Энциклопедия решений. Определение периода в 183 календарных дня для целей НДФЛ

Определение периода в 183 календарных дня для целей НДФЛ

Для определения статуса резидента РФ 183 дня пребывания в России исчисляются путем суммирования всех календарных дней нахождения физического лица в РФ в течение 12 следующих подряд месяцев. Дни нахождения за пределами России независимо от цели выезда не учитываются (за исключением случаев, прямо предусмотренных НК РФ).

Так, в соответствии с п. 2 ст. 207 период в 183 календарных дня не прерывается на время выезда из России для краткосрочного (менее шести месяцев) обучения или лечения, а с 2014 года - также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья. НК РФ в целях применения этой нормы не содержит ограничений по возрасту физлица, видам учебных заведений, учебных дисциплин, лечебных учреждений, заболеваний, а также по перечню зарубежных стран (см. письма от 08.10.2012 N 03-04-05/6-115, ФНС России от 23.09.2008 N 3-5-03/529@). Главное, чтобы обучение или лечение были краткосрочными, то есть длились менее 6 месяцев.

Если срок обучения или лечения превышает полгода, то время пребывания за пределами РФ не учитывается при определении дней нахождения на территории РФ (см. письма Минфина России от 08.10.2012 N 03-04-05/6-1155, от 07.11.2008 N 03-04-05-01/411).

Пребывание за границей в целях лечения (обучения), по мнению Минфина России, можно подтвердить:

- договорами с медицинскими (образовательными) организациями;

- выданными ими справками о проведении лечения (прохождении обучения) с указанием времени такого лечения (обучения);

- копиями паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы (см. письмо Минфина России от 26.06.2008 N 03-04-06-01/182).

Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 30.06.2014 N Ф07-8864/12 достаточным доказательством сочтены справки с курсов иностранного языка и от частного врача, практикующего за границей.

Примечание

Налоговыми резидентами РФ в 2015 году также признавались физические лица, фактически находящиеся в РФ на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не менее 183 календарных дней в течение периода с 18 марта по 31 декабря 2014 года. Период нахождения физического лица в РФ на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не прерывается на краткосрочные (менее шести месяцев) периоды его выезда за пределы территории РФ (п. 2.1 ст. 207 НК РФ).

При определении налогового статуса учитываются все дни, когда физическое лицо находилось на территории РФ, включая дни приезда и отъезда (см. письма ФНС России от 24.04.2015 N ОА-3-17/1702@, Минфина России от 15.02.2017 N 03-04-05/8334, от 04.08.2016 N 03-04-05/45898, от 20.04.2012 N 03-04-05/6-534, от 21.03.2011 N 03-04-05/6-157 и др.).

Перечня документов, подтверждающих фактическое нахождение физических лиц на территории РФ, НК РФ не установлено. Такими документами могут являться (см. письма ФНС России от 05.03.2013 N ЕД-3-3/743@, от 22.07.2011 N ЕД-4-3/11900@, от 23.09.2008 N 3-5-03/529@, Минфина России от 13.01.2015 N 03-04-05/69536, от 12.08.2013 N 03-04-06/32676, от 26.04.2012 N 03-04-05/6-557, от 16.03.2012 N 03-04-06/6-64 и др.) справки с места работы или учебного заведения, табели учета рабочего времени, копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, квитанции о проживании в гостинице, другие документы, на основании которых можно установить длительность фактического нахождения физического лица в РФ. Нотариальное заверение копий таких документов, а также нотариальное заверение их перевода на русский язык не требуется.

Обратите внимание, что ответственность за правильность определения налогового статуса физического лица - получателя дохода, исчисления и уплаты налога в соответствии с его налоговым статусом лежит на налоговом агенте. Поэтому при наличии оснований считать, что гражданин РФ может не являться налоговым резидентом, налоговый агент вправе запросить у физического лица соответствующие документы или их копии. Если физическое лицо не предоставляет запрашиваемые документы, налоговый агент вправе применить к выплачиваемым этому физическому лицу доходам налоговую ставку и порядок расчета налоговой базы, предусмотренные для лиц, не являющихся налоговыми резидентами, то есть ставку 30%. Об этом сказано в письме Минфина России от 12.08.2013 N 03-04-06/32676. Вместе с тем, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 30.06.2014 N Ф07-8864/12 ссылки налогового органа на сведения о пересечении физлицом границы РФ, полученные от отдела УФСБ и отдела УФМС, правомерно отклонены, поскольку данные сведения, которые фиксируют даты въезда и выезда лица через аэропорты, находящиеся на территории РФ, сами по себе не опровергают возможность его перемещения из РФ в страны Шенгенского соглашения и обратно через Республику Беларусь. Таким образом, инспекцией не установлены обстоятельства, достоверно свидетельствующие об утрате физлицом статуса налогового резидента РФ и, соответственно, о занижении им НДФЛ за указанный налоговый период.

По мнению ФНС России, изложенному в письме от 22.10.2014 N ОА-3-17/3584@, при определении налогового статуса в случае, если уплата НДФЛ производится налогоплательщиком самостоятельно (путем представления налоговой декларации), подсчет 183 дней производится за период с 1 января по 31 декабря календарного года, в котором были получены соответствующие доходы.

Также следует иметь в виду выводы Конституционного Суда РФ, сделанные в постановлении от 25.06.2015 N 16-П. Налоговый статус физического лица - исходя из критерия нахождения его в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев - точно определяется на начало налогового периода, однако в конце каждого налогового периода требует уточнения по итогам этого налогового периода: наличие статуса налогового резидента РФ, устанавливаемого в начале налогового периода на каждую дату выплаты дохода, носит предварительный характер и подлежит уточнению в конце налогового периода в зависимости от продолжительности пребывания физического лица на территории России в данном налоговом периоде, что является основанием для перерасчета НДФЛ, взимавшегося исходя из предварительного налогового статуса лица, который оно имело в начале текущего налогового периода.

Примечание

По мнению представителей налоговой службы (см. письма ФНС России от 29.10.2015 N ОА-3-17/4072@, от 11.12.2015 N ОА-3-17/4698@ и др.), сам по себе факт нахождения физического лица в РФ менее 183 календарных дней в течение налогового периода (календарного года), не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента Российской Федерации. По крайней мере, это относится к гражданам РФ, работающим за границей.

Это мнение ФНС основано на положениях международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения. В них сказано, что физическое лицо может рассматриваться в качестве налогового резидента России, если оно располагает в ней постоянным жилищем. При этом наличие постоянного жилища подтверждается фактом нахождения жилого объекта в собственности, либо действующей постоянной регистрацией по месту жительства в РФ.

При этом распределение налоговых прав договаривающихся государств в отношении доходов от работы производится на основании положений специальных статей упомянутых выше договоров, аналогичных содержащимся в ст. 14 Типового соглашения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.02.2010 N 84 (то есть все равно с учетом срока пребывания в 183 дня).

Отметим, что изначально подобные разъяснения касались только определения резиденства РФ в целях исполнения физлицами обязанностей контролирующих лиц КИК (см., например, письмо ФНС России от 12.02.2015 N СА-3-14/460).

Напомним, что согласно п. 3 ст. 224 НК РФ в отношении большинства доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися резидентами РФ, налоговая ставка устанавливается в размере 30%. Большинство доходов резидентов РФ облагается по ставке НДФЛ 13%.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на апрель 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы


При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, О. Шпилевой и др.