Расходы на рекламу (в целях налогообложения прибыли)
В налоговом учете расходы на рекламу включаются в состав прочих расходов налогоплательщика, связанных с производством и реализацией (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ). В силу п. 4 ст. 264 НК РФ расходы на рекламу, признаваемые организацией, делятся на ненормируемые и нормируемые.
Список ненормируемых рекламных расходов является закрытым. Такие затраты признаются при налогообложении в размере фактических затрат. К ним относятся:
1. Распространение рекламы через СМИ (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению), телекоммуникационные сети, при кино- и видеообслуживании. При этом Минфин России считает пометки "реклама" или "на правах рекламы" существенным признаком и при их отсутствии выступает против учета расходов на рекламные сообщения в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на рекламных сообщениях и материалах. См. письма Минфина России от 31.01.2006 N 03-03-04/1/66, от 27.06.2007 N 03-03-06/1/418, от 05.09.2006 N 03-03-04/2/201, от 15.06.2011 N 03-03-06/2/94. А вот судебные решения, касающиеся споров об уменьшении налогооблагаемой прибыли за счет расходов на публикацию информации о компании, не содержащую таких пометок, выносятся в пользу налогоплательщиков (см. постановления ФАС Северо-Западного округа от 03.04.2007 N А05-8063/2006-13, ФАС Северо-Западного округа от 27.01.2006 N А42-8823/04-28, ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.05.2006 N А33-25404/2005).
По мнению Минфина России, выраженному в письме от 06.09.2012 N 03-03-06/1/467, при размещении рекламы в эфирных СМИ (ТВ, радио) с привлечения услуг рекламного агентства документами, подтверждающими для целей налогообложения прибыли организаций факт оказания услуги по размещению рекламного материала, могут служить как эфирные справки или иные подобные документы, выданные непосредственно теле- или радиокомпанией, так и графики подтвержденных выходов рекламы и иные подобные документы (по сути выступающие аналогом эфирной справки), выданные рекламным агентством, с приложением надлежащим образом заверенных копий документов теле- или радиокомпаний, на основании которых подготовлены соответствующие графики подтвержденных выходов рекламы и иные подобные документы.
В письме Минфина России от 19.11.2012 N 03-03-06/1/591 разъяснено, что с учетом положений Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) к информационно-телекоммуникационной сети относится сеть Интернет. На основании п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информационно-телекоммуникационная сеть - это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Следовательно, расходы на рекламу, размещенную в Интернете, являются ненормируемыми.
2. Размещение световой и иной наружной рекламы, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов.
3. Участие в выставках, ярмарках, экспозициях, оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов.
Налоговые органы к ненормируемым расходам на участие в выставках (ярмарках, экспозициях) относят:
- расходы на оплату вступительных взносов;
- плату за разрешение на участие в выставке.
Другие расходы на участие в выставках в рекламных целях, не поименованные в п. 4 ст. 264 НК РФ, но отвечающие понятию рекламы и требованиям ст. 252 НК РФ, учитываются для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ (см. письма Минфина России от 26.11.2015 N 03-03-06/1/68811, от 14.08.2015 N 03-03-06/2/47263, УМНС России по г. Москве от 15.12.2003 N 23-10/4/69784, от 19.11.2004 N 26-12/74944, от 14.02.2006 N 20-12/11376.2 и др.)
По мнению судей, в качестве ненормируемых расходов (помимо названных затрат на участие в выставках) можно учесть (см. постановления АС Северо-Кавказского округа от 17.12.2015 N Ф08-9230/15, АС Поволжского округа от 06.04.2015 N Ф06-21696/13, Семнадцатого ААС от 05.11.2009 N 17АП-8697/09, ФАС Дальневосточного округа от 24.01.2008 N Ф03-А51/07-2/5924, ФАС Волго-Вятского округа от 13.01.2005 N А43-1729/2004-32-152, ФАС Поволжского округа от 02.03.2006 N А55-11685/2005, ФАС Северо-Западного округа от 02.02.2006 N А26-5845/2005-216, АС Свердловской области от 10.10.2005 N А60-19318/05-С9, ФАС Северо-Западного округа от 28.10.2005 N А66-13857/2004):
- расходы на изготовление форменной одежды с логотипом для сотрудников компании во время проведения выставки;
- расходы на услуги сторонней организации по оформлению витрин и завозу продукции на выставку;
- стоимость продукции, переданной производителем торговым организациям для участия в выставках;
- расходы на приобретение или изготовление сувенирной продукции, нанесение на нее логотипа компании и распространение такой продукции во время проведения выставки;
- расходы на оказание услуг по представлению рекламных интересов общества на ярмарке за границей для продвижения продукции на экспорт;
- работы по изготовлению, монтажу, демонтажу и утилизации тематического выставочного стенда.
Однако это единичные судебные решения, поэтому при учете таких расходов в качестве ненормируемых имеются налоговые риски.
4. Изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации. Сюда же относятся затраты на буклеты, лифлеты, флаерсы, диски с каталогами и т.п. (см. письма Минфина России от 19.12.2012 N 03-03-06/1/669, от 12.10.2012 N 03-03-06/1/544, от 27.09.2012 N 03-03-06/1/508, от 21.05.2010 N 03-03-06/2/93 и др., постановление АС Поволжского округа от 06.04.2015 N Ф06-21696/13, ФАС Волго-Вятского округа от 13.01.2005 N А43-1729/2004-32-152).
Если налогоплательщик рассылает рекламные буклеты на конкретные адреса без указания фамилии, имени, отчества конкретного получателя, которому адресован буклет, то затраты на его изготовление должны быть включены в состав расходов на рекламу. Если же налогоплательщик рассылает рекламные буклеты на конкретные адреса с указанием ФИО конкретных получателей, то эти расходы признаются расходами, связанными с реализацией этих товаров и могут учитываться в целях налогообложения прибыли в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. См. письма Минфина России от 15.07.2013 N 03-03-06/1/27564, от 04.07.2013 N 03-03-06/1/25596. Это относится и к адресной рассылке информационных материалов (см. письмо Минфина России от 29.11.2013 N 03-03-06/2/51839).
5. Уценка товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Нормируемые затраты на рекламу
Нормируемые затраты на рекламу для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ. Это расходы на:
- приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний (см. также письмо Минфина России от 13.05.2016 N 03-04-06/27433);
- иные виды рекламы, не указанные в предыдущих пунктах.
В письме Минфина России от 23.03.2015 N 03-03-06/1/15750 приведено важное разъяснение. Амортизационные отчисления по "рекламному" имуществу (в частности, по НМА) учитываются в качестве расходов на рекламу. Это значит, что должны соблюдаться ограничения п. 4 ст. 264 НК РФ.
Перечень нормируемых рекламных расходов является открытым, то есть при исчислении налога на прибыль в пределах норм могут учитываться затраты на рекламу, которые прямо в НК РФ не указаны. Так, в письмах Минфина России от 06.12.2012 N 03-03-06/1/631, от 04.12.2012 N 03-03-06/1/623 разъяснено, что затраты по созданию и размещению рекламного видеоролика на телевизионных панелях в торговых залах магазинов могут быть учтены в составе расходов в полном объеме только в случае, если организация, предоставляющая услуги по размещению ролика, зарегистрирована как СМИ. В иных случаях такие расходы подлежат нормированию.
Расходы на проведение научных конференций, тематических семинаров, симпозиумов (в том числе и для работников здравоохранения) с целью привлечения новых клиентов также относятся к иным видам рекламы и учитываются для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1% выручки от реализации (см. также письма Минфина России от 25.11.2013 N 03-03-06/1/50586, от 09.08.2013 N 03-03-06/1/32239).
Также Минфин России в письме от 28.10.2013 N 03-03-06/1/45479 разъясняет, что расходы на рассылку смс-сообщений рекламного характера могут быть учтены в составе расходов для целей налогообложения прибыли на основании п. 4 ст. 264 НК РФ в пределах 1% процента выручки. В письме Минфина России от 30.04.2015 N 03-03-06/1/25297 такое же разъяснение дано в отношении расходов на рекламу товарного знака, а в письме Минфина России от 22.04.2015 N 03-03-06/22913 - в отношении расходов на мерчандайзинг.
Если фактические рекламные расходы организации превышают установленный законодательством предел, то для целей налогообложения прибыли сверхнормативные рекламные расходы в целях налогообложения прибыли не учитываются согласно п. 44 ст. 270 НК РФ.
Рассчитывать предельный размер нормируемых рекламных расходов следует исходя из выручки от реализации без учета НДС и акцизов (см. письмо Минфина России от 07.06.2005 N 03-03-01-04/1/310), поскольку на основании п. 1 ст. 249 НК РФ и пп. 2 п. 1 ст. 248 НК РФ выручка признается доходом от реализации за исключением суммы налогов, предъявленных налогоплательщиком покупателю (приобретателю). Выручка от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. Следовательно, норматив рекламных расходов в течение года меняется. Таким образом, сверхнормативные рекламные расходы, которые не были учтены налогоплательщиком при исчислении налога на прибыль в одном отчетном периоде, могут быть учтены им соответствующим образом в последующих отчетных периодах календарного года (см. письмо Минфина России от 06.11.2009 N 03-07-11/285).
Не являются рекламными расходами подарки сотрудникам и клиентам компании. Стоимость таких подарков не учитывается при налогообложении прибыли на основании п. 16 ст. 270 НК РФ (см. письма Минфина России от 08.06.2010 N 03-03-06/1/386, от 08.10.2012 N 03-03-06/1/523).
Обратите внимание, расходы на рекламные мероприятия, проведенные с нарушением требований Закона N 38-ФЗ, могут быть учтены в целях налогообложения прибыли, если такие затраты являются экономически оправданными и связанными с предпринимательской деятельностью, имеющей своей целью получение прибыли, а также документально подтверждены (см. постановление АС Московского округа от 25.02.2015 N Ф05-621/15).
Тема
Прочие расходы, связанные с производством и реализацией, в целях налогообложения прибыли
См. также
Порядок признания расходов при методе начисления в целях налогообложения прибыли
Порядок определения доходов и расходов при кассовом методе
Признание расходов в целях налогообложения прибыли
Расходы, которые не учитываются в целях налогообложения прибыли
Вычеты по НДС по нормируемым расходам
Бухгалтерский учет расходов на рекламу
Энциклопедия судебной практики
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах