01/263

(-) письмо Минфина России от 3 июля 2006 г. N 03-03-04/2/170


Акты судебных органов:


(-) постановление ФАС Поволжского округа от 5 июня 2007 г. N А12-18805/06


Положительная практика


Если же стоимость дополнительных услуг в счете не выделена, но входит в стоимость проживания, всю сумму по счету гостиницы можно включить в состав расходов. Соответственно, НДФЛ она не облагается. Минздравсоцразвития в письме от 05.08.2010 N 2519-19 разъяснил, что на стоимость проживания командированного работника в гостинице, цена номера в которой включает стоимость завтрака (подтверждаемую данными прайс-листа гостиницы), страховые взносы не начисляются.


Акты судебных органов:


(+) постановление ФАС Московского округа от 20 декабря 2004 г. N КА-А40/10523-04

(+) постановление ФАС Уральского округа от 22 марта 2007 г. N Ф09-1880/07-С2

(+) постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 марта 2008 г. N А56-17471/2007


Учет компенсации иных расходов в командировках

Организация отправила своего работника в командировку. Как в бухгалтерском и налоговом учете отражается компенсация иных расходов (кроме суточных, расходов на проезд и жилье)?


Юридические аспекты

Бухучет. Проводки

Документооборот

Налогообложение

Пример

Возможные риски


Формы документов

Построить список

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Хозяйственные ситуации" - это удобная и наглядная база решений наиболее острых вопросов, возникающих в деятельности предприятия.


Единицей информации является хозяйственная ситуация - некое событие в жизни компании, приводящее к изменению ее экономических показателей.


В Энциклопедии каждая ситуация рассматривается с разных точек зрения, сопровождается всесторонними комментариями, на основе которых Вы сможете быстро найти ответ на вопрос и спланировать свои дальнейшие действия.


Материал подготовлен специалистами компании "Гарант" и приводится по состоянию на май 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии

См. содержание Энциклопедии решений. Хозяйственных ситуации