Обобщение судебной практики по налоговым спорам за июнь 2004 г.
Обработано 2896 дел
Обобщение по тематическому критерию
Используемые сокращения
КС РФ - Конституционный Суд Российской Федерации.
ВС РФ - Верховный Суд Российской Федерации.
ВАС РФ - Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
ФАС ЦО - Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
ФАС ДО - Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа.
ФАС МО - Федеральный арбитражный суд Московского округа.
ФАС ПО - Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
ФАС СЗО - Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа.
ФАС УО - Федеральный арбитражный суд Уральского округа.
ФАС ВСО - Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
ФАС ВВО - Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа.
ФАС ЗСО - Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
ФАС СКО - Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Условные обозначения
"!"- дефиниции.
"-"- отрицательная практика.
"+"- положительная практика.
[1] Дела КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ
"!"
1.1. Решение ВАС РФ от 28 ноября 2003 г. N 12906/03
Именно акт налоговой проверки, а не его копия, должен быть вручен совершившему нарушение законодательства о налогах и сборах налогоплательщику.
"-"
1.2. Решение ВАС РФ от 28 мая 2003 г. N 3640/03
Налогоплательщик не доказал, что осуществляемая обработка добытой минеральной воды сернокислым серебром, насыщение ее двуокисью углерода являются фактически обогащением или технологическим переделом этой воды. Таким образом, довод налогоплательщика, что в результате проведения указанной обработки минеральной воды создается новый продукт и реализуется не добытое полезное ископаемое, а иной потребительский товар, является необоснованным.
"+"
1.3. Решение ВАС РФ от 16 января 2004 г. N 14521/03
Суд признал положение абз. 4 п. 11 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20 декабря 2000 г. N БГ-3-03/447, не соответствующим нормам, изложенным в подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ, и не действующим в части предложения следующего содержания: "При отпуске перечисленными выше столовыми на сторону блюд собственного производства освобождение от налога также не предоставляется".
1.4. Постановление Президиума ВАС РФ от 20 апреля 2004 г. N 14771/03
От уплаты земельного налога полностью освобождаются детские оздоровительные учреждения, независимо от источника финансирования. Основанием для применения льготы является использование земельного участка в определенных целях - для организации отдыха и поддержания здоровья детей, т.е. данная льгота предоставляется Законом РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-I "О плате за землю" с целью развития детских оздоровительных заведений в независимости от их организационно-правовой формы.
[2] Общие вопросы налогообложения
"!"
2.1. Постановление ФАС СКО от 17 декабря 2002 г. по делу N Ф08-4592/2002-1610А
Налогоплательщик обязан не только уведомить налоговый орган по месту своего нахождения об образовании в его составе нового обособленного подразделения, но и в установленный п. 4 ст. 83 НК РФ срок подать заявление о постановке на налоговый учет по месту нахождения данного обособленного подразделения.
2.2. Постановление ФАС ПО от 2 октября 2003 г. по делу N А49-2298/03-114А/19
Отказ в переходе на упрощенную систему налогообложения только по мотивам того, что предприятие является государственным, носит дискриминационный характер, так как ставит данные предприятия в вопросах налогообложения в более худшие условия, чем организации, находящиеся в частной собственности.
2.3. Постановление ФАС ВВО от 14 мая 2004 г. по делу N А38-4021-17/504-2003
Согласно подп. "а" п. 1 принятого во исполнение ст. 59 НК РФ Постановления Правительства РФ от 12 февраля 2001 г. N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам," недоимка и задолженность по пеням по федеральным налогам и сборам признаются безнадежными к взысканию и списываются в случае ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Иных оснований для списания недоимки юридических лиц действующим законодательством не предусмотрено.
2.4. Постановление ФАС МО от 24 мая 2004 г. по делу N КА-А40/4025-04
Правовой статус филиалов и представительств иностранных юридических лиц в налоговых отношениях отличается от статуса представительств российских организаций тем, что каждое отделение иностранного юридического лица, находящееся в России, должно рассматриваться не как обособленное подразделение налогоплательщика, а как налогоплательщик и "лицо", реализующее товары (работы, услуги) (п. 2 ст. 11 НК РФ).
[3] Уплата и возврат налогов
"!"
3.1. Постановление ФАС ПО от 18 марта 2004 г. по делу N А06-2317У-13/03
Обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика и если налоговый орган не докажет недобросовестность этого налогоплательщика.
"+"
3.2. Постановление ФАС ДО от 25 февраля 2004 г. по делу N Ф03-А51/03-2/3723
Если в предыдущем периоде у налогоплательщика имелась переплата определенного налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет (внебюджетный фонд), и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, состав правонарушения, предусмотренный ст. 122 НК РФ, отсутствует, поскольку занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом (внебюджетным фондом) в части уплаты конкретного налога.
[4] Налог на добавленную стоимость
"!"
4.1. Постановление ФАС МО от 3 февраля 2004 г. по делу N КА-А40/11323-03
Так как дата, с которой начислены проценты, определена с учетом всех процедурных сроков, установленных п. 4 ст. 176 НК РФ, довод налогоплательщика о начислении процентов до даты составления налоговым органом заключения по форме 21 является необоснованным.
Поскольку п. 4 ст. 176 НК РФ порядок начисления процентов не конкретизирован, суд указал, что с учетом положений п. 1 ст. 11 и п. 7 ст. 3 НК РФ подлежит применению общий порядок расчета процентов, определенный Постановлением Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 8 октября 1998 г. N 13/14, в соответствии с которым проценты рассчитываются исходя из 1/360 ставки рефинансирования Банка России.
4.2. Постановление ФАС МО от 27 мая 2004 г. по делу N КА-А40/4148-04
Налогоплательщик, обратившийся за возмещением, должен быть добросовестным.
4.3. Постановление ФАС ЦО от 26 апреля 2004 г. по делу N А48-3669/03-2
Для целей исчисления НДС авансовыми и иными платежами, полученными в счет предстоящей поставки товаров, будут являться денежные средства, полученные продавцом от покупателя товаров до момента их отгрузки.
4.4. Постановление ФАС СЗО от 13 мая 2004 г. по делу N А56-31979/03
Поскольку ст. 79 НК РФ регулируются правоотношения, сходные с правоотношениями, регламентируемыми ст. 176 НК РФ, суд считает возможным применение аналогии закона. Таким образом, проценты, начисленные на сумму НДС, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются по день фактического возврата налога.
"-"
4.5. Постановление ФАС УО от 26 апреля 2004 г. по делу N Ф09-1544/04-АК
Поскольку на момент заявления налоговых вычетов общество не понесло фактических затрат на уплату налога, суд сделал вывод о правомерном начислении налоговым органом налогоплательщику соответствующих сумм НДС, пени и штрафа.
4.6. Постановление ФАС МО от 26 апреля 2004 г. по делу N КА-А40/2883-04
Налогоплательщик должен фактически уплатить суммы НДС, а поскольку вексель является ничем не обусловленным денежным обязательством, налогоплательщик, использующий для расчетов векселя третьих лиц, имеет право на возмещение (зачет) сумм уплаченного налога в момент передачи векселей, в случае если данные векселя были оплачены.
"+"
4.7. Постановление ФАС ВВО от 15 мая 2003 г. по делу N 2617/5/173
Налоговым кодексом Российской Федерации не установлена обязанность налогоплательщика восстанавливать в бухгалтерском учете НДС по остаткам товарно-материальных ценностей на момент перехода организации на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, а также уплачивать НДС после данного перехода.
4.8. Постановление ФАС ВВО от 2 марта 2004 г. по делу N А28-9679/2003-500/23
При отгрузке товаров на экспорт НДС в сумму контракта не включается, поэтому предоплата, полученная от иностранного покупателя, не содержит НДС и оснований для его исчисления от таких сумм не имеется.
4.9. Постановление ФАС ВВО от 27 мая 2004 г. по делу N А82-6802/2003-15
Несмотря на различия в оформлении налоговых деклараций по внутренним и экспортным оборотам, сроках их проверки и порядке возмещения налоговых сумм, сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по правилам ст. 173 НК РФ. Проведение налоговым органом проверки обоснованности применения налогоплательщиком налоговой ставки 0% и размера налоговых вычетов, а также принятие им решения о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении (п. 4 ст. 176 НК РФ), на установленный п. 1 ст. 173 НК РФ порядок исчисления налога не влияют.
4.10. Постановление ФАС ПО от 28 октября 2003 г. по делу N А12-6049/03-С29
Некачественное оформление третьим лицом грузовой таможенной декларации при доказанности самого факта экспорта товаров, заявленных в декларации, законом в качестве обстоятельства, препятствующего применению нулевой ставки налога, не предусмотрено.
4.11. Постановление ФАС ПО от 9 декабря 2003 г. по делу N А12-7670/03-С25
Российское агентство по государственным резервам (Росрезерв) входит в структуру федеральных органов исполнительной власти. Южное окружное управление Росрезерва является структурным подразделением данного агентства. Комбинат в свою очередь входит в структуру указанного управления и находится в ведении агентства. Поскольку учреждение действует только по поручению или разрешению агентства либо управления, на него распространяется действие подп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ.
4.12. Постановление ФАС МО от 26 декабря 2003 г. по делу N КА-А40/9217-03
Поскольку счет-фактура является не единственным документом, подтверждающим в силу ст. 172 НК РФ право на налоговые вычеты, суд вправе в зависимости от оценки существенности недостатков счет-фактуры сделать вывод о возмещении НДС по совокупности представленных документов.
4.13. Постановление ФАС МО от 29 апреля 2004 г. по делу N КА-А40/3239-04
Указание в санитарно-эпидемиологических заключениях в качестве возможных потребителей продукта не только детей, но и взрослых не является основанием для признания данного продукта не относящимся к детскому питанию. В связи с этим общество обоснованно применило налоговую ставку 10% при реализации продуктов питания.
4.14. Постановление ФАС ДО от 16 марта 2004 г. по делу N Ф03-А73/04-2/256
Пеня, полученная акционерным обществом, связана не с оплатой за реализацию изготовленных нефтепродуктов, а с несвоевременной доставкой перевозчиком нефти, являющейся сырьем для их изготовления. Следовательно, данная пеня не относится к суммам, связанным с расчетами по оплате реализованных товаров, и не увеличивает налоговую базу по НДС.
4.15. Постановление ФАС ЦО от 12 апреля 2004 г. по делу N А64-3024/03-15
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит норм, указывающих на необходимость восстановления сумм НДС по приобретенным основным средствам, ранее возмещенным (принятым к вычету) в установленном законом порядке, в случае если налогоплательщик перешел на упрощенную систему налогообложения.
4.16. Постановление ФАС ЦО от 12 апреля 2004 г. по делу N А09-8042/03-31
Суд указал, что нормы налогового законодательства, в том числе подп. 3 п. 2 ст. 170, ст. 171, 172 НК РФ, на которые ссылается налоговый орган, не содержат требования о восстановлении сумм НДС по приобретенным ранее основным средствам и товарно-материальным ценностям при изменении плательщиком системы налогообложения, в частности при переходе его на уплату единого налога на вмененный доход.
4.17. Постановление ФАС ВСО от 12 апреля 2004 г. по делу N А33-3012/03-С3-Ф02-1080/04-С1
Налоговым законодательством не предусмотрена обязанность налогоплательщика восстановить предъявленный к вычету НДС в случае выбытия (списания) основных средств до полной их амортизации.
4.18. Постановление ФАС УО от 21 апреля 2004 г. по делу N Ф09-1537/04-АК
То обстоятельство, что денежные средства, перечисленные налогоплательщиком в оплату товара, являются заемными, не может служить основанием для отказа налогоплательщику в вычете уплаченного поставщику НДС, поскольку нормами налогового законодательства факт уплаты НДС поставщику не ставится в зависимость от источника поступления денежных средств покупателю.
4.19. Постановление ФАС УО от 22 апреля 2004 г. по делу N Ф09-1533/04-АК
Суд указал, что момент предъявления сумм НДС к вычету связан с моментом приобретения (принятия на учет) товаров (работ, услуг), оформлением счетов-фактур и фактической оплатой (включая сумму налога). В связи с этим неправомерен довод налогового органа, что налогоплательщик неправомерно предъявил к вычету НДС, уплаченный поставщикам за приобретенные материальные ценности, при отсутствии их реализации в данном налоговом периоде.
4.20. Постановление ФАС ЗСО от 5 мая 2004 г. по делу N Ф04/2385-250/А67-2004
В сфере налогообложения, в том числе в области применения вычетов по НДС, расчет налогоплательщика с поставщиками средствами, полученными по договору займа, не может рассматриваться иначе, чем расчет своими собственными средствами.
4.21. Постановление ФАС ЗСО от 5 мая 2004 г. по делу N Ф04/2431-245/А67-2004
Из положений закона не следует, что право налогоплательщика на осуществление налогового вычета находится в зависимости от наличия (отсутствия) у него объектов обложения НДС в соответствующем налоговом периоде.
4.22. Постановление ФАС СЗО от 12 мая 2004 г. по делу N А05-12004/03-12
Законодательство о налогах и сборах не содержит норм, обязывающих налогоплательщика, перешедшего на упрощенную систему налогообложения, восстановить в декларации за налоговый период, предшествующий такому переходу, суммы НДС по товарам, не использованным до указанного перехода.
[5] Налог на прибыль
"!"
5.1. Постановление ФАС СЗО от 3 февраля 2004 г. по делу N А66-5321-03
Общество отразило расходы по списанию попавшего в дорожно-транспортное происшествие автомобиля в соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ в составе внереализационных расходов. Как следует из подп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ, к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, в том числе, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий либо чрезвычайных ситуаций. Дорожно-транспортное происшествие не является чрезвычайной ситуацией. Суд указал, что общество обязано обосновать и документально подтвердить как налоговому органу, так и суду невозможность компенсировать убытки от списания основного средства за счет виновных лиц.
"-"
5.2. Постановление ФАС ДО от 1 апреля 2004 г. по делу N Ф03-А51/04-2/463
Доход от сдачи имущества в аренду в соответствии с действовавшим в 2000-2001 гг. законодательством правомерно не учтен налоговым органом в составе выручки от реализации продукции (работ, услуг), которая (выручка) подлежит уменьшению на общехозяйственные и общепроизводственные расходы при определении налогооблагаемой прибыли.
5.3. Постановление ФАС ЗСО от 5 мая 2004 г. по делу N Ф04/2373-311/А75-2004
Унифицированными формами первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ являются утвержденные Постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. N 100 формы N КС-2 "Акт о приемке выполненных работ", N КС-3 "Справка о стоимости выполненных работ и затрат" и др.
Поскольку акт не соответствует указанным формам, а иные документы (например, договор на строительный подряд) налогоплательщик не представил, суд пришел к выводу о необоснованном отнесении обществом данных затрат на себестоимость работ.
"+"
5.4. Постановление ФАС СЗО от 20 февраля 2004 г. по делу N А56-17837/03
Довод налогового органа, что в соответствии со ст. 308 НК РФ срок приостановления строительных работ присоединяется к сроку выполнения организацией строительных работ, отклонен судом.
5.5. Постановление ФАС УО от 22 апреля 2004 г. по делу N Ф09-1569/04-АК
Поскольку норма п. 1 ст. 257 НК РФ в редакции Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ ухудшила положение налогоплательщика, придание ей обратной силы и применение ее налоговым органом к правоотношениям по определению финансового результата за I квартал 2002 г. противоречит требованиям ст. 5 НК РФ.
5.6. Постановление ФАС ЦО от 7 мая 2004 г. по делу N A64-3958/03-10
В соответствии с подп. 40 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сделок с указанными объектами, платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах, оплата услуг уполномоченных органов и специализированных организаций по оценке имущества, изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости.
[6] Иные налоги
"!"
6.1. Постановление ФАС ВВО от 14 мая 2003 г. по делу N A29-6047/02А
Суд сделал вывод, что если суммы транспортных расходов входили в стоимость реализуемых товаров, то эти суммы входили в объект обложения налогом на пользователей автомобильных дорог, налогом на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
6.2. Постановление ФАС ВСО от 13 апреля 2004 г. по делу N А19-15969/03-24-Ф02-1213/04-С1
Определение КС РФ от 10 апреля 2002 г. N 104-О не имеет обратной силы и не распространяется на правоотношения, возникшие до его провозглашения, а следовательно, при исчислении налога с владельцев транспортных средств за 2000 и 2001 гг. должны применяться ставки налога, установленные Законом Иркутской области от 7 июля 1995 г. N 155 "О территориальном дорожном фонде".
6.3. Постановление ФАС СЗО от 15 апреля 2004 г. по делу N А66-8445-03
Суд посчитал неправомерным довод налогового органа, что положения Закона РФ от 18 октября 1991 г. N 1759-I "О дорожных фондах в Российской Федерации" относительно возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих ставки, определенные названным Законом, а также соответствующие положения законов субъектов Российской Федерации об установлении повышенных ставок этого налога не подлежат применению только с 10 апреля 2002 г., т.е. с момента принятия КС РФ Определения от 10 апреля 2002 г. N 104-О.
"-"
6.4. Постановление ФАС СЗО от 22 января 2004 г. по делу N А13-4217/03-19
Затраты на приобретение объектов недвижимости (зданий, сооружений) включаются в налогооблагаемую базу по налогу на имущество. Суд указал, что в данном случае изменения, внесенные в Инструкцию Госналогслужбы России от 8 июня 1995 г. N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий", не расширили налогооблагаемую базу по сравнению со ст. 2 Закона РФ от 13 декабря 1991 г. N 2030-I "О налоге на имущество предприятий".
6.5. Постановление ФАС СЗО от 12 мая 2004 г. по делу N А66-8582-03
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые в Пенсионный фонд Российской Федерации, не входят в состав единого социального налога, не включены в налоговую систему Российской Федерации и не относятся к числу налогов. Следовательно, организации, указанные в ст. 239 НК РФ, освобождаются только от уплаты единого социального налога, а страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачивают в полном объеме, поскольку специальной нормы о предоставлении льготы по их уплате общественными организациями инвалидов Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не содержит.
6.6. Постановление ФАС УО от 20 апреля 2004 г. по делу N Ф09-1488/04-АК
Поскольку общество имеет лицензию на разработку месторождений полезных ископаемых, которая содержит порядок и условия, связанные с платежами за пользование недрами (в том числе, сроки уплаты и размер платежей), выводы налогового органа, что платежи нужно исчислять исходя из рыночной стоимости добытых полезных ископаемых в отчетном году и ставки, установленной в лицензионном соглашении, суд признал правильными.
"+"
6.7. Постановление ФАС ПО от 27 ноября 2003 г. по делу N А57-11906/02-5
Общество не было обязано уплачивать единый социальный налог с сумм благотворительных выплат неработающим пенсионерам, поскольку такая обязанность возложена на работодателей, производящих выплаты наемным работникам.
6.8. Постановление ФАС СЗО от 12 января 2004 г. по делу N А05-7220/03-14
Суд сделал вывод, что при отсутствии прибыли от реализации ценных бумаг, на которую могут быть отнесены убытки по операциям с ценными бумагами, не имеющими рыночной котировки, отрицательный результат от реализации ценных бумаг в целях налогообложения уменьшает налогооблагаемую прибыль.
6.9. Постановление ФАС СЗО от 3 февраля 2004 г. по делу N А52/2367/2003/2
Вознаграждения, начисленные обществом генеральному директору, членам и секретарю совета директоров по итогам работы за год из прибыли, остающейся в распоряжении акционерного общества, не признаются начисленными по гражданско-правовым договорам, поскольку такие договоры между указанными лицами и обществом не заключались. Следовательно, произведенные налогоплательщиком выплаты в пользу этих физических лиц не являются объектом обложения единым социальным налогом, и страховые взносы с них не уплачиваются.
6.10. Постановление ФАС ЦО от 9 апреля 2004 г. по делу N А35-1556/03-С23
Довод налогового органа, что произведенные выплаты (оплата стоимости подарков, выданных обществом своим работникам, оплата стоимости санаторных и детских путевок) являются материальной выгодой, а поэтому в соответствии с п. 4 ст. 237 НК РФ подлежат обложению единым социальным налогом, был бы правомерен, если бы эти выплаты были отнесены налогоплательщиком к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль.
6.11. Постановление ФАС ЦО от 21 апреля 2004 г. по делу N А35-3949/03-С2
Суд указал, что поскольку денежные выплаты матерям, находящимся в отпуске по уходу за детьми в возрасте от 1,5 до 3 лет, предоставляются лицам на безвозмездной основе, не носят характер возмещения за понесенные их получателями расходы, денежные выплаты данного вида по своей правовой природе фактически являются государственным пособием, которое в силу подп. 1 п. 1 ст. 238 НК РФ единым социальным налогом не облагается.
6.12. Постановление ФАС УО от 19 апреля 2004 г. по делу N Ф09-1462/04-АК
Суд посчитал, что у налогового органа не имелось правовых оснований для начисления заявителю платы за нормативные и сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ за I, II кварталы 2003 г., поскольку в указанный период отсутствовали какие-либо законно установленные нормативы платы.
6.13. Постановление ФАС УО от 5 мая 2004 г. по делу N Ф09-1714/04-АК
Суд подчеркнул, что расходы на обучение работников обусловлены необходимостью повышения их квалификации и произведены в первую очередь в интересах общества, поэтому ЕСН не облагаются.
6.14. Постановление ФАС ВСО от 20 апреля 2004 г. по делу N А33-13129/03-С3-Ф02-1189/04-С1
Пунктом "г" ст. 5 Закона РФ от 13 декабря 1991 г. N 2030-I "О налоге на имущество предприятий" установлено, что стоимость имущества организации, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость железнодорожных путей сообщения.
Статья 5 Закона о налоге на имущество не различает пользователей льготы по налогу на имущество по субъектному составу в зависимости от формы собственности, а предусматривает только одно условие - нахождение на балансе организации указанного в названной статье имущества.
[7] Налоговый контроль
"!"
7.1. Постановление ФАС УО от 19 апреля 2004 г. по делу N Ф09-1478/04-АК
При вынесении решения по результатам выездной налоговой проверки не допускается включение в размер вновь выявленной задолженности по налогам суммы недоимки, установленной в результате предыдущих проверок.
[8] Ответственность
"!"
8.1. Постановление ФАС УО от 15 апреля 2004 г. по делу N Ф09-1460/2004-АК
Сам факт неуплаты налога в бюджет, являющийся признаком состава правонарушения по п. 1 ст. 122 НК РФ, в результате неправильного исчисления налога без документального подтверждения противоправного и виновного характера причин этого деяния не может являться основанием для привлечения к налоговой ответственности.
8.2. Постановление ФАС УО от 6 мая 2004 г. по делу N Ф09-1750/04-АК
По форме и содержанию расчет налога на имущество предприятий отвечает определению налоговой декларации по ст. 80 НК РФ, обеспечивает своевременную уплату налога внутри налогового периода, а значит, несвоевременное представление такого расчета влечет за собой привлечение к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ.
"+"
8.3. Постановление ФАС ВВО от 1 марта 2004 г. по делу N А38-3247-14/406-2003
Из содержания п. 1 ст. 126 НК РФ следует, что ответственность наступает только за непредставление документов, прямо поименованных в законодательном акте о налогах и сборах.
8.4. Постановление ФАС УО от 29 апреля 2004 г. по делу N Ф09-1646/04-АК
Из содержания п. 41 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" и Определения КС РФ от 18 января 2001 г. N 6-О следует, что, поскольку составы ст. 120, 122 НК РФ недостаточно разграничены, они не могут применяться одновременно.
[9] Защита прав налогоплательщика
"!"
9.1. Постановление ФАС МО от 16 апреля 2004 г. по делу N КА-А40/2567-04
Поскольку в установленный срок налоговый орган не направил обществу ни справку об отсутствии неурегулированной задолженности по налогам перед бюджетом, ни мотивированный отказ, не представил доказательств наличия у налогоплательщика задолженности, суд признал бездействие налогового органа незаконным, обязав его выдать обществу справку об отсутствии у последнего неурегулированной задолженности по налогам, обязательным платежам и нарушении законодательства о налогах и сборах.
9.2. Постановление ФАС ВВО от 7 мая 2004 г. по делу N А29-10316/2001А
Основанием освобождения налогоплательщика от начисления пени является наличие причинной связи между невозможностью погасить недоимку и решением налогового органа о приостановлении операций налогоплательщика в банке или о наложении ареста на имущество налогоплательщика.
9.3. Постановление ФАС СЗО от 17 мая 2004 г. по делу N А56-17879/03
Обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней возможно при соблюдении налогоплательщиком установленного ст. 78 НК РФ досудебного порядка урегулирования спора с налоговым органом.
"-"
9.4. Постановление ФАС СЗО от 1 марта 2004 г. по делу N А05-10128/03-20
Письмо налоговой инспекции не является ненормативным актом налогового органа, поскольку содержит информацию (разъяснение) о порядке и условиях регистрации бланков строгой отчетности, в связи с чем суд пришел к выводу, что, поскольку оспариваемое письмо не обладает признаками ненормативного акта (решения), оно не может рассматриваться как акт (решение), дело об оспаривании которого разрешается в соответствии со ст. 27, 29 и главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
9.5. Постановление ФАС ЦО от 23 апреля 2004 г. по делу N А64-3511/03-13
Законодательством о налогах и сборах не предусмотрено в качестве самостоятельного основания для признания недействительными инкассовых поручений несвоевременное доведение до налогоплательщика решения о взыскании налогов и сборов за счет денежных средств.
9.6. Постановление ФАС УО от 28 апреля 2004 г. по делу N Ф09-1613/04-АК
Отсутствие в требовании на момент его направления сведений о размере недоимки, на которую начислены пени, при подтверждении обязанности налогоплательщика по уплате пени в указанных размерах, не свидетельствует о незаконности требования.
9.7. Постановление ФАС МО от 6 мая 2004 г. по делу N КА-А40/3079-04
Ходатайство о приостановлении действия оспариваемых актов налогового органа (в данном случае решения о проведении встречной проверки) не может быть удовлетворено, поскольку налогоплательщик не представил доказательства, свидетельствующие о том, что в случае непринятия обеспечительных мер могут возникнуть последствия, указанные в ч. 2 ст. 90 АПК РФ, а доводы о возможном причинении налогоплательщику материального ущерба носят предположительный характер и документально не обоснованы.
"+"
9.8. Постановление ФАС СЗО от 9 декабря 2003 г. по делу N А21-6490/03-С1
Налоговый орган, руководствуясь п. 2 и 3 ст. 61 ГК РФ, п. 3 ст. 26 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", обратился в суд с заявлением о ликвидации организации в связи с тем, что общество в срок до 1 января 2003 г. не выполнило требований Закона о предоставлении в налоговый орган соответствующих сведений.
С учетом того, что налогоплательщик совершил нарушение впервые, исполняет все обязанности налогоплательщика и это нарушение не является грубым и неустранимым, суд в удовлетворении требований налогового органа отказал.
9.9. Постановление ФАС СЗО от 23 декабря 2003 г. по делу N А44-1674/03-С10
Суд указал, что у налогового органа отсутствует право на обращение в суд с иском о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам, другое противоречило бы ст. 31 НК РФ. Суд отклонил довод налогового органа, что право налоговых органов на предъявление в суд исков о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам подтверждено Определениями КС РФ от 25 июля 2001 г. N 138-О и от 10 января 2002 г. N 4-О, поскольку указанные Определения разъясняли содержание Постановления КС РФ, принятого до момента вступления в силу части первой НК РФ в рамках законодательства, действовавшего на момент его принятия.
9.10. Постановление ФАС СКО от 19 января 2004 г. по делу N Ф08-5359/2003-2071А
Налоговое законодательство не допускает неточностей и предположительности, подлежащие взысканию суммы налоговых платежей, пени и налоговых санкций должны быть конкретно определены, основания их взыскания должны быть обоснованными и четко определенными, процедура взыскания должна быть законной. Акты налогового органа о взыскании налоговых платежей должны содержать размер взыскиваемой суммы и ее расшифровку. В случае наличия разницы в суммах, указанных в требовании о взыскании платежей, решении о взыскании платежей за счет денежных средств, решении об обращении взыскания налога за счет имущества налогоплательщика, необходимо установить причину возникновения этой разницы. Необоснованность начисления взыскиваемых сумм является основанием признания незаконности оспариваемых ненормативных актов.
9.11. Постановление ФАС ЦО от 1 апреля 2004 г. по делу N А09-468/03-15
Исходя из общих принципов права отсутствие подзаконного акта, устанавливающего новый порядок регулирования правоотношений, не может повлечь за собой каких-либо правовых последствий для субъектов этих правоотношений, применявших действовавшее законодательство.
9.12. Постановление ФАС УО от 5 мая 2004 г. по делу N Ф09-1716/04-АК
Суд указал на недопустимость взыскания пени на имущество налогоплательщика, поскольку без принятия решения о взыскании за счет денежных средств в установленном порядке обращение взыскания за счет имущества противоречит сути п. 3, 7 ст. 46 и п. 1 ст. 47 НК РФ в их взаимосвязи, определению НК РФ этой стадии процесса внесудебного взыскания как конечной, применяемой в исключительных случаях. В противном случае налоговые органы фактически уклоняются от необходимости соблюдения порядка и сроков не только по п. 3 ст. 46 НК РФ, но и для судебного взыскания, что создает возможность произвола, предпосылок "искусственного банкротства", не способствует дисциплине всех участников налоговых правоотношений.
9.13. Постановление ФАС МО от 14 мая 2004 г. по делу N КГ-А40/2633-04-ж
Пропуск срока ввиду возврата почтой направленной ранее в срок кассационной жалобы не по адресу, установленному законом, нельзя отнести к уважительным причинам для восстановления налоговому органу процессуального срока.
Специалисты департамента налогов
и права компании "ФБК" под руководством
юрисконсульта Н.К. Фрейтака
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 9, сентябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru