Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

1. Анализ правил ч. 1 ст. 25.1 позволяет сделать ряд выводов:

1) они (так же как и вся ст. 25.1) посвящены лицу, относительно которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Другим участникам производства посвящены нормы ст. 25.2-25.11 (см. коммент. к ним);

2) лицо, в отношении которого ведется производство по делу, вправе:

а) знакомиться со всеми материалами дела (т.е. читать их, делать выписки, снимать копии и т.п.);

б) давать объяснения (на русском языке, а если он не владеет русским языком - на другом языке с учетом правил ст. 24.2, см. коммент. к ней). Однако обязать его давать объяснения нельзя: если лицо воздерживается от дачи объяснений, это не означает, что он признает свою вину; и в данном случае презумпция невиновности сохраняет свое действие (см. коммент. к ст. 1.5);

в) представлять доказательства (в т.ч. письменные, вещественные, иные, см. коммент. к ст. 26.2);

г) заявлять ходатайства (в письменной форме и на любой стадии производства по делу об административном правонарушении, см. коммент. к ст. 24.4);

д) заявлять отводы (например, судье, который рассматривает дело об административном правонарушении, см. коммент. к ст. 25.12, 25.13);

е) пользоваться юридической помощью защитника (например, адвоката, см. коммент. к ст. 25.5);

ж) пользоваться иными процессуальными правами, предусмотренными КоАП (например, правом подавать жалобы, см. коммент. к ст. 30.1, 30.2).

2. Применяя нормы ч. 2 ст. 25.1, нужно иметь в виду, что:

1) по общему правилу производство по делу об административном правонарушении осуществляется в присутствии лица, в отношении которого оно ведется. В любом случае рассмотрение дела должно иметь место с его участием (даже если на других этапах производства по делу об административном правонарушении оно отсутствовало, например, в связи с тем, что еще не было известно);

2) из этого правила есть ряд исключений. В отсутствие лица, в отношении которого ведется производство, дело может быть рассмотрено лишь постольку, поскольку:

а) имеются достоверные данные, подтверждающие, что это лицо было надлежащим образом извещено (т.е. ему было своевременно вручено определение об этом, см. коммент. к ст. 29.4. В любом случае вопрос об извещении должен быть исследован специально, см. коммент. к ст. 29.7) о времени (включая часы и минуты) и месте рассмотрения дела;

б) упомянутое лицо не подавало (либо от него не поступало) ходатайство об отложении рассмотрения дела или (хотя такое ходатайство своевременно и было заявлено) судья, орган, должностное лицо оставили ходатайство без удовлетворения (о чем выносится определение).

С 01.01.08 в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство дело может быть рассмотрено и в случаях, предусмотренных в ч. 3 ст. 28.6 (см. коммент. к ней). О судебной практике применения ч. 2 ст. 25.1 см. п. 5 Обзора от 30.05.07. ВС разъяснил в частности, что суд обязан в соответствии с ч. 2 ст. 25.1 известить лицо, привлекаемое к административной ответственности о месте и времени рассмотрения дела и представить ему возможность участвовать в судебном заседании. О практике применения ч. 2 ст. 25.1 КС см. его определение от 16.10.07 N 666-О-О.

3. Специфика правил ч. 3 ст. 25.1 состоит в том, что:

1) судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе (даже если лицо и не явилось к месту рассмотрения дела либо просило рассмотреть дело в его отсутствие) признать обязательным присутствие лица. Об этом также выносится определение и вручается лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Безусловно, при его неявке судья, орган, должностное лицо вправе отложить рассмотрение дела (п. 4 ч. 1 ст. 29.4);

2) в них определены случаи, когда присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, обязательно, если за данное правонарушение может быть назначено:

а) такое наказание, как административный арест (см. коммент. к ст. 3.9);

б) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (см. коммент. к ст. 3.10).

В этих случаях судья не вправе рассматривать дело без участия лиц, привлекаемых к административной ответственности. ВС разъяснил, что присутствие лица, которому назначено наказание в виде административного ареста или выдворения, при рассмотрении его жалобы в вышестоящем суде не является обязательным, если это лицо извещено надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела и от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения (п. 7 Обзора от 17.09.08).

4. Особенности правил ч. 4 ст. 25.1 состоят в том, что:

1) они подлежат применению, когда дело ведется в отношении несовершеннолетнего (т.е. физического лица, которому уже исполнилось 16 лет, но нет еще 18, см. коммент. к ст. 2.3);

2) несовершеннолетний, в отношении которого рассматривается дело, может быть удален (т.е. это право судьи, органа, должностного лица, но не обязанность: судья, орган, должностное лицо сами решают данный вопрос исходя из обстоятельств дела) с места, где рассматривается дело (например, из кабинета должностного лица), на время рассмотрения обстоятельств, обсуждение которых может оказать на него отрицательное влияние (например, если эти обстоятельства связаны с подробностями интимной стороны жизни его родителей). Об этом необходимо выносить определение.