Энциклопедия решений. Как учесть затраты и убытки, возникшие из-за коронавируса?

Как учесть затраты и убытки, возникшие из-за коронавируса?

Роспотребнадзор призвал работодателей соблюдать меры по профилактике новой коронавирусной инфекции COVID-19, среди которых есть и связанные с дополнительными затратами. Так, руководителям организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности рекомендуется обеспечить:

- при входе работников в организацию (предприятие) - возможность обработки рук кожными антисептиками (в том числе с помощью установленных дозаторов), дезинфицирующими салфетками;

- контроль температуры тела работников при входе работников в организацию (предприятие) и в течение рабочего дня;

- уборку помещений с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия;

- наличие в организации не менее чем пятидневного запаса дезинфицирующих средств для уборки помещений и обработки рук сотрудников, средств индивидуальной защиты органов дыхания на случай выявления лиц с признаками инфекционного заболевания (маски, респираторы);

- применение в рабочих помещениях бактерицидных ламп, рециркуляторов воздуха с целью регулярного обеззараживания воздуха (по возможности);

- при наличии столовой для питания работников - использование посуды однократного применения;

- также рекомендуется ограничить направление сотрудников в командировки, особенно в зарубежные страны, где зарегистрированы случаи заболевания.

 

Расходы на приобретение антисептиков, градусников, масок, тестов и т.п.

 

Обязанность работодателя обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей, закреплена в ст. 22 ТК РФ, а в ст. 223 ТК РФ предусмотрено обеспечение санитарно-бытового обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда.

Внимание

Федеральным законом от 22.04.2020 N 121-ФЗ внесены изменения, в частности, в п. 1 ст. 264 НК РФ, согласно которым:

- расходы на дезинфекцию помещений и приобретение приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других СИЗ и КИЗ для выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований органов госвласти и местного самоуправления, их должностных лиц в связи с распространением коронавируса, учитываются в качестве расходов при налогообложении прибыли, а также при УСН и ЕСХН;

- при налогообложении прибыли учитываются расходы на приобретение медизделий для диагностики (лечения) новой коронавирусной инфекции по перечню, утверждаемому Правительством РФ, а также на сооружение, изготовление, доставку и доведение указанных медизделий до состояния, в котором они пригодны для использования. При этом такие медизделия не подлежат амортизации. Постановлением Правительства РФ от 21.05.2020 N 714 утвержден перечень соответствующих медизделий.

Действие новых норм распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года.

Обратите внимание, что в отдельных регионах предусмотрены меры про проведению работодателями обязательного тестирования сотрудников на COVID-19 и иммунитет к коронавирусу (см., например, пункты 2.4 - 2.6 Указа мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ). Считаем, что подобные затраты также учитываются при налогообложении на основании рассматриваемых норм НК РФ.

Затраты налогоплательщика на приобретение материалов, используемых на производственные и хозяйственные нужды, пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ относятся к материальным расходам. Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ, относятся в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

В связи с этим отметим несколько тезисов, полезных для применения в связи с ситуацией, складывающейся с марта 2020 года:

1) Контролирующие органы не возражают против учета по этим основаниям приобретения хозяйственных товаров и бытовой химии - туалетной бумаги, одноразовых бумажных полотенец, салфеток, чистящих средств и так далее (письма Минфина России от 16.08.2019 N 03-11-11/62254, от 11.04.2007 N 03-03-06/1/229, от 01.09.2006 N 03-11-04/2/182, УФНС России по г. Москве от 06.10.2006 N 20-12/89121.1).

2) В соответствии с п. 5.7 раздела V санитарно-эпидемиологических правил СП 2.2.1.1312-03 "Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 88, тамбуры санузлов должны быть оснащены умывальниками с электрополотенцами. Соответствующие расходы организация вправе учесть для целей налогообложения прибыли на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ. Расходы, связанные с приобретением сушилок для рук и дозаторов для жидкого мыла, санитайзера, учитываются для целей налогообложения прибыли по мере их списания в производство (п. 2 ст. 272 НК РФ).

3) В п. 15 Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н, поименовано, в том числе, устройство новых и реконструкция имеющихся систем и установок с целью обеспечения чистоты воздушной среды в рабочей и обслуживаемых зонах помещений.

Расходы на приобретение подобного оборудования могут уменьшать налогооблагаемую прибыль в случае, если указанные предметы служат для обеспечения нормальных условий труда, предусмотренных законодательством и специальными отраслевыми требованиями по обеспечению нормальных условий труда и мер по технике безопасности (письмо Минфина России от 03.10.2012 N 03-03-06/2/112).

4) Требования к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам (туда, в частности, входят салфетки антисептические, маски медицинские) введены приказом Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 N 169н. Расходы организации по комплектации аптечек для оказания первой помощи могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль (письмо Минфина России от 20.08.2012 N 03-03-06/1/412), однако нужно помнить, что изделия медицинского назначения, входящие в состав аптечки, не подлежат замене.

5) Перечень расходов, связанных с производством и реализацией, открыт. Приобретение градусников, по нашему мнению, можно учесть по пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (не ссылаясь на доукомплектацию аптечки). Главное - обосновать необходимость приобретения термометра, а также подтвердить его фактическое использование организацией для целей предупреждения распространения коронавируса, оформив соответствующие внутренние документы.

Для документального подтверждения расходов на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, помимо накладной и акта, необходимо также наличие внутреннего документа, в котором будут сформулированы меры по обеспечению санитарно-бытового обслуживания работников организаций в соответствии с требованиями охраны труда.

 

Как учесть расходы, если из-за ограничений не состоялась командировка?

 

ФНС России считает расходы по отмененным командировкам необоснованными в тех случаях, когда командировка не состоялась по вине сотрудника, например, в связи с принятым в отношении него постановлении о временном ограничении на выезд должника из РФ (см. письмо от 29.01.2020 N СД-4-3/1352@).

Внимание

Обратите внимание на опубликованную РЖД информацию о том, что все пассажиры, которые ранее приобрели билеты по невозвратному тарифу, но были вынуждены отказаться от поездок из-за угрозы распространения коронавируса, могут сдать проездные документы в кассы Федеральной пассажирской компании. Возврат денежных средств производится только в билетных кассах АО "ФПК". Вернуть деньги за "невозвратные" билеты можно по 10 апреля 2020 года.

Аналогично поступили и многие авиакомпании и отели. В случае отмены поездки из-за коронавируса обязательно проверьте информацию на сайтах перевозчиков и гостиниц!

Правила возврата денежных средств за авиабилеты, оформленные по невозвратным тарифам, разъяснены в информации Минтранса России от 01.04.2020.

При этом следует учитывать, что если невозвратные билеты (неотменяемые бронирования) на время введенных ограничений стали "возвратными", то есть перевозчик или гостница готовы вернуть их стоимость (часть стоимости), то просто списывать их в убытки не стоит. Деньги за них надо постараться вернуть, а в качестве убытка учесть только удержанную разницу, если она есть, подтвердив документально.

Если командировка не состоялась в связи с обстоятельствами непреодолимой силы, говорить об учете затрат на командировку, предусмотренных пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ, не приходится. Вместе с тем, перечень убытков, установленный ст. 265 НК РФ, является открытым, а нормы ст. 270 НК РФ не содержат прямого запрета на включение в расчет налоговой базы по налогу на прибыль расходов на несостоявшиеся командировки.

Убытки, понесенные организацией в связи с отменой командировки сотрудника, могут быть учтены при расчете налога на прибыль при соответствии их критериям п. 1 ст. 252 НК РФ (письмо Минфина России от 18.05.2018 N 03-03-07/33766). В данном случае отменяя запланированные командировки, организация следует прямым рекомендациям, указаниям и запретам компетентных органов. В такой ситуации, по нашему мнению, у организации есть все основания для учета в целях налогообложения прибыли убытков, понесенных в связи с отменой поездок в несостоявшиеся командировки.

В качестве документального подтверждения экономической оправданности этих убытков, могут выступать:

- решения (приказы) о направлении работников в командировки (п. 3 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утв. постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749);

- внутренние документы, свидетельствующие об отмене и причинах отмены этих командировок (докладные записки, приказы и т.п.);

- копии различных рекомендаций Роспотребнадзора, Ростуризма и иных органов, из которых следует, что от поездок в начале 2020 года в различные иностранные государства лучше воздержаться (см. специальную тематическую подборку).

Примечание

В случае отмены служебной командировки (при наличии приказа руководителя организации), то есть когда поездка не состоялась, суммы оплаты работодателем визы и обязательной медицинской страховки работника, необходимой для получения визы, не облагаются страховыми взносами, так как квалификация данного вида выплат не меняется.

НДС по невозвратному неиспользованному билету, как и предъявленный гостиницей, к вычету не принимается. Для целей налогообложения прибыли расходы на приобретение билета и на уплату штрафа гостинице учитываются в составе внереализационных расходов без учета сумм предъявленного НДС. В бухгалтерском учете затраты на приобретение билета и уплату штрафа гостинице учитываются в составе прочих расходов.

Как учесть расходы на санитарную уборку и дезинфекцию офиса?

 

Расходы организации на дезинфекцию помещений, направленные на соблюдение санитарных правил и гигиенических нормативов (см. ст. 11 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"), могут быть признаны в целях налогообложения (см. письмо Минфина России от 24.04.2008 N 03-11-04/2/77).

Федеральным законом от 22.04.2020 N 121-ФЗ это прямо закреплено в п. 1 ст. 264 НК РФ: расходы на дезинфекцию помещений и приобретение приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других СИЗ и КИЗ для выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований органов госвласти и местного самоуправления, их должностных лиц в связи с распространением коронавируса, учитываются в качестве расходов при налогообложении прибыли, а также при УСН и ЕСХН;

Отметим, что ранее Минфин России разъяснял, что затраты организации на услуги внешних клининговых компаний могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль в составе прочих расходов, если в штате организации отсутствуют такие специалисты (письма от 05.04.2007 N 03-03-06/1/222, от 06.12.2006 N 03-03-04/2/257). Поэтому при наличии штатной уборщицы учет расходов на уборку, производимую клининговой компанией, может быть сопряжен с рисками, так как будет иметь место дублирование функций.

Однако, по нашему мнению, если в целях борьбы с распространением COVID-19 организация проведет специальную дезинфицирующую обработку (уборку) помещений силами клининговой компании, то наличие собственных уборщиков не помешает учесть такие расходы при налогообложении.

 

Можно ли учесть в расходах раздачу медицинских масок клиентам?

 

В общем случае расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества и расходы, связанные с такой передачей, не учитываются в целях налогообложения прибыли (п. 1 ст. 252, п. 16 ст. 270 НК РФ). Передача на безвозмездной основе признается реализацией товаров и объектом обложения НДС, вычеты применяются в общеустановленном порядке (пп. 1 п. 1 ст. 146, п. 2 ст. 171 НК РФ).

При этом доходы, персонифицировать которые невозможно, не облагаются НДФЛ. Объект обложения страховыми взносами на основании п. 4 ст. 420 НК РФ вне связи рассматриваемых выплат с оплатой труда отсутствует.

Однако считаем, что в сложившейся ситуации расходы по раздаче клиентам СИЗ, а также обеззараживающих средств, могут быть учтены в том же порядке, что и расходы на обеспечение безопасных условий труда работников компании в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ. Необходимо только документально подтвердить их необходимость внутренними документами (приказами, распоряжениями) с ссылками на требования Роспотребнадзора и других контролирующих органов (см. специальную тематическую подборку).

 

Как учесть порчу продуктов и другие материальные потери из-за приостановления деятельности или карантина?

 

В соответствии с п. 2 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде. К ним в пп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ отнесены потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций. К таким потерям, в частности, относятся:

- стоимость уничтоженных или испорченных запасов, товаров, материалов и иного имущества, принадлежащего организации (за исключением стоимости арендованного, полученного в залог или комиссионного имущества);

- расходы, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий и аварий, за вычетом стоимости полученного при этом металлолома, топлива и других материалов;

- потери от простоев, вызванных стихийными бедствиями;

- расходы на мероприятия, связанные с предотвращением последствий стихийных бедствий и т.д.

См. также письмо УФНС России по г. Москве от 25.06.2009 N 16-15/065190.

Для признания убытков и затрат для целей налогообложения необходимо документально подтвердить факт возникновения чрезвычайных обстоятельств, нахождение соответствующего имущества в их зоне, провести инвентаризацию фактического наличия имущества. При этом пп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ не связывает право налогоплательщика на отнесение таких убытков к внереализационным расходам ни с фактом неустановления лица, виновного в них, ни с конкретной причиной произошедшего события. Поэтому если имеется в наличии заключение соответствующих государственных структур, то потери от чрезвычайных ситуаций можно учесть в составе внереализационных расходов в периоде их выявления на основании акта инвентаризации. Указанных документов вполне достаточно для выполнения требований п. 1 ст. 252 НК РФ о документальном подтверждении расходов.

Считаем, что при возникновении материальных потерь из-за введения на территории режима чрезвычайной ситуации, предусматривающего карантин, ограничение передвижения, приостановление какого-либо вида бизнеса и пр., убытки (например, от порчи нереализованных продуктов в ресторане, кафе и др.), можно учесть при налогообложении на основании документов соответствующих органов.

 

Как учесть потери от простоя из-за приостановления деятельности или карантина?

 

В соответствии с пп. 3 и 4 п. 2 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде:

- потери от простоев по внутрипроизводственным причинам,

- не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам.

Таким образом, потери от простоя, как по внутрипроизводственной, так по внешней причинам (безотносительно к действиям (бездействию) работодателя или работника) при условии их соответствия требованиям ст. 252 НК РФ относятся к внереализационным расходам (см. письмо Минфина России от 16.01.2006 N 03-03-04/1/31, а также постановления ФАС Северо-Западного округа от 05.09.2008 N А05-11430/2007, ФАС Московского округа от 20.10.2009 N КА-А40/10068-09).

Кроме того, во время простоя организация может нести такие расходы, как заработная плата работников, амортизация оборудования, не переведенного на консервацию, и другие.

Выплаты за время простоя работникам, производимые в соответствии с ТК РФ, не зависят от воли организаций, и их экономическая оправданность не может подвергаться сомнениям (см. постановление Президиума ВАС РФ от 19.04.2005 N 13591/04).

Специалисты Минфина России, разъясняя вопросы учета расходов на выплаты работникам за время простоя, ссылаются как на ст. 255 НК РФ (письма от 21.07.2010 N 03-03-06/1/469, от 03.04.2007 N 03-03-06/1/208), так и на ст. 265 НК РФ (письма от 04.04.2011 N 03-03-06/1/206, от 21.09.2010 N 03-03-06/1/601, от 15.10.2008 N 03-03-06/4/71).

По нашему мнению, расходы, понесенные организацией в период отсутствия производства продукции, правильнее отнести к внереализационным расходам, как не связанные с процессом производства (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 24.10.2006 N А55-457/2006-53, ФАС Уральского округа от 04.09.2008 N Ф09-6290/08-С2).

Расходы в виде амортизационных отчислений по неэксплуатируемому объекту, находящемуся во временном простое (признаваемом обоснованным), уменьшают базу по налогу на прибыль (см. письма Минфина России от 06.09.2007 N 03-03-06/1/645, от 21.04.2006 N 03-03-04/1/367).

Примечание

Суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) в период вынужденного простоя, подлежат вычету в порядке и на условиях, предусмотренных нормами статей 171 и 172 НК РФ (см. письмо Минфина России от 21.02.2018 N 03-07-07/11012).

 

Тема

Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности (в целях налогообложения прибыли)

 

См. также

Бухгалтерский учет расходов на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности

Налогообложение невозвратных билетов и штрафов в случае отмены командировки

Налоговый учет потерь от простоев

Расходы, которые не учитываются в целях налогообложения прибыли

Налоговый учет потерь от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций

Естественная убыль в целях налогообложения прибыли

Расходы на выкуп и утилизацию продуктов с истекшим сроком годности (в целях налогообложения прибыли)

Противовирусные меры и выплаты физлицам: НДФЛ и страховые взносы

Беспроцентные кредиты и субсидии на выплату зарплаты: налоговые последствия и бухгалтерский учет

 


Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на май 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы


При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, О. Шпилевой и др.