Статья 29.5. Место рассмотрения дела об административном правонарушении

Статья 29.5. Место рассмотрения дела об административном правонарушении

1. Анализ правил ч. 1 и 2 ст. 29.5 показывает, что:

1) по общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту, где оно было совершено. При этом речь идет:

а) об определенном населенном пункте;

б) о конкретном месте, например участке дороги, где водитель транспортного средства был остановлен инспектором ГИБДД за превышение скорости;

2) по ходатайству (оно должно соответствовать требованиям ст. 24.4) лица, в отношении которого ведется дело, оно может быть рассмотрено и по месту жительства такого лица: вопрос решается судьей, органом, должностным лицом, которое осуществляет производство по делу. По результатам рассмотрения такого ходатайства выносится соответствующее определение;

3) если по делу было проведено административное расследование (см. коммент. к ст. 28.7), то оно рассматривается по месту нахождения органа, проводившего такое расследование.

2. Характеризуя правила ч. 3 и 4 ст. 29.5, нужно сказать следующее:

1) дела об административных правонарушениях несовершеннолетних (т.е. лиц в возрасте от 16 до 18 лет, см. коммент. к ст. 2.3) рассматриваются по месту их жительства (обычно комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, см. коммент. к ст. 23.2);

2) до 15.05.06 устанавливалось, что и дела об административных правонарушениях, связанных с невыполнением работодателем соглашения (достигнутого в ходе примирительных процедур), а также с увольнением работника в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки (см. коммент. к ст. 5.33, 5.34), рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. К сожалению, в ч. 3 ст. 29.5 было упущено, что чаще всего административные правонарушения, предусмотренные в ст. 5.33, 5.34, совершают не физические лица (к которым применимо словосочетание "место жительства"), а работодателями - юридическими лицами (в отношении, которых применимо понятие "место нахождения", см. ст. 54 ГК). Видимо, законодатель из-за этого вынужден был уточнить ч. 3 ст. 29.5 Законом N 57 от 29.04.06 - данное положение исключено из ч. 3 ст. 29.5. С другой стороны установлено, что с 15.05.06 дела об административных правонарушениях связанные с неисполнением родителями (законными представителями) несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних (см. об этом коммент. к ст. 5.35) - также рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

3) дела, связанные с вовлечением несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, а также с появлением несовершеннолетних в состоянии опьянения в общественных местах, подлежат рассмотрению по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу (см. коммент. к ст. 6.10, 20.22);

4) дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством (например, за превышение скорости на величину более 60 км/ч, см. коммент. к ст. 22.3), может быть (но не обязательно) рассмотрено по месту учета транспортного средства либо (по общему правилу) - по месту совершения административного правонарушения.

5. О практике применения ст. 29.5 таможенными органами см. приказ ФТС от 24.04.07 "Об утверждении Инструкции о порядке передачи дел об АП на рассмотрение в другой таможенный орган РФ". Судебная практика по применению ст. 29.5 в частности исходит из того, что:

1) удовлетворение ходатайства о направление дела по месту жительства нарушителя ДЛ (при возбуждении им дела об АП), уполномоченным составлять протокол об АП, недопустимо. ДЛ должно занести такое ходатайство в протокол (п. 11 Обзора от 25.03.09);

2) дела о привлечении к административной ответственности ЮЛ в связи с нарушением связанным с деятельностью его филиала (представительства) - подлежит рассмотрению по месту совершения АП или по месту нахождения органа, проводившего административное расследование (п. 1 Пост. N 10);

3) при определении подсудности необходимо также учитывать закрепленные в ст. 29.5 правила о территориальной подсудности. При этом местом совершения АП является место совершения противоправного действия, независимо от места его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если АП совершено в форме бездействия - место где должно было быть совершено действие, выполнена обязанность. Для дел о АП, за совершение которых предусмотрено лишение прав управления ТС в ч. 4 ст. 29.5 установлена альтернативная территориальная подсудность. Орган (ДЛ), составивший протокол об АП, вправе направить материалы на рассмотрение судье по месту учета ТС (п. 3 Пост. N 5);

4) поскольку лицу предоставлено право на рассмотрение дела по месту его жительства, а по делу, влекущем лишение права управления ТС - также право на рассмотрение дела по месту учета ТС - право лица должно быть реализовано и соответствующее ходатайство лица должно быть судом удовлетворено (п. 13 Обзора от 29.11.06).

О случаях, когда право лица, в отношении которого ведется производство по АП, на рассмотрение дела по месту его жительства может быть ограничено при необходимости защиты публичных интересов или интересов других участников производства по АП см. п. 9 Обзора от 16.09.09).