Учет расходов на рекламу
Организация рекламирует свои товары и услуги: участвует в выставках, раздает сувениры, распространяет буклеты и флаеры, дает объявления в СМИ. Как отражаются в бухгалтерском и налоговом учете расходы на рекламу?
Юридические аспекты
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под объектами рекламирования понимаются товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (п. 2 ст. 3 Закона N 38-ФЗ).
Понятие неопределенного круга лиц поясняется в письме ФАС России от 05.04.2007 N АЦ/4624 (доведено письмом ФНС России от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348). Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
Положения Закона N 38-ФЗ не распространяются:
- на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;
- вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера (см. письмо Минфина России от 05.04.2006 N 03-03-04/1/322, п. 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37);
- информацию о товаре (работе, услуге), его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке;
- любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару (ч. 2 ст. 2 Закона N 38-ФЗ).
Так, например, изготовление и оформление этикеток, наклеек, упаковки и других носителей информации о товаре, которую изготовитель (продавец) обязан доводить до сведения потребителя на основании ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей", не является рекламой.
Отдельными статьями Закона N 38-ФЗ регулируются различные виды рекламы:
- наружная реклама с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта. Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Согласно ч. 2 ст. 19 Закона N 38-ФЗ рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы;
- реклама на транспортных средствах и с их использованием (ст. 20 Закона N 38-ФЗ). Рекламу на транспорте не следует отождествлять с наружной. Это самостоятельный способ распространения рекламы. Размещение рекламы на транспортном средстве осуществляется на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство. При этом использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций запрещено (ч. 2 ст. 20 Закона N 38-ФЗ).
- реклама через СМИ, телекоммуникационные сети и посредством иной печатной продукции:
1) в телепрограммах и телепередачах (ст. 14 Закона N 38-ФЗ);
2) в радиопрограммах и радиопередачах (ст. 15 Закона N 38-ФЗ);
3) периодических печатных изданиях (ст. 16 Закона N 38-ФЗ). Если объем рекламы в периодическом печатном издании не превышает 45% объема одного номера, то такое издание не является специализированным рекламным изданием. Размещение текста рекламы в таком периодическом печатном издании должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы";
4) распространяемая при кино- и видеообслуживании (прерывание рекламой демонстрации фильма, а также совмещение рекламы с демонстрацией фильма способом бегущей строки или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма);
5) распространяемая по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи. Допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы (ст. 18 Закона N 38-ФЗ).
Согласно Закону N 38-ФЗ в понятие телекоммуникационных сетей входит и размещение рекламы в Интернете (ч. 8 ст. 28 Закона N 38-ФЗ). При этом реклама в Интернете может размещаться:
- путем создания баннеров, флайеров, лифлетов, через которые посетители чужого web-сайта попадают на сайт компании;
- путем регистрации доменного имени, создания, поддержания и обновления собственного сайта организации в Интернете.
В силу п. 9 ст. 3 Закона N 38-ФЗ лицо признается спонсором в случае совершения им следующих действий:
1) предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) использования иного результата творческой деятельности;
2) обеспечение предоставления средств для организации и (или) проведения указанных в предыдущем пункте мероприятий.
Бухгалтерский учет
Инструкция к счету |
Типовые проводки к счету 10: по дебету/по кредиту к счету 44: по дебету/по кредиту к счету 60: по кредиту к счету 76: по кредиту к счету 90: по дебету к счету 97: по дебету/по кредиту |
В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 "Расходы организации" расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:
- расходы по обычным видам деятельности;
- прочие расходы.
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99). Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами.
В бухгалтерском учете расходы на рекламу признаются в качестве расходов по обычным видам деятельности (коммерческие расходы) (п. 5, п. 7 ПБУ 10/99).
Расходы организации на рекламу учитываются в том отчетном периоде, в котором фактически были осуществлены, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (п. 16, п. 18 ПБУ 10/99).
Коммерческие расходы, включая затраты на рекламу продукции, согласно Плану счетов учитываются по дебету счета 44 "Расходы на продажу".
1. Реклама в СМИ (объявления в печати, передачи по радио и телевидению)
Для учета имеет значение, в течение какого периода времени проводятся рекламные мероприятия через средства массовой информации. Если этот срок не превышает отчетного периода, расходы отражаются проводкой:
Дебет |
Кредит |
Если же условиями договора со СМИ предусмотрена единовременная оплата, а срок, в течение которого осуществляются рекламные мероприятия, превышает отчетный период, корректнее будет списание расходов через счет 97 "Расходы будущих периодов":
Дебет |
Кредит |
Описание |
учтены расходы будущих периодов |
||
списана сумма рекламных расходов в части, приходящейся на соответствующий отчетный период |
2. Создание рекламных видеороликов (аудиозаписей)
Если договор на создание ролика предусматривает, что исключительное право на использование передается заказчику (ст.ст. 1270, 1285 ГК РФ), и организация планирует использовать рекламный ролик более 12 месяцев, то в учете формируется нематериальный актив (ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов"). А в состав расходов на рекламу в данном случае включаются ежемесячные суммы амортизации.
Подробнее о приобретении, создании и использовании НМА см.:
Учет приобретения НМА за плату,
Учет НМА, созданных в организации,
3. Интернет-сайт
Если интернет-сайт по своим признакам относится к НМА согласно ПБУ 14/2007, то он учитывается в порядке, аналогичном учету других нематериальных активов.
Если же сайт нельзя отнести к нематериальным активам (например, организации не принадлежат исключительные права на сайт) и на нем размещается лишь рекламная информация о ее деятельности в течение срока, превышающего отчетный период, то расходы на такую рекламу следует учитывать по счету 97 и равномерно списывать в течение этого срока на себестоимость продукции:
Дебет |
Кредит |
Описание |
затраты по созданию сайта отнесены на расходы будущих периодов |
||
учтен "входной" НДС |
||
НДС принят к вычету |
Ежемесячно:
Дебет |
Кредит |
Описание |
списана часть расходов по созданию сайта |
4. Наружная реклама
Распространять наружную рекламу организация может самостоятельно либо приобретая услуги третьих лиц (например, рекламных агентств).
Если услуги по размещению наружной рекламы оказывают рекламные компании за определенную плату, то в бухгалтерском учете производятся записи:
Дебет |
Кредит |
Описание |
отражена стоимость рекламных услуг |
||
учтен "входной" НДС |
||
НДС принят к вычету |
Ежемесячно:
Дебет |
Кредит |
Описание |
90, субсчет "Себестоимость продаж" |
списаны расходы на рекламу |
Аналогичные проводки делаются и в том случае, если для размещения наружной рекламы организации используют рекламные конструкции, полученные в аренду.
Стоимость, приобретенной или изготовленной собственными силами рекламной конструкции, учитывается либо в составе МПЗ, либо как основное средство. Порядок учета рекламной конструкции зависит от учетной политики организации и стоимости объекта.
Подробнее см.:
Учет приобретения основных средств за плату,
Учет приобретения "малоценных" основных средств, учитываемых в качестве МПЗ.
5. Участие в выставках, ярмарках, экспозициях, расходы на оформление витрин, выставок-продаж, комнат-образцов и демонстрационных залов
Учет товаров и готовой продукции, переданных в качестве образцов, ведется на отдельных субсчетах к счетам 41 "Товары" и 43 "Готовая продукция".
6. Разработка, издание и распространение рекламных изданий (иллюстрированные прейскуранты, каталоги, брошюры, альбомы, проспекты, плакаты, афиши, рекламные письма, открытки и т.п.)
В бухгалтерском учете такие расходы отражаются проводками:
Дебет |
Кредит |
Описание |
оприходованы рекламные издания в качестве материальных запасов |
||
списана стоимость розданных буклетов и т.п. на рекламные расходы |
||
90, субсчет "Себестоимость продаж" |
списаны расходы на рекламу |
Списание затрат на проведение иных рекламных мероприятий, связанных с деятельностью организации производится по одной из приведенных схем в зависимости от экономического содержания производимых расходов.
Документооборот
Документальным подтверждением расходов на рекламу являются:
- план проведения рекламной кампании на год;
- список мероприятий, которые будут проведены в рамках рекламной кампании;
- смета расходов на проведение рекламных акций;
- договор на оказание рекламных услуг;
- акт об оказании услуг, подписанный организацией, обеспечивающей продвижение рекламной информации;
- отчет о проведении рекламной кампании, организованной собственными силами организации;
- акт на списание материальных ценностей, использованных в рамках рекламной кампании.
Кроме того, в зависимости от вида рекламы, рекламный характер расходов может быть подтвержден:
1) для наружной рекламы - списком адресов размещения рекламных конструкций и фотографиями этой рекламы;
2) для рекламы в Интернете - справкой о количестве размещенной информации, распечатками страниц интернет-сайтов;
3) для рекламы в печатных изданиях - экземплярами печатного издания, в котором размещена реклама, либо его копией;
4) для рекламы в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах - эфирной справкой;
5) для рекламы на транспортных средствах, в метро - утвержденным дизайн-проектом, фотографиями размещенной рекламы с указанием места их размещения и т.д.;
6) для затрат на участие в выставках:
- договором на участие в выставке;
- прайс-листом на услуги и работы организатора выставки;
- планом выставки;
- деловой программой выставки;
- выставочным каталогом;
- актом сдачи-приемки оказанных услуг;
- отчетом об организации и проведении выставки.
Во всех перечисленных документах должно быть указано, что информация распространяется тем или иным способом среди неопределенного круга лиц.
С 2011 года действуют формы бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н. В Отчете о финансовых результатах расходы на рекламу отражают в составе затрат по строке 2120 "Себестоимость продаж" или по строке 2210 "Коммерческие расходы".
В налоговой отчетности расходы на рекламу отражаются по строке 040 (в составе косвенных) приложения 2 к Листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль.
Формы документов Пример Отчета о финансовых результатах Пример приложения 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль |
Налогообложение
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
В налоговом учете расходы на рекламу включаются в состав прочих расходов налогоплательщика, связанных с производством и реализацией (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом учитываются только те расходы, которые отвечают условиям НК РФ, т. е. обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные для получения дохода (см. письмо Минфина России от 04.06.2018 N 03-03-06/1/38065).
В силу п. 4 ст. 264 НК РФ расходы на рекламу, признаваемые организацией, делятся на ненормируемые и нормируемые.
Список ненормируемых рекламных расходов является закрытым. Данные расходы признаются налогоплательщиком в размере фактических затрат. К таким расходам относятся:
1. Распространение рекламы через СМИ (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
2. Размещение световой и иной наружной рекламы, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
3. Участие в выставках, ярмарках, экспозициях, оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов;
4. Изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации. Сюда же относятся затраты на буклеты, лифлеты, флаерсы и т.п. (см. письма Минфина России от 21.05.2010 N 03-03-06/2/93, от 06.12.2006 N 03-03-04/2/254, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.01.2005 N А43-1729/2004-32-152);
5. Уценка товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Нормируемые затраты на рекламу для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ. Это расходы на:
- приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний (см. также письмо Минфина России от 13.05.2016 N 03-04-06/27433);
- иные виды рекламы, не указанные в предыдущих пунктах.
Перечень нормируемых рекламных расходов является открытым и при исчислении налога на прибыль в составе рекламных расходов могут учитываться соответствующие понятию расходов на рекламу затраты, которые прямо в НК РФ не указаны.
Если фактические рекламные расходы организации превышают установленный законодательством предел, то для целей налогообложения прибыли сверхнормативные рекламные расходы в целях налогообложения прибыли не учитываются согласно п. 44 ст. 270 НК РФ.
Рассчитывать предельный размер нормируемых рекламных расходов следует исходя из выручки от реализации без учета НДС и акцизов (см. письмо Минфина России от 07.06.2005 N 03-03-01-04/1/310), поскольку на основании п. 1 ст. 249 и пп. 2 п. 1 ст. 248 НК РФ выручка от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) признается доходом от реализации, за исключением суммы налогов, предъявленных в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).
Выручка от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. Следовательно, норматив рекламных расходов в течение года меняется.
Таким образом, сверхнормативные рекламные расходы, которые не были учтены налогоплательщиком при исчислении налога на прибыль в одном отчетном периоде, могут быть учтены им соответствующим образом в последующих отчетных периодах календарного года (см. письмо Минфина России от 06.11.2009 N 03-07-11/285).
Не принятая к вычету по итогам года сумма НДС по сверхнормативным рекламным расходам не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль на основании п. 44 ст. 270, п. 1 ст. 170 НК РФ.
НДС
Объектом налогообложения для целей исчисления НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ как на возмездной, так и безвозмездной основе (п. 1 ст. 146 НК РФ). Операции и по передаче товаров в рекламных целях не освобождаются от налогообложения, за исключением товаров, расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб. (пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ). Сумма НДС, предъявленная поставщиком таких товаров, должна учитываться в стоимости таких товаров (ст. 170 НК РФ).
Если же товары изначально были приобретены для совершения операций, облагаемых НДС, а потом переданы в качестве рекламных, то суммы НДС, предъявленные поставщиками, приняты к вычету на общих основаниях (п. 2 ст. 171 НК РФ). При дальнейшем использовании таких товаров для осуществления операций, не подлежащих налогообложению, эти суммы НДС подлежат восстановлению (пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ). При этом суммы налога, подлежащие восстановлению, учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ и не включаются в стоимость указанных товаров.
Безвозмездная передача в рамках проведения рекламной акции товаров стоимостью более 100 руб. признается объектом обложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, письма Минфина России от 22.09.2006 N 03-04-11/178, от 08.12.2009 N 03-03-06/1/792, от 11.02.2005 N 03-04-11/30). Налоговая база по НДС определяется исходя из рыночной цены переданной продукции (п. 2 ст. 154 НК РФ).
Пунктом 12 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 разъяснено, что в качестве операции, формирующей самостоятельный объект налогообложения, не может рассматриваться распространение рекламных материалов, являющееся частью деятельности налогоплательщика по продвижению на рынке производимых и (или) реализуемых им товаров (работ, услуг) в целях увеличения объема продаж, если эти рекламные материалы не отвечают признакам товара, то есть имущества, предназначенного для реализации в собственном качестве. Поэтому передача каталогов и брошюр, бесплатно раздаваемых потенциальным покупателям, объектом налогообложения НДС не является, независимо от величины расходов на их приобретение (создание). При этом следует иметь в виду, что оснований для принятия налогоплательщиком к вычету сумм НДС, предъявленных продавцами (изготовителями) указанных рекламных материалов, оснований не имеется (см. письмо Минфина России от 23.10.2014 N 03-07-11/53626).
Вычет НДС по рекламным расходам
Суммы НДС, уплаченные налогоплательщиками по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, облагаемых НДС, подлежат вычету после принятия к учету товаров (работ, услуг) при наличии счета-фактуры поставщика (исполнителя) ( пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).
С 1 января 2015 года второй абзац п. 7 ст. 171 НК РФ утратил силу. С этой даты НДС по нормируемым расходам принимается к вычету в полной сумме, предъявленной налогоплательщику продавцом (не нормируется).
Необлагаемая НДС социальная реклама
На основании пп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ не облагается НДС безвозмездное оказание услуг по производству и (или) распространению социальной рекламы при соблюдении одного из следующих требований к социальной рекламе:
- в социальной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность упоминания о спонсорах составляет не более трех секунд;
- в социальной рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, продолжительность упоминания о спонсорах составляет не более трех секунд и такому упоминанию отведено не более 7 процентов площади кадра;
- в социальной рекламе, распространяемой другими способами, на упоминание о спонсорах отведено не более 5 процентов рекламной площади (пространства).
Эти требования к упоминаниям о спонсорах не распространяются на упоминания в социальной рекламе об органах государственной власти, иных государственных органах и органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о социально ориентированных некоммерческих организациях, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи.
Организация выпускает газету, содержащую только рекламу собственных услуг. Газета зарегистрирована как СМИ и распространяется среди неопределенного круга лиц. Тираж газеты печатается специализированной организацией. Газета распространяется бесплатно.
Стоимость услуг на издание тиража газеты составила 24 000 руб. (в том числе НДС 4000 руб.). При этом расходы на издание одного экземпляра газеты не превышают 100 руб.
В бухгалтерском учете расходы на издание рекламной газеты отражаются так:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб |
Описание |
20 000 |
принят на учет тираж газеты |
||
4000 |
отражен входной НДС |
||
4000 |
предъявленный НДС включен в стоимость тиража газеты |
||
24 000 |
по мере распространения газет их стоимость включается в состав рекламных расходов |
В налоговом учете расходы на издание рекламной газеты могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в полном размере согласно пп. 28 п. 1, абз. 2 п. 4 ст. 264 НК РФ, то есть в сумме 24 000 руб.
Возможные риски
Риск 1. Какие рекламные затраты на участие в выставках в целях налогообложения прибыли не нормируются?
Риск 2. Учитываются ли расходы на размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на рекламных сообщениях и материалах, при отсутствии пометки "реклама" или "на правах рекламы"?
Риск 3. Можно ли учесть расходы на рассылку рекламных материалов по адресам из базы данных потенциальных покупателей?
Риск 4. Облагается ли НДС раздача рекламной продукции (в том числе дегустация), если расходы на приобретение (изготовление) единицы такой продукции превышают 100 руб.?
1. Какие рекламные затраты на участие в выставках в целях налогообложения прибыли не нормируются?
Перечень затрат, относимых к расходам на участие в выставках, в НК РФ отсутствует.
Отрицательная практика
Налоговые органы к ненормируемым расходам на участие в выставках относят:
- расходы на оплату вступительных взносов;
- плату за разрешение на участие в выставке.
Другие же расходы на участие в выставках в целях рекламы, не поименованные в п. 4 ст. 264 НК РФ и отвечающие понятию рекламы и требованиям ст. 252 НК РФ, учитываются для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
Письма Минфина России и ФНС (УФНС): (-) Письмо Минфина России от 26 ноября 2015 г. N 03-03-06/1/68811 (-) Письмо Минфина России от 14 августа 2015 г. N 03-03-06/2/47263 (-) Письмо Минфина России от 12 октября 2012 г. N 03-03-06/1/544 (-) Письмо УМНС России по г. Москве от 15 декабря 2003 г. N 23-10/4/69784 (-) Письмо УФНС России по г. Москве от 19 ноября 2004 г. N 26-12/74944 (-) Письмо УФНС России по Московской области от 20 октября 2004 г. N 06-21/18767 (-) Письмо УФНС России по г. Москве от 14 февраля 2006 г. N 20-12/11376.2 |
Акты судебных органов: (-) Постановление АС Западно-Сибирского округа от 14 июня 2016 г. N Ф04-1853/16 |
Положительная практика
По мнению судей в качестве ненормируемых расходов помимо вышеназванных затрат на участие в выставках можно учесть:
- расходы на изготовление форменной одежды с логотипом для сотрудников компании во время проведения выставки;
- расходы на услуги сторонней организации по оформлению витрин и завозу продукции на выставку;
- стоимость продукции, переданной производителем торговым организациям для участия в выставках;
- изготовление полиграфической продукции.
В постановлении ФАС Волго-Вятского округа указано, что при классификации затрат, включаемых в расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, целесообразно руководствоваться фактическим использованием тех или иных предметов в указанных целях.
Акты судебных органов: (+) Постановление ФАС Московского округа от 25 апреля 2012 г. N Ф05-3280/12 (+) Постановление АС Северо-Кавказского округа от 17 декабря 2015 г. N Ф08-9230/15 (+) Постановление АС Поволжского округа от 6 апреля 2015 г. N Ф06-21696/13 (+) Постановление ФАС Поволжского округа от 2 марта 2006 г. N А55-11685/2005 (+) Постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 февраля 2006 г. N А26-5845/2005-216 (+) Постановление ФАС Уральского округа от 12 января 2006 г. N Ф09-5996/05-С2 (+) Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28 октября 2005 г. N А66-13857/2004 (+) Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13 января 2005 г. N А43-1729/2004-32-152 |
2. Учитываются ли расходы на размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на рекламных сообщениях и материалах, при отсутствии пометки "реклама" или "на правах рекламы"?
Отрицательная практика
Минфин России считает пометку "реклама" или "на правах рекламы" существенным признаком рекламы и при их отсутствии выступает против учета расходов на рекламные сообщения в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на рекламных сообщениях и материалах.
Письма Минфина России и ФНС (УФНС): (-) Письмо Минфина России от 15 июня 2011 г. N 03-03-06/2/94 (-) Письмо Минфина России от 31 января 2006 г. N 03-03-04/1/66 (-) Письмо Минфина России от 27 июня 2007 г. N 03-03-06/1/418 (-) Письмо Минфина России от 5 сентября 2006 г. N 03-03-04/2/201 |
Положительная практика
Судебные органы считают, что пометка "реклама" или "на правах рекламы" не является существенным признаком рекламы, поэтому все судебные решения, касающиеся споров об уменьшении налогооблагаемой прибыли за счет расходов на публикацию информации о компании, не содержащую такие пометки, вынесены в пользу налогоплательщика. В других судебных решениях арбитрами также делался вывод, что отраслевые нормы (в данном случае - нормы законодательства о рекламе) не относятся к нормам налогового права и, следовательно, нарушение таких норм само по себе не может повлечь каких-либо налоговых последствий (при отсутствии специальных указаний в налоговом законодательстве на иное).
Акты судебных органов: (+) Постановление АС Северо-Кавказского округа от 22 июля 2015 г. N Ф08-4603/15 (+) Определение ВАС РФ от 14 апреля 2014 г. N ВАС-4453/14 (+) Постановление Девятого ААС от 24 октября 2011 г. N 09АП-25040/11 (+) Постановление ФАС Северо-Западного округа от 3 апреля 2007 г. N А05-8063/2006-13 (+) Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 января 2006 г. N А42-8823/04-28 (+) Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 2 мая 2006 г. N А33-25404/2005-Ф02-1873/06-С1 |
3. Можно ли учесть расходы на рассылку рекламных материалов по адресам из базы данных потенциальных покупателей?
Отрицательная практика
Налоговые органы и Минфин России разъясняют, что расходы на рекламные материалы, распространяемые путем почтовой рассылки по базе потенциальных клиентов, не учитываются при налогообложении прибыли. Такая рассылка не отвечает понятию рекламы, поскольку направлена конкретным получателям, а не неопределенному кругу лиц.
Письма Минфина России и ФНС (УФНС): (-) Письмо Минфина России от 5 июля 2011 г. N 03-03-06/1/392 (-) Письмо Минфина России от 24 апреля 2006 г. N 03-03-04/1/390 (-) Письмо ФНС России от 11 февраля 2005 г. N 02-1-08/24@ (-) Письмо УФНС России по г. Москве от 16 марта 2005 г. N 20-08/16391 (-) Письмо УФНС России по г. Москве от 9 марта 2005 г. N 20-12/14600 |
Акты судебных органов: (-) Постановление ФАС Московского округа от 28 апреля 2005 г. N КА-А40/3274-05 |
Положительная практика
Согласно позиции, высказанной контролирующими органами в ряде писем, направление рекламных материалов по почте может рассматриваться как индивидуальная оферта. В этом случае расходы учитываются не в качестве рекламных, а на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Есть пример судебного решения, в котором суд сделал аналогичный вывод. Имеется также судебное решение, в котором расходы на рекламу налогоплательщика, который направлял рекламные материалы потенциальным покупателям путем адресной почтовой рассылки, признаются для целей налогообложения прибыли. В письмах Минфина также указывается, что адресная рассылка информационных материалов рекламой не является. Есть примеры судебных решений, в которых делается вывод, что рекламная информация, содержащаяся в смс-сообщениях, рассылаемых абонентам, может отвечать понятию рекламы.
В постановлении АС Поволжского округа от 10.04.2015 г. N Ф06-22201/13 судьи признают неправомерным включение в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, затрат на рассылку почтовых отправлений с рекламными листовками на основании нереальности указанной хозяйственной операции. Однако сама возможность учета названных затрат в целях главы 25 НК РФ не оспаривается.
Письма Минфина России и ФНС (УФНС): (+) Письмо Минфина России от 29 ноября 2013 г. N 03-03-06/2/51839 (+) Письмо Минфина России от 15 июля 2013 г. N 03-03-06/1/27564 (+) Письмо Минфина России от 4 июля 2013 г. N 03-03-06/1/25596 (+) Письмо Минфина России от 3 ноября 2010 г. N 03-03-06/1/688 (+) Письмо ФНС России от 25 апреля 2007 г. N ШТ-6-03/348@ (+) Письмо УФНС России по г. Москве от 18 февраля 2008 г. N 20-12/015163 (+) Письмо УФНС России по г. Москве от 18 августа 2006 г. N 20-12/74671 |
Акты судебных органов: (+) Постановление ФАС Уральского округа от 30 мая 2011 г. N Ф09-2746/11 (+) Постановление ФАС Московского округа от 14 декабря 2006 г. N КА-А40/12000-06 (+) Постановление ФАС Московского округа от 17 января 2007 г. N КА-А41/12981-06 |
4. Облагается ли НДС раздача рекламной продукции (в том числе дегустация), если расходы на приобретение (изготовление) единицы такой продукции превышают 100 руб.?
Отрицательная практика
Если расходы на приобретение (изготовление) единицы рекламной продукции превышают 100 руб., тогда НДС нужно начислить и уплачивать в бюджет в том же порядке, что и при безвозмездной передаче товаров. При этом входной НДС, относящийся к розданной продукции (товарам, работам, услугам), принимается к вычету в общем порядке. Аналогичный подход встречается и в некоторых судебных решениях.
Письма Минфина России и ФНС (УФНС): (-) Письмо Минфина России от 23 декабря 2015 г. N 03-07-11/75489 (-) Письмо Минфина России от 19 декабря 2014 г. N 03-03-06/1/65952 (-) Письмо Минфина России от 19 сентября 2014 г. N 03-07-11/46938 (-) Письмо Минфина России от 23 октября 2014 г. N 03-07-11/53626 (-) Письмо Минфина России от 4 июня 2013 г. N 03-03-06/2/20320 (-) Письмо Минфина России от 10 июня 2010 г. N 03-07-07/36 (-) Письмо Минфина России от 10 июня 2010 г. N 03-07-07/36 (-) Письмо Минфина России от 21.10.21 октября 2008 г. N 03-07-11/338 (-) Письмо Минфина России от 14 апреля 2008 г. N 03-07-11/144 (-) Письмо Минфина России от 22 сентября 2006 г. N 03-04-11/178 (-) Письмо УФНС России по г. Москве от 9 февраля 2010 г. N 16-15/13276 (-) Письмо УФНС России по г. Москве от 26 октября 2007 г. N 20-12/102577.1 |
Акты судебных органов: (-) Постановление АС Московского округа от 20 июня 2018 г. N Ф05-8543/18 (-) Постановление ФАС Московского округа от 13 мая 2014 г. N Ф05-2657/14 (-) Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17 апреля 2012 г. N Ф04-1292/12 (-) Постановление ФАС Московского округа от 23 марта 2012 г. N Ф05-2018/12 (-) Постановление Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" (-) Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 21 сентября 2011 г. N Ф08-3892/11 |
Положительная практика
Судьи приводят множество аргументов в обоснование того, что расходы на дегустацию, бесплатную раздачу товаров и сувениров в рамках рекламной кампании не облагаются НДС. Например, в постановлении ФАС Северо-Западного округа указано, что передача продукции в рамках рекламной кампании является расходами на рекламу и не может быть квалифицирована как безвозмездная передача товара согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ.
Акты судебных органов: (+) Постановление АС Московского округа от 16 июня 2016 г. N Ф05-7966/16 (+) Постановление Девятого ААС от 9 февраля 2016 г. N 09АП-59482/15 (+) Постановление ФАС Московского округа от 4 апреля 2014 г. N Ф05-2119/14 (+) Постановление ФАС Московского округа от 25 июня 2010 г. N КА-А40/6610-10 (+) Постановление ФАС Северо-Западного округа от 1 сентября 2008 г. N А56-5788/2008 (+) Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 3 мая 2007 г. N А13-16685/2005-21 (+) Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31 августа 2007 г. N А11-306/2007-К2-23/55 (+) Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29 марта 2007 г. N А33-11414/2006-Ф02-1651/2007 (+) Постановление ФАС Центрального округа от 5 марта 2007 г. N А14-15515/2005/631/34 |
Учет расходов на рекламу
Организация рекламирует свои товары и услуги: участвует в выставках, раздает сувениры, распространяет буклеты и флаеры, дает объявления в СМИ. Как отражаются в бухгалтерском и налоговом учете расходы на рекламу?
Формы документов
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Хозяйственные ситуации" - это удобная и наглядная база решений наиболее острых вопросов, возникающих в деятельности предприятия.
Единицей информации является хозяйственная ситуация - некое событие в жизни компании, приводящее к изменению ее экономических показателей.
В Энциклопедии каждая ситуация рассматривается с разных точек зрения, сопровождается всесторонними комментариями, на основе которых Вы сможете быстро найти ответ на вопрос и спланировать свои дальнейшие действия.
Материал подготовлен специалистами компании "Гарант"
См. информацию об обновлениях Энциклопедии
См. содержание Энциклопедии решений. Хозяйственных ситуации