Энциклопедия решений. Расходы на юридические, информационные, консультационные, аудиторские услуги, на публикацию отчетности (в целях налогообложения прибыли)

Расходы на юридические, информационные, консультационные, аудиторские услуги, на публикацию отчетности (в целях налогообложения прибыли)

Для целей налогообложения прибыли к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся:

- расходы на юридические и информационные услуги (пп. 14 п. 1 ст. 264 НК РФ);

- расходы на консультационные и иные аналогичные услуги (пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ);

- расходы на аудиторские услуги (пп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ);

- расходы на публикацию бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также публикацию и иное раскрытие другой информации, если законодательством РФ на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию (раскрытие) (пп. 20 п. 1 ст. 264 НК РФ). В соответствии с ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" утверждение и опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляются в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами.

При этом в НК РФ не предъявляется никаких специальных требований к юридическим, информационным, консультационным, аудиторским и иным аналогичным услугам. Так, например, законодатель не разграничил аудит по его видам (обязательный и инициативный (добровольный)), а целиком отнес аудиторские услуги к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль. Основное, что необходимо учитывать налогоплательщикам, - это соответствие расходов требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ. Они должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение дохода. См. также письмо Минфина России от 07.12.2012 N 03-03-06/1/644.

Налоговые органы требуют, чтобы документальное оформление таких услуг было максимально подробным. При составлении актов об оказании услуг стороны должны указать:

- какие именно услуги;

- в каком объеме услуги оказаны,

- привести расчет цены услуг с разбивкой по составу.

По мнению специалистов Минфина России, положения пп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ не распространяются на расходы по оказанию аудиторских услуг при проведении аудита по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Организация для целей налогообложения прибыли может учесть затраты по проведению аудита отчетности по МСФО (на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ), если эти расходы удовлетворяют требованиям ст. 252 НК РФ в части их экономической обоснованности. См. письма Минфина России от 04.09.2012 N 03-03-06/1/462, от 20.11.2009 N 03-03-06/2/227, от 13.03.2009 N 03-03-06/1/137 и др.

Цена на услуги должна соответствовать рыночному уровню цен на аналогичные услуги в регионе, где они оказаны, чтобы исключить получение необоснованной налоговой выгоды. Кроме того, контролирующие органы считают, что понесенные расходы на подобные услуги должны приводить к положительному экономическому результату, а у налогоплательщика в штате не должно быть сотрудников, в чьи должностные обязанности входит исполнение аналогичных функций (см. письма Минфина России от 06.12.2006 N 03-03-04/2/257, УФНС по г. Москве от 07.12.2004 N 26-12/78777).

Однако НК РФ не предоставляет налоговым органам права оценивать расходы, понесенные налогоплательщиком, с позиции их экономической эффективности и целесообразности. Конституционный Суд РФ в своих определениях от 04.06.2007 N 320-О-П и от 04.06.2007 N 366-О-П указал, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. На эти определения опирался Минфин России в письме от 16.07.2008 N 03-03-06/1/83, разъясняя, что для признания при налогообложении прибыли расходов на юридические услуги достаточно их соответствия требованиям ст. 252 НК РФ.

Суды приходят к выводу, что НК РФ не устанавливает безусловной связи между признанием указанных расходов экономически оправданными и отсутствием структурных подразделений, должностных лиц, решающих те же задачи (см. постановления ФАС Северо-Западного округа от 13.11.2006 N А56-20288/2005 и от 04.10.2005 N А66-12629/2004, ФАС Северо-Кавказского округа от 31.03.2011 по делу N А53-16764/2010).

А вот по поводу наличия конкретных результатов от оказания консультационных, информационных и прочих подобных услуг мнения судей разделились. Есть примеры судебных решений, согласно которым расходы на информационные, консультационные и иные аналогичные услуги можно учесть, даже если подтверждающие документы не содержат конкретных рекомендаций для налогоплательщика (см. постановления ФАС Северо-Западного округа от 02.04.2007 N А26-6924/2006-25 и от 21.11.2006 N А05-2732/2006-34). В других судебных решениях указано, что если в результате получения услуг конкретных рекомендаций налогоплательщику не выработано, в документах расшифровано, какие конкретно услуги оказывались, то расходы на такие услуги учесть при налогообложении нельзя (см. постановления АС Поволжского округа от 16.02.2015 N Ф06-19883/13, ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.03.2007 N А19-20812/05-20-15, от 22.02.2007 N А19-1558/06-52 и от 24.01.2007 N А10-439/05, ФАС Западно-Сибирского округа от 28.08.2007 N Ф04-5734/2007 и др.).


Тема

Прочие расходы, связанные с производством и реализацией, в целях налогообложения прибыли


См. также

Налоговый учет расходов, связанных с использованием справочных правовых систем, бухгалтерских программ и т.д.

Порядок признания расходов при методе начисления в целях налогообложения прибыли

Порядок определения доходов и расходов при кассовом методе

Признание расходов в целях налогообложения прибыли

Бухгалтерский учет расходов на юридические и информационные услуги, на консультационные, аудиторские услуги, на публикацию отчетности

Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности

Составление акта по договору возмездного оказания услуг

Договор на оказание консалтинговых (консультационных) услуг

Договор об оказании юридических (правовых) услуг

Практические ситуации

Построить список

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на апрель 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы


При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, О. Шпилевой и др.