Обобщение судебной практики по налоговым спорам
Обработано 3830 дел. Обобщение по тематическому критерию
Используемые сокращения:
КС РФ - Конституционный Суд Российской Федерации.
ВС РФ - Верховный Суд Российской Федерации.
ВАС РФ - Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
ФАС ЦО - Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
ФАС ДО - Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа.
ФАС МО - Федеральный арбитражный суд Московского округа.
ФАС ПО - Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
ФАС СЗО - Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа.
ФАС УО - Федеральный арбитражный суд Уральского округа.
ФАС ВСО - Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
ФАС ВВО - Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа.
ФАС ЗСО - Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
ФАС СКО - Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Условные обозначения:
! - дефиниции.
+ - положительная практика.
- - отрицательная практика.
1. Дела КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ
!
1.1. Когда Налоговый кодекс Российской Федерации содержит определение того или иного юридически значимого термина, в налоговых отношениях он должен использоваться именно в таком, специальном значении, если даже в других отраслях законодательства ему придается иной смысл.
Определение КС РФ от 5 ноября 2004 г. N 381-О.
1.2. Установление ставок земельного налога должно производиться с одновременным применением всех коэффициентов предшествующих годов, а не по отдельности на соответствующий финансовый год.
Определение ВС РФ от 21 сентября 2004 г. N КАС04-442.
1.3. При решении вопроса о принятии к возмещению НДС, уплаченного с помощью заемных средств, необходимо выявлять, нет ли в поведении налогоплательщика признаков недобросовестного поведения. Оценка добросовестности налогоплательщика предполагает оценку заключенных им сделок, их действительности, особенно в тех случаях, когда они не имеют разумной деловой цели.
Письмо ВАС РФ от 11 ноября 2004 г. N С5-7/уз-1355.
+
1.4. Средства из федерального бюджета, полученные на компенсацию тарифов на электроэнергию, не включаются в налоговую базу по НДС.
Постановление Президиума ВАС РФ от 8 февраля 2005 г. N 11708/04.
2. Общие вопросы налогообложения
!
2.1. Оценка добросовестности налогоплательщика предполагает оценку заключенных им сделок, их действительности, особенно в тех случаях, когда они не имеют разумной деловой цели. Заключенные сделки должны не только формально не противоречить законодательству, но и не вступать в противоречие с общими запретами недопустимости недобросовестного осуществления прав налогоплательщика.
Постановления ФАС МО от 17 ноября 2004 г. по делу N КА-А40/10467-04, от 31 декабря 2004 г. по делу N КА-А40/11574-04-П.
2.2. Введение в Российской Федерации и ее субъектах новых норм налогового законодательства, возлагающих на субъектов малого предпринимательства дополнительные обязанности или иначе ухудшающих положение этих субъектов, не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового налогового регулирования.
Постановление ФАС МО от 29 декабря 2004 г. по делу N КА-А40/12438-04.
2.3. Нормой части 1 ст. 9 Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства" предусмотрено, что, если изменение налогового законодательства создает для субъектов малого предпринимательства менее благоприятные условия по сравнению с ранее действовавшими условиями налогообложения, в течение первых четырех лет деятельности они подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации. Положение предпринимателя в части выполнения обязанностей участника налоговых правоотношений (налогового агента - арендатора муниципального имущества) не ухудшилось, поскольку налоговое законодательство в части порядка исчисления и уплаты арендатором муниципального имущества НДС существенно не изменилось.
Постановление ФАС ВСО от 19 января 2005 г. по делу N А74-2488/04-К2-Ф02-5533/04-С1.
3. Уплата и возврат налогов
+
3.1. В течение двух лет со дня принятия решения о реструктуризации организация соблюдала график погашения задолженности. Так как на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом двухгодичного периода реструктуризации, ее условия нарушены не были, половина долга организации по пеням и штрафам подлежит списанию налоговой инспекцией.
Постановление ФАС СЗО от 30 августа 2004 г. по делу N А05-13350/03-18.
3.2. Если денежные средства своевременно и в полном объеме поступили в соответствующий бюджет, то ошибочное указание кода бюджетной классификации в платежном поручении не влечет для налогоплательщика негативных последствий.
Постановление ФАС МО от 29 декабря 2004 г. по делу N КА-А41/12412-04.
4. НДС
+
4.1. Оплата товара третьими лицами не может служить основанием для отказа налогоплательщику в возмещении НДС по экспортным поставкам.
Постановление ФАС ВВО от 12 июля 2004 г. по делу N А79-687/2004-СК1-651.
4.2. Отсутствие указания в счете-фактуре, в графе адрес грузополучателя и покупателя наименования города, не влечет для налогоплательщика негативных последствий, т.е. данный счет-фактура может служить основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету или возмещению.
Постановление ФАС ВСО от 20 октября 2004 г. по делу N А19-5343/04-45-Ф02-4331/04-С1.
4.3. Применение вычетов по НДС не ставится в зависимость от реализации в соответствующем налоговом периоде товаров (работ, услуг), при приобретении которых налогоплательщиком был уплачен предъявленный к вычету НДС.
Постановление ФАС ВСО от 11 ноября 2004 г. по делу N А19-13484/04-24-Ф02-4617/04-С1.
4.4. Право налогоплательщика на применение налоговых вычетов по НДС не зависит от правильности оформления счетов-фактур контрагентами поставщиков налогоплательщика.
Постановление ФАС ВСО от 23 ноября 2004 г. по делу N А33-11227/04-С3-Ф02-4795/04-С1.
4.5. Вычеты по НДС производятся после принятия товара на бухгалтерский учет, при этом постановка недвижимого имущества на бухгалтерский учет возможна до момента государственной регистрации права собственности на указанное имущество.
Постановление ФАС ВСО от 23 ноября 2004 г. по делу N А74-1824/04-К2-Ф02-4864/04-С1.
4.6. Право налогоплательщика на налоговый вычет поставлено в зависимость от факта уплаты суммы налога при приобретении товара (работы, услуги). Фактическая уплата налога на добавленную стоимость означает, что налогоплательщик должен понести реальные затраты (в форме отчуждения части имущества в пользу поставщика) в связи с уплатой предъявленных поставщиком сумм налога. Суд первой и апелляционной инстанций сделал правильный вывод о том, что организация правомерно предъявила к вычету НДС по товарам, полученным по договору взаимной поставки.
Постановление ФАС ВВО от 30 ноября 2004 г. по делу N А43-2813/2004-16-214.
4.7. Право налогоплательщика на налоговый вычет по НДС не зависит от действий всех поставщиков, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.
Постановление ФАС МО от 7 декабря 2004 г. по делу N КА-А40/11216-04.
4.8. Бюджетные денежные средства, выделенные предприятию для компенсации выпадающих доходов (покрытия убытков) от реализации населению услуг по регулируемым тарифам, имеют целевое назначение и не включаются в облагаемый НДС оборот в случае использования по прямому назначению.
Постановление ФАС УО от 7 декабря 2004 г. по делу N Ф09-5304/04-АК.
4.9. Общество произвело расчеты по договору подряда векселями Сбербанка РФ, приобретенными на заемные средства. Недобросовестность в действиях налогоплательщика не установлена. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что предъявленные обществом к вычету суммы НДС уплачены за счет собственных средств заявителя в соответствии с требованиями п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ.
Постановление ФАС УО от 8 декабря 2004 г. по делу N Ф09-5256/04-АК.
4.10. При частичной оплате основных средств налогоплательщик принимает к вычету НДС по мере его фактической уплаты продавцу, не дожидаясь полного погашения долга.
Постановление ФАС ЗСО от 14 декабря 2004 г. по делу N Ф04-8805/2004(6988-А27-25).
4.11. Товары (технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему), ввозимые на таможенную территорию РФ в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы, НДС не облагаются.
Постановление ФАС УО от 14 декабря 2004 г. по делу N Ф09-5283/04-АК.
4.12. В случае использования в расчетах за приобретенные товары (работы, услуги) собственного имущества налогоплательщика сумма налога к вычету определяется исходя из балансовой стоимости этого имущества при реальности понесенных затрат. Поскольку при расчетах применялись векселя третьих лиц, полученные от покупателей в оплату товаров налогоплательщика, суд сделал правильный вывод о реальности понесенных затрат и соблюдении требований законодательства для применения налоговых вычетов.
Постановление ФАС УО от 16 декабря 2004 г. по делу N Ф09-5364/04-АК.
4.13. При недоказанности налоговым органом обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности налогоплательщика, сам по себе факт непогашения им полной суммы займа не может свидетельствовать об отсутствии у него реальных затрат по уплате налога поставщику и иметь правовое значение для установления права налогоплательщика на применение налоговых вычетов.
Постановление ФАС СЗО от 17 декабря 2004 г. по делу N А56-15877/04.
4.14. При совершении любым из участников договора о совместной деятельности сделки НДС может быть уплачен как участником, ведущим дела, так и участником, фактически совершившим сделку в зависимости от положений договора о совместной деятельности.
Постановление ФАС СКО от 20 декабря 2004 г. по делу N Ф08-6012/2004-2311А.
4.15. Из смысла подп. 18 п. 3 ст. 149 НК РФ следует, что от НДС освобождается стоимость путевки, включающая в себя комплекс предоставляемых услуг, вне зависимости от факта принадлежности на праве собственности оздоровительного учреждения предприятию.
Постановление ФАС ВСО от 21 декабря 2004 г. по делу N А33-3594/03-С3-Ф02-4923/04-С1.
4.16. При частичной оплате экспортируемых товаров налогоплательщик вправе применить ставку НДС в размере 0% в отношении товаров, плата за которые фактически поступила на расчетный счет налогоплательщика.
Постановление ФАС СЗО от 27 декабря 2004 г. по делу N А56-618/04.
4.17. Перевозчик (продавец услуг), указавший в счете-фактуре и получивший НДС, обязан уплатить его в полном объеме в бюджет, а общество (покупатель услуг), уплатившее НДС перевозчику за оказанные транспортные услуги, имеет право на его возмещение из бюджета не зависимо от различного размера ставки налога.
Постановление ФАС ДО от 30 декабря 2004 г. по делу N Ф03-А73/04-2/3730.
4.18. Право налогоплательщика на возмещение из бюджета НДС не связано с отсутствием производителей экспортированного товара по юридическому адресу и с непредставлением отчетности в налоговые органы по месту их учета.
Постановление ФАС УО от 13 января 2005 г. по делу N Ф09-5667/04-АК.
4.19. Замена ранее представленных счетов-фактур на оформленные в установленном порядке не запрещена ни ст. 169 НК РФ, ни главой 21 НК РФ. При этом исправленные счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Постановление ФАС УО от 14 января 2005 г. по делу N Ф09-5798/04-АК.
4.20. Повышенная плата за превышение лимитов сброса сточных вод и загрязняющих веществ НДС не облагается.
Постановление ФАС ВСО от 19 января 2005 г. по делу N А33-12823/04-С1-Ф02-5791/04-С2.
4.21. Право налогоплательщика на возмещение из бюджета суммы НДС не зависит от факта уплаты налога в бюджет поставщиками (субпоставщиками) продукции.
Постановление ФАС ЗСО от 19 января 2005 г. по делу N Ф04-9559/2004(7792-А46-23),
Постановление ФАС СКО от 2 февраля 2005 г. по делу N Ф08-92/2005-34,
Постановление ФАС СЗО от 8 февраля 2005 г. по делу N А56-21565/04,
Постановление ФАС ВВО от 9 февраля 2005 г. по делу N А82-518/2004-27А.
4.22. При изменении режима налогообложения налогоплательщик, не являющийся плательщиком НДС, не обязан восстанавливать суммы этого налога, правомерно предъявленные к вычету в предыдущих налоговых периодах.
Постановление ФАС ВСО от 20 января 2005 г. по делу N А19-9404/04-24-Ф02-5767/04-С1.
4.23. Отсутствие расшифровки подписей лиц, выдавших счет-фактуру, не может служить основанием для отказа в применении налогового вычета по НДС, если не имеется достоверных данных о том, что подписи учинены неуполномоченными лицами поставщика товаров (работ, услуг).
При отсутствии сведений о балансовой стоимости имущества (в том числе векселей), переданного в счет оплаты товаров (работ, услуг), НДС, фактически уплаченный налогоплательщиком при приобретении этих товаров (работ, услуг), к вычету не принимается.
Постановление ФАС ВСО от 20 января 2005 г. по делу N А19-5096/04-30-Ф02-5821/04-С1.
4.24. При приобретении налогоплательщиком оборудования для передачи его по договору лизинга (финансовой аренды) в соответствии со своей уставной деятельностью вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные продавцами налогоплательщику, и производятся в полном объеме после принятия на учет данного оборудования.
Постановление ФАС ВСО от 21 января 2005 г. по делу N А33-6283/04-С3-Ф02-5820/04-С1.
4.25. НДС, уплаченный за налогоплательщика третьими лицами, принимается к вычету при наличии актов взаимозачета между ними. Представленная налоговым органом схема взаимодействия организации
с покупателями импортного товара не свидетельствует о том, что она является недобросовестным налогоплательщиком.
Постановление ФАС СЗО от 26 января 2005 г. по делу N А56-17259/04.
4.26. В качестве документов, подтверждающих право на возмещение НДС при экспорте товара, в силу специфики перевозки лицензионно-технической документации на продукцию военного назначения, могут служить: авиабилеты с указанием аэропорта и багажные квитанции, которые соответствуют по содержанию международной авиационной накладной.
Постановление ФАС ВВО от 14 февраля 2005 г. по делу N А82-8378/2003-15.
-
4.27. Выполнение ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, освобождается от уплаты НДС при наличии у налогоплательщика, осуществляющего эти операции, соответствующих лицензий на осуществление данной деятельности.
Постановление ФАС УО от 14 декабря 2004 г. по делу N Ф09-5288/04-АК.
4.28. Право на налоговые вычеты по НДС возникает у налогоплательщика, если достоверность сведений, указанных в п. 5, 6 ст. 169 НК РФ и отраженных в счетах-фактурах, не вызывает сомнений.
Постановление ФАС ДО от 29 декабря 2004 г. по делу N Ф03-А37/04-2/3603.
4.29. При наличии в действиях налогоплательщика признаков недобросовестности НДС к вычету (возмещению) не принимается.
Постановление ФАС МО от 31 декабря 2004 г. по делу N КА-А40/11574-04-П,
Постановление ФАС УО от 14 января 2005 г. по делу N Ф09-5719/2004-АК,
Постановление ФАС СКО от 2 февраля 2005 г. по делу N Ф08-106/2005-28А,
Постановление ФАС МО от 3 февраля 2005 г. по делу N КА-А40/31-05.
4.30. Из материалов дела усматривается, что взаимоотношения организаций построены таким образом, что выручка за отгруженные товары одной из организаций не поступает, соответственно налоговая база по НДС не возникает, а условия для применения вычетов формально соблюдены. На основании изложенного суд правомерно пришел к выводу, что организация в целях налогообложения не понесла реальных затрат по уплате НДС при оплате товаров, в связи с чем заявитель не имеет права на налоговый вычет до погашения займа.
Постановление ФАС ЗСО от 24 января 2005 г. по делу N Ф04-9513/2004(7876-А67-25).
4.31. Счета-фактуры, содержащие сведения о поставщике товара, не состоящем на налоговом учете и не зарегистрированным в установленном порядке, не могут служить основанием для предъявления сумм НДС к вычету.
Постановление ФАС ВВО от 24 января 2005 г. по делу N А82-1053/2004-15.
4.32. Для получения права на вычет налога на добавленную стоимость необходимо подтвердить в том числе принятие на учет поступившего от поставщиков товара. Подтверждением данного факта служат товарные накладные поставщика товара.
Постановление ФАС ВСО от 10 февраля 2005 г. по делу N А19-15579/04-15-Ф02-7/05-С1.
5. Налог на прибыль
+
5.1. Бюджетные денежные средства, выделенные предприятию для компенсации выпадающих доходов (покрытия убытков) от реализации населению услуг по регулируемым тарифам, имеют целевое назначение. В случае использования по прямому назначению они не увеличивают финансового результата и не учитываются при налогообложении прибыли.
Постановление ФАС УО от 7 декабря 2004 г. по делу N Ф09-5304/04-АК.
5.2. Суммы ассигнований, выделенные из бюджета на финансирование мероприятий целевого назначения и использованные по прямому назначению, финансовых результатов предприятия не увеличивают и при налогообложении прибыли не учитываются.
Постановление ФАС УО от 14 декабря 2004 г. по делу N Ф09-5265/04-АК.
5.3. Расходы налогоплательщика по оплате услуг охраны по соответствующему договору принимаются в целях налогообложения прибыли независимо от наличия соответствующей лицензии у контрагента.
Командировочные расходы, связанные с производственной деятельностью налогоплательщика и документально подтвержденные, учитываются в целях налогообложения прибыли.
Постановление ФАС УО от 16 декабря 2004 г. по делу N Ф09-5364/04-АК.
5.4. Расходы на гостиничное обслуживание (проживание и питание) представителей других организаций, участвующих в переговорах, официальных приемах, относятся к представительским расходам.
Для отнесения к расходам, уменьшающим общую налоговую базу налога на прибыль, затрат на подготовку кадров необходимо, чтобы у соответствующего российского образовательного учреждения имелась лицензия на осуществление деятельности по подготовке (переподготовке) работников, при этом орган, которым должна быть выдана соответствующая лицензия, законодатель не предусматривает.
Постановление ФАС МО от 23 декабря 2004 г. по делу N КА-А40/12097-04.
5.5. Налогооблагаемая прибыль как финансовый результат формируется не применительно к конкретной сделке, а по итогам соответствующего отчетного (налогового) периода.
Постановление ФАС ЦО от 11 января 2005 г. по делу N А64-3387/03-10.
5.6. Для подтверждения расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, налогоплательщик вправе предоставить не только счета-фактуры, но и другие первичные бухгалтерские документы.
Постановление ФАС УО от 13 января 2005 г. по делу N Ф09-5721/04-АК.
5.7. Общехозяйственные расходы, связанные с приобретением и реализацией ценных бумаг, должны учитываться при определении прибыли (убытка) по операциям с ценными бумагами.
Постановление ФАС ВСО от 18 января 2005 г. по делу N А19-9769/04-45-Ф02-5736/04-С1.
5.8. Материальная выгода от экономии на процентах за пользование заемными денежными средствами не является объектом налогообложения по налогу на прибыль.
Постановление ФАС ЗСО от 25 января 2005 г. по делу N Ф04-9581/2004(7896-А45-29).
5.9. Убытки от содержания объектов социально-культурной сферы уменьшают налогооблагаемую прибыль при наличии условий, свидетельствующих о том, что стоимость услуг, условия их оказания и расходы на содержание объектов жилищного фонда не превышают тарифов специализированных организаций.
Постановление ФАС ПО от 27 января 2005 г. по делу N А72-7448/04-12/99.
-
5.10. Затраты на изготовление визитных карточек, расходы по приобретению конвертов для приглашения на торжественный вечер, расходы на размещение объявлений о приеме на работу не могут быть отнесены к расходам на рекламу и, соответственно, уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Изготовление буклетов, значков и ручек с фирменной символикой в рамках празднования юбилея также не относится к рекламе.
Постановление ФАС ПО от 2 декабря 2004 г. по делу N А55-3696/04-8.
5.11. Затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью предприятия, а также расходы, связанные со сбытом продукции, в том числе участие в выставках, включаются в себестоимость продукции и уменьшают налогооблагаемую прибыль, в случае подтверждения указанных расходов документально.
Постановление ФАС УО от 16 декабря 2004 г. по делу N Ф09-5364/04-АК.
5.12. Факт получения обществом займа не подтвержден первичными документами, в связи с чем средства, полученные обществом, являются внереализационным доходом и подлежат обложению налогом на прибыль.
Постановление ФАС СКО от 8 февраля 2005 г. по делу N Ф08-139/2005-67А.
6. Иные налоги
+
6.1. Затраты организации, являющейся заказчиком-застройщиком, на строительство объектов основных средств (монтаж оборудования) на период ведения строительства не облагаются налогом на имущество предприятий. Указанные затраты включаются в расчет среднегодовой стоимости имущества после окончания срока строительства, установленного договором подряда.
Постановление ФАС СЗО от 16 марта 2004 г. по делу N А05-9138/03-28.
6.2. Приобретенные комплектующие, которые не являются самостоятельным объектом основных средств и выполняют свои функции только в составе комплекса какого-либо оборудования, налогом на имущество не облагаются.
Постановление ФАС СЗО от 28 сентября 2004 г. по делу N А56-16861/04.
6.3. Доходы, извлекаемые субъектами предпринимательской деятельности от реализации продукции собственного производства через принадлежащие им (используемые ими) розничные магазины, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
Постановление ФАС СКО от 15 ноября 2004 г. по делу N Ф08-5153/2004-2065А.
6.4. Налоговый вычет по единому социальному налогу производится налогоплательщиком в размере начисленных за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Постановление ФАС ВСО от 30 ноября 2004 г. по делу N А58-1401/04-Ф02-4947/04-С1.
6.5. В случае отсутствия лицензии на право водопользования повышенные ставки платы за пользование водными объектами не применяются при совершении налогоплательщиком всех необходимых действий для получения этой лицензии.
Постановление ФАС УО от 9 декабря 2004 г. по делу N Ф09-5263/04-АК.
6.6. Объектом обложения налогом на игорный бизнес является игровой автомат, а не игровое место.
Постановление ФАС УО от 9 декабря 2004 г. по делу N Ф09-5269/04-АК,
Постановление ФАС УО от 14 декабря 2004 г. по делу N Ф09-5270/04-АК,
Постановление ФАС ЦО от 14 декабря 2004 г. по делу N А68-АП-97/11-04,
Постановление ФАС ПО от 27 января 2005 г. по делу N А72-9109/04-4/192.
6.7. Суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения, выплачиваемой работодателями своим работникам за счет средств, оставшихся в распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
Постановление ФАС УО от 14 декабря 2004 г. по делу N Ф09-5274/04-АК.
6.8. Компенсационные выплаты, связанные с возмещением расходов на оплату стандартных гостиничных услуг, не подлежат обложению ЕСН. Выделение в счете, выставленном гостиницей, отдельных видов стандартных гостиничных услуг, не означает, что гостиница предоставляет дополнительные услуги.
Постановление ФАС МО от 20 декабря 2004 г. по делу N КА-А40/10523-04.
6.9. Выплата организацией своему бывшему руководителю компенсации за досрочное прекращение с ним трудовых отношений является видом компенсационных выплат в связи с увольнением работника, установленных трудовым законодательством РФ.
Постановление ФАС МО от 20 декабря 2004 г. по делу N КА-А40/11908-04.
6.10. Балансодержатель имущества, находящегося на земле, плательщиком земельного налога не является.
Постановление ФАС МО от 24 декабря 2004 г. по делу N КА-А40/11903-04.
6.11. Неправильное указание природопользователем данных в статистической отчетности само по себе не может увеличивать налоговую базу по налогу на добычу полезных ископаемых, если в действительности подходы к запасам не закрыты и их отработка возможна в будущем.
Постановление ФАС ЗСО от 13 января 2005 г. по делу N Ф04-6861/2004(7839-А27-31).
6.12. При производстве кулинарной продукции (в том числе напитков) в автоматизированном режиме (посредством использования машин) и последующей ее реализации в качестве физического показателя при исчислении величины ЕНВД используется площадь для размещения этой машины и потребления продукции (напитков) на месте.
Постановление ФАС ПО от 17 января 2005 г. по делу N А57-8537/04-3.
6.13. Налог с продаж, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, а также налог на пользователей автомобильных дорог являются косвенными налогами. Согласно действующей международной практике экспортируемые услуги косвенными налогами не облагаются.
Постановление ФАС ЗСО от 17 января 2005 г. по делу N Ф04-9485/2004(7745-А45-26).
6.14. Налогоплательщик имеет право на применение налогового вычета по единому социальному налогу в размере начисленных им за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование вне зависимости от их уплаты.
Постановление ФАС ВВО от 7 февраля 2005 г. по делу N А39-3864/2004-272/11.
6.15. Выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников, не являются объектом налогообложения, если они произведены за счет средств, оставшихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль.
Постановление ФАС ВВО от 9 февраля 2005 г. по делу N А31-5392/4.
-
6.16. В отличие от системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности, установленной главой 26.3 НК РФ, на уплату единого сельскохозяйственного налога переводится не конкретный вид предпринимательской деятельности, осуществляемой организацией, а переход осуществляет организация в целом. С учетом данного положения главой 26.1 НК РФ не предусмотрена возможность одновременного применения системы налогообложения для сельскохозяйственных производителей и иного режима налогообложения.
Постановление ФАС ПО от 28 октября 2004 г. по делу N А72-3298/04-6/256.
6.17. Государственные учреждения являются плательщиками единого социального налога.
Постановление ФАС ВСО от 2 декабря 2004 г. по делу N А10-1916/04-Ф02-5023/04-С1.
6.18. Отсутствие документа о праве пользования землей не освобождает налогоплательщика от уплаты налога на землю.
Постановление ФАС ВСО от 23 декабря 2004 г. по делу N А10-1714/04-Ф02-5339/04-С1.
6.19. При исчислении суммы земельного налога необходимо руководствоваться ставками, установленными актами представительных органов местного самоуправления, увеличенными на коэффициент, определенный Законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Постановление ФАС ПО от 13 января 2005 г. по делу N А72-3504/04-8/363.
6.20. Плата за загрязнение окружающей природной среды подлежит внесению за весь период действия Постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении Порядка определения платы за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в случае фактического осуществления плательщиком деятельности, связанной с негативным воздействием на окружающую природную среду.
Постановление ФАС ЗСО от 18 января 2005 г. по делу N Ф04-9555/2004(7816-А45-27).
7. Налоговый контроль
+
7.1. Проведение повторной выборочной выездной проверки налогоплательщика, имеющей целью увеличение размера таможенных платежей, с точки зрения законодательно урегулированного налогового контроля, с учетом интересов налогоплательщика, недопустимо.
Постановление ФАС ДО от 1 декабря 2004 г. по делу N Ф03-А24/04-2/2954.
7.2. Налоговый орган, не имея сведений об учетной политике кооператива, не вправе произвести исчисление НДС методом арифметического подсчета сумм реализации.
Постановление ФАС ЗСО от 1 декабря 2004 г. по делу N Ф04-8512/2004(6701-А03-25).
7.3. При сдаче уточненной налоговой декларации в пределах сроков проведения камеральной налоговой проверки повторного представления документов, подтверждающих экспорт, не требуется, если такие документы были представлены с первоначальной декларацией.
Постановление ФАС УО от 9 декабря 2004 г. по делу N Ф09-5204/04-АК.
7.4. Налоговые органы имеют право исчислять суммы налога, подлежащие уплате, расчетным путем только в случае отсутствия у налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов налогообложения.
Постановление ФАС МО от 31 декабря 2004 г. по делу N КА-А40/12131-04.
7.5. В рамках встречной налоговой проверки налогоплательщик не обязан представлять сведения о своих контрагентах, в отношении которых налоговым органом не проводятся мероприятия налогового контроля.
Постановление ФАС МО от 10 февраля 2005 г. по делу N КА-А40/342-05.
8. Ответственность
+
8.1. Требование налогового органа о предоставлении документов должно содержать конкретный перечень истребуемых документов, в противном случае основания для привлечения налогоплательщика к ответственности за каждый непредставленный документ отсутствуют.
Постановление ФАС МО от 4 ноября 2004 г. по делу N КА-А40/9978-04.
8.2. Срок представления банками по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, НК РФ не установлен. Поэтому привлечение банка к ответственности по п. 1 ст. 135.1 НК РФ неправомерно.
Постановление ФАС МО от 4 ноября 2004 г. по делу N КА-А40/10071-04.
8.3. При наличии у налогоплательщика переплаты по налогу штраф начисляется на сумму налоговой задолженности за минусом переплаты.
Постановление ФАС ВСО от 7 декабря 2004 г. по делу N А19-8352/04-20-Ф02-5016/04-С1.
8.4. Предъявление к вычету сумм начисленных налогоплательщиком страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование, правомерность исчисления которых налоговой инспекцией не оспаривается, при их неуплате не образует состав правонарушения.
Постановление ФАС ЗСО от 12 января 2005 г. по делу N Ф04-9255/2004(7512-А27-31).
8.5. Занижение ЕСН в результате неполной уплаты страхового взноса, являющегося налоговым вычетом, в случае верного исчисления данного страхового взноса не является правонарушением.
Постановление ФАС ВСО от 12 января 2005 г. по делу N А19-20849/04-41-Ф02-5582/04-С1.
8.6. Факт предъявления к вычету сумм правильно начисленных налогоплательщиком страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование при их неуплате не образует состав правонарушения, за которое предусмотрена ответственность.
Постановление ФАС УО от 13 января 2005 г. по делу N Ф09-5718/04-АК,
Постановление ФАС УО от 14 января 2005 г. по делу N Ф09-5742/2004-АК.
8.7. Сумма штрафа за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, исчисляется от суммы платежей только по тем лицам, по которым представлены недостоверные сведения.
Постановление ФАС УО от 13 января 2005 г. по делу N Ф09-5724/04-АК.
8.8. Ответственность за представление декларации по неустановленной (старой) форме налоговым законодательством не предусмотрена.
Постановление ФАС СЗО от 18 января 2005 г. по делу N А05-12603/04-20.
8.9. В случае наличия у налогоплательщика переплаты по налогу в размере, значительно превышающем сумму имеющейся задолженности, основания привлечения налогоплательщика к ответственности отсутствуют.
Постановление ФАС ВСО от 20 января 2005 г. по делу N А19-18553/04-44-Ф02-5756/04-С1.
8.10. При наличии коллизии между нормами налогового законодательства привлечение налогоплательщика к ответственности не допускается ввиду отсутствия вины в совершении налогового правонарушения.
Постановление ФАС СЗО от 24 января 2005 г. по делу N А05-14039/04-13.
-
8.11. Отсутствие денежных средств у налогоплательщика для уплаты налога не исключает его вины в совершении налогового правонарушения.
Постановление ФАС МО от 11 февраля 2005 г. по делу N КА-А40/210-05.
9. Защита прав налогоплательщика
+
9.1. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Постановление ФАС ВВО от 20 октября 2004 г. по делу N А43-5387/2004-32-359.
9.2. Включение в требование об уплате налога суммы ежемесячного авансового платежа, начисленного расчетным путем в течение отчетного периода, является неправомерным.
Постановление ФАС ВСО от 9 ноября 2004 г. по делу N А10-3622/04-3-Ф02-4566/04-С1,
Постановление ФАС ЗСО от 26 января 2005 г. по делу N Ф04-9683/2004(7963-А03-26).
9.3. Инспекция не вправе возвращать поданные налогоплательщиком налоговые декларации без их рассмотрения, если в момент подачи деклараций реорганизуемый налогоплательщик не исключен из государственного реестра юридических лиц и состоит на налоговом учете в данной инспекции.
Постановление ФАС ДО от 14 декабря 2004 г. по делу N Ф03-А73/04-2/3353.
9.4. Срок давности взыскания налога за счет имущества налогоплательщика составляет шесть месяцев.
Постановление ФАС ВСО от 14 декабря 2004 г. по делу N А19-13432/04-20-Ф02-5151/04-С1.
9.5. Налоговым законодательством не предусмотрено обращение налогового органа к налогоплательщику с рекомендательным письмом об уплате налога.
Постановление ФАС МО от 16 декабря 2004 г. по делу N КА-А40/11823-04.
9.6. Пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам подлежат дела, рассмотренные на основании норм, признанных впоследствии неконституционными, а также в случаях, когда придаваемый правоприменительной практикой смысл правовой нормы расходится с ее конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации.
Постановление ФАС МО от 29 декабря 2004 г. по делу N КА-А40/12438-04.
9.7. Требование об уплате налога и пеней может быть признано недействительным, только если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по уплате налога или если нарушения, допущенные при его составлении, являются существенными.
Постановление ФАС СЗО от 13 января 2005 г. по делу N Ф04-1696/2004(7507-А27-26).
9.8. Направление заказным письмом требований налогового органа применимо только в случаях уклонения налогоплательщика от получения требования или невозможности вручить решение и требование основным способом.
Постановление ФАС ВСО от 13 января 2005 г. по делу N А69-1424/04-3-Ф02-5561/04-С1.
9.9. Требование об уплате налога и начисленных по нему пеней должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога и ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог с учетом требований п. 4 ст. 69 НК РФ, в противном случае - данное требование недействительно.
Оспариваемые требования не содержат ссылки на положения законов о налогах и сборах, в силу которых у налогоплательщика возникает обязанность уплатить налог, в большей части не содержат сведений о сумме задолженности, на которую начислены пени. В требованиях не содержится сведений о периоде начисления пеней, а также не указана их ставка. Учитывая характер допущенных нарушений, кассационная инстанция отклоняет доводы заявителя жалобы о том, что данные нарушения являются формальными.
Постановление ФАС ЗСО от 24 января 2005 г. по делу N Ф04-9592/2004(7884-А27-15).
Противоположное решение - Постановление ФАС СЗО от 13 января 2005 г. по делу N Ф04-1696/2004(7507-А27-26).
9.10. Налогоплательщик вправе обратиться в суд с заявлением о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия решения налоговой инспекции (предотвратить списание денежных средств со счетов налогоплательщика до рассмотрения спора по существу) в случае причинения значительного ущерба ненормативным актом налоговой инспекции.
Постановление ФАС СЗО от 1 февраля 2005 г. по делу N А42-13350/04-20,
Постановление ФАС СКО от 1 февраля 2005 г. по делу N Ф08-76/2005-24А.
9.11. В отношении исков к юридическим лицам, для обращения налогового органа в суд в целях взыскания недоимки или пеней по налогам, действует шестимесячный срок, который исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного п. 3 ст. 46 НК РФ для бесспорного взыскания соответствующих сумм.
Постановление ФАС ЗСО от 2 февраля 2005 г. по делу N Ф04-85/2005(8088-А45-15).
-
9.12. При наличии уважительных причин пропуска срока на подачу апелляционной жалобы пропущенный срок подлежит восстановлению.
Постановление ФАС СЗО от 14 января 2005 г. по делу N А56-7613/04.
9.13. При наличии недостаточного остатка денежных средств для взыскания задолженностей по налогам налоговый орган взыскивает недостающую сумму за счет имущества организации-налогоплательщика с учетом сумм, уже взысканных или добровольно уплаченных налогоплательщиком. При этом НК РФ не предусматривает обязанность налогового органа отзывать инкассовые поручения, направленные в банк для взыскания задолженности по налогам, перед принятием решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика.
Постановление ФАС ЗСО от 31 января 2005 г. по делу N Ф04-30/2005(8010-А67-35).
Специалисты департамента налогов и права компании
"ФБК" под руководством старшего юрисконсульта А.А. Яковлева
"Ваш налоговый адвокат", N 3, май-июнь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru