Вопросы применения ККТ
Порядок соблюдения законодательства в сфере применения контрольно-кассовой техники (ККТ) регулирует Федеральный закон N 54-ФЗ*(1). Несмотря на то, что он начал действовать в 2003 году, сегодня имеется немало вопросов и спорных моментов по данной теме, ответам на которые и посвящена эта статья.
Требования к ККТ
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона N 54-ФЗ используемая налогоплательщиками в предпринимательской деятельности ККТ должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика, исправна, опломбирована в установленном порядке, а также иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.
Кроме того, с 04.08.2007 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 N 470, которым утверждено Положение о регистрации и применении ККТ, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями (далее - Положение). Пунктом 3 данного документа установлены дополнительные требования к ККТ, в частности она должна иметь:
часы реального времени в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
техническую поддержку поставщика или центра технического обслуживания (ЦТО);
паспорт установленного образца;
идентификационный знак установленного образца;
марки-пломбы установленного образца и эксплуатационную документацию;
знак "Сервисное обслуживание" установленного образца.
При этом не совсем понятно, что следует понимать под реальным временем, так как Положение не содержит такого понятия. Вместе с тем в соответствии с разд. 2 Письма МНС РФ от 20.07.2000 N ВНК-6-16/549 отклонение времени на таймере ККТ от местного не должно превышать 5 минут. Однако даже если такое отклонение превысит установленный предел (5 минут), но это не влияет на эксплуатацию ККТ в фискальном режиме, то оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности не имеется (Письмо УФНС по г. Москве от 10.12.2004 N 11-24/80546). Схожей точки зрения придерживаются и арбитражные суды - постановления ВАС РФ от 26.07.2005 N 2858/05, ФАС ДВО от 01.08.2007 N Ф03-А51/07-2/2821, ФАС СЗО от 19.06.2007 N А13-2100/2007, ФАС СКО от 07.02.2007 N Ф08-136/2007-71А.
Обратите внимание: осуществление наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт допускаются только с использованием моделей ККТ, включенных в Государственный реестр. Если кассовый аппарат исключен из Государственного реестра, его можно использовать в предпринимательской деятельности до истечения нормативного срока амортизации (ст. 3 Федерального закона N 54-ФЗ, Постановление ФАС ЗСО от 22.05.2007 N Ф04-1559/2006(34208-А45-29)). В противном случае налогоплательщик будет привлечен к административной ответственности (Постановление ФАС ВВО от 16.07.2007 N А79-11762/2006).
Вместе с тем в данной ситуации следует упомянуть о Постановлении ФАС ДВО от 28.02.2007 N Ф03-А37/06-2/5548, из материалов дела которого видно, что индивидуальный предприниматель использовал в деятельности ККТ, не включенную в госреестр, в результате налоговики привлекли его к административной ответственности. Однако суд указал, что фактическое применение ККТ, исключенной из реестра, но оснащенной фискальной памятью, оплата покупки, выдача товара покупателю могут стать основаниями для оценки правонарушения как малозначительного в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения предпринимателя от ответственности. Но это, по нашему мнению, скорее исключение из правил, нежели общепринятая практика.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 23.01.2007 N 39 Роспром выпустил Приказ от 16.07.2007 N 299, который установил перечень ККТ, при помощи которых налогоплательщики могут осуществлять кассовые операции. Подробная информация о моделях ККТ, содержащихся в Государственном реестре, размещена на сайте Роспрома www.rosprom.gov.ru (см. также Письмо Роспрома от 20.03.2007 N СП-915/16). Следовательно, хозяйствующим субъектам следует обратить внимание на марку приобретаемой ККТ. Если кассовый аппарат не входит в установленный перечень, то использовать его при расчетах наличными денежными средствами с населением в случаях продажи товаров (работ, услуг) нельзя.
Отметим, что суды иногда допускают применение наряду с ККТ персональных компьютеров, а также программно-технических компонентов и приходят к выводу, что в случае использования вместо ККТ иных машин организация не может быть привлечена к ответственности за ее неприменение (постановления ФАС ЗСО от 14.06.2007 N Ф04-3817/2007(35185-А45-43), ФАС ПО от 27.03.2007 N А65-19628/06). Однако если будет установлено, что используемый вместо ККТ персональный компьютер не оснащен фискальным регистратором, то уйти от ответственности вряд ли удастся (Постановление ФАС ЗСО от 30.01.2007 N Ф04-9171/2006(30327-А03-19)).
Несколько слов о кассовом чеке
Налогоплательщики, применяющие ККТ в предпринимательской деятельности при наличных денежных расчетах и (или) расчетов с использованием платежных карт, должны выдавать покупателям товаров (работ, услуг) в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки. Такая обязанность установлена ст. 5 Федерального закона N 54-ФЗ. Суды также неоднократно напоминали об этом (постановления ФАС ЦО от 01.08.2007 N А23-193/07А-3-13, ФАС СКО от 25.04.2007 N Ф08-1618/2007-849А, ФАС ПО от 22.12.2006 N А65-16758/2006-СА3-43 и др.).
Пункт 4 Положения, утвержденного Постановлением СМ - Правительства РФ N 745*(2), содержит перечень обязательных реквизитов, которые должны содержаться в кассовом чеке, выдаваемом покупателям, а именно:
- наименование организации (фамилия индивидуального предпринимателя);
- ИНН;
- заводской номер ККТ;
- порядковый номер чека;
- дата и время покупки;
- стоимость покупки;
- признак фискального режима.
Впоследствии этим перечнем пользовались в своих разъяснениях как налоговые органы (Письмо УФНС по г. Москве от 26.06.2006 N 20-12/56636@), так и финансисты (письма Минфина РФ от 25.04.2007 N 03-11-04/3/132, от 03.04.2007 N 03-03-06/1/209). Причем отсутствие предусмотренных реквизитов в кассовых чеках, контрольных лентах или других документах, оговоренных техническими требованиями, а также неразборчивая печать или неполное печатание реквизитов определяются Положением как один из признаков неисправности ККТ (п. 8 Положения).
Обратите внимание: суды различных округов отказывают налоговым органам в привлечении налогоплательщиков к административной ответственности, аргументируя это тем, что статьи КоАП РФ не предусматривают ответственности за применение в предпринимательской деятельности неисправной ККТ (постановления ФАС ВВО от 05.07.2007 N А31-8731/2006-7, ФАС МО от 09.06.2007 N КА-А40/4195-07).
Применение неисправной ККТ влечет ответственность за осуществление денежных расчетов без применения ККТ только в тех случаях, когда кассовый аппарат используется без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти (Постановление ФАС ЦО от 20.03.2007 N А68-6569/06-357/10).
Применение ККТ
Напомним, что обязанность применения ККТ при осуществлении наличных расчетов с населением установлена п. 1 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ. Вместе с тем осуществление предпринимательской деятельности без ККТ возможно, но только в строго оговоренных законом случаях.
В первую очередь таким правом наделены организации и индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с оказанием услуг, указанных в п. 3 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ. Причем перечень услуг является закрытым. Укажем некоторые из них:
продажа газет и журналов в киосках при условии, что ее доля в общем товарообороте составляет не менее 50% (учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно) (Письмо Минфина РФ от 19.01.2007 N 03-01-15/1-23). В данном случае продажа без применения ККТ товара, не включенного в ассортимент сопутствующих товаров, влечет привлечение к административной ответственности (Постановление ФАС ЗСО от 31.07.2007 N Ф04-5134/2007(36774-А45-23));
продажа ценных бумаг, лотерейных билетов;
продажа проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
торговля в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив (см. также Постановление ФАС ЦО от 01.06.2007 N А62-884/07);
торговля из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами.
Также право на неприменение ККТ предоставлено налогоплательщикам, осуществляющим свою деятельность в труднодоступных местностях ((за исключением городов, районных центров, поселков городского типа). Полномочия по утверждению списка таких районов возложены на региональные власти. Как правило, на практике к такой местности относят ту, в которой нет регулярного пассажирского сообщения наземным транспортом общего пользования.
Завершают список "счастливчиков" организации и индивидуальные предприниматели, использующие при оказании услуг населению бланки строгой отчетности (БСО) вместо чека ККТ.
Вместе с тем, с учетом мнения контролирующих органов и сложившейся арбитражной практики, ККТ можно не применять, если налогоплательщик осуществляет, в частности:
реализацию авиабилетов (письма Минфина РФ от 12.10.2006 N 03-01-15/9-259, УФНС по г. Москве от 14.12.2006 N 22-12/109878);
обеспечение питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий (постановления ФАС ДВО от 30.07.2007 N Ф03-А04/07-2/2906, от 06.06.2007 N Ф03-А04/07-2/1697);
торговлю продовольственными товарами с открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений (Постановление ФАС ДВО от 21.03.2007 N Ф03-А59/07-2/345);
реализацию товаров через торговые автоматы, так как она является розничной куплей-продажей в виде разносной торговли (Постановление ФАС ПО от 19.06.2007 N А55-19207/06-5);
получение в кассу денег от физического лица - заемщика при возврате займа и процентов за его пользование, так как это не соответствует критериям торговых операций, продажи работ или услуг (письма ФНС РФ от 08.09.2005 N 22-3-11/1695@, УФНС по г. Москве от 19.07.2006 N 22-12/63876);
услуги питания в столовой сотрудникам своей или сторонней организации, если расчеты производятся с использованием индивидуальных пластиковых карт (Письмо УФНС по г. Москве от 21.02.2005 N 22-12/11214).
Если деятельность налогоплательщика не подпадает под вышеизложенное, то, в большинстве случаев, хозяйствующие субъекты обязаны выдавать чек ККТ (см., например, Постановление ФАС ЗСО от 01.02.2007 N Ф04-9417/2006(30436-А27-29)). Не являются исключением из правил и плательщики ЕНВД (письма Минфина РФ от 10.05.2007 N 03-01-15/4-133, от 02.02.2007 N 03-01-15/2-41).
Приведем наиболее распространенные случаи, при которых применение ККТ обязательно:
прием платежей за услуги сотовых компаний через терминалы-автоматы (письма УФНС по г. Москве от 17.05.2007 N 818-11/2/045801@, от 09.02.2007 N 22-12/012443, постановления ФАС УО от 21.05.2007 N Ф09-3847/07-С1, ФАС ВВО от 26.06.2007 N А28-2123/2007-63/27, ФАС СКО от 20.06.2007 N Ф08-3616/2007-1470А). Следует отметить, что отсутствие технической возможности оснащения терминала фискальным регистратором не освобождает налогоплательщика от обязанности применять ККТ при осуществлении денежных расчетов с населением (Постановление ФАС УО от 14.08.2007 N Ф09-6427/07-С1). В то же время ФАС СЗО в Постановлении от 04.06.2007 N А44-2981/2006-7 признал неправомерным привлечение предпринимателя к административной ответственности за неприменение ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов по оплате услуг сотовой связи через терминал самообслуживания, указав при этом, что последний снабжен устройством приема денег, режимом программирования и системой аудита, следовательно, является ККТ (категория программно-технических комплексов);
прием от граждан (физических лиц) за наличные деньги металлолома (постановления Президиума ВАС РФ от 08.02.2005 N 12126/04, ФАС УО от 21.05.2007 N Ф09-3669/07-С1, письма ФНС РФ от 17.05.2005 N 22-3-11/868@, УФНС по г. Москве от 20.04.2005 N 22-12/2774). Однако если будет доказано, что работник организации приобрел у физического лица металлолом для личных нужд, то основания для привлечения организации к ответственности за неприменение ККТ отсутствуют (Постановление ФАС УО от 02.07.2007 N Ф09-4947/07-С1);
торговля на рынке в помещении, обеспечивающем показ товара, его сохранность и приспособленным для постоянного режима торговли (Письмо Минфина РФ от 10.05.2007 N 03-01-15/4-132, от 24.04.2007 N 03-01-15/4-120, постановления ФАС ПО от 05.06.2007 N А12-18847/06, ФАС ЗСО от 05.04.2007 N Ф04-2043/2007(33148-А46-29), ФАС ВВО от 19.03.2007 N А79-7847/2006). Если помещение (торговое место) не соответствует данным требованиям, то привлечение к административной ответственности за неприменение ККТ будет незаконным (постановления ФАС СЗО от 07.08.2007 N А52-776/2007, от 24.07.2007 N А13-853/2007);
оказание физическим и юридическим лицам за наличный расчет услуг правового характера (письма Минфина РФ от 21.03.2007 N 03-01-15/3-84, УФНС по г. Москве от 16.04.2007 N 22-12/036023);
оказание услуг по подготовке бухгалтерской и налоговой отчетности за наличный расчет (Письмо Минфина РФ от 19.01.2007 N 03-01-15/1-20);
получение частичной оплаты (предоплаты) наличными за туристические услуги (Письмо УФНС по г. Москве от 08.02.2007 N 22-12/012455, постановления Президиума ВАС РФ от 21.03.2006 N 13854/05, ФАС ДВО от 04.07.2007 N Ф03-А04/07-2/2449);
осуществление денежных расчетов с физическими лицами по договорам о долевом участии в строительстве (Постановление ФАС ВВО от 08.08.2007 N А31-144/2007-16);
приобретение ювелирных изделий из золота у населения с целью последующей перепродажи (Письмо Минфина РФ от 27.04.2007 N 03-11-04/3/133);
прием от физических лиц наличных денежных средств за определенные действия по оплате услуг доверительного управления, оказываемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг (Письмо УФНС по г. Москве от 06.04.2007 N 22-12/031379);
доставка бутилированной воды в место нахождения покупателя (Постановление ФАС УО от 06.03.2007 N Ф09-7086/06-С1);
оказание услуг за наличный расчет по перевозке пассажиров в автомашинах-такси (постановление ФАС ПО от 16.02.2007 N А55-12654/06-31, Письмо УФНС по г. Москве от 10.05.2006 N 22-12/38377).
Что следует понимать под неприменением ККТ?
По мнению Пленума ВАС, изложенному в Постановлении от 31.07.2003 N 16, организацию и индивидуального предпринимателя могут привлечь к ответственности за неприменение ККТ:
за фактическое ее отсутствие или неиспользование;
за использование ККТ, не включенной в Государственный реестр;
если ККТ не зарегистрирована в налоговых органах. Налоговики не вправе отказать в регистрации ККТ, исключенной из Государственного реестра, но разрешенной законом к использованию до истечения нормативных сроков ее амортизации (Постановление ФАС ВВО от 05.04.2007 N А79-8560/2006);
если она используется без фискальной памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти (см. также постановления ФАС ДВО от 01.08.2007 N Ф03-А04/07-2/2283, ФАС УО от 18.07.2007 N Ф09-5462/07-С1);
если она не опломбирована или пломба имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти (см. также постановления ФАС МО от 20.06.2007 N КА-А40/5736-07, ФАС СКО от 20.02.2007 N Ф08-298/2007-150А). Если контролеры не докажут, что повреждение пломбы произошло с целью доступа к фискальной памяти, то оснований в привлечении налогоплательщика к ответственности за неприменение ККТ не будет (постановления ФАС МО от 08.06.2007 N КА-А40/5076-07, ФАС ПО от 15.05.2007 N А65-25320/2006-СА3-32). Вместе с тем при ее отсутствии на ККТ избежать ответственности вряд ли удастся (Постановление ФАС СЗО от 07.08.2007 N А21-5001/2006);
если кассир пробил чек ККТ на сумму меньшую, чем покупатель уплатил за товар (работу, услугу). Отметим, если ККТ была применена продавцом, однако чек пробит был на большую сумму, то данное деяние не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП РФ (Постановление ФАС ЦО от 03.08.2007 N А64-6840/06-4). Соответственно, факт наличия денежных остатков в кассе также не может являться доказательством неприменения ККТ при осуществлении денежных расчетов (постановления ФАС ЦО от 04.07.2007 N А08-8351/06-13, ФАС СЗО от 05.07.2007 N А56-37228/2006).
Обратите внимание: контролирующие органы в своих разъяснениях о порядке применения ККТ также руководствуются Постановлением ВАС РФ N 16 (письма Минфина РФ от 10.05.2007 N 03-01-15/4-133, от 29.03.2007 N 03-01-15/3-90, УФНС по г. Москве от 24.04.2006 N 09-24/32338).
Порядок контроля
Право налоговиков на контроль соблюдения требований к применению ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения установлено п. 1 ст. 7 Закона РФ N 943-1*(3). В соответствии со ст. 7 Федерального закона N 54-ФЗ контроль применения ККТ возложен на налоговые органы. Так, сотрудники налогового органа имеют право проводить проверку выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков, а также налагать штрафы на налогоплательщиков, нарушающих требования Федерального закона N 54-ФЗ. К тому же согласно ст. 23.5 КоАП РФ к компетенции налоговых органов отнесены дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 14.5 КоАП РФ.
Обратите внимание: проверка применения ККТ не является формой налогового контроля, соответственно, положения ч. I НК РФ для этого вида проверок не применяются. Более того, процедура проведения проверки применения ККТ не оговорена ни в Федеральном законе N 54-ФЗ, ни в КоАП РФ.
Следует отметить, что ВАС РФ в Постановлении N 16, выделив шесть нарушений, первым поставил неиспользование ККТ, то есть невыдачу покупателям (клиентам) кассовых чеков. Выдача покупателям (клиентам) в момент оплаты отпечатанных кассовых чеков (ст. 5 Федерального закона N 54-ФЗ) считается конечным результатом применения ККТ. При этом сотрудники налогового органа, контролирующие применение ККТ, могут зафиксировать факт невыдачи кассового чека только в случае, если сами будут при этом присутствовать. Более того, они должны "спровоцировать" невыдачу кассового чека, то есть совершить контрольную закупку.
Несмотря на то, что именно на ФНС возложена обязанность по контролю за выдачей кассовых чеков, сотрудники этой службы не уполномочены проводить контрольные закупки в одиночку. Проведение проверочных закупок п. 4 ст. 6 Федерального закона N 144-ФЗ*(4) и ст. 49 Федерального закона N 3-ФЗ*(5) допускается только в рамках оперативно-розыскных мероприятий или борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
Отметим, что ранее сотрудники территориальных органов Роспотребнадзора, руководствуясь Постановлением Правительства РФ N 322*(6), в рамках реализации своих полномочий проводили контрольные закупки. Однако в Письме Роспотребнадзора от 07.03.2006 N 0100/2473-06-32 (вопрос 7), доведенном до территориальных управлений, проведение должностными лицами Роспотребнадзора контрольных закупок названо противоправным актом, свидетельствующим о превышении ими своих полномочий. На практике, как правило, налоговики самостоятельно проводили контрольные закупки и лишь изредка привлекали должностных лиц других организаций, уполномоченных для их проведения.
Многие налогоплательщики смогли избежать административной ответственности за неприменение ККТ на том основании, что факт невыдачи кассового чека был установлен в ходе контрольной закупки сотрудниками ФНС - лицами, не имеющими на это законного права (постановления ФАС ЗСО от 23.03.2006 N Ф04-1217/2006(20918-А67-19), ФАС ДВО от 08.02.2006 N Ф03-А04/05-2/4511, ФАС ПО от 19.01.2006 N А65-15804/05-СА1-36).
Вместе с тем, сориентировавшись в ситуации, налоговики стали проводить в рамках проверок применения ККТ не контрольные закупки, а покупку товаров (как правило, дешевых) силами своих сотрудников в их личное пользование, то есть после проверки они не возвращают товар и не требуют возврата денег. Такие покупки, совершаемые проверяющими, не выходят за рамки полномочий налоговых органов по контролю за соблюдением положений Федерального закона N 54-ФЗ. В Письме Минфина РФ от 07.02.2006 N 03-01-15/1-23, доведенном до всех территориальных налоговых органов, чиновники подтвердили полномочия сотрудников ФНС на проведение проверочных закупок товара (заказа услуг) в рамках проверки применения ККТ.
К тому же и арбитражные суды неоднократно подтверждали право налоговиков производить закупку товара "для собственных нужд" и использовать ее результаты при проверке применения ККТ. Так, в Постановлении ФАС ДВО от 13.06.2007 N Ф03-А37/07-2/2177 указано, что факт покупки товара непосредственно работниками налогового органа при наличии поручения на проверку соблюдения требований Федерального закона N 54-ФЗ не является превышением должностными лицами своих полномочий (см. также Постановление ФАС ПО от 09.11.2006 N А12-9516/06-С59).
После проведенной покупки контролеры должны предъявлять руководителю или другому должностному лицу организации (представителю индивидуального предпринимателя) поручение налогового органа, служебные удостоверения и документально оформить результаты проверки соблюдения законодательства о применении ККТ.
В соответствии с п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ после выявления совершения административного правонарушения составляется Протокол об административном правонарушении, который и будет основанием для вынесения налоговым органом соответствующего постановления. Присутствие понятых при его составлении, предусмотренное ст. 14.5 КоАП РФ, не требуется (Постановление ФАС ПО от 13.02.2007 N А65-17673/06-СА3-32).
Вместе с тем, если протокол об административном правонарушении составляется в отсутствии лица, привлекаемого к ответственности, либо нарушается установленная КоАП процедура привлечения к административной ответственности, то действия контролеров можно обжаловать в судебном порядке и признать постановление об административном правонарушении недействительным. Положительной практики, подтверждающей данное высказывание, предостаточно - постановления ФАС СЗО от 19.07.2007 N А56-30182/2006, ФАС МО от 13.07.2007 N КА-А40/5348-07, ФАС СКО от 14.06.2007 N Ф08-3331/2007-1390А, ФАС ПО от 29.05.2007 N А65-44/2007.
Если протокол и постановление не содержат точных данных о времени совершения административного правонарушения, то привлечение налогоплательщика к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ можно признать незаконным (Постановление ФАС ПО от 05.04.2007 N А65-26215/2006-СА3-38).
В Постановлении ФАС СЗО от 02.04.2007 N А56-48052/2006 рассмотрена следующая ситуация. На момент проведения проверки принадлежащего предпринимателю салона красоты администратор салона, уполномоченный производить расчеты за оказанные услуги, отсутствовал, а проверяющий, несмотря на просьбу подождать администратора, покинул салон, оставив деньги мастеру. В результате предприниматель был привлечен к административной ответственности за неприменение ККТ. Однако суд признал неправомерным постановление налоговиков, приняв во внимание отсутствие в протоколе сведений о том, с кем и каким образом производились расчеты за услуги.
По мнению автора, интерес вызывает и Постановление ФАС ЗСО от 12.07.2007 N Ф04-8661/2006(36139-А27-29), в котором указано: поскольку работник юридического лица не успел пробить кассовый чек по причине того, что клиент, произведя оплату, ушел, у контролирующего органа не имелось оснований для привлечения данного юридического лица к административной ответственности за неприменение контрольно-кассовой техники.
Ответственность
При выявлении в ходе контрольных мероприятий случаев неприменения ККТ налоговики составят протокол об административном правонарушении по ст. 14.5 КоАП РФ и вынесут постановление о привлечении виновного к ответственности. Размер штрафных санкций по данной статье составляет:
для граждан (кассира-операциониста), в обязанности которого входит применение ККТ, в размере от 1 500 до 2 000 руб.;
на должностных лиц - от 3 000 до 4 000 руб.;
на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб.
Следует отметить, что индивидуальные предприниматели в целях применения данной нормы будут выступать как должностные лица (ст. 2.4 КоАП РФ).
В данной ситуации напрашивается вопрос: можно ли в случае неприменения ККТ требовать, чтобы налоговики взыскивали штрафные санкции по ст. 14.5 КоАП РФ не с организации или индивидуального предпринимателя, выступающих в роли работодателя, а с кассира (продавца) - сотрудника, тем самым снизив штраф в несколько раз?
К сожалению, сделать это не удастся. Дело в том, что и контролирующие органы, и арбитражные суды утверждают, что допущенные работником противоправные виновные действия не освобождают организацию от административной ответственности, так как реализация товаров осуществляется от ее имени. Следовательно, принимая на работу сотрудника, организация несет ответственность за неприменение им ККТ (Письмо ФНС РФ от 13.06.2006 N ММ-6-06/597@, постановления ВАС РФ от 03.08.2004 N 5940/04, ФАС УО от 16.08.2007 N Ф09-6524/07-С1, ФАС ЗСО от 09.08.2007 N Ф04-5506/2007(37128-А03-43), ФАС СКО от 25.07.2007 N Ф08-4536/2007-1774А).
Более того, даже если лицо, осуществившее продажу товара без применения ККТ, не является работником организации, последнюю могут привлечь к административной ответственности, поскольку указанное лицо, находясь в магазине организации, действовало от имени и в интересах организации (Постановление ФАС СЗО от 01.08.2007 N А56-8168/2007).
В ряде случаев суды могут признать неприменение ККТ при денежных расчетах с населением малозначительным правонарушением и на основании ст. 2.9 КоАП РФ освободить лицо от административной ответственности (постановления ФАС ВВО от 13.08.2007 N А28-10846/2006-440/27, ФАС УО от 26.07.2007 N Ф09-5931/07-С1). Однако в большинстве случаев судьи придерживаются мнения, что административное правонарушение в виде неприменения ККТ при осуществлении денежных расчетов посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы, поэтому оно не может быть признано малозначительным (постановления ФАС ЗСО от 07.08.2007 N Ф04-5390/2007(36996-А75-19), ФАС УО от 28.05.2007 N Ф09-3892/07-С1, ФАС ВВО от 08.05.2007 N А11-13513/2006-К2-7/524).
Если факт неприменения налогоплательщиком ККТ зафиксирован контролерами впервые, то суд может учесть это как смягчающее обстоятельство и уменьшить размер штрафа (Постановление ФАС СЗО от 07.05.2007 N А56-11958/2006).
Напомним, что в соответствии с п. 8 Порядка регистрации ККТ*(7) по окончании срока применения модели ККТ, указанного в Государственном реестре, налоговые органы снимают ее с учета. При этом организации о снятии с учета таких ККТ уведомляются за 30 дней до истечения срока их применения. Если налоговый орган не уведомил должным образом налогоплательщика о снятии с регистрационного учета используемой им ККТ, но привлекает его к ответственности за нарушения требований Федерального закона N 54-ФЗ, то постановление налогового органа можно признать незаконным в судебном порядке (постановления ФАС ЗСО от 20.06.2007 N Ф04-4100/2007(35523-А03-32), ФАС МО от 29.03.2007 N КА-А40/2062-07, ФАС ДВО от 28.03.2007 N Ф03-А73/07-2/277).
Обратите внимание: привлечение налогоплательщика к ответственности по ст. 126 НК РФ за непредставление по требованию налогового органа лент ККТ незаконно, поскольку чековые ленты не являются первичными документами, необходимыми для налогового учета (постановления ФАС СЗО от 06.08.2007 N А42-5103/2006, от 25.05.2007 N А42-5136/2006).
С.Н. Кудряшов
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 20, октябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
*(2) Постановление СМ - Правительства РФ от 30.07.1993 N 745 "Об утверждении Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и Перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин".
*(3) Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах РФ".
*(4) Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".
*(5) Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах".
*(6) Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека".
*(7) Порядок регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах, утв. Приказом ГНС РФ от 22.06.1995 N ВГ-3-14/36.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"