Новости для специалиста по госзакупкам
Декабрь 2024 года
28 декабря 2024 года
Антисанкционные меры в сфере госзакупок продлены на 2025 год
Федеральный закон от 26 декабря 2024 г. N 494-ФЗ
Подписан Федеральный закон, предусматривающий распространение действия положений ч. 56, ч. 63.1, ч. 64.1, ч. 65.1, ч. 65.2, ч. 72, ч. 75 ст. 112 Закона N 44-ФЗ на 2025 год.
Кроме этого, в соответствии с указанным Законом дополнен перечень закупок, не включаемых в расчет совокупного годового объема закупок при определении объема закупок у СМП, СОНО. Так, в предусмотренный ч. 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ перечень включены закупки, осуществляемые в случаях, установленных Правительством РФ.
Указанные изменения вступают в силу 1 января 2025 года.
_______________________________________________
Изменились правила осуществления закупок у единственного контрагента в случаях, не предусмотренных ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ
Федеральный закон от 26 декабря 2024 г. N 494-ФЗ
Скорректированы положения ст. 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ (далее - Закон N 46-ФЗ), устанавливающей возможность определения Правительством РФ случаев осуществления закупок у единственного контрагента в дополнение к случаям, предусмотренным ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Так, согласно новой редакции ч. 2.1 ст. 15 Закона N 46-ФЗ Правительство РФ сохранит в 2025 году право предусматривать дополнительные случаи осуществления "неконкурентных" закупок для государственных или муниципальных нужд, а также определять порядок их осуществления. Право высшего исполнительного органа города федерального значения Москвы самостоятельно определять "дополнительные" случаи и порядок закупок у единственного контрагента также продлено на 2025 год.
Однако ч. 2.2 ст. 15 Закона N 46-ФЗ, предусматривающая право Правительства РФ устанавливать перечень товаров, работ, услуг, в отношении которых высшим исполнительным органом субъекта РФ могут быть определены случаи осуществления "неконкурентных" закупок, утратит силу.
Указанные изменения вступают в силу 1 января 2025 года.
_______________________________________________
Период действия правил определения НМЦК при закупке работ по строительству объекта "под ключ" продлен
Приказ Минстроя России от 12 декабря 2024 г. N 856/пр (зарег. в Минюсте 18.12.2024)
Согласно новой редакции п. 3 приказа Минстроя России от 21.08.2023 N 604/пр этот приказ действует до даты, установленной ч. 56 ст. 112 Закона N 44-ФЗ. Указанные изменения вступают в силу 30 декабря 2024 года.
При этом отметим, что действие ч. 56 ст. 112 Закона N 44-ФЗ в настоящее время распространено на 2025 год.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений |
_______________________________________________
27 декабря 2024 года
Определены меры по предоставлению национального режима при осуществлении закупок по Законам N 44-ФЗ и N 223-ФЗ
Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2024 г. N 1875
Правительство РФ конкретизировало порядок применения положений Законов N 44-ФЗ и N 223-ФЗ о национальном режиме при осуществлении закупок. В частности, определены:
- особенности проведения закупок в случаях установления запрета, ограничения закупок определенных "иностранных" товаров и услуг, в том числе соответствующие перечни товаров и услуг, в отношении которых установлены запрет или ограничение;
- минимальная обязательная доля закупок товаров российского происхождения, перечень соответствующих товаров и требования к форме отчета об объеме закупок отечественных товаров;
- перечень информации и документов, подтверждающих страну происхождения товаров.
Постановление Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 вступит в силу 1 января 2025 года и применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок, извещения о которых размещены в ЕИС либо договоры с единственным контрагентом при осуществлении которых заключены после указанной даты.
_______________________________________________
26 декабря 2024 года
Изменился порядок формирования сведений, подлежащих включению в реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие гостайну
Приказ Казначейства России от 25 ноября 2024 г. N 17н (зарег. в Минюсте 20.12.2024)
Казначейство России утвердило новый Порядок формирования и направления заказчиком сведений, подлежащих включению в реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну, формирования и направления запросов о предоставлении сведений из указанного реестра, формирования и направления Федеральным казначейством выписок из указанного реестра и протокола, а также формы указанных документов (далее - Порядок). Документом определены, в частности, правила:
- формирования и направления заказчиком в реестр сведений о заключенном контракте, содержащем сведения, составляющие государственную тайну, его изменении, исполнении, расторжении;
- формирования и направления заказчиком запросов о включенных в реестр контрактов сведениях, в том числе запросов о предоставлении выписки из реестра контрактов о включенных в такой реестр сведениях в отношении исполненного контракта;
- направления органом Федерального казначейства заказчику сведений, а также выписок из реестра контрактов, протокола, содержащего перечень выявленных несоответствий и (или) оснований, по которым сведения не включаются в реестр контрактов;
- формирования и направления контрагенту выписок из реестра контрактов.
Порядок вступает в силу 1 января 2025 года. С этой же даты приказ Казначейства России от 18.07.2022 N 17н, которым утвержден действующий в настоящее время порядок направления сведений в реестр контрактов, предусмотренный ч. 7 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, признан утратившим силу.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений |
_______________________________________________
25 декабря 2024 года
Минфин разъяснил, можно ли увеличить цену контракта на сумму НДС в связи с изменением налогового законодательства
Письмо Минфина России от 28 ноября 2024 г. N 24-06-09/119523
Специалисты Минфина России в своем письме напомнили, что в силу ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанным Законом. При этом они отметили, что участник закупки формирует предложение о цене контракта с учетом всех накладных расходов, а также налогов и сборов, которые он обязан уплатить в соответствии с положениями НК РФ. Вместе с тем риски, связанные с исполнением контракта, относятся к коммерческим рискам контрагента, которые предусматриваются в цене заявки на участие в закупке. Таким образом, подчеркивают авторы письма, контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт.
Рекомендуем
Энциклопедия решений |
_______________________________________________
24 декабря 2024 года
Можно ли подтвердить опыт выполнения работ по ремонту автодороги договором субподряда?
Определение коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 21 октября 2024 г. N 304-ЭС24-7382
В извещении о проведении электронного аукциона на закупку работ по содержанию развязок на автомобильных дорогах заказчиком установлено дополнительное требование к участникам согласно п. 18 приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 (далее - Постановление N 2571). По результатам подведения итогов аукциона заявка участника была признана несоответствующей указанному требованию по причине того, что вместо исполненного контракта либо договора, заключенного в соответствии с Законом N 223-ФЗ, участник предоставил гражданско-правовой договор субподряда.
Полагая, что решение комиссии не соответствует закону, участник обратился с жалобой в антимонопольный орган, однако позиция участника была признана необоснованной.
В связи с этим участник обратился в арбитражный суд с заявлением о признании решения антимонопольного органа незаконным. Суды трех инстанций признали жалобу обоснованной и признали указанное решение незаконным. При этом они отметили, что для определения наличия у участника аукциона опыта по выполнению соответствующих работ не имеет значения в каком качестве он являлся их исполнителем - в качестве генподрядчика или субподрядчика.
Вместе с тем ВС РФ не согласился с нижестоящими судами. В частности, судьи отметили, что Постановлением N 2571 установлено требование к опыту исполнения участником договора на выполнение соответствующих работ в качестве прямого исполнителя (генерального подрядчика), а не субподрядчика. При этом договор должен быть исполнен им в полном объеме. Кроме этого, исполненный участником договор субподряда не был заключен в рамках Закона N 44-ФЗ или Закона N 223-ФЗ, соответственно, его нельзя признать удовлетворяющим требованиям Постановления N 2571.
Суд также подчеркнул, что данные требования обусловлены спецификой подлежащих исполнению контрактов, предметом которых является осуществление действий в отношении социально значимых объектов, а также необходимостью снижения риска заказчика при неисполнении заключаемого контракта.
____________________________________________
23 декабря 2024 года
Ключевая ставка сохранена на уровне 21% годовых
Информационное сообщение Банка России от 20 декабря 2024 года
Совет директоров Банка России принял решение сохранить ключевую ставку в размере 21,00 % годовых. Напомним, что до этого уровня ставка была повышена в октябре.
Банк России будет оценивать целесообразность повышения ключевой ставки на ближайшем заседании с учетом дальнейшей динамики кредитования и инфляции. По прогнозу Банка России, с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция снизится до 4,0% в 2026 году и будет находиться на цели в дальнейшем.
28 декабря 2024 года Банк России опубликует Резюме обсуждения ключевой ставки. Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 14 февраля 2025 года.
Напомним, что размер ключевой ставки имеет значение при начислении заказчикам и поставщикам пеней за просрочку исполнения обязательств по контракту в соответствии с ч. 5 и ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.
Кроме того, ключевая ставка применяется при расчете:
- пеней по налогам, сборам, взносам;
- компенсации за задержку зарплаты и других выплат, причитающихся работнику;
- процентов за пользование чужими денежными средствами и др.
Рекомендуем:
Справочная информация |
|
Калькуляторы •Проценты в зависимости от ключевой ставки: кратные ставке и доля от ставки |
|
Памятка • Всё, что нужно знать о ключевой ставке ЦБ: на что может повлиять, где и как нужно применять |
____________________________________________
20 декабря 2024 года
Актуализированы положения КоАП РФ об административной ответственности за нарушения в сфере закупок
Проект федерального закона N 594965-8
В третьем чтении принят закон, предусматривающий обновление составов административных правонарушений, которые могут быть совершены при осуществлении государственных и муниципальных закупок в рамках Закона 44-ФЗ, закупок госкомпаний и госкорпораций по Закону 223-ФЗ, при размещении и исполнении государственного оборонного заказа в рамках Закона N 275-ФЗ, при проведении процедур по продаже государственного и муниципального имущества. Также установлена ответственность операторов электронных площадок за нарушение установленных порядков проведения закупок и обязательных торгов в электронной форме, кредитных организаций - за нарушение установленных порядков блокирования и прекращения блокирования денежных средств на банковском счете участника закупок и обязательных торгов.
Указанные изменения вступят в силу 1 марта 2025 года после подписания Президентом РФ соответствующего закона.
_______________________________________________
19 декабря 2024 года
Расходовать экономию по муниципальным контрактам за счет МБТ от региона - по спецправилам
Постановление Правительства РФ от 6 ноября 2024 г. N 1491
Установлены общие требования к направлению экономии по муниципальным контрактам, финансируемым за счет региональных трансфертов, на реализацию местных программ.
Такая экономия может быть использована на финансирование муниципальных программ, обеспечивающих реализацию региональных проектов, направленных на достижение целей, показателей, и реализацию мероприятий федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов.
Правила использования экономии определяет регион. Обязательное требование: они должны предусматривать заключение с муниципалитетом (по его инициативе) допсоглашений для расходования средств экономии.
В случае, если экономию планируется направить на реализацию той же муниципальной программы, обязательное условие допсоглашения - увеличение предусмотренных соглашением значений результатов предоставления межбюджетного трансферта исходя из размера экономии. Предполагается, что возможность использования средств экономии должна обеспечивать достижение наилучшего результата. Наличие подобного условия будет свидетельствовать о соблюдении принципа эффективности бюджетных средств.
Кроме того, в порядке направления экономии должны быть прописаны:
- возможность при определенных условиях направить экономию на реализацию мероприятий муниципальных программ без увеличения значений результатов предоставления МБТ (если размер экономии не превышает 5% объема МБТ);
- сроки заключения ГРБС дополнительных соглашений - не позднее 15-го рабочего дня со дня получения соответствующего предложения от местной администрации;
- порядок и условия формирования ГРБС не реже 1 раза в квартал документов для внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджета субъекта РФ и ЛБО - если экономия расходуется на реализацию мероприятия, отличного от того, по которому образовалась экономия;
- требование о формировании не реже одного раза в квартал изменений в региональную / муниципальную программу.
Постановление вступает в силу с 1 января 2025 года.
_______________________________________________
18 декабря 2024 года
Казначейское сопровождение: что изменится в 2025 году?
Федеральный закон от 30 ноября 2024 г. N 419-ФЗ
Как и прежде, основания для казначейского сопровождении средств, предоставленных из федерального бюджета, определены ст. 5 Закона о федеральном бюджете. И если сравнивать положения этой нормы в Законе N 419-ФЗ (2025 г.) с положениями ст. 5 Закона N 540-ФЗ (2024 г.), то не сложно найти несколько принципиальных отличий, которые касаются федеральных БУ и АУ.
Первое - в 2025 году основания для казначейского сопровождения авансовых платежей по контрактам (договорам), источником оплаты которых являются средства целевых субсидий, возникают в том случае, если цена контракта (договора) составляет 50 млн рублей и более. В 2024 году такое требование возникает в отношении контрактов стоимостью от 100 млн рублей.
Второе - казначейскому сопровождению подлежат средства грантов в форме субсидий, предоставляемых федеральным бюджетным и автономным учреждениям в соответствии с п. 4 ст. 78.1 БК РФ. Это означает, что для учета операций с такими средствами федеральным БУ и АУ необходимо будет открывать лицевые счета УКС.
Кроме того, участниками казначейского сопровождения станут и контрагенты федеральных АУ и БУ в том случае, если источником финобеспечения расходов по контракту являются средства грантов. Основанием для приобретения статуса УКС будет наличие в договоре условий об авансировании.
_______________________________________________
17 декабря 2024 года
Усилена ответственность за картельные сговоры на торгах
Федеральный закон от 13 декабря 2024 г. N 467-ФЗ
В соответствии с новой редакцией ч. 2 ст. 178 УК РФ к уголовной ответственности будут привлекать за заключение антиконкурентного соглашения в том числе если это повлекло повышение, снижение или поддержание цен на торгах, проведение которых является обязательным. За совершение данного преступления виновных лиц будут наказывать:
принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового либо
лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере от 600 тыс. до 800 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до четырех лет либо без такового.
Если указанное преступление совершено лицом с использованием своего служебного положения либо организованной группой, с причинением особо крупного ущерба или с извлечением дохода в особо крупном размере, виновное лицо может быть приговорено к:
принудительным работам на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет или без такового либо
лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом в размере от 2 млн до 4 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет либо без такового.
Указанные изменения вступают в силу 24 декабря 2024 года.
_______________________________________________
16 декабря 2024 года
Скорректированы требования к продукции автомобилестроения в целях ее отнесения к отечественной промышленной продукции для госзакупок
Постановление Правительства РФ от 11.12.2024 N 1762
Правительство РФ актуализировало требования к совокупному количеству баллов в целях отнесения продукции автомобилестроения к произведенной на территории РФ для осуществления закупок в рамках Закона N 44-ФЗ. В частности, согласно новой редакции абз. 5 примечания 5 к установленным постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 N 719 Требованиям к промышленной продукции для автомобилей легковых (в том числе коммерческих) поставляемых либо используемых при оказании услуг установлены следующие требования:
- с 1 января 2023 года - не менее 3200 баллов;
- с 1 января 2027 года - не менее 3500 баллов;
- с 1 января 2028 года - не менее 3700 баллов.
Кроме этого, для грузовых автомобилей установлены следующие требования:
- с 1 января 2023 года - не менее 3200 баллов;
- с 1 января 2027 года - не менее 3500 баллов;
- с 1 января 2029 года - не менее 3700 баллов.
Кроме этого, определены аналогичные требования к электромобилям, в том числе грузовым.
Указанные изменения вступят в силу 20 декабря 2024 года. При этом заключения о подтверждении производства продукции на территории Российской Федерации, выданные Минпромторгом России до даты вступления в силу новых требований, действительны до окончания установленного срока их действия.
_______________________________________________
13 декабря 2024 года
В реестр контрактов подлежит включению в том числе информация о прекращении контракта
Постановление Правительства РФ от 9 декабря 2024 г. N 1740
Согласно изменениям, внесенным в Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (далее - Правила), утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 N 60, в реестр контрактов подлежат включению в том числе информация и документы о прекращении контракта (обязательств по контракту) в связи с:
- окончанием срока действия контракта (в случае наличия в контракте условия о том, что окончание срока действия контракта влечет прекращение обязательств сторон по контракту);
- ликвидацией юридического лица, являющегося заказчиком, контрагентом, или со смертью гражданина, являющегося контрагентом.
При этом в реестр включаются:
- дата прекращения контракта;
- причина прекращения контракта;
- декларация заказчика о прекращении обязательств по контракту в связи с окончанием срока действия контракта;
- документ, подтверждающий смерть гражданина, являющегося контрагентом.
Соответствующий новый подп. "г" включен в п. 13 Правил.
Указанные изменения вступают в силу 1 июля 2025 года.
_______________________________________________
12 декабря 2024 года
Разъяснены нюансы порядка определения НМЦК методом анализа рынка
Письмо Минфина России от 20 ноября 2024 г. N 24-06-09/115179
Специалисты Минфина России отмечают, что Закон N 44-ФЗ не содержит запрета на использование при расчете НМЦК коммерческих предложений, содержащих минимальную цену товара, работы или услуги. При этом в соответствии с положениями бюджетного законодательства НМЦК ограничивается пределами лимитов бюджетных обязательств.
Напомним, что согласно ч. 6 ст. 22 Закона N 44-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7-11 указанной статьи. При этом в соответствии с ч. 5 ст. 22 Закона N 44-ФЗ в целях применения метода анализа рынка могут использоваться в том числе общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с ч. 18 указанной статьи, информация о ценах, полученная по запросу заказчика у потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Рекомендуем:
Энциклопедия решений Определение НМЦК, НЦЕ, цены контракта с единственным поставщиком по Закону N 44-ФЗ |
_______________________________________________
11 декабря 2024 года
Как формируется смета контракта, заключаемого по итогам конкурентной процедуры?
Письмо Минфина России от 21 ноября 2024 г. N 24-06-09/116134
Контракт по результатам электронной процедуры заключается по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт (подп. "б" - подп. "г" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ). При этом, по мнению специалистов Минфина России, в случае если в проекте контракта, размещенном в составе извещения, предусмотрена смета на выполнение работ, то итоговая стоимость каждой позиции в такой смете пересчитывается заказчиком пропорционально коэффициенту снижения НМЦК от цены соответствующей позиции.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений Составление смет для определения цены контракта по Закону N 44-ФЗ |
_______________________________________________
10 декабря 2024 года
Ответы на острые вопросы по Акту приемки и не только - в новой методичке от Минфина
Письмо Минфина России от 29 ноября 2024 г. N 02-06-06/120312
В течение двух лет Минфин России периодически доводит методические рекомендации по применению отдельных унифицированных форм электронных документов в рамках реализации электронного документооборота.
Нынешняя методичка - седьмая по счету - посвящена особенностям работы еще с 4 формами документов из Приказа N 61н:
- Акт приемки товаров, работ, услуг (ф. 0510452);
- Акт о списании материальных запасов (ф. 0510460);
- Ведомость группового начисления доходов (ф. 0510431);
- Решение об оценке стоимости имущества, отчужденного не в пользу организации бюджетной сферы (ф. 0510442).
По каждому из указанных документов подробно рассмотрены особенности заполнения унифицированной формы, описаны бизнес-процессы ее создания - пошаговый алгоритм работы с электронным документом от создания формуляра до подписания и отправки в архив на хранение, приведены наглядные примеры.
Методические рекомендации ведомство готовит по результатам рассмотрения поступающих ему вопросов, возникающих при применении электронной "первички". Вполне ожидаемо, что наибольшее число таких вопросов связано с формированием Акта приемки (ф. 0510452). Напомним, с этого года он в обязательном порядке применяется всеми типами учреждений при исполнении любых контрактов, заключенных в рамках Законов N 44-ФЗ и 223-ФЗ (за исключением приемки, предусмотренной договором / контрактом, информация о котором размещается в реестре контрактов на ЕИС). А с 1 января 2025 года - еще и для отражения в операций по контрактам / договорам, подлежащим казначейскому сопровождению.
_______________________________________________
9 декабря 2024 года
Должен ли контрагент предоставить "увеличенное" обеспечение исполнения контракта при изменении порядка оплаты и цены контракта?
Письмо Минфина России от 21 ноября 2024 г. N 24-06-06/116286
По мнению представителей Минфина России, при внесении изменений в существенные условия контракта в части увеличения размера аванса размер обеспечения исполнения контракта должен быть приведен в соответствие с положениями ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ. При этом увеличение цены контракта может повлечь возникновение не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта обязательств, в этом случае обеспечение должно быть увеличено пропорционально стоимости новых обязательств контрагента.
Напомним, что в силу частей 1.3 - 1.6 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предусмотренные ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ изменения осуществляются при условии предоставления контрагентом обеспечения исполнения контракта, если такие изменения влекут возникновение его новых обязательств, не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта, и если при определении контрагента было установлено требование обеспечения исполнения контракта в соответствии со ст. 96 Закона N 44-ФЗ.
_______________________________________________
6 декабря 2024 года
Изменился порядок определения НМЦК при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок
Приказ Минтранса России от 5 ноября 2024 г. N 390 (зарег. в Минюсте 02.12.2024)
Минтранс России внес изменения в утвержденный приказом от 20.10.2021 N 351 Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В частности, скорректирована формула определения НМЦК, применяемая в случае если при исполнении соответствующего контракта плата за проезд пассажиров и провоз багажа подлежит перечислению государственному или муниципальному заказчику. Кроме этого, внесены изменения в правила расчета максимальной себестоимости 1 км пробега для автобусов и трамваев.
Соответствующие изменения вступят в силу 14 декабря 2024 года.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений Определение НМЦК, НЦЕ, цены контракта с единственным поставщиком по Закону N 44-ФЗ |
_______________________________________________
5 декабря 2024 года
Определены периодичность, порядок и форма предоставления отчетности о себестоимости продукции, поставляемой в рамках гособоронзаказа
Приказ ФАС России от 6 сентября 2024 г. N 611/24 (зарег. в Минюсте 02.12.2024)
ФАС России в соответствии с п. 145 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 N 1465, утвердила периодичность и порядок представления отчетных данных о фактической себестоимости поставляемой по государственным контрактам продукции, указанной в подп. "б" п. 115 Положения, а также форму представления указанных данных.
Представление отчетных данных осуществляется в отношении фактически поставленной государственным заказчикам продукции, начиная с 2025 года. Данные представляются в ФАС России ежегодно в электронном виде на оптических носителях в срок не позднее 1 июля года, следующего за отчетным.
Приказ ФАС России от 06.09.2024 N 611/24 вступает в силу 14 декабря текущего года.
_______________________________________________
4 декабря 2024 года
Период, в пределах которого в Крыму и Севастополе устанавливается особый порядок закупок строительных работ, оборудования и техники, продлен
Федеральный закон от 30 ноября 2024 г. N 432-ФЗ
Президент РФ подписал Федеральный закон, предусматривающий распространение действия положений ч. 66 и ч. 67 ст. 112 Закона N 44-ФЗ до 31 декабря 2026 года.
Указанные изменения вступили в силу 30 ноября 2024 года.
Напомним, что согласно ч. 66 и ч. 67 ст. 112 Закона N 44-ФЗ в случае закупки оборудования и техники, а также определенных работ заказчики Республики Крым и города Севастополя вправе:
- либо осуществлять закупки в соответствии с Законом N 44-ФЗ,
- либо выбирать способ определения поставщика в порядке, который согласован с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти и установлен нормативными правовыми актами соответственно Республики Крым и города Севастополя.
_______________________________________________
3 декабря 2024 года
Проводить закупки по Закону N 44-ФЗ у единственного контрагента в особых случаях могут разрешить и в 2025 году
Проект Постановления Правительства РФ (подготовлен Минфином 27.11.2024)
Минфин России предлагает продлить до конца 2025 года срок, в течение которого у заказчиков имеется возможность заключать контракты без проведения конкурентных процедур на основании постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 339 "О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления" (далее - Постановления N 339). Проект соответствующего постановления Правительства РФ опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID проекта 01/01/11-24/00152770).
Напомним, что в силу ст. 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ в 2024 году в дополнение к случаям, предусмотренным ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, могут быть установлены иные случаи закупок у единственного контрагента, а также определен порядок осуществления закупок в таких случаях. При этом п. 1 Постановления N 339 установлено, что в дополнение к случаям, предусмотренным ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, заказчик вправе осуществлять закупку товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд у единственного контрагента на основании соответственно акта Правительства РФ, акта высшего исполнительного органа субъекта РФ, муниципального правового акта местной администрации, изданных в соответствии с указанным постановлением. В частности, согласно подп. "г" п. 2 Постановления N 339 акты, предусмотренные п. 1 Постановления N 339, издаются в том числе если закупка осуществляется за счет средств резервных фондов высших исполнительных органов субъектов РФ (в случае осуществления закупки у единственного контрагента для обеспечения нужд субъекта РФ).
Рекомендуем:
Энциклопедия решений Условия применения закупки у единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ |
_______________________________________________
2 декабря 2024 года
Что необходимо учесть при установлении сроков приемки в контракте, заключаемом с СМП?
Письмо Минфина России от 22 ноября 2024 г. N 24-06-06/116890
В подготовленном специалистами Минфина России письме, в частности, отмечается, что срок для возврата заказчиком контрагенту денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, исчисляется с даты исполнения контрагентом предусмотренных контрактом обязательств, и не должен превышать 30 дней, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, такой срок не должен превышать 15 дней (ч. 27 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
При этом к установленному контрактом сроку контрагент обязан предоставить заказчику результаты исполнения контракта, а также направить электронный документ о приемке. По общему правилу приемка результатов исполнения контракта осуществляется заказчиком в срок, установленный контрактом, но не позднее 20 рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке (п. 4 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, подчеркивают авторы письма, в случае заключения контракта с СМП срок приемки должен быть установлен в том числе с учетом необходимости соблюдения условия о сроках возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений |
_______________________________________________
Ноябрь 2024 года
29 ноября 2024 года
Минфин рассказал о порядке предоставления обеспечения исполнения контракта, по которому происходит перемена заказчика
Письмо Минфина России от 25 октября 2024 г. N 24-06-09/104286
В подготовленном специалистами министерства письме, в частности, отмечается, что при перемене заказчика все его права и обязанности, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику. Случаи перемены заказчика Законом N 44-ФЗ не регламентированы. При этом в соответствии с дополнительными требованиями к независимой гарантии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005, независимая гарантия должна быть составлена по типовой форме с учетом закрепления в независимой гарантии права заказчика по передаче права требования по независимой гарантии при перемене заказчика с предварительным извещением об этом гаранта.
Напомним, что согласно ч. 6 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в случае перемены заказчика его права и обязанности, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений |
_______________________________________________
28 ноября 2024 года
Минпромторг рассказал об особенностях подтверждения страны происхождения радиоэлектронной продукции в целях закупок по Закону N 44-ФЗ
Письмо Минпромторга России от 2 ноября 2024 г. N 117382/11
По мнению специалистов министерства, если в извещении о закупке указано несколько позиций товаров, относящихся к разным кодам ОКПД 2, участнику закупки в заявке необходимо указывать для каждой позиции отдельный номер реестровой записи, который при этом должен соответствовать товару, указанному в извещении о закупке, и коду ОКПД 2, к которому этот товар относится.
Рекомендуем6
Энциклопедия решений Национальный режим при осуществлении закупок по Закону N 44-ФЗ |
_______________________________________________
27 ноября 2024 года
В 2025 году перечислять зарплату с отдельного счета в рамках гособоронзаказа можно без одновременной уплаты налогов и страховых взносов
Федеральный закон от 23 ноября 2024 г. N 415-ФЗ
До 31 декабря 2025 года включительно приостановлено действие подп. "а" п. 3 ст. 8.4 Закона N 275-ФЗ в части выполнения условия одновременной уплаты налогов и страховых взносов при осуществлении оплаты труда из средств, размещенных на отдельном счете.
Напомним, что отдельный счет - это счет, открытый головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по гособоронзаказу в соответствии с условиями государственного контракта, каждого контракта. Головной исполнитель использует для расчетов по контрактам только отдельные счета, открытые исполнителям, с которыми у головного исполнителя заключены контракты, в уполномоченном банке, при наличии у таких исполнителей договора о банковском сопровождении, заключенного с уполномоченным банком. Аналогичные условия установлены и для исполнителя.
Закон вступит в силу 4 декабря 2024 года.
______________________________________
26 ноября 2024 года
Приказ Минфина России N 126н утратит силу
Приказ Минфина России от 8 октября 2024 г. N 149н (зарег. в Минюсте 22.11.2024)
С 1 января 2025 года признан утратившим силу приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Приказ Минфина России от 08.10.2024 N 149н вступит в силу 3 декабря текущего года.
Напомним, что 1 января 2025 года вступают в силу новые положения Закона N 44-ФЗ о национальном режиме при осуществлении закупок по Законам N 44-ФЗ и N 223-ФЗ. Согласно новой редакции ст. 14 Закона N 44-ФЗ и положениям новой ст. 3.1-4 Закона N 223-ФЗ, "иностранным" товару, работе, услуге обеспечиваются равные условия участия в закупках с товаром, работой, услугой российского происхождения, за исключением случаев принятия Правительством РФ мер, устанавливающих:
- запрет закупок "иностранных" товаров, работ, услуг;
- ограничение закупок "иностранных" товаров, работ, услуг, в том числе минимальную обязательную долю закупок товаров российского происхождения;
- преимущество в отношении российских товаров, работ, услуг.
Рекомендуем:
Обзоры ГАРАНТа |
_______________________________________________
25 ноября 2024 года
Скорректирован порядок определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемую в рамках гособоронзаказа
Приказ Минпромторга России от 17 октября 2024 г. N 4812 (зарег. в Минюсте 19.11.2024)
Согласно новой редакции подп. "м" п. 23 Порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа, утвержденного приказом Минпромторга России от 08.02.2019 N 334, в состав затрат, относящихся в цену продукции, не включаются в том числе начисления амортизации от стоимости основных средств, приобретенных (созданных, модернизируемых, реконструируемых) за счет средств государственной поддержки, расчет которой осуществляется в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29.06.2024 N 1720-р.
Приказ Минпромторга России от 17.10.2024 N 4812 вступает в силу 1 января 2025 года, при этом цены на продукцию, сформированные до вступления в силу указанного приказа, пересмотру не подлежат, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
_______________________________________________
22 ноября 2024 года
Разъяснен порядок осуществления закупки товаров в случае, если запрет, установленный Постановлением N 616, не подлежит применению
Письмо Минфина России от 11 октября 2024 г. N 24-06-09/98693
По мнению специалистов Минфина России, в случае, если установленный постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 (далее - Постановление N 616) запрет не применяется в силу подп. "а" п. 3 указанного постановления, с учетом положений ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ, заказчики размещают в ЕИС обоснование невозможности соблюдения указанного запрета.
Напомним, что запрет, установленный Постановлением N 616, не применяется в том числе при отсутствии на территории Российской Федерации производства промышленного товара, которое подтверждается разрешением Минпромторга России (подп. "а" п. 3 Постановления N 616).
_______________________________________________
21 ноября 2024 года
Изменились правила централизации закупок товаров и услуг для отдельных федеральных органов исполнительной власти
Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2024 г. N 1520
Согласно изменениям, внесенным в постановление Правительства РФ от 19.06.2020 N 892 (далее - Постановление N 892), скорректирован перечень федеральных органов исполнительной власти, для которых ФКУ "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" осуществляет централизованные закупки ряда товаров и услуг, в том числе:
- канцелярских принадлежностей, бумаги;
- хозяйственных принадлежностей и инвентаря;
- мебели;
- транспортных средств и запасных частей для них;
- аренды транспортных средств;
- страховых полисов ОСАГО и т. д.
Так, в число заказчиков, в интересах которых осуществляются указанные закупки, вошли, в частности:
- Минсельхоз России;
- Минвостокразвития России;
- Россельхознадзор;
- Росалкогольтабакконтроль и др.
Кроме этого, утверждены правила взаимодействия ФКУ "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" с федеральным казенным учреждением при планировании и осуществлении централизованных закупок типовых товаров, работ, услуг.
Указанные изменения вступили в силу 21 ноября текущего года и применяются при планировании закупок, предусмотренных п. 1 Постановления N 892, после дня вступления в силу постановления Правительства РФ от 11.11.2024 N 1520, при осуществлении соответствующих закупок - с 1 января 2026 года
Напомним, что условия централизации закупок, то есть передачи части полномочий по осуществлению закупки в пользу нескольких заказчиков одному государственному или муниципальному органу (уполномоченный орган) либо казенному учреждению, наделенному соответствующими полномочиями (уполномоченное учреждение), установлены ст. 26 Закона N 44-ФЗ.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений |
_______________________________________________
20 ноября 2024 года
Утверждены типовые условия контрактов на выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи
Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2024 г. N 1550
На официальном интернет-портале правовой информации опубликовано принятое в соответствии с ч. 11 ст. 34 Закона N 44-ФЗ Правительством РФ постановление от 14.11.2024 N 1550, которым утверждены типовые условия контрактов на выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации (далее - Типовые условия). Документ предусматривает ряд условий об обязанностях заказчика и исполнителя контракта, подлежащих обязательному включению в контракт. В частности, Типовые условия предусматривают обязательное наличие у исполнителя сертификата (свидетельства) эксплуатанта, обязанность предоставлять при необходимости резервное воздушное судно и сменный экипаж. При этом заказчик обязан в том числе проинформировать экипаж воздушного судна о возможных рисках и угрозах здоровью при выполнении работ, обеспечить экипаж необходимыми средствами индивидуальной защиты.
Типовые условия применяются при осуществлении закупок, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены после 1 января 2025 года, а также в случае заключения контрактов с единственным контрагентом после указанной даты.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений Обязательные (существенные) условия контракта по Закону N 44-ФЗ |
|
Справочная информация |
_______________________________________________
19 ноября 2024 года
Минстрой рассказал о порядке оплаты контрактов на выполнение строительных работ, заключенных с лицами, пользующимися УСН
Письмо Минстроя России от 1 октября 2024 г. N 57284-АВ/09
Представители министерства в своем письме, в частности, отметили, что до размещения закупки и заключения контракта заказчик не обладает информацией о системе налогообложения, применяемой подрядчиком. В то же время из положений ст. 110.2 Закона 44-ФЗ следует, что оплата осуществляется в соответствии со сметой контракта, сроки и размеры такой оплаты, в том числе в части НДС, регламентируются контрактом. Поэтому, подчеркивают специалисты Минстроя России, в случае заключения контракта с лицом, применяющим УСН, оплата контракта осуществляется в соответствии со сметой контракта. При этом несмотря на то, что в смете контракта указывается сумма НДС, заказчик при осуществлении оплаты руководствуется положениями контракта, являющимися типовыми, согласно которым в случае, если контракт заключен с лицами, не являющимися плательщиком НДС, цена контракта НДС не облагается (п. 36 типовых условий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.2023 N 1066).
Рекомендуем:
Энциклопедия решений Особенности закупок проектных и строительных работ по законодательству о закупках |
_______________________________________________
18 ноября 2024 года
При каких условиях допускается корректировка контрактов в связи с "улучшением" результата их исполнения?
Письмо Минфина России от 25 октября 2024 г. N 24-06-09/104115
В подготовленном специалистами Минфина России письме, в частности, отмечается, что Законом N 44-ФЗ не регламентированы конкретные параметры качества, технических и функциональных характеристик (потребительских свойств), являющихся улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. По мнению представителей министерства, товары, работы, услуги, обладающие улучшенными характеристиками, должны обладать характеристиками, не хуже установленных в контракте. При этом заказчик самостоятельно принимает решение о соответствии критерию "улучшения" товара, работы, услуги, предлагаемых вместо предусмотренных контрактом.
Напомним, что согласно ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ при исполнении контракта по согласованию заказчика с контрагентом допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. При этом можно только заменить уже предусмотренные контрактом товары, работы, услуги на другие без изменения их количества, цены контракта, а также других условий контракта.
_______________________________________________
15 ноября 2024 года
Обязан ли заказчик при закупке лекарственных средств предоставлять участникам возможность поставки взаимозаменяемых препаратов?
Постановление АС Московского округа от 25 октября 2024 г. N Ф05-21961/24
Заказчик, руководствующийся при осуществлении закупок положениями Закона N 223-ФЗ, разместил в ЕИС извещение о закупке лекарственного средства конкретного производителя без возможности поставки эквивалентных препаратов. Участник закупки направил в антимонопольный орган жалобу с просьбой проверить правомерность установления заказчиком указанного требования. Доводы участника были признаны заслуживающими внимание и в действиях заказчика антимонопольный орган выявил нарушение.
Не согласившись с позицией антимонопольного органа, заказчик оспорил соответствующие решение и предписание в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности решения и предписания ФАС России. Суд апелляционной инстанции не согласился с позицией нижестоящего суда и указал, что заказчик вправе установить требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств. При том суд отметил, что антимонопольный орган не доказал, что сформулированные заказчиком требования о запрете поставки эквивалентного товара привели к ограничению количества участников аукциона, а наличие других препаратов не свидетельствует об ограничении заказчиком числа участников закупки.
Вместе с тем суд округа не поддержал позицию суда апелляционной инстанции. В частности, суд счел обоснованными выводы суда первой инстанции, согласно которым установление заказчиком требования о поставке препарата исключительно с конкретным наименованием и производимого конкретным производителем при наличии аналогов в перечне взаимозаменяемых лекарственных препаратов нарушает положения Закона N 223-ФЗ, в том числе ч. 1 ст. 2 указанного Закона. В связи с этим постановление апелляционного суда было отменено, а решение суда первой инстанции оставлено в силе.
_______________________________________________
14 ноября 2024 года
Может ли заказчик отказаться от исполнения контракта при перемене поставщика на правопреемника?
Письмо Минфина России от 24 октября 2024 г. N 24-06-09/103309
По мнению специалистов Минфина России, заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если новый контрагент не соответствует требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ), установленным извещением об осуществлении закупки.
Напомним, что при исполнении контракта не допускается перемена контрагента, за исключением случая, если новый контрагент является правопреемником вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения (ч. 5 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). При этом в силу подп. "а" п. 1 ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если в ходе исполнения контракта в том числе установлено, что контрагент перестал соответствовать установленным извещением требованиям к участникам закупки.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений |
_______________________________________________
13 ноября 2024 года
Минфин разъяснил порядок предоставления справки об отсутствии судимости участниками закупок по Закону N 44-ФЗ продуктов питания
Письмо Минфина России от 24 октября 2024 г. N 24-06-09/103488
Специалисты министерства рассказали о правилах предоставления предусмотренной п. 33 приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 (далее - Постановление N 2571) справки об отсутствии судимости за преступления, предусмотренные ст. 236 УК РФ, участниками закупок услуг общественного питания и (или) пищевых продуктов, проводимых для образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления. В частности, авторы письма отметили, что участник закупки представляет справку об отсутствии судимости вне зависимости от срока ее выдачи при совокупности следующих условий:
- срок действия справки не установлен отраслевым законодательством Российской Федерации;
- справка содержит актуальную и достоверную информацию об отсутствии судимости у соответствующего лица.
При этом справка об отсутствии судимости представляется только в отношении лиц, указанных в соответствующих графах п. 33 приложения к Постановлению N 2571, при наличии таких лиц в составе юридического лица.
Также в письме подчеркивается, что справка направляется заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
_______________________________________________
12 ноября 2024 года
Каким договором подтверждается соответствие участника дополнительному требованию, предусмотренному ч. 2.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ?
Письмо ФАС России от 16 октября 2024 г. N 28/93561/24
Специалисты ФАС России разъяснили, что подтверждением соответствия участника закупки требованиям, установленным в соответствии с ч. 2.1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, являются исполненный контракт или договор, заключенный в соответствии Законом N 223-ФЗ, содержащий акт, позволяющий надлежащим образом установить цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
Напомним, что если при применении конкурентных способов НМЦК составляет 20 млн руб. и более, заказчик устанавливает дополнительное требование об исполнении участником (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Законом N 223-ФЗ, при условии исполнения таким участником требований об уплате неустоек, предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее 20% НМЦК.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений Дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки по Закону N 44-ФЗ |
_______________________________________________
11 ноября 2024 года
Допускается ли изменение цен единиц товаров, работ, услуг по контрактам с неопределенным объемом исполнения?
Письмо Минфина России от 26 сентября 2024 г. N 24-08-07/92762
Специалисты Минфина России разъяснили, что для контрактов, по которым оплата результата исполнения осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из объема фактического исполнения, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта, возможность уменьшения цены единицы товара, работы, услуги п. 1.1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ не предусмотрена.
Напомним, что при исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом (ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Такие случаи установлены положениями ст. 95 и 112 Закона N 44-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 "Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия".
Рекомендуем:
Энциклопедия решений |
_______________________________________________
8 ноября 2024 года
Разъяснены нюансы реализации требования к контрагенту о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП, СОНО
Письмо Минфина России от 16 сентября 2024 г. N 24-06-06/88175
В подготовленном специалистами Минфина России письме, в частности, отмечается, что условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у СМП, СОНО в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ.
При этом подчеркивается, что Законом N 44-ФЗ установлен порядок заключения и исполнения контрактов и их субъектный состав: заказчик и контрагент. При этом Закон N 44-ФЗ не регулируют порядок заключения договора между контрагентом и субподрядчиками (соисполнителями), поэтому такой договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной ГК РФ для совершения сделок.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений |
_______________________________________________
7 ноября 2024 года
Уточнен порядок рассмотрения информации о фактах повышения цен на сырье и комплектующие, необходимые для выполнения гособоронзаказа
Приказ ФАС России от 19 сентября 2024 г. N 643/24 (зарег в Минюсте 21.10.2024)
1 сентября 2024 года вступила в силу новая редакция ч. 3 ст. 14 Закона N 275-ФЗ, в соответствии с которой головной исполнитель, исполнитель, военные представительства обязаны в 30-дневный срок представлять в антимонопольный орган информацию о любых фактах повышения поставщиками цен на сырье, материалы и комплектующие изделия, работы, услуги, необходимые для выполнения гособоронзаказа, в случаях, установленных Правительством РФ. Соответствующие случаи определены постановлением Правительства РФ от 22.08.2024 N 1124.
В связи с этим ФАС России уточнила порядок рассмотрения информации о фактах повышения цен на указанные сырье, продукцию, услуги. В частности, согласно новой редакции приложения к приказу ФАС России от 23.03.2018 N 362/18, информация о повышении цен рассматривается федеральным антимонопольным органом по итогам ее представления в центральный аппарат ведомства. В то же время по решению руководителя ФАС России или его заместителя информация о повышении цен может быть направлена для рассмотрения и в территориальный антимонопольный орган. Указанная информация в течение 15 рабочих дней со дня ее поступления направляется антимонопольным органом в электронном виде на электронных носителях в форматах электронных копий и таблиц в Казначейство России.
Кроме этого, скорректирован перечень обстоятельств, которые ФАС России устанавливает по результатам соответствующей проверки.
Приказ ФАС России от 19.09.2024 N 643/24 вступил в силу 2 ноября текущего года.
_______________________________________________
6 ноября 2024 года
Минфин рассказал, кто от имени участников может осуществлять юридически значимые действия в ЕИС при проведении закупок по Закону N 44-ФЗ
Письмо Минфина России от 26 сентября 2024 г. N 24-06-06/92792
Пунктом 1.5 Порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Порядок), утвержденного приказом Казначейства России от 10.12.2021 N 39н, установлен перечень уполномоченных представителей организации в целях применения указанного Порядка, в том числе руководитель организации, лицо, уполномоченное на осуществление действий от имени организации. При этом именно руководитель посредством ЕИС наделяет уполномоченных лиц соответствующими полномочиями и регистрирует их в ЕИС. Представители Минфина России в связи с этим разъяснили, что к участию в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах допускается только лицо, наделенное в установленном порядке соответствующими полномочиями от имени участника.
Напомним, что для участия в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах участник закупки должен пройти регистрацию в ЕИС и получить аккредитацию на соответствующих электронных площадках (ч. 5 ст. 24.2, п. 1 ч. 6 ст. 43, п. 3 ч. 1 ст. 75, ч. 1 ст. 76 Закона N 44-ФЗ).
Рекомендуем:
Энциклопедия решений |
_______________________________________________
5 ноября 2024 года
Разработаны типовые условия контрактов на оказание услуг по проведению СОУТ и обучению вопросам охраны труда
Проект постановления Правительства РФ (подготовлен Минтрудом 28.10.2024)
В соответствии с ч. 11 ст. 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" планируется утвердить:
- типовые условия контрактов на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда;
- типовые условия контрактов на оказание услуг по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда.
Условия касаются обязанностей исполнителей и заказчиков. Нововведения будут применяться в отношении закупок, извещения о которых размещены в единой информационной системе либо приглашения принять участие в определении исполнителя по которым направлены либо контракты с единственным поставщиком при осуществлении которых заключены после дня вступления в силу постановления.
_______________________________________________
Какие требования в соответствии с Градостроительным кодексом РФ предъявляются к участникам закупок строительных работ "под ключ"?
Письмо Минстроя России от 18 октября 2024 г. N 61052-ОС/02
Специалисты Минстроя России напомнили, что заказчики при осуществлении закупки устанавливают единые требования к участникам в соответствии с законодательством Российской Федерации согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ. Заказчик обязан проверить соответствие участников установленным требованиям. При этом Градостроительным кодексом РФ установлено обязательное требование об обеспечении выполнения инженерных изысканий и подготовки проектной документации соответствующими специалистами, которые должны быть трудоустроены по месту основной работы у члена СРО и осуществляют трудовые функции со дня включения сведений о них в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования. Вместе с тем в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий на экспертизу, выполненных лицом, не являющимся членом соответствующей СРО, будет отказано.
Таким образом, подчеркивают представители министерства, член СРО только в области строительства не вправе заключить договор подряда, предметом которого являются одновременно работы по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству объекта капитального строительства, и не может выполнить в полном объеме обязательства по договору.
Также отмечается, что если подрядчик по "комплексному" контракту не будет являться членом всех необходимых для выполнения работ СРО, возникает риск дополнительных выплат из бюджета при причинении вреда вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации в связи с невозможностью регрессного требования к СРО соответствующего вида. Кроме этого, невозможна и компенсация из средств соответствующего компенсационного фонда ущерба, причиненного в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения членом СРО обязательств по договору генподряда, заключенному по итогам такой закупки, и возврат средств в бюджет соответствующего уровня.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений |
_______________________________________________
2 ноября 2024 года
Применение отдельных положений постановления Правительства РФ о централизации закупках офисного ПО приостановлено на новый срок
Постановление Правительства РФ от 24 октября 2024 г. N 1432
До 31 декабря 2025 года продлен период приостановки действия Правил взаимодействия Минцифры России с федеральными органами исполнительной власти при планировании и осуществлении централизованных закупок офисного ПО и ПО в сфере информационной безопасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 N 658 (далее - Постановление N 658). Также до указанной даты не применяются отдельные положения Постановления N 658, касающиеся реализации Минцифры России соответствующих полномочий в сфере закупок ПО.
Соответствующие изменения, внесенные в постановление Правительства РФ от 29.12.2023 N 2381, вступили в силу 2 ноября текущего года.
Напомним, что согласно Постановлению N 658 Минцифры России наделено полномочиями по осуществлению централизованных закупок лицензий офисного ПО и ПО в сфере информационной безопасности в интересах федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ. В частности, Министерство обеспечивает планирование указанных закупок, определение контрагентов, заключение контрактов и их исполнение, в том числе в части приемки поставленных товаров, результатов работ, оказанных услуг, оплаты лицензий ПО.
_______________________________________________
1 ноября 2024 года
До заказчиков доведены прогнозные показатели, используемые в целях размещения гособоронзаказа
Письмо Минэкономразвития России от 2 октября 2024 г. N 35132-ПК/Д03и
В подготовленном Минэкономразвития России письме приводятся показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2027 года, используемые в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу, в соответствии с приказом от 01.04.2020 N 190 "Об утверждении Порядка применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, а также иных показателей в составе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации при формировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу", в том числе:
- основные макроэкономические параметры среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2027 года;
- прогноз показателей инфляции на период до 2027 года;
- прогноз индексов цен производителей и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности на период до 2027 года, в % г/г.
Напомним, что соответствующие показатели используются в том числе в целях соблюдения требований Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 N 1465.
_______________________________________________
В новостном обзоре, подготовленном экспертами компании "Гарант", приводится актуальная для специалиста по госзакупкам информация о новых нормативных актах, проектах нормативных актов и разъяснениях уполномоченных органов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с:
- Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе"
и др.
Документы приводятся с кратким комментарием - описанием основных вопросов, которые в них затронуты. Положения документов, упоминаемых в новостях, учитываются при обновлении информационного блока "Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки" и иных аналитических материалов, подготовленных экспертами компании "Гарант"