Обобщение судебной практики по налоговым спорам за май 2004 г.
Обобщение по тематическому критерию
Используемые сокращения
КС РФ - Конституционный Суд Российской Федерации.
ВС РФ - Верховный Суд Российской Федерации.
ВАС РФ - Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
ФАС ЦО - Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
ФАС ДО - Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа.
ФАС МО - Федеральный арбитражный суд Московского округа.
ФАС ПО - Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
ФАС СЗО - Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа.
ФАС УО - Федеральный арбитражный суд Уральского округа.
ФАС ВСО - Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
ФАС ВВО - Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа.
ФАС ЗСО - Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
ФАС СКО - Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Условные обозначения
"!" - дефиниции.
"-" - отрицательная практика.
"+" - положительная практика.
1. Дела КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ
"!"
1.1. Определение КС РФ от 5 февраля 2004 г. N 70-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Юридическая фирма "Юрус" и открытого акционерного общества "Ангелинский элеватор" на нарушение конституционных прав и свобод положениями части второй статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", абзаца второго статьи 3 Закона Краснодарского края "О краевом бюджете на 2000 год" и абзаца второго статьи 3 Закона Краснодарского края "О краевом бюджете на 2001 год""
Установление регионального компонента ставки налога на прибыль в ином размере, нежели 19%, следует рассматривать как право соответствующего субъекта Российской Федерации, но не его обязанность. При отсутствии закона субъекта Российской Федерации, детализирующего региональную часть ставки налога на прибыль, налог считается установленным по ставке 19%.
"-"
1.2. Определение КС РФ от 5 февраля 2004 г. N 69-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Республики Карелия о проверке конституционности положений статьи 4 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации""
Налог на пользователей автомобильных дорог подлежал уплате до конца 2002 г. и был отменен только с 1 января 2003 г. Нормативными положениями, согласно которым налогоплательщики, определившие порядок признания выручки от реализации по мере ее оплаты, должны были исчислить этот налог с суммы дебиторской задолженности, образовавшейся на 1 января 2003 г., тем самым для данной категории налогоплательщиков был изменен объект налогообложения по указанному налогу.
1.3. Определение КС РФ от 5 марта 2004 г. N 75-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы социальной благотворительной некоммерческой организации "Фонд социальной поддержки моряков" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем девятым подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации"
Выплаты районных коэффициентов и процентных надбавок выступают элементами оплаты труда, составной частью заработной платы. Поэтому они не могут отождествляться - без особой оговорки - с компенсациями, о которых идет речь в оспариваемом положении ст. 238 НК РФ, призванными возместить работникам конкретные затраты, связанные именно с непосредственным выполнением работниками своих трудовых обязанностей (т.е. обусловленные реальными расходами, такими, как расходы на переезд на работу в другую местность и командировочные расходы).
1.4. Постановление Президиума ВАС РФ от 23 марта 2004 г. N 5063/03
Под ставкой земельного налога, по которой исчисляется налог за конкретный налоговый период, следует понимать установленную местными представительными органами власти ставку, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на тот год, за который уплачивается налог в бюджет.
1.5. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2003 года, утвержденный Постановлением Президиума ВС РФ 7 апреля 2004 г.
Суд правильно не согласился с доводами заявителей о том, что установление в Законе края "О транспортном налоге" порядка уплаты транспортного налога авансом, т.е. до истечения налогового периода, противоречит ст. 55 и 58 НК РФ.
"+"
1.6. Постановление Президиума ВАС РФ от 30 марта 2004 г. N 15511/03
Последующее изменение режима налогообложения не может служить основанием для обязания общества, не являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость, восстанавливать суммы этого налога, правомерно предъявленные к вычету в предыдущих налоговых периодах.
2. Общие вопросы налогообложения
"!"
2.1. Постановление ФАС МО от 28 января 2004 г. по делу N КА-А41/11444-03
Ни статьей 20 НК РФ, ни ст. 40 НК РФ, на которые ссылается истец, не предусматривается возможность переквалификации сделки между взаимозависимыми лицами. Право налогового органа проверять правильность цен, примененных взаимозависимыми лицами, распространяется на договоры, в которых ту или иную цену устанавливают сами участники сделки, т.е. при реализации товаров (работ, услуг). Если реализации нет, то отсутствует и предмет для применения указанных статей НК РФ, а также ст. 39 НК РФ.
2.2. Постановление ФАС МО от 9 февраля 2004 г. по делу N КА-А40/198-04
Пунктом 1 ст. 81 НК РФ не предусматривается представление уточненной декларации при завышении суммы налога.
"+""+"
2.3. Постановление ФАС УО от 14 февраля 2001 г. по делу N Ф09-175/2001-АК
Действующим налоговым законодательством (ст. 83 НК РФ) не предусмотрена повторная постановка на налоговый учет налогоплательщика в том же налоговом органе при приобретении транспортного средства, которое находится по месту нахождения налогоплательщика.
2.4. Постановление ФАС ДО от 24 декабря 2003 г. по делу N Ф03-А49/03-2/3151
Суд отклонил довод налогового органа, что выдача продуктов питания работникам в счет погашения заработной платы признается реализацией товара. В таком случае передача продуктов работникам не является гражданско-правовой сделкой, а ссылка налогового органа на п. 1 ст. 39 НК РФ несостоятельна.
3. Уплата и возврат налогов
"!"
3.1. Постановление ФАС ДО от 11 февраля 2004 г. по делу N Ф03-А73/03-2/3629
Из буквального толкования п. 4 и 9 ст. 78 НК РФ следует, что проценты могут начисляться только на не возвращенную в установленный срок сумму излишне уплаченного налога. Порядок зачета излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей урегулирован правовой нормой, которой не предусмотрено начисление процентов в случае произведенного с нарушением установленного срока зачета.
3.2. Постановление ФАС СЗО от 26 февраля 2004 г. по делу N А52/2613/2003/2
Третье лицо вправе уплатить за налогоплательщика сумму налога, и налогоплательщик считается исполнившим обязанность по уплате этого налога при подтверждении наличия обязательств между налогоплательщиком и третьим лицом.
"+""-"
3.3. Постановление ФАС ЗСО от 11 мая 2004 г. по делу N Ф04/2576-283/А67-2004
Поскольку возврат налога представляет собой форму возмещения, применяющуюся только по заявлению налогоплательщика, суд отклонил довод предпринимателя о том, что его письмо, не содержащее указания на способ возмещения, является заявлением о возврате налога.
"+"
3.4. Постановление ФАС ПО от 12 мая 2003 г. по делу N А12-4835/02-С42
В соответствии с Правилами по применению порядка проведения реструктуризации задолженности организация не утрачивает права на реструктуризацию кредиторской задолженности по федеральным налогам и сборам при наличии задолженности по текущим платежам по местным и региональным налогам.
3.5. Постановление ФАС ЗСО от 26 апреля 2004 г. по делу N Ф04/2206-708/А45-2004
Допущенная ошибка в указании кода бюджетной классификации не повлекла за собой зачисления в иной бюджет суммы налога, своевременно поступившей в областной бюджет. Следовательно, основания для начисления пеней, предусмотренные ст. 75 НК РФ, отсутствуют.
4. Налог на добавленную стоимость
"!"
4.1. Постановление ФАС СКО от 4 февраля 2004 г. по делу N Ф08-229/2004-102А
Сопоставление редакций подп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ показывает сужение предоставляемой налоговой льготы в отношении ремонта судов. Если в первоначальной редакции речь шла о ремонтных работах в целом, то в последующей редакции говорится о ремонтных работах судов в период стоянки в портах. Таким образом, условиями применения льготы при осуществлении ремонта являются: стоянка судна и нахождение его в порту. Факт нахождения завода на территории порта сам по себе не влечет за собой безусловного применения налоговой льготы. Доказыванию подлежит факт стоянки судна и взаимосвязь выполняемого ремонта со стоянкой в порту. Стоянка судна должна подтверждаться справкой морской администрации порта Новороссийск.
4.2. Постановление ФАС ВСО от 22 марта 2004 г. по делу N А78-3292/03-С2-8/191-Ф02-813/04-С1
В нарушение требований ст. 165 НК РФ общество не представило в налоговый орган договор комиссии при реализации товаров на экспорт через комиссионера; дополнения (приложения) к внешнеэкономическим контрактам, заключенным комиссионером, в которых согласованы номенклатура товара, технические условия, цены; выписки банка, подтверждающие поступление валютной выручки.
Не может быть принят во внимание довод налогоплательщика, что суд в нарушение норм процессуального права не исследовал представленные обществом при рассмотрении настоящего дела документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов.
"-"
4.3. Постановление ФАС УО от 22 марта 2004 г. по делу N Ф09-1017/04-АК
Тот факт, что общество не представило доказательств существования поставщика в качестве юридического лица на момент совершения сделки, свидетельствует о недобросовестности действий и злоупотреблении правом, предусмотренным ст. 164 НК РФ, со стороны налогоплательщика.
4.4. Постановление ФАС УО от 24 марта 2004 г. по делу N Ф09-1109/04-АК
Вывод налогового органа об отсутствии у налогоплательщика правовых оснований для применения налогового вычета при исчислении НДС является правомерным, поскольку материалами дела подтвержден и заявителем не опровергнут факт расчетов общества с поставщиками товаров заемными векселями, без реально понесенных налогоплательщиком затрат.
4.5. Постановление ФАС ЗСО от 5 апреля 2004 г. по делу N Ф04/1713-601/А27-2004
Оплата произведена векселями Сбербанка России, полученными у общества в счет денежных средств по договору займа. Денежные средства по договору займа не были возвращены. Таким образом, на момент передачи векселей в счет оплаты поставленных товаров налогоплательщик не понес фактических затрат на приобретение векселей. Расчеты с поставщиками неоплаченными векселями нельзя признать оплатой товаров в целях налогообложения.
4.6. Постановление ФАС ЦО от 16 апреля 2004 г. по делу N А09-13323/03-17
Установленная НК РФ обязанность предпринимателей уплачивать НДС не создает для налогоплательщика менее благоприятных условий, так как не влечет за собой изменения порядка его налогообложения, дополнительных затрат или уменьшения его дохода.
Поскольку изменения налогового законодательства не создали для предпринимателя менее благоприятных условий по сравнению с имевшимися ранее, ст. 9 Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" применению не подлежит.
"+"
4.7. Постановление ФАС СКО от 17 декабря 2003 г. по делу N Ф08-4946/2003-1906А
Позиция налогового органа заключается в том, что общество не является производителем котла Пр-70/6М, в то время как порядок определения налоговой базы при исчислении НДС по авансовым или иным платежам, полученным организациями-экспортерами в счет предстоящих поставок товаров, облагаемых по налоговой ставке 0%, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 г. N 602, распространяется только на российские юридические лица, получившие авансовые или иные платежи после 1 января 2001 г. в счет предстоящих поставок на экспорт товаров собственного производства.
Суд пришел к выводу, что данным порядком ограничивается круг лиц, обладающих правом на применение подп. 1 п. 1 ст. 162 НК РФ, только производителями товаров, что не следует из содержания ст. 162 НК РФ.
4.8. Постановление ФАС МО от 23 декабря 2003 г. по делу N КА-А40/10012-03
Доводы налогового органа о наличии "схем", цель которых - незаконное возмещение из бюджета денежных средств, суд не принял, поскольку в обоснование данного утверждения доказательств не представлено, в то время как в соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на налоговый орган.
4.9. Постановление ФАС МО от 5 февраля 2004 г. по делу N КА-А41/213-04
Налоговым законодательством право на налоговые вычеты не поставлено в зависимость от результатов встречных проверок поставщиков налогоплательщика и от уплаты НДС в бюджет этими лицами.
4.10. Постановление ФАС МО от 5 февраля 2004 г. по делу N КА-А40/301-04
Суд указал, что НК РФ не содержит запрета на замену счета-фактуры на экземпляр, приведенный в соответствие с требованиями ст. 169 НК РФ. Довод налогового органа, что налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты только в том налоговом периоде, когда были представлены исправленные, надлежащим образом оформленные счета-фактуры, не основан на положениях ст. 172 НК РФ, которой также не устанавливается запрет на представление исправленных счетов-фактур.
4.11. Постановление ФАС МО от 11 февраля 2004 г. по делу N КА-А41/515-04
Суд указал, что не является основанием к отмене судебного акта довод налогового органа со ссылкой на ст. 81 НК РФ о том, что счета-фактуры, представленные после проведения выездной налоговой проверки, не могут быть исправлены. Статьей 81 НК РФ установлен порядок внесения дополнений и изменений в налоговую декларацию, а в данном случае представление обществом исправленных счетов-фактур не повлекло за собой изменения налоговой декларации.
4.12. Постановление ФАС СЗО от 6 февраля 2004 г. по делу N А56-18866/03
Часть платежей внес сам налогоплательщик, а часть - третьи лица по договорам займа. Момент погашения данного займа налогоплательщиком при использовании им права на налоговые вычеты, предусмотренного ст. 171 НК РФ, не имеет в данном случае правового значения. Следовательно, общество правомерно предъявило к вычету спорную сумму налога.
4.13. Постановление ФАС СЗО от 3 марта 2004 г. по делу N А56-19561/03
Несостоятельным является довод налогового органа, что представленные в налоговый орган документы не переведены на русский язык, чем нарушены требования ст. 165 НК РФ. Названной нормой не установлена обязанность налогоплательщика представить перевод документов, составленных на иностранном языке.
4.14. Постановление ФАС СЗО от 11 марта 2004 г. по делу N А56-29447/03
В соответствии с НК РФ налог на добавленную стоимость не начисляется на убытки.
4.15. Постановление ФАС СЗО от 29 марта 2004 г. по делу N А52/3283/03/2
Счета-фактуры содержат необходимые в силу подп. 2 п. 5 ст. 169 НК РФ сведения о продавце и покупателе товаров (работ, услуг) - грузоотправителе и грузополучателе соответственно, поэтому в графах "Грузоотправитель" и "Грузополучатель" указано "он же", что свидетельствует о наличии в счетах-фактурах сведений, указанных в подп. 3 этой же нормы.
4.16. Постановление ФАС ЗСО от 24 февраля 2004 г. по делу N Ф04/813-168/А45-2004
Ссылку налогового органа на п. 17 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н, и п. 2 ст. 256 НК РФ, где указано, что земельный участок не подлежит амортизации, суд признал несостоятельной, поскольку НК РФ не предусмотрено такого основания отказа в возмещении НДС.
4.17. Постановление ФАС ЦО от 9 марта 2004 г. по делу N А64-2972/03-11
Поскольку НК РФ не содержит норм, предусматривающих необходимость восстановления сумм НДС по приобретенным основным средствам и товарно-материальным ценностям, ранее возмещенным (принятым к вычету) в установленном законом порядке, в случае если налогоплательщик перешел на упрощенную систему налогообложения, в действиях общества отсутствуют признаки состава правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ. В связи с этим суд отказал налоговому органу в удовлетворении заявленных требований.
4.18. Постановление ФАС УО от 22 марта 2004 г. по делу N Ф09-1019/04-АК
Суд указал, что ссылка налоговой инспекции на нарушения, допущенные налогоплательщиком при оформлении расчетных документов, несостоятельна, поскольку налоговому органу в дальнейшем были представлены счета-фактуры, соответствующие требованиям п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ.
4.19. Постановление ФАС УО от 12 апреля 2004 г. по делу N Ф09-1376/04-АК
Денежные средства, поступившие за отгруженную продукцию в одном налоговом периоде, не могут рассматриваться как авансовые платежи и увеличивать налоговую базу в порядке, предусмотренном ст. 162 НК РФ.
4.20. Постановление ФАС ВСО от 23 марта 2004 г. по делу N А19-6686/03-44-Ф02-806/04-С1
Платеж, поступивший от иностранного покупателя в том же налоговом периоде, когда экспортирован товар, не является авансовым.
4.21. Постановление ФАС ДО от 2 апреля 2004 г. по делу N Ф03-А37/04-2/474
Суд признал ошибочным вывод налогового органа, что сумма процентов, полученная предпринимателем за несвоевременное исполнение договора контрагентом, подлежит включению в облагаемую НДС базу.
Статья 162 НК РФ не содержит положений об увеличении налоговой базы на сумму таких штрафов и пени. Более того, законодатель Федеральным законом от 29 декабря 2000 г. N 166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 2001 г. исключил из содержания ст. 162 НК РФ пункт 5, допускавший включение в облагаемую НДС базу сумм санкций, полученных за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров (контрактов), предусматривающих переход права собственности на товары (выполнение работ, оказание услуг). Причем при определении налоговой базы в этом случае учитывались только суммы санкций в части превышения полученных сумм над суммами, исчисленными исходя из ставки рефинансирования Банка России. Аналогичное положение соответственно было исключено из ст. 171 НК РФ (п. 9).
5. Налог на прибыль
"!"
5.1. Постановление ФАС ПО от 26 февраля 2004 г. по делу N А55-3040/03-5
Поскольку понятие "прибыль, остающаяся в распоряжении организации" налоговым законодательством специально не определено, в силу п. 1 ст. 11 НК РФ оно определяется по правилам бухгалтерского учета и совпадает с суммой нераспределенной прибыли. В Законе РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-I "О налоге на прибыль предприятий и организаций" речь шла об остающейся в распоряжении организации прибыли, которая может иметь место в текущем налоговом периоде, а не об оставшейся прибыли предыдущих налоговых периодов.
5.2. Постановление ФАС УО от 7 апреля 2004 г. по делу N Ф09-1347/04-АК
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ затраты, понесенные налогоплательщиком, должны быть документально подтверждены, т.е. оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
"+"
5.3. Постановление ФАС МО от 12 февраля 2004 г. по делу N КА-А40/161-04
Денежные средства, полученные по договору беспроцентного займа, не являются объектом обложения налогом на прибыль.
5.4. Постановление ФАС ЗСО от 16 марта 2004 г. по делу N Ф04/1317-177/А27-2004
Предусмотренные ст. 78 НК РФ правила зачета излишне уплаченного налога распространяются на излишне уплаченные суммы авансовых платежей по налогу на прибыль.
5.5. Постановление ФАС СЗО от 5 апреля 2004 г. по делу N А56-32668/03
Суд сделал вывод, что при получении беспроцентного займа не происходит безвозмездного оказания услуги организации-заемщику. Организация не получает доходов, которые можно было бы оценить, а следовательно, в таком случае отсутствует объект обложения налогом на прибыль.
5.6. Постановление ФАС УО от 8 апреля 2004 г. по делу N Ф09-1311/04-АК
Согласно п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
6. Иные налоги
"!"
6.1. Постановление ФАС ДО от 24 декабря 2003 г. по делу N Ф03-А51/03-2/2720
Суд установил, что общество перечислило банку денежные средства в счет оплаты приобретенных физическими лицами акций. В дальнейшем между обществом и физическими лицами заключены договоры купли-продажи векселей, согласно которым обществу передаются простые векселя физических лиц со сроком платежа по представлению на сумму соответствующей задолженности за акции. Суд указал, что возникшие отношения фактически являются отношениями по предоставлению беспроцентного займа, которые в силу ст. 235-237 НК РФ служат основой для начисления единого социального налога с экономии на процентах.
"-"
6.2. Постановление ФАС ПО от 9 марта 2004 г. по делу N А49-3598/03-164А/22
При расчете земельного налога его средние ставки применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами, содержащими нормы прямого действия. Введение поправочных коэффициентов законами о федеральном бюджете на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству, сами коэффициенты относятся не к ставке земельного налога, а к порядку его исчисления.
6.3. Постановление ФАС ЗСО от 28 апреля 2004 г. по делу N Ф04/2210-870/А27-2004
Суд сделал вывод о неправомерном исключении обществом из налогооблагаемой базы по единому социальному налогу выплаты в виде материальной помощи неработающим пенсионерам и членам семей умерших пенсионеров, а также выплаты работнику организации в связи со смертью его брата.
"+"
6.4. Постановление ФАС СКО от 22 апреля 2003 г. по делу N Ф08-1246/2003-470А
Поскольку новогодние подарки для детей и сувенирные часы для работника банка оплачены из прибыли налогоплательщика, суд пришел к выводу об обоснованном невключении налогоплательщиком в облагаемую базу по единому социальному налогу суммы, затраченной на такое приобретение.
6.5. Постановление ФАС ПО от 22 мая 2003 г. по делу N А65-16491/02-СА2-22
У налогоплательщика в 1999-2000 гг. образовалась переплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в связи с признанием Постановлением КС РФ от 23 декабря 1999 г. N 18-П не соответствующими Конституции РФ положений Федеральных законов от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" и от 20 ноября 1999 г. N 197-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год".
6.6. Постановление ФАС ЦО от 17 февраля 2004 г. по делу N А48-3228/03-8
Налоги (сборы), в том числе налог с продаж, незаконно уплаченные в период нахождения на упрощенной системе налогообложения в части, превышающей размер единого налога на вмененный доход, подлежащего уплате в спорный период, являются излишне уплаченными, так как суд установил, а налоговый орган не опровергнул, что предприниматель вносил суммы налога с продаж в бюджет из собственной прибыли.
6.7. Постановление ФАС СЗО от 1 марта 2004 г. по делу N А05-9961/03-12
Коэффициенты, введенные федеральными законами о бюджетах, не являются пределами, упомянутыми в п. 2 ст. 53 НК РФ. Введение коэффициентов не может ограничивать полномочия представительного органа власти в установлении ставок, поскольку такие коэффициенты адресованы не указанному органу власти, а налогоплательщикам и подлежат учету не при установлении конкретной ставки земельного налога, а при его исчислении налогоплательщиками. Следовательно, коэффициент нельзя считать принятым в рамках такого элемента налогообложения, как налоговая ставка.
6.8. Постановление ФАС СЗО от 17 марта 2004 г. по делу N А56-16959/03
Обязанность налогоплательщиков последовательно применять каждый из ежегодно вводимых нормами законов о федеральном бюджете коэффициентов к ставкам земельного налога, определяемым органами власти субъектов Российской Федерации, не предусмотрена ни одним правовым актом.
6.9. Постановление ФАС ВВО от 25 марта 2004 г. по делу N А29-6479/2003а
Пенсионные взносы организации - вкладчика в негосударственный пенсионный фонд по пенсионному договору, заключенному в пользу работников этой организации, не образуют доходов работников физических лиц.
6.10. Постановление ФАС ВВО от 25 марта 2004 г. по делу N А29-6835/2003а
Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы, являющиеся государственными органами пенсионного обеспечения, фактически выполняют функции органов государственной власти и управления и, следовательно, имеют право на льготу, предусмотренную п. 14 ст. 12 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-I "О плате за землю".
6.11. Постановление ФАС ЗСО от 12 апреля 2004 г. по делу N Ф04/1815-185/А27-2004
Поскольку действующим законодательством о налогах и сборах не урегулированы отношения, возникающие при исчислении единого налога на вмененный доход в ситуации, когда на одной площади торгового зала налогоплательщика осуществляется деятельность, облагаемая указанным налогом, и деятельность, налогообложение которой осуществляется в общем режиме, при невозможности разделения площади торгового зала, к данным отношениям согласно ч. 6 ст. 13 АПК РФ в силу аналогии закона может быть применено положение Инструкции Госналогслужбы России от 8 июня 1995 г. N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий".
6.12. Постановление ФАС УО от 13 апреля 2004 г. по делу N Ф09-1400/04-АК
Федеральный закон от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым установлен минимальный размер фиксированных платежей страховых взносов, опубликован в "Российской газете" от 31 мая 2002 г.
Ввиду неопределенности в отношении момента, с которого может применяться норма этого Закона, которой определен указанный размер, суд в соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ истолковал такую неясность в пользу налогоплательщика.
7. Налоговый контроль
"!"
7.1. Постановление ФАС ЦО от 8 апреля 2004 г. по делу N А54-3658/03-С18
Суд сделал вывод, что налоговым законодательством не предусмотрены формы налогового контроля, проводимые комиссиями по рассмотрению вопросов отражения в лицевых счетах налогоплательщиков денежных средств, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов.
8. Ответственность
"!"
8.1. Постановление ФАС УО от 15 марта 2004 г. по делу N Ф09-572/04-ГК
Шестимесячный срок давности взыскания налоговых санкций (штрафа) следует исчислять с момента принятия налоговым органом решения о прекращении действия акта о реструктуризации, а не с момента истечения месячного срока после допущения должником нарушения графика погашения задолженности.
8.2. Постановление ФАС СЗО от 9 апреля 2004 г. по делу N А05-12107/03-10
Суд указал, что термин "заведомо" означает, что организация знала или, по крайней мере, должна была знать, что данные, включаемые в декларацию, не соответствуют действительности. То обстоятельство, что организация не устранила ошибку, допущенную в предыдущем отчетном периоде, и продублировала недостоверные данные при декларировании расхода спирта за девять месяцев 2003 г., свидетельствует о ненадлежащем исполнении ей своих обязанностей в сфере отчетности об использовании этилового спирта.
"+"
8.3. Постановление ФАС МО от 5 февраля 2004 г. по делу N КА-А40/99-04
Суд пришел к выводу, что неправильное заполнение счетов-фактур не влечет за собой для общества неблагоприятных последствий в виде привлечения к налоговой ответственности по п. 3 ст. 120 НК РФ.
8.4. Постановление ФАС ЦО от 19 февраля 2004 г. по делу N А36-71/2-03
Суд указал, что ссылка налогового органа на неправильное оформление первичных документов является необоснованной, поскольку суть финансовых и материальных показателей не искажена, и документы содержат необходимую информацию для целей налогообложения.
8.5. Постановление ФАС СЗО от 5 апреля 2004 г. по делу N А26-4420/03-212
Поскольку правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, не являются налоговыми, права налоговых органов в этой области не могут быть выведены из толкования положений НК РФ. Государственный орган имеет право налагать административные санкции только в том случае, когда такое право прямо предоставлено этому органу законом. Ни одним законом, регулирующим уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, не предусматривается право налоговых органов привлекать к ответственности за допущенные в этой области правонарушения.
8.6. Постановление ФАС СЗО от 12 апреля 2004 г. по делу N А05-12441/03-14
Поскольку в ст. 119 НК РФ прямо указано на наступление ответственности в случае непредставления в срок налоговой декларации, основания для применения к обществу ответственности, предусмотренной названной нормой, в случае несвоевременного представления расчета по авансовым платежам по налогу на имущество отсутствуют.
9. Защита прав налогоплательщика
"!"
9.1. Постановление ФАС СЗО от 19 марта 2004 г. по делу N А05-12267/03-13
Санкция за налоговое правонарушение не относится ни к денежным обязательствам, ни к обязательным платежам, поэтому требование налогового органа о взыскании налоговых санкций с должника, к которому применены процедуры банкротства, подлежит рассмотрению арбитражным судом в общем порядке вне рамок процесса о банкротстве.
9.2. Постановление ФАС ВСО от 30 марта 2004 г. по делу N А33-8926/03-С3-Ф02-869/04-С1
Суд указал, что налоговый орган правомерно обратился с заявлением о взыскании налоговых санкций независимо от процедуры банкротства, введенной в организации, поскольку норма п. 1 ст. 104 НК РФ императивна и являлась специальной по отношению к нормам, которые были установлены п. 4 ст. 11, п. 1 ст. 57, ст. 63, ст. 70 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
"-"
9.3. Постановление ФАС ДО от 11 февраля 2004 г. по делу N Ф03-А73/03-2/3652
Доводы налогоплательщика о ничтожности требования об уплате налогов, в связи с чем оно не может служить основанием для вынесения решения в порядке ст. 46 НК РФ, не могут быть приняты во внимание. Требование, в котором не был указан срок его исполнения, было уточнено, и налогоплательщику было выставлено другое, надлежаще оформленное требование, которое и послужило основанием для принятия решения в порядке ст. 46 НК РФ.
9.4. Постановление ФАС ВСО от 23 марта 2004 г. по делу N А10-3543/03-Ф02-385/04-С1
Довод налогоплательщика о неправомерности привлечения его к налоговой ответственности по результатам камеральной проверки не может быть принят во внимание, так как НК РФ не содержит запрета на привлечение к налоговой ответственности за совершение правонарушения, выявленного по результатам камеральной проверки.
9.5. Постановление ФАС МО от 2 апреля 2004 г. по делу N КГ-А40/2237-03
Отыскиваемая налогоплательщиком сумма относится к категории судебных расходов и не может быть предъявлена к взысканию путем подачи иска о взыскании убытков.
"+"
9.6. Постановление ФАС ВВО от 1 марта 2004 г. по делу N А79-5355/2003-СК1-5136
В акте налоговой проверки и решении о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности не указаны обстоятельства совершенного правонарушения, отсутствует расчет начисленного налога, не обоснована ставка, по которой начислен налог. При таких обстоятельствах суд признал недействительным решение налогового органа о взыскании с предпринимателя недоимки по налогу, пеней за его несвоевременную уплату и штрафа.
9.7. Постановление ФАС УО от 24 марта 2004 г. по делу N Ф09-1087/04-АК
Поскольку нормами Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не определены условия, порядок и сроки взыскания со страхователей недоимки по страховым взносам и пени, в силу ст. 2 названного Закона и разъяснений КС РФ арбитражный суд правомерно применил в рассматриваемом споре о взыскании страховых взносов и пени нормы НК РФ, регламентирующие порядок и сроки взыскания налогов и сборов.
9.8. Постановление ФАС ЗСО от 5 апреля 2004 г. по делу N Ф04/1761-329/А46-2004
Установив на основании учредительных документов акционерного общества, что оно имеет семь филиалов, 21 структурное подразделение, часть из которых расположена в иных регионах и городах (Иркутской области, Новосибирске, Красноярске), суд указал, что возможность представления запрашиваемых документов в полном объеме в установленный налоговым органом срок у налогоплательщика отсутствовала.
9.9. Постановление ФАС ВСО от 6 апреля 2004 г. по делу N А19-15309/03-41-Ф02-995/04-С1
Указание в постановлении налогового органа на наличие суммы задолженности по налоговым и иным платежам, превышающей 50% балансовой стоимости имущества общества, не может являться безусловным основанием для ограничения прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества в порядке ст. 77 НК РФ.
9.10. Постановление ФАС СЗО от 13 апреля 2004 г. по делу N А56-38192/03
Допустимыми доказательствами по делу о налоговом правонарушении могут быть признаны только материалы налоговой проверки, полученные и исследованные инспекцией в рамках мероприятий налогового контроля.
"Ваш налоговый адвокат", N 3, III квартал 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru